Дидактические игры в диагностике музыкального развития ребенка
Елена Яшина
Исследование «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольника»
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и т. д. Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Цель исследования – обосновать и экспериментально проверить влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольника.
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Музыкальные способности определяются как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления. Выделяют три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или, что-то же, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувственности к точной интонации.
Музыкально-слуховые представления – способность можно иначе назвать слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодии, в первую очередь в пении.
Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний.
Дидактическая игра – это только игра для ребенка. Для взрослого – она способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактической игры и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
С целью выявления состояния исследуемой проблемы в практике дошкольного учреждения нами был проведен эксперимент на базе дошкольного учреждения МБДОУ Яснополянский детский сад “Почемучки” Ташлинского района Оренбургской области в младшей группы.
Цель экспериментальной работы: доказать эффективность развития музыкальных способностей средствами музыкально-дидактических игр.
В экспериментальном исследовании приняло участие 16 детей младшей группы в возрасте до 4 лет. Исследование проводилось с марта по июнь 2016 года.
Наша опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа:
— констатирующий;
— формирующий;
— контрольный.
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить исходный уровень развития музыкальных способностей младших дошкольников.
Диагностика музыкальных способностей проводилась по методике К. В. Тарасовой, доктора психологических наук, академика Российской академии естественных наук и Академии творческой педагогики. Мы выбрали диагностических задания: первое – на исследование уровня развития ладового чувства, второе – на исследование уровня развития музыкально-слуховых представлений, третье – на исследование уровня развития чувства ритма.
На основании полученных данных мы составили сводные таблицы уровня развития музыкальных способностей дошкольника экспериментальной и контрольной групп.
По результатам видим, что в экспериментальной группе число детей с низким уровнем развития музыкальных способностей выше, чем в контрольной, поэтому в экспериментальной группе необходимо развивать музыкальные способности младших дошкольников посредством музыкально-дидактических игр.
На следующем этапе исследования нам необходимо было на практике подтвердить нашу гипотезу. Для достижения цели мы:
— подобрали комплекс музыкально-дидактических игр, способствующих развитию музыкальных способностей младшего дошкольника.
— использовали эти музыкально-дидактические игры в повседневных формах работы (на занятиях, в свободное время, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.).
— затем провели контрольную диагностику для определения эффективности использования музыкально-дидактических игр в процессе развития музыкальных способностей младших дошкольников.
По результатам диагностики мы видим, что процент детей со средним уровнем развития сравнялся с высоким уровнем развития, этот показатель равняется 50% процентам. Увеличение показателя среднего уровня развития связано с тем, что дошкольники участвовали в музыкально-дидактических играх, слушали музыку, понимали ее характер, достаточно точно выполняли ритмический рисунок. Детей с низким уровнем развития в экспериментальной группе не осталось. Большинство исследуемых детей повысили свой уровень музыкальных способностей в ходе данного этапа.
По итогам исследования можно сделать вывод, что музыкально-дидактические игры могут способствовать развитию всех музыкальных способностей, если подобрать необходимый комплекс музыкально-дидактических игр для младших дошкольников и включить музыкально-дидактические игры в повседневные формы работы. Поэтому цель работы исследования достигнута, задачи решены и гипотеза подтверждена.
Источник
джилеева майя
План работы «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»
Пояснительная записка
«Игра развивает индивидуальность;
играя, ребёнок учится воспроизводить
свои впечатления и идеи, поэтому игра-
могущественное орудие для укрепления
способности мыслить и для развития
сознания»
Эмиль Жак-Далькроз
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Актуальность темы.
Маленький человек приходит в современный мир и сталкивается с лавиной информации, обрушивающейся на него — бесконечный видеоряд мультипликационных фильмов, развивающих программ; современные средства коммуникаций — сотовые телефоны, планшетные компьютеры, интернет. На современном этапе всестороннее развитие ребенка приобрело общественное значение, обществу необходим современный — мыслящий, быстро принимающий решения индивид. Главным помощником и ориентиром ребенка в окружающем мире является основа его психической жизни, основа сознания человека — память. Ребенок запоминает все, что его окружает, привлекает. Возросли нагрузки на формирующийся детский организм. Особую актуальность приобретает развитие памяти у детей. Возможности памяти детейотличаются качественным своеобразием: объем памяти ограничен, прочность запоминания снижена, информация быстро забывается, характерна неточность ее воспроизведения. Чтобы воспроизвести информацию, ребенку приходится прилагать усилия. Следует организовать постоянную тренировку различных видов памяти, выбрать для достижения этой цели эффективный вид деятельности, которым является игра —наиболее адаптивный вид деятельности для детей. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка. Анализируя опыт взаимодействия с детьми, убеждаешься в необходимости оптимизации образовательного процесса присущими ребенку естественными способами, в данном случае в музыкальной деятельности. На первый план в образовательном процессе музыкальной деятельности детей дошкольного возраста выходит запоминание всего арсенала музыкального материала – музыкальной памяти. Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность. Применение музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к восприятию музыки. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Результативность развития музыкальной памяти у детей хорошо прослеживается в использовании адаптивной музыкально-игровой деятельности, с использованием музыкально-дидактических игр.
По результатам диагностики выявила, что западает блок по развитию музыкально-сенсорного восприятия у дошкольников, которое позволяет ребенку различать отдельные компоненты музыкальных звуков: высоту, тембр, длительность, силу.
Развитие памяти детей имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе. Развитие памяти детей при помощи музыкально-дидактических игр позволит встать им на качественно новую ступень развития, новых возможностей и перспектив социализации в обществе.
Новизна моей разработки заключается в инновационной, оригинальной форме организации совместной деятельности музыкального руководителя и дошкольников, а именно – музыкально-игровой деятельности.
Важность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Поэтому мой выбор пал на использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми.
Цель:
Создание педагогических условий для развития музыкальной памяти у детей по средством музыкально-дидактических игр.
Задачи:
1. Определение путей по развитию музыкальной памяти у детей
2. Выбор музыкально-дидактических игр для развития музыкальной памяти.
3. Развитие у детей музыкальной памяти в доступной игровой форме — посредством музыкально — дидактических игр.
4. Использование в играх всех видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирование, движение под музыку и т. д.
5. Формирование знаний о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
6. Привитие интереса к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
Педагогические методы и средства.
Приёмы и методы подобраны в соответствии с возрастными особенностями. В работеиспользую педагогические методы: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий) — позволяют добиться развивающего эффекта обучения на занятиях.
Средства:
1) Прослушивание музыкальных произведений.
2)Пение, песенное творчество
3)Распевание на высоту звука.
Например: Игровое пособие «Музыкальная лесенка»
4) Иллюстрационный материал (иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов)
5) Список и фонограммы песен, где используются те или иные инструменты.
6) Музыкально-дидактические игры (картотека игр).
7)Инновационные информационно-коммуникативные технологии (цифровые музыкальные игры для детей старших и подготовительных групп, сохраняя преемственность с презентации, мультимедийные программы, цифровые музыкально — развивающие программы).
Этапы работы.
Работу планирую вести в 3 этапа:
1 этап – Аналитико-диагностический. Сбор и изучение литературы по данной теме, диагностика по выявлению у детей знаний о музыкально-дидактических играх.
2 этап – Практический. Проводить практические занятия, индивидуальную и групповую работу по развитию памяти, мышления, воображения у детей посредством музыкально-дидактических игр.
3 этап – Аналитико-обобщающий. Подвести итог работы с детьми по проблеме, в дальнейшем обобщить опыт работы.
Игры для детей старших и подготовительных групп, имеют ряд особенностей,проявляющихся в следующих показателях:
-Усложнение задач и способов познавательной музыкальной деятельности.
-Обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений.
-Изменение характера игрового общения детей и педагога (появление направленности на сверстника как на партнёра по игровой деятельности; более активное использование таких моделей взаимодействия педагога и ребёнка, как взрослый – ведомый, взрослый – консультант, взрослый – наблюдатель).
Перед тем, как приступить к планированию работы, мною были проведены беседы и диагностика с детьми для выявления уровня знаний, по методике О. П. Радыновой.
Диагностика.Детям были предложены следующие задания:
Задание 1.
Задача: Выявить особенности различения направления мелодии вверх и вниз. Используется музыкальная лесенка.
Задание: «Отвернись, послушай и скажи, куда пошла матрёшка — вверх или вниз?»
Задание 2.
Задача: Выявить у детей особенности различения и воспроизведения ритмических отношений.
Задание: «Послушай и сыграй как я» (Ребёнок исполняет на своём металлофоне ритмический рисунок, только что исполненный педагогом на другом металлофоне). Ритм исполняется на одной и той же ноте — пластинке инструмента.
Задание 3.
Задача: Выявить особенности тембрового слуха путём узнавания тембров инструментов, с характером звучания которых дети познакомились ранее.
Задание: На столе перед детьми лежат инструменты. Второй комплект этих же инструментов находиться за ширмой. Педагог играет на иструмнете. Дети должны узнать, на каком инструменте была исполнена мелодия, показав при этом на соответствующий инструмент, лежащий перед ним.
Задание 4.
Задача: Выявить особенности различения контрастных динамических оттенков.
Задание: Хлопать громко или тихо в соответствии с громким или тихим звучанием плясовой музыки.
Исходя из программных требований, мною были выявлены критерии уровней развития сенсорных способностей детей в музыкальной деятельности:
Высокий — Ребёнок проявляет активность, быструю реакцию и самостоятельность при выполнении задания. На все задания даёт правильные ответы.
Средний — Ребёнок выполняет задание самостоятельно, но допускает небольшие неточности.
Низкий — Ребёнок испытывает затруднения при выполнении задания, нуждается в помощи взрослого.
После обработки данных, полученных в результате выявления уровня музыкально-сенсорных способностей детей,были получены следующие результаты:
высокий 0 %
средний 60%
низкий 40%
На начальном этапе работы с детьми показал довольно низкий уровень сформированности музыкально-сенсорных способностей.
Исходя из данных бесед и диагностики, для успешного осуществления цели составила план работы (Приложение № 1, который включает в себя использование музыкально – игрового творчества во всех видах деятельности. Это даёт возможность детям проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.
Одним из наиболее доступных средств познания музыки, как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступают музыкальные игры.
Применение музыкальных игр на занятии дает мне возможность провести его наиболее содержательно, интересно и даёт возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.
На первом этапе работы по теме самообразования я стала изучать литературу.
В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных педагогов, как Выготский Л. С., Теплов Б. М., Радынова О. П., Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.
Для своей работы основополагающими источниками литературы по развитию детей средствами музыкально-дидактических игр стали работы Н. А. Ветлугиной, Л. Н. Комисаровой, И. Л. Дзержинской, А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. Г. Кононовой, Э. П. Костиной.
Вместе с тем пришло понимание того, что развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия и игры, используемые на музыкальных занятиях, соединяют в себе все методы музыкального воспитания.
Поэтому на втором этапе своей работы по теме самообразования я стала изучать, собирать, а затем самостоятельно создавать необходимый методический материал для дальнейшей работы, для применения полученных знаний на практике.На этом этапе нарабатываю следующий материал:
картотека музыкально-дидактических игр;
— перспективный план работы с детьми по музыкальному развитию
— посредством музыкально-дидактических игр;
— консультации для педагогов;
— консультации для родителей;
Приложение 1
Перспективное планирование
Музыкально-дидактические игры в младшей группе
Музыкально-Дидактические игры Iкв IIкв IIIкв IVкв
Звуковысотный слух
«где мои детки?» •
«птицы и птенчики» •
«курица и цыплята» •
Тембровый слух
«колпачки» •
Закрепление программного материала
«чудесный мешочек» •
«подумай и отгадай» •
Перспективное планирование
Музыкально-дидактические игры в средней группе
Музыкально-Дидактические игры Iкв IIкв IIIкв IVкв
Звуковысотный слух
«где мои детки?» •
«птицы и птенчики» •
«угадай-ка» •
«кто в домике живет» •
Ритмический слух
«к нам в гости пришли» •
Тембровый слух
«колпачки» •
Закрепление программного материала
«чудесный мешочек» •
«подумай и отгадай» •
Перспективное планирование
Музыкально-дидактические игры в старшей группе
Музыкально-Дидактические игры Iкв IIкв IIIкв IVкв
Характер музыки
«что делают в домике?» •
Звуковысотный слух
«ступеньки» •
«музыкальное лото» •
Ритмический слух
«учитесь танцевать» •
Тембровый слух
«угадай инструмент» •
«музыкальные загадки» •
Динамический слух
«громко — тихо запоем» • •
Закрепление программного материала
«чудесный мешочек» •
«подумай и отгадай» •
Перспективное планирование
Музыкально-дидактические игры в подготовительной группе
Музыкально-Дидактические игры Iкв IIкв IIIкв IVкв
Характер музыки
«кто композитор?» •
Звуковысотный слух
«музыкальное лото» •
Тембровый слух
«угадай инструмент» •
«музыкальные загадки» •
Динамический слух
«громко — тихо запоем» • •
Закрепление программного материала
«чудесный мешочек» •
«подумай и отгадай» •
Список литературы
1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкальноговоспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов педагогических институтов. — М.: просвещение, 1983. — 255 с.
2. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. — 96 с.
4. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1983. — 304 с.
5. Каплунова И. М.Этот удивительный ритм: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. — С-П.: Изд. «Композитор», 2005.
6. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. — М.: просвещение, 1986. — 144 с.
7. Кононова Н. Г. Музыкально — дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. — М.: Просвещение, 1982. — 96с., ил.
8. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. — 2-е из. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 240 с.
9. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. — М.: Просвещение, 1990. — 160с.
10.интернет-источник: www.maam.ru
Источник