Динамика развития ребенка 1 года жизни

Динамика развития ребенка 1 года жизни thumbnail

С рождения и до года с ребенком происходят чудесные преобразования: из беспробудно спящего младенца в кроватке он превращается в колобок, который, если его не удержать, обязательно куда-нибудь укатит в стремлении к самостоятельному познанию мира.

Поэтому этот период столь важен, и вы с беспокойством следите за достижениями своего малыша, а если он что-то не делает «как все», безумно расстраиваетесь.

А стоит ли?

Пожалуй, нет. Ведь каждый ребенок — это индивидуальность. Его развитие может соответствовать общепринятым нормам физического и психического развития, несколько опережать их или отставать от них.

На это влияют различные факторы: особенности внутриутробного развития, состояние нервной системы, наследственная предрасположенность, наличие заболеваний, а также того факта, родился ли ребенок в срок или недоношенным.

Учитывать все нюансы, делать выводы, составлять план индивидуального развития, а в случае необходимости назначать соответствующее лечение  — прерогатива педиатра.

Задача же мам и пап — при отклонениях от общепринятых норм обращаться к специалисту.

Поэтому мы поговорим о развитии речи и эмоций, слуха и зрения, двигательных навыков у здорового ребенка с рождения и до одного года.

Первый месяц

Двигательные навыки

В первые дни жизни движения малыша заторможены и хаотичны. Ручки у него почти всегда сжаты в кулачки, но при прикосновении предмета к ладони малыш хватает его.

К месячному возрасту движения крохи более активны, однако носят самопроизвольный характер.

Лежа на животе, он приподнимает голову и ему даже удается удержать ее на 2-3 секунды.

Слух

У новорожденного присутствует реакция на резкие звуки, он выражает ее плачем, вздрагиванием, морганием, реже замиранием.

Зрение

Ребенок с рождения видит предметы, расположенные на расстоянии 20-25 см от лица. Он воспринимает яркий свет, выражая это беспокойством и зажмуриванием.

К двадцатому дню жизни малыш фиксирует взглядом неподвижные предметы, находящиеся от него на расстоянии 40-50 см.

Ближе к месяцу следит за плавно движущимися предметами, находящимися от него на расстоянии 20-50 см, и фиксирует взгляд на лице матери.  

Эмоции

Мимолетно улыбается на голос матери.

Второй месяц

Двигательные навыки

Кроха ловит взгляд другого человека, пытается приподнять голову и удерживает ее на 5-6 секунд, лежа на животе.

Движения рук у малыша по-прежнему хаотичны, но он уже пытается ими управлять: разводит в стороны, поднимает, тянется к предметам, иногда хватает их, но не может сразу отпустить.

Слух

Прислушивается к голосу матери, улыбается или замирает, услышав его.

Зрение

Кроха сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете до 25 секунд, внимательно рассматривает взрослых и предметы в поле зрения. Переводит взгляд сверху вниз, поворачивает голову в стороны и следит за передвигающимися предметами.

Речь

Начало самостоятельного  или в ответ на разговор гуления.

Эмоции

Ребенок в ответ на улыбку или разговор взрослого широко и долго улыбается, машет ручками и гулит.

Третий  месяц

Двигательные навыки

Малыш меньше спит, больше двигается, играет со своими ручками, хорошо удерживает голову (не менее 1 минуты). Лежа на животе, поворачивает ее в стороны, поднимает наверх и разглядывает подвешенные игрушки.

Кроха тянется к понравившемуся предмету, разжимает пальцы и захватывает вложенную в ладонь игрушку.

В три месяца карапуз переворачивается с живота на спину, но этот навык он может приобрести и в следующем месяце.

Слух

Маленький человечек сосредоточенно прислушивается к звукам, различает голоса родных и чужих, понимает интонацию, находит источник звука.

Зрение

Рассматривает игрушку, находящуюся в руке, следит за перемещающимся предметом на расстоянии 80 см. 

Речь

В ответ на обращение взрослого гулит и воспроизводит гласные звуки.

Эмоции

Реагирует на появление матери или родного человека: улыбается, машет ручками и гулит.

Социальное развитие

Привлекает к себе внимание плачем, движениями тела, начинает узнавать предметы и людей при повторной встрече.

Четвертый месяц

Двигательные навыки

Малыш следит за движущимися объектами, поворачивает голову вслед за ними, реагирует на их исчезновение из поля зрения.

Лежа на животе и опираясь на ладони, поднимает и длительно удерживает голову, поворачивает ее из стороны в стороны, отдыхает на локтях.

С силой выпрямляет и сгибает ножки, сбрасывая одеяло с себя. Осознанно хватает игрушки, трясет их и заталкивает в рот.

Карапуз может переворачиваться со спины на живот, но чаще всего этот навык он хорошо усваивает в следующем месяце.

Прислушивается и узнает мамин голос, быстро находит ее взглядом.

Зрение

Узнает близких людей.

Речь

4-6 месяцев — расцвет гуления и начало понимания значения предметов. Маленький человечек нараспев произносит гласные звуки.

Эмоции

Малыш в ответ на разговор с ним громко смеется и радуется, гулит, машет ручками, оживляется и перестает плакать.

Социальное развитие

Ребенок по мере взросления привязывается к близким, а к чужим проявляет недоверие.

Пятый месяц

Кроха долго лежит на животе, опираясь на выпрямленные руки и подняв корпус. И он ловко переворачивается со спины на живот.

Малыш с интересом осматривается в незнакомой обстановке, трогает все предметы, уверенно берет их в руки и вертит, трясет, может бросить и посмотреть им вслед. Все засовывает в рот и пробует «на зуб». 

Иногда, держась за что-то руками, пытается сесть, но вы не должны потакать его желанию — усаживать с опорой, посколькусидеть ему еще рано.

Если взять ребенка под мышки и поставить на опору, он стоит на выпрямленных ногах и полной стопе.

Слух

С удовольствием слушает музыку, различает интонации голосов матери и близких.

Зрение

Понимает выражения на лицах взрослых и имитирует их: радость, грусть, гнев.

Речь

Малыш  начинает понимать первые слова, у него появляется лепет: произносит гласные звуки, а иногда и некоторые согласные (б, д, л, м).

Эмоции

Кроха понимает ситуации: успокаивается и радуется, если видит, что его собираются кормить (одевать, купать и пр.). У вашего чада формируется тесная привязанность к близким людям (чаще к маме), что проявляется в ярких положительных эмоциях (улыбка, радостное оживление, активный «разговор» и пр.).

Социальное развитие

Ребенок пристально рассматривает чужих, оценивает их и решает: протянуть ручки или нет. Свое отношение к ним иногда выражает плачем, поскольку переживает, что его могут забрать от мамы или папы.

Шестой месяц

Двигательные навыки

Малыш очень активный:

  • переворачивается со спинки на животик и обратно, что говорит том, что он готов сесть (некоторые дети даже могут неуверенно сидеть ближе к концу месяца)
  • находясь на ваших коленях, кроха цепко хватается за одежду, пытаясь одновременно сесть и подняться
  • уверенно управляет движениями рук: хватает предметы из любого положения, а потом перекладывает их из одной руки в другую

Слух

Считается, что ребенок в 6 месяцев слышит на уровне взрослого человека. Малыш  прислушивается к тихим звукам и шепоту, начинает откликаться на свое имя, но четкое его осознание происходит лишь к девяти месяцам.

Зрение

Внимательно рассматривает предметы и окружение на улице.

Речь

Много «говорит», подолгу гулит и отвечает взрослым выразительным лепетом. Вы можете услышать часто повторяющиеся слоги «ма-ма», «та-та», «да-да» и пр.

Эмоции

Шестимесячный малыш:

  • выражает свои эмоции: недовольство, радость, безразличие, раздражение
  • старается избегать неприятных контактов: отворачивается и плачет
  • реагирует на неприятную окружающую обстановку и хорошо различает настроение взрослых

Социальное развитие

При нарушении привычного режима кроха беспокоится, а в обществе незнакомых людей робеет: перестает гулить и лепетать.

Седьмой месяц

Двигательные навыки

Малыш к концу этого месяца, как правило, сидит без поддержки, наклоняется вперед и выпрямляется, иногда начинает ползать. Однако он может приобрести эти навыки несколько позднее (спустя один-два месяца).

Слух

Не видя источника звука, уверенно находит их.

Зрение

Начинает различать не только крупные предметы, но и мелкие.

Речь

Понимает, когда его зовут. На вопрос «Где?», уверенно находит взглядом крупные предметы, которые постоянно располагаются на одном месте: шкаф, телевизор и пр.

Подолгу лепечет любимые слоги: па, ма, ла, бу и пр. Наблюдая за взрослыми, шевелит губами и повторяет за ними звуки.

Эмоции

Характерна выраженная привязанность малыша к матери. Он пытается подчинить ее себе, используя требовательный крик, капризы и плач.

Социальное развитие

Карапуз боится посторонних, но это нормальная реакция для его возраста.

Восьмой месяц

Двигательные навыки

Как правило, малыш уже уверенно садится сам, ползает и встает, держась за неподвижную опору. Подбирает мелкие предметы с пола, в том числе и хлебные крошки.

Слух

Прислушивается к тиканью часов и шепоту.

Зрение

Видит даже самые мелкие предметы.

Речь

Долго лепечет, ясно выражает свои желания жестами, мимикой и звуками. Может играть в «ладушки» и махать «до свидания».

Эмоции

Кроха подражает взрослым: повторяет их действия и мимику. По соответствующим приготовлениям понимает, что сейчас последует: купание, прогулка или кормление.

Социальное развитие

Различает близких и чужих.

Девятый месяц

Двигательные навыки

В этом месяце обычно карапуз отдыхает и закрепляет достигнутые результаты: сидение, ползание, ходьба у неподвижной опоры и другие навыки. А если он к этому возрасту еще не усвоил некоторые из них, то догоняет сверстников.

Слух

В такт мелодии совершает плясовые движения.

Зрение

Различает цвет, величину и форму предметов.

Речь

Маленький человечек четко осознает свое имя, запоминает несложные названия предметов. Понимает часто повторяющиеся слова: «нельзя», «мама», «папа», «садись», «дай ручку».

Эмоции

Малыш проявляет зачатки характера и признаки воли: протестует против любых вмешательств, противоречащих его желаниям. 

Социальное развитие

Широко улыбается понравившемуся человеку и проявляет к нему дружелюбие. Не любит, когда до него дотрагиваются чужие люди.

Десятый месяц

Двигательные навыки

Малыш хорошо и уверенно сидит, ползает, из сидячего положения быстро встает на четвереньки. По просьбе взрослого или самостоятельно вынимает игрушки, или складывает их.

Речь

Ребенок понимает до 10-20 простых слов, на просьбу «дай» подает названную игрушку, при слове «нельзя» замирает.

Эмоции

Понимает похвалу и осуждение.

Социальное развитие

Подражает взрослым, а в общении использует мимику и жесты.

Одиннадцатый месяц

Двигательные навыки

Малыш ползает, так что вы можете не угнаться за ним по комнате. Стоит самостоятельно или держится при этом одной рукой за опору. Ходит приставным шагом (вбок) вдоль неподвижной опоры, а иногда уже делает первые шаги.

Речь

У карапуза в лексиконе присутствует до 2-3 слов, в его голосе проскальзывают требовательные интонации. Он знает названия многих своих игрушек и имена окружающих людей.

Эмоции

Кроха проявляет свои симпатии и любовь к окружающим, протестует против еды или некоторых игрушек.

Социальное развитие

Маленький человечек начинает осознавать себя как личность: он отчетливо понимает, что отличается от других детей и у него может появиться любимая игрушка или предмет.

Двенадцатый месяц

Двигательные навыки

Карапуз, вероятнее всего, уже ходит самостоятельно, либо пойдет в течение этого месяца. Однако навык ходьбы он может приобрести и несколько позднее — через 2-3 месяца.

Во время ходьбы малыш наклоняется за игрушкой и выпрямляется, сохраняя при этом равновесие.

В этом возрасте ребенок может самостоятельно пить из чашки и пользоваться ложкой, но, как правило, полностью эти навыки он приобретает несколько позднее — к 1,5 годам.

Речь

Кроха произносит до 2-5 слов. Осознает совершаемые действия: едет, сидит, спит. Понимает и выполняет несложные указания: «принеси», «дай» и другие.

Эмоции

Ребенок получает удовольствие, если его хвалят, громко смеется или кричит от радости. Может проявлять неудовольствие словами «нет», «мое».

Социальное развитие

Малыш пока еще не играет с другими детьми, но присматривается к ним и может копировать их поведение.

Вот, пожалуй, и все, что можно было рассказать о развитии ребенка до года. Однако запомните: на практике все сугубо индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому вам придется проявить недюжинное терпение и свой талант, чтобы маленький человечек развивался правильно и приобрел все необходимые навыки.

фото: https://globallookpress.com/

Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,

врач-ординатор детского отделения

Источник

Какую первую информацию выдают счастливой маме о только что родившемся малыше? Правильно, вес и рост.

Динамика развития ребенка 1 года жизни

Действительно, показатели веса и роста – одни из самых важных показателей на первом году жизни крохи, ведь по ним можно судить о состоянии здоровья и развития малыша. В основном по ним, хотя, конечно, существует и множество других факторов. Однако, на ежемесячном приеме у участкового педиатра основной акцент делается все-таки именно на росте и весе ребенка. Кроме того, обязательно анализируют динамику роста объема головы и груди.

Почти все мамочки тщательно отслеживают данные показатели и готовы впасть в панику при малейшем отклонении от нормы. Хотя понятие нормы весьма относительно, ведь все детки изначально рождаются с разным весом и ростом. У каждого малыша своя наследственность, и разный образ жизни в их семьях. И даже самый активно набирающий вес малыш, который изначально родился с меньшим весом, будет весить менее своего более «крупно рожденного» сверстника. Исходя из всех этих факторов, диапазоны необходимых минимумов и максимумов в специальных таблицах, по которых педиатр определяет нормы набора роста и веса новорожденного, достаточно широки.

Для начала давайте выясним среднестатистические нормы веса и роста, объемов головы и груди только что родившегося малыша. Отдельно хочется подчеркнуть, что нижеприведенные данные распространяются только на здоровых, доношенных малышей. Для недоношенных младенцев показатели нормы несколько другие.

Только что родившийся малыш:

Рост: от 46 до 56 см.

Вес: от 2600 до 4000 гр.

Окружность головы: от 34 до 36 см.

Окружность груди: от 32 до 34 см.

Малыши, имеющие при рождении вес более 4000 гр, считаются крупными. Причиной может быть так индивидуальная особенность конституции крохи, так и некоторые отклонения в здоровье. Поэтому таким малышам назначают дополнительные анализы, для исключения некоторых заболеваний, в первую очередь сахарного диабета. Малыши же, которые при рождении имеют вес менее 2600 гр, также подвергаются более пристальному вниманию медиков и могут быть отнесены к категории маловесных деток. Что, в принципе, ничего страшного собой не представляет. Как правило, у новорожденных мальчиков вес и рост несколько больше, чем у новорожденных девочек.

В первые несколько дней после рождения малыши несколько теряют в весе, и это абсолютно нормально. То есть, малыш рождается с большим весом, чем имеет через несколько дней – это так называемая физиологическая потеря веса. Она небольшая, как правило, не более 6-8% от первоначальной массы тела. И вес достаточно быстро, буквально в течение пары дней, восстанавливается и идет на увеличение. Однако, бывает так, что потеря веса более значительна и восстановление идет медленнее – в этом случае врачи также оставляют малыша для более длительного и тщательного наблюдения, чтобы не пропустить какую-либо патологию.

После выписки из родильного дома мамы ежемесячно посещают участкового педиатра, который продолжает производить замеры роста и веса, окружности головы и груди малыша. На увеличение веса и роста малыша влияет множество факторов. Например, основной фактор набора веса – это наследственность. Ведь, если оба родителя высокие, вполне вероятно, что и карапуз у них будет не маленького роста. И наоборот. Что касательно веса, то тут основную роль играет правильное и качественное питание, а также образ и качество жизни малыша в целом. Так, детки на искусственном вскармливании, как правило, набирают вес немного быстрее, чем груднички, получающие мамино молочко.

В течение первого год жизни малыши прибавляют в росте и весе быстро, но неравномерно. То есть, набор веса и увеличение роста из месяца в месяц не одинаковы. Как правило, если в этом месяце кроха хорошо набрал в весе, может статься, что в росте чуть меньше или наоборот – ничего страшного здесь нет. В таких случаях говорят «в рост» (или «в вес») пошел. Главное, чтобы и вес, и рост находились в пределах установленных границ, незначительные отклонения нестрашны. Ниже приведена таблица средних диапазонов прибавки веса и показателей роста малышей на первом году жизни.

Динамика развития ребенка 1 года жизни

Как правило, в период первого полугодия жизни малыши прибавляют в весе в среднем на 600-800 гр, тогда как в период с 6 до 12 месяцев чуть меньше, около 300-500 гр. Это связано в первую очередь с тем, что после 6 месяцев кроха начинает вести более активный образ жизни – он учится ползать, сидеть, начинает ходить. Отсюда и меньшая прибавка в весе – энергия, получаемая ребенком из пищи идет не на рост, а на повышение активности.

В среднем, в течение первого года жизни кроха становится выше на 20-25 см и утраивает свой вес.

Ниже приведены среднестатистические показатели веса и роста, объема головы и груди годовалого малыша.

Малыш в 1 год:

Рост: 75 см.

Вес: 10 500 гр.

Окружность головы: 46-47 см.

Окружность груди: 48 см.

Однако, даже если показатели роста и веса вашего малыша отличаются от стандартных, не стоит пугаться и расстраиваться. Все дети развиваются индивидуально, включая рост и вес. Крупненький и пухленький малыш с завышенным весом – скорее всего, более спокойный и с хорошим аппетитом. Малыш худенький и немного недобрал в весе – возможно, он обладает повышенной активностью и вдобавок ко всему, малоежка. За редким исключением, ничего страшного за отклонением от приведенных выше норм не стоит.

Источник