Дидактические игры на речевое развитие ребенка с зпр
Консультация для родителей
«Дидактические игры в развитии речи детей с ЗПР»
Составитель:
воспитатель:
Сушко Н.В.
Обучение и игра не враги,
цели и интересы которых совершенно противоположны,
-это друзья, товарищи, которым сама природа
указала идти одной дорогой
и взаимно поддерживать друг друга»
П. Ф. Каптерев
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.
Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
Поэтому дидактическая игра осуществляется через игровую задачу, то есть определяет игровые действия. Тем самым становится задачей самого ребёнка, что в свою очередь побуждает желание и потребность решить эту задачу, добиваясь конечного результата любой дидактической игры.
Рассмотрим взаимосвязь образовательных областей через систему развивающих речевых игр. Дидактические игры мы используем во всех образовательных областях.
• В социально-коммуникативном развитии
• В познавательном развитии
• В художественно-эстетическом развитии
• В речевом развитии
• В физическом развитии
В чём заключается интеграция речевых игр в разных образовательных областях: итак
речевое развитие можно использовать такие игры:
«Писатель», «Если бы.», «Объясни Буратино» «От каждого по словечку» «Цепочка слов» «Снежный ком» «Какой звук потерялся?» «Измени слово» «Телеграф»
Познавательное развитие
«Из чего сделана посуда?» «Кто знает, пусть дальше считает» «Собираем урожай» «Вершки-корешки» «Что где растет?» «Разложи по полочкам» «Какая профессия самая главная?» «Кого я видел в зоопарке?» «Кто подберет больше слов к цифре 2, 3, 4, 5
Социально-коммуникативное развитие
«Что убежало от Федоры?» «Федорино горе» «Загадка» «Играем со сказкой» «Нарисуй картину словами» «Придумай сказку» «Узнай героя?» Расскажи «Что делали пчелы?» (по сказке «Вини-Пух и все-все-все».)
Рассмотрим виды дидактических игр:
Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?», «Что сначала, что потом?», «Что кому нужно?», «Лото». «Логический поезд», «Где это я видел?» и др.
Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?» ,«Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки», «Кто скорее соберет?» и др.
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.
«Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож –не похож» »Кто больше заметит небылиц». А что потом?», «Так бывает или нет?» и др.
Для большинства детей ведущий канал восприятия окружающего мира – зрительный, что ещё раз подчёркивает необходимость включения в систему работы приёмов и методов активизации зрительного анализатора.
Применение дидактических игр и упражнений, направленных на стимуляцию зрительного восприятия в комплексе с предметной деятельностью, способствуют формированию у детей положительной мотивации к развитию речи – важному условию реализации любой деятельности.
Игровые приёмы с обычными игрушками может использовать в своей работе как логопед, так и воспитатель во время обучения элементарным математическим представлениям, ознакомлению с окружающим, развитию речи и в других режимных моментах.
Перечислю какие можно Использовать игры в работе по развитию речи
Если изучаем — Падежное управление: такие игры
«Живое – неживое», «Кто как голос подаёт», «Один –много»
«Кого не стало?», «Один – много»
«Кто к кому в гости пришел?», «Угощение»
«Кого я люблю?», «Кого любит мама?»
«Кто кем любуется?», «Кто чем работает?»
«Кто о ком заботится», «Кто о чём мечтает?»
Предлоги
«Спрячь игрушку», «Кто где стоит?», «Что изменилось?»
Словообразование
«Скажи ласково», «Какие глаза», «Какой предмет?», »Построй по росту», «Раздели на команды»
Родовые понятия
«Мальчики и девочки», «Кто что делает», «Узнай по описанию», «Чья игрушка», «Мой, моя, моё» (соревнование)
Лексика
«Классификация», «Четвёртый лишний»
Связная речь
Чудесный мешочек», «Магазин», «Что игрушка расскажет о себе
Дидактические игры можно использовать в играх с мячом.
В обогащении речи ребенка, в уточнении уже имеющихся у него слов, пополнении знаний об окружающем мире, большое значение имеют игры с мячом. Эти игры также способствуют развитию моторных навыков у детей. Игры с мячом универсальны и разнообразны.
«Мяч бросай и животных называй»,
«Мяч бросай, четко фрукты называй»,
«Кто где живет?», «Скажи ласково»,
«Что происходит в природе?»,
«Составь предложение», «Подскажи словечко»,
«Четвёртый лишний», «Веселый счет» и т. д.
А вот в какие игры любят играть наши дети на занятии.
При обследовании детей в начале года, сталкиваюсь с тем, что у детей недостаточное развитие фонематического восприятия, а это в свою очередь приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу слов, что впоследствии не позволит им успешно овладеть грамотой в школе. На своих занятиях я использую «цветик-семицветик».
Игра «собери цветок». В центре цветка – звук, который ребёнка не выговаривает. И вокруг цветка раскладываются картинки, дети должны выбрать те, где есть звук, который в центре цветка.
«Какой предмет?» в центре вопрос. На лепестках различные предметы. Ребёнок должен сказать что или кто это? Описать. Спросить для чего нужен. и т. д.
«Приготовим сок?». В центре стакан, а на лепестках овощи и фрукты. Задаём вопрос: что это? Как называется сок из данного фрукта? Можно предложить описать фрукт по форме, размеру, качеству, на вкус, по цвету.
Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей — дошкольников:
повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
обеспечивается психологический комфорт;
дети запоминают большое количество речевого материала;
активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)
Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.
Спасибо за внимание!
Рекомендации:
Использовать дидактические игры при усвоении любого программного материала и проводить как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, можно включать в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др., а ещё дидактические игры являются одним из занимательных элементов на прогулке.
Источник
Елена Шиндина
Использование дидактических игр для познавательно-речевого развития дошкольников с ЗПР
Пояснительная записка
В современном обществе всё больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности (П П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). В последние годы среди воспитанников дошкольных учреждений увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Особую группу среди них составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития характеризует замедление темпов психического, а иногда и психофизического развития ребенка и его способностей.
Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребёнка дошкольного возраста – важнейшая составная часть его общего психического развития. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.
Нарушения речи у детей с ЗПР могут затрагивать разные её аспекты – мотивацию, программу высказывания, грамматическое структурирование текста и фразы, лексический запас, произношение и голос, темп, плавность. Нередко можно наблюдать сочетание указанных нарушений.
Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников у дошкольников с ЗПР.
Обучение математике даёт широкие возможности для развития интеллектуальных способностей у детей (А. З. Зак, З. А. Михайлова, Н. И. Непомнящая и др.). Задачами математической подготовки являются не только формирование знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, навыков и умений в счёте, но и развитие познавательных интересов и способностей, словесно-логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребёнка.
Нарушения развития речи значительно осложняют обучение математике (А. Гермаковская, Г. С. Гуменная, Н. Л. Крылова, Т. И. Обухова и др.).
Дети с нарушениями речи допускают ошибки в определении пространственного положения предметов, в целостном восприятии предмета, в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами. Речевые патологии влияют на процесс понимания и решения арифметических задач.
Исследования, проведённые А. Гермаковской, Г. С. Гуменной, Л. С. Цветковой, раскрывают влияние речевых патологий на процесс понимания и решения арифметических задач. Дети не могут проанализировать содержание, установить зависимости и отношения между данными задачи.
При формировании математических представлений важно не только добиваться усвоения знаний, умений и навыков, но и осуществлять мероприятия по коррекции психофизических возможностей детей, прежде всего речевой деятельности. Содержание коррекционной работы (по ФГТ)должно обеспечивать:
выполнение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого – медико – педагогической комиссии);
Возможность освоения детьми с ограниченными возможностями и здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Коррекционно-развивающие задачи предполагают преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие понимания речи, речевого подражания, расширение активного и пассивного словарного запаса, лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления.
Так как игра – ведущий вид деятельности в дошкольные годы, то с её помощью мы и осуществляем коррекцию развития детей с ЗПР.
Дидактические игры носят комплексный характер, позволяют развивать у детей не только математические представления, но и творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, словесно-логическое мышление. Включение в работу всех анализаторов – зрительного, слухового, двигательного, — развитие их сложной деятельности – обязательное условие успешности занятий в дошкольном возрасте. Особый акцент при этом в соответствии с профилем группы мы делаем на развитие речевой и мыслительной деятельности, на формировании и актуализации математического словаря.
Предлагая дидактические задачи в процессе игровой деятельности, мы способствуем вычленению отдельных признаков предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определённым общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие. В играх с математическим содержанием моделируются логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур и математических представлений.
По мнению У. В. Ульенковой только с помощью дидактических игр можно определить, насколько соответствует уровень развития ребёнка тем нормам, которые характерны для детей определённого возраста. У детей с ЗПР возможность самооценки и самоконтроля значительно снижены поэтому такие игры особенно актуальны для них. В дидактической игре мы создаём такие условия, в которых ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или определёнными предметами, приобретая собственный опыт.
Дидактические игры способствуют знакомству с математическими понятиями, их закреплению, конкретизации математических знаний, усвоению математической терминологии, использованию специальных математических выражений, а также развитию всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической) и связной речи в целом.
Предлагаемая (методическая разработка, пособие) включает в себя систему коррекционно- развивающей работы по познавательно- речевому развитию дошкольников с ЗПР на основе использования дидактических игр.
(дописать для кого пособие рекомендовано)
Система коррекционных игр
Нами разработана система использования различных групп дидактическихигр в зависимости от возрастных особенностей детей:
— игры с цифрами и числами;
— игры – путешествия во времени;
— игры на ориентирование в пространстве;
— игры с геометрическими фигурами;
— игры на словесно — логическое мышление.
Игры, обучающие детей счету.
В группе детей четвёртого года жизни используется дочисловой метод обучения, задача которого – подвести ребёнка к пониманию количественных отношений. Работа начинается с развития представлений о множестве. Мы предлагаем детям сравнивать два множества, сопоставлять элементы одного множества с элементами другого, различать равенство и неравенство групп предметов,составляющих множество.
Следующая подборка игр направлена на составление групп из отдельных предметов и выделение предметов по одному. Дети учатся различать понятия «много» и «один». При сравнении двух количественных групп с помощью приемов наложения и приложения определять их равенство и не равенство по числу входящих в них элементов. Так же они учатся составлять группу однородных предметов и выделять из нее один предмет, правильно отвечать на вопрос «сколько?». Не умея считать,малыши воспроизводят множество звуков на основе только чувственного восприятия: они хлопают, поднимают руку или стучат молоточками столько же раз, сколько постучал педагог. Мы приучаем ребят к пониманию следующих выражений и активному использованию их в своей речи: столько – сколько, поровну, больше – меньше, по одному – ни одного. Учить согласовывать слова «много», «один», в роде, числе и падеже с существительными; понимать значение вопроса «Сколько» и правильно на него отвечать. Существует множество игр, в которых дети учатся выделять один предмет, составлять группу предметов, овладевают терминами «один» и «много».Например: «Медведь и пчелы», «Фонарики», «Поезд», «Кот и мыши» и т. п.
В играх «Хлопни как я», «Повтори, не ошибись» дети упражняются в воспроизведении хлопков, движений на слух (без счета).
В средней группе важной задачей остается умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине и т. д.
Решение этой задачи подводит детей к пониманию абстрактного числа. В процессе разнообразных игр дети усваивают и используют в речи простые слова и выражения,обозначающие уровень количественных представлений: много, один, по одному, ни одного, совсем нет, мало; такой же, одинаковый; столько же, поровну, столько, сколько; больше, чем; меньше, чем; каждый из., все. В играх «Повтори не ошибись», «Хлопни столько же раз», «Покажи столько же» и др. дается счет по осязанию, счет на слух и счет различных движений в пределах 5. Вводится знакомство с символикой – цифрами в пределах 5. В процессе обучения счету мы одновременно знакомим с цифрами – соответствующими обозначениями чисел. Название дидактических игр часто соответствует поставленной задаче «Сколько всего?», «Который по счету?», «Возьми столько, какую цифру ты видишь» и т. д.
Порядковый счет дается вместе с количественным в целях их отличия.Количественный счет: «Сколько?» — «один, два, три».Порядковый счет: «Который?», «Какой по счету?» — «первый, второй, третий».
Одной из важных задач в этот период является обучение детей умению отсчитывать предметы. Для ребенка считать и отсчитывать не одно и тоже. В играх «Сколько?», «Сколько всего?», «Возьми столько же», «Отсчитай и раздай» мы закрепляем эти умения.
Задачи в старшей группе направлены на расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Мы создаём условия для овладения детьми счётом первого десятка, для знакомства с цифрами первого десятка.
В течение всего учебного года предлагаем дошкольникам упражняются в счете в пределах десяти. Они пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают из большего количества предметов меньшее, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу. Образец может быть дан в виде числовой карточки с определенным количеством игрушек, предметов, геометрических фигур, в виде звуков, движений. При выполнении этих упражнений учим детей внимательно слушать задания педагога, запоминать их, а затем выполнять.
Важной задачей в старшей группе остается установление связей между смежными числами, понимание их отношений в пределах 10. Какое число следует за каким, какое из смежных чисел больше или меньше и как их сделать равными. Для этого проводим игры «Назови большее (меньшее)», «Продолжи ряд» и т. д. Знания закрепляются на разных группах предметах, чтобы дети убедились в постоянстве отношений между числами.
Решение этой программной задачи позволит сформировать у детей представление об отвлеченности числа, покажет независимость числа от направления счета. Мы учим детей считать, начиная с любого указанного предмета в любом направлении, при этом, не пропуская предметы и не пересчитывая их дважды. Для развитиядеятельности счета существенное значение имеют упражнения с активным участием различных анализаторов: счет звуков, движение на ощупь в пределах десяти. В старшей группе продолжается работа над усвоением порядкового числа в пределах десяти. Мы учим детей различать порядковый и количественный счет.
Считая предметы по порядку, необходимо условиться с какой стороны надо считать, как именно от этого зависит результат счета. Например, если дети пересчитывают 10 игрушек слева направо, то матрешка будет третья, а если считать справа налево, то матрешка будет восьмая. На занятиях мы стараемся использовать разнообразный наглядный материал.
Источник