Дидактическая игра для ребенка 4 по математическому развитию
Наталья Моздукова
Картотека дидактических игр по математике для детей дошкольного возраста
Дидактические игры по математике для детей дошкольного возраста.
Составитель Моздукова Н. В.
Основные математические представления С помощью пособия глубоко формируются основные понятия математики: натуральное число, величина, геометрическая фигура. Дети знакомятся с моделями, с помощью которых они учатся составлять и решать простые текстовые задачи. В пособии представлена система заданий, на основе которых формируется пространственное и словесно-логическое мышление детей.
Предметные математические умения и представления Развиваем умение строить натуральный ряд чисел в пределах 10, узнавать и называть количественные и порядковые числа; формируем представление о составе натуральных чисел в пределах 10; учимся составлять и решать с помощью педагога простые арифметические задачи; формируем представления о способах измерения величин; учимся узнавать и называть такие геометрические фигуры как круг, квадрат, треугольник, куб, шар, пирамида.
Содержание
№1. Игра » Что изменилось?»
№2. Игра » Какая цифра пропущена?»
№3. Игра » Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь. «
№4. Игра » Чудесный мешочек».
№5. Игра «Что, где?»
№ 6. Игра «Назови скорей».
№7 Игра «Обратный счет».
№8 Игра «Беги ко мне».
№9 Игра » Назови соседей».
№10 Игра» Из каких фигур состоят домики?»
№11 » Раскрась фигуры, из которых состоят предметы».
№12 «Назови каждую геометрическую фигуру на коврике».
№13 Игра «Сложи картинку«.
№14 «Из каких геометрических фигур состоят предметы на рисунке».
№15 » Из каких геометрических фигур состоит коврик»
№16 Игра » Рассмотри картинку«
№17 «Найди на рисунке 5 треугольников и 1 четырехугольник».
№18 Игра » У какой фигуры больше углов?»
№19 » Найди на чертеже 1 квадрат и 3 треугольника».
№20 » Что похоже на треугольник?»
№21 » Какая фигура должна быть на месте знака вопрса?»
№22 Игра » Помоги гномикам найти свой домик».
№23 » Назови предметы прямоугольной формы».
№24 Игра » Какая фигура лишняя?»
№25 » Какое число надо поставить на место вопроса?»
№26 «Что лишнее и почему».
№27 Логическая задача» Поставь недостающий элемент».
№28 Логическая задача » Дорисуй недостающего футболиста».
№29 Логическая задача » Какой фигуры не хватает?»
№30 Логическая задача» Какой кошки не хватает?»
№31 Логическая задача» Какого флажка не хватает?»
№32 Лабиринт » Найди принцу найти Золушку».
№33 Лабиринт» Помоги маме кошке найти котенка».
№34 Лабиринт «Куда шагают утята?»
№35 Лабиринт » Под каким деревом у ёжика норка?»
№36 «Сравни картинки, найди сходство и различия».
№37 Игра » Первый, второй, третий».
№38 Игра » Столько же, больше, меньше».
№39Игра » Столько же, больше, меньше».
№40Игра » Столько же, больше, меньше»
№41 Игра «Вверх, вниз, налево, направо».
№42 Игра «Раньше, позже, сначала, потом».
№43 Игра » На сколько больше? На сколько меньше?»
№44 Игра » Перед. за, между».
№45 Игра » Репка» перед,за между.
№46 Игра «Длиннее, короче».
№47 Игра » Расскажи, что где находится».
№1
Игра » Что изменилось?».
Цель: закрепить название геометрических фигур, развивать память.
Ход: На доске шаблоны геометрических фигур, дети закрывают глаза,воспитатель меняет фигуры местами и спрашивает: » Что изменилось?».
№2
Игра «Какая цифра пропущена?».
Цель: закреплять цифры от 0 до 10; порядковый счет.
Ход: на доске воспитатель выставляет карточки с цифрами,но не все:
1 2 4 5 6 8 10
— Какие цифры пропущены?
Дети отвечают, а один ребенок у доски ставит недостающие цифры.
№3
Игра «Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь. «
Цель: упражнять в счете на слух.
Ход: у детей цифры от 1 до 10. Воспитатель за ширмой ударяет молоточком по барабану или металлофон.
Задание 1. Покажи такую цифру, которая совпадает с там, сколько звуков услышишь( 3-4 задания).
Задание 2 .Покажи цифру на один больше или меньше (2-3 задания).
№4
Игра «Чудесный мешочек».
Цель: закреплять название геометрических фигур, умение определять их на ощупь.
Ход: у воспитателя мешочек с геометрическими фигурами. Дети находят на ощупь геометрическую фигуру, достают её рассказывают все об этой фигуре.Например:» Это квадрат. У него четыре угла, четыре стороны, он синего цвета и т. д. «.
№5
Игра «Что, где?».
Цель: упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе, развивать умение ориентироваться в пространстве.
Ход: игра проводится в кругу. В центре круга стоит воспитатель с мячом, объясняет правила игры.
— Я буду называть предметы, находящиеся в этой комнате. Тот из вас, кому я брошу мяч,в своем ответе должен использовать следующие слова: «Слева», «справа», «впереди»,»позади». Воспитатель бросает мяч ребёнку и спрашивает: «Где стол?» Ребёнок, поймавший мяч,отвечает:»Впереди меня»- и бросает мяч воспитателю.
№6
Игра «Назови скорей».
Цель: закреплять название дней недели.
Ход: игра поводится в кругу. Воспитатель бросает мяч кому либо из детей и спрашивает:» Какой день недели перед четвергом?». Ребёнок, поймавший мяч,отвечает: «Среда».
— Какой день недели был вчера?
— Назови день недели после вторника.
— Назови день недели между средой и пятницей.
№7
Игра «Обратный счет».
Цель: упражнять в обратном счёте.
Ход: дети стоят в кругу. Воспитатель называет число (например:10) и отдает мяч ребёнку, тот называет число меньше 10 (9,передает мяч следующему и т. д.
Задание. Посчитайте от 7 до 4; от 6 до 2 и т. д.
№8
Игра » Беги ко мне».
Цель: закреплять названия геометрических фигур, умение различать цвет и размер.
Ход: дети образуют круг. К каждого ребёнка одна геометрическая фигура. Воспитатель в центре круга. Он даёт задание:» Бегите ко мне те, у кого красные фигуры». Дети с красными фигурами подбегают к воспитателю и объясняют, почему они пришли в круг.
Задание. — Бегут дети с четырёхугольниками (многоугольниками) и др.
-Бегут все с большими (маленькими) фигурами.
№9
Игра «Назови соседей».
Цель: учить называть числа «соседей».
Ход: дети стоят в кругу. Воспитатель называет любое число до 10 (например:7) и бросает мяч ребёнку; тот ловит мяч и называет «соседей» числа (в данном случае: 6 и 8). Возвращает мяч воспитателю.
Источник
Куксенко Светлана
Сборник дидактических игр для развития математических способностей для детей 3–4 лет
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных
математических представлений у детей второй младшей группы
«Найди предмет»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими
образцами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник, овал).
Дети стоят полукругом.В центре расположены два столика: на одном – геометрические формы, на втором — предметы.Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши.
Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.
«Веселые матрешки»
Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным
качествам величины.
Материал. 2 комплекта
пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.
По приглашению педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка.Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее).
Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю
половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки
выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки,наклоняя ее при этом: «Я — Матреша, я — Наташа, я — Даша, я — Маша» и т. д.
Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе
воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины.
Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста.
«Пора домой! — говорит педагог. Становитесь в пары».
Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Педагог предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться.
Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагог ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) – это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.
«Длинное — короткое»
Цель: развитие у детей четкого
дифференцированного восприятия новых качеств величины.
Материал. Атласные и капроновые ленты разных
цветов и размеров, картонные полоски,сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.
Перед началом игры В. заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки — плюшевого мишку и куклу Катю.
Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детейи дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую — поясок для Кати, другую длинную — поясок для мишки. Дети с помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Педагог предлагает снять пояски и поменять их
игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины — длина. После этого В. показывает детям две картонные полоски — длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.
«Подбери фигуру»
Цель: закрепить представления детей о
геометрических формах, упражнять в их назывании.
Материал.Демонстрационный: круг, квадрат,
треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.Раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото.
Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем.Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых
нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.
«Три квадрата»
Цель: научить детей соотносить по величине
три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.
Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот — поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают, положите. Теперь поднимите средние.
Теперь — самые маленькие. Далее В. предлагает детям построит из квадратов
башни. Показывает,как это делается: помещает на фланелеграфе снизу вверх
сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах» — говорит Воспитатель.
«Игра с обручем»
Цель: различение и нахождение геометрических фигур.
Для игры используются 4-5 сюжетных игрушек (кукла, матрешки, корзина и т. д.); отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не
обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.)
«Геометрическое лото»
Цель: учить детей сравнивать форму
изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.
Материал. 5 карточек с изображением
геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику,
овалу.По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар, квадратный коврик, платок, кубик и т. д. Овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).
Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию Воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с
изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).
«Какие бывают фигуры»
Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником,давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник,
квадрат-прямоугольник, круг-овал.
Материал. Кукла.Демонстрационный:крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг.Раздаточный: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.
Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе.Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.
«Широкое — узкое»
Цель: формировать представление «широкое — узкое».
Дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие
ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски – широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой — только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.
«Кому какая форма»
Вариант 1.
Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
Материал. Большие мишка и матрешка.Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.
Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос — матрешке, все овалы на другой — мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.В конце Воспитатель подводит итог: «Мы
сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка — заберет круги домой».
Вариант 2.
Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты,
прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
Содержание аналогично варианту 1.
«Соберем бусы»
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Оборудование. На полу лежит длинная лента,на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник,
зеленый круг, красный треугольник и т. д.
Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и
говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она
решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем Воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть
следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.
«Наш день»
Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.
Дети сидят полукругом. Педагог с помощью куклы производит различные действия,по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро, обедает (день) и т. д. Затем Воспитатель называет действие,например: «Кукла умывается», предлагает
ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер).Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:
Кукла Валя хочет спать.
Уложу ее в кровать.
Принесу ей одеяло,
Чтоб быстрее засыпала.
Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.
Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками.
Источник
Анжелика Антюхова
Математическая игротека. Подборка дидактических игр с математическим содержанием для детей 4–5 лет
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРОТЕКА
Д/И «НАОБОРОТ»
Цель: активизировать использование специальных терминов при назывании различных параметров величины предметов, пополнять лексику ребенка.
Правила игры:
— Помнишь, мы строили домики, а потом сравнивали их, определяли, какие из них высокие, какие — низкие. Если мы скажем слово «высокий», то какое слово можно назвать, чтобы оно показывало противоположное свойство предмета, свойство наоборот?
— Низкий.
— Правильно. Существует много слов, которые имеют противоположные значения. Наша игра так и называется «Наоборот». Давай поиграем? Сначала ведущим буду я, а потом и ты сможешь выполнять эту роль.
Взрослый берет в руки мяч,бросает ребенку и говорит: «Низкий». Ребенок ловит мяч,возвращает его и отвечает: «Высокий».Взрослый снова бросает мяч и говорит: «Длинный». Ребенок ловит мяч,возвращает его и отвечает: «Короткий».
Эта игра очень нравится детям, однако на первых порах они могут растеряться при ответе (не хватает словарного запаса). Взрослый помогает им, подключает других детей, чтобы и они помогли отвечающему.
Сначала ведущим в игре является взрослый. Затем по мере усвоения и расширения словаря ведущими могут становиться дети. Ведущий определяется с помощью считалок, которые разучиваются в свободное время.
Продолжительность одной игры зависит от возможностей играющих. Взрослый учитывает это и старается не переутомить детей. Проводить игру рекомендуется в течение всего года, по-степенно расширяя словарный материал игры. В ней могут быть использованы параметры величины, веса, вкусовые и температурные свойства, временные понятия и т. д.Например: длинный — короткий, высокий — низкий, толстый — тонкий, старый — новый, горячий — холодный, веселый — грустный, смешной — серьезный, храбрый — трусливый, пустой — полный, мягкий — твердый, легкий — тяжелый, чистый — грязный, сильный — слабый, красивый — безобразный и т. д.
СРАВНЕНИЕ ПОЛОСОК
Цель: формировать представления о величине (длине) и способах сравнения по величине.
Готовится стол. На нем лежат полоски, разные по длине и цвету.Взрослый обращается к детям:
— Ребята, давайте сравним полоски.Что вы можете сказать о длине этих двух полосок: они одинаковые или разные? Как вы это поняли? Докажите.
Вероятно, дети продемонстрирует способ приложения или наложения. Взрослый просит их рассказать, как нужно сравнить одну полоску с другой. Какие правила следует использовать для правильного соизмерения? Фактически взрослый пытается добиться от детей словесного выражения тех действий соизмерения, которые они производили. Многих такая просьба поначалу затруднит. Однако это вполне преодолимо.
Взрослый предлагает детям помочь ей и вместе рассказать правила соизмерения. Возникает живой диалог взрослого с детьми, в результате которого рождаются правила, понятные ребятам и доступные для повторения.Логика при определении правил такова:
1. Без точного соизмерения, сравнения полосок между собой трудно определить, какая из полосок длиннее, какая — короче.
2. Чтобы сравнить две полоски, нужно приложить одну из них к другой или наложить одну на другую (демонстрируется оба способа, дети воспроизводят действия взрослого на своих полосках).
3. Сначала концы обеих полосок совмещаются, уравниваются с одной стороны (слева). Затем надо определить, совместились ли, совпали ли два других конца (края) полосок (справа). Если края полностью совпали, то полоски одинаковые, равные по длине. Если края полосок не совпали, то полоски разные,неодинаковые: одна длиннее, чем другая.
Взрослый сопровождает словами действия детей, комментирует их, проговаривая правила соизмерения, помогает им. Просит ребят показать друг другу, как они сравнивали, и рассказать, какой результат получили (самая длинная полоска, самая короткая полоска, полоски одинаковые, равные по длине). Педагог обращает внимание своих воспитанников на то, что разговаривать во время занятия принято только по делу, при необходимости нужно предлагать свою помощь товари-щу, происходящее следует обсуждать в полголоса.
«ПРОВЕРИМ ВНИМАНИЕ».
В качестве игрового материала используется несколько предметов, геометрических фигур, элементов строительного материала. (Сначала комплект для пары детей состоит из семи-восьми предметов; в дальнейшем набор материала и количество предметов будут меняться.) После знакомства с правилами игры детям предлагается в парах поиграть в нее.
Правила игры: ведущий раскладывает на столе несколько предметов из набора, например пять предметов из приготовленных для игры. Ребенок внимательно их рассматривает, пытаясь запомнить. Ведущий про себя считает до десяти. Затем предметы на столе накрываются салфеткой. Ребенок перечисляет предметы, находящиеся под салфеткой. Тот, кто правильно назвал все предметы, получает очко (например, цветной кружочек, элемент геометрической мозаики). На столе меняется количество и состав набора предметов. Игра повторяется вновь.
ИГРА «СТОЛЬКО ЖЕ».
Дети раскладывают цифры и числовые карточки перед собой. В игре можно использовать картину с изображением пейзажа. По заданию взрослого поднимают вверх числовую карточку или цифру, обозначающую количество названных объектов. Например, показывают цифрой, сколько стрекоз изображено на картине, поднимают числовую карточку, где столько же кружков, сколько бабочек, и т. п.
«СЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ»
Игра заключается в том, что дети отсчитывают такое количество игрушек, которое будет задано. Задания могут даваться каждый раз по-разному. Но сначала надо догадаться, какое же число задано, и только потом выполнить задание. Например, предлагается отсчитать столько же игрушек, сколько кружков на указанной карточке (показывается карточка с тремя кружками).
Ребята отсчитывают три игрушки из тех, что лежат на подносе, и ставят их перед собой.
— Теперь рядом положите цифру. Дети выполняют задание.
— Сколько ты отсчитал игрушек? Как ты догадался, что надо отсчитать три игрушки? Какую цифру ты положил? Почему именно эту?
Дети отвечают на вопросы.
— Трудно было выполнить задание — догадаться, что следует отсчитать три игрушки? Игра называется «Считай, не ошибись», и вы не ошиблись. Молодцы!
• Итак,следующее задание такое: отсчитайте столько игрушек, сколько прозвучит ударов бубна. Удары бубна считайте про себя, чтобы не мешать друг другу.
Звучит два удара бубна. Дети откладывают две игрушки.
— Игрушки вы отсчитали, а что еще нужно положить? Молодцы, кто догадался положить рядом цифру.
Взрослый задает несколько игровых заданий, обращает внимание на тех, у кого есть затруднения (но не высказывает вслух замечания). Во время игры целесообразно не использовать многословных объяснений и не требовать этого от детей. Темп и успешность выполнения заданий делают игру интересной и привлекательной для дошкольников.
•Примерные задания: отсчитать столько же игрушек, сколько картинок на доске, рядом положить цифру; отсчитать столько же игрушек, сколько матрешек на столе, рядом положить цифру; показать карточку, где столько же кружков, сколько дверей в комнате, рядом положить цифру; поднять цифру, которая покажет, сколько окон в комнате; отсчитать столько же игрушек, сколько человек сидит за каждым столом, рядом положить цифру; поднять цифру, которая покажет, сколько раз ударили молоточком.
• В этой игре используются цифры, числовые карточки, игрушки. В качестве демонстра-ционного материала — плоскостные изображения предметов, объемные и звучащие игрушки. Дети могут попробовать давать задания (это подготовка к роли ведущего).Варианты заданий: найти числовую карточку, где столько же кружков, сколько показывает эта цифра, рядом положить цифру; найти числовую карточку, где столько же кружков, сколько игрушек на столе, рядом положить цифру; найти цифру, показывающую, сколько картинок на доске, отсчитать столько игрушек, сколько картинок на этой карточке, рядом положить цифру.
• Если дети легко справляются с заданиями,их можно усложнить: отсчитать на одну игрушку больше, чем цветков на доске, рядом положить цифру, показывающую, сколько игрушек перед ребенком; отсчитать на одну игрушку больше, чем слышится ударов в бубен, рядом положить цифру, показывающую, сколько игрушек отсчитали; отсчитать игрушек на одну меньше, чем елочек на столе, рядом положить цифру.
•Примерные задания: отсчитайте столько же игрушек, сколько ударов вы услышите, рядом положите цифру; отсчитайте столько игрушек, сколько лап у кошки, рядом положите цифру; отсчитайте игрушек на одну больше, чем показывает эта цифра, рядом с игрушками положите цифру; отсчитайте игрушек на одну меньше, чем я хлопну в ладоши, рядом положите цифру. Игра организуется в парах.
«УБИРАЕМ ЦИФРЫ ПО ЗАДАНИЮ».
— Я буду загадывать вам загадки. Если вы отгадали, какую цифру я загадала, уберите ее на поднос. Итак, уберите цифру, которая показывает, сколько у кошки ушей. (Дети убирают цифру «два».) Сколько у кошки хвостов? (Убирают цифру «один».) Какая цифра осталась? Кто сможет про нее рассказать стихотворение или придумать загадку? (После стихотворения убирают и последнюю цифру «три».)
Примерные задания: убрать цифру, показывающую, сколько раз в году бывает у человека день рождения; убрать цифру, показывающую, сколько бантиков у Нади; убрать цифру, показывающую, сколько кружков на этой карточке; определить, какая цифра осталась, у всех ли именно эта цифра.
Задания могут быть самыми разными: убрать цифру, которая встречается в названии сказки, где жили медведи Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка; убрать цифру, которая показывает, сколько дверей в комнате, сколько больших стульев.
— Какая цифра осталась? А может мы про нее сможем рассказать стихотворение или придумать загадку?
«ГДЕ, ЧТО НАХОДИТСЯ?»
Ребенок вместе со взрослым рассматривают комнату и задают вопросы друг другу: где находится тот или иной предмет — где находится красный мяч, кукла, чашки, ваза, кошка, ковер, синий мяч? Отвечая на вопросы, ребенок использует предлоги и наречия,указывающие на местоположение предметов: под, над, на, сверху, снизу, возле, около, рядом, близко, далеко, между, перед, впереди, позади, сзади (в данном случае не следует задавать вопросы относительно расположения предметов справа — слева от названного).
«КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?»
Правила игры таковы: ребенок закрывает глаза. Взрослый убирает одну из цифр. Остальные цифры остаются на своих местах. Просит ребенка открыть глаза и определить, какой цифры не стало. Если игра достаточно легка, можно предложить ребенку воспользоваться своим набором цифр и поднять ту цифру, которой недостает, которой не стало. На первых порах в качестве подсказки используется числовой ряд, который находится перед ребенком на столе. Позднее игра проводится без подсказки.
«ИСПРАВЬ ОШИБКУ».
Содержаниеи правила игры таковы: перед ребенком выставляется ряд плоскостных изображений игрушек, например три белочки. Рядом ставится цифра. Во втором ряду располагают четырех зайчиков и рядом цифру. В третьем ряду — один цветок и рядом цифру.
По сигналу ребенок закрывает глаза. Взрослый нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой,используя разные способы: меняет цифры местами, убирает один из предметов, оставляя цифры без изменения, или добавляет предмет в одну из групп, не меняя цифру. На первых порах, пока ребенок не достаточно хорошо овладел содержанием игры, делается одна-две ошибки, а затем количество ошибок можно увеличить. Ребенок открывает глаза и находит ошибку.
Возможны и обманные ходы,ловушки: все остается без изменений или группы предметов с их цифрами меняют свое местоположение, но ошибки, т. е. несоответствия между количеством предметов и цифрой, при этом не возникает. Задается тот же вопрос, можно ли исправить ошибку. Чтобы ответить на него, все равно приходится пересчитывать каждую группу предметов и проверять, верно ли стоит цифра. Только после этого возможно заключить, что ошибки нет. Чаще всего, исправляя ошибку, ребенок стремится восстановить прежний вариант, расположить предметы и цифры, как они стояли. Взрослый одобряет правильный ответ и предлагает найти также и другой способ исправления ошибки (добавить недостающий или убрать лишний предмет, чтобы цифра вновь соответствовала количеству, заменить цифру на другую и т. п.).
Игра повторяется несколько раз.
ИГРА «ЖИВЫЕ ЦИФРЫ».
Правила игры: пять детей получают набор цифр от одного до пяти. Каждый берет по одной. Звучит бубен. «Живые» цифры разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все цифры становятся по порядку от одного до пяти слева направо. Ребята проверяют, правильно ли встали цифры.Затем каждой цифре в отдельности задают задание: хлопнуть в ладоши столько раз, сколько показывает его цифра, рассказать стихотворение про свое число, рассказать какую-нибудь загадку, попрыгать на одной ножке пять раз и т. п. «Живая» цифра выполняет задание и передает цифру тому, кто задавал задание. Когда состав детей-цифр полностью поменяется, игра начинается вновь.
«ПУТАНИЦА».
Правила игры: на доске располагаются цифры. Ведущий просит детей закрыть глаза. Меняет цифры местами. Дети открывают глаза и находят цифры, стоящие не на своем месте. Восстанавливая порядок, ребенок должен не только молча передвинуть цифры, но и проговорить, что и почему он передвинет. Например, число «пять» больше четырех на один, поэтому стоит после четырех. Число «два» меньше числа «три», поэтому стоит перед числом «три».
«КТО ЗНАЕТ — ПУСТЬ ДАЛЬШЕ СЧИТАЕТ».
Правила игры таковы: дети встают в круг. Ведущий бросает мяч кому-то из детей и называет любое число. Ребенок, поймавший мяч, продолжает считать от названного числа (еще два числа) и возвращает мяч. Ведущий вновь бросает кому-то из детей мяч и опять называет любое число. Используется прямой или обратный счет. Игра с прямым порядком следования чисел детям легче, чем игра с обратным порядком. Хотя на первых порах дошкольники испытывают затруднения в этой игре и в том и в другом случае, так как им сложнее считать от заданного числа, чем от единицы.
«ПОСМОТРИ ВОКРУГ» игра на развитие глазомера и ориентировку в признаках величины.
Правила игры таковы. Дети расходятся по комнате и внимательно осматривают окружающие предметы,сравнивают их между собой по разным признакам: высоте, ширине, толщине, длине. По сигналу взрослого ребята замирают на ?