Дидактические игры для развития памяти ребенка

елена воронистая
Дидактические игры на развитие памяти

Память — это способность человека к воспроизведению прошлого опыта, длительному хранению информации. Память играет одну из ключевых ролей в процессе обучения. Конечно, невозможно заниматься с ребёнком так, чтобы он запоминал всё непроизвольно, но чем интереснее для него будут занятия, тем прочнее и быстрее он будет усваивать материал.

По характеру запоминания выделяют следующие виды памяти:

двигательную— направленная на запоминание и повторение движений;

эмоциональную – отвечающую за воспоминание чувств и эмоций совместно с объектами, их вызывающими;

образную, которая в свою очередь делится на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую;

словесно-логическую – направленную на запоминание, сохранение, воспроизведение мыслей, понятий, выводов и т. п. и тесно связанную с мышлением и обучением.

Игры на развитие двигательной памяти

«Слушай и исполняй»

Цель: развитие двигательной памяти.

Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Ребёнку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

«Кукловод»

Цель: развитие двигательной памяти.

• Завязать ребенку глаза и водит его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 3-4 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, и т. д. Затем развязать «кукле» глаза и просить самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

• Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», заставить присесть, согнуть руки, сделать полный оборот через левое плечо и

т. д.

«Зеркало»

Цель: развитие двигательной памяти.

Ведущий стоит в центре полукруга и демонстрирует разнообразные позы или движения. Дети повторяют за ним. Можно предложить повторять не то движение, которое выполняет ведущий в данный момент, а то, которое он делал до этого (движение с запаздыванием).

«Робот»

Цель: Развитие двигательной памяти.

Ведущий «программируете» ребенка — встаёт у него за спиной, поднимаете его руку, ногу, опускаете их и т. д. Затем ребёнок сам старается повторить те же движения.

Игры на развитие эмоциональной памяти

«Весёлый-грустный»

Показать ребёнку разноцветные карточки с наклеенными на них изображениями воздушных шаров, салютов, дождя, больного человека, лошади, солнца, разбитой чашки и т. д. затем спросить его, какие эмоции вызывает та или иная картинка? Нравится ли ему цвет картинки, фон? Задача взрослого – вовлечь ребёнка в активный процесс восприятия, в который сознательно включается эмоциональный фактор, что способствует долговременной памяти.

«Четвертый лишний»

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

• Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:

-радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

-грусть, обида, вина, радость;

-трудолюбие, лень, жадность, зависть;

-жадность, злость, зависть, отзывчивость.

• В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

-грусти, огорчается, веселиться, печалиться;

-радуется, веселиться, восторгается, злиться;

-радость, веселье, счастье, злость;

«Снежки»

Цель: развитие эмоциональной памяти.

Мысленно поиграем в снежки.

Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?

Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.

Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.

Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

Игры на развитие образной памяти

Зрительная память

«Опиши предмет»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности.

В эту игру можно играть где угодно — на прогулке, в групповой комнате, дома. Вместе с ребенком выбираем знакомый вам обоим предмет, человека, машину, продукт питания и т. д. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.

«Фотоаппараты»

Цель: развитие зрительной памяти.

Ребёнку в течении 5 секунд показывают карточку с изображением, затем убирают её. Попросите его показать, что на ней было изображено. Если ребёнок затрудняется ответить, задайте ему наводящие вопросы: сколько, какого цвета и т. д.

«Запомни и запиши цифры»

Цель: развитие зрительной памяти, мелкую моторику.

Взрослый показывают ребёнку карточку с цифрами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить как они идут по порядку. Затем карточка убирается, а ребёнок должен назвать или написать увиденные цифры в заданном порядке.

«Пуговица»

Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.

Материал: игровое поле, пуговицы

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Слуховая память

«Запомни слова»

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, словарного запаса.

Взрослый медленно и чётко называет слова, знакомые ребёнку в этом возрасте и доступные ему для повторения, детям 5 лет – 6-7 слов. Играющие должны повторить их в этом же порядке. Пропуск слов или их перестановка не допускается. На начальном этапе для облегчения процесса запоминания подбираются слова, связанные по смыслу (например, лето, прогулка, купание, игра, мячик, солнце, затем абсолютно разные.

«Постучи, как я»

Цель: развитие слухового внимания и памяти.

Взрослый предлагает ребёнку прослушать не сложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.

«Любимые животные»

Цель: развитие слуховой памяти.

Взрослый читает несколько стихотворений о животных. Затем ребёнок должен пересказать содержание каждого из них. Если эта игра проводится с группой детей, тогда каждый ребёнок пересказывает по одному стихотворению. Для игры хорошо подходят стихи А. Л. Барто.

«Я положил в мешок»

Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и груши». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя, и так далее.

Осязательная память

«Чудесный мешочек»

Цель: закрепить названия объемных геометрических форм, развивать у детей умения на ощупь определять объемную геометрическую форму.

Ход игры: предложить детям узнать на ощупь объемные формы лежащие в мешочке, называя признаки форм. Например: у куба — 8 углов и 6 сторон.

Усложнение: по указанию воспитателя выбрать конкретную форму и ее сопоставить с объектами окружающего мира. Например: «Достань из мешочка трехгранную призму. Какие предметы природного и рукотворного мира имеют такую же форму?»

«Нарисуй, что у тебя в руках».

Цель: развитие осязательной памяти.

Оборудование: вырезанные из картона различные формы.

Ход игры: предложить детям зарыть глаза и ощупать одну из форм, лежащую в мешочке, описать ее. Фигуру убрать, а ребенок должен по памяти нарисовать то, что он запомнил.

«На что похожа?»

Цель: развитие осязательной памяти, вариативности воображаемого образа.

Оборудование: кусочек меха, шерсть, кожа, бумага…

Ход игры: дать детям почувствовать прикосновение какого-либо материала и пофантазировать — что это может быть? Например: положить на детскую ладошку кусочек меха; предполагаемые ответы — вата, пух, мягкая игрушка, шерсть кошки и т. д.

«Жмурки».

Цель: уметь узнавать на ощупь друг друга, учить ориентироваться в пространстве.

Ход игры: выбирается среди детей «жмурка», который, с завязанными глазами, ловит бегающих детей. Поймав ребенка, он должен узнать его на ощупь по одежде. Если отгадывает — «жмуркой» становится другой ребенок.

Усложнение: отгадывание происходит по рукам, по волосам ребенка.

Обонятельная и вкусовая память

«Что приготовил повар на обед?»

Цель: развитие обоняния, вкуса.

Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т. д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.

«У самовара…»

Цель: развитие вкусовых качеств у детей и обоняния.

Оборудование: чай из мяты, душицы, чабреца.

Предшествующая работа: познакомить детей с лекарственными травами — мятой, душицей, чабреца.

Ход игры: 1 этап — предложить детям чай из знакомых трав на пробу.

2 этап — ребенок выбирает понравившийся чай по запаху и вкусу и называет, из какой он травы.

«Поможем обезьянке».

Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное — несъедобное.

Оборудование: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.

Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.

Словесно — логическая память

«Поймай мяч — подари слово»

Цель: развитие словесно-логической памяти, внимания, образного мышления.

Оборудование: мяч

Ход игры. Игра проводится с группой детей. Дети стоят по кругу.

Мяч у одного из детей, который начинает игру, он передает мяч рядом стоящему и называет какое-либо слово, которое каким-то образом связано с этим ребенком. (например: гимнастика — так как девочка занимается гимнастикой или почемучка так как ребенок задает много вопросов и т. п.)

Всем детям, по очереди необходимо придумать слово и «подарить» его рядом стоящему, по кругу. После того как мяч оказался у того ребенка, который начинал игру, мяч пускаем против часовой стрелки, и игра усложняется, так как надо вспомнить слово, подаренное соседу не самим ребенком, а другим игроком. После того как мяч прошел весь круг против часовой стрелки, правила игры еще более усложняются. Ребенок, начинавший игру, кидает мяч кому захочет, а тот, поймав мяч, называет слово, которое подарили игроку, кидающему мяч. Затем другой ребенок кидает мяч кому захочет, и поймавший называет слово кидавшего мяч.

«Пары картинок».

Цель: развитие смысловой памяти

Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин. Уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки назвал те которые убраны.

«На что похоже»

Цель: развитие словесно-логической памяти образного мышления, внимания детей.

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Ведущий предлагает запомнить 10 слов глядя на одного, выбранного самими детьми ребенка. Можно использовать части тела, одежду, пуговицы, карманы, складки, узоры, пряжки, застежки, заколки и т. п. Например: детям предлагается такой список слов: павлин, ромашка, клубника, дорога, чемодан, поросенок, тарелка, окно, холодильник, песня. Далее ведущий называет по очереди слова, а дети смотрят на внешний вид выбранного ребенка и пытаются связать с ним названное слово. Если с первого раза у детей не получилось, то ведущему необходимо помочь детям наводящими вопросами. Например: «На какой цветок похож воротник у девочки? (ромашка)».»А губки красные как что?» (клубника)»,У пуговицы 2 дырочки как носик у кого? (поросенка)»,»А лицо круглое как что (тарелка)» и т. п. После того как дети разместили все 10 слов на выбранном ими ребенке, дети, глядя на ребенка, пытаются воспроизвести весь ряд предложенных слов.

«Каскад слов»

Цель: развитие словесно-логической памяти, внимания, произвольности запоминания.

Оборудование: список из слов от 1 до 10 знакомых и понятных детям, но между собой логически не связанных.

Предварительная подготовка: заранее подготовить несколько списков из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположить их необходимо так:

1. Солнце

2. Дом, кот

3. Петух, пень, пила

4. Собака, луна, река, линейка

5. Стол, пень, вода, свеча, школа.

6. Линейка, машина, брат, мел, птица, хлеб.

7. Чайка, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын.

8. Дерево, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед.

9. Шар, яблоко, шапка, морковь, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки.

10. Гора, река, ягоды, сумка, санки, пила, дети, покрывало,яблоко, мыло.

Ход игры: игра проводится с одним ребенком. Предложить ребенку повторять слова за читающим. Начинать необходимо с одного слова, затем два слова, три слова и т. д. Ребенок должен повторять обязательно в той же последовательности в которой читающий представил ребёнку (интервал между словами 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитывают ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов). Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то следует переходить к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

Источник