Дидактическая игра как средство всестороннего развития личности ребенка

Дидактическая игра как средство всестороннего развития личности ребенка thumbnail

«Дидактическая игра, как средство всестороннего воспитания личности ребенка»

Умственное воспитание. Содержание  дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Тесная связь воспитания с жизнью народа – источник идейной направленности воспитания.

Знания об окружающей жизни даются детям по определенной системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определенного вида труда (строителей, хлеборобов, овощеводов и др.), затем – с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапами производства при создании необходимых предметов, продуктов (строительство дома, выращивание хлеба), после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.

Многие дидактические игры и направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры, как «Кто построил этот дом?», «Откуда стол пришел?», «Кем рубашка сшита?» и др., содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявлять конкретные знания о труде строителей, хлеборобов, плотников, ткачей и др., о машинах, которые помогают им в работе, об этапах производства.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали!» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Нравственное воспитание. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.

В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков, культуры поведения. Это хорошо известные игры: «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы», «День рождения Машеньки (куклы)», «Оденем куклу на прогулку» и др. Само название игр направляет внимание воспитателя на то, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения.

Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи. В центре внимания педагога – воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю.

Наблюдая за поведением детей в играх, воспитатель отмечает их поступки. Например, играя в какую-либо настольную игру, один из играющих (назовем его Дима) все время выигрывает. Затем ему становится неинтересно играть, и он хочет бросить игру. «Давай еще раз сыграем, — просит его товарищ. – Пожалуйста, Дима, поиграй еще немного». И Дима снова включается в игру, помогает товарищу советом, как надо играть, чтобы победить. Наконец, тот тоже стал победителем в игре. Оба довольны. Воспитатель рассказывает детям, как хорошо играли вдвоем два мальчика. «Дима был хорошим товарищем: помог Вове, научил его играть», — заканчивает рассказ воспитатель. Дети потом сами вызываются помочь малышам во время игры, сделать им подарок в виде новой дидактической игры, научить новенького играть в знакомую детям игру и др.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре «Кто построил дом?» дети узнают о том, что, прежде чем строить дом, архитекторы — проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги и др.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстративный, природный материал, изготовляют карточки, фишки, коробки, настольные игры для детей младших групп. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Так, наряду с готовыми (фабричного производства) играми можно выполнять вместе с детьми полезные для работы материалы. Кроме того, это является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.

Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.

Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» с. Екатериновка Партизанского муниципального района

ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ

«Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка»

Кузнецова Антонина Васильевна

Воспитатель первой категории

МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка».

Екатериновка

2016г.

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их игровой и самостоятельной деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем в самостоятельной деятельности.

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения).

Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них. Которые доступны для детей его группы, соответствуют их возрастным возможностям, ибо как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интереса к игре, и значит, поставленная задача не будет достигнута.

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, нашей армии, людях о разных профессий . Тесная связь в воспитании народа – источник идейной направленности воспитания.

Знания об окружающей жизни даются детям по определенной системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит с такой: детей сначала знакомят с содержанием определенного вида труда (строителей, хлеборобов, овощеводов и других), затем – с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапами производства при создании необходимых предметов, продуктов (строительства дома, выращивание хлеба), после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.

Многие дидактические игры и направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры, как «Кто построил этот дом?», «От зернышка до булочки», «Откуда стол пришел?», «Кем рубашка сшита?» и др., о машинах, которые им помогают в работе, об этапах производства.

С помощью дидактических игр, воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры ставят перед собой задачу рационально использовать имеющие знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнить, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветком, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию. Направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, — главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу, селу», то он охотно рассказывает туристам о достопримечательностях города или села. Так развивается монологическая речь ребенка.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь приобщении детей в игре, решение спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как к продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.

В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков, культуре поведения. Это игры: «Уложи куклу спать», «Наша посуда», «Оденем куклу на прогулку» и др. Название этих игр направляет внимание воспитателя на то, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения.

Использование дидактических игр в работе с детьми среднего и старшего возраста решает несколько иные задачи. В центре внимания педагога – воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю.

Наблюдая за поведением детей в играх, воспитатель отмечает их поступки. Например, играя в любую настольную игру, один из играющих все время выигрывает. Затем ему становится не интересно играть, и он хочет бросить игру. «Давай еще раз сыграем, — просит его друг. Пожалуйста, поиграй еще немного». И ребенок снова включается в игру, помогает другу советом, как надо играть, чтобы победить в игре. Оба довольны. Воспитатель рассказывает детям, как хорошо играли вдвоем два мальчика. «Дима был хорошим другом и помог Вове, научил его играть»,- заканчивает рассказ воспитатель. Дети потом сами вызываются помочь детям во время игры, сделать им подарок в виде новой дидактической игры, научить новенького играть в знакомую игру.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящему человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудится. Например, в игре «Кто построил дом?» , дети узнают о том, что, что прежде чем строить дом, архитекторы – проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры, и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий. Появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги и др.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстративный, природный материал, изготавливают карточки, фишки, коробки, настольные игры для детей младших групп. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Так, наряду с готовыми (фабричного производства) играми можно выполнять вместе с детьми полезные для работы материалы. Кроме того, это является хорошим средством воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.

Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Красочные, красивые дидактические игры, привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.

Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе.

Многие дидактические игры формируют культурно – гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные переживания.

Но чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность и др., так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры воспитатель отмечает, что одни дети много знают, смело отвечает, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, а другой при меньших знаниях сообразителен, отличается быстротой и гибкостью мышления.

Труднее удается выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоактивных. Такие дети любят чаще оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они боятся, что не справятся с игровой задачей. Нерешительность, неуверенность в себе преодолеваются в игре. Воспитатель, играя вместе с детьми, незаметно дает им более легкие вопросы и задания. Удачные решения, следующие одно за другим в различных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность.

Мы учимся играть дружно, развивая слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь»), закрепляем представления о свойствах предметов, сравниваем их по внешним признакам, группировать. Развиваем наблюдательность и внимание («Что изменилось», «У кого колечко»). Поощряем стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр(«Домино», «Лото»).

В играх проявляются и такие черты характера ребенка, которые могут служить примером для других: отзывчивость, скромность, честность и другие.

Так с помощью игр выявляются индивидуальные способности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения: договариваясь играть, будь добрым, вежливым и справедливым, не требуй всегда ведущей роли, быть милым и добрым всегда.

К концу года дети с удовольствием играют и видят свои результаты. Изменяют свое поведение согласно правилам игры. Стремятся к достижению результата игры, вступают в соревнования со сверстниками. Противостоят трудностями в игре, принимают усложнения игровых задач, действий и правил. Связывают решение игровой задачи с результатом игры.

Источник