Дидактические игры и упражнения для развития речи ребенка

Дидактические игры и упражнения для развития речи ребенка thumbnail

Уважаемые родители,  Вы не знаете, как интересно и  познавательно провести выходной вечер с ребёнком? Я предлагаю Вам подборку дидактических упражнений и игр по развитию речи. Это будет интересно и Вам и вашему ребёнку.

Дидактические упражнения по развитию речи.

  1. Умение образовывать слова с помощью слияния двух основ

Все пароходы, все паровозы

При помощи пара ходят и возят.

Все самолеты летают сами,

А пешеходы – это мы с вами.

Дидактическое упражнение«Скажи одним словом».

— У слона толстые ноги, поэтому его называют…(толстоногим).

— У жирафа короткая шерсть, поэтому его называют…

— у обезьяны длинный хвост, поэтому ее называют…

— у моржа длинные усы, поэтому его называют…

— у аиста ноги длинные, поэтому его называют… (длинноногим).

— у соловья звонкий голос, поэтому его называют… (звонкоголосым).

— у ласточки хвост длинный, поэтому ее называют… (длиннохвостой).

— у сороки белые бока, поэтому ее называют… (белобокая).

— у синицы грудка желтая, поэтому ее называют… (желтогрудая).

— у дятла длинный клюв, поэтому его называют… (длинноклювый).

— у вороны черные крылья, поэтому ее называют… (чернокрылая).

Кто больше увидит и назовет.

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Воспитатель с детьми рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). У куклы зеленые глаза, значит она… (зеленоглазая), черные волосы, значит она… (черноволосая). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно… ухий (длинноухий). А хвост у зайца… (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она… белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки).

 Игра в образовании сложных слов – игра «Эхо».

листья падают – листопад                сам ходит – самоход

снег падает – снегопад                мед носит – медонос

вода падает – водопад                звонит попусту – пустозвон

звезды падают – звездопад                сено косит – сенокос

разводит сады – садовод                везде ходит – вездеход

разводит леса – лесовод                база для нефти – нефтебаза

перевозит лес – лесовоз                воду возит – водовоз

сам летит – самолет                        пыль сосет – пылесос.

 Дидактическое упражнение «Сложные слова».

Цель. Учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.

Наглядный материал: картинки.
Словарный материал:
рыбу ловит … (рыболов), пчел разводит … (пчеловод), сам летает … (самолет), лес рубит … (лесоруб).

Дидактическое упражнение  «Назови машину одним словом»

Цель. Упражнять детей в образовании сложных слов.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям; «Машина, которая чистит картофель,—картофелечистка».
Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.

Назови одним словом машину, которая:

Возит молоко – молоковоз;

Мешает бетон — … (бетономешалка)

Возит воду — … (водовоз)

Черпает землю — … (землечерпалка)

Укладывает трубы — … (трубоукладчик)

Дробит камни — … (камнедробилка).

Чтение и пересказ сказки

Спор машин

Сказка знакомит с образованием существительных путём слияния основ:

 существительное + глагол.

Вышел у машин спор: какая из них самая важная? Какая самая нужная?

— Я сам могу груз сваливать, — сказал Самосвал.

— Вы без меня ничего не можете! Ведь только я бензин умею возить, — зашумел Бензовоз.

— Я самая нужная на стройке, вмешалась Бетономешалка.

— А кто возит молоко для малышей? Я, Молоковоз!

Тут загремели, затрещали, завизжали кухонные машины:

— Без нас большой обед и ужин не сварить. Мы нужны! Мы важны!

Хлеб резать – нужна Хлеборезка,

Овощи резать – Овощерезка,

Мясо рубить – Мясорубка,

Кофе варить – Кофеварка,

Сок выжать – Соковыжималка.

— Вы все только сорить умеете, а я чистоту люблю, всю пыль мигом всосу, — загудел Пылесос. – Важнее меня машины в доме нет!

— Эх, с вами только дома сидеть! – запыхтел Паровоз. – Вот я – это машина! Во мне такой сильный пар. Я с ним тяжёлые вагоны возить могу. А мой братокТепловоз возит пассажиров в дальние края. У него внутри – сильное тепло.

— Нет, я важнее всех! Я по морям, по волнам на всех парах хожу, — загудел Пароход.

— Насмешили вы меня! Самый нужный – тот, кто самый быстрый, тот, кто сам летает, сказал Самолёт.

Только умный Компьютер молчал, думал. А потом сказал:

— Все мы нужны, все важны. Но нам всем нужен Человек. Это он нас придумал. Человек самый важный.

Вопросы и задания

  1. Вспомните с ребёнком названия машин из сказки: сам сваливает груз – самосвал, молоко возит – молоковоз. И т.д.
  2. Предложите ребёнку вспомнить названия других машин, образованные таким же способом (газонокосилка, сенокосилка, тестомешалка, кофемолка и др.)
  3. При пересказе ребёнком сказки обращайте внимание на правильное произнесение сложных слов. Важно, чтобы деть понимали значение составляющих слово основ, это в дальнейшем поможет избежать ошибок при написании таких слов.
  1. Упражнение в образовании однокоренных слов  

   «Построй цепочку»

Цель: учить детей образовывать однокоренные слова и подбирать их  к данному слову.

Материал:  Картинки – символы, означающие предметы, сезон года и т.п.

Ход игры:

Воспитатель дает задание детям построить цепочку однокоренных слов ( т.е. подобрать родственные слова к данному слову). Она показывает картинку. Например, с изображением снега:

Снег- снежок- снежный- снеговик- подснежник.

Зима- зимушка — зимний — зимующий — зимуют.  

 Задние: Игрокам предлагается придумать как можно больше однокоренных (родственных) слов.

Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, полесье.

Род – родной, родители, родственники, родина.

Снег – снежок, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.

Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

Дуб – дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубина.

Береза – березка, березонька, березовый, березняк, подберезовик.

 Какое слово «лишнее»?

Жаркий, тепло, теплица, теплый

Гора, горный, взгорье, гореть

Каменистый, камень, затвердел, окаменел

Водитель, вода, водоворот, подводный

Речь, река, речной, речушка

Заводной, заводить, водитель, водянистый

Разгорелся, горелый, горелка, горка

Лес, лесенка, лесной, лесник

Волк, волчий, волокно, волчонок, волчица.

Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий.

Корова, коровник, кора, коровий

Баран, бараний, баранина, баранка

 Подбери однокоренное слово к слову.

«ДОМ»  — домик, хата, изба, дома

«БЕЛКА» — побелка, у белки, бельчонок, белила

«ЧАС» — часовщик, время, минутка, частица

«МАЛЫШ» — ребенок, малютка, малыши, дитя

«УХО» — наушники, уши, уха, ушица.

  1. Умение образовывать степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная)

    «Четыре желания»

Цель. Продолжать  учить детей образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям;
Каждое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень лучше. Сейчас будем сравнивать. Весна теплая, а лето теплее или очень теплое. Трава зеленая, а после дождя зеленее или очень зеленая. Поздней осенью солнце холодное, а зимой холоднее или более холодное.
Веселый — веселее — более веселый.
Высокий — выше — очень высокий.
Стройный — стройнее — более стройный.
Легкий – легче — очень легкий.

     Закончи предложение (образование сравнительной степени прилагательных).

Самолёт летит высоко, а ракета выше.

Самолёт летит далеко, а ракета дальше.

Самолёт летит быстро, а ракета быстрее.

Самолёт мощный, а ракета мощнее.

Самолёт большой, а ракета больше.

Самолёт тяжёлый, а ракета тяжелее.

Самолёт просторный, а ракета просторнее.

Самолёт длинный, а ракета длиннее.

Самолёт быстроходный, а ракета быстроходнее.

Подбери пару(образование сравнительной степени прилагательных)

Огурец большой, а кабачок больше.

Фасоль маленькая, а горох ….. (меньше).

Капуста большая, а тыква ….(больше).

Кабачок зелёный, а огурец….(зеленее).

Помидор красный, а свёкла….(краснее).

Редис мелкий, а горох….(мельче)

Картофель твёрдый, а тыква…(твёрже)

«Закончи предложение»

Цель: учить детей употреблять сравнительную степень прилагательного.

Материал: Картинки большого и маленького домов, речки и пруда, 2 разных цветка, лето и осень, траву, зиму.

Ход игры:

Детям предлагается закончить предложение:

 Этот дом высокий, а этот еще … (выше)

Наша река глубокая, а пруд еще …(глубже)

Этот цветок красивый, а этот еще … (красивее)

Лето было хорошее, а осень еще …(лучше)

Трава зеленая, а после дождя еще …(зеленее)

 Осенью холодно, а зимой еще … (холоднее)

Источник

Говорина Ирина
Дидактические упражнения-игры по развитию речи в средней группе

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ-ИГРЫ по развитию речи в средней группе

Дидактические упражнения-игры по развитию речи в средней группе

Здесь представлены упражнения, игры, занятия по развитию всех сторон речи: связной, лексической, грамматической, звуковой культуры речи — во взаимосвязи с развитием связной монологической речи.

Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки дошкольников. В игре процесс расширения словарного запаса ребёнка происходит естественно и очень эффективно.

«Найди первый звук»

Цель: учиться чётко выделять в слове первый звук.

Для этой игры нужна машина и разные игрушки.

Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается с определенного звука, например со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.

Машина поедет в том случае, если ребенок правильно выполнит задание.

Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.

«Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку или игрушку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речии называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

«Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)

— Закончите предложения. Если зайчик потерялся. (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы. (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы., но и предметы к тому или иному действию (поливать можно. цветы, грядки на огороде; гладить можно. платье, брюки. одежду).

«Как сказать по-другому?»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

— Скажи по-другому! Часы идут. (ходят). Мальчик идет. (шагает).

Снег идет. (падает). Поезд идет. (едет, мчится). Весна идет. (наступает). Пароход идет. (плывет).

Закончи предложения. Мальчик пошел. Девочка ушла. Люди вышли. Я пришел. Саша идет медленно, а Вова идет. Можно сказать, что он не идет, а.

«Какие бывают иголки»

Цель: дать детям представление о многозначном слове, например- «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

— Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)

Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)

— Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.)

—Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?

Иглы на елке еловые, а на сосне. (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?

— Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.

Список многозначных слов:

Набор № 1

1. Лук (овощ, оружие)

2. Коса (прическа, инструмент)

3. Мышка (грызун, компьютерная)

4. Молния (природное явление, фурнитура для одежды)

5. Гусеницы (насекомые, ходовая часть танка)

6. Шишка (еловая, на лбу)

7. Кран (водопроводный, строительный)

8. Норка (животное, жилище)

9. Лисички (грибы, животные)

10. Раковина (морская, умывальник)

11. Кол (оценка, деревянный)

12. Груша (фрукт, боксерская)

13. Соль (пищевая, нота)

14. Почки (растений, внутренние органы)

Набор № 2

1. Ручка (ребенка, двери, шариковая, сумки)

2. Кисть/кисточка (руки, рябины, художественная, на хвосте)

3. Круг (геометрическая фигура, спасательный, детей (хоровод, гончарный)

4. Ключ (дверной, музыкальный (скрипичный, родник, гаечный)

5. Иголка/иголки (швейная, сосновая, от шприца, ежиная)

6. Хвост (лисий, кометы, прическа, самолета)

7. Ножка (стула, гриба, ребенка, бокала)

8. Труба (печная, водопроводная, подзорная, музыкальный инструмент)

9. Язык/язычок (орган осязания, ботинка, пламени, колокола)

10. Нос/носик (орган обоняния, лодки, чайника, птицы)

11. Шляпка (женская, гриба, шурупа, подсолнуха)

12. Пузырьки (лимонада, мыльные, для духов, медицинские)

13. Гребень (петушиный, для расчесывания волос, верхний край гор, волн)

14. Клетка (тетрадная, птичья, лестничная, под микроскопом)

Составление сказки «Приключения Маши в лесу»

Воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты его развития.

«Расскажем про белочку»

Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания. Берется любая игрушка или картинка.

— Давайте посмотрим на белочку (вспомните, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять. (и шишек набрать). Она залезла. (на высокую сосну). А на сосне шишек. (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку. (увидела волка). Но белочка. (не испугалась). Она бросила. (шишку прямо на волка). На лбу у него. (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

«Добавь слово»

Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.

Взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки». Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово,соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоки и лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

«Скажи, какой?» или «Подбор прилагательных»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из волшебного мешочка предметы, называет их или просто называет слово, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются,воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?» или «Это собака. Какая она?» (большая, лохматая, добрая, веселая, старая, охотничья).

«Что бывает?»

Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д.

В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр.

При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

«Узнавание»

Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.

«Ветерок»

Цель. Развитие фонематического слуха.

Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения.

«Садовник и цветы»

Цель:закрепить знания детей о: цветах, лесных ягодах, фруктах, животныхи т. д.

Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. Им даются названия.Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику,говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник, что вы захотели взглянуть именно на меня». Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Воспитатель приносит картинки или игрушки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к игрушкам или предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

— Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

— Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

— Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

И т. д.

«Дай действия словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры: я начну говорить,а ты закончи:

Мама (что делает) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (сто делает) – наступает, приходит, радует…

«Цепочка слов»

Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.).

То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — «кошка».

Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная.

Что еще бывает разноцветным?

Радуга, платье, телевизор.

Каким еще может быть платье?

Шелковым, новым, прямым.

Что еще может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд. и т. д.

«Кто что делает»

Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность неречевых средств воздействия на слушателей.

Для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.) или игрушек.

Детям показывают картинки (по одной)и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?»

Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку.Например: «Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?»

«Подбор объектов к действию»

Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «греет?» — солнце, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

«Наоборот»

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Я начну,а вы продолжите:

Дедушка старый, а внук…

Дерево высокое, а куст…

Дорога широкая, а тропинка…

Перо легкое, а гиря…

Пирожное сладкое, а лекарство…

Ночью темно, а днем…

У волка хвост длинный, а у зайца…

Чай горячий, а лед…

Мальчик грязный, а девочка – чистая

Машина едет быстро, а велосипед медленно

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода — …

Высокий дом-низкий дом

o Большой-маленький

o Добрый-злой

o Маленький — большой,

o Короткий — длинный,

o Горячий-холодный

o Мальчик-девочка

o Молодой-старый

o Белый-черный

o День-ночь

o Грустный-веселый

o Слабый-сильный

o Чистый-грязный

o Короткий-длинный.

o Сильный-слабый

o Веселый-грустный

o Строить-ломать

o Трусливый-смелый

o Узкий широкий

o Высокий-низкий

o Близко — далеко,

o Левый — правый

o Солнце-луна,

o Худой-толстый

o Много-мало

o Близкий-далекий

o Входить-выходить

o Сухой-мокрый

o Застегнуть — расстегнуть

o Тяжелый-легкий

o Жара-холод

o Больной-здоровый

o Лето-зима

o Широкий-узкий

o Труд-отдых

o Закрыть-открыть

o Ехать-останавливаться

o Умный-глупый

o Жарко-холодно

o Пустой-полный

o Подниматься-спускаться

o Высоко-низко

o Далеко-близко

o Трудный-легкий

o Скучный-интересный

o Длинный-короткий

o Чисто-грязно

o Вкусно-противно

o Шумно-тихо

o Радость-печаль

o Твердый-мягкий

o Открыто-закрыто

o Бежать-идти

o Положить-взять

«Кто что делает?»

Игра на закрепление знаний о многообразии профессий. Взрослый называет действие и бросает ребёнку мяч, а малыш, возвращая мяч,должен назвать соответствующую этому действию профессию:

Примеры: готовит — повар (кулинар, кондитер);

Можно поменяться ролями: профессию называет ведущий, а игроки ловят мяч и называют подходящее действие.

«Соедини»

Ведущий называет ребёнку несколько несогласованных слов, которые надо соединить в грамматически верное словосочетание или предложение.

Примеры:

высокий, дерево — высокое дерево;

девочка, бегать — девочка бежит (бегает, бежала);

лес, грибы, расти — грибы растут в лесу.

«Обними словами»

Есть одинокое слово. Ему скучно и грустно. Надо его обнять словами так, чтобы получилось предложение.

После такого введения называете любое слово, с которым надо придумывать предложения. Если ребёнок с таким заданием справляется, можно усложнить правила. Теперь к исходному «одинокому» слову надо добавлять еще одно слово с другой стороны.

Пример:

• Кошка;

• Кошка бежит;

• Рыжая кошка бежит;

«Слово-ассоциация»

Назовите слово, допустим, «мёд», и спросите у ребёнка, что он представляет, когда слышит это слово? Например, ребёнок назовёт слово «пчела», тогда следующий игрок должен назвать свою ассоциацию, но к новому слову – например, «цветок». Эта детская словесная игра способствует развитию ассоциативного мышления и расширению словарного запаса.

«Одним словом»

Спросите ребёнка,как назвать одним словом:

— тарелки, чашки, сковородки, кастрюли? (Посуда)

— диван, кровать, стол, стул, шкаф? (Мебель) и др.

Можно усложнить игру, называя в группе слов одно лишнее: яблок, груша, слива, огурец. Ребенок должен отгадать лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.

«Незнайкины ошибки»

Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.

В осеннем лесу.

Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!

«Скажи чей?»

Правила игры: Взрослый называет слово, ребёнок должен изменить слово, образовав из него притяжательное прилагательное.Например: лиса – лисий.

«Подбери словечко»

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»… (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть); «старая»(мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»… (молоко, мясо, варенье); «старое»(кресло, сиденье, окно).

«Объясните, почему…»

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

«Найди ошибку»

Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.

Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»

1. Зимой в саду расцвели яблоки.

2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

3. В ответ я киваю ему рукой.

4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.

5. Скоро удалось мне на машине.

6. Мальчик стеклом разбил мяч.

7. После грибов будут дожди.

8. Весной луга затопили реку.

9. Снег засыпало пышным лесом

«Подними цифру»

Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.

Ход игры. Ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.

Предложения для игры:

1. Алеша спит. 2. Петя кормит кур. 3. Врач лечит больного ребёнка. И т. д.

«Что сначала, что потом»

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?»

«Кто больше?»

Цель: Расширять и активизировать словарный запас.

Материал: мяч

Педагог предлагает подумать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «кто?» или «что?».

Наступает что – ….

Кружатся — …

Лежит — …

Блестит — …

Завывает — …

Катаются — …

Лепят — …

Замерзает — …

«Какой формы?»

1 вариант: Предложите ребенку назвать предметы круглой (овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной) формы.

Например: круглое яблоко (помидор, мяч, солнце и тд.)

2 вариант: взрослый называет предмет, а ребенок говорит, какой формы этот предмет.

Например: яблоко круглое, огурец — овальный и т д.

«Сравни слова»

Крыжовник и малина, машина и мотоцикл, телевизор и магнитофон и т. п.

Что общего и чем отличаются?

(Учим детей находить сходства и различия.)

«Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.

Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

1. Описать предмет, которого не стало

2. рассказать о месте, где он стоял

3. на какой звук начиналось название этого предмет

в названии каких еще предметов есть этот звук?

«Что из чего сделано?»

Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе

Ход игры:

Стакан из стекла – стеклянный

Нож из железа – железный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева — …

Сковорода из чугуна — …

«Зоопарк»

Цель: развитие связной речи

Дети садятся в круг, получая название своего животного. Каждый должен описать своёживотное по плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Источник