Дидактические игры на развитие мышления у ребенка подготовительной группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 33»
Комплекс дидактических игр по развитию мышления у дошкольников
Составила: воспитатель М.Н.Иванова
Игры на развитие логического мышления
Игры на формирование умений выполнять классификацию.
«Разложи предметы»
Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов, различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки.
Ход игры:
Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек – елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».
«Летает – не летает»
Ход игры:
Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».
Игру можно проводить на прогулке.
«Съедобное – не съедобное»
Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог произносит слова «съедобное», «не съедобное».
«Будь внимательным»
Ход игры:
Педагог говорит детям: «я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.
Игры на формирование умений выполнять систематизацию.
«Новоселье у матрешек»
Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.
Ход игры: педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам, и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто, где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.
Игра «Что тяжелее?»
Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.
Оборудование: набор карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее посеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне полоски соответствующей длины: самая длинная изображает зимнее пальто, короче – осеннее пальто, еще короче – зимнее платье и т.д.
По аналогии проводятся следующие игры: «Кто старше?», «Что ярче светит?», «Что быстрее?», «Кто быстрее?»
Игра «Угадай-ка: плывет – тонет?»
Ход игры:
Ребенку предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие – тонут. Педагог называет попарную группу предметов: деревянная палочка – гвоздь, деревянная и металлическая линейки, деревянный и металлический шарики, деревянный и металлический корабли, металлическое и деревянное колечки и т.д. В случае затруднений педагог организует практические действия с этими предметами. Предметы даются в случайном порядке, а не попарно. В конце игры следует предложить ребенку обобщить, какие же предметы плавают, а какие тонут, почему?
Игра «Чем похожи и чем отличаются?»
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.
Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.
Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.
Игра «Подбери пару к слову».
Цель: развитие внимания, мышления и речи.
Оборудование: мяч.
Дети встают в круг. Воспитатель с мячом — в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла».
Игра «Что это? Кто это?»
Цель: развитие мышления и речи.
Оборудование: 24 предметные картинки.
Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.
Игра «Разложи карточки»
Цель: развитие логического мышления.
Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка); поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка) .
На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.
Игра «Разложи картинки по группам»
Цель: развитие навыков анализа и синтеза.
Оборудование: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты: яблоко, груша, персик; посуда : чашка, тарелка, чайник; инструменты – молоток, пила, лопата и т. д.
Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные).
Игра «Придумай загадку»
Цель: развитие речи и мышления.
Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы.
На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.
Игра «Составь предложение по двум картинкам»
Цель: развитие внимания, мышления и речи.
Оборудование: магнитная доска; магниты; пары предметных картинок: : бабушка – кофта (чашка, ваза, девочка – кролик (фасоль, лыжи, мальчик – кот (велосипед, коньки, аист – гнездо и т. д.
Воспитатель поочередно прикрепляет к магнитной доске пару картинок и предлагает детям составить по ней как можно больше предложений.
Игра «Любимая еда»
Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.
Оборудование: предметные картинки, например: корова – сено, кролик – капуста, медведь – мед, кошка – молоко и т. д.
Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.
Игра «Скажи мне наоборот»
Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.
Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.
Игра «Нелепицы»
Цель: развитие речи, внимания, мышления.
Оборудование: карточка к заданию.
Воспитатель предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле.
Источник
Наталья Алыкова
Картотека дидактических игр на развитие мышления и речи в старшей и подготовительной группе
Игры, развивающие логическое мышление
Уже в раннем возрасте у ребенка начинает развиваться мышление. Однако совершенствование логических способностей невозможно вне развития речи ребенка, поэтому во время любой игры надо обязательно стараться, чтобы ребенок как можно точнее формулировал свой ответ.
«Кто кем будет?»
Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет): яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечка, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, слабый?» и т. д.
При обсуждении ответов ребенка важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
Вариантом этой игры является игра «Кем быть?»
Кем (чем) был раньше: цыплёнок (яйцом); лошадь (жеребенком, корова, дуб, рыба, яблоня, хлеб, шкаф, дом, сильный и т. д.
«Какой фигуры не хватает?»
«Сложи картинку»
Для игры потребуются детали из таблицы «Б». Вырежьте их из плотного картона. Покажите ребенку картинку №1 и соответствующий ей набор деталей. Предложите сложить из них предмет, изображенный на картинке, повторите упражнение со всеми картинками. Затем перемешайте все детали и попросите ребенка сложить из них понравившуюся картинку.
Выполняя каждое задание, ребенок учится анализировать простую контурную схему.
«Угадай, что я загадал»
Перед группой детей выкладывается несколько карточек с изображением разных предметов. Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии. Чтобы дети лучше поняли правила игры, попробовать несколько раз самим отгадать, что задала команда детей. Сначала надо специально «затянуть» игру и задать детям как можно больше вопросов о свойствах, назначении, деталях, цвете, форме изображенных предметов. Для этой игры очень удобно использовать карточки и наборы «Парные картинки».
«Что кому нужно?»
Каждый ребенок выбирает карточку с изображением человека какой-то профессии и называет необходимые для его работы орудия труда.
«Когда это бывает?»
Ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона и подбирает к ней другие карточки (картинки природы, что делают люди, во что играют дети и т. д.).
«Что лишнее?»
Ребенку дается ряд предметов. Он должен выделить лишнее. Задаются вопросы:
Что лишнее?
Почему? Назови отличительный признак.
«Где игрушка»
Разместите вокруг ребенка несколько его любимых игрушек. Загадайте одну из них. О загаданной игрушке ребенку сообщается только ее местонахождение. Например, она лежит впереди от тебя или позади, справа или слева.
Игры, развивающие речь
«Мешок сюрпризов»
Для этой игры нужен небольшой мешок и набор предметов, которые можно в него спрятать. Одному из участников завязывают глаза, после чего предлагают доставать из мешочка предметы и опознавать их. Играющий должен ответить, что за вещь он достал и для чего она предназначена. Побеждает правильно опознавший наибольшее количество предметов.
«Двенадцать вопросов»
Участники делятся на две команды. Ведущий кладет в коробку какой-нибудь предмет так, чтобы никто не видел, после чего спрашивает игроков, что за предмет. Команды должны отгадать, что лежит в коробке, задавая такие вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет». Например: Круглое? Съедобное? Железное? Побеждают участники, которые после двенадцати вопросов называют предмет.
«Животные»
Все участники садятся в одну линию. Первый игрок называет какое-нибудь животное (птицу, следующий должен назвать животное, название которого начинается с последней буквы предыдущего слова.
«Кто знает, пусть продолжает»
Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1:
Взрослый называет родовое понятие – слово с обобщающим значением, дети – слова, относящиеся к данному роду, с конкретным значением.
Ведущий: мебель.
Дети: кровать, диван, стул, стол и т. д.
Ведущий: рыба
Дети: карп, карась, ерш, горбуша и т. д.
(Фрукты, деревья, овощи, птицы и т. д.)
Вариант 2:
Взрослый называет видовое понятие, а участники – обобщающее слово.
Ведущий: огурец, редис, картофель, репа.
Участники: овощи.
Кто ошибается, платит фанты. Выигрывает тот, кто не ошибается.
«Наоборот»
Цель: обогащение словарного запаса ребенка антонимами.
Для игры необходимы фишки.
Ведущий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением. За правильный ответ получают фишку.
1. Добрый – злой; вежливый – грубый; аккуратный – неряшливый; трудолюбивый – ленивый; внимательный – рассеянный.
Вперед – назад; высоко – низко; узкий – широкий; верх – низ; вправо – влево.
День – ночь; друг – враг; храбрый – трус.
2. Скажу я слово «высоко»,
а ты ответишь (низко).
Скажу я слово «далеко»,
а ты ответишь… (близко).
Скажу я слово «трус»,
а ты ответишь… (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай (конец).
«Какое время года»
Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенном временем года, развиваем слуховое внимание, быстроту мышления.
Загадки о временах года читаются вперемешку. Кто правильно ответит на вопрос «Когда это бывает?» получает картинку с изображением этого времени года. Выигрывает тот, кто больше отгадает загадок и соберет карточек.
Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (весна)
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногам шелестят
И летят, летят, летят (осень)
Дел у меня не мало —
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки превращаю,
Белю поля дома,
Зовут меня (зима)
Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я … (лето)
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
(лето)
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла
Сделал снежными сады.
(мороз, зима)
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня (весна)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я (осень)
«Расскажи словечко»
Цель: развиваем находчивость, быстроту реакции.
Ведущий начинает фразу, а участники заканчивают ее. Кто ошибается, отдает фант. Выигрывает тот, кто сохранит все фанты.
Ворона каркает, а сорока?
Сорока…
Сова летит, а кролик?
Кролик…
Корова ест сено, а лиса?
Лиса…
Крот роет норки, а сорока?
Сорока…
Петух кукарекает, а лошадь?
Лошадь…
У коровы теленок, а у овцы?
У овцы…
У медвежонка мама медведица, а у белочки?
У белочки мама…
«Фантазеры» («Сочини рассказ»)
Учим коллективно сочинять рассказ.
Взрослый предлагает тему, дети должны коллективно придумать рассказ на заданную тему. Дети по очереди говорят предложения. Содержание каждой фразы вытекает из предыдущей. Рассказ получается интереснее, если дети пользуются прямой речью, а героями рассказа являются знакомые сказочные персонажи, одноклассники.
После игры педагог дает оценку и говорит об ошибках.
«Зайка и Мишка»
Зайка рассказывал в лесу зверям, какую красивую елку он видел под Новый год на окраине города. А Мишка не знает, что такое Новый год… (Почему он этого не знает? Как объяснит ему Зайка)
«Волк и Белочка»
Волк хотел узнать, почему Белочка зимой не голодает… (Что рассказала ему Белочка о своих запасах на зиму? Посоветовала ли Волку не есть зайчиков, а заготавливать грибы? Согласился ли Волк)
Игра «Из какой сказки?»
Взрослый предлагает по героям вспомнить и назвать сказку, можно ее пересказать.
Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. (Царевна – лягушка)
Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна. (Сивка – бурка)
Царь, три сына, Иванушка, Конек – горбунок. (Конек – горбунок)
Выигрывает тот, кто назовет больше сказок. Затем дети по образцу загадывают свои загадки.
Игра «Обложки любимых книг»
Взрослый предлагает рассмотреть обложки любимых книг и вспомнить названия сказок.
– А что бы ты нарисовал на обложке своей любимой книги? Расскажи и нарисуй.
Игра «Добавь слог»
Взрослый называет первый слог, а дети должны говорить, чтобы получилось слово. Выигрывает тот, кто больше придумал слов, быстрее или длиннее.
Но – (ги, сы, жи, жницы).
Ве – (ревка, сна).
Игра «Подберите нужное по смыслу слово»
Взрослый предлагает подобрать нужное по смыслу слово.
Завязать (что…
Застегнуть (что…
Забить (что…
Завить (что…
Застрелить (что…
Запереть (что… и т. д.
«Цепочка слов»
Объясните ребенку заранее на конкретном примере: «Я называю слово «жук». Оно оканчивается на к. Ты должен назвать слово, которое будет начинаться со звука к. Например, кошка. Я назову слово на а – апельсин, ты на н и т. д.
Таким образом, составляется цепочка слов. Слова нужно называть в быстром темпе, без пауз. Кто ошибается или не назовет слова в течении 5 секунд, тот выбывает из игры. Игра развивает слуховое внимание, быстроту реакции.
Игра «Поем вместе»
Участники сидят в кругу. Условия: ведущий предлагает спеть песню, например, «Голубой вагон» или «Улыбка». Причем, если ведущий хлопает в ладоши 1 раз, все поют – громко. Если ведущий хлопает 2 раза, все продолжают петь тихонько, про себя. Если ведущий хлопает в ладоши 1 раз, все снова продолжают петь громко.
И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибается. Кто ошибается, сам становиться ведущим.
Игра «Алфавит»
Цель: развить внимание, учить буквы алфавита.
Задание: каждому ребенку присвоить 2 буквы алфавита. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву, ребенок должен встать и сделать один хлопок.
С группой детей можно провести игру на выбывание.
Игра «Исправь ошибки»
Цель: развить слуховое внимание.
Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать слова правильно.
Жучка будку недоела,
Неохота, надоело (булку).
Сели в ложку и айда!
Покатили вдоль пруда (лодку).
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это (билета).
Игра «Что мы слышим»
Цель: развить слуховое внимание.
Задание: отгадать загадку. Назвать звук, который позволит найти отгадку.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Ответ: это жук. Повторяется звук [ж].
Игра «Кто больше заметит небылиц»
Цель: развить внимание, умение замечать не логические ситуации.
Задание: отметить все небылицы.
Повар
Повар готовил обед.
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет.
Игра «Сценарий»
Каждому ребенку предлагается за 5-10 секунд предложить названия одного или двух предметов. Ведущий записывает слова, которые по очереди называют участники. Затем дети придумывают историю, в которой должны фигурировать все названные предметы.
На сочинение истории отводится 10 минут. Сначала предложите детям выбрать предмет, с которого начнется история. «Писать» сценарий надо с этого предмета и включать остальные в той последовательности, в которой они были названы. Сочинительство должно быть групповым. Все идеи и предложения должны записываться ведущим. Так как это сценарий, в нем должно быть много действий, динамики. Поэтому целесообразно стимулировать деятельность ребят вопросами типа: кто это? где находится? что делает? что говорит? куда пошел? с кем?
Полученная в результате история (сценарий) может быть разыграна.
«Неоконченный рассказ»
Цель: развитие образного и воссоздающего воображения ребенка.
Ребенку дают начало рассказа. «Темнело. Шел нудный дождь. По улице семенила старушка под большим зонтом. Вдруг…»
Необходимо продолжить и закончить рассказ. Лучше, если в игре участвуют несколько детей, которые по очереди продолжают рассказ, пока не придут к развязке.
«Составь рассказ»
Представь, что ты на какое-то время можешь стать домашним животным. Попробуй представить, что ты превратился в собаку, лошадь или кошку. Что бы ты ел? Чем бы занимался днем? Кто был бы твой хозяин и как бы к тебе относился? Где бы ты спал? Какой приятный сюрприз хотел бы ты получить от хозяина?
Составь рассказ от имени выбранного животного на тему «День и ночь моей жизни»
Источник