Динамика развития ребенка с овз
Таблица «Динамика развития сфер социализации ребенка с ОВЗ»
а) испытывает потребность в приветствии, адекватную ситуации;
б) здоровается лишь после того, как поздоровается кто-то из группы, он повторит;
в) только под контролем педагога;
г) не распознает ситуацию, требующую приветствия.
2) Выбирает подходящую случаю формулировку вопроса или ответа:
а) да, свободно формулирует вопросы, дает адекватные вопросам ответы;
б) чаще молчит, но если высказывается, то формулирует свои мысли адекватно ситуации;
в) не может подобрать подходящую случаю формулировку вопроса или ответа;
г) вопросы задает невпопад, ответы же не соответствуют предложенной ситуации.
3) Способен свободно сформулировать слова благодарности:
а) распознает ситуацию, требующую слов благодарности, легко формулирует слова благодарности, когда хочет выразить свои чувства;
б) благодарит тихо, чтоб никто не слышал;
в) осознает необходимость выразить благодарность только под контролем педагога;
г) не распознает ситуаций, требующих слов благодарности.
4) Внимательно слушает собеседника, спокойно ждет, пока тот закончит мысль, поддерживает разговор:
а) испытывает потребность внимательно слушать собеседника, чтобы иметь возможность поддержать беседу на заданную тему;
б) прислушивается к мнению собеседника только в ситуациях личной заинтересованности;
в) может перебить, высказывая свое мнение по данному вопросу;
г) перебивает, перескакивает на другую тему, не слушает собеседника.
5) Понимает и выполняет обращенные к нему просьбы и требования:
а) понимает и выполняет обращенные к нему просьбы и требования, так как осознает необходимость соблюдения правил и норм поведения;
б) делает то, что просят, только в ситуации личной заинтересованности;
в) понимает, но не выполняет просьбы и требования, протестует против правил и норм;
г) не понимает и не выполняет обращенные к нему просьбы и требования.
6) Способен попросить о помощи, если возникли затруднения:
а) просит о помощи, если возникли затруднения, так как испытывает потребность довести начатое дело до конца;
б) только в ситуации личной заинтересованности;
в) только за компанию с кем-либо, так как у самого потребности в преодолении затруднений не возникает;
г) о помощи не попросит, не будет ничего делать.
Б. Критерии развития самосознания
1) Осознает себя субъектом деятельности:
а) всегда способен управлять своими действиями, практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий;
б) только когда ответственность за результат сочетается с личной заинтересованностью;
в) в редких случаях осознает необходимость контролировать ход и оценивать результаты своих действий;
г) не способен управлять своими действиями, планировать деятельность и следить за ходом событий.
2) Способен оценивать себя, свою работу по предложенным эталонам, образцам:
а) оценивает себя по предложенным образцам, так как испытывает потребность выполнять работу на высоком уровне;
б) только в ситуации личной заинтересованности, личностного отношения к эталону;
в) только под контролем педагога;
г) не способен соотнести свою работу с эталонной.
3) Требователен к себе:
а) требователен к себе, стремится к самосовершенствованию;
б) только в ситуациях личной заинтересованности;
в) видит несоответствие работы требованиям, но исправлять не хочет;
г) не видит несоответствия своей работы требованиям.
4) Переживает свои учебные удачи и неудачи:
а) переживает свои учебные удачи и неудачи и старается в дальнейшем действовать так, чтобы закрепить успех и избежать повторения неуспеха;
б) переживает свои неудачи, но ничего не делает для их исправления;
в) замечает свои учебные удачи, а к неудачам относится спокойно;
г) равнодушен как к успехам в учебе, так и к неудачам.
5) Стремится к улучшению своих результатов:
а) да, стремится к улучшению своих результатов;
б) только в ситуации личной заинтересованности;
в) только под контролем педагога;
г) не стремится к улучшению своих результатов.
1) Темп продвижения в новом материале (степень успешности овладения алгоритмом решения задач, характеризующуюся временем их решения).
а) быстро осваивает алгоритм решения новой задачи и применяет его для подобных задач;
б) для понимания алгоритма требуется время, спустя которое ребенок успешно справляется с подобными задачами;
в) для освоения способа решения требуется время и существенная помощь педагога;
г) ребенок не может перенести усвоенный алгоритм на подобные задачи.
2) Особенности обобщения и абстрагирования признаков. По значению данного критерия можно судить об уровне осуществления операций анализа и синтеза.
а) ребенок с легкостью находит признаки, по которым можно обобщить ситуации, а так же способен выделить отличающийся элемент из ряда предложенных;
б) на осуществление операций анализа и синтеза требуется довольно много времени, но по истечении необходимого времени ребенок самостоятельно и верно дает решение предложенной ситуации;
в) для осуществления операций анализа и синтеза требуется существенная помощь педагога;
г) ребенок не способен обобщить по существенным признакам и не может выделить отдельные элементы ситуации.
3) Экономичность мышления (рациональность, объективную простоту способа решения задач, стремление испытуемого к достижению наиболее красивого, изящного решения).
а) ребенок стремится к нахождению наиболее короткого и красивого пути решения задачи;
б) некоторые задачи ребенок решает шаблонно, по образцу, а для некоторых видит рациональные и в то же время нестандартные пути решения;
в) при значительной помощи педагога ребенок способен найти для задачи наиболее простой способ решения;
г) ребенок не способен перенести рациональный способ решения задачи на аналогичную, не видит объективно простых выходов из ситуации.
4) Самостоятель-ность мышления (возможность испытуемого преодолевать затруднения без помощи других, характер помощи, чувствительность к этой помощи).
а) ребенок способен самостоятельно справиться с возникшими затруднениями, но в критических случаях может обратиться за помощью к педагогу;
б) в ситуациях, вызывающих затруднения, ребенок старается самостоятельно найти выход, отказывается от помощи педагога;
в) ребенку требуется существенная помощь педагога, которую он с легкостью принимает;
г) ребенок не пытается самостоятельно справиться с возникшими затруднениями, ждет, пока педагог поможет ему.
5) Гибкость мышления (проявляется в быстроте преобразования способа действия в соответствии с изменениями объективной ситуации).
а) ребенок способен выделить существенные стороны изменений, отойти от привычных действий, от стереотипа;
б) для большинства задач ребенок способен найти нестандартные решения, но иногда действует по шаблону;
в) отойти от привычных действий ребенок способен только при помощи педагога, самостоятельно найти новые пути решения он не может;
г) ребенок всегда придерживается старого, проверенного пути решения задачи, возвращается к нему, даже если педагог подсказывает новый путь; мышление инертно.
6) Осознанность действий.Степень осознанности обучающимся своих действий может оцениваться по способности адекватно их аргументировать.
а) ребенок осознает свои действия, способен адекватно аргументировать, что, почему и зачем он делает;
б) ребенок может усвоить алгоритм решения задачи, но для того, чтобы осознать, что и почему он делает, ему необходимо время;
в) некоторые задания выполняет осознанно, а при решении других задач просто опирается на предложенный педагогом алгоритм, без потребности вникнуть в смысл задания;
г) при решении заданий опирается только на помощь педагога, на предложенный им алгоритм, не способен объяснить, почему этому заданию необходимо именно это решение, а не какое-либо другое.
Источник
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 7 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
учителя начальных классов
Терентьевой Юлии Юрьевны
Санкт-Петербург
2016 год
Для достижения поставленной перед собой цели по обучению и воспитанию учащихся класса, особый упор как учитель делаю на развитие мышления, творческих способностей, самостоятельности детей. Главной единицей педагогического воздействия на уроках является учебная задача, где все предметное содержание строится через систему учебных целей. В классе 5 учеников. Учащихся с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью все учащиеся имеют нарушения аутистического спектра. В начале обучения дети были продиагностированы и выявлено:
-что у них ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);
— некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя);
— речевая активность очень низкая или отсутствует вовсе;
— спонтанная речь отличается бедностью словаря, наличием аграмматизмов, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций;
— интерес к учебной деятельности не выражен,
— скуден запас знаний об окружающей действительности;
— познавательная активность очень слабая и нестойкая;
— запоминание механическое.
Учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.
Всё это определило ведущие направления коррекционной работы:
Изучение и коррекция особенностей взаимодействия ребенка с окружающей средой (родители, учителя, сверстники)
Коррекция развития детей по результатам диагностического заключения
Коррекция эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей по результатам диагностического заключения
Коррекционно-развивающее сопровождение педагогического процесса
Укрепление и охрана здоровья;
Физическое развитие;
Развития познавательной сферы;
Формирование положительного отношения к учебной деятельности;
Социализация учащихся, расширение социальных контактов;
Формирование на доступном уровне простейших навыков чтения, письма, счёта, знаний о природе и об окружающем мире, основам безопасной жизнедеятельности.
Свои уроки, ориентирую на коррекционно-развивающего принципы обучения:
-принцип системности;
-принцип единства диагностики и коррекции;
-учет индивидуальных особенностей личности;
-принцип динамичности восприятия;
-принцип продуктивной обработки информации;
-принцип учета эмоциональной окрашенности материала.
Владею следующими современными образовательными технологиями:
— информационно — коммуникационными,
-здоровьесберегающими,
-игровыми,
-уровневой дифференциации,
-личностно-ориентированного обучения и систематически использует их в практической деятельности:
Качественно осуществляю контрольно-оценочную деятельность в бумажном и электронном варианте. Активно использую интернет-ресурсы при подготовке и проведении уроков. Стремлюсь к самосовершенствованию и самообразованию.
На уроках часто использую метод двигательных заданий, через который дети получают знания о свойствах разных предметов (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, возможными направлениями движения; определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе, ориентируясь в схеме собственного тела. При этом познание происходит на основе восприятия разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи. Также в своей работе использую разнообразные игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования: массажных мячиков, платочков, ковриков, прищепок, эспандеров, зубных щеток, резинок для волос и др. Нетрадиционное использование предметов способствует хорошему эмоциональному настрою, снижает психоэмоциональное напряжение, стимулирует умственную деятельность. На уроках регулярно используются аудио- и видеозаписи, практические работы различной направленности. Дидактический материал к урокам подбирается строго с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Большое внимание уделяется принципу наглядности. На своих уроках создаю условия для развития памяти, внимания, воображения, восприятия и мышления. Ко многим урокам делаю презентации в программе «Power Point». Они не только помогают учащимся усвоить учебный материал, но и формируют положительное отношение к учебе.
Для создания полноценных условий достижения динамики в коррекции развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья работа ведется в постоянном контакте с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, воспитателями детского дома, детским психиатром, родителями учащихся.
Также в своей работе уделяю внимание следующим направлениям:
1. Диагностическая работа:
Обеспечивает своевременное проведение обследования детей с ограниченными возможностями здоровья и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
2. Коррекционно-развивающая работа:
Обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию учебных действий у обучающихся (таких как личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение её индивидуальности.
3. Консультативная работа:
Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; оказание помощи в вопросах развития, воспитания и обучения.
4. Информационно-просветительская работа:
Направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками; создание условий для полноценного личностного развития; своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
5. Аналитическая работа:
Эта работа направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации учащихся, оценку эффективности работы и коррекции.
Диагностическая работа включает:
раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
изучение развития познавательной, эмоционально-волевой сферы и личностных
особенностей обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
организацию и проведение коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на коррекцию отклонений в развитии;
коррекцию и развитие высших психических функций;
развитие эмоционально-волевой, личностной и познавательной сфер ребёнка и коррекцию его поведения;
социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — обучающимся, их родителям (законным представителям), — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Все это позволяет добиваться высоких результатов. Внедрение в практику работы развивающих, личностно-ориентированных принципов обучения, качественного методического сопровождения уроков и создания психологической комфортности позволяет достигать высоких результатов в обучении.
Мною систематически проводится системно организованная работа с учащимися класса, как в урочное‚ так и во внеурочное время.
Все эти мероприятия позволили в ходе обучения реализовать поставленные коррекционные задачи и добиться стабильности результатов коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ коррекционной работы.
Анализ проводился на основе материалов, данных в программе для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.
Цель анализа: проанализировать уровень успеваемости и качества знаний учащихся за два года обучения. Оценка уровня успеваемости и качества знаний проводилась по итогам года.
Класс
Учебный год
Успеваемость %
Качество %
2
2013-2014
100%
35%
3
2014-2015
100%
40%
До проведения занятий
После проведения занятий
Из анализа уровня успеваемости и качества знаний за два учебных года наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся: при 100% успеваемости качество обучения составляет 35% и 40%.
Цель анализа: проанализировать уровень обученности учащихся.
Кроме анализа успеваемости и качества знаний, мною проведен анализ по уровню обученности (УО), который рассчитывался по формуле:
А х 100% + В х 64% + С х 36% + D х 16%
УО= кол-во обучающихся
А — количество, выполнивших работу самостоятельно; В- количество выполнивших работу с помощью учителя и допустивших 1-2 ошибки; С- количество, выполнивших работу с помощью учителя и допустивших 3-4 ошибки; В- количество, не выполнивших работу
Анализ уровня обученности 2013-2014
Анализ уровня обученности 2014-2015
Данная таблица и диаграммы свидетельствуют о стабильных результатах коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ведущая педагогическая идея моего опыта — это учение, основанное на достижении успеха на переживании радости познания, на подлинном интересе. Чтобы воплотить мою идею в жизнь, я работаю, ориентируясь на принцип, что каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности.
Для достижения результатов в своей работе с учащимися я считаю необходимым:
обеспечение коррекционной направленности обучения;
доступность учебного материала;
учитывать специфику эмоционально-волевой сферы у учащихся с ограниченными
возможностями здоровья;
использование современных информационных технологий;
создание благоприятной атмосферы, сотрудничество педагога и учащегося на основе взаимного уважения и доверия;
постоянный творческий поиск методов, форм, приёмов, которые будут способствовать повышению мотивации учащихся и повышению уровня успеваемости и качества;
разнообразие типов и видов уроков;
взаимосвязь методов обучения и воспитания;
внедрение в практику работы развивающих, личностно-ориентированных принципов обучения, качественного методического сопровождения уроков и создания психологической комфортности позволяет достигать высоких результатов в обучении.
Анализ провела учитель начальных классов Терентьева Юлия Юрьевна.
Замдиректора ГБОУ школы № 7 Калмыкова Н.А.
Источник