Дидактическая кукла в развитии речи ребенка
Учитель-логопед, МАДОУ «Детский сад №20 «Родничок» комбинированного вида», Московская область п. Шаховская
Кукла «Ягуша — говоруша» является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием. Применение данного дидактического пособия позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка-дошкольника. Обучение происходит в игровой форме. Ягуша — говоруша вызывает у детей огромный интерес: красочная, большая и необычная, она надолго привлекает внимание ребенка. Разнообразие манипуляций с куклой, неожиданные сюрпризные моменты от «Ягуши» являются стимулом для развития познавательной активности детей.
Описание.
Логопедическая кукла «Ягуша-говоруша» представляет собой мягконабивную тканевую куклу ростом 50 см. на проволочном каркасе. Кукла находится на подставке и опирается на ступу. Для создания пособия были использованы ткань различной плотности и текстуры, тесьма, кружева, пряжа, нитки, синтепон, чулочные элементы, пластиковые бутылки различного диаметра, ленты-липучки, кнопки, картон, клей. На кукле неснимающиеся блузка, юбка и сапожки, съемные жилет и меховая накидка.
У куклы есть свой гардероб, который она может надевать в зависимости от целей занятия: двусторонние накидка и юбка на липучке (на юбке съемная тесьма), парик, шляпка.
В сумочке и ступе хранится разнообразный дидактический материал, предназначенный для развития мелкой моторики, а также сенсорики, счёта, речи: разноцветные бельевые прищепки (тугие и слабые), кукольная одежда из фетра, разноцветные цветочки, согласные и гласные буквы из фетра, божья коровка, жучок, зеркало-солнышко, резинки и крабики для волос). На ступе нашиты разноцветные липучки, на сумочке с обеих сторон развивающие элементы для индивидуальной работы с детьми. На подставке травка и камешки из фетра.
Функции логопедической куклы:
• игровая;
• дидактическая;
• развивающая.
Цель дидактической игрушки:
Развивать речь дошкольников как средство общения через использование элементов игровой деятельности.
С помощью игрушки решаются следующие коррекционно—развивающие задачи:
- формирование артикуляционных укладов, постановка и автоматизация звуков;
- активизация, уточнение и обогащение словарного запаса;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие диалогической и монологической форм речи;
- обучение началам грамоты;
- развитие интонационной выразительности речи;
- совершенствование мелкой моторики;
- формирование сенсорных способностей;
- развитие психических процессов.
Целевая аудитория.
Пособие предназначено для использования в совместной деятельности с детьми в возрасте от 5 до 7 лет, имеющими нарушения речи.
Области применения пособия:
• организация дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых, театрализованных игр;
• совместная деятельность детей и взрослых подгруппами и в группе;
• индивидуальная работа с детьми;
• сюрпризные моменты.
Методические рекомендации к работе с дидактической куклой «Ягуша-говоруша».
Кукла участвует в ОД в самых различных ролях. Логопед может придумывать кукле особые черты характера, которые будут соответствовать его целям. Она может быть доброй или злой, ученой или необразованной и так далее. Ягуша часто «приходит» на занятия с различными заданиями, иногда она — просто гость, а дети показывают, что умеют делать.
На занятии кукла может выполнять разные функции:
1. Кукла, управляемая педагогом, обращается к детям или говорит вместе с ними.
2. Кукла, управляемая ребенком, говорит с другими детьми.
3. Педагог общается с куклой, а дети слушают и наблюдают.
4. Ребенок общается с куклой, остальные слушают.
5. Круговой полилог: дети сидят в кругу, кукла спрашивает каждого.
6. Педагогом совместно с детьми разыгрываются сценки с участием нескольких кукол.
Итак, кукла может стать как участником тематического ролевого диалога, так и просто добрым помощником в проведении занятий. При этом она хвалит, помогает, жалеет, поддерживает, предлагает, провоцирует, исправляет, критикует, делает ошибки, шутит, смеется, удивляется, учится вместе с ребенком.
Куклу можно использовать для выполнения практически любых задач. Например, она с удовольствием послушает, как дети рассказывают стихи, пересказывают сказки, поучаствует в создании описательных рассказов. Она является прекрасным собеседником в диалоге, причем голос ее меняется в зависимости от обстоятельств. Куклу можно использовать также и при формировании лексико-грамматической стороны речи: например, учить выстраивать деформированную фразу (правильно ли сказала Ягуша?), находить ошибки в речи персонажа, называть предметы, подбирать обобщающие слова, составлять предложения.
Дети охотно отвечают на различные вопросы куклы, многократно повторяют речевой материал, необходимый для закрепления. При озвучивании речи куклы произнесение вызываемых или автоматизируемых звуков утрируется, что, безусловно, помогает воспитанникам совершенствовать свои речевые навыки.
Очень важно то, что дети учатся говорить с разной интонацией, непроизвольно беря пример с озвучивающего Ягушу взрослого, учатся выражать свои чувства и эмоции.
В своей сумочке или в ступе она может приносить на занятие предметные картинки на разные звуки, на дифференциацию звуков, цифры, карточки с заданиями, пособия для звукового анализа, мелкие игрушки, призы для детей за хорошие ответы.
При необходимости на руки Ягуши быстро прикрепляется небольшое наборное полотно с кармашком для демонстрации букв, цифр, картинок.
При помощи данного пособия можно проводить как целые занятия, так и отдельные фрагменты: например, ввести куклу только для того, чтобы дать задание. Чтобы интерес детей не угасал, меняется одежда, надевается парик, затем делается перерыв в использовании. После перерыва она опять «встречается» с ребятами и воспринимается детьми как старый добрый друг.
Вот Ягуша-говоруша,,
Интересная игрушка!
Можно с нею поиграть,
И одежду ей менять.
Можно буквы изучать,
Даже слоги почитать.
А у куклы сумка есть,
Вызывает интерес.
Эта сумка не простая,
А волшебная, все знают.
Стоит зеркальце достать,
С язычком начнем играть.
В кабинете логопеда
Ждет игра вас и беседа.
Кукла будет всех учить,
Как красиво говорить.
Варианты некоторых игр с куклой.
Д/и «Солнышко».
Цель: развитие артикуляционной моторики; формирование направленной воздушной струи.
Логопед говорит, что у Ягуши есть волшебная сумочка, на ней все предметы оживают. Логопед предлагает ребенку «разогнать» тучи на небе, подув на них. В результате тучки «испугались», вышло солнышко (появляется из сумочки зеркальце-солнышко), крепится в руках у Ягуши на липучки и ребенок, глядя в него, «играет с язычком» (выполняет артикуляционные упражнения).
Д/и «Божья коровка».
Цель игры: развитие направленной воздушной струи.
На цветочек на ступе логопед сажает божью коровку и предлагает ребенку подуть на нее, чтобы божья коровка отправилась в полет.
Д/и «Отправь самолет в полет»
Цель игры: закрепление правильного произношения звука Р (или Л).
Ребенок «отправляет в полет» самолетик на сумочке, а пока тот летит, преодолевая различные препятствия, его мотор гудит: Р-Р-Р или Л-Л-Л (в зависимости от целей игры).
Д/и «В травке»
Цель игры: закрепление правильного произошения звука Ж (или З).
Логопед предлагает ребенку прогуляться вместе с жучком по свежей травке, а пока тот ползет, он поет песенку: Ж-Ж-Ж или З-З-З (в зависимости от целей игры).
Д/и «Маленькая хозяйка»
Цель игры: закрепление обобщающего понятия «одежда»; уточнение, активизация и обогащение словаря по теме; согласование существительных с числительными; практическое употребление порядковых числительных; развитие мелких движений пальцев рук.
Логопед предлагает ребенку посушить на веревке предметы одежды, заодно уточняются названия одежды и ее частей, смысл устаревшего слова «заплатка». В игре формируется понятие «пара» (пара варежек, пара носков). Взрослый и ребенок вместе проговаривают последовательность ухода за одеждой (стирка-сушка-глажка-складывание на полку/вешание в шкаф). Можно предложить ребенку пересчитать, сколько предметов он повесил (одна варежка, две варежки…), а затем показать нужную цифру. Если ребенок недостаточно хорошо знает цифры, для закрепления устного счета он может отсчитать такое же количество бусинок. Затем взрослый спрашивает, на каком по порядку носке (или варежке) пришита заплатка.
Д/и «Скажи правильно»
Цель игры: формирование слоговой структуры слова.
Логопед предлагает ребенку произнести трудное для него слово по частям и говорит, что волшебная сумочка Ягуши ребенку в этом поможет. Ребенок проговаривает слово, одновременно на шнурке на сумочке откладывает на каждый слог одну бусинку. Затем бусинки подсчитываются.
Д/и «Цветной хоровод»
Цель игры: развитие цветовосприятия, закрепление знаний основных и оттеночных цветов; практическое употребление предлогов «около», «между».
Логопед предлагает ребенку украсить ступу Ягуши яркими цветочками, подобрав к липучке цветочек такого же оттенка. В ходе игры ребенок называет цвета и проговаривает, куда он размещает цветок («Желтый цветок я приклею между белым и красным… Зеленый цветок я приклею около синего…»)
Д/и «День рождения у Кащея»
Цель игры: развитие мелкой моторики.
Логопед говорит, что Ягуша собралась на день рождения к Кащею, и предлагает ребенку нарядить ее и сделать прическу. Ребенок может поменять одежду, украсить одежду тесьмой, надеть парик и заплести косы или сделать хвостики. Волосы можно украсить крабиками.
Д/и «Знакомимся с буквами»
Цель игры: знакомство детей с новой согласной (гласной) буквой.
Логопед предварительно надевает на куклу синий наряд (если буква согласная) или красный наряд (если буква гласная). На занятии новую букву достают из ступы (или сумочки) и крепят на ладони Ягуши либо на наборном полотне. Уточняется характеристика буквы.
Д/и «Читаем слоги»
Цель игры: обучение детей слогослиянию.
Логопед предлагает вместе с Ягушей поучиться читать (либо Ягуша поучит детей читать) и прикрепляет на ладонях Ягуши или на наборном полотне буквы. Далее группа вместе со взрослым читает получившийся слог.
Д/и «Замени букву»
Цель игры: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
На наборном полотне выложено из букв слово. Логопед говорит, что это слово собрала Ягуша, но ошиблась в одной букве (например, вместо слова КОЗА получилось слово КОСА), и предлагает детям найти и исправить ошибку.
Источник
Доклад на тему:
«Кукла в речевом развитии ребенка»
Немецкий философ и историк Освальд Шпенглер говорил: «Ребенок начинает говорить еще задолго до того, как произнесет первое слово», а японская мудрость гласит: «Мысль человека находится на кончиках пальцев».
В связи с этим, хочется отметить, что, игрушка во все времена занимала важное место в народной культуре. Куклы существуют почти столько же, сколько существует человек. По крайней мере, появились они давным-давно. Так, самая старая кукла была создана еще 35 тысяч лет тому назад на территории современной Чехии. Известно также, что особым почтением куклы пользовались в Древнем Египте и Древней Греции.
Изготовление кукол имеет давнюю традицию. Их изготавливали в качестве идолов, оберегов, часто придавая им особенный, даже мистический смысл.
Л.Г.Гребенщикова выделяет отдельные исторические этапы в использовании кукол:
- в магических целях;
- для трудового обучения;
- позже для театральных постановок;
- для игры.
Этапы современного использования кукол:
- познание мира ребенком;
- средство коррекции.
В последние годы игровые методы более активно используются в педагогике и психотерапии, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дети лучше усваивают не только знания, но и умения. Кроме того, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать трудности.
Метод воздействия на ребенка с помощью куклы, в целях компенсирующего обучения, хотелось бы четко отделить от куклотерапии. В связи с этим позволю себе некоторое отступление.
Существует много мнений о сути куклотерапии. Суммируя их, можно определить ее как «раздел частной терапии, использующий, в качестве основного приема психокоррекционного воздействия, куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого». Из этого следует, что, куклотерапия прерогатива исключительно психотерапевтов, людей, имеющих медицинское образование. И, что не мене важно, куклотерапия содержит 3 важных этапа:
- изготовление куклы (причем кукла должна быть изготовлена вручную самим ребенком от начала до конца);
- обучение вождению куклы (кукольная аэробика, при которой ребенок должен научиться «водить» куклу, передавая через нее свои эмоции (т.е. отождествлять себя с ней), а не быть при этом актером);
- разыгрывание спектаклей.
Эти этапы достаточно сложны для исполнения детьми до 8 лет, поэтому хотелось бы оградить педагогов, работающими с дошкольниками от ошибок. Работая с куклой педагогу целесообразнее заменить термин «куклотератия» на «игровой коррекционный метод работы» с детьми в каком-либо направлении.
В настоящее время наблюдается рост числа детей, чье развитие отстает, в той или иной степени, от возрастной нормы. Для таких детей характерны:
- сниженный объем памяти;
- отставание словесно-логического мышления, в то время как наглядно-образное нарушено гораздо меньше;
- значительное отставание от нормы речевого развития.
Как следствие: интеллектуальные функции формируются с опозданием. Такие дети имеют в анамнезе гипоксию, вегето-сосудистую дистонию, синдром гиперактивности, расторможенность и др. Развитие таких детей, чаще всего, идет в индивидуальном направлении, и, не все дети имеют возможность делать «как надо», делать «как все». Отметим также, что проблема коррекции эмоционально-личностного развития особенно актуальна в отношении детей имеющих отклонения в психоречевом развитии, а также детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.
Обучение дошкольника происходит в игре. Сделать игру наиболее интересной помогает кукла. Метод работы с куклой — средство достижения основной цели: развить речь дошкольника, творческое воображение, мышление, научиться регулировать свое поведение. С помощью метода работы с куклой для коррекции речи, можно решить следующие проблемы:
- Диагностика. Играя с куклой ребенок более раскрепощен, это дает более четкие представления о характере речевых нарушений. При этом, сам ребенок ответственности за сказанное не несет – эту роль за него выполняет кукла. Игра ребенка при этом является его языком, а игрушка – словами (на этом этапе предлагается использовать красивую куклу, пальчиковые куклы);
- Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции (используются любые театральные куклы);
- Социализация. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия (используются любые виды кукол);
- Развитие коммуникативных навыков (целесообразны марионетки, пальчиковые, мимирующие, петрушечные куклы);
- Развитие самосознания (любые виды кукол);
- Развитие грубой и мелкой моторики (использование кукол – марионеток);
- Разрешение внутренних конфликтов (ростовые куклы до 1,5м высотой).
Одним из значимых педагогических условий для развития речи детей младшего дошкольного возраста является использование метода работы с куклой. Это расширяет кругозор ребенка, улучшают звукопроизношение, помогает заговорить. Игра для ребенка является тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Возможности метода работы с куклой позволяют решить разные важные коррекционные задачи. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.
Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребенку. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к своей собственной речи.
Главная задача куклы – обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».
Эти средства позволяют в непринужденной обстановке проводить занятия, развивая все стороны речевого и психического развития ребенка. Профессиональный воспитатель, логопед или психолог может превратить игрушку в уникальное средство своей практической и исследовательской деятельности. С этой целью используются куклы – говорушки. С помощью кукол – говорушек педагог вместе с детьми разыгрывает сказку в ролях, что позволяет решить разные важные коррекционные задачи. Помогают ребёнку формировать речь, пополнять словарный запас, развивать артикуляционный аппарат. Для проведения артикуляционной гимнастики, движения органов речи и развития звукопроизношения широко используется артикуляционная кукла. У детей появляется мотивация вновь присутствовать на занятиях, участвовать в интересных заданиях с использованием любимых кукол.
Главным принципом достижения эффективности при использовании метода работы с куклой является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей.
Целенаправленное, систематическое использование метода работы с куклой на фронтальных занятиях, в свободной деятельности детей, на индивидуальных занятиях позволяет значительно расширить круг знаний об окружающем мире, активизировать развитие речи и в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы, укрепляют связь ребёнок – педагог.
Проработав в разных коррекционных учреждениях компенсирующего вида (детский сад для детей с нарушением зрения, дом ребенка для детей с поражением ЦНС и нарушением психики, логопедический детский сад) хочу поделиться некоторыми приемами использования кукол в работе с детьми.
- Куклы – пеленашки использовались мною для детей, дома ребенка, родители которых были лишены родительских прав. Дети, уже познавшие семейные отношения, очень скучают, с трудом адаптируются в среде детей с рождения попавших в дом ребенка. Таким детям изготавливали личных кукол, чтобы помочь освоиться в незнакомой обстановке. Хотя таких кукол всегда готовили много, т.к. особенность этих детей такова, что если у кого-то есть особенная игрушка, то обязательно такую захотят все.
Куклу – пеленашку делали и в группах для детей 1 года жизни, пеленая пластиковую бутылку с водой комфортной температуры, подкладывая в кроватку во время сна. Ребенок, отлученный от матери, ощущая тепло, легче адаптируется к новым условиям, меньше болеет.
- Куклы – мотанки — это одна из самых древних известных кукол. Все ее компоненты готовятся заранее, поскольку во время изготовления ее нельзя колоть или резать. Считалось, что кукла может обидеться. Эта кукла была призвана защищать ребенка от всего дурного, т.е. это кукла – оберег. Ее передавали по-наследству. Для молодой женщины, вышедшей замуж, изготавливали куклу – мотанку зернушку. Она символизировала достаток, плодородие, рождение детей. Кроме того делали кукол – травниц, которые могут использоваться как лечебное средство. По сути — это аналог современных сашэ.
- Работая с детьми, всегда использую кукол пальчиковых театров, разновидностей которых великое множество.
- Очень интересен, на мой взгляд, театр кукол на чашках. Для них я использую одноразовые стаканчики или чашки для кофе, у которых есть ручка для «вождения» куклы, что требует большей мобильности мелкой моторики рук. Эти куклы могут быть изготовлены самими детьми. Можно нарисовать только голову, или всего персонажа и приклеить к чашке в технике декупажа. Аналогично используется кукла на ложке. Это может быть ложка деревянная или пластиковая. Эти куклы хороши тем, что не требуют много места для хранения.
- Эффективно использовать их в работе с детьми с ДЦП. Поскольку им трудно удерживать предметы в руке пальцами, их можно просто надеть на руку.
- Перчаточный театр хорош тем, что при своей условности, дает детям возможность выбора черт характера, поведения, мимики, жестов и других средств для выбранного персонажа.
- Движущиеся игрушки по типу Петрушки, зайца или мишки «дергунчика» можно использовать как сюрпризную куклу для стимуляции речевой активности. Я очень любила их использовать во время работы с детьми первого года жизни в доме ребенка. Истинное удивление неизменно рождало голосовые реакции. Для детей постарше, для обучения рассказыванию хорошо использовать движущиеся богородские игрушки, или их картонные аналоги.
- Куклы марионетки требуют от детей большого мастерства в обучении куклы движениям.
- Для социализации детей хорошо использовать куклу с квартирой. Ребенок рисует куклу сам, или использует готовую, подходящего размера. В альбоме или тетради склеиваются два листа, после того, как на нижнем будут нарисованы атрибуты, например: вазы, различная посуда и т.д., а в верхнем прорежутся прорези для шкафчиков, дверей и другие движущиеся предметы интерьера. Такая игра показана детям, воспитывающимся в сиротских учреждениях. Надеюсь, что мой опыт работы с куклой поможет в работе и Вам.
Желаю успехов!
Источник