Динамика развития ребенка первый год жизни
Как малыш развивается к 2 месяцам
В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.Физическое развитие:
- Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
- Переворачивается с бока на спинку;
- В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
- Следит глазами за перемещающимися предметами;
- Поворачивает голову в сторону звука;
- Исчезает гипертонус рук;
- Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).
Психоэмоциональное развитие:
- Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
- Замирает, прислушиваясь к звукам;
- Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
- Реагирует на знакомые голоса;
- Гулит, пропевает некоторые звуки.
Развитие восприятия формы и цвета можно стимулировать, развесив по бортикам кроватки картинки с яркими четкими формами и узорами: черно-белыми, красными, желтыми, синими, зелеными, оранжевыми.
Что умеет ребенок к 3 месяцам
Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.
В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители могут замечать первые проявления характера ребенка.
Физическое развитие:
- Уверенно держит голову, лежа на животе и в вертикальном положении;
- В положении лежа на животе опирается на предплечья;
- Рассматривает и сосет ручки;
- Перекатывается со спины на бок;
- Пытается схватить и удержать в руке игрушку, после чего тянет ее в рот.
Психоэмоциональное развитие:
- Держит контакт глазами;
- Улыбается и смеется;
- Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным;
- Узнает лица близких;
- Долго фиксирует взгляд на неподвижных предметах (до 5 минут).
Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества. Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.
Развитие малыша к 4 месяцам
В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.
Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.
Физическое развитие
- Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
- Тянется за предметами, ощупывает их;
- Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
- Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
- Исчезает гипертонус ног.
Психоэмоциональное развитие
- В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
- «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
- Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
- Реагирует на звук своего имени;
- Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
- Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие
- Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
- Уверенно переворачивается со спины на живот;
- Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
- Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
- Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.
Психоэмоциональное развитие:
- Узнает голос матери;
- Отличает лица близких от чужих;
- По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
- Долго и певуче гулит;
- Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.
В этом возрасте дети часто путают день с ночью (эта особенность может проявиться и раньше, но чаще встречается от 4 до 6 месяцев). Подумайте почему: может, у малыша слишком долгие периоды дневного сна, или ему не хватает движения днем, или воздух в комнате слишком сухой и теплый.
Как развивается малыш в 6 месяцев
Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.
Физическое развитие
- Садится из положения на четвереньках;
- Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
- Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
- Долго следит за перемещением игрушки;
- Может прорезаться первый зуб.
Психоэмоциональное развитие
- Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
- Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
- Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
- Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».
Малыш по-прежнему тянет в рот все, что попадается под руки, и, если ваш ребенок уже пополз, будьте начеку. Внимательно проверьте квартиру на предмет безопасности передвижения по ней ребенка. Для этого войдите в положение малыша в буквальном смысле: встаньте на колени и проползите на них всю квартиру (или ту ее часть, в которой вы будете выкладывать ребенка на пол), убирая любые предметы (возможно, даже изменив расстановку мебели), представляющие опасность для малыша. Особое внимание уделите проводам, розеткам и тяжелым предметам, которые малыш может на себя опрокинуть.
Что умеет малыш в 7 месяцев
Вы заметили, как изменился ваш ребенок, насколько стало легче с ним общаться? Да, сенсорное развитие малыша набирает обороты: к 7 месяцам его слух и зрение развиты почти как у взрослого. Нервные структуры и связи, которые отвечают за качество ощущений, уже полностью сформированы. Малыш научился связывать звук и визуальный ряд и понимает, что они могут иметь одинаковый источник. Физическое развитие
- Хорошо ползает;
- Уверенно сидит с прямой спиной;
- Подтягивается и пытается встать в кроватке;
- При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками;
- Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый;
- Совершенствует мелкую моторику, любит пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Ладушки».
Психоэмоциональное развитие
- На вопрос «Где?» находит взглядом предмет на привычном месте;
- Подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па»;
- С удовольствием разглядывает картинки в книжках;
- Долго занимается с игрушками;
- Тянется к своему отражению в зеркале.
В этом возрасте у малыша может появиться потребность в постоянном жевании, так как его зубы и челюсти активно развиваются и им нужна повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки, печенья.
Развитие малыша в 8 месяцев
Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.
Физическое развитие
- Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
- С опорой встает из положения сидя и опускается;
- Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
- Сам держит в руке и ест кусочки еды;
- Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.
Психоэмоциональное развитие
- Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
- Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
- Громко и четко повторяет слоги;
- Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
- Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.
Когда ребенку 8 месяцев, он уже способен контролировать громкость своего голоса, и с этого момента вы можете иногда друг с другом перешептываться. Если вы еще не читаете своему малышу перед сном, то сейчас отличный момент начать: и ритуал чтения на ночь будет отрабатываться, и лишний раз потренируетесь в регулировании громкости голоса.
Как растет малыш в 9 месяцев
Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.
В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет». Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое». Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.
Физическое развитие
- Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
- Ходит, держась за опору;
- Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
- Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
- Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.
Психоэмоциональное развитие
- Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
- Понимает значение слова «нет»;
- Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
- Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
- Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.
Помните: если «нет» произносится по любому поводу, малыш скоро привыкнет к этому слову и перестанет обращать на него внимание. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок не сможет уважать вас и ваши желания. Поэтому лучше всего пользоваться запретами только в случаях, когда необходимо защитить малыша от опасности.
Как развивается малыш в 10 месяцев
Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно. Физическое развитие
- Хорошо ходит вдоль опоры;
- Идет вперед при поддержке за обе руки;
- Совершенствует уже знакомые ему движения и действия, развивает координацию и ловкость;
- Пользуется пинцетным захватом и преимущественно одной рукой.
Психоэмоциональное развитие
- Активно развивает речь, формируя собственный язык, понятный только близким взрослым;
- Называет отдельными слогами различные предметы (собака — «ав», корова — «му»);
- Машет рукой «пока-пока»;
- Знает, куда класть некоторые предметы, игрушки;
- Понимает, когда его хвалят, а когда ругают;
- Помнит любимую игрушку.
Малыш уже может некоторое время занимать себя сам, а у вас появляется минутка для себя. Используйте ее на все сто! Выпейте чашку кофе, позвоните подруге, позанимайтесь фитнесом или йогой. В случае с физическими упражнениями вы ничего не потеряете, если малыш решит к вам присоединиться: займитесь спортом вместе с ним!
Малышу 11 месяцев: что он умеет
Ваш малыш становится гораздо самостоятельнее, а до первого дня рождения остается всего месяц. Скоро вы будете подводить первые итоги. Вы уже придумали, как пройдет первое торжество в жизни вашего ребенка? Начните составлять список гостей и продумывать праздничное меню!Физическое развитие
- Самостоятельно стоит;
- Хорошо ходит за одну руку;
- Делает первые шаги;
- Нагибается при приподнимании предмета без приседания;
- Приседает без опоры.
Психоэмоциональное развитие
- Постепенно осваивает действия с предметами, соответствующие их назначению, — куклу укладывает спать, на машине перевозит грузы, собирает пирамидку, строит башенки из кубиков;
- Может назвать большинство предметов в доме (на свой манер);
- Использует разные средства для обозначения своих желаний, помимо плача, — переводит взгляд, показывает пальцем, утвердительно кивает или отрицательно качает головой;
- Активно реагирует на незнакомую обстановку, людей, новую игрушку;
- Пытается сам себя кормить с ложки.
Правша или левша? Если ребенок умеет пользоваться ложкой, любит рисовать, собирает пирамидки, вы наверняка уже заметили, какая рука у малыша доминирует. Можете провести тест: положите игрушку перед ребенком и посмотрите, какая ручка первая потянется к ней. Повторяйте тест регулярно, чтобы понять, левша ваш кроха или правша.
Подводим итоги первого года
Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.
Физическое развитие
- Самостоятельно встает, садится;
- Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
- Пережевывает твердую пищу;
- Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.
Психоэмоциональное развитие
- Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
- Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
- Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
- Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
- По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
- Волнуется при встрече и прощании;
- Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
- Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.
В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Это стоит поддерживать и развивать дальше, например предлагая ему самому выбирать одежду для прогулки, еду на полдник, совместную игру или самостоятельное занятие. Если же самостоятельность начинает проявляться в виде эмоциональных выплесков, лучше дать малышу успокоиться (иногда и в этом ему потребуется ваша помощь), а позже объяснить, что вы от него хотели.
Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир
Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.
Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.
Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!
Источник
С рождения и до года с ребенком происходят чудесные преобразования: из беспробудно спящего младенца в кроватке он превращается в колобок, который, если его не удержать, обязательно куда-нибудь укатит в стремлении к самостоятельному познанию мира.
Поэтому этот период столь важен, и вы с беспокойством следите за достижениями своего малыша, а если он что-то не делает «как все», безумно расстраиваетесь.
А стоит ли?
Пожалуй, нет. Ведь каждый ребенок — это индивидуальность. Его развитие может соответствовать общепринятым нормам физического и психического развития, несколько опережать их или отставать от них.
На это влияют различные факторы: особенности внутриутробного развития, состояние нервной системы, наследственная предрасположенность, наличие заболеваний, а также того факта, родился ли ребенок в срок или недоношенным.
Учитывать все нюансы, делать выводы, составлять план индивидуального развития, а в случае необходимости назначать соответствующее лечение — прерогатива педиатра.
Задача же мам и пап — при отклонениях от общепринятых норм обращаться к специалисту.
Поэтому мы поговорим о развитии речи и эмоций, слуха и зрения, двигательных навыков у здорового ребенка с рождения и до одного года.
Первый месяц
Двигательные навыки
В первые дни жизни движения малыша заторможены и хаотичны. Ручки у него почти всегда сжаты в кулачки, но при прикосновении предмета к ладони малыш хватает его.
К месячному возрасту движения крохи более активны, однако носят самопроизвольный характер.
Лежа на животе, он приподнимает голову и ему даже удается удержать ее на 2-3 секунды.
Слух
У новорожденного присутствует реакция на резкие звуки, он выражает ее плачем, вздрагиванием, морганием, реже замиранием.
Зрение
Ребенок с рождения видит предметы, расположенные на расстоянии 20-25 см от лица. Он воспринимает яркий свет, выражая это беспокойством и зажмуриванием.
К двадцатому дню жизни малыш фиксирует взглядом неподвижные предметы, находящиеся от него на расстоянии 40-50 см.
Ближе к месяцу следит за плавно движущимися предметами, находящимися от него на расстоянии 20-50 см, и фиксирует взгляд на лице матери.
Эмоции
Мимолетно улыбается на голос матери.
Второй месяц
Двигательные навыки
Кроха ловит взгляд другого человека, пытается приподнять голову и удерживает ее на 5-6 секунд, лежа на животе.
Движения рук у малыша по-прежнему хаотичны, но он уже пытается ими управлять: разводит в стороны, поднимает, тянется к предметам, иногда хватает их, но не может сразу отпустить.
Слух
Прислушивается к голосу матери, улыбается или замирает, услышав его.
Зрение
Кроха сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете до 25 секунд, внимательно рассматривает взрослых и предметы в поле зрения. Переводит взгляд сверху вниз, поворачивает голову в стороны и следит за передвигающимися предметами.
Речь
Начало самостоятельного или в ответ на разговор гуления.
Эмоции
Ребенок в ответ на улыбку или разговор взрослого широко и долго улыбается, машет ручками и гулит.
Третий месяц
Двигательные навыки
Малыш меньше спит, больше двигается, играет со своими ручками, хорошо удерживает голову (не менее 1 минуты). Лежа на животе, поворачивает ее в стороны, поднимает наверх и разглядывает подвешенные игрушки.
Кроха тянется к понравившемуся предмету, разжимает пальцы и захватывает вложенную в ладонь игрушку.
В три месяца карапуз переворачивается с живота на спину, но этот навык он может приобрести и в следующем месяце.
Слух
Маленький человечек сосредоточенно прислушивается к звукам, различает голоса родных и чужих, понимает интонацию, находит источник звука.
Зрение
Рассматривает игрушку, находящуюся в руке, следит за перемещающимся предметом на расстоянии 80 см.
Речь
В ответ на обращение взрослого гулит и воспроизводит гласные звуки.
Эмоции
Реагирует на появление матери или родного человека: улыбается, машет ручками и гулит.
Социальное развитие
Привлекает к себе внимание плачем, движениями тела, начинает узнавать предметы и людей при повторной встрече.
Четвертый месяц
Двигательные навыки
Малыш следит за движущимися объектами, поворачивает голову вслед за ними, реагирует на их исчезновение из поля зрения.
Лежа на животе и опираясь на ладони, поднимает и длительно удерживает голову, поворачивает ее из стороны в стороны, отдыхает на локтях.
С силой выпрямляет и сгибает ножки, сбрасывая одеяло с себя. Осознанно хватает игрушки, трясет их и заталкивает в рот.
Карапуз может переворачиваться со спины на живот, но чаще всего этот навык он хорошо усваивает в следующем месяце.
Прислушивается и узнает мамин голос, быстро находит ее взглядом.
Зрение
Узнает близких людей.
Речь
4-6 месяцев — расцвет гуления и начало понимания значения предметов. Маленький человечек нараспев произносит гласные звуки.
Эмоции
Малыш в ответ на разговор с ним громко смеется и радуется, гулит, машет ручками, оживляется и перестает плакать.
Социальное развитие
Ребенок по мере взросления привязывается к близким, а к чужим проявляет недоверие.
Пятый месяц
Кроха долго лежит на животе, опираясь на выпрямленные руки и подняв корпус. И он ловко переворачивается со спины на живот.
Малыш с интересом осматривается в незнакомой обстановке, трогает все предметы, уверенно берет их в руки и вертит, трясет, может бросить и посмотреть им вслед. Все засовывает в рот и пробует «на зуб».
Иногда, держась за что-то руками, пытается сесть, но вы не должны потакать его желанию — усаживать с опорой, посколькусидеть ему еще рано.
Если взять ребенка под мышки и поставить на опору, он стоит на выпрямленных ногах и полной стопе.
Слух
С удовольствием слушает музыку, различает интонации голосов матери и близких.
Зрение
Понимает выражения на лицах взрослых и имитирует их: радость, грусть, гнев.
Речь
Малыш начинает понимать первые слова, у него появляется лепет: произносит гласные звуки, а иногда и некоторые согласные (б, д, л, м).
Эмоции
Кроха понимает ситуации: успокаивается и радуется, если видит, что его собираются кормить (одевать, купать и пр.). У вашего чада формируется тесная привязанность к близким людям (чаще к маме), что проявляется в ярких положительных эмоциях (улыбка, радостное оживление, активный «разговор» и пр.).
Социальное развитие
Ребенок пристально рассматривает чужих, оценивает их и решает: протянуть ручки или нет. Свое отношение к ним иногда выражает плачем, поскольку переживает, что его могут забрать от мамы или папы.
Шестой месяц
Двигательные навыки
Малыш очень активный:
- переворачивается со спинки на животик и обратно, что говорит том, что он готов сесть (некоторые дети даже могут неуверенно сидеть ближе к концу месяца)
- находясь на ваших коленях, кроха цепко хватается за одежду, пытаясь одновременно сесть и подняться
- уверенно управляет движениями рук: хватает предметы из любого положения, а потом перекладывает их из одной руки в другую
Слух
Считается, что ребенок в 6 месяцев слышит на уровне взрослого человека. Малыш прислушивается к тихим звукам и шепоту, начинает откликаться на свое имя, но четкое его осознание происходит лишь к девяти месяцам.
Зрение
Внимательно рассматривает предметы и окружение на улице.
Речь
Много «говорит», подолгу гулит и отвечает взрослым выразительным лепетом. Вы можете услышать часто повторяющиеся слоги «ма-ма», «та-та», «да-да» и пр.
Эмоции
Шестимесячный малыш:
- выражает свои эмоции: недовольство, радость, безразличие, раздражение
- старается избегать неприятных контактов: отворачивается и плачет
- реагирует на неприятную окружающую обстановку и хорошо различает настроение взрослых
Социальное развитие
При нарушении привычного режима кроха беспокоится, а в обществе незнакомых людей робеет: перестает гулить и лепетать.
Седьмой месяц
Двигательные навыки
Малыш к концу этого месяца, как правило, сидит без поддержки, наклоняется вперед и выпрямляется, иногда начинает ползать. Однако он может приобрести эти навыки несколько позднее (спустя один-два месяца).
Слух
Не видя источника звука, уверенно находит их.
Зрение
Начинает различать не только крупные предметы, но и мелкие.
Речь
Понимает, когда его зовут. На вопрос «Где?», уверенно находит взглядом крупные предметы, которые постоянно располагаются на одном месте: шкаф, телевизор и пр.
Подолгу лепечет любимые слоги: па, ма, ла, бу и пр. Наблюдая за взрослыми, шевелит губами и повторяет за ними звуки.
Эмоции
Характерна выраженная привязанность малыша к матери. Он пытается подчинить ее себе, используя требовательный крик, капризы и плач.
Социальное развитие
Карапуз боится посторонних, но это нормальная реакция для его возраста.
Восьмой месяц
Двигательные навыки
Как правило, малыш уже уверенно садится сам, ползает и встает, держась за неподвижную опору. Подбирает мелкие предметы с пола, в том числе и хлебные крошки.
Слух
Прислушивается к тиканью часов и шепоту.
Зрение
Видит даже самые мелкие предметы.
Речь
Долго лепечет, ясно выражает свои желания жестами, мимикой и звуками. Может играть в «ладушки» и махать «до свидания».
Эмоции
Кроха подражает взрослым: повторяет их действия и мимику. По соответствующим приготовлениям понимает, что сейчас последует: купание, прогулка или кормление.
Социальное развитие
Различает близких и чужих.
Девятый месяц
Двигательные навыки
В этом месяце обычно карапуз отдыхает и закрепляет достигнутые результаты: сидение, ползание, ходьба у неподвижной опоры и другие навыки. А если он к этому возрасту еще не усвоил некоторые из них, то догоняет сверстников.
Слух
В такт мелодии совершает плясовые движения.
Зрение
Различает цвет, величину и форму предметов.
Речь
Маленький человечек четко осознает свое имя, запоминает несложные названия предметов. Понимает часто повторяющиеся слова: «нельзя», «мама», «папа», «садись», «дай ручку».
Эмоции
Малыш проявляет зачатки характера и признаки воли: протестует против любых вмешательств, противоречащих его желаниям.
Социальное развитие
Широко улыбается понравившемуся человеку и проявляет к нему дружелюбие. Не любит, когда до него дотрагиваются чужие люди.
Десятый месяц
Двигательные навыки
Малыш хорошо и уверенно сидит, ползает, из сидячего положения быстро встает на четвереньки. По просьбе взрослого или самостоятельно вынимает игрушки, или складывает их.
Речь
Ребенок понимает до 10-20 простых слов, на просьбу «дай» подает названную игрушку, при слове «нельзя» замирает.
Эмоции
Понимает похвалу и осуждение.
Социальное развитие
Подражает взрослым, а в общении использует мимику и жесты.
Одиннадцатый месяц
Двигательные навыки
Малыш ползает, так что вы можете не угнаться за ним по комнате. Стоит самостоятельно или держится при этом одной рукой за опору. Ходит приставным шагом (вбок) вдоль неподвижной опоры, а иногда уже делает первые шаги.
Речь
У карапуза в лексиконе присутствует до 2-3 слов, в его голосе проскальзывают требовательные интонации. Он знает названия многих своих игрушек и имена окружающих людей.
Эмоции
Кроха проявляет свои симпатии и любовь к окружающим, протестует против еды или некоторых игрушек.
Социальное развитие
Маленький человечек начинает осознавать себя как личность: он отчетливо понимает, что отличается от других детей и у него может появиться любимая игрушка или предмет.
Двенадцатый месяц
Двигательные навыки
Карапуз, вероятнее всего, уже ходит самостоятельно, либо пойдет в течение этого месяца. Однако навык ходьбы он может приобрести и несколько позднее — через 2-3 месяца.
Во время ходьбы малыш наклоняется за игрушкой и выпрямляется, сохраняя при этом равновесие.
В этом возрасте ребенок может самостоятельно пить из чашки и пользоваться ложкой, но, как правило, полностью эти навыки он приобретает несколько позднее — к 1,5 годам.
Речь
Кроха произносит до 2-5 слов. Осознает совершаемые действия: едет, сидит, спит. Понимает и выполняет несложные указания: «принеси», «дай» и другие.
Эмоции
Ребенок получает удовольствие, если его хвалят, громко смеется или кричит от радости. Может проявлять неудовольствие словами «нет», «мое».
Социальное развитие
Малыш пока еще не играет с другими детьми, но присматривается к ним и может копировать их поведение.
Вот, пожалуй, и все, что можно было рассказать о развитии ребенка до года. Однако запомните: на практике все сугубо индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому вам придется проявить недюжинное терпение и свой талант, чтобы маленький человечек развивался правильно и приобрел все необходимые навыки.
фото: https://globallookpress.com/
Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,
врач-ординатор детского отделения
Источник