Динамика психического развития ребенка при рда

Динамика психического развития ребенка при рда thumbnail

Развитие
речи происходит по-разному. У одних
де­тей речь появляется раньше, чем у
здоровых, а у других речевое развитие
задерживается. Но независимо от сро­ков
появления речи выявляются нарушения
формиро­вания экспрессивной речи и
существует недостаточность коммуникативной
функции речи. До 5-6 лет дети могут не
обращаться ко взрослым с вопросами,
часто сами не отвечают на вопросы,
которые им задают, или дают на них
односложные ответы. Одновременно с этим
можно отметить достаточно развитую
«автономную речь», раз­говор с самим
собой. Для детей с РДА характерны явле­ния
эхолалии. Они могут быть непосредственными
и ос­тавленными во времени. К этим
проявлениям добавля­ются присутствие
з речи неологизмов, скандированное
произношение фраз, протяжная интонация.
Иногда дети рифмуют слова, часто применяют
по отношению к себе местоимения и глаголы
во втором и третьем лице. Речь может
быть примитивной и одновременно содержать
сложные обороты и выражения.

Дети
довольно рано проявляют интерес к
слушанию чте­ния, особенно стихов.
Аутичные дети очень легко запоми­нают
стихи. Если при воспроизведении стихов
взрослый нечаянно или специально
пропускает какую-либо строчку, дети
протестуют и даже плачут. Пристрастие
таких детей к стихам объясняется наличием
в них ритмичности.

У
некоторых детей могут наблюдаться
нарушения звукопроизношения; речь их
часто невнятна, скомкана, произносятся
лишь отдельные звуки из слова. К школьному
возрасту явления эхолалии обычно
исчеза­ют. У части детей коммуникативная
функция речи улуч­шается. Дети начинают
отвечать на вопросы, а затем говорить
спонтанно, хотя еще долгое время
сохраняется «автономная речь», вычурность
речи, употребление не­детских выражений,
заимствованных из речи взрослых. Позже
дети задают необычные вопросы, иногда
имею­щие сверхценный характер.

Интеллект
при РДА имеет свои особенности. Неко­торыми
исследователями установлено, что у
большин­ства этих детей наблюдается
отставание в интеллекту­альном плане,
у некоторых интеллект сохраняется.
Счи­тается, что нарушение познавательной
деятельности яв­ляется вторичным
результатом поведения этих детей,
которое в значительной мере препятствует
формирова­нию интеллектуальных
функций. У детей с РДА часто возникает
интерес к форме, цвету различных
предме­тов, при отсутствии интереса
к его обычному, функцио­нальному
значению. Часто у детей отмечается
хорошая механическая слуховая и
зрительная память. Они могут запоминать
длинные куски текста, стихов, газетных
ста­тей. У отрешенных детей необычно
хорошо развита про­странственная
ориентация. Запас знаний этих детей
не­сколько снижен. Аутичные дети
мыслят шаблонно, сте­реотипно.
Предметная деятельность у этих детей
грубо нарушена. У ребенка рано развивается
абстрактно-логи­ческая сторона
интеллекта и запаздывает конкретно-практическая
сторона.

Эти
дети склонны к патологическому
фантазирова­нию. В их фантазиях
переплетаются когда-то услышан­ные
сказки, увиденные фильмы, смешиваются
реальные и вымышленные события. Фантазии
обычно ярко окра­шены и образны.
Нередко эти фантазии отличаются
по­вышенной агрессивностью. Дети
долго могут рассказы­вать о мертвецах,
скелетах, убийствах. Часто дети
при­писывают себе отрицательные черты
придуманных ге­роев. В школьном
возрасте дети нередко пишут стихи,
рассказы о событиях, которые якобы
произошли с ними. Они привязываются к
тем людям, которые слушают их рассказы
и не мешают их фантазированию. Обычно
это случайные, малознакомые люди.
Аутистическне фанта­зии также оторваны
от реальности. Ребенок может счи­тать
себя каким-либо животным — зайчиком,
собачкой. В этих случаях он требует
кормить его по-особому, мо­жет ложиться
спать на полу и т. д. Посредством этих
фантазий ребенок может пытаться изжить
свои страхи и чувство собственной
неполноценности.

Учеба
для таких детей не становится ведущим
видом деятельности. При сохраняющейся
или несколько ослаб­ленной способности
к усвоению знаний у них наблюда­ются
признаки нарушения мышления. Ассоциативный
процесс хаотичен. Интеллектуальная
деятельность имеет аутистическую
направленность. Игры и фантазии обычно
далеки от’ реальности. Как правило, они
моно­тонны. По мнению В. В. Лебединского,
интеллект стра­дает больше при
выполнении заданий, требующих соци­альной
компетенции. Имея значительные знания
в от­влеченных областях, дети с РДА
затрудняются в про­стых житейских
ситуациях, требующих интуиции и опы­та.
Часто дети отдают предпочтение заданиям,
которые требуют стереотипных решений,
— составлению схем движения транспорта,
чертежам различных таблиц.

У
детей с РДА часто наблюдаются различные
стра­хи. Настроение обычно носит
тревожный фон. Дети бо­ятся отдельных
лиц, предметов, шума бытовых предме­тов,
яркого света и цвета, различных явлений
природы. У аутичньгх детей наиболее
частые страхи — это страхи, связанные
с изменением привычной обстановки и с
нео­жиданными раздражителями. У них,
как правило, от­сутствует страх
темноты, что говорит о связи этого
фе­номена с типичными для РДА поисками
комфортной об­становки без сенсорных
раздражителей. Обычно страхи привязаны
к какой-то психотравмирующей ситуации
из реального прошлого ребенка. Иногда
такие страхи оста­ются на долгие годы.
Со временем страхи теряют свою связь с
травмирующей ситуацией и норой приобретают
причудливый и непонятный характер.

Для
моторики таких детей характерна
вычурность мимики, всех движений, позы.
Очень часто дети ходят на цыпочках.
Движения часто лишены пластичности,
они неуклюжи и угловаты, плохо
координированы. Мо­жет наблюдаться
гипертонус или гипотонус мышц.
Дви­гательной сфере присущи стереотипы.
Обычно задержи­вается формирование
элементарных навыков самообслуживания
(еда, одевание, раздевание, умывание).
Мими­ка детей бедная, маловыразительная.

Существуют
определенные особенности зрительного
и слухового восприятия. Дети уже на
ранних этапах разви­тия не фиксируют
свой взгляд на предметах, а смотрят
«сквозь» них. Часто такие дети подолгу
могут рассматри­вать свои пальцы,
перебирать ими около лица. Иногда у
ребенка наблюдаются явления гипертензии:
ребенок бо­ится яркого света, ярко
одетых людей.

Слуховое
восприятие тоже имеет свои особенности.
Аутичные дети, в отличие от здоровых,
могут не реаги­ровать на слуховые
раздражители. Обычно они лучше реагируют
на тихие звуки и не воспринимают громкие.
Многие педагоги отмечают у детей с РДА
любовь к му­зыке. Иногда только музыка
помогает родителям кор­ректировать
поведение ребенка.

Одной
из специфических особенностей детей с
РДА является отсутствие уже с раннего
возраста зрительного контакта с
окружающими. Дети смотрят «сквозь»
окру­жающие объекты или людей. Они
могут сосредоточить свое внимание на
ярком пятне, узорах на стене, листьях
деревьев и т. д. Многих аутичных детей
привлекают дви­жущиеся предметы. Как
аффективно-положительные сенсорные
раздражители у детей выступают цвет,
фор­ма, размер или движение предмета.
Сам предмет в це­лом и его соотнесенность
с окружающим они не воспри­нимают.
Иногда гиперсензитивность может
приводить к иллюзорным расстройствам.
Часто дети не реагируют на произносимые
звуки.

Основными
расстройствами при РДА являются аутизм
и аффективные расстройства. Дети с этим
синдромом активно стремятся к одиночеству.
Они постоянно пытаются воспроизводить
одни и те же стереотипные дей­ствия,
которые вызывают у них приятные ощущения.
Аффективные механизмы произвольного
сосредоточения недоразвиты и препятствуют
развитию высших психи­ческих функций.
Дети сосредотачиваются на примитив­ных
аффективных ощущениях, но иногда могут
иметь сложные интеллектуальные интересы.
Все дети с РДА испытывают большие
трудности во взаимодействии с миром.
Аутичный ребенок ведет себя так, как
будто на­ходится один. Он играет один,
разговаривает сам с со­бой, а чаще
всего молчит. Дети обычно скрывают свой
внутренний мир от окружающих, ни о чем
не спрашива­ют и сами не отвечают на
вопросы.

Дети
избегают контактов е окружающими, часто
не дифференцируют одушевленные и
неодушевленные пред­меты, нередко
предпочитая вторые.

Аутичные
дети могут эмоционально не реагировать
на окружающую ситуацию, бывают безразличны
к близ­ким, при этом они часто ранимы,
пугливы, чувствитель­ны к повышенному
и резкому тону.

Существует
несколько классификаций РДА. Одной из
них является классификация, составленная
О. С. Николь­ской (1985-1987). Она выделяет
четыре группы РДА. Основным критерием
выделения этих групп является характер
и степень нарушения взаимодействия с
окру­жающей средой, т. е. тип самого
аутизма.

Дети
I
группы РДА

полностью отрешены от внешне­го мира.
У детей наблюдается полевое поведение,
т. е. происходят движения в поле без
активного контакта с окружающими.
Ребенок постоянно переходит от одного
предмета к другому, но мгновенно теряет
к ним инте­рес. Ребенок оказывается
как бы отгороженным от внешнего мира.
Обычно такие дети недостаточно реагируют
на голод, холод и не проявляют чувства
удовольствия. Лицо такого ребенка
амимично и выражает полный по­кой.
При сильном внешнем воздействии ребенок
может вскрикнуть, но тут же уйти в
комфортную для себя зону и моментально
успокоиться. Дети ищут наиболее удоб­ную
для себя зону. Они никогда не приблизятся
к объек­там, вызывающим сильные
впечатления. Такие дети обычно легко и
грациозно двигаются.

Зрительные
и тактильные впечатления имеют для них
аффективное значение. Они могут подолгу
сидеть и смот­реть в окно, а затем
неожиданно начать перепрыгивать с
одного стула на другой или балансировать
на них. Иногда они позволяют взрослым
кружить себя, подбра­сывать, но при
этом никогда не вступают с ними в
эмо­циональный контакт.

Дети
обычно не испытывают потребности в
контак­тах и не осуществляют даже
самого элементарного об­щения. Они
не обучаются навыкам поведения в
обще­стве. Такие дети почти не владеют
навыками самообслу­живания.

У
детей этой группы мгновенно включается
защит­ный механизм пресыщения
впечатлениями, и они ухо­дят в свой
мир, при этом полностью утрачивая
возмож­ность взаимодействия с
окружающими людьми и средой.

Дети
I
группы имеют наихудший прогноз развития
и нуждаются в постоянном уходе.

Дети
II
группы
характеризуются
аутистическим от­вержением окружающей
среды. Такие дети более актив­ны, они
могут устанавливать избирательные
контакты с окружающими. Эти контакты
нужны детям для удов­летворения
физических потребностей. У детей уже
появляются переживания удовольствия,
страха, слезы и крик. В их поведении
наблюдаются различные штампы, речевые
и двигательные, которые адекватно
применя­ются при стереотипных условиях.
Дети этой группы не могут адаптироваться
к изменившейся обстановке. Они испытывают
страх, у них нет любопытства к новому.
Из-за страха ко всему новому они агрессивно
реагируют на любое нарушение привычного
в их обиходе. Ребенок требует сохранения
постоянства в окружающем и созда­ет
вокруг себя барьер. Любые неприятные
для себя воз­действия извне ребенок
заглушает приятными сенсор­ными
ощущениями. Обычно он получает их
стереотип­ными способами, как правило,
самораздражением. Раз­дражение глаз
возможно прямым надавливанием на
глаз­ное яблоко, или мельканием в поле
зрения различных объектов, их движением,
или выкладыванием простых орнаментов.
Ухо может раздражаться прямым
надавли­ванием, шуршанием и разрыванием
бумаги, прослуши­ванием одной и той
же музыки. Вестибулярный аппарат ребенок
раздражает с помощью разнообразных
прыж­ков, раскачиваний, застывания в
необычных позах.

При
помощи этих аутостимулирующих приемов
дети аффективно адаптируются. У них
вырабатываются про­стейшие стереотипные
реакции на окружающее и быто­вые
навыки. Поведение носит манерный
характер, дви­жения многочисленны, у
детей наблюдаются причудли­вые гримасы
и позы. Обычно они мало контактируют с
окружающими, молчат или отвечают
односложно. Чае-то у детей этой группы
наблюдается тесная симбиотическая
связь с матерью, которая постоянно
должна при­сутствовать рядом. Но более
сложные эмоциональные переживания
детям недоступны.

Для
детей этой группы прогноз более
благоприятный, чем для детей первой
группы. При соответствующей дли­тельной
коррекции детей подготавливают к
обучению в школе — в массовой чаще, чем
во вспомогательной.

Дети
III
группы

— это дети, которые замещают вне­шнюю
среду. Для этих детей характерны уже
более слож­ные формы аффективной
защиты, которые могут прояв­ляться в
формировании патологических влечений,
фанта­зиях, иногда агрессивных. Эти
фантазии разыгрываются спонтанно и
снимают страхи и переживания ребенка.
Речь таких детей обычно развернутая.
Пугливых и брезгливых детей влечет ко
всему страшному, неприятному. Эти
вле­чения стереотипны, они могут
наблюдаться у ребенка го­дами, что
формирует определенное аутичное
поведение.

Контакт
с окружающим миром ограничен лишь их
влечениями, все свое поведение они
соотносят только с ним. Их нельзя
произвольно сосредоточить. Они могут
владеть формами аффективной речи и
свободно выражать собственные побуждения
в монологе, но не в диалоге.

От
матери они менее зависимы аффективно
и не нуж­даются в постоянном контроле
и опеке.

При
длительной и активной психолого-педагогичес­кой
коррекции дети этой группы могут быть
подготов­лены к обучению в массовой
школе.

Дети
IV
группы

характеризуются сверхтормозимостыо.
Этим детям присущи прежде всего
неврозоподобные расстройства. Они
ранимы, пугливы, робки. У них обо­стрено
чувство собственной несостоятельности,
что уси­ливает их социальную
дезадаптацию. Контакты с окру­жающими
ограничены и приводят к формированию
па­тологической зависимости от
близких, дети постоянно нуждаются в их
одобрении и защите. Контакты с внешним
миром обычно осуществляются через мать,
с кото­рой дети находятся в сильной
эмоциональной связи.

Дети
трудно усваивают новые образцы поведения
и используют стереотипные, уже знакомые
формы. Они педантичны и имеют определенные
ритуалы в поведе­нии. Иногда у этих
детей наблюдается задержка речево­го,
моторного и интеллектуального развития.
Они долго сохраняют неловкие движения,
их речь замедленна и аграмматична.
Несмотря на достаточно хорошие
пред­посылки, интеллектуальное
развитие также задержано. Они не понимают
скрытого смысла слов и принимают все
буквально, особенно в отношениях людей.
Однако часто выясняется, что им доступно
более глубокое пони­мание. Поведение
таких детей может неправильно оце­ниваться
близкими, т. е. ниже их уровня развития.
Сте­реотипное поведение не дает
возможности реализации у таких детей
самостоятельной адаптации.

Эти
дети могут быть подготовлены к обучению
в мас­совой школе, а иногда они могут
обучаться и без предва­рительной
подготовки.

Выделенные
4 группы различаются по типу поведе­ния,
степени аффективной дезадаптации.

Принадлежность
ребенка к определенной группе не является
постоянной. Ребенок может быть отнесен
к дру­гой группе, если в его поведении
начинают преобладать черты рядом
стоящего уровня. Здесь может наблюдаться
как отрицательная, так и положительная
динамика. При отрицательной динамике
происходит регресс развития, т. е. переход
на более низкую ступень аффективной
адапта­ции. При положительной динамике
ребенок начинает ос­ваивать и в
дальнейшем активно использовать
аффектив­ные механизмы более высокого
уровня. Это наблюдается при подборе
эффективных методик коррекционного
воз­действия и адекватном воспитании
ребенка.

Можно
выделить существенный фактор
положитель­ного движения. Стимуляцию
аутичного ребенка нужно направлять на
более высокий, еще не сформированный
уровень. Если закрепляется потребность
в новом виде впечатлений, повышаются
контакты с окружающей сре­дой и на их
основе формируются механизмы следующе­го
уровня регуляции, то прогноз благоприятный.
Если этого не происходит, то эмоциональное
развитие ребен­ка будет значительно
ограничено.

Соседние файлы в папке Лекции

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Особенности психического развития детей с РДА

Развитие речи происходит по-разному. У одних детей речь появляется раньше, чем у здоровых, а у других речевое развитие задерживается. Но независимо от сроков появления речи выявляются нарушения формирования экспрессивной речи и существует недостаточность коммуникативной функции речи. До 5-6 лет дети могут не обращаться ко взрослым с вопросами, часто сами не отвечают на вопросы, которые им задают, или дают на них односложные ответы. Одновременно с этим можно отметить достаточно развитую «автономную речь», разговор с самим собой. Для детей с РДА характерны явления эхолалии. Они могут быть непосредственными и оставленными во времени. К этим проявлениям добавляются присутствие з речи неологизмов, скандированное произношение фраз, протяжная интонация. Иногда дети рифмуют слова, часто применяют по отношению к себе местоимения и глаголы во втором и третьем лице. Речь может быть примитивной и одновременно содержать сложные обороты и выражения.

Дети довольно рано проявляют интерес к слушанию чтения, особенно стихов. Аутичные дети очень легко запоминают стихи. Если при воспроизведении стихов взрослый нечаянно или специально пропускает какую-либо строчку, дети протестуют и даже плачут. Пристрастие таких детей к стихам объясняется наличием в них ритмичности.

У некоторых детей могут наблюдаться нарушения звукопроизношения; речь их часто невнятна, скомкана, произносятся лишь отдельные звуки из слова. К школьному возрасту явления эхолалии обычно исчезают. У части детей коммуникативная функция речи улучшается. Дети начинают отвечать на вопросы, а затем говорить спонтанно, хотя еще долгое время сохраняется «автономная речь», вычурность речи, употребление недетских выражений, заимствованных из речи взрослых. Позже дети задают необычные вопросы, иногда имеющие сверхценный характер.

Интеллект при РДА имеет свои особенности. Некоторыми исследователями установлено, что у большинства этих детей наблюдается отставание в интеллектуальном плане, у некоторых интеллект сохраняется. Считается, что нарушение познавательной деятельности является вторичным результатом поведения этих детей, которое в значительной мере препятствует формированию интеллектуальных функций. У детей с РДА часто возникает интерес к форме, цвету различных предметов, при отсутствии интереса к его обычному, функциональному значению. Часто у детей отмечается хорошая механическая слуховая и зрительная память. Они могут запоминать длинные куски текста, стихов, газетных статей. У отрешенных детей необычно хорошо развита пространственная ориентация. Запас знаний этих детей несколько снижен. Аутичные дети мыслят шаблонно, стереотипно. Предметная деятельность у этих детей грубо нарушена. У ребенка рано развивается абстрактно-логическая сторона интеллекта и запаздывает конкретно-практическая сторона.

Эти дети склонны к патологическому фантазированию. В их фантазиях переплетаются когда-то услышанные сказки, увиденные фильмы, смешиваются реальные и вымышленные события. Фантазии обычно ярко окрашены и образны. Нередко эти фантазии отличаются повышенной агрессивностью. Дети долго могут рассказывать о мертвецах, скелетах, убийствах. Часто дети приписывают себе отрицательные черты придуманных героев. В школьном возрасте дети нередко пишут стихи, рассказы о событиях, которые якобы произошли с ними. Они привязываются к тем людям, которые слушают их рассказы и не мешают их фантазированию. Обычно это случайные, малознакомые люди. Аутистическне фантазии также оторваны от реальности. Ребенок может считать себя каким-либо животным — зайчиком, собачкой. В этих случаях он требует кормить его по-особому, может ложиться спать на полу и т. д. Посредством этих фантазий ребенок может пытаться изжить свои страхи и чувство собственной неполноценности.

Учеба для таких детей не становится ведущим видом деятельности. При сохраняющейся или несколько ослабленной способности к усвоению знаний у них наблюдаются признаки нарушения мышления. Ассоциативный процесс хаотичен. Интеллектуальная деятельность имеет аутистическую направленность. Игры и фантазии обычно далеки от’ реальности. Как правило, они монотонны. По мнению В. В. Лебединского, интеллект страдает больше при выполнении заданий, требующих социальной компетенции. Имея значительные знания в отвлеченных областях, дети с РДА затрудняются в простых житейских ситуациях, требующих интуиции и опыта. Часто дети отдают предпочтение заданиям, которые требуют стереотипных решений, — составлению схем движения транспорта, чертежам различных таблиц.

У детей с РДА часто наблюдаются различные страхи. Настроение обычно носит тревожный фон. Дети боятся отдельных лиц, предметов, шума бытовых предметов, яркого света и цвета, различных явлений природы. У аутичньгх детей наиболее частые страхи — это страхи, связанные с изменением привычной обстановки и с неожиданными раздражителями. У них, как правило, отсутствует страх темноты, что говорит о связи этого феномена с типичными для РДА поисками комфортной обстановки без сенсорных раздражителей. Обычно страхи привязаны к какой-то психотравмирующей ситуации из реального прошлого ребенка. Иногда такие страхи остаются на долгие годы. Со временем страхи теряют свою связь с травмирующей ситуацией и норой приобретают причудливый и непонятный характер.

Для моторики таких детей характерна вычурность мимики, всех движений, позы. Очень часто дети ходят на цыпочках. Движения часто лишены пластичности, они неуклюжи и угловаты, плохо координированы. Может наблюдаться гипертонус или гипотонус мышц. Двигательной сфере присущи стереотипы. Обычно задерживается формирование элементарных навыков самообслуживания (еда, одевание, раздевание, умывание). Мимика детей бедная, маловыразительная.

Существуют определенные особенности зрительного и слухового восприятия. Дети уже на ранних этапах развития не фиксируют свой взгляд на предметах, а смотрят «сквозь» них. Часто такие дети подолгу могут рассматривать свои пальцы, перебирать ими около лица. Иногда у ребенка наблюдаются явления гипертензии: ребенок боится яркого света, ярко одетых людей.

Слуховое восприятие тоже имеет свои особенности. Аутичные дети, в отличие от здоровых, могут не реагировать на слуховые раздражители. Обычно они лучше реагируют на тихие звуки и не воспринимают громкие. Многие педагоги отмечают у детей с РДА любовь к музыке. Иногда только музыка помогает родителям корректировать поведение ребенка.

Одной из специфических особенностей детей с РДА является отсутствие уже с раннего возраста зрительного контакта с окружающими. Дети смотрят «сквозь» окружающие объекты или людей. Они могут сосредоточить свое внимание на ярком пятне, узорах на стене, листьях деревьев и т. д. Многих аутичных детей привлекают движущиеся предметы. Как аффективно-положительные сенсорные раздражители у детей выступают цвет, форма, размер или движение предмета. Сам предмет в целом и его соотнесенность с окружающим они не воспринимают. Иногда гиперсензитивность может приводить к иллюзорным расстройствам. Часто дети не реагируют на произносимые звуки.

Основными расстройствами при РДА являются аутизм и аффективные расстройства. Дети с этим синдромом активно стремятся к одиночеству. Они постоянно пытаются воспроизводить одни и те же стереотипные действия, которые вызывают у них приятные ощущения. Аффективные механизмы произвольного сосредоточения недоразвиты и препятствуют развитию высших психических функций. Дети сосредотачиваются на примитивных аффективных ощущениях, но иногда могут иметь сложные интеллектуальные интересы. Все дети с РДА испытывают большие трудности во взаимодействии с миром. Аутичный ребенок ведет себя так, как будто находится один. Он играет один, разговаривает сам с собой, а чаще всего молчит. Дети обычно скрывают свой внутренний мир от окружающих, ни о чем не спрашивают и сами не отвечают на вопросы.

Дети избегают контактов е окружающими, часто не дифференцируют одушевленные и неодушевленные предметы, нередко предпочитая вторые.

Аутичные дети могут эмоционально не реагировать на окружающую ситуацию, бывают безразличны к близким, при этом они часто ранимы, пугливы, чувствительны к повышенному и резкому тону.

Существует несколько классификаций РДА. Одной из них является классификация, составленная О. С. Никольской (1985-1987). Она выделяет четыре группы РДА. Основным критерием выделения этих групп является характер и степень нарушения взаимодействия с окружающей средой, т. е. тип самого аутизма.

Дети I группы РДА полностью отрешены от внешнего мира. У детей наблюдается полевое поведение, т. е. происходят движения в поле без активного контакта с окружающими. Ребенок постоянно переходит от одного предмета к другому, но мгновенно теряет к ним интерес. Ребенок оказывается как бы отгороженным от внешнего мира. Обычно такие дети недостаточно реагируют на голод, холод и не проявляют чувства удовольствия. Лицо такого ребенка амимично и выражает полный покой. При сильном внешнем воздействии ребенок может вскрикнуть, но тут же уйти в комфортную для себя зону и моментально успокоиться. Дети ищут наиболее удобную для себя зону. Они никогда не приблизятся к объектам, вызывающим сильные впечатления. Такие дети обычно легко и грациозно двигаются.

Зрительные и тактильные впечатления имеют для них аффективное значение. Они могут подолгу сидеть и смотреть в окно, а затем неожиданно начать перепрыгивать с одного стула на другой или балансировать на них. Иногда они позволяют взрослым кружить себя, подбрасывать, но при этом никогда не вступают с ними в эмоциональный контакт.

Дети обычно не испытывают потребности в контактах и не осуществляют даже самого элементарного общения. Они не обучаются навыкам поведения в обществе. Такие дети почти не владеют навыками самообслуживания.

У детей этой группы мгновенно включается защитный механизм пресыщения впечатлениями, и они уходят в свой мир, при этом полностью утрачивая возможность взаимодействия с окружающими людьми и средой.

Дети I группы имеют наихудший прогноз развития и нуждаются в постоянном уходе.

Дети II группы характеризуются аутистическим отвержением окружающей среды. Такие дети более активны, они могут устанавливать избирательные контакты с окружающими. Эти контакты нужны детям для удовлетворения физических потребностей. У детей уже появляются переживания удовольствия, страха, слезы и крик. В их поведении наблюдаются различные штампы, речевые и двигательные, которые адекватно применяются при стереотипных условиях. Дети этой группы не могут адаптироваться к изменившейся обстановке. Они испытывают страх, у них нет любопытства к новому. Из-за страха ко всему новому они агрессивно реагируют на любое нарушение привычного в их обиходе. Ребенок требует сохранения постоянства в окружающем и создает вокруг себя барьер. Любые неприятные для себя воздействия извне ребенок заглушает приятными сенсорными ощущениями. Обычно он получает их стереотипными способами, как правило, самораздражением. Раздражение глаз возможно прямым надавливанием на глазное яблоко, или мельканием в поле зрения различных объектов, их движением, или выкладыванием простых орнаментов. Ухо может раздражаться прямым надавливанием, шуршанием и разрыванием бумаги, прослушиванием одной и той же музыки. Вестибулярный аппарат ребенок раздражает с помощью разнообразных прыжков, раскачиваний, застывания в необычных позах.

При помощи этих аутостимулирующих приемов дети аффективно адаптируются. У них вырабатываются простейшие стереотипные реакции на окружающее и бытовые навыки. Поведение носит манерный характер, движения многочисленны, у детей наблюдаются причудливые гримасы и позы. Обычно они мало контактируют с окружающими, молчат или отвечают односложно. Часто у детей этой группы наблюдается тесная симбиотическая связь с матерью, которая постоянно должна присутствовать рядом. Но более сложные эмоциональные переживания детям недоступны.

Для детей этой группы прогноз более благоприятный, чем для детей первой группы. При соответствующей длительной коррекции детей подготавливают к обучению в школе — в массовой чаще, чем во вспомогательной.

Дети III группы — это дети, которые замещают внешнюю среду. Для этих детей характерны уже более сложные формы аффективной защиты, которые могут проявляться в формировании патологических влечений, фантазиях, иногда агрессивных. Эти фантазии разыгрываются спонтанно и снимают страхи и переживания ребенка. Речь таких детей обычно развернутая. Пугливых и брезгливых детей влечет ко всему страшному, неприятному. Эти влечения стереотипны, они могут наблюдаться у ребенка годами, что формирует определенное аутичное поведение.

Контакт с окружающим миром ограничен лишь их влечениями, все свое поведение они соотносят только с ним. Их нельзя произвольно сосредоточить. Они могут владеть формами аффективной речи и свободно выражать собственные побуждения в монологе, но не в диалоге.

От матери они менее зависимы аффективно и не нуждаются в постоянном контроле и опеке.

При длительной и активной психолого-педагогической коррекции дети этой группы могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Дети IV группы характеризуются сверхтормозимостю. Этим детям присущи прежде всего неврозоподобные расстройства. Они ранимы, пугливы, робки. У них обострено чувство собственной несостоятельности, что усиливает их социальную дезадаптацию. Контакты с окружающими ограничены и приводят к формированию патологической зависимости от близких, дети постоянно нуждаются в их одобрении и защите. Контакты с внешним миром обычно осуществляются через мать, с которой дети находятся в сильной эмоциональной связи.

Дети трудно усваивают новые образцы поведения и используют стереотипные, уже знакомые формы. Они педантичны и имеют определенные ритуалы в поведении. Иногда у этих детей наблюдается задержка речевого, моторного и интеллектуального развития. Они долго сохраняют неловкие движения, их речь замедленна и аграмматична. Несмотря на достаточно хорошие предпосылки, интеллектуальное развитие также задержано. Они не понимают скрытого смысла слов и принимают все буквально, особенно в отношениях людей. Однако часто выясняется, что им доступно более глубокое понимание. Поведение таких детей может неправильно оцениваться близкими, т. е. ниже их уровня развития. Стереотипное поведение не дает возможности реализации у таких детей самостоятельной адаптации.

Эти дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а иногда они могут обучаться и без предварительной подготовки.

Выделенные 4 группы различаются по типу поведения, степени аффективной дезадаптации.

Принадлежность ребенка к определенной группе не является постоянной. Ребенок может быть отнесен к другой группе, если в его поведении начинают преобладать черты рядом стоящего уровня. Здесь может наблюдаться как отрицательная, так и положительная динамика. При отрицательной динамике происходит регресс развития, т. е. переход на более низкую ступень аффективной адаптации. При положительной динамике ребенок начинает осваивать и в дальнейшем активно использовать аффективные механизмы более высокого уровня. Это наблюдается при подборе эффективных методик коррекционного воздействия и адекватном воспитании ребенка.

Можно выделить существенный фактор положительного движения. Стимуляцию аутичного ребенка нужно направлять на более высокий, еще не сформированный уровень. Если закрепляется потребность в новом виде впечатлений, повышаются контакты с окружающей средой и на их основе формируются механизмы следующего уровня регуляции, то прогноз благоприятный. Если этого не происходит, то эмоциональное развитие ребенка будет значительно ограничено.

Источник