Дидактические игры как метод развития речи ребенка
Елена Братчик
Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Подготовил: воспитатель
Братчик Е. В.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых – обучении. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Дидактические игры часто рассматриваются всего лишь как игровой прием в ходе занятий.
Вместе с тем дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребёнка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребёнок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактическая игра имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как эти игры способствуют расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
В соответствии с ФГОС ДОО речевое развитие дошкольниковпредполагает достижение целевых ориентиров: владенье речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Хорошая речь — важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая пытливости и любознательности.
По мнению Л. С. Выготского, игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающий запросам и влечением самого ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ принадлежащий ему самому. Особенность игры состоит в том,что она представляет собой воображение в наглядно действенной форме: ребенок использует один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляющих символизацию. Многие дидактические игры побуждают детейпревращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их: форму, цвет, размер, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит, где его можно увидеть сегодня и т. д. дети выполняют роль «знатоков». Известный педагог Е. И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, её роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требуют сосредоточенности, внимания, умению выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок и др.
Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (А. С. Макаренко, У. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Тихеева и др.).
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.
Обучающие игры развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Дидактическая игра представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление.Поэтому основными функциями игры являются:
• игровой метод обучения;
• форма обучения;
• самостоятельная игровая деятельность;
• средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игракак игровой метод рассматривается в двух основных видах: игры — занятия и дидактические игры. В играх-занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Все это сочетается с вопросами, объяснениями, указаниями.
С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные воспитателем представления о построении игрового сюжета, об игровых действиях с предметами. Очень важно, чтобы затем были созданы все условия для переноса полученных знаний в самостоятельные, творческие игры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит учебное и игровое начала. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Использование таких игр способствует решению следующих задач:
— побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
— способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
— совершенствовать разговорную речь;
— обогащать словарь;
— формировать грамматический строй речи и т. д.
В дошкольной педагогике все дидактическиеигры в зависимости от материала можно разделить на три основных вида:
• игры с предметами;
• настольно-печатные;
• словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр состоит в том,что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и задачи,которые решаются при их использовании:
• подбор картинок по парам;
• подбор картинок по общему признаку;
• запоминание состава, количества и расположения картинок;
• составление разрезных картинок и кубиков;
• описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся у них представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, отгадывают их по описанию, находят признаки сходства и различия и др.
Методика проведения дидактическихигр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.
Работы А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьяковой, В. Н. Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным восприятием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. д)
Дидактические игры играют значительную роль и в развитии мелкой моторики. Анализ теоретических подходов показывает, что развитие моторики действительно является средством подготовки ребенка к школе. В ходе работы по развитию движений решаются задачи развития всех психических процессов. Различные виды изодеятельности, физические упражнения, театрализованная деятельность, графические задания, пальчиковые игры и упражнения – все это способствует успешному обучению.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Источник
Людмила Вишнякова
Дидактическая игра как метод развития речи детей
«Дидактическая игра как метод развития речи детей».
1 слайд
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
2 слайд
Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, — уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах его деятельности.
Педагоги-дошкольники справедливо придают огромное значение, развитию речи детей, видя в ней условие повышения общей культуры ребенка, условие его умственного, нравственного и эстетического развития. Чистота, грамотность и связность речи ребенка являются одним из условий его готовности к обучению.
Исследователи детской речи выделяют несколько этапов ее развития у ребенка-дошкольника.
3 слайд
1. Подготовительный (от 0 до года). На первом, подготовительном этапе в раннем возрасте дитя готовится к овладению речью. И главным условием является правильная, четкая речь папы и мамы, бабушки и дедушки, а не сюсюканье, которое только тормозит формирование четкой речи детей.
2. Преддошкольный К 11-12 месяцам у детей появляются самостоятельные слова. А уже к полутора годам слова для детей приобретают обобщенный характер. Они понимают то, что говорит взрослый, и появляется возможность усвоения знаний о мире, накопления слов и опыта. Следует отметить, что накопление собственного словарного запаса малыша проходит очень активно на втором и третьем году жизни. К началу третьего года жизни у ребенка формируется грамматический строй речи.
3. Дошкольный (с 3х до 7 лет)
Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни
В пять лет у ребенка улучшается дикция. Он может прекрасно имитировать голоса животных, передавать интонацией голос определенного героя сказки. Его речь богата, грамматически правильная, предложения сложные.
Можно выделить несколько условий успешного развития речи детей.
5 слайд
Создание развивающей предметно-пространственной среды;
Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивает более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
Потребность общения, или коммуникации.
В развивающем процессе должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят дошкольника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.
Создание благоприятной речевой среды.
От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда — это речь родителей, окружающих, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.
Значимость материала.
Участие родителей в речевом воспитании детей.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия.
6 слайд
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речии навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
обогащение активного словаря детей;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
развитие речевого творчества;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи меняются методы средства обучения. Удельный вес той или иной задачи меняется при переходе от группы к группе.
Также ведущим видом деятельности дошкольников — является игра.
7 слайд
Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.
Дидактическая игра является игровым методом, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Дидактическиеигры можно разделить на три вида:
8 слайд
словесные игры, игры с предметами и настольно-печатные
В результате использования всех видов дидактических игр у детей формируется грамматический строй речи, самостоятельность в решении задач игры, развивается связная речь, речевая активность, активизируется словарь.
Дидактическая игра – имеет определенную структуру,
9 слайд
Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила отличающую ее от других видов игр и упражнений, что делает ее более интересной перед детьми дошкольного возраста. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчат процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра помогает сделать любой учебный материал легко запоминающим и интересным.
Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трёх основных направлениях:
10 слайд
подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
Дидактическая игра – это эффективный метод всестороннего развития детей (умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового). Она способствует и обеспечивает развитие речи детей, в частности, обогащает речь, формирует связную речь, правильное звукопроизношение и, безусловно, способствует формированию грамматического строя речи.
Таким образом, использование дидактических игр положительно влияет на речевое развитие детей дошкольного возраста, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога, в тесной взаимосвязи с родителями.
Источник
Светлана Першан
«Дидактические игры, как метод развития речи детей»
Здравствуйте Коллеги и друзья!
Сегодня я хочу поделиться с Вами своим исследованием, ведь исследование — это процесс выработки новых научных знаний,а почему бы и не получить эти новые знания. Попробовать разобраться. Итак вперед!
Тема исследования: «Дидактические игры, как метод развития речи детей».
Целью моей работы является влияние дидактических игр на развитие речи детей.
Объектом исследования выступает процесс развития речи детей дошкольного возраста (4-5 лет).
Предмет исследования — возможности использования дидактической игры, как средство развития речи дошкольников.
Задачи исследования:
1. Выделить основные виды дидактических игр, используемых в развитие речи детей.
2. Установить значение дидактических игр, которые используют для развития речи детей.
3. Использовать в работе дидактические игры для совершенствования речи детей.
Гипотеза — при системном использовании дидактических игр у детей речь будет улучшаться и совершенствоваться.
Дидактические игры — это игры. Их основное назначение — это способствовать усвоению и закреплению знаний, умений,навыков, развитию умственных способностей.
Использованные в работе развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку. Игровой материал и правило (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т. е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта: 1) познавательный, т. е. то чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметом хотим ему передать; 2) воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою.
Игровые действия всегда включают в себя обучающуюся задачу, т. е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.
Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет большое значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.
Правила игры доводят до сознания детей, ее замысел, игровое действие и обучающую задачу.
Особенность дидактической игры заключается в том, что цель ее проведения скрыта от ребенка. Малыш не понимает, что он не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознаваемого обучения.
Структура игры включает в себя дидактическую и игровую задачи, игровые правила, которые нужны для того, чтобы организовывать действие и поведение детей, они направляют действия детей по заданному пути, определяют последовательность действий, делают игру увлекательной, регулируют и формируют взаимоотношения участников.
В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра — вид деятельности, присущий дошкольному возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
В дошкольной педагогике всей дидактической игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природными материалами, настольно — печатные и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различая предметов.
Игры с предметным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр как «Чьи детки?», «От какого дерева лист?». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой.
Настольно — печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранние знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Заключение.
При регулярном использовании дидактических игр развитие речи у детей происходит особенно быстро, быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы.
Игры и упражнения расположены по возрастам с постепенным усложнением программных задач. У детей закрепляются знания о том, что слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно, что они бывают разные и похожие по звучанию. Речевой материал способствует также обогащению и активизации словарного запаса детей, развитию их мышления, памяти, воображения.
Моими помощниками в исследовании были:
А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду;
Е. И. Тихеева Развитие речи детей;
А. К. Бондаренко Словесные игры в детском саду.
Надеюсь Вам понравилось!
Источник