Динамика развития детей в домах ребенка

Динамика развития детей в домах ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Попов В. Н., Рыжкова Т. Ю. Особенности социального развития детей, воспитывающихся в условиях психоневрологического дома ребёнка [Текст] // Психология: проблемы практического применения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 46-51. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/31/819/ (дата обращения: 08.03.2020).

По состоянию на начало 2010 года, в городе Санкт-
Петербурге функционировали 12 психоневрологических домов ребенка
мощностью 1140 мест, в которых воспитывался 981 ребенок в
возрасте от 7 дней до 4 лет (в 2006 г. – 1178 детей, в
2008 г. –1072 ребенка, в 2009 г. – 1003). Из них 746
детей являлись детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения
родителей, а 271 ребенок имел инвалидность. Данные медицинского
обследования, представленные Комитетом по здравоохранению,
свидетельствуют о высокой доле хронической патологии среди
воспитанников домов ребенка. Подавляющее число детей (951 ребенок)
отстают в психическом развитии, каждый четвертый ребенок – с
расстройством питания, 51% детей отстают в физическом развитии, 10%
детей страдают анемией [2].

Практически у всех детей неблагополучный анамнез: пороки развития,
алкогольная или наркотическая интоксикация, внутриутробная инфекция,
недоношенность. Большая часть воспитанников имеет сочетанную
патологию со стороны центральной нервной системы. Поэтому у этих
детей особенно важно контролировать уровень психомоторного и
социального развития для раннего выявления отклонений, планирования
индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание
условий для их полноценного развития.

Первым этапом организации индивидуальной абилитации малыша,
воспитывающегося в условиях психоневрологического дома ребёнка,
является своевременная и адекватная диагностика нарушений
психомоторного и социального развития. Особое значение имеет выбор
методов исследования. Лонгитюдное наблюдение и анализ этих параметров
позволяют в сочетании с клиническими данными не только оценить, но и
прогнозировать темпы нервно-психического развития [3, с.20].

В психоневрологическом Доме ребёнка № 6 работают
педагоги-психологи, врач невролог, врач восстановительной медицины,
педиатры, учителя-дефектологи, медицинский и педагогический персонал.
Основной задачей сотрудников учреждения является создание целостной
системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия
для детей с проблемами в развитии в соответствии с их возрастными и
индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического
и нервно-психического здоровья.

Целью нашего исследования было получение данных об уровне социального
развития детей в возрасте от 3-х месяцев до 4-х лет и проведение
сравнительного анализа социального развития доношенных и недоношенных
1-й степени (35- 37 неделя гестации) мальчиков и девочек,
воспитывающихся в Доме ребенка. Изучаемые дети не имели пороков
развития, грубой соматической патологии и нарушений
опорно-двигательного аппарата. Исследование проводилось в
Санкт-Петербургском ГУЗ «Психоневрологический дом ребенка №6»
Василеостровского района в течение более 6 лет (с ноября 2004 года по
настоящее время). Наблюдалась динамика развития у 109 мальчиков (84
доношенных и 25 недоношенных) и 58 девочек (46 доношенных и 12
недоношенных) в возрасте от 5 дней до 4-х лет. Диагностика уровня
социального развития детей проводилась в соответствии с эпикризными
сроками: на первом году жизни — ежемесячно, на втором году- 1 раз в 3
месяца, после 2-х лет- 1 раз в 6 месяцев. Дети обследовались по
модифицированной шкале измерения социальной компетенции Долла (Doll
E.) [1, с.82-91].

На базе имеющихся шкал была разработана авторская числовая шкала и
график развития ребенка, куда заносились результаты обследования. Это
позволило на каждого ребенка вычерчивать график индивидуального
развития. На основании собранного материала была составлена авторская
(Т.Ю. Рыжкова) сводная таблица социального развития. В ней были
отмечены наибольший и наименьший показатели, а также определён
средний показатель развития. Определение средних показателей развития
позволило брать на особый учет и контроль тех малышей, чьи показатели
были ниже средних. По средним показателям был изображён график
развития, на котором была отражена динамика социального развития
доношенных и недоношенных мальчиков и девочек. Исследование выявило
сходство и различия в развитии мальчиков и девочек, воспитывающихся в
условиях Дома ребенка. Это позволило более адекватно планировать
работу с детьми по стимуляции их социального развития.

Динамика социального развития детей, воспитывающихся
в условиях психоневрологического Дома ребенка № 6.

Читайте также:  Хороший центр развития для ребенка барнаул

Динамика развития детей в домах ребенка

На представленных графиках социального развития
доношенных и недоношенных мальчиков можно наблюдать в 3-х месячном
возрасте значительное отставание уровня социального развития
недоношенных мальчиков от доношенных (на 12 баллов). Развитие всех
мальчиков в возрасте до 1-го года проходит по стремительно
нарастающей кривой. К 1,6 годам у них снижается темп развития. С 2-х
до 3-х лет наблюдается скачкообразное развитие как у доношенных, так
и у недоношенных мальчиков. В 2,6 года доношенные мальчики
незначительно опережают по уровню социального развития недоношенных
мальчиков (на 1 балл). К 4 годам это опережение становится отчётливым
(на 9 баллов).

Значительное отставание по уровню социального
развития недоношенных девочек от доношенных отмечается уже в возрасте
3-х месяцев. К 1 году это отставание нарастает и достигает 19 баллов.
Социальное развитие всех девочек в возрасте до 1-го года проходит по
стремительно нарастающей кривой. К 1,6 годам у них снижается темп
развития. С 2-х до 4-х лет наблюдается скачкообразное развитие как
доношенных, так и недоношенных девочек. В 3,6 года недоношенные
девочки незначительно опережают по уровню социального развития
доношенных (на 1 балл). К 4 годам доношенные девочки незначительно
(на 2 балла) опережают по уровню социального развития недоношенных
девочек.

При рассмотрении социального развития доношенных мальчиков и
доношенных девочек можно отметить следующее. В возрасте до 1 года оно
проходит у них по стремительно нарастающей кривой. В возрасте 3-х
месяцев доношенные девочки незначительно отстают по уровню
социального развития от мальчиков (на 2 балла). К 1 году доношенные
девочки незначительно опережают мальчиков (на 2 балла). К 1,6 годам у
мальчиков и девочек снижается темп развития. С 2 до 3 лет наблюдается
скачкообразное развитие, как у доношенных мальчиков, так и у
доношенных девочек. С 3 лет у доношенных мальчиков наблюдается
повышение уровня социального развития по плавно нарастающей кривой. У
доношенных девочек отмечается скачкообразное развитие. К 4 годам
доношенные девочки значительно опережают по уровню социального
развития доношенных мальчиков (на 12 баллов).

При сравнении социального развития недоношенных мальчиков и
недоношенных девочек выявляются следующие особенности. В возрасте до
1 года оно также как у доношенных детей, проходит по стремительно
нарастающей кривой. В 3-х месячном возрасте как мальчики, так и
девочки имеют равные показатели уровня социального развития. К 1 году
недоношенные мальчики значительно опережают по своим показателям
девочек (на 10 баллов). К 1,6 годам девочки и мальчики снижают темп
развития. С 2-х до 3-х лет наблюдается скачкообразное развитие, как у
недоношенных мальчиков, так и у недоношенных девочек. С 3 лет у
недоношенных девочек наблюдается повышение уровня социального
развития по нарастающей кривой. У недоношенных мальчиков отмечается
скачкообразное развитие. К 4 годам недоношенные девочки значительно
опережают по уровню социального развития недоношенных мальчиков (на
20 баллов).

Таким образом, проанализировав полученные данные, можно сделать
следующие выводы: у всех детей, воспитывающихся в
психоневрологическом Доме ребенка № 6, отмечается значительное
улучшение показателей уровня социального развития в возрасте с 3-х
месяцев до 4-х лет. Наблюдается отчётливая положительная динамика в
социальном развитии в возрасте до 1 года. Однако к полутора годам
регистрируется снижение темпов социального развития. Это объясняется
их адаптацией к новым условиям проживания в других группах с детьми,
в основном, старше их по возрасту. У всех детей с 1,6 до 3 лет имеет
место скачкообразный уровень социального развития. Следует
подчеркнуть, что девочки к 4 годам значительно опережают мальчиков по
уровню социального развития.

В заключение необходимо отметить, что результаты проведенных
исследований свидетельствуют о том, что уровень социального развития
детей, воспитывающихся в Доме ребенка ниже, чем домашних нормально
развивающихся сверстников. Тем не менее, у всех наблюдаемых малышей
констатировано значительное улучшение показателей социального
развития. Этому способствует своевременная диагностика уровня
социального и психомоторного развития детей по модифицированным
шкалам социального развития Долла (Doll
Е.). Всесторонняя оценка развития каждого ребенка позволяет более
адекватно реализовывать индивидуальные меры абилитации, направленные
на профилактику интеллектуально-личностной неполноценности.

Читайте также:  Что подарить ребенку с отставанием в развитии

Литература:

  1. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития
    ребенка: качество жизни (QOL) –
    новый инструмент оценки развития детей. СПб.: Речь, 2001
  2. Доклад: Аналитические материалы о положении детей в
    Санкт-Петербурге. 2009 год. Санкт-Петербургское государственное
    учреждение социальной помощи семьям и детям Комитет по социальной
    политике Санкт-Петербурга. Правительство Санкт-Петербурга.
    Региональный центр «Семья».Динамика развития детей в домах ребенка
    Раздел доклада: 9. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
    родителей. Пункт: Дети, находящиеся на полном государственном
    обеспечении в учреждениях системы здравоохранения, социальной защиты
    населения и образования.

  3. Попов В.Н. Динамика психомоторного развития детей в связи с задачами
    их абилитации в психоневрологическом доме ребёнка. Автореф. дисс.
    канд. мед. наук. СПб, 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное развитие, девочка, мальчик, ребенок, нарастающая кривая, скачкообразное развитие, социальное развитие детей, темп развития, балл, возраст.

Похожие статьи

Эргопедагогика детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Проводится сравнительный анализ развития и адаптации к социальным и бытовым

Для этого полученный ребенком балл делился на максимальный балл, который мог быть заработан по данному упражнению.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через…

Игра как средство развития личности ребенка младшего…

Детки разучивают движения и по команде взрослого начинают их выполнять, учитывая постоянно меняющийся темп, который задает ведущий.

Дошкольный возраст — это особенный период развития ребенка. Ребенок проводит в игре много времени.

Показатели возрастных, индивидуальных и половых особенностей…

 Изучить возрастные особенности и развитие детей дошкольного возраста (3–7 лет).

Данный параметр у мальчиков в возрасте от 8 до 11 лет с таковым показателем у девочек увеличивается интенсивно и к этому периоду развития прирост составляет 4,8 % (от 9,57±0…

Характеристика физического развития школьников сельских…

Наиболее интенсивное развитие у девочек наблюдалось в возрасте 9–14 лет, когда отмечались наиболее высокие темпы нарастания основных тотальных размеров тела.

Проблема разноуровневого взросления девочек и мальчиков

Объект исследования: развитие школьников подросткого возраста. Предмет исследования: психофизиологические особенности девочек и мальчиков подросткового возраста.

Задержка психического развития, как результат неправильного…

Обследование познавательного развития детей раннего… Задержка психического развития выступает наиболее частым проявлением нарушенного развития в дошкольном возрасте [2]. Задержка речевого развития (ЗРР) — понятие, которое отражает более медленные темпы

Гендерные особенности детей в организации образовательного…

При этом социальный опыт и мальчиков и девочек в школах оказывается обедненным в

У девочек «скачок роста» начинается и кончается на два года раньше, чем у мальчиков.

Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста.

Изучение строения детских фигур с целью проектирования…

В текущем столетии отмечается ускорение темпов физического развития детей и подростков — так называемая акселерация (от лат. acceleration — ускорение). Термином «акселерация» характеризуют явление ускорения роста и развития детей

Значение формирования и развития статуса «ученик»…

() При этом социальный вектор развития задается в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Хорошо изучены в педагогике, психологии процессы «скачкообразного» развития — кризисы развития, когда «внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и…

Источник

Данная
работа рассматривает проблемы
нервно-психического развития недоношенных
детей раннего возраста в условиях дома
ребенка. Согласно современному
определению, недоношенные — это дети
родившихся преждевременно до окончания
нормального срока беременности – 40-ка
недель. В Ижевском доме ребенка находится
большое количество недоношенных детей
и составляет 57% от общего количества
детей. Эти дети с самого рождения
находятся в условиях эмоциональной,
сенсорной и социальной депривации — с
младенче­ского возраста реализация
базовой потребности непосредственного
эмоционального общения с матерью не
удовлетворяется. Больше всех в условиях
дома ребенка страдают рожденные раньше
срока дети, т.к. на их раннее психическое
развитие оказывает влияние сочетание
целого ряда патогенных факторов:
гестационный возраст- (истинный возраст
ребенка число полных недель от момента
зачатия до рождения), морфофункциональная
незрелость ЦНС, малая масса тела при
рождении обусловленные самой
недоношенностью, церебральные повреждения,
это как правило соматически больные
дети, многие имеют неврологическую
патологию. К психосоциальным факторам
относится ранняя психическая депривация,
обусловленная сверх ранним разрывом с
матерью, длительным пребыванием в
медицинском учреждении по поводу
осложнений перинатального периода
развития, врожденных пороков развития,
а также дальнейшее воспитание в условиях
государственного учреждения. Проявление
психической депривации могут охватывать
широкий диапазон изменений личности
от легких нарушений познавательной
сферы и странностей поведения до очень
гру­бых поражений высших психических
функций (ВПФ) и характера. Становится
очевидным, что недоношенные дети
составляют группу высокого риска
возникновения различного рода отклонений
в пси­хическом развитии. Они требуют
специально организованного пристального
динамического наблюдения с проведением
своевременной комплексной реабилитации
интенсивных медицинских и
психопрофилактических мероприятий с
младенчества. Поэтому актуальной
проблемой становится воспитание и
развитие недоношенных младенцев в
условиях домов ребенка, где необходимо
разрабатывать и осуществлять комплексные
программы абилитации и развития с учетом
влияния патогенных факторов. Знание
особенностей психического развития —
это основа, на которой будут разрабатываться
все необходимые коррекционные мероприятия.
Именно этот аспект проблемы находится
в компетенции изучения специальной
психологии, поэтому представляет особый
интерес для нашего исследования.

Читайте также:  Развитие ребенка от 1 года приучить к горшку

Применив
статистические методы обработки
экспирементальных данных, мы установили
уровень значимости различий в пределах
0,05 между независимыми выборками
доношенных и недоношенных детей-сирот,
т.е. уровень НПР в этих группах имеет
свои особенности. В результате
эксперимента сформировались 5 групп
развития. При помощи статистичекой
средней, анализируя особенности НПР
(нервно-психического развития) по каждой
группе развития выявилась общая
закономерность, что доношенные и
недоношенные дети-сироты даже если
имеют эпикризный срок (э.с.) отставания
(1-5 э.с.) по одной функции, то в пределах
этого же отставания у недоношенных
детей оно всегда более глубокое. Пример:
доношенный — 2,46 э.с.; недоношенный — 2,73
э.с. Эта закономерность не зависит от
возраста, а вероятно относится к влиянию
недоношенности. Результаты диагностики
показали, фактор недоношенности
присутствует и оказывает влияние на
протяжение всего раннего возраста,
особенно отягощает развитие детей на
первом году жизни. Показатели
нервно-психического развития (НПР) детей
первого года жизни, как правило, отстают
от таковых доношенных детей и от
собственного хронологического возраста
примерно на срок недоношенности.
Характерными особенностями психического
развития НПР категории недоношенных
детей являются: неравномерность и
асинхрония НПР на первом году жизни.
Вероятно благоприятным прогностическим
признаком для НПР недоношенных младенцев,
имеющих перинатальное поражение ЦНС,
является то, что к третьему году жизни
наблюдается сокращения отставания в
развитии. Степень тяжести перинатальной
патологии вероятно не определяет
окончательный прогноз психического
развития недоношенного ребенка на
первом году жизни, хотя можно говорить
о том, что в случае тяжелой степени
перинатальной патологии большее влияние
будет оказано на дальнейшее интеллектуальное
развитие ребенка. В настоящем исследовании
удалось описать динамику психического
развития недоношенных детей в период
раннего возраста и выделить характерные
особенности недоношенных детей.
Отмечается малая подвижность нервных
процессов, преобладание возбуждения
над процессами торможения, трудности
адаптации к ситуации общения со взрослым,
значительное снижение психической
активности, отставание в развитии
познавательной деятельности, уплощение
эмоциональной сферы. С первых месяцев
жизни сроки формирования ориентировочных
реакций, умений и навыков у недоношенных
детей имеют существенные различия от
доношенных детей. Развитие недоношенных
детей в период новорожденности в большей
степени определяет не социально-психологические,
а биологические факторы риска, такие,
как выраженные нарушения мозгового
кровообращения и ликвородинамики, малая
масса при рождении, срок недоношенности.
Однако уже к 3 мес. наблюдается нарастание
отставания в развитии зрительных,
слуховых реакций, эмоций и социального
поведения, трудности в овладение речью.
Это можно объяснить специфическими
условиями жизни в доме ребенка —
ограниченность новых впечатлений и
отсутствие эмоционально насыщенного
и личностно ориентированного общения
с взрослым. Таким образом, недоношенные
дети — сироты требуют особого внимания
и психолого-педагогического сопровождения
на протяжении всего раннего возраста.

Исмагилов
Д.Р.

РГППУ,
г.Екатеринбург

Источник