Динамика развития ребенка в дошкольном возрасте

Анализ интеллектуального развития воспитанников детского сада позволяет сделать вывод:

Диагностика наличия полных и точных представлений об окружающем мире демонстрирует, что результаты остаются на уровне учебного года.

В занятиях раздела «познаю мир» комплексной программы воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста в детском саду «Радуга» / Под редакцией Т.Н. Дороновой и др. нет преемственности с изодеятельностью, развитием речи; нарушается чередование и кратность повтора изучаемого материала; не обеспечена умственная нагрузка на занятиях за счет недостаточного количества решаемых задач. Тем не менее ознакомление с окружающим по программе «Радуга» предполагает достаточно большой набор индивидуальных тетрадей для детей, которые должны ежегодно обновляться — это вызывает затруднения в обеспечении условий реализации материалов программы в полном объеме. Программой определено перспективное планирование и разбивка тем по месяцам, но отсутствует связь между ознакомлением с окружающим, развитием речи и другими разделами, нарушается в течении месяца чередование.

Наблюдается положительная динамика формирования элементарные математические представлений на 2,7%. Низкий уровень элементарных математических представлений имеют 12% воспитанников ДОУ.

Занятия проводятся по перспективным планам, определенны комплексной программой воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста в детском саду «Радуга» / Под редакцией Т.Н. Дороновой и др. Содержание работы, диагностические методики, формы и методы образовательного процесса в младших и средних группах ДОУ — соответствуют возрастным требованиям. Но в старших, подготовительных группах прослеживается существенное усложнение содержания математического материала, в то же время количественным характеристикам числа, представлениям о составе чисел уделено недостаточно времени, также наблюдается несогласованность содержания тем, рассмотренных в изобразительной, конструктивной, математической деятельности, его обособленность.

В перспективных планах, предусмотренных программой, у большинства занятий не обеспечивается умственная нагрузка за счет недостаточного количества задач. Отмечается положительная динамика формирования умений и навыков музыкальных в изодеятельности. Но тем не менее низкие показатели технических умений и навыков в изодеятельности по ДОУ имеют — 16% воспитанников.

Содержание работы по данному разделу и технологии, удовлетворяют, но неправильно реализуются педагогами. В перспективном планировании, рекомендуемом программой воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста в детском саду «Радуга» / Под редакцией Т.Н. Дороновой и др, много внимания уделено коллективным формам работы, где результат отдельного ребенка качественно менее прослеживается.

Уровень личностного развития воспитанников ДОУ отражают результаты диагностики уровня эмоционального отношения к себе (самооценку, «Я — концепция»), другим людям, к виду деятельности (сформированности предпосылок к учебной деятельности и мотивации к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста), коммуникативные умения и навыки и межличностные отношения.

Результаты диагностики уровня сформированной самооценки воспитанников ДОУ 2013-2014гг. представлены ниже Рисунок 4.

Рисунок 4. Уровень самооценки 2013-2014 гг.

исследование вербальной самопрезентации базовых компонентов самосознания «Я — концепции» показывает:

Ш объем высказываний превышает 15 фраз — 2014г. (12 фраз — 2012-2013гг.) содержащих описание 8-9 признаков — 2014г. (6-7 признаков — 2012-2013гг.).

Ш Наиболее полно детьми охарактеризованы компоненты

ь Я-физическое — 3-4 признаков (4-5признака — 2012-2013гг.),

ь Я-психическое — 4 — признаками (2-3 признака — 2012-2013гг.),

ь Я-социальное — 3 признаков (1-2 признаками — 2012-2013гг.).

Большинство признаков фраз носит оценочный характер (2012-2013гг. фразы носили безоценочный, либо общеоценочный характер).

Динамику развития коммуникативные умения и навыки и межличностные отношения демонстрирует показатель групповой сплоченности и индекс взаимности выборов 2013-2014гг. рисунок 5.

Рисунок 5. Показатель групповой сплоченности и индекса взаимности 2013-2014 гг.

Приведенные данные демонстрируют снижение количества детей с низкой (20-12%) и высокой (15-10%) самооценкой, увеличение количества детей, самооценка которых адекватна (65-78%) и уровня групповой сплоченности (0,30 — 0,43) и индекса взаимности (0,23 — 0,35).

Уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности развития школьной мотивации у выпускников детского сада:

ь 45 % (28 % — 2012-2013гг.) — воспитанников подготовительной группы имеют высокие уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: произвольная регуляция собственной деятельности; тонкая моторика рук; произвольное внимание, высокая работоспособность, самостоятельность, темп и целенаправленность деятельности в условиях группой работы высокие, принимают учебное задание правильно и точно, выделяют основной способ выполнения, и могут объяснить его, внимательны, придерживаются указаний, активны, проявляют инициативу, любознательность.

ь 43% (70% — 2012-2013гг.) — детей имеют средние показатели, т.е. условно готовы к школьному обучению, возможны трудности во время адаптационного периода.

ь Низкие показатели, т.е. слабо развита мелкая моторика рук, произвольное внимание, внимание неустойчиво, не умеют работать самостоятельно, допускают существенные ошибки в выполнении заданий; выражены следующие поведенческие особенности — медленный темп работы, нуждаются в дополнительной помощи, могут работать только под персональным контролем; отмечается расторможенность у 12 % (2% — 2012-2013гг.) детей.

ь 67 % воспитанников подготовительной группы имеют правильные и полные представления о школе; желание учиться основывается на полных и верных представлениях; мотивируют осознанием значимости учения; интересом к учению; к школьным видам деятельности (высокий уровень сформированности школьной мотивации).

методист детское дошкольное учреждение

ь У З3 % детей желание учиться в школе основывается на поверхностных представлениях; мотивируются несущественными фактами (средний уровень сформированности школьной мотивации).

ь У 23 % воспитанников старших группы отмечаются высокие показатели готовности к обучению в школе и 8% детей — средние, 46% — низкий, у 9 % сформирован высокий уровень мотивации к обучению в школе и 9 % — средний.

Приведенные данные позволяют сделать вывод:

ь самооценка максимального количества детей адекватна;

ь растет уровень благополучия взаимоотношений в группах детей;

ь сформирован высокий и средний уровень предпосылок к учебной деятельности у 88% выпускников ДОУ;

ь у воспитанников старшего дошкольного возраста — 67 % сформирован высокий уровень школьной мотивации, отмечаются учебный и позиционные мотивы.

Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ включает в себя компонента: Систематическое отслеживание психолого-педагогическических особенностей развития воспитанников. Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка.

Проведенный анализ деятельности МДОУ № 17 «Петушок» за 2012-2014 годы демонстрирует основные причины неудовлетворительных результатов:

ь необходима система профилактики нервно — психических расстройств воспитанников МДОУ, которая будет воздействовать на биологические факторы, индивидуальные особенности личности и микро социальные условия (семейные и внутри детского сада) или продолжение работы по формированию положительной «Я — концепции» всех субъектов образовательного процесса.

ь отсутствует система физкультурно-оздоровительной работы с семьей и контроля индивидуальной работы по физическому развитию.

ь программа воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста в детском саду «Радуга» / Под редакцией Т.Н. Дороновой и др. не решает в полном объеме задач интеллектуального развития воспитанников ДОУ.

Причины, влияющие на низкий уровень развития речевых способностей у воспитанников ДОУ:

ь не обеспеченность достаточной речевой нагрузкой в планировании занятий по развитию речи, программой воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста в детском саду «Радуга» / Под редакцией Т.Н. Дороновой и др.;

ь педагоги ДОУ, работая по перспективным планам пр. «Радуга», не уделяют должного внимания «Временным требованиям» по всем дошкольным программам.

Следовательно, программа воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста в детском саду «Радуга» / Под редакцией Т.Н. Дороновой и др. не решает в полном объеме задач интеллектуального развития воспитанников ДОУ. Создание системы стимулирования труда персонала МОУ СОШ,

Ш Производственные совещания,

Ш Разработка положений (конкурсов, творческих групп и др.),

Ш Диагностика по запросу администрации,

Критерий II. Эффективность применения современных образовательных технологий и методик

К2.П1. Позитивная динамика достижений воспитанников

Наличие динамики индивидуального развития детей

Справка-подтверждение

Воспитательно-образовательная работа воспитателя МБДОУ «Детский сад № 14 города Красноармейска Саратовской области» Уржумцевой В.В. строится на основе грамотного сочетания базисной комплексной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
и ряда парциальных программ (Николаева С.Н. «Юный эколог» – М., 1993; «Основы здорового образа жизни» под ред. Н.П. Смирновой – Саратов, 2000; И.А. Лыкова «Цветные ладошки», — «Сфера», М., 2007)
и педагогических технологий.

Мониторинг развития детей проводится два раза в год (в октябре и мае). Основная задача мониторинга за­ключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образова­тельной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Оценка результатов развития дошкольников строится на основе показателей развития, данных в программе по основным направлениям:

Направления

Развития

Диагностические методики
1Физическое

развитие

Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста
2Познавательно-речевое

развитие

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

подготовительная к школе группа авт-составит. Н.Б.Вершинина

3Социально-личностное

Развитие

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой


  • вторая младшая группа авт-составит. С.С.Дреер, А.Н.Потыкан

  • средняя группа авт-составит. С. С. Дреер, А.Н. Потыкан

  • старшая группа авт-составит. Н.Б.Вершинина

  • подг.к шк. группа авт-составит. Н.Б.Вершинина
4Художественно-эстетическое развитие«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
Программа по изобразительной деятельности И.А. Лыковой «Цветные ладошки»

Основные методы диагностики — наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов деятельности. Диагностическая работа даёт возможность увидеть субъективную и объективную картины уровня овладения детьми основными знаниями в различных сферах деятельности.

Как педагог-практик, Уржумцева В.В. осознанно ставит цель развития каждого своего педагогического действия, и помню, что разные дети обладают разным исходным уровнем развития, разными способностями и склонностями, т. е. развиваются несколько по-разному и в разных направлениях. Работая в современных условиях, ориентированных на развитие ребёнка педагог


  • ставит перед собой цели развития,

  • обеспечивает при взаимодействии с ребёнком обратную связь.

В этом помогает диагностика. По результатам диагностики Валентина Владимировна:


  • выявляет круг проблем,

  • составляет практические указания и рекомендации,

  • корректирует дальнейшее развитие ребёнка в нужном направлении.

Заведующая МБДОУ «Детский сад № 14

Г. Красноармейска» ____________ (Дорофеева Н.А.)

Источник

Валентина Колдаева
Динамика развития личности дошкольника в процессе игры

Педагогическое руководство творческими играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления. Важнейшим условием успешного руководства творческими играми является умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Воспитателю необходимо дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, его черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре – это влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Наблюдая за поведением ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми.

Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений.В игре отражается повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача воспитателя – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность. Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игре, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие. Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной. Задача воспитателя-помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы. Если ограничиться этим,ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами, чтобы они захотели подражать им.

Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Перед началом игрывоспитатель спрашивает: «Во что будете играть? Что построите? Куда поедите на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?». Эти вопросы заставляют детей задумываться и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться. Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер,становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогает детям самим придумывать интересные различные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем игры является также беседа, в которой раскрывается смысл виденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно даже без предложения воспитателя. Но педагог может и посоветовать детям тему игры, если знает, что она заинтересует их. Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка – один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан – это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства – осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Задача педагога – воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений. При организации игрыперед воспитателем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Источник