Динамика развития ребенка на пмпк

Динамика развития ребенка на пмпк thumbnail
  1. Специалисты школьного ПМПк обязаны предоставлять сведения о динамике развития детей, прошедших районную ПМПК, и взятых на динамический контроль в конце 2,3,5, 7 классов.
  2. Для контроля за динамикой развития детей, прошедших районную ПМПК, и взятых на динамическое сопровождение собирается расширенный состав ПМПК, куда входят специалисты районной ПМПК и представители школьного ПМПк.
  3. Специалист школьного ПМПк предоставляет для рассмотрения на расширенном заседании ПМПК сведения о динамике развития ребенка:

— педагогическая характеристика динамики развития учащегося и динамики

коррекционной работы за период прошедший с момента последнего обследования на

районной ПМПК, с оценкой эффективности проводимой коррекционно-развивающей

работы;

— педагогическоепредставление для отслеживания динамики развития (Приложение 12);

— карта динамики речевого развития (заполняется учителем-логопедом) (Приложение 13);

— психологическоепредставление для отслеживания динамики развития (Приложение 14);

— сведения о текущей успеваемости учащихся, поставленных на динамическое

сопровождение (Приложение 15).

4. По результатам проведенного совместного заседания расширенного состава ПМПК

заполняется Протокол, даются рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка

специалистам ОУ, родителям (законным представителям), даются выписки из протокола

совместного расширенного заседания ПМПК с рекомендацией о дальнейшей форме

обучения ребенка.

Приложение 1.

Примерная пед. характеристика на ученика с ЗПР

(предоставляется на ПМПК, врачу-психиатру)

Педагогическая характеристика

на ученика (цу) ______ класса школы № _________

Ф.И.О. ______________________________________________

Дата рождения_____________________

Ребенок посещает данное учебное заведение с … класса. На протяжении всего периода обучения у (имя) отмечались недостатки в развитии восприятия: его фрагментарность, ограниченность, поверхностность. В связи с недоразвитием слухового и зрительного восприятия недостаточно сформированы пространственно- временные представления, знания об окружающем мире весьма ограничены.

Отмечаются недостатки в развитии произвольной памяти: замедленное запоминание, неточность воспроизведения, плохая переработка воспринимаемого материала. Ученик затрудняется в применении приемов запоминания: смысловая группировка, классификация, что вызывает ряд трудностей при усвоении таких предметов, как биология, история, география, обществознание.

Внимание неустойчиво. (Имя) не способен к длительному напряжению и концентрации внимания на выполняемом задании. Во время уроков рассеян, трудно переключается с одного вида деятельности на другой.

Недостаточный уровень развития словесно-логического мышления проявляется в неумении самостоятельно решать сложные арифметические задачи. Низкий уровень абстрактно-логического мышления затрудняет усвоение программного материала по таким предметам как алгебра, геометрия, физика, химия. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения, нуждается в развернутой помощи педагога.

У ребенка бедный, недифференцированный словарный запас. Нарушение письменной речи проявляется в большом количестве специфических ошибок (пропуски, замен, недописывания букв), а также в большом количестве ошибок, связанных с неумением применять на практике орфографические правила. Уровень развития связной речи не соответствует программным требованиям, ребенок испытывает сложности при написании творческих письменных работ (сочинений, изложений).

У (имя) не сформированы устойчивые формы самоконтроля и самооценки, не всегда адекватно может оценить результаты своей деятельности. При выполнении трудных заданий принимает помощь взрослого и охотно использует ее, самостоятельно преодолеть трудности не может и не желает. Работоспособность низкая, отмечается быстрая истощаемость организма из-за умственных нагрузок. По мере утомления или неуспешности выполнения задания эмоциональное состояние ухудшается, становится эмоционально неустойчивым: раздражительным, легко возбудимым.

Дата

Директор подпись расшифровка

Классный руководитель подпись расшифровка

Приложение 2

Методические рекомендации к заполнению педагогической характеристики на ребенка с задержкой психического развития

Педагогическая характеристика ребенка с ЗПР может иметь разное назначение в зависимости от того, с какой целью она составляется. Соответственно меняется и ее основной акцент. Так, педагогическая характеристика необходима при переводе ученика из общеобразовательной школы в специальный коррекционный класс для детей с ЗПР.

Или педагогическая характеристика необходима при переводе ученика из коррекционного класса для детей с ЗПР в массовую школу в результате его значительного продвижения в овладении учебной программой, положительной динамики психического развития и улучшения состояния здоровья.

Педагогическая характеристика также необходима, если ученик стойко не усваивает учебный материал и встает вопрос о пересмотре диагноза; в этом случае она предназначена для медико-педагогической комиссии.

Характеристика должна отражать продвижение ученика в процессе обучения, изменения, происходящее под влиянием специального обучения и воспитания.

Педагогическая характеристика должна содержать следующие разделы:

1) общие сведения об ученике;

2) состояние школьных знаний и навыков;

3) общее развитие ребенка, особенности речи и мышления;

4) особенности учебной деятельности;

5) особенности поведения;

6) характеристика личности;

7) заключение.

В разделе «Общие сведения», помимо формальных данных (даты рождения ребенка и поступления в школу и т. п.), должно быть указано посещал ли детский сад, в какой класс школы, ученик принят, откуда поступил, оставался ли на второй год, когда начал обучаться по программе VII вида (для детей с ЗПР). Следует кратко охарактеризовать семью ребенка.

В разделе «Состояние школьных знаний и навыков» необходимо указать, какой предмет (или предметы) затрудняет ученика, какие разделы он не смог усвоить, какую помощь ему оказывал учитель (в том числе на индивидуально-коррекционных занятиях), ее эффективность. Следует также отметить, какие предметы или разделы программы он усвоил более успешно, какой учебный материал оказался для него наиболее легким. При этом важно описать индивидуальные особенности усвоения знаний — темп мыслительной деятельности ребенка, особенности запоминания (быстрота, осмысленность) и работоспособности, степень самостоятельности, реакция на помощь педагога и др.

При характеристике уровня общего развития следует показать осведомленность ребенка в окружающем (семья, окружающие предметы, простейшие явления природы). Степень полноты и точности таких знаний и представлений послужит материалом для оценки познавательной активности ребенка.

Описание речевого развития школьника должно содержать краткую количественную и качественную характеристику лексического запаса слов; отражать особенности грамматического строя речи — имеется ли аграмматизм и какова степень его выраженности, какие части речи и типы предложений преимущественно используются; затруднения в оформлении речевого высказывания — замедленность, наличие повторов, поиск нужных слов и др. Важно выделить особенности речи ребенка — состояние фонематического слуха, виды ошибок в устной, и письменной речи, их частота. Необходимо указать на наличие и степень стойкости ошибок, специфичных для письменных работ детей, либо отметить отсутствие таковых.

Также следует охарактеризовать способность делать пересказ прочитанного или прослушанного текста. По всем вопросам, касающимся состояния речи, педагог должен советоваться со школьным логопедом, использовать его данные.

Описывая особенности мыслительной деятельности, следует прежде всего остановиться на способности к обобщению, осмыслению материала, на понимании логических связей и отношений, умении выделить существенные признаки предметов, на возможности переключения с одного вида мыслительной деятельности на другой. Нужно указать степень использования ребенком помощи, раскрыть его потенциальные возможности.

Характеризуя особенности учебной деятельности ребенка, необходимо раскрыть следующее: быстрота его включения в работу, устойчивость деятельности (ее продолжительность без отвлечений), затруднения в переключении, темп работы, уровень работоспособности; наличие импульсивности при выполнении заданий, степень самостоятельности и организованности, сформированность навыков самоконтроля и умения оценить выполненную работу.

При описании поведения учащегося следует указать, насколько он дисциплинирован на уроках, на перемене, вне школы; отметить, есть ли двигательная расторможенность (либо заторможенность); описать, какими навыками культурного поведения он владеет.

В разделе «Характеристика личности» освещаются следующие вопросы: учебные и внеучебные интересы школьника, их устойчивость; специальные способности (в области изобразительной деятельности, музыки, спорта и др.), степень адекватности оценки своих возможностей; отношение к учебе и общественным поручениям, к товарищам и взрослым (в том числе к родителям). Следует указать любимое занятие в свободное время, преобладающий фон настроения, отношение к неудачам в учебе, к похвале или порицанию, обидчивость, склонность к жалобам.

Заключительный раздел характеристики как бы суммирует и оценивает все самое существенное в ребенке, отмеченное в предыдущих разделах. Здесь педагог должен выделить черты характера и особенности личности ребенка, которые он оценивает как положительные или как отрицательные, а также указать на особенности, которые мешают ему овладеть знаниями, и на предполагаемые причины этого. Необходимо также определить степень его готовности к обучению по программе следующего учебного года.

Характеристика, написанная для медико-педагогической комиссии, должна освещать стороны, важные в плане дифференциальной диагностики. Здесь в первую очередь следует показать конкретные затруднения ученика в овладении школьной программой, особенности его мыслительной деятельности (темп, способность к обобщению, к осмыслению учебного материала, возможности использования помощи и осуществления переноса), состояние работоспособности ребенка, результаты индивидуальной работы с ним.

Приложение 3.



Источник

Сведения о динамике успешности ребенка в образовательном процессе1, прошедшего ПМПК в Тогучинском филиале.

Дата заполнения листа обратной связи « » 20 года

(официальное название образовательной организации, ведомственная принадлежность

Ф.И.О. ребенка Дата рождения Домашний адрес Класс, программа обучения

находился на ТПМПК в Тогучинском филиале ГБУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования»

« » 20 года, (№ заключения)

Дата получения заключения в ОУ

протокола ПМПк , № приказа )

Степень выполнения рекомендаций ТПМПК по созданию специальных образовательных условий (СОУ)

СОУ

Степень выполнения рекомендаций ТПМПК

Сопровождающий педагог

(Ф.И.О.)

Форма обучения

Соответствует рекомендованной

Не соответствует

Степень включенности (инклюзия)

Соответствует рекомендованной

Не соответствует

ПМПк

Создан, приказ руководителя ОО (номер и дата)

Не создан

Адаптированная образовательная программа (АОП)

Разработана, номер приказа и дата утверждения

Не разработана

Методы и приемы работы с ребенком

Применяются полностью

Частично применяются

Не применяются

Методы педагогической поддержки

Применяются полностью

Частично применяются

Не применяются

Соблюдение охранительного режима

Соблюдается

Частично соблюдается

Не соблюдается

Индивидуально-ориентированная система оценивания

Применяется

Частично применяется

Не применяется

Психолого-педагогическая помощь

Логопедическое сопровождение

Организовано

(Ф.И.О.)

Не организовано

Дефектологическое сопровождение

Организовано

(Ф.И.О.)

Не организовано

Психологическое сопровождение

Организовано

(Ф.И.О.)

Не организовано

Социализация

Кружки, факультативы, секции

Посещает

Не посещает

Общеклассные мероприятия

Посещает

Не посещает

Общешкольные мероприятия

Посещает

Не посещает

Степень выполнения рекомендаций по созданию СОУ

Высокий (80-100 % выполнения)

Достаточно необходимый (50-79 %)

Недостаточный (30-49 %)

Низкий (менее 30 %)

Вывод о динамике успешности ребенка в образовательном процессе (по истечении 6 месяцев и 12 месяцев)

Положительная

Незначительная положительная

Волнообразная

Отрицательная

Дата отправки сведений:

Подпись руководителя: М.П.______________/_____________________/

Уважаемые руководители!

Для соблюдения норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации обязаны:

  • учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья (п.1. ст. 48);

  • разработать для обучающихся с ОВЗ адаптированную образовательную программу (п.1. ст. 79);

  • соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями (п.1. ст. 48).

С целью соблюдения норм Российского законодательства направляем вам алгоритм организации в образовательной организации специальных образовательных условий для ребенка с ограниченными возможностями здоровья2.

  1. По прибытию ребенка в образовательную организацию необходимо:

  • запросить у родителей заключение ТПМПК и рекомендации по созданию специальных образовательных условий;

  • подписать с родителями договор на согласие сопровождения ребенка в условиях ПМПк;

  • назначить заседание ПМП-консилиума;

  • ознакомить всех специалистов с рекомендациями ТПМПК ГБУ НСО ОЦДК;

  • назначить приказом директора ответственного сопровождающего и специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога);

  • разработать и утвердить адаптированную образовательную программу (АОП), в структуру которой входят в том числе: коррекционно-развивающая работа (направления, режим и форма организации занятий) и мероприятия по социализации ребенка;

  • назначить контрольные даты для проведения мониторинга реализации АОП и отслеживания динамики успешности ребенка в образовательном процессе.

Внимание! При рекомендации ТПМПК на индивидуальное обучение дополнительно к вышеперечисленному необходимо:

  • родителям (законным представителям) получить справку об индивидуальном обучении на дому в медицинском учреждении, написать заявление на имя руководителя ОО об организации индивидуального обучения ребенка;

  • заместителю руководителя организовать обучение ребенка в соответствии с рекомендациями ЦПМПК.

  1. По окончанию срока, определенного ТПМПК ГБУ НСО ОЦДК в листе обратной связи, необходимо собрать заседание ПМП-консилиума и коллегиально обсудить степень выполнения рекомендаций ТПМПК, отметить динамику успешности ребенка в образовательном процессе, заполнить лист обратной связи и выслать сведения по указанному адресу электронной почты или по факсу (копия документа предоставляется в муниципальные органы управления образования специалисту, в функционал которого входит организация ППМС-сопровождения детей с ОВЗ.

Внимание! При условии выполнения рекомендаций ТПМПК по созданию специальных образовательных условий в полном объеме вывод о динамике успешности ребенка в образовательном процессе формулируется следующим образом:

  • Положительная динамика фиксируется в тех случаях, когда, в целом, происходят позитивные изменения в характере усвоения ребенком адаптированной образовательной программы, при сохранении отдельных незначительных трудностей и временном несоответствии знаний, умений, навыков и компетенций требованиям программы. При этом следует учесть, что для устранения данных противоречий необходим более длительный промежуток времени и выполнение в полном объеме рекомендаций ЦПМПК по созданию специальных образовательных условий (СОУ).

  • Незначительная положительная динамика говорит о том, что необходимые умения, навыки и компетенции формируются, но несколько в замедленном темпе, по сравнению с ожидаемым прогнозом. Такому ребенку, помимо выполнения в полном объеме рекомендаций ТПМПК по созданию СОУ, требуется дополнительная поддержка и более длительный временной промежуток.

  • Волнообразная динамика фиксируется в тех случаях, когда при создании в полном объеме рекомендованных ТПМПК СОУ, успешность ребенка в образовательном процессе носит не постоянный характер и зависит от ряда факторов: самочувствие ребенка, эмоциональный фон, ситуация в семье, особенности отношения с педагогом, мотивация и т.д. В этом случае ОО необходимо устранить/минимизировать неблагоприятные факторы воздействия.

  • Отрицательная динамика фиксируется только в тех случаях, когда в ОО были созданы в полном объеме рекомендованные ТПМПК СОУ, тем не менее, необходимые умения, навыки и компетенции не формируются и ребенок имеет стойкие трудности в усвоении адаптированной образовательной программы. В этом случае ПМПк ОО необходимо провести анализ качества выполнения СОУ. При соответствии надлежащего качества выполнения СОУ необходимо повторно обратиться в ТПМПК с целью корректировки СОУ.

Внимание! В соответсвии с Российским законодательством руководитель образовательной организации несет ответственность за выполнение рекомендаций ТПМПК по созданию специальных образовательных условий. Если СОУ не созданы или созданы не в полном объеме, то это является основным фактором неуспешности ребенка в образовательном процессе.

1

2 Полный перечень по организации специальных образовательных условий отражен в инструктивном письме Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 18.12.2013 г. № 6032-03/25 «О направлении методических рекомендаций» и размещено на сайте ГБОУ НСО ОЦДК — https://concord.nichost.ru

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИСТРИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(ГКОУ «ИСТРИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)

дер. Сокольники, Истринский р-н,

Московская обл., 143500

тел: 8 495 994-85-79; 8 498 31 4-12-38,

E-mail: shkola-int1_2@mail.ru

Сайт: https://www.istra-internat.edusite.ru

Характеристика обучающейся

Егоровой Оксаны Александровны, 19 июля 2007 года рождения, 5 класс

Общие сведения:

-прибыла в школу – 01 сентября 2016 года, из МОУ Истринская СОШ №3.

-состав семьи – семья полная.

-программа обучения – адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.

-форма обучения – очная, класс общеобразовательный.

получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь: педагог-психолог, учитель-логопед.

Информация об условиях и результатах образования обучающегося в ОО:

  1. Динамика (показатели) эмоционально-личностного развития, моторного, познавательного развития.

Эмоционально-личностное своеобразие отношений:

-специфика отношений с взрослыми, сверстниками

Оксана уверенная в себе, эмоционально устойчивая девочка. По результатам социометрического исследования – среди принимаемых детей в классе. Оксана не всегда опрятна. Девочка доброжелательна с одноклассниками и педагогами, проявляет заботу по отношению к младшим.

-Наличие понимания имеющихся затруднений, особенностейне имеет.

-Критичность отношения к успехам/неуспехам

Реакция на одобрение – адекватная (испытывает положительные эмоции, нуждается в регулярной похвале).

Реакция на замечание – адекватная (замечания обязательно исправит, склонна к переживанию).

Особенности поведения в свободной, организованной деятельности:

Владеет основными формами выражения благодарности, приветствия, просьбы, извинения, прощения, несогласия с собеседником. Поддерживает ровные, дружеские отношения с одноклассниками.

показатели личностного развития:

Умеет оценивать ситуацию и совершать обдуманные действия, обходительна, организована, аккуратна, коммуникабельна, любознательна. В свободное время любит рисовать. Соблюдает правила поведения на уроке и переменах.

  1. Динамика (показатели) изменения физического, моторного развития:

Моторика:

Ведущая рука – правая. Координация движения – не нарушена. Мелкая моторика развита хорошо. Ручку, карандаш, ножницы держит правильно. Графические навыки сформированы, записи в тетрадях и рисунки выполняет аккуратно.

  1. Динамика (показатели) познавательного, речевого развития:

Познавательные процессы:

Внимание:

-непроизвольное – склонна находиться во власти внешних впечатлений;

— произвольное – склонна отвлекаться.

Общий уровень произвольного внимания – средний.

Длительность сосредоточения и переключения внимания достаточная.

Проявляет активный интерес к приобретению новых знаний.

Работоспособность на уроках – достаточная.

Зрительное восприятие:

-восприятие цвета: различает цвета спектра (7 цветов);

-восприятие величины: соотносит величину предметов;

-восприятие формы: соотносит геометрические фигуры.

Восприятие пространственных соотношений:

владеет основными (простыми) пространственными представлениями предмета;

ориентировка в сторонах собственного тела: да / нет

Временные представления:

-части суток: знает — соотносит;

-времена года: знает — соотносит;

-дни недели: знает — соотносит.

Память:

-долговременная: может воспроизвести текст (или стих) наизусть.

-кратковременная: может удерживать объем информации в течение короткого периода (инструкция, небольшой текст, цифры).

-произвольное запоминание – среднее, может удерживать объем информации в течение всего времени учебного процесса, с опорой на учебный материал.

-непроизвольное запоминание – продуктивное (увеличивается объем запоминания)

Уровень интеллектуального развития:

-мышление – наглядно-образное, развивается абстрактно-логическое мышление по возрасту. Произвольная регуляция деятельности и функции самоконтроля достаточно развиты.

Воображение:

-воссоздающее – имеет средние способности, опираясь на пример образа или сюжета;

— творческое – среднее (ассоциации – стереотипные).

Речевое развитие:

Понимание речи не нарушено. Аграмматизмы в изменении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательных с существительными, существительных с числительными, глаголы во множественном числе. Затруднено различение и употребление предлогов. Дизартрия.

  1. Динамика (показатели) изменения состояния деятельности (учебной, продуктивной).

По математике читает, записывает и сравнивает числа в пределах миллиарда. Плохо выполняет табличное и внетабличное умножение и деление чисел. Решает задачи, составлять краткую запись или чертеж самостоятельно не всегда удается.

По русскому языку списывает с печатного и рукописного текста с небольшим количеством ошибок. При письме под диктовку допускает множественные ошибки. Знает части речи. Умеет склонять существительные и прилагательные. При проверке собственного и предложенного текста, не всегда находит и исправляет орфографические ошибки.

При чтении пропускает буквы и слоги, часто неправильно произносит окончания, допускает повторы, чтение по догадке. При пересказе Оксана не всегда может передать полный смысл прочитанного, требуются дополнительные вопросы, помощь взрослого, которую девочка активно принимает.

  1. Динамика освоения программного материала.

По итогам обучения программный материал усвоен в неполном объеме по причине пропусков.

Общий вывод:

8 октября 2019 г

Директор школы-интерната С.В. Куликов _____________________

МП Классный руководитель Е.Н.Грехнева _____________________

Педагог-психолог Н.Б. Щепихина ______________________

Источник