Динамика коррекции и развития ребенка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Туранская средняя общеобразовательная школа № 1»

Пий-Хемского кожууна Республики Тыва

Справка

педагога-психолога о психологической коррекции и развитии обучающихся

(2013-2014, 2016-2017, 1 полугодие 2017-2018 уч.гг.)

Коррекционно-развивающая работа в МБОУ «Туранская СОШ № 1» проводится системно на основе годового плана работы в форме групповых и индивидуальных занятий. Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития ребенка, с которым работает педагог-психолог можно определить по итогам работы над данным видом деятельности. Системно ведется  коррекционно-развивающая работа на основе комплексно-целевых профилактических образовательных программ «Несущая свет» (разработчик ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал»), утвержденный Министерством образования и науки Республики Тыва.Психокоррекционная работа проводилась в двух направлениях: индивидуальное и групповое.

В справке представлены результаты психокоррекционной работы за 2013-2014, 2016-2017 и 1 полугодие 2017-2018 уч.гг.

Индивидуальная психокоррекционная работа педагога-психолога осуществляется на основе выборки обучающихся «группы риска». Опираясь на результаты проведенных диагностик, а также по запросам родителей, педагогов и администрации школы, проводились занятия с детьми, имеющими трудности в обучении, поведении и адаптации. Проводились индивидуальные развивающие занятия с детьми на снятие агрессивных тенденций, тревожности, развитие стратегий саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях. В ходе ИКР реализовались следующие программы:

1. Программа по сказкатерапии, авт: Т.Н. Воротникова.

2. Адаптированная  рабочая программа с детьми ОВЗ, авт: Н.З. Руссу.

3. Программа для 1-классников с низким уровнем готовности к школьному обучению, авт: О.В. Матина.

4. Программа «Уроки общения» для младших подростков, авт: Н. Слободяник.

5. Индивидуальная работа по Программе профилактики суицидального поведения среди детей и подростков. Таблица 1 отражает количество обучающихся индивидуальной психокоррекции. Представим динамику в Диаграммах  1 и 2.

Таблица 1. Количество обучающихся ИПР

Период

Количество учащихся

На начало периода

На конец периода

Выпущено

2013-2014 уч.г.

13

3

10 (76%)

2016-2017 уч.г.

15

2

13 (87%)

1 пол., 2017-2018 уч.г.

10

1

9 (90%)

Таким образом, можно проследить положительную динамику в сторону повышения процента выпущенных обучающихся, прошедших индивидуальную коррекционную работу психолога. Результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы – положительная динамика у  32 (за отчетный период) сопровождаемых детей, получивших психологическую помощь. 

Групповая коррекционно-развивающая работа проводится в соответствии с планом работы педагога-психолога. Причем групповая работа носила в большей степени развивающий характер. В 2016-2017 учебном году для 1-11 классов коррекционно-развивающая работа состояла из следующих базовых тем.

Таблица 2. Темы и охват ГКР за 2016-2017 учебный год

№ п/п

Название программы

Аудитория

Охват

Количество часов

1

Сопровождение процесса адаптации первоклассников по программе «Первый раз в первый класс»

1 класс

58

18

2

Развивающая программа Р. Хухлаевой «Тропинка своему Я» для 1 классов

1 класс

58

68

3

Развивающая программа «Формула успеха» для 9 классов

9 класс

34

16

4

Коррекционно-развивающая программа «Психологическое сопровождение выпускников»

9 класс

34

17

5

Коррекционно-развивающая программа «Психологическое сопровождение выпускников»

11 класс

13

20

6

Программа «Волшебная страна здоровья» (РЦПМСС «Сайзырал»)

4 класс

60

24

7

Программа «Волшебная страна здоровья» (РЦПМСС «Сайзырал»)

3 класс

57

24

7

Коррекционно-развивающая программа «Первый раз в 5 класс»

5 класс

41

14

8

Коррекционные занятия по профилактике профессионального выгорания

Педагоги

31

3

ИТОГО:

386

204

Оценка эффективности работы показала, что индивидуальные и групповые тренинговые занятия интересны и актуальны для детей. После проведенных мероприятий наблюдались:

— снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности во всех взаимоотношениях;

— повышение позитивной напряженности в системе отношений ребенка с самим собой, с окружающим миром, с другими людьми;

— развитие адекватной самооценки.

Особую группу коррекционных занятий занимали учащиеся с ОВЗ. Занятия посещают дети, имеющие заключения от ПМПК. Занятия для младших школьников проводятся по программе «Путешествие в страну Размышления». Выбор программы обусловлен тем, что ее содержание отражает потребности детей младшего школьного возраста, направлено на развитие когнитивной сферы, любознательности как основы познавательной активности, способности, пространственных представлений, оптимизацию коммуникативных навыков и эмоционального напряжения. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.

Таблица 3. Общее количество групповых и индивидуальных занятий с детьми ОВЗ

Период

Количество занятий

Групповых

Индивидуальных

Всего

2013-2014 уч.г.

11

9

20

2016-2017 уч.г.

16

13

29

1 полугодие 2017-2018 уч.г.

11

9

20

Итого:

38

31

69

С каждым годом по таблице и диаграмме видно как увеличивается количество коррекционно-развивающих занятий с детьми ОВЗ. В 2013-2014 учебном году школа не была оснащена кабинетом психолога, что отразилось на сопровождении детей ОВЗ.

В таблице 4 и диаграмме 4 представлены количество детей посещающих коррекционно-развивающие занятия. Это дети, имеющие заключения от психолого-медико-педагогической комиссии, где даны рекомендации сопровождения специалистов.  Каждый год учащиеся надомного обучения и задержками психического развития привыкли посещать занятия, где они учатся раскрывать свои возможности, общаться друг с другом, получать эмоциональную теплоту и положительное настроение от окружения. У детей надомного обучения у всех разные диагнозы, которые они должны социализироваться в обществе.

Таблица 4. Охват учащихся ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях

Период

Охват учащихся

Групповые

Индивидуальные

2013-2014 уч.г.

17

1

2016-2017 уч.г.

15

2

1 пол. 2017-2016 уч.г.

11

2

Таблица 5. Динамика устойчивости коррекционно-развивающих занятий

Виды познавательных функций

Уровни развития

2013-2014

2016-2017

в начале

в конце

в начале

в конце

Внимание

Высокий

13%

25%

14%

36%

Средний

58%

54%

50%

28%

Низкий

29%

21%

36%

36%

Память

Высокий

13%

21%

36%

Средний

58%

66%

43%

28%

Низкий

42%

21%

36%

36%

Мышление

Высокий

29%

7%

21%

Средний

71%

58%

57%

43%

Низкий

29%

13%

36%

36%

        В таблице представлены результаты работы за 2013-2014 по 2016-2017 учебные года, где можно отметить улучшение показателей развития познавательной активности, повышение уровня развития внимания, памяти, мышления  по программе «Путешествия в страну Размышления».  

        Вывод: в ходе анализа коррекционной и развивающей работы в школе можно сделать вывод о тенденции повышения положительной динамики за отчетный период.

Педагог-психолог                Е.Н. Бородкина

Источник

Слайд 1

Корреляция динамики психического, личностного развития детей, с которыми работает педагог-психолог, с динамикой их образовательных достижений. Коррекционно-развивающая и профилактическая работа проводится системно на основе годового плана работы в форме групповых и индивидуальных занятий. Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития ребенка, с которым работает педагог-психолог можно определить по итогам работы данных видов деятельности. Для обеспечения оптимального течения адаптации к детскому саду, разработана программа взаимодействия «Здравствуй, здравствуй, детский сад!» всех сотрудников и родителей, которая обеспечивает постепенный переход ребенка из семьи в детский сад. Работа проводилась в двух направлениях: групповой (16 игровых сеансов) и индивидуальной. Индивидуальная работа (элементы игро — и пескотерапии ) осуществляется на основе выборки детей, имеющих низкие адаптационные возможности (по результатам анкетирования родителей и бесед с ними).

Слайд 2

Результаты адаптации (детей МКДОУ детский сад № 4 «Скворушка») представлены в следующей таблице: Год / количество детей Тяжесть адаптации Легкая Средняя Тяжелая 2016 /22 64 % 30 % 6 % 2017/20 40 % 52 % 8 % 2018/24 46 % 42% 12 %

Слайд 3

Увеличение количества детей с тяжелой степенью адаптации в 2018 году связано с высокой заболеваемостью этих детей и низкой посещаемостью. Дальнейшая коррекционно-развивающая и профилактическая работа опирается на запрос родителей, педагогов и администрации детского сада и результатам проведенных диагностик. Программа по развитию психомоторики Т.П. Трясоруковой является профилактической и как метод коррекции в работе с детьми, имеющие легкие задержки психоречевого и психомоторного развития, что определяется результатами диагностики.

Слайд 4

Результаты работы по программе развития психомоторики в МКДОУ детский сад № 4 «Скворушка»: Год/ Кол- во детей динамика Без изменений Улучшение Значительные улучшения 2016-2017 (10) 1 (10%) 2 (20%) 7 (70%) 2017-2018 (24) 0 (0%) 3 (12%) 21 (88%)

Слайд 5

2016-2017 2017-2018

Слайд 6

Оценка эффективности работы показала, что подгрупповые занятия по развитию психомоторики интересны и актуальны для детей. После проведенных занятий наблюдались: — улучшения в звукопроизношении, способности слушать других не перебивая, удерживать в памяти 2 и более заданий; — развитие умений создавать мимический образ и различные эмоциональные состояния; — развитие мелкой и общей моторики.

Слайд 7

Для профилактики школьной дезадаптации ежегодно для детей подготовительной группы реализуется программа «Скоро в школу! », которая включает в себя разные виды деятельности, в том числе 24 коррекционно-развивающих занятия по развитию умения управлять своей деятельностью и поведением.

Слайд 8

Итогами работы по данной программе являются результаты диагностики по скрининг-методике Н.Семаго и М.Семаго «Психолого-педагогическая готовность ребенка к началу школьного обучения»: Уч . год./ кол-во детей готово % условно готово % условно не готово % не готово % сент. апр. сент. апр. сент. апр. сент. апр. 2016-2017 (17) 35% 64% 6% 14% 18 % 8% 41% 14 % 2017-2018 (32) 23% 58 % 13% 26% 42% 12% 22% 4% 2018-2019 (11) 10% 60% 10% 30% 50% 10% 30% 0 %

Слайд 9

2016-2017 2017-2018 2018-2019

Слайд 10

Оценка эффективности работы по данной программе показала, что данный вид деятельности востребован и нужен для дальнейшего развития будущих первоклассников. После завершения программы: — большинство детей психологически готовы к обучению в школе; — ведущими мотивами стали познавательные и социальные; — появилось представления о том, что ждет их в школе, как будет проходить обучение; — дети научились внимательно слушать взрослого, действовать по предложенному им плану; планировать свои действия; выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

Слайд 11

По запросу родителей и педагогов, консилиума детского сада проводились индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми на снятие агрессивных тенденций, диагностика развития психических процессов (Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко). По результатам диагностики проводилась коррекционно-развивающая работа по развитию интеллекта, произвольности, особенностей личностной сферы на основе программы А.С. Пономаренко. В ходе ИКР использовались следующие программы: 1. А.С. Пономаренко А.С. Комплексная программа развития интеллекта. 2. Веприцкая Ю.Е.. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы. 3. Федосеева М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. 6. Погудкина И. С. Работа психолога с проблемными дошкольниками.

Слайд 12

В таблице отражено общее количество детей, прошедших индивидуальную психокоррекцию в МКДОУ детский сад № 4 «Скворушка и № 5 «Сосенка»: год Количество детей динамика Без изменений Улучшение Значительные улучшения 2016-2017 11 1 (9%) 5 (46 %) 5 (45%) 2017-2018 12 0 4 (33%) 8 (67%) 2018-2019 9 0 2 (22%) 7 (78%) Таким образом, можно проследить положительную динамику в развитии детей прошедших индивидуальную коррекционную работу психолога.

Слайд 13

Особую группу коррекционных занятий занимали воспитанники с ОВЗ. Индивидуальные занятия посещали дети, имеющие заключения от ПМПК. Для них были разработаны и реализованы программы следующие программы — коррекции и развития высших психических функций и эмоционально-волевой сферы , психомоторики, развития навыков общения, предметной деятельности и элементарным игровым действиям .

Слайд 14

В ходе ИКР использовались следующая литература: 1. Ковалец И.В. Мир моих эмоций 2. Веприцкая Ю.Е.. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы. 4. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой 5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. 6. Боровская И.К. Учимся ориентироваться в пространстве: пособие для детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. 7. Иванова Е.В., Мищенко Г.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. 8. Ткаченко Т.А. Альбом упражнений по развитию словесно-логического мышления у детей с нарушениями речи.

Слайд 15

Общее количество групповых и индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ в МКДОУ детский сад № 4 «Скворушка и № 5 «Сосенка: Период Количество занятий Групповых Индивидуальных Всего 2016-2017 18 25 43 2017-2018 15 81 96 2018-2019 46 80 126

Слайд 16

Общее количество занятий с детьми с ОВЗ По таблице и диаграмме видно как с каждым годом увеличивается количество коррекционно-развивающих занятий с детьми ОВЗ.

Слайд 17

год Количество детей динамика Без изменений Улучшение Значительные улучшения 2016-2017 1 0 1 (100 %) 5 (45%) 2017-2018 3 1 (33%) 1 (33%) 1 (33%) 2018-2019 4 0 2 (50%) 2 (50 %) Динамика устойчивости результатов коррекционно-развивающих занятий: Вывод: в ходе анализа коррекционной и развивающей работы в детских садах можно сделать вывод о тенденции повышения положительной динамики развития детей за отчетный период.

Источник