Дидактические игры для ребенка с задержкой психоречевого развития
Анастасия Зорина
Дидактические игры для детей с ЗПР (4–5 лет)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
для детей с ЗПР (4-5 лет)
Задержка психического развития представляет собой полиморфное нарушение, так как у одной группы детей может страдать работоспособность, у другой группы — мотивация к познавательной деятельности.
По мнению Е. А. Стребелевой, в определении «задержка психического развития» «. отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, задерживается становление личности развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности». Н. Ю. Максимова и Е. Л. Милютина предлагают рассматривать ЗПР как «. замедление развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности».
Е. А. Стребелева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию.
Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.
Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье.
В рисовании можно использовать следующие игры — упражнения:
— срисовывание с образца;
— работа с трафаретами;
— обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру;
— раскрашивание и штриховку.
В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц).
Детям с ЗПР полезны игры- упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности:
— емкости с крупой (например, пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка — найти её и описать, не доставая;
— сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;
— выкладывание фигурок из круп;
— игры с кусочками различных материалов и тканей.
Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой.
Особого внимания требует развитие речевого опосредования действия детей.
Можно использовать следующие приемы:
— поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки на задании;
— проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий;
— повторение ребенком задания вслух;
— вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено;
— привлечение ребенка в качестве помощника другим детям.
В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоения сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности.
Дидактические игры делают процесс обучения более эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.
Дидактические и подвижные игры.
Эмоционально- волевая и двигательная сфера.
Давай познакомимся! (Р. Калинина)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Нарушения: ЗПР, застенчивость/ тревожность, РДА.
Возраст: любой
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: надувной мяч.
Описание игры: дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч.
Слушаем хлопки (М. Чистякова)
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Нарушения: ЗПР, СДВГ, застенчивость/ тревожность.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановится и превратиться в аиста: поднять одну ногу, руки в стороны, на два хлопка- превращение в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). Три хлопка разрешают снова двигаться свободно.
Комментарии: игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой.
Радость и грусть (И. Климина)
Цель: развитие эмоциональной сферы, умение дифференцировать эмоции и чувства других людей.
Нарушения: ЗПР, застенчивость/ тревожность, РДА.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: рисунки.
Описание игры: дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда — радость и грусть — в зависимости от цветовой гаммы.
Комментарии: основная задача взрослого- помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок считают веселым, а другой — грустный.
Познавательная сфера.
Спичечный узор
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, пространственного восприятия.
Нарушения: ЗПР, СДВГ, РДА.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: двое.
Необходимые приспособления: три спички.
Описание игры: спички прячут в ладонях, затем трясут и бросают на стол. Взрослый вместе с ребенком рассматривает образовавшуюся фигуру: как легли спички? В какую сторону смотрят головки спичек? Лежат ли спички в одну сторону? Взрослый предлагает ребенку повторить образовавшуюся фигуру. После этого оба узора накрывают листом бумаги. Ребенок должен по памяти воспроизвести его — найти брата
(сестру) первой фигуре. После того как ребенок закончит работу, фигуры сравнивают.
Комментарий: для ребенка это задание может оказаться слишком сложным, поэтому взрослый может сначала сделать все сам, называя вслух каждое свое действие. Таким образом, игру можно разбить на несколько этапов, которые потом и составят целостную игру.
Четыре стихии
Цель: развитие внимания.
Нарушение: ЗПР, агрессивность.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: дети садятся в круг. Ведущий предлагает им при слове «земля» опустить руки в низ, при слове «вода»— вытянуть вперед, при слове «воздух» -поднять вверх, при слове «огонь»— вращать кистями. Ошибшийся выходит из игры.
Комментарий: взрослый принимает активное участие в игре. После того как дети освоили движения, взрослый может специально сбивать детей, допуская ошибки. Например, сказать: «Воздух»— а показать движения «земли».
Узнай предмет
Цель: развитие восприятия и тактильной памяти.
Нарушение: ЗПР, СДВГ, РДА.
Возраст: 4-6 лет.
Количество играющих: один или больше.
Необходимые приспособления: мешок, разные мелкие игрушки, ручки.
Описание игры: ребенку предлагают определить на ощупь, какие вещи находятся в мешке. Если детей несколько, то задание несколько другое: ведущий определяет на ощупь предмет и описывает его словами, а остальные дети должны угадать, что это за предмет.
Комментарий: необходимо, чтобы ребенок дал как можно более полное описание выбранного предмета. Ему можно помогать вопросами, касающимися размера, формы, материала, предназначения этого предмета.
Источник
Харитонова Наталья Константиновна
Дидактические игры для детей с задержкой психического развития
Дидактические игры для детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития – это неравномерное недоразвитие отдельных познавательных функций из-за функциональной незрелости отдельных мозговых структур.
В основе задержки психического развития выделяют 3 основных фактора:
• Частичная недостаточность отдельных познавательных функций;
• Эмоционально – волевая незрелость;
• Нарушение умственной работоспособности.
Дети, имеющие такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники, на протяжении нескольких возрастных периодов. Задержка развития проявляется рано. Исходной причиной её могут быть алкоголизм родителей, болезни матери в период беременности, родовые травмы, инфекции, перенесённые в первые месяцы жизни, и некоторые другие вредные факторы, вызывающие слабовыраженную органическую недостаточность центральной нервной системы.
Задержка психического развития не относится к стойким и необратимым видам психического недоразвития: это временное замедление темпа развития. Отставание преодолевается с возрастом, причём тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа с ребёнком (в дошкольном возрасте). Очень важны своевременная диагностика и создание специальных условий воспитания и обучения. К сожалению, родители часто не замечают или не придают значения отставанию в развитии ребёнка до поступления в школу. Только в начале обучения обнаруживаются незрелость мышления и эмоциональной сферы, ограниченность представлений и знаний, недостаточность интеллектуальной активности. Маленький ученик оказывается не в состоянии усвоить учебную программу и становится неуспевающим.
Воспитание и обучение детей осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий.
Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу-дефектологу.
Одна из основных задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения – подготовка детей к школе на занятиях.
Занятия с детьми проводятся педагогом-дефектологом в соответствии с учебным планом в первой половине дня по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, по развитию элементарных математических представлений, по ознакомлению с художественной литературой. Учебный план составлен в соответствии с требованиями программ коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР под общей редакцией.
Педагог-дефектолог отвечает за коррекционно — развивающюю работу в целом, проводит с детьми групповые и индивидуальные занятия. В обязанности дефектолога входят: динамическое изучение ребёнка, выполнение требований программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания, осуществление взаимодействия в работе с воспитателями, логопедом, психологом, преподавателем ИЗО, инструктором ФК, музыкальным руководителем, осуществление контакта с врачом, взаимосвязь с родителями, осуществление преемственности в работе со школой.
Педагог-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребёнка, фиксирует в протоколах результаты обследования детей, что помогает ему планировать индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Только тесная взаимосвязь педагогов и родителей принесёт положительный результат в работе с детьми.
В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – это основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.
По выражению «В игре, как в фокусе собираются, проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности». Поэтому, мы рекомендуем дидактические игры, направленные на коррекцию познавательной сферы.
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Игра: «Что сначала, что потом?»
Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.
1) Покажи — развитие пассивного словаря.
2) Назови — развитие активного словаря.
Примерные вопросы:
— Какое время года недавно закончилось?
— Какое время года сейчас?
— После, какого времени года приходит весна?
— С какого времени начинается год?
Расставь картинки и назови по порядку все времена года.
Игра: «Найди такую же цифру».
Цель: Развитие зрительного восприятия.
Детям предлагаются разные цифры из разных материалов, разные по размеру.
Инструкция: Найди все 1 или все 2 и т. д.
Игра: «Чудесный мешочек» или «Узнай цифру на ощупь».
Цель: Развитие тактильных ощущений.
1. Детям предлагается узнать цифру на ощупь и назвать её.
2. Найти цифры по заданию (только1).
Игра: «Составь фигуру»
Цель: Развитие целостного восприятия.
Детям предлагается составить и назвать геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей.
Игра: «Узнай фигуру».
Цель: Закрепление формы, цвета, размера.
Перед ребёнком выкладываются разные геометрические фигуры.
Родители описывают одну из фигур по форме, размеру, цвету. Ребёнку необходимо узнать её из других фигур и назвать. Можно произвести смену ролей, когда ребёнок называет, а родители угадывают.
Игра: «Большие, маленькие, одинаковые»
Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру.
Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру.
1. Найти все большие фигуры.
2. Найти все маленькие фигуры.
3. Найти одинаковые фигуры.
Игра: «Подбери пару»
Цель: Соотнесение размера
Перед ребёнком набор одноимённых предметов разного размера (листья, шишки, жёлуди и т. д.)
1. Выбрать большой и маленький предметы и объяснить.
2. Подобрать к большому и маленькому предметам одинаковые предметы по размеру.
Игра: «Что сверху, а что снизу?»
Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.
Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т. д.)
1. Выбери предметы, которые должны находиться вверху. 2. Найди предметы, которые должны находиться внизу.
3. Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.
Игра: «Угадай, что у меня»
Цель: Узнавание предмета по описанию, умение описывать предмет.
вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.
1. Родители загадывают предмет и описывают его, не называя, ребёнок должен узнать его. Например: Он резиновый, круглый, красный ит. д.
2. Дети сами составляют згадки-описания.
Игра: «Собери разрезную картинку»
Цель: Развитие целостного восприятия.
Ребёнку предлагается собрать картинку, разрезанную на 2,3,4,6 ит. д. частей.
.
Игра: «Выполни, не ошибись»
Цель: Ориентировка в пространстве по инструкции. Построение предложений с предлогами и наречиями.
Родители выставляют перед детьми игрушки, предлагая выполнить соответствующие инструкции без ошибок. Например: Поставь зайца после машины. Мишку поставь между машиной и куклой. (Слева, справа, за, перед, около)
Игра: «Что изменилось?»
Цель: Развитие зрительного восприятия.
Перед детьми раскладываются картинки от 4 и более, предлагается посмотреть и запомнить их. Ребёнок отворачивается, родители убирают или добавляют другую картинку. Взрослый просит повернуться и спрашивает:
«Что изменилось?».
Источник
Наталья Езжалова
Словесные игры для детей с задержкой психического развития
Игры для детей с задержкой психического развития
Игра «Найди отличие» (3-5лет)
Цель: развитие умения сосредоточить внимание на деталях.
Ход игры : Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке.
Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
Продолжительность 5-7 минут
Игра «Обезьянки» (1, 5-7 лет)
Цель игры : развитие объема внимания, координации движений, памяти.
Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми, или счетные палочки, или набор для игры «Танграм», «Вьетнамская игра» и т. д.
Ход игры : ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом) .
Продолжительность 7-10 минут
Игра «Иголка и нитка» (3-7лет)
Цель: развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции у детей, страдающих задержкой психического развития.
С аутичным ребенком воспитатель выполняет движение вместе, держа его за руку.
Ход: Дети становятся друг за другом.
Первый – иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать. Игру сопровождает французская народная песня «Горбуны» .Продолжительность 7-10 минут
Игра «Идем за Синей птицей» (5-7лет)
Цель: тренировать эмоционально-волевую сферу у детей.
Ход: Дети идут по залу змейкой, взявшись за руки, произносят многократно под музыку (И. Сац «Шествие») слова :
Мы длинной вереницей
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей.
Продолжительность 5-7минут
Игра «Флажок» (3-7лет)
Цель: преодоление двигательного автоматизма. Рекомендуется гипер- и гипоактивным детям.
Ход: Играющие ходят по залу под «Болгарскую песню» в обработке Т. Ломовой. Когда ведущий поднимает вверх флажок,
все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.
Продолжительность 7-10 минут
Игра: «Картинки» (3-7лет)
Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную) .
Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.
Продолжительность 5-7минут
«Игра в слова» (5-7лет)
Цель: развитие слуховой памяти.
Инструкция:
Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….
Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:
Мальчик устал
Девочка плачет
Папа читает
Мама готовит
Бабушка отдыхает
Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.
Продолжительность 7-10минут
Игра: «Угадай, что я загадал?» (5-7лет)
Цель: развивать образную память, речь.
Ход: Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.
Продолжительность 7-10минут
Упражнение «Чудесный мешочек». (6-7лет)
Цель: Формирование мыслительных операций «обобщение» и «классификация» .
Ход: В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку, называют его цвет: «У меня красный кружок, у меня жёлтый кружок, у меня зелёный кружок». Все кружочки выставляются на доске. Дети отвечают на вопрос: «Что у меня выставлено на доске?» (Круги) .
Продолжительность 7-10минут
Упражнение «Назови три предмета» (5-7лет)
Цель: Формирование мыслительной операции «конкретизация» .
Ход: Правила игры : детям предлагается поймать мяч и на одно слово педагога подобрать три, подходящие к нему. Например, к слову мебель –диван, стол, кровать и т. д.
Продолжительность 7-10минут
Источник