Динамика развития ребенка у логопеда

Диагностика коммуникативных навыков
- Коммуникативное поведение
1.1. Вокализации
Какие звуки, звукокомплексы он/она произносит?
В каких ситуациях, в присутствии кого он/она произносит звуки?
Можно ли связать эти звуковые выражения с каким-либо значением?
С каким: реакция на обращение; привлечение к себе внимания; требование (принятие/отклонение) предмета, выполнения действия; протест; комментарии и др.?
1.2. Взгляд
Наблюдает ли он/она за окружающей обстановкой,
людьми?
Следит ли он/она за другими людьми, находящимися в
поле зрения? Замечает ли он/она визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения?Проявляет ли различия в визуальном поведении по отношению к знакомым и незнакомым людям, людям и предметам? Выдерживает ли он/она зрительный контакт собеседника? Выражает ли он/она взглядом желание о привлечениивнимания; предпочтение/отклонение объекта, действия, ситуации; возражение?
1.3. Мимика
Может ли он/она мимикой понятно выражать чувства
(радость, удивление, грусть, злость, страх)?
Соответствует ли выражение лица ситуации?
Есть ли неясности в интерпретации выражений его/ее лица?
Может ли он/она сознательно контролировать свою мимику?
Отвечает ли он/она мимикой на вопросы или ситуацию
высказывания?
Появляется ли у него/нее выражение лица спонтанно?
Общается ли он/она мимикой с другими людьми в соответствующей ситуации?
1.4. Жесты
Демонстрирует ли он/она целенаправленные движения по
отношению к объектам, людям в какой-либо ситуации?
Использует ли он/она движения тела с целью достижения объекта?
Усиливаются (ослабляются) ли непроизвольные движения
в отношении определенных действий, среды, людей?
Использует ли он/она жесты, чтобы обратить на себявнимание?
Использует ли он/она жесты с целью выражения основных потребностей?
Связаны ли жесты с другими формами коммуникации?
1.5. Интерактивное поведение
Реагирует ли он/она на обращение?
Реагирует ли он/она на разумные требования?
Проявляет ли он/она различия в реагировании на собеседников, ситуацию?
ли он/она инициатором коммуникативноговзаимодействия?
Проявляет ли он/она соразмерное поведение в ситуации смены собеседника?
Каким образом он/она реагирует на недоразумения?
Отвечает ли он/она на дополнительные вопросы при повторениях / уточнениях с целью снятия недоразумения?
Прибегает ли он/она в не совсем понятной ситуации к альтернативным формам коммуникации?
Может ли он/она эффективно общаться с помощью своей коммуникативной системы с окружающими?
- Лингвистические способности
2.1. Восприятие и понимание
Реагирует ли он/она на собственное имя?
Узнает ли он/она имена людей, названия знакомых объектов, событий?
Знает ли он/она общеупотребительные существительные, глаголы?
Может ли он/она отвечать на закрытые вопросы, показывая «Да»/»Нет»?
Понимает ли он/она простые требования?
Узнает ли он/она названные объекты?
Узнает ли он/она объекты по их функциональному описанию?
Понимает ли он/она родовые понятия?
Понимает ли он/она фразы с конкретным значением?
Понимает ли он/она фразы с переносным значением?
Понимает ли он/она фразы, выражающие причинно-следственные, временные отношения, условие (предложения «Если…, то затем…»)?
Понимает ли он/она местоимения, прилагательные?
Понимает ли он/она репродуктивные вопросы: «Кто?»«Что?»
Понимает ли он/она поисковые вопросы: «Где?»«Куда?»
Понимает ли он/она вопросы, касающиеся его/ее, других людей?
Понимает ли он/она бытовые вопросы?
2.2. Способность речевого выражения
2.2.1. Артикуляционная моторика
Испытывает ли он/она проблемы с приемом пищи (еда сложки, жевание, глотание)?
Выполняет ли он/она произвольные (непроизвольные)движения органами артикуляционного аппарата?
Скоординированы ли у него/нее дыхательная, голосовая и артикуляционная системы?
2.2.2. Речь
Продуцирует ли он/она устные высказывания?
Понятны ли его/ее высказывания?
Может ли он/она однозначно ответить «Да» и «Нет»?
Может ли он/она разборчиво произносить другие слова?
2.2.3. Помощь при коммуникации
Может ли он/она устно выразить свои повседневныепотребности?
Может ли он/она устно сообщить о своем самочувствии,эмоциональном состоянии?
Может ли он/она называть знакомых людей, объекты,ситуации, места?
Может ли он/она устно выразить отношения «человек-действие» и «действие-объект»?
Может ли он/она задавать вопросы?
Может ли он/она отвечать на простые вопросы?
2.2.4. Чтение и письмо
Может ли он/она распознавать буквы и цифры?
Может ли он/она узнавать (распознавать) часто употребляемые слова?
Может ли он/она распознавать знакомые существительные и глаголы?
Может ли он/она осмысленно читать предложения?
Может ли он/она писать буквы (применяя вспомогательные средства)?
Может ли он/она писать знакомые слова?
Может ли он/она писать простые предложения?
- Двигательные способности
Каково его/ее общее моторное развитие?
Может ли он/она самостоятельно передвигаться (вставать, садиться)?
Как он/она располагается в кресле-коляске?
Какая часть его/ее тела в большей степени способна к
выполнению произвольных движений? Каков объем выполняемых движений?
Каков минимум движений, выполняемых уверенно иточно?
Сколько времени необходимо ему/ей, чтобы показатьна что-то?
Как часто он/она может отвечать в течение определенного интервала времени?
Как долго он/она может выполнять определенный виддеятельности и не уставать?
Может ли он/она пользоваться «коммуникативной кнопкой»?
Насколько богат его/ее опыт пользования «коммуникативной кнопкой»?
4.Когнитивные способности
4.1. Внимание
Концентрирует ли он/она внимание?
Отвлекается ли?
Каково его/ее общее психическое состояние (заинтересованный, внимательный, бодрый, пассивный, вялый)?
4.2. Восприятие
4.2.1. Зрительное восприятие
Какое у него/нее зрение? Есть ли указания на сужениеполей зрения?
Может ли он/она фиксировать взглядом объекты илилюдей?
Может ли он/она следить за объектами, людьми, находящимися в движении
Может ли он/она осуществлять сканирование взглядом?
Имеются ли особенности зрительного восприятия?
4.2.2. Слуховое восприятие
Какой у него/нее слух?Может ли он/она локализовать окружающие шумы(речь)?
Может ли он/она распознать и соотнести звуки окружающей среды?
Дифференцирует ли он/она звуки, проявляет ли к нимизбирательное отношение?
Каково состояние фонематического восприятия?
Может ли он/она сравнивать звуки?
4.2.3. Тактильное восприятие
Каково состояние тактильного восприятия?
Может ли он/она воспринимать (тактильные) прикосновения?
Насколько у него/нее выражена тактильная чувствительность?
Может ли он/она соотносить полученные тактильныеощущения?
4.3. Знаково-символическая деятельность
Имеет ли он/она представление о постоянстве объекта?
Понимает ли он/она символы?
Имеет ли он/она представление о связи «средство-цель»?
Умеет ли он/она воспринимать причинные связи?
Имеет ли он/она план действий при обращении с объектами?
Демонстрирует ли он/она символическое (игровое) поведение, нравится ли ему/ей наблюдать за игрой?
Использует ли он/она игрушки?
4.4. Мышление и память
Может ли он/она классифицировать объекты по функциональному признаку?
Узнает ли он/она знакомые лица?
Может ли он/она обобщать изученное и применять егов новых ситуациях?
Распознает ли он/она структуры?
Может ли он/она решить задачу?
- Психосоциальные способности
Проявляет ли он/она разочарование, если видит, что
неспособен/на выразить свои желания и потребности?
Знает ли он/она о своих коммуникативных ограничениях?
Имеет ли он/она выдержку для целенаправленных, намеренных взаимодействий с другими людьми?
Применяет ли он/она все имеющиеся в распоряжении
возможности для включения в окружающую среду?
Мотивирован(а) ли он/она общаться с другими людьми?
К каким объектам, действиям, видам деятельности он/
она проявляет особый интерес?
Проявляет ли он/она интерес к фотографиям или картинкам?
С какими другими людьми он/она преимущественно
контактирует?
В каких местах происходит коммуникация?
Проявляет ли он/она длительный интерес к какому-либо занятию, деятельности?
Имеется ли в его/ее поведении что-то необычное?
Источник
Ралкова Евгения Сергеевна
учитель-логопед
МБОУ ОШ № 4 г. Охи
Динамика коррекционной работы с 2013-2018 гг.
Нарушения речи появляются не зависимо от времени, становятся разнообразнее, появляются на фоне сложных физических нарушений и в борьбе с ними необходимо искать и применять разнообразные способы коррекции.
Расстройства речи у детей с ОВЗ (VIII вида) носят системный характер, нарушаются все компоненты речи. Наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.
Поэтому логопедическую работу можно разделить на 3 направления:
Диагностическое, коррекционное и консультативное.
Обследование проводится в начале и конце учебного года.
По диагностическим материалам: Аманатовой, Тосуниди, Иншаковой, Андреевой, Смирнова.
По результатам обследования можно отследить:
- количество учащихся с СНР (про степени);
- коррекции ошибок письменной речи, звукопроизношения,
- развития речи учеников с СНР (тяжелой степени) и РАС (расстройства аутистического спектра)
Обследование направленно на определение состояния всех сторон речи.
Все результаты отслеживаются в режиме мониторинга. Анализируя результаты за последние пять лет, можно увидеть, как меняется в процентном соотношении количество учащихся в зависимости от степени системного недоразвития речи. Результаты представлены в диаграмме №1.
Диаграмма №1. Системное недоразвитие речи у учащихся
начальных классов.
Проанализировав результаты можно отметить, что количество детей с системным недоразвитием речи средней степени уменьшается, а с легкой и тяжелой степенью остается практически на одном уровне.
Коррекционная деятельность включает в себя несколько блоков:
- Коррекцию и профилактику дисграфии.
Наиболее частой проблемой для детей с ОВЗ является дифференциация акустически сходных звуков устно и на письме.
Для учащихся 2-7 классов мною была разработана «Рабочая программа логопедических занятий», составленная на основе авторской программы Артемьевой Н.Ю. «Профилактика и коррекция смешанной дисграфии» 2011г.
Работа по дифференциации звуков включает в себя два этапа:
- Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков;
- Этап дифференциации смешиваемых звуков.
На первом этапе уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.
- Дети знакомятся с положением органов речи в момент произнесения звука. В работе я использую зеркала, артикуляционный муляж, куклу.Ученики учатся давать характеристику звука с использованием опорных значков.
- Выделяют звук на фоне слога, определяют его положение.
- Учатся определять наличие звука в слове.
- Если ребенок слышит звук, поднимает флажок, хлопает в ладоши.
- Отбирает картинки с изучаемым звуком, вспоминает слова с необходимым звуком.
- Ученики используют звуковые линейки, схемы слов для определения места звука в слове
По этому плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.
На втором этапе проводится дифференциация смешиваемых звуков.
- Первое с чего необходимо начать это сравнение смешиваемых звуков. Уточнение отличий в произношении звуков.
- Дифференциация сходных звуков на материале прямых и обратных слогов.
Попросить учеников повторить дважды повторяющийся слог. Мы играем в игру «Разведчики». При дифференциации твердых и мягких звуков дети записывают на слух слоги и закрашивают их, синим или зеленым карандашом.
- Дифференциация в словах.
Дети повторяют за логопедом пары слов, отличающиеся одним звуком.
Заканчивают слово слогом с подходящим звуком.
Заменяют дифференцируемый звук на схожий звук в слове, и получается новое слово.
Зашифровывают слово, указав, где находится звук в начале, середине, конце слова (Г-К груша- Г , кукла К К, кошка К).
- Дифференциация в предложениях.
Записать предложение, заменяя каждую картинку словом с необходимым звуком.
Исправляют ошибки, записывают предложение правильно.
Считаю, что коррекционная программа имеет положительный эффект. Результаты представлены в диаграмме № 2.
Диаграмма № 2. Динамика устранения ошибок письменной речи.
После реализации программы у учащихся:
- устранены ошибки акустической дисграфии;
- сформировано внимание на звуковую сторону речи;
- развито фонематическое восприятие;
- сформирован навык звукобуквенного, слогового анализа и синтеза.
- Коррекцию системного недоразвития речи (тяжелой степени)
В последние годы к нам поступают дети соматически ослабленные, с синдромом Дауна, расстройствами аутического спектра, ДЦП, серьезными нарушениями слуха и зрения. Речь таких детей малоразборчива, не понятна окружающим, в основном она представлена лепетными словами, отдельными звуками.
Для таких учащихся нами были определены следующие направления коррекционной работы:
1) развитие артикуляционной моторики (через артикуляционную гимнастику, массаж пальчиковый, зондами, тренажером);
2) развитие понимания речи;
3) развитие фонематического слуха;
4) развитие речевого дыхания по методике Л.И. Беляковой, Н.Н. Гончаровой, Т.Г. Шишковой;
5) развитие словаря, психических процессов;
6) совершенствование мелкой моторики через: шнуровки, мозаики, пальчиковые игры, коврики травки, игры с мячом, магнитные и игольчатые конструкторы, а также через различные виды арт-терапии: сказкотерапию, пескотерапию с использованием обычного и кинетического песка, куклотерапию.
В 2015 г, после изготовления ручных кукол и при минимальной речевых активности учащихся, удалась постановка кукольного театра по сказке «Теремок», где каждый ребенок смог проявить себя. Сначала ребята участвовали в мероприятие на школьном уровне, а потом приняли участие в муниципальном этапе областного конкурса «Поверь в себя» 2015г. для лиц с ОВЗ. По результатам конкурса все ученики получили дипломы об участии и подарки.
Коррекционная работа с учащимися так же оказалась эффективной и дает положительный результат. Динамика по направлениям работы представлена в диаграмме № 4.
Диаграмма № 4. Динамика развития учащихся 1 класса.
1-3 –низкий уровень, 3-7- средний уровень, 7-10- высокий уровень.
У всех учеников улучшилась артикуляционная и мелкая моторика, подготовлена база для дальнейшей постановки звуков. Более развиты фонематический слухи речевое дыхание. У всех учеников увеличилась жизненная емкость легких.
- Коррекция звукопроизношения
Практически у всех учащихся нашей школы нарушено звукопроизношение, и его проявления различны. Занятия проводятся с каждым индивидуально.
В своей работе я использую все способы постановки звуков. По подражанию, механический (постановка звуков происходит при помощи логопедических зондов) и смешанный. Для достижения более быстрого результата на индивидуальных занятиях я так же использую артикуляционную гимнастику, логопедический массаж, упражнения для развития фонематического слуха, мелкой моторики, речевого дыхания.
Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья длительный и сложный процесс, причина этого отсутствие контроля за собственной речью. Результаты коррекции звукопроизношения представлены в диаграмме № 3.
Диаграмма № 3. Динамика коррекции звукопроизношения.
- Развитие речи детей с РАС
Отличие аутичных детей в том, что они не испытывают потребности в общении с окружающим миром. За основу работы с такими детьми мы и методику развития речи аутичных детей Ларисы Геннадьевны Нуриевой.
На занятиях с нашими учениками работа направлена на:
- Обучение чтению по трем направлениям:
– аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;
– послоговое чтение;
– глобальное чтение
Для развития глобального чтения мы используем метод Г. Домана. Ребенку предлагаются предметные картинки с подписями. Многократно предъявляя картинки, ребенок запоминает зрительный образ слова и то, что оно обозначает.
Работа над структурой простого предложения;
Подбираются игрушки, картинки в различных позах, имитирующих действия людей.
- Формирование грамматического строя речи:
- Отработка произнесения словосочетаний из существительного и прилагательного.
- Навык словообразования, словоизменения.
- Отработка словосочетания, состоящие из существительного, прилагательного и числительного
- Консультативная работа
Консультации проводятся со всеми участниками образовательного процесса в индивидуальной и групповой форме. Как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу для создания необходимых условий для скорейшего преодоления речевого нарушения.
Систематически обновляется папка консультаций и информационный стенд. Родителям раздаются памятки с занимательными упражнениями по развитию мелкой, артикуляционной моторики, фонематического слуха.
Вся коррекционная работа происходит в полностью оснащенном логопедическом кабинете, где достаточно места для групповых, индивидуальных занятий, физкультминуток. Большое количество методической литературы, раздаточного, наглядного материала, дидактических игр.
Источник
Динамика речевого развития воспитанников МДОУ «Детский сад №3» на сентябрь 2015 – 2016 учебный год
Фамилия,
имя
Произношение
Фонематический слух и навыки звукового анализа
Лексико-грамматический строй речи
Результат
Андрей
Сохраняется смешение мягких и твёрдых согласных, смягчение звука [л]. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д]. Не автоматизирован звук [ш], [ж]. Грубо нарушена слоговая структура слова. Наблюдаются неадекватные замены звуков и слогов. Повторяет обратные и прямые открытые слоги без стечения согласных и слова с подобными слогами.
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов, на фоне слова. Не определяет место звука в слове. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов.
Знает наиболее употребляемые в быту слова. Называет животных, предметы мебели, одежды, названия продуктов. Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
Андрей
Звук [р] не произносит. Только мягкий
Гласные звуки не ставятся. Речевой выдох слабый и укороченный. Произносит звуки, обрывисто, гласные не тянет.
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
Дима
Не автоматизированы звуки [с], [з], [ш], [ж], [щ] в словах. Звук [р] произносит, работа над автоматизацией.
Узнаёт звук и указывает на его. Навыки звуко-буквенного анализа не сформированы. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
Алексей
Грубые нарушения мелкой, артикуляционной моторики. В покое тонус мышц низкий, а при попытках речи происходит быстрое и значительное его нарастание. При этом наблюдается непостоянный характер искажений звуков. Изолированные звуки способен произносить более чисто. В спонтанной речи гипертонус нарастает и наблюдаются многочисленные искажения звукопроизношения. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д].
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов. Определяет первый гласный звук в начале слова. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
Настя
Нарушения динамической координации движений артикуляционного аппарата. Не автоматизирован звук [р]. Дикция нечёткая. Нарушает слоговую структуру многосложных слов.
Начал узнавать звук на фоне ряда звуков.
Навыки звуко-буквенного анализа не сформированы.
Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
+
Надя
Движения языка нечёткие, неточные. Не автоматизированы звуки [ц], [щ] в связной речи. Смешение звуков [р]-[л’], [с]-[ш], [з]-[ж]. Нарушает слоговую структуру многосложных слов со стечением согласных, в основном уподобляет слоги.
Правильно повторяет слоговые цепочки. Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов, на фоне слова. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы.
Вадим
Движения языка нечёткие, неточные. Нарушение дифференциации движений губ и языка. Сохраняется смягчение звука [л]. В спонтанной речи межзубное произношение звуков. Слоговая структура в спонтанной речи грубо нарушена. С трудом отражённо проговаривает слова по слогам. Смешения свистящих и шипящих, [р]-[л] звуков.
Узнаёт звук на фоне ряда звуков и слогов. Потеряла за лето умение узнавать звук на фоне слова. Навыки звуко-буквенного анализа слова не сформированы.
Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы. По картинкам составляет простые предложения их 2-3-х слов. Затрудняется при пересказе.
При составлении рассказа искажает смысл и выпускает важные смысловые звенья.
Юра
Нарушения дифференцированных движений губ и языка. Сохраняется смешение звуков [р]-[л]. Нарушена слоговая структура многосложных, особенно малознакомых слов. В спонтанной речи слоговая структура слова грубо нарушена.
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов, на фоне слова. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Словарь ограничен словами из обихода.
Максим
Не автоматизированы звуки [л’], [р] в связной речи. Звук [л] смягчает. Смягчает звук [л]. Звук [ц] произносит, как [с], а [ч], как [т’]. Звук [р] не ставится
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый и последний звук в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы.
Михаил
Не автоматизированы звуки [л], [ц], [ч], [щ] в связной речи. Нечёткая дикция. Движения языка неточные и нечёткие. Назальный оттенок в голосе.
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый и последний звук в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы. Смысл картинки при составлении рассказа передаёт правильно. В речи, в основном, пользуется односложными и двусложными предложениями.
Егор
Под контролем, отражённо произносит слова чётко.
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый гласный звук в слове.
Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
+
Дима
Звук [р] не произносит. Приблизительно поставлены звуки [л], [л’]. Гласные звуки не ставятся. Речевой выдох слабый и укороченный. Произносит звуки, слоги и слова кратко, обрывисто, гласные не тянет.
Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый и последний звук в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Не определяет место звука в слове.
Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
Чуприна
Кирилл
Движения органов артикуляции вялые, замедленные, выражен длительный поиск позы. Не автоматизированы в связной речи звуки [р], [л’]. Звук [л] за лето начала смягчать. Речь несколько замедленная. В спонтанной речи единичные нарушения слоговой структуры многосложных слов.
Фонематический слух развит. Навык простых форм звукобуквенного анализа сформирован. Не может придумать слово на заданный звук.
Словарь пополнился словами по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Дикие птицы», «Домашние птицы», «Деревья», «Времена года». В речи различные аграммтизмы, чаще нарушено согласование слов. Составляет простые распространённые предложения из 3-х слов и рассказ по серии сюжетных картинок.
Дима
Кончик языка не выражен, язык толстый, движется всей массой. Наблюдается спастичность в мышцах языка.
Смешения свистящих и шипящих звуков. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д].
Не различает на слух твёрдые и мягкие согласные. Не слышит нарушения собственного звукопроизношения. Некритичен к собственной речи. Не стремится исправить недостатки речи. Определяет первый и последний звук в слове. Не определяет место звука в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов.
Не знает некоторые обобщающие слова. Словарь пополнился словами по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Дикие птицы», «Домашние птицы», «Деревья», «Времена года». В речи множественные аграмматизмы, в основном нарушено управление и согласование слов.
Егор
Движения органов артикуляции вялые, замедленные, неточные, выражен длительный поиск позы. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д]. Не автоматизированы звуки [ц], [л] в словах и предложениях.
Правильно повторяет слоговые цепочки. Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый звук в слове. Сложные формы звуко-буквенного анализа не сформированы.
В речи аграмматизмы, нарушения согласования слов, образование существительных мн. ч. Пользуется простой неразвёрнутой фразой.
Лера
Смягчает звук [л]. Не автоматизирован звук [ц]. Звук [р] не ставится. Многочисленные смешения свистящих и шипящих звуков.
Не различает на слух твёрдые и мягкие согласные. Не слышит нарушения собственного звукопроизношения. Не стремится исправить недостатки речи. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Владеет простыми формами звуко-буквенного анализа.
В речи аграмматизмы, в основном нарушения согласования
При составлении рассказа по картинкам правильно передаёт смысл.
Источник