Дидактическая игра как средство развития воображения ребенка
Татьяна Возмищева
Дидактическая игра, как средство развития воображение детей
Дидактическая игра, как средство развития воображение детей
Возмищева Татьяна Сергеевна
Воспитатель I кв. к. ,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52» АГО
Огромное значение для развития фантазии имеет игра, основной вид деятельности дошкольников. Именно в игре ребёнок делает первые шаги творческой деятельности.
Педагогическое значение дидактической игры весьма многообразно и охватывает практически все стороны развития личности дошкольника.
Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д.
А. К. Бондаренко выделяет три вида дидактических игр:
— игры с предметами (игрушками, природным материалом,
— настольно-печатные игры,
— словесные игры.
В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм, что способствует развитию воображения детей.
С целью развития воображения, в дидактических играх я использую разнообразные игрушки, в которых выражены цвет, форма, название, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки,необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к творчеству, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек, развивать воображение.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине» и др. воспитатель организует их во время прогулки, непосредственносоприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Настольно-печатные игры делятся на несколько видов: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Так игра «Подбор картинок по парам» предполагает нахождение средиразных картинок двух одинаковых: две шапочки одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам,но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
В игре «Подбор картинок по общему признаку (классификация)» требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде?», дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, в игре «А что было потом?» дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий, это способствует развитию творческого воображения детей.
В играх на запоминание состава, количества и расположения картинок дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эти игры направлены на развитие воображения, памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закреплением у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др., умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании, что так же способствует развитию воображения. Задача игр на составление разрезных картинок и кубиков – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок.
В играх, связанных с описанием,рассказом по картинке с показом действий я ставлю задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегают к имитации движений. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.).
В процессе дидактических игр ребенок ставится в деятельностную позицию; включает весь свой потенциал активности – от уровня восприятия до принятия самостоятельных решений.
Для осуществления принципа активности дошкольников необходимо соблюдение следующих условий: содержание дидактических игр должно соответствовать программе, быть доступным для самостоятельного усвоения, поддаваться самоконтролю.
Важным принципом является учет индивидуальных особенностей ребенка.Условия его реализации таковы: изучение и знание исходного уровня сформированности умений самостоятельной работы каждого ребенка; изучение исходного уровня знаний; подбор различных по объему и содержанию дидактических игр.
Условием реализации принципа доступности является строгая классификация дидактических игр по сложности.
Все названные принципы должны выступать в тесном единстве; их реализация осуществляется через решение дидактических и игровых задач и направлена на повышение уровня развития творческого воображения детей.
Таким образом, воображение в дидактических играх проявляется в самостоятельности, выборе средств и приёмов для достижения поставленной цели, в самостоятельном определении последовательности изложения того или иного материала, в умении логически обрабатывать материал, самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать его, классифицировать по тем или иным признакам, высказывать своё отношение к описываемым явлениям и событиям.
Источник
Дидактическая игра, как средство развития воображение детей
Огромное значение для развития фантазии имеет игра, основной вид
деятельности дошкольников. Именно в игре ребёнок делает первые шаги
творческой деятельности.
Педагогическое значение дидактической игры весьма многообразно
и охватывает практически все стороны развития личности дошкольника.
Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама
игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных
играх игровые действия различны по их направленности и по отношению
к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание
загадок, пространственные преобразования и т.д.
А.К. Бондаренко выделяет три вида дидактических игр:
— игры с предметами (игрушками, природным материалом),
— настольно-печатные игры,
— словесные игры.
В играх с предметами дети выполняют задания, требующие
сознательного запоминания количества и расположения предметов,
нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения
складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы),
выкладывать узоры из разнообразных форм, что способствует развитию
воображения детей.
С целью развития воображения, в дидактических играх мы
используем разнообразные игрушки, в которых выражены цвет, форма,
название, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет
воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических
задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла,
пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных
творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др. В играх
совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки,
о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности.
Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю
удается вызвать у детей интерес к творчеству, подсказать им замысел игры с
помощью отобранных игрушек, развивать воображение.
Игры с природным материалом (семена растений, листья,
разнообразные цветы, камушки, ракушки) «Чьи это детки?», «От какого
дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто
скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних
листьев», «Разложи листья по убывающей величине» и др. воспитатель
организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с
природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких
играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде,
формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и
воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Настольно-печатные игры делятся на несколько видов: парные
картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются
при их использовании. Так игра «Подбор картинок по парам» предполагает
нахождение среди разных картинок двух одинаковых: две шапочки
одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не
отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не
только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех
картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на
картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет,
делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
В игре «Подбор картинок по общему признаку (классификация)»
требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.
Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?», дети
подбирают картинки с соответствующими изображениями растений,
соотносят с местом их произрастания, в игре «А что было потом?» дети
подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности
развития сюжетных действий, это способствует развитию творческого
воображения детей.
В играх на запоминание состава, количества и расположения
картинок дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить,
какую из них перевернули вниз рисунком. Эти игры направлены на
развитие воображения, памяти, запоминания и припоминания. Игровыми
дидактическими задачами этого вида игр является также закреплением у
детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном
расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку,
впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые
произошли с картинками, об их содержании, что так же способствует
развитию воображения. Задача игр на составление разрезных картинок и
кубиков – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из
отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх
может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания,
сюжета картинок.
В играх, связанных с описанием, рассказом по картинке с показом
действий воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только
речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы
играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегают к имитации
движений. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у
водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и
движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.).
В процессе дидактических игр ребенок ставится в деятельностную
позицию; включает весь свой потенциал активности – от уровня восприятия
до принятия самостоятельных решений.
Для осуществления принципа активности дошкольников необходимо
соблюдение следующих условий: содержание дидактических игр должно
соответствовать программе, быть доступным для самостоятельного усвоения,
поддаваться самоконтролю.
Важным принципом является учет индивидуальных особенностей
ребенка. Условия его реализации таковы: изучение и знание исходного
уровня сформированности умений самостоятельной работы каждого
ребенка; изучение исходного уровня знаний; подбор различных по объему и
содержанию дидактических игр.
Условием реализации принципа доступности является строгая
классификация дидактических игр по сложности.
Все названные принципы должны выступать в тесном единстве; их
реализация осуществляется через решение дидактических и игровых задач и
направлена на повышение уровня развития творческого воображения детей.
Таким образом, воображение в дидактических играх проявляется в
самостоятельности, выборе средств и приёмов для достижения поставленной
цели, в самостоятельном определении последовательности изложения
того или иного материала, в умении логически обрабатывать материал,
самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать его, классифицировать
по тем или иным признакам, высказывать своё отношение к описываемым
явлениям и событиям.
Источник
Дидактическая игра, как средство развития воображение детей
Огромное значение для развития фантазии имеет игра, основной вид
деятельности дошкольников. Именно в игре ребёнок делает первые шаги
творческой деятельности.
Педагогическое значение дидактической игры весьма многообразно
и охватывает практически все стороны развития личности дошкольника.
Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама
игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных
играх игровые действия различны по их направленности и по отношению
к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание
загадок, пространственные преобразования и т.д.
А.К. Бондаренко выделяет три вида дидактических игр:
— игры с предметами (игрушками, природным материалом),
— настольно-печатные игры,
— словесные игры.
В играх с предметами дети выполняют задания, требующие
сознательного запоминания количества и расположения предметов,
нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения
складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы),
выкладывать узоры из разнообразных форм, что способствует развитию
воображения детей.
С целью развития воображения, в дидактических играх мы
используем разнообразные игрушки, в которых выражены цвет, форма,
название, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет
воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических
задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла,
пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных
творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др. В играх
совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки,
о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности.
Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю
удается вызвать у детей интерес к творчеству, подсказать им замысел игры с
помощью отобранных игрушек, развивать воображение.
Игры с природным материалом (семена растений, листья,
разнообразные цветы, камушки, ракушки) «Чьи это детки?», «От какого
дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто
скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних
листьев», «Разложи листья по убывающей величине» и др. воспитатель
организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с
природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких
играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде,
формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и
воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Настольно-печатные игры делятся на несколько видов: парные
картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются
при их использовании. Так игра «Подбор картинок по парам» предполагает
нахождение среди разных картинок двух одинаковых: две шапочки
одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не
отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не
только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех
картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на
картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет,
делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
В игре «Подбор картинок по общему признаку (классификация)»
требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.
Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?», дети
подбирают картинки с соответствующими изображениями растений,
соотносят с местом их произрастания, в игре «А что было потом?» дети
подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности
развития сюжетных действий, это способствует развитию творческого
воображения детей.
В играх на запоминание состава, количества и расположения
картинок дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить,
какую из них перевернули вниз рисунком. Эти игры направлены на
развитие воображения, памяти, запоминания и припоминания. Игровыми
дидактическими задачами этого вида игр является также закреплением у
детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном
расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку,
впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые
произошли с картинками, об их содержании, что так же способствует
развитию воображения. Задача игр на составление разрезных картинок и
кубиков – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из
отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх
может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания,
сюжета картинок.
В играх, связанных с описанием, рассказом по картинке с показом
действий воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только
речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы
играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегают к имитации
движений. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у
водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и
движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.).
В процессе дидактических игр ребенок ставится в деятельностную
позицию; включает весь свой потенциал активности – от уровня восприятия
до принятия самостоятельных решений.
Для осуществления принципа активности дошкольников необходимо
соблюдение следующих условий: содержание дидактических игр должно
соответствовать программе, быть доступным для самостоятельного усвоения,
поддаваться самоконтролю.
Важным принципом является учет индивидуальных особенностей
ребенка. Условия его реализации таковы: изучение и знание исходного
уровня сформированности умений самостоятельной работы каждого
ребенка; изучение исходного уровня знаний; подбор различных по объему и
содержанию дидактических игр.
Условием реализации принципа доступности является строгая
классификация дидактических игр по сложности.
Все названные принципы должны выступать в тесном единстве; их
реализация осуществляется через решение дидактических и игровых задач и
направлена на повышение уровня развития творческого воображения детей.
Таким образом, воображение в дидактических играх проявляется в
самостоятельности, выборе средств и приёмов для достижения поставленной
цели, в самостоятельном определении последовательности изложения
того или иного материала, в умении логически обрабатывать материал,
самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать его, классифицировать
по тем или иным признакам, высказывать своё отношение к описываемым
явлениям и событиям.
Источник