Динамика развития ребенка в школе

Динамика развития ребенка в школе thumbnail

Прослеживание динамики развития ребенка с ТиМНР в процессе обучения.

выступление на научно-практическом семинаре «Оценка образовательных достижений детей, обучающихся по 2 варианту ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

учителя-логопеда

Федотовой С.А.

Москва 2016

Прослеживание динамики развития ребенка с ТиМНР в процессе обучения.

В 4-ом классе, где я преподаю обучаются 9 детей в возрасте 10-11 лет с ТиМНР. 3 человека имеют тяжёлую степень умственной отсталости, 6 – умеренную, из них 4 – имеют расстройство аутистического спектра.

Для оценки умений и навыков учащихся 3 раза в год проводится мониторинг развития – начальный (сентябрь), промежуточный (январь) и заключительный (май). Результаты обследования заносятся в Индивидуальную карту развития ребенка. Эта карта заполняется на протяжении всего обучения учащегося в школе, что помогает осуществлять преемственность обучения. Я преподаю в этом классе первый год, но данные, полученные от наблюдения на прошедших годах помогли мне познакомиться с индивидуально-личностными особенностями учащихся. На основании данных полученных при обследовании составляется индивидуальная программа обучения. Индивидуальная карта развития ребенка включает следующие разделы:

Здоровье и двигательное развитие

Умственное развитие

Коммуникативное развитие

Регуляторное развитие

Представления о сферах действительности

— личная сфера и представление о ближайшем окружении

— представление о назначении и свойствах предметов окружающего мира

— правила обращения с предметами

— овладение общеучебными навыками поведения

— представления о культурно-бытовых учреждениях и правилах поведения в них

— представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе.

— представление о количестве и величине

— представление о временных и пространственных отношениях

— представления о произведениях детской литературы

Диагностика различных видов деятельности ребенка

— игровая деятельность

— конструирование

— изобразительная деятельность

Помимо Индивидуальной карты развития в нашей школе проводится мониторинг по предметным областям. В нем фиксируются учебные умения по предметам. Здесь можно проследить динамику усвоения учебной программы с учетом индивидуально-личностных и психофизических особенностей. Следующим этапом коррекционной работы является составление психолого-педагогической характеристики и индивидуальной программы воспитания и обучения. Для этого используется информация, полученная в процессе диагностики. Программа обычно составляется на полугодие и состоит из списка задач и способов их реализации. Начинать работу следует с наиболее значимых несформированных функций.

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета. Учащиеся с умеренной степенью УО в состоянии освоить элементарные знания по чтению, письму, счету, продуктивной деятельности на наглядно-практической и предметной основе. Учащиеся с тяжелой степенью учатся правилам поведения и коммуникации, навыкам самообслуживания, что так же важно для социальной адаптации.

Известно, что у лиц с выраженной и тяжелой степенью УО умения и навыки непрочные. Быстро распадаются без постоянного подкрепления. Важно определить круг умений и навыков, которые помогут адаптироваться в жизни, быть удобным в семейных условиях, в социальных контактах.

В процессе коррекционной работы формируется образ «Я», «Я-сознание», положительное восприятие сверстника, обучение способам взаимодействия с ним, выделение и осознание разных видов и уровней социальных отношений, моделирование их в различных видах деятельности. Формируется отношение к сверстнику как к партнеру, способность учитывать «программу» партнера, формируются коммуникативные умения.

Также необходимо воспитывать навыки культурного поведения, умения общаться с людьми: выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение выражать согласие или несогласие. Необходимо работать над пробуждением чувства жалости, радости, сострадания.

Формировать жизненно-необходимые навыки самообслуживания, умение выполнять конкретные трудовые поручения. Участие в посильном труде – значимый фактор в развитии личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью формирующий у него уверенность в собственных силах.

В зависимости от тяжести диагноза уровень освоения деятельности может различаться. Это могут быть:

— совместные действия с педагогом;

— деятельность по подражанию;

— деятельность по образцу;

— деятельность по последовательной инструкции;

— самостоятельная деятельность воспитанника;

— умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Для оценки можно использовать следующую градацию:

— действие сформировано

— требуется помощь

Читайте также:  Все о развитии вашего ребенка игры своими руками

— действие не сформировано

При оценке динамики учитываются психофизические возможности и индивидуально-личностные особенности и учащихся. Понятно, что у ребенка с тяжелой степенью УО уровень самостоятельности будет минимальной. Здесь показателем эффективности педагогического воздействия будет, если ребенок самостоятельно обратится к учителю за помощью. Для ребенка с 1 уровнем РАС достижением будет, если он, пусть минимально, включается в учебный процесс, узнает педагога, фиксирует взгляд на лице педагога, на предмете.

Специфика программы для детей с тяжелыми и множественными нарушениями состоит в том, что для каждой задачи продумывается несколько вариантов реализации, способы реализации всегда индивидуализированы.

Для того, чтобы удобнее было фиксировать виды усвоения материла по задачам, темпы усвоения материала, мы разбили ежедневные занятия в таблицу, где фиксируются задачи, реализуемые на занятии. В соответствующей строке пишутся виды упражнений и отмечаются результаты, в зависимости от того, как ребенок справился с заданием. Благодаря такой организации занятий мы видим малейшие продвижения у ребёнка, планируем виды работ на следующие занятия, усложняем и варьируем задания, отмечаем динамику в «Карте» и готовим индивидуальную программу на следующий период обучения, реально учитывая уровень актуального и ближайшего развития ребенка.

Результаты формирования универсальных учебных действий (УУД) отслеживаются через наблюдения на уроках и во внеурочной деятельности, через дифференцированные индивидуальные задания, через участие в совместных творческих делах.

Одной из форм оценки метапредметных результатов является интегрированная (комплексная) контрольная работа. Контроль и оценка метапредметных результатов предусматривают выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.

Текущая оценка знаний, умений и навыков, учащихся позволяет учителю постоянно следить за успешностью обучения детей, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению этих пробелов. Итоговая оценка знаний, умений и навыков выводится по результатам повседневного устных ответов учащихся, выполнения ими обучающих классных и домашних письменных работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программному материалу.

Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В состав портфеля достижений включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

На усмотрение учителя в портфель достижений учеников начальной школы включаются следующие материалы:

выборки детских работ —учебных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, и в процессе внеурочной деятельности. Работы подбираются так, чтобы их совокупность демонстрировала достижение более высоких уровней формируемых учебных действий;

материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности, например, результаты участия в конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др.

Содержание и структура портфолио может корректироваться учителем.

Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.

Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.

Источник

  1. Специалисты школьного ПМПк обязаны предоставлять сведения о динамике развития детей, прошедших районную ПМПК, и взятых на динамический контроль в конце 2,3,5, 7 классов.
  2. Для контроля за динамикой развития детей, прошедших районную ПМПК, и взятых на динамическое сопровождение собирается расширенный состав ПМПК, куда входят специалисты районной ПМПК и представители школьного ПМПк.
  3. Специалист школьного ПМПк предоставляет для рассмотрения на расширенном заседании ПМПК сведения о динамике развития ребенка:

— педагогическая характеристика динамики развития учащегося и динамики

коррекционной работы за период прошедший с момента последнего обследования на

Читайте также:  Периодизация психического развития ребенка ее основные положения

районной ПМПК, с оценкой эффективности проводимой коррекционно-развивающей

работы;

— педагогическоепредставление для отслеживания динамики развития (Приложение 12);

— карта динамики речевого развития (заполняется учителем-логопедом) (Приложение 13);

— психологическоепредставление для отслеживания динамики развития (Приложение 14);

— сведения о текущей успеваемости учащихся, поставленных на динамическое

сопровождение (Приложение 15).

4. По результатам проведенного совместного заседания расширенного состава ПМПК

заполняется Протокол, даются рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка

специалистам ОУ, родителям (законным представителям), даются выписки из протокола

совместного расширенного заседания ПМПК с рекомендацией о дальнейшей форме

обучения ребенка.

Приложение 1.

Примерная пед. характеристика на ученика с ЗПР

(предоставляется на ПМПК, врачу-психиатру)

Педагогическая характеристика

на ученика (цу) ______ класса школы № _________

Ф.И.О. ______________________________________________

Дата рождения_____________________

Ребенок посещает данное учебное заведение с … класса. На протяжении всего периода обучения у (имя) отмечались недостатки в развитии восприятия: его фрагментарность, ограниченность, поверхностность. В связи с недоразвитием слухового и зрительного восприятия недостаточно сформированы пространственно- временные представления, знания об окружающем мире весьма ограничены.

Отмечаются недостатки в развитии произвольной памяти: замедленное запоминание, неточность воспроизведения, плохая переработка воспринимаемого материала. Ученик затрудняется в применении приемов запоминания: смысловая группировка, классификация, что вызывает ряд трудностей при усвоении таких предметов, как биология, история, география, обществознание.

Внимание неустойчиво. (Имя) не способен к длительному напряжению и концентрации внимания на выполняемом задании. Во время уроков рассеян, трудно переключается с одного вида деятельности на другой.

Недостаточный уровень развития словесно-логического мышления проявляется в неумении самостоятельно решать сложные арифметические задачи. Низкий уровень абстрактно-логического мышления затрудняет усвоение программного материала по таким предметам как алгебра, геометрия, физика, химия. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения, нуждается в развернутой помощи педагога.

У ребенка бедный, недифференцированный словарный запас. Нарушение письменной речи проявляется в большом количестве специфических ошибок (пропуски, замен, недописывания букв), а также в большом количестве ошибок, связанных с неумением применять на практике орфографические правила. Уровень развития связной речи не соответствует программным требованиям, ребенок испытывает сложности при написании творческих письменных работ (сочинений, изложений).

У (имя) не сформированы устойчивые формы самоконтроля и самооценки, не всегда адекватно может оценить результаты своей деятельности. При выполнении трудных заданий принимает помощь взрослого и охотно использует ее, самостоятельно преодолеть трудности не может и не желает. Работоспособность низкая, отмечается быстрая истощаемость организма из-за умственных нагрузок. По мере утомления или неуспешности выполнения задания эмоциональное состояние ухудшается, становится эмоционально неустойчивым: раздражительным, легко возбудимым.

Дата

Директор подпись расшифровка

Классный руководитель подпись расшифровка

Приложение 2

Методические рекомендации к заполнению педагогической характеристики на ребенка с задержкой психического развития

Педагогическая характеристика ребенка с ЗПР может иметь разное назначение в зависимости от того, с какой целью она составляется. Соответственно меняется и ее основной акцент. Так, педагогическая характеристика необходима при переводе ученика из общеобразовательной школы в специальный коррекционный класс для детей с ЗПР.

Или педагогическая характеристика необходима при переводе ученика из коррекционного класса для детей с ЗПР в массовую школу в результате его значительного продвижения в овладении учебной программой, положительной динамики психического развития и улучшения состояния здоровья.

Педагогическая характеристика также необходима, если ученик стойко не усваивает учебный материал и встает вопрос о пересмотре диагноза; в этом случае она предназначена для медико-педагогической комиссии.

Характеристика должна отражать продвижение ученика в процессе обучения, изменения, происходящее под влиянием специального обучения и воспитания.

Педагогическая характеристика должна содержать следующие разделы:

1) общие сведения об ученике;

2) состояние школьных знаний и навыков;

3) общее развитие ребенка, особенности речи и мышления;

4) особенности учебной деятельности;

5) особенности поведения;

6) характеристика личности;

7) заключение.

В разделе «Общие сведения», помимо формальных данных (даты рождения ребенка и поступления в школу и т. п.), должно быть указано посещал ли детский сад, в какой класс школы, ученик принят, откуда поступил, оставался ли на второй год, когда начал обучаться по программе VII вида (для детей с ЗПР). Следует кратко охарактеризовать семью ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам с рождения до года мальчик недоношенный

В разделе «Состояние школьных знаний и навыков» необходимо указать, какой предмет (или предметы) затрудняет ученика, какие разделы он не смог усвоить, какую помощь ему оказывал учитель (в том числе на индивидуально-коррекционных занятиях), ее эффективность. Следует также отметить, какие предметы или разделы программы он усвоил более успешно, какой учебный материал оказался для него наиболее легким. При этом важно описать индивидуальные особенности усвоения знаний — темп мыслительной деятельности ребенка, особенности запоминания (быстрота, осмысленность) и работоспособности, степень самостоятельности, реакция на помощь педагога и др.

При характеристике уровня общего развития следует показать осведомленность ребенка в окружающем (семья, окружающие предметы, простейшие явления природы). Степень полноты и точности таких знаний и представлений послужит материалом для оценки познавательной активности ребенка.

Описание речевого развития школьника должно содержать краткую количественную и качественную характеристику лексического запаса слов; отражать особенности грамматического строя речи — имеется ли аграмматизм и какова степень его выраженности, какие части речи и типы предложений преимущественно используются; затруднения в оформлении речевого высказывания — замедленность, наличие повторов, поиск нужных слов и др. Важно выделить особенности речи ребенка — состояние фонематического слуха, виды ошибок в устной, и письменной речи, их частота. Необходимо указать на наличие и степень стойкости ошибок, специфичных для письменных работ детей, либо отметить отсутствие таковых.

Также следует охарактеризовать способность делать пересказ прочитанного или прослушанного текста. По всем вопросам, касающимся состояния речи, педагог должен советоваться со школьным логопедом, использовать его данные.

Описывая особенности мыслительной деятельности, следует прежде всего остановиться на способности к обобщению, осмыслению материала, на понимании логических связей и отношений, умении выделить существенные признаки предметов, на возможности переключения с одного вида мыслительной деятельности на другой. Нужно указать степень использования ребенком помощи, раскрыть его потенциальные возможности.

Характеризуя особенности учебной деятельности ребенка, необходимо раскрыть следующее: быстрота его включения в работу, устойчивость деятельности (ее продолжительность без отвлечений), затруднения в переключении, темп работы, уровень работоспособности; наличие импульсивности при выполнении заданий, степень самостоятельности и организованности, сформированность навыков самоконтроля и умения оценить выполненную работу.

При описании поведения учащегося следует указать, насколько он дисциплинирован на уроках, на перемене, вне школы; отметить, есть ли двигательная расторможенность (либо заторможенность); описать, какими навыками культурного поведения он владеет.

В разделе «Характеристика личности» освещаются следующие вопросы: учебные и внеучебные интересы школьника, их устойчивость; специальные способности (в области изобразительной деятельности, музыки, спорта и др.), степень адекватности оценки своих возможностей; отношение к учебе и общественным поручениям, к товарищам и взрослым (в том числе к родителям). Следует указать любимое занятие в свободное время, преобладающий фон настроения, отношение к неудачам в учебе, к похвале или порицанию, обидчивость, склонность к жалобам.

Заключительный раздел характеристики как бы суммирует и оценивает все самое существенное в ребенке, отмеченное в предыдущих разделах. Здесь педагог должен выделить черты характера и особенности личности ребенка, которые он оценивает как положительные или как отрицательные, а также указать на особенности, которые мешают ему овладеть знаниями, и на предполагаемые причины этого. Необходимо также определить степень его готовности к обучению по программе следующего учебного года.

Характеристика, написанная для медико-педагогической комиссии, должна освещать стороны, важные в плане дифференциальной диагностики. Здесь в первую очередь следует показать конкретные затруднения ученика в овладении школьной программой, особенности его мыслительной деятельности (темп, способность к обобщению, к осмыслению учебного материала, возможности использования помощи и осуществления переноса), состояние работоспособности ребенка, результаты индивидуальной работы с ним.

Приложение 3.



Источник