Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка с детьми старшего дошкольного возраста
Статья на тему: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста»
Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности. Игра — это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Вообще, игра является одним из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением человека у него родилась потребность играть. Игра издревле считалось универсальным методом воспитания и обучения. На протяжении длительного времени изучению понятия «игра» посвящали свои работы многие исследователи: философы, педагоги, социологи. Они рассматривали игру с разных позиций, во многих аспектах. Дать единственное, правильное определение понятия игры весьма трудно, она слишком многогранна.
Детская игра- исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности.
Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых своих истоков, уделяла сенсорному воспитанию существенное внимание, а зачастую выделяла его в качестве центрального момента педагогического процесса.
Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям, смысл их действий. Этот смысл становится, особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.
Таким образом, сенсорное развитие должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.
Наибольший эффект для сенсорного развития младших дошкольников может дать продуктивная деятельность. Содержание и организация, которой подчинены задачам умственного развития. В каждой продуктивной деятельности можно выделить определенное содержание, которым должны овладеть дети. Это содержание охватывает те предметы и их взаимоотношения, с которыми сталкивается и действует ребенок, те знания, умения и навыки, которые дети должны получить в ходе этой деятельности. Овладевая содержанием той или иной деятельности, дети научаются изображать в рисунке все более сложные предметы и явления, создавать все более сложные конструкции. Расширяются и углубляются их знания и представления об этих предметах, формируются новые умения и навыки. Одновременно дети глубже познают такие свойства предметом, как величина, форма, цвет и т. д.
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста.
В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на форму и окраску предметов в окружающей им мире, плохо дифференцируют предметы, с трудом запоминают названия. Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить работу по развитию сенсорных процессов. Это длительный и сложный процесс, который длится и в школьном возрасте. В результате накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии звука, цвета, пластике предметов.
Развитие сенсорных способностей детей является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая книга, лучшими страницами которой должны стать дни, проведенные в группе. Помочь детям сделать каждый день незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка — цель моей работы.
Анализ теоретических данных показал, что недостаточно выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей дошкольного возраста. Противоречие заключается между задачей формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей дошкольного возраста и недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения. Отсюда вытекает проблема – какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.
Для достижения поставленных целей мной были определены ряд задач: изучение возрастных особенностей восприятия дошкольников;
определение правильной последовательности в планировании работы; изучение динамики уровня сенсорного развития детей;
создание банка дидактических игр и упражнений, дифференцированных для разных возрастных групп;
создание материальных условий для сенсорного развития дошкольников;
обучение дошкольников точному и полному восприятию предметов, их свойств, отношений.
Я считаю, что решению задач по формированию сенсорной культуры ребенка будут способствовать:
• создание в группе расширенного сенсорного центра с различными дидактическими и игровыми пособиями;
• раннее начало обучения дошкольников;
• включение элементов сенсорного развития во все виды деятельности детей.
Проблема сенсорного воспитания возникла еще в 17 веке. Тогда этой проблемой занимался Ян Амос Каменский. Он написал книгу «Великая дидактика», в которой впервые сформулировал дидактические принципы, которые не утратили своего значения до настоящего времени:
— наглядность в обучении;
— постепенность и последовательность обучения;
— принцип подражания и принцип упражнений.
В 19 веке проблемой сенсорного воспитания занимался Фридрих Фребель – создатель первых детских садов. Ф. Фребель создал знаменитые «дары» — пособие для развития строительных навыков в единстве пространственных отношений, тесно связал развитие ребенка с многообразными видами деятельности.
Огромный вклад в теорию сенсорного воспитания детей внесла Мария Монтессори (1870-1952). Она разработала ряд упражнений, способствующих развитию тактильного и термического чувства.
В 20 веке проблемой сенсорного воспитания дошкольников занимались:
Н. Поддьяков, Т. С. Комарова, Л. Журова, В. Аванесова.
Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника.
Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо сенсорное воспитание. Усвоение сенсорных эталонов — сложный процесс. И, несмотря на наличие в нашей современной жизни всех условий для усвоения сенсорных эталонов детьми, самостоятельно они не научатся использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. А если усвоение происходит, без педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается, неполноценным.
Для решения задач сенсорного воспитания используются разнообразные методы.
1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.
2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.
3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.
4. Метод сравнения. Например: сравниваем круг и квадрат методом наложения. Круг — круглый, катиться, нет углов. Квадрат — есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.
5. Метод упражнения, т. е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.
Для сенсорного воспитания детей нужны условия:
1. Разнообразная содержательная детская деятельность.
2. Богатая предметно — развивающая среда (оснащение уголков).
3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.
4. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.
Роль дидактических игр в данном случае заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Здесь функция дидактических игр не учебная, а направленная на использование уже имеющихся знаний.
Дидактические игры могут выполнять еще одну функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.
Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.
Методика проведения дидактических игр.
У детей дошкольного возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей. Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее. Воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.) .
Особое внимание для развития зрительного восприятия обращается на эстетическую сторону дидактического материала. При проведении игр и в подборе предметной среды формируются не только зрительные представления, но и осязательные. Чтобы познать какой либо предмет мы побуждаем детей проводить ряд целенаправленных действий по его обследованию: дети сжимали, гладили, проводили пальчиком по контуру, т. е. использовали сенсорно-моторные движений. Пальчиковые игры и игры по развитию мелкой моторики рук, работа с мозаикой, рисование красками .В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детям предлагаются игры на закрепление цвета: «Помоги рыбкам», «Собери капельки», «Собери бусы», «Разноцветные колечки», «Цветное лото».
Работая над развитием осязательных ощущений детей, мы ставим перед собой задачу не только обогащать их чувственный опыт, но и развивать способность дифференциации, то есть умение сравнивать их с образцами знакомых предметов. Подобраны игры, цель которых – открыть для малышей особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. В этих играх малыши учатся различать «звучания» знакомых предметов, голоса животных и людей.
Итак, именно в игре наиболее эффективно происходит усвоение сенсорного опыта, развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия.
Источник
Ирина Волкова
Консультация «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка»
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса,обращением к личности ребенка,развитию лучших его качеств,формированию разносторонней и полноценной личности.
Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей,организации всего образовательного процесса.
В первую очередь это означает отказом авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности,формировать познавательные интересы и способности.
В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности,дидактические игры.
Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности детей. В дошкольной педагогике она рассматривается как своеобразное средство воспитания и обучения,отвечающее особенностям и возможностям маленького ребенка. Ее основу составляют взаимосвязь увлекательной,радостной игры и доступного,продуктивного процесса усвоения знаний. Это игра,но игра познавательная,расширяющая и систематизирующая представление об окружающем мире,влияющая на развитие любознательности,познавательных интересов и способностей дошкольников.
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной,цветом,пространством,звуком. Много таких дидактических игр представлено в работах исследователей и педагогов (Е. И. Тихеевой, Н. Ф. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокиной, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Удальцовой идр.)
Особенности дидактических игр в системе обучения ярче проявляются при сравнении с занятиями учебного характера.
На занятиях образовательно-воспитательная работа осуществляется в дидактической ситуации » Педагог учит детей,дети учатся у него».
Это учебное начало-основа занятий и определяет характер обучающей деятельности взрослого (он ставит перед детьми учебные задачи,раскрывает пути их решения, организует процесс выполнения задач и достижение нужного результата) и учебной деятельности детей,способности идти в дидактически указанном направлении, усваивать знания и умения. Именно таким путем происходит на занятиях осуществление целей сенсорного воспитания.
Дидактическая игра как игровая форма обучения — явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактическойигре действуют одновременно два начала: учебное,познавательное и игровое,занимательное. В соответствии с эти воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Учебное,познавательное начало в игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих например цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач,ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры,придает игре целенаправленный,дидактический характер. Например, в играх с дидактической задачей- развивать восприятие формы предметов-воспитатель не говорит детям об этом прямо, а предлагает рассмотреть картинки и подобрать похожие. Или в игре » Магазин» — дидактическая цель- развивать умения замечать характерные свойства предметов и рассказать о них-выступает перед детьми в форме игровой задачи- правильно изображать роль продавца и покупателя, уметь купить или продать «товар».
Дидактическая задача таким образом, как бы замаскирована,скрыта от ребенка. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения и в большей мере непреднамеренного усвоения знаний и умений детьми. Взаимоотношения между взрослыми и детьми определяются не учебной ситуацией (воспитатель учит,а дети учатся у него, а игровой,так,что воспитатель и дети прежде всего участники одной игры.
В опыте сенсорного воспитания детей используются следующие известные виды дидактических игр.
1. Игры-поручения,основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами:подбирать,складывать,раскладывать,вставлять,нанизывать и т. д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами.
2. Игры с прятанием и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов,их поиску и нахождению.
3. Игры с загадыванием и отгадыванием,привлекающие детей неизвестностью: » Узнай», » Отгадай», » Что изменилось».
4. Сюжетно-ролевые дидактические игры,игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций,в выполнении ролей взрослых: продавца,покупателя,волка,гусей и т. д.
5. Игры -соревнования,основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выйграть» Кто быстрее», » Кто больше»,» Кто первый»и т. д.
6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку)или его свойство (например,цвет,связанные с интересными игровыми моментами- избавиться от ненужного,сбросить карту,удержаться,не потребовать себе штрафной предмет или картинку,не сказать запретного слова.
Игра должна разрабатываться и проводиться так,чтобы успешное решение дидактической задачи органически связывалось с игровым действием, было необходимо детям в процессе игры для достижения игрового результата,выигрыша. Это значит,например,что в игре с дидактической задачей-совершенствовать восприятие формы предметов основным условием выйгрыша должно быть умение детей вычленять форму и подбирать предметы по форме. Если в другой раз ставится цель- научить называть цвет предметов,выигрывает тот,кто лучше всех умет это делать и т. д.
Существенно,что основным стимулом познавательной деятельности,мотивом выполнения дидактической задачи становится не прямое указание воспитателя и желание детей научиться у него,как на занятиях, а естественное для дошкольника стремление играть, желание достигнуть игровой цели. выйграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться,быстрее ориентироваться на нужное свойство,подбирать и группировать предметы,как это требуется по условиям и правилам игры.
Дидактические игры выполняют определенные функции. Прежде всего им принадлежит серьезная учебная функция,направленная на организацию и дальнейшее совершенствование сенсорного опыта детей, а также на формирование у них обобщенных представлений и способов действий.
Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятиях,на том, что мы видим, слышим,осязаем и т. д. В дошкольном возрасте непосредственное,чувственное познание-основной источник знаний об окружающем. В дидактических играхнадо предоставить детям возможность: 1. повторно воспринимать познавательные предметы и их свойства,упражняться в их узнавании и различении;2. оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы,величины,цвета); ориентироваться не только по внешнему виду предмета,но и по словесному описанию;3. делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам; 4. соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками,сенсорными эталонами (например,форму предметов с геометрическими фигурами,их окраску с основным цветами спектра и т. д.)
Таким образом, совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И специально организованные дидактические игры- хорошее дополнение к обучению на занятиях. Использование дидактических игр в первую очередь важно потому, что организация сенсорного опыта детей на занятиях является хотя и существенной,но лишь одной из немногих учебных задач. В дидактических играх это может быть основной и единственной целью.
На определенном этапе формирования сенсорных процессов по мере накопления детьми чувственного опыта представлений о форме, величине конкретных предметов в дидактических играх происходит осуществление второй части учебной функции -ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно установленными сенсорными эталонами.
В процессе обучения на занятиях детей начинают уже знакомить с этими общими знаниями. Известно, что детей учат изображать не геометрические фигуры,а предметы и вещи сложной формы. Поэтому воспитатель, организуя рисование,лепку,конструирование и давая детям общие знания- эталоны,не может долго задерживаться на ознакомлении с ними. А задача эта нужная и важная. Помочь выполнять ее могут дидактические игры,организуемые с детьми в определенный момент.
Приобретение детьми круга сенсорных представлений,знаний в различных областях мер,эталонов еще не означает,что дети воспользуются ими в жизненных положениях, самостоятельно примерят эти знания на практике. Показать,как это можно сделать,заинтересовать детей тем,в каких случаях им будут практически полезны знания мер, опять таки могут дидактические игры и упражнения,специально созданные для этой цели. В расширении практики использование эталонов, в расширении практических ориентировок заключается еще одна важная роль дидактических игр. Здесь функция дидактических игр не учебная,а иная,направленная на использование уже имеющихся у ребенка знаний.
Для понимания смысла этой задачи можно привести пример с обычным светофором. Люди имеют дело здесь с эталонами цвета,с основными цветами:красным,желтым,зеленым. Но они не знакомятся с ними впервые,не учатся различать цвета. Это им уже известно. Пешеходы,шофер используют эти знания для регулировки своих практических действий. Не надо доказывать,как полезны будут дидактические игры,в которых дети научатся правильно двигаться по улицам города (например, игра » Светофор»В. Н. Аванесова).
Дидактические игры могут выполнять еще одну важную функцию- контроля за состоянием сенсорного развития детей.
В целях определения достижений детей в сенсорном развитии,воспитатель может использовать дидактические игры с теми же башенками или игрушками-вкладышами. Предложив детям например,подобрать части вкладышей по величине,педагог увидит уровень умений по тому, как будет действовать ребенок. То есть,кто решает задачу путем хаотически многократных проб и ошибок находится на низком уровне. Другие дети тоже используют практические пробы,но делают это целенаправленно: подбирают вначале половинки самого маленького вкладыша,затем большого размера и т. д. И наконец,детей можно отнести к еще более высокому уровню, если они безошибочно подбирают детали лишь на основе зрительного отнесения.
В общей системе сенсорного воспитания в ДОУ дидактические игры, таким образом,решают учебные задачи: кроме того,они хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта,представлений и знаний и,наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.
Источник