Динамика изменения показателей развития ребенка
Оценка динамики развития ребенка. РекомендацииТаким образом, развитие ребёнка следует рассматривать в течение определённого времени, оценивая каждую сферу навыков и её прогресс в отдельности, а затем соотносить сферы друг с другом и с хронологическим возрастом. Это фундаментальная концепция взгляда на оценку развития детей. Детальный опрос и осмотр необходимы у детей с нарушениями развития, а у нормальных детей при оценке развития они не требуются, поскольку краткого осмотра обычно достаточно. Он сосредоточен на умениях, наиболее активно меняющихся с возрастом ребёнка. В каждой сфере есть определённый возраст, когда происходит прогресс развития. На рис. 3-8 это представлено в виде диаграммы для каждой сферы развития, на которой уровень изменения в развитии соответствует интенсивности цвета: чем интенсивнее цвет, тем быстрее происходят изменения в развитии. Это означает следующее: Знание возраста ребёнка и сроков, когда развитие в каждой сфере навыков становится более очевидным, помогает ориентироваться при первоначальном опросе о развитии. Таким образом, для ребёнка в возрасте: Вопросы о развитии должны покрывать весь спектр прогресса в развитии, но этот более точный способ выяснения истории развития позволяет быстрее и точнее его оценить. Он ориентирует оценку на приобретённые способности вместо того, чтобы заставлять родителей вспоминать возраст, когда их ребёнок прошел основные этапы развития. Во время визита при сборе анамнеза развития важно также умение врача наблюдать за поведением ребёнка. Это обеспечит не только почти точный ориентир для начала опроса, но быструю оценку способностей ребёнка, поведенческих особенностей, соответствия развития возрасту и взаимоотношений с родителями. Все это позволит составить общее представление о ребёнке, его способностях и развитии. Инструменты для оценки развития ребенкаВсе, что нужно для оценки развития, — простые основные инструменты. Их используют для выявления навыков ребёнка, применяемых во время игры. Кубики, мяч, книга с картинками, кукла и маленькие игрушки (например, чайный столик, карандаши и бумага) позволят быстро, но эффективно оценить двигательные навыки, мелкую моторику, игровые, речевые и языковые способности. Эти способы позволяют ребёнку развеселиться и расслабиться, одновременно облегчая исследующему оценку его навыков. Скрининг развития (обследование популяции детей определённых возрастов обученным медперсоналом) считают формальным процессом в составе программы обследования и пропаганды здоровья детей. Скрининг прогресса развития маленьких детей также обязательно проводят все врачи-специалисты при любом обращении к врачу, т.е. к врачу общей практики, по поводу боли в горле, при несчастном случае, в травмпункте после падения или при поступлении в педиатрическое отделение. Каждый визит ребёнка используют для определения, в норме ли его развитие. Существует ряд проблем, связанных со скринингом развития: При анализе динамики развития маленьких детей: Оценка развития — детальный анализ определённой области развития, его проводят вслед за скринингом, при котором было выявлено нарушение динамики в какой-либо сфере. Это часть диагностического процесса, связанная с обследованием, лечением и заключением. Оценку развития проводят путём направления в специализированное отделение, которым могут быть различные педиатрические, терапевтические или местные многопрофильные детские отделения, где есть педиатр. Ряд тестов разработан для скрининга развития формально производимым способом (например, таблица роста и скрининговый тест развития Denver). Существуют также стандартные тесты для оценки развития грудных и маленьких детей, например шкалы Griffiths and Bailey развития грудных детей. Их используют, например, в исследованиях с наблюдением за недоношенными детьми. Также существуют стандартные тесты, ориентированные на специфические моменты развития (например, языковая шкала Reynell, измерение функции крупной моторики (GMFM) и диагностический опросник при аутизме). Все тесты, кроме скрининговых, для получения достоверных результатов требуют времени и умений. Оценку когнитивной функции (высшая нервная деятельность) у детей школьного возраста с использованием IQ и других тестов проводят клинические или педагогические психологи. Скрининг и оценка развития: Программа наблюдения и пропаганды здоровья ребенкаЭта программа включает обзор всех аспектов здоровья и развития у всех маленьких детей. Она содержит три основных элемента: Эта программа — компромисс между стремлением выявить нарушения и потенциально вмешаться на ранней стадии и в то же время избежать частых посещений врача. При каждом осмотре проводится проверка специфических физических аномалий и общего развития, здоровья и роста ребёнка. Рассматриваются избранные темы пропаганды здоровья. Делается акцент на мнение родителей о зрении, слухе, речи и языковых навыках, поскольку родители обычно первые обнаруживают любое нарушение на ранней стадии. Подробности каждого осмотра вносятся в личную историю развития ребёнка. Эти истории сохраняются у родителей и специалисты при любом последующем осмотре ребёнка просят их показать. Программу пропаганды здоровья детей выполняет в первичном звене врач общей практики или патронажные сестры. При выявлении проблемы составляют план действий для ребёнка, в который могут быть включены советы и отслеживание динамики либо направление к специалисту. Программа наблюдения и пропаганды здоровья детей: — Также рекомендуем «Проверка слуха ребенка. Методы оценки» Оглавление темы «Оценка развития детей»:
|
Источник
Методическое указание для преподавателей
Тема: Знакомство со специальностью
педиатрия. Роль семейного врача в
оздоровлении детского населения,
снижении заболеваемости и младенческой
смертности. Периоды детского возраста.
Физическое развитие ребенка. Возрастные
особенности нарастания массы, длины
тела и других параметров тела. Семиотика
нарушений, роль среды и воспитания для
правильного развития детей.
Цель:
Место проведения: учебная комната
кафедры педиатрии лечебного и
стоматологического факультетов.
Учебные элементы темы:
Знакомство со специальностью педиатрия
Физическое развитие ребенка
Возрастные особенности нарастания
массы, длины и других параметров тела
Семиотика нарушений, роль среды и
воспитания
Роль семейного врача в оздоровлении
детского населения, снижении заболеваемости
и младенческой смертности
Периоды детского возраста
Оценка физического развития детей
№ п/п | Название | Длитель-ность | Монодидактические системы | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1 | Учёт | 2 | ||||||||
2 | Вступительное | 8 | 8 | |||||||
3 | Программированный | 15 | ||||||||
4 | Демонстрация | 20 | 10 | 10 | ||||||
5 | Работа | 30 | 30 | |||||||
6 | Самостоятельная | 45 | 45 | |||||||
7 | Разбор задач | 30 | 30 | |||||||
8 | Контроль | 15 | ||||||||
9 | УИРС | 15 | 15 |
Хронокарта:
110
ОП (организационный потенциал)=
—————- = 0,56 (56%)
180
Организация
медицинской помощи детям
представляет собой сложную интегративную
систему, включающую:
нормативно-правовые акты, направленные
на защиту детей,административные структуры от
федерального до муниципального уровня,научную и лечебную базу педиатрии,
систему подготовки кадров и повышения
их квалификации.
Детство
и материнство должны находится под
защитой государства.
Документы,
определяющие политику государства:
Федеральный закон «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»Ратифицированы конвенции ООН «О правах
ребенка», «О ликвидации всех форм
дискриминации женщин»
Социальная
политика по защите детей и женщин
проводится путем реализации целевых
программ:
«Дети России»
«Планирование семьи»
«Безопасное материнство»
Мотивация изучения педиатрии студентами
лечебного факультета:
Главная цель деятельности любого врача
– здоровье пациента, 80% пациентов
находятся под контролем поликлиники
и 20% — нуждается в стационарной помощиВ настоящее время правительством
смещены акценты внимания в сторону
профилактической медицины,
амбулаторно-поликлинической помощи,
формирования новой категории врачей
общей практики и семейных врачей
(семейный врач – это врач общей практики
со знаниями педиатрии)75% вызовов у семейного врача – это дети.
Почти все хронические заболевания
взрослых формируются как результат
развертывания индивидуальной генетической
программы и реализации факторов риска
на различных этапах постнатального
онтогенеза, т.е. начиная с детского
возраста, нередко на ранних этапах
онтогенеза.Встреча с больным ребенком возможна в
собственной семье, в семьях друзей и
знакомых.Выпускники лечебного факультета обязаны
знать анатомо-физиологический особенности
и особенности патологии у детей для
формирования своего врачебного мышления.
Роль врача общей практики в оздоровлении
детского населения и снижении младенческой
смертности.
Врачи общей практики, тем более семейные
врачи, являются главными «контролерами»
в системе мать –плацента –плод
–новорожденныйФормируя, как интернисты и акушеры,
уровень здоровья матери и отца, здоровье
через семью, они закладывают краеугольный
камень в фундамент здоровья детей.Здоровая мать обеспечит физиологические
роды и будет способствовать рождению
здоровых, хорошо адаптирующихся, детей,
т.е. произойдет естественное снижение
заболеваемости и смертности, что
оптимально отразиться на показателях
здоровья.Врач общей практики может реально
повлиять на социально-средовые факторы
формирования здоровья в семье (вредные
привычки, микроклимат, медицинская
грамотность родителе и т.д), что также
будет способствовать повышению уровня
здоровья детейВрач общей практики, имеющий связь с
перинатальным центром, может за счет
контроля группы риска по невынашиванию
плодов, оказать большое влияние на
более оптимальное формирование
«контингента рожениц», т.е. обеспечит
рождение более доношенных и более
жизнеспособных новорожденных.
В
настоящее время в России общепринятой
является периодизация детского
возраста, предложенная в 1906 году, согласно
которой выделяют:
1.Период
внутриутробного развития:
фаза эмбрионального развития
фаза плацентарного развития
Период новорожденности
Период вскармливания грудью
Период молочных зубов: 1) преддошкольный
возраст
2) дошкольный возраст
Период отрочества (младший школьный
возраст)
Период полового созревания (старший
школьный возраст)
Известно, что физическое развитие вместе
с другими показателями детей является
существенным показателем состояния
здоровья детей. Состояние физического
развития зависит от врожденных
особенностей, а также от условий
окружающей среды, в которой растет и
формируется организм. К проведению
обследования физического развития
детей, в частности антропометрии следует
допускать подготовленных медицинских
работников, так как техника и методы
антропометрических измерений требуют
определенных знаний и практических
навыков.
Методы изучения
физического развития: антропометрия
(измерение линейных, объемных и массовых
показателей), соматоскопия (описание
телосложения и внешнего облика ребенка),
динамометрия (измерение мышечной силы),
физиометрия (оценка функциональных
возможностей организма).
Физическое развитие
ребенка подчиняется ряду основных
закономерностей:
Замедление роста
с возрастом;
Гетерохронность
роста (подтверждением этого закона
могут служить – полоростовой скачек
дошкольного возраста и периода пубертата);
Краниокаудальный
градиент роста (преимущественный рост
дистальных сегментов тела в период
постнатального развития);
Чередование
направлений роста (периоды «вытяжения»
и «округления»);
Половая специфичность
роста (опережение в физическом развитии
мальчиков или девочек в определенные
возрастные периоды);
Природная латеральность физического
развития (проблемы лево- и праворукости).
Как и после родов
в антенатальном периоде используются
основные методы оценки антропометрических
показателей плода.
Метод ориентировочных
расчетов подразумевает сравнение
значение длины и массы плода, полученных
с помощью инструментальных методов
исследования (УЗИ и др.) с усредненными
статистическими данными.
Таблица 1
Масса тела (в г) в зависимости от срока гестации (в нед.)
Срок | Масса |
24 | 840 |
25 | 880 |
26 | 965 |
27 | 1045 |
28 | 1150 |
29 | 1270 |
30 | 1395 |
31 | 1540 |
32 | 1715 |
33 | 1920 |
34 | 2200 |
35 | 2435 |
36 | 2710 |
37 | 2900 |
38 | 3030 |
39 | 3140 |
40 | 3230 |
Метод эмпирических
формул описан в таблице 2.
Таблица 2
Эмпирические формулы расчета антропометрических признаков плода в период 25-42 недели гестации
Показатель | Формула |
Длина | Срок |
Масса | Масса |
Масса | При |
Окружность | Срок |
Окружность | Окружность |
Физическое развитие ребенка в послеродовый период развития
В силу ряда причин
(отхождение мекония, потеря влаги с
перспирацией, малый объем пищи и пр.)
сразу после рождения масса тела
новорожденного начинает уменьшаться.
Этот процесс называется физиологической
потерей массы. Ее максимум наблюдается
к 3-5 дню жизни и составляет 6-8% массы тела
при рождении. У здорового ребенка
исходная масса тела восстанавливается
к концу первой недели жизни.
Средняя масса тела
ребенка при рождении составляет 2900 –
3500 г.
С
помощью метода
ориентировочных расчетов
можно определить массу ребенка на
первом году жизни.
Таблица 3
Диапазоны прибавки массы тела (в г) на первом году жизни у здорового доношенного ребенка
Возраст | Девочки | Мальчики |
1 | 400-900 | 400-1200 |
2 | 400-1300 | 400-1500 |
3 | 500-1200 | 600-1300 |
4 | 500-1100 | 400-1300 |
5 | 300-1000 | 400-1200 |
6 | 300-1000 | 400-1000 |
7 | 200-800 | 200-1000 |
8 | 200-800 | 200-800 |
9 | 100-600 | 200-800 |
10 | 100-500 | 100-600 |
11 | 100-500 | 100-500 |
12 | 100-500 | 100-500 |
Следовательно,
удвоение массы тела при рождении
происходит к 4-5 месяцам, утроение к 1
году.
Средние показатели
длины при рождении тела ограничиваются
пределами от 48 до 52 см.
Таблица 4 содержит
диапазоны прироста длины тела на первом
году жизни.
Таблица 4
Соседние файлы в папке Для преподавателей
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Наталья Иванова
Вариант написания психолого-педагогической характеристики на ребенка с РАС
Характеристика обучающегося
ФИО ребенка, год рождения
группа
Общие сведения:
— дата поступления в ДОП,
— состав семьи мама – ФИО, папа – ФИО, ребенок; ФИО
— программа обучения:
— форма обучения – очная
— получал ли коррекционно-развивающую помощь педагога-психолога, уч. -логопеда
Информация об условиях и результатах образования ребенка в ОО:
1. Динамика (показатели) эмоционально-личностного развития, моторного, познавательного развития.
Эмоционально-личностное своеобразие отношений:
-специфика отношений со взрослыми, сверстниками
Коммуникацию со взрослыми устанавливает на крайне короткий период. Визуальный контакт нестойкий. Тактильного контакта не избегает, часто является его инициатором.
В общение со сверстниками не вступает. Попытки сверстников вовлечь в совместную игру игнорирует.
Когда постоянно посещает детский сад, настроение всегда бывает хорошим. После длительного отсутствия (по болезни, ребенок плаксивый.
Отношение со сверстниками —
— затруднения в том, что нет диалога, к сверстникам не обращается;
— особенности поведения в свободной, организованной деятельности;
В свободной деятельности ребенок чувствует себя комфортно, играет с игрушками и игрушками-заместителями, наблюдает за играми детей, но чаще играет один. В организованной деятельности может немного принять участие, но быстро переключается и замыкается.
— показатели личностного развития: принимает помощь сверстников и воспитателей, самостоятельно одевается и просит помощи, если что-то не получается, ходит в туалет и моет руки только при указании воспитателя.
2. Динамика (показатели) изменения физического, моторного развития:
Общая моторика: Наблюдается несовершенство общей моторики, общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.
Тонка моторика: У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности. Ведущая рука правая.
3. Динамика (показатели) познавательного развития, речевого развития:
Отмечается ярко выраженный диссонанс развития: знаком с цифрами, числовой ряд (в пределах первого десятка) выкладывает в правильной последовательности. Инструкции, предложенные в письменной форме, выполняет охотнее, чем вербальные. Знает буквы, но не все. Слоги не читает.
Предложенные задания выполняет крайне избирательно. При попытке педагога привлечь к решению поставленной познавательной задачи, возникновении малейших затруднений проявляет негативные реакции: кричит, разбрасывает игрушки, стремится сломать, разорвать пособия.
Реагирует на обращение по имени. Сложности проведения полноценной логопедической диагностики, т. к. при обращении ребенок отвечает отдельными словами взрослого (эхолалия, либо не проявляет понимания обращенной речи. Нарушено звукопроизношение, темп речи, голос писклявый, речь скандированная. Очень любит звуковые стимуляторы: глюкофон, «шум дождя».
В кабинете логопеда есть любимые игрушки, очень любит настольный театр. Любит наблюдать, как взрослый выстраивает сюжетную линию сказок. Когда играет сам, пользуется речевыми штампами: слова песен, мультфильмов, аутодиалоги. С интересом относится к двигательные упражнения с речевым сопровождением (педагог выполняет движения руками, ногами ребенка). С удовольствием выполняет дыхательную гимнастику( «Подуй на листочки» и т. д.). Быстро утомляем.
Когда устает пытается встать и уйти, при этом выражая негативизм: повторение нефункциональных движений, выражает свой протест вокализациями, аутоэхолалии.
Реакция на поощрение и порицание со стороны педагога не ярко выражена.
4. Динамика (показатели) изменения состояния деятельности (игровой, учебной, продуктивной).
Игровой: Самостоятельная игра сводится к стереотипным действиям с игрушками, игровые действия однообразны, бедны. Использует предметный способ решения игровых задач. Игровые действия эмоционально не окрашены, ролевые высказывания недоступны. В основном играет один с мелкими игрушками, собственной тенью и пальцами.
Продуктивной: Интереса к данной деятельности не проявляет. Орудийные действия не сформированы. Зрительно-двигательная координация формируется в медленном темпе.
5. Динамика освоения программного материала – указывается соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики обученности:
Особенности восприятия:
Основные цвета знает, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).
Особенности внимания:
Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеянное внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.
Особенности мышления:
Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь воспитателя; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.
Особенности поведения:
Имеют место нарушения поведения. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых.
Особенности эмоционально-волевой сферы:
Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.
Работоспособность:
Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении занятия, дня, недели, учебного года; темп работы замедлен.
Отношение к учебной деятельности:
Учебная мотивация не сформирована: во время занятия на слова воспитателя не реагирует; не понимает, что во время занятия надо сидеть, слушать и работать; играет с учебными принадлежностями, как маленький ребенок. Принимает направляющую помощь взрослого. Навыками самообслуживания и трудовыми навыками владеет слабо.
Мальчик нуждается в постоянном контроле со стороны педагога
Исходя из анализа развития ребёнка в период посещения ДОП можно сделать следующий вывод: обучение по общеобразовательной программе у ребенка вызывает сложности; требуется адаптация программы к уровню развития ребёнка.
Дата составления характеристики
Воспитатели:
Педагог-психолог:
Учитель-логопед:
Старший воспитатель:
Источник