Дидактическая игра по речевому развитию ребенка в картинках
Елена Ладыгина
Дидактическая игра по речевому развитию «Энциклопедия в картинках»
Цель:
Развивать у детей мышление, логику, грамматический строй речи, связную речь.
Форма работы:
индивидуальная, парная.
Возраст:
6-7 лет.
Оборудование:
карточки с цветными картинками (неваляшка, матрёшка, лошадь, обезьяна, диван, стол, мухомор, вишня, пчела, бабочка, снегирь, лебедь).
Ход игры:
1 вариант (форма игры – индивидуальная):
Взрослый выкладывает перед ребёнком карточку с цветной картинкой. Ребёнок должен описать предмет, изображённый на картинке, используя в речи существительные, прилагательные, словосочетания, простые и сложные предложения. Описание должно быть подробным, похожим на статью в энциклопедии. Например: карточка, на которой изображена матрёшка. Описание: Матрёшка – это деревянная расписная игрушка. Обычно это женщина в сарафане и платке. Матрёшка состоит из двух частей: верхней и нижней. В самую большую матрёшку вкладываются матрёшки меньшего размера. Матрёшка всегда красиво раскрашена в яркие цвета. И т. д.
2 вариант (форма игры – парная):
Взрослый выкладывает перед двумя детьми карточку с цветной картинкой. Один ребёнок должен описать предмет, изображённый на картинке, используя в речи существительные, прилагательные, словосочетания, простые и сложные предложения. Описание должно быть подробным, похожим на статью в энциклопедии. Когда ребёнок закончил описание картинки, второй ребёнок добавляет описание. Затем дети меняются ролями.
Публикации по теме:
«История возникновения города Орла в стихах и картинках»
Это авторское методическое пособие в виде презентации, знакомит детей с историей возникновения родного города. Существует несколько исторических.
Дидактическая игра «Кто что ест?»
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения Цель: — познакомить,.
Дидактическая игра.
Дидактическая игра,Нарисуй картинку с помощью кружков”. Цель: Учить детей изображать различные предметы из частей круглой формы. Развивать.
Дидактическая игра «Кто что ест»
Дидактическая игра «Кто, что ест». Цель: • Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные; • Развивать мышление,.
Дидактическая игра по ПДД «Да или нет»
Дидактическая игра «Да или нет» по ПДД для детей 5-6 лет. Цель: закрепить знание детьми правил дорожного движения, правил поведения в общественных.
Картотека «Приметы погоды» в картинках и стихах
Предлагаю вашему вниманию картотеку по приметам погоды. Надеюсь вам понравится и пригодится в работе с дошколятами. Эта картотека подойдет.
Дидактическая игра по ПДД
С самых юных лет ребенок должен знать, как и когда можно переходить дорогу. Как нужно вести себя возле проезжей части. Для этого мамы и папы.
Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 3). Итоги
Уважаемые коллеги, хотелось бы ещё раз обратиться к пособию для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках». О нём уже ранее шла.
Тематическое мероприятие для детей среднего возраста «Красная книга Тверской области в загадках и картинках»
МБДОУ «Погорельский детский сад» С. Погорелое Городище Зубцовского района Тверской области Тематическое мероприятие «Красная.
Занимательная арт — игра: Детская энциклопедия!
Цель: повышать осведомленность об окружающем мире, развивать умение классифицировать предметы и обобщать. Инструментарий: лист бумаги А4,.
Источник
Дидактические игры своими руками
по развитию речи для детей 4-7 лет
Дидактическая игра «Времена года»
Данная игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет.
Цель игры:
способствовать уточнению и расширению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе, развитию связанной речи, воспитывать интерес к познавательной и игровой деятельности. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Дидактическая игра «Времена года» имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.
Материал:
4 картинки, изображающие времена года, и разрезные карточки с приметами времен года.
Игре обязательно должна предшествовать беседа.
Например:
Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник — Новый год.
Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Весной празднуем всеми любимый праздник — это 8 марта
Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы, и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.
Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Становится прохладнее. Поспевает урожай овощей. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник — день знаний.
Игровая задачазаключается в том, чтобы положить карточки с приметами времени года в окошечки соответствующей карты и объяснить свой выбор.
Правила игры:
Большие карты выдаются участникам игры. Маленькие карточки раскладываются на столе. Дети по очереди берут по одной карточке и смотрят, подходит ли эта карточка для большой карты, есть ли такая примета у данного времени года. Если нет, маленькую карточку необходимо положить обратно на стол. Выигрывает тот, кто первым закроет все окошечки. Игру можно использовать как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности детей.
Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Дидактическая игра
«Уборка в комнате: расставь по полочкам»
Цель игры:
способствовать развитию логического мышления, памяти, речи, умению обобщать, обосновывать.
Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов. От ребенка требуется найти группу похожих предметов, прежде всего по назначению, и расставить их по нужным полочкам.
Материалы: коробка в форме шкафчика с полочками и разрезные карточки с предметами.
Ход игры: Раскладываем на столе карточки с нарисованными предметами в беспорядке. Предлагаем ребенку сделать уборку. Нужно расставить предметы по полочкам в соответствии с их назначением и назвать группу (одежда, посуда, игрушки, обувь, бытовая химия, медицинские принадлежности).
Дидактическая игра
«Карлсон в гостях»
Целью игры:
закрепление в речи детей употребление относительных имен прилагательных и способа их образования, активизация словаря прилагательных.
Материалы: Большая карта с Карлсоном и Малышом и маленькие карточки с изображением угощений (варенья, конфет, сока).
Ход игры:
Дети поочередно берут маленькие карточки и называют угощения.
Например:
Представьте, что к нам в гости прилетел Карлсон. Он великий сладкоежка, и нам нужно его чем-нибудь вкусненьким угостить.
Чем мы угостим Карлсона? Вареньем! Варенье какое? Банановое (апельсиновое, клубничное и так далее — кладем нужную карточку).
Еще чем угостим Карлсона? Конфеткой! Конфета какая? Банановая (апельсиновая, клубничная и так далее).
… Соком. Сок банановый, апельсиновый, клубничный.
Дидактическая игра
«Мой, моя, моё, мои»
Цель:
упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; обогащение словаря путем подбора слов; обучение детей согласованию существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.
Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами.
Материалы: Большие карты в количестве четырех и маленькие карточки с предметами
На картах изображен Ежик с яблоком и маленькие карточки с изображением предметов
Ход игры:
Карточки размещаются на специальном поле, отдельным для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор. Детям предлагается положить картинки на окошечки в яблоках под названием «Мой, моя, моё, мои».
Обязательно при этом проговаривать, к примеру: «рыбка моя».
Дидактическая игра
«Он, она, они, оно»
Цель:
упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; обогащение словаря путем подбора слов; обучение детей согласованию существительных с местоимениями он, она, они; а также фомировать у детей умение различать род притяжательных местоимений мой, моя, мои.
Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами
Детям предлагается разложить картинки в домики под названием «Он», «Она»,»Они». Картинки про которые можно сказать «мой» ребенок кладет в домик под названием «Он», картинки про которые можно сказать «моя» — в домик «Она», «моё» — «Оно».
Дидактическая игра
«Звуковые часы» (чем отличаются слова).
Разобраться и понять, что одна единственная буква может изменить значение всего слова поможет данная дидактическая игра.
Эта игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками
Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Цель:
закреплять, уточнять и активизировать знания детей о звучащем слове
Игровой материал: пособие «Звуковые часы» большого размера и карточки с предметами.
Вариант 1. (для детей 4-5 лет)
Правила игры:
1.Произнести названия изображенных предметов.
2.Найти два слова–названия, сходные по звучанию и указать на них стрелками часов.
3.Отыскать два слова –названия, не сходные по звучанию и указать на них стрелками часов.
4. Найти два коротких слова, указать стрелками, и наоборот –два длинных слова.
5. Отыскать два слова –названия, начинающихся на один и тот же звук.
Вариант 2. (для детей 4-7 лет)
Правила игры:
1.Выделить и назвать первый и последний звук в названиях картинок.
2.Назвать сначала те картинки, которые начинаются со звонких согласных, потом — с глухих.
3.Определить какой первый и последний звук в названии картинки: твердый или мягкий согласный, гласный.
4.Подобрать слова, начинающиеся с того же звука, что и название картинки, на которую указывает маленькая стрелка.
5. Подобрать слова, оканчивающиеся на те же звуки, что и название картинки, на которую указывает маленькая стрелка часов.
6.Придумать фразы, состоящие из двух, трех и четырех слов, обязательно включая названия тех картинок, на которые показывает маленькая стрелка часов.
Дидактическая игра «Угадай слово»
(ребусы для дошкольников)
Прочитай по первым буквам — очень веселая и занимательная, и при этом развивающая навыки чтения игра для детей 5-6 лет. Это самые простые ребусы. Игра развивает память, внимание, логическое мышление, фонематический слух. Игра закрепляет умение выделять первый звук в слове и записывать его с помощью буквы, навык чтения, звукобуквенный анализ.
Цель:
упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении слов, способствовать развитию фонематического слуха.
Игровой материал: карточки с картинками, набор букв и условных обозначений (квадраты синего, зеленого и красного цвета)
Дидактическая задача:определив первый звук в названии каждой картинки, отгадать слово и прочитать его (выложить слово условными обозначениями и буквами)
Ход игры:
Дети разгадывают слово, определяя первый звук и выкладывают слово условными обозначениями и буквами.
Дидактическая игра
«Угости зверят»
Цель:
упражнять в делении слов на слоги, в нахождении длинных и коротких слов (формирование представления о слоговом составе слова).
Игровой материал: Три большие карты, на которых изображена ель, береза и куст, карточки с картинками.
Ход игры:
Воспитатель предлагает:
1.положить слова-лакомства для лесных жителей под кустик, елку и березу. Под кустиком нужно положить слова, состоящие из одного слога, под елкой слова, состоящие из двух слогов, а вот под березой слова – из трех слогов.
Для этого нужно определить количество слогов (частей) в слове.
Дети: Яблоко. В слове яблоко три слога. Первый слог – ЯБ. Я его положу под березу (можно прохлопать слово).
2.Назвать самое короткое слово. Найти самое длинное слово
Дидактическая игра
«Слоговые часики»
Это интересная, занимательная игра для детей 5-7 лет, развивающая навыки чтения. Игра развивает память, внимание, логическое мышление, фонематический слух. Игра закрепляет умение выделять слоги в слове и способствует развитию звукобуквенного анализа слова.
Цель:
упражнять в составлении слов из слогов;
Игровой материал:пособие«Слоговые часики»
Правила игры:
С помощью слогов участники игры образуют слова, которые зашифрованы в пособии и устанавливают на них стрелки (нужно к одному слогу прибавить другой слог, так мы получим слово).
Слоги: КО- ПА — РА -СА -ТЫ — ЛА — ЗА — ЛИ
В результате получаем слова: лиса, Лиза, липа, коза, кора, коса, коты, пара, Лара
Дидактическая игра
«Волшебный круг»
Цель:
упражнять в определение первого звука в слове, способствовать развитию фонематического слуха. Продолжать расширять словарь детей за счет употребления качественных, притяжательных и сложных прилагательных. Продолжать упражнять в образовании разных степеней сравнения прилагательных, наречий и употреблении существительных в творительном падеже.
Игровой материал:пособие «Волшебный круг»
Правила игры:
Пособие состоит из четырех вращающихся колес. На первом круге – детеныши. на втором – мамы детенышей, на третьем–дом (жилища), –на четвертом- части тела животных: хвосты, лапки , шерстка.
Дети вращают колесо и находят мамам их детенышей, дом, определяют части тела животного, таким образом, отвечают на вопросы : Кто с кем? Где живут? Чей Дом? Что это за часть тела? Чей хвост? Чьи лапы?
Ответы детей: Лисенок с лисой живут в норе. Лисья нора ,лисий хвост
В:-А если у лисы длинный хвост, значит, она какая? — длиннохвостая
В:-А если у зайца короткий хвост, значит заяц какой? — короткохвостый
В:-Волчий хвост длинный, а лисий хвост еще ……длиннее, более…. длинный
В:-У медведя хвост…..маленький, а у зайчишки хвостик еще ….меньше.
Источник