Диагностики социально педагогического развития 1 ребенка

Диагностики социально педагогического развития 1 ребенка thumbnail

Образовательный процесс современного детского сада характеризуется
обращенностью к ребенку, поиском оптимальных условий раскрытия и развития его
личностного потенциала. Все это возможно только при наличии объективной
обратной связи
. Именно обратная связь предоставляет воспитателю
информацию о реальных интересах и актуальном состоянии ребенка в момент
взаимодействия. Объективная обратная связь может быть обеспечена
педагогической диагностикой
.

Умение осуществлять педагогическую диагностику и проектировать на ее основе
задачи и содержание развития и воспитания ребенка входит в компетенцию
грамотного, квалифицированного педагога. Ведь “если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех
отношениях”. Использование педагогической диагностики в практике работы
воспитателей, дает возможность научно обоснованно анализировать образовательный
процесс, что закладывает основы качественного развития, прежде всего
дошкольника.

Педагогическая диагностика призвана помочь в понимании реальной картины
достижений, затруднений, перспектив развития ребенка, педагогического потенциала
имеющихся условий его становления и характера требуемой помощи (содействия)
педагога, которая может проявляться как:

– педагогическое руководство – помощь воспитаннику в преодолении затруднений,
при которой педагог берет на себя инициативу и ответственность в определении
целей, отборе средств и коррекции деятельности воспитанника;

– педагогическая поддержка – совместное с воспитанником определение его
интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей
и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию;

– педагогическое сопровождение – создание и развитие разносторонних условий
для принятия субъектом развития (воспитанником) оптимальных решений в различных
ситуациях жизненного выбора

Диагностика – это деятельность по установлению диагноза или наука о способах
осуществления этой деятельности. Без диагностики трудно представить осознанную и
целенаправленную деятельность педагога. Без нее он будет работать “вслепую”,
растрачивая силы и время и не имея гарантии получения конструктивного
результата.

Авторы программы “Детство” под педагогической диагностикой в дошкольном
образовании – группа задач профессиональной деятельности педагога, направленных
на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов
педагогического процесса, а также прогнозирование тенденций их развития как
основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса.

Диагностика личностно-социального развития дошкольников

Личностно-социальное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и
значимых направлений для проектирования педагогического процесса современного
дошкольного учреждения.

В исследованиях последних лет все большее внимание уделяется педагогической
диагностике как основе конструирования образовательного процесса, в том числе и
в направлении социально-нравственного развития дошкольника. В этом аспекте
педагогическая диагностика авторами программы “Детство” (Бабаева Т.Н., Крулехт
М.В., Полякова М.Н.) рассматривается как комплекс специально разработанных
методик, позволяющих воспитателю в повседневной жизни детского сада
диагностировать реальные особенности развития ребенка, находить пути помощи
ребенку в его развитии.

Предмет диагностики – особенности социально-личностного развития детей
старшего дошкольного возраста как основа проектирования задач педагогического
процесса в группах старшего дошкольного возраста.

Задачи диагностики:

1. Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со
взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие
проблемы каждого ребенка.
2. Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения,
умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.
3. Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых
чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в
повседневном общении и деятельности.

На первом этапе, при первичной диагностике, педагогу удобно воспользоваться
методом наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда воспитатель
в играх, совместных делах разговорах с детьми оценивает:

  • Эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего
    приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны
    такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт
    со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность.
  • Умения общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и
    взрослыми: проявления инициативности, активности в общении, (в т.ч. и
    речевой), застенчивости, робости, нерешительности, с чем обычно связаны
    умения культуры общения – умения вступать в контакт, умения ориентироваться
    при общении на чувства и переживания др.
  • Личностные проявления детей в различных видах деятельности (умения
    самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в
    соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность,
    отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т.д.)

Методика Т.А. Репиной “Изучение особенностей социально-нравственного
развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе
сверстников”.

Анализируя результаты, педагог может опираться на следующие рекомендации.
Рассмотрите полученные результаты таблицы. Вы видите, что почти у всех детей
есть свои достоинства и недостатки. Учитывайте их в своей работе с детьми.

Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых Вы
выделили только достоинства
. Очевидно, это ваша опора в группе, дети,
которые помогут вам заинтересовать, увлечь, организовать других. Но
приглядывайтесь к ним внимательнее – всегда ли мы объективны в нашей оценке?
Каковы задачи социально-эмоционального развития этих детей?

Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили
преимущественно негативные особенности
. Это дети, которым в первую очередь
требуется ваше понимание и помощь. Постарайтесь понять, в чем причины таких
проявлений детей. Для этого можно воспользоваться анкетой для родителей и
вопросником для беседы с ребенком, представленными в параграфе по изучению
особенностей семейного воспитания, методиками диагностики взаимоотношений детей
со сверстниками, используйте и другие знакомые вам методы. Определите
положительные качества, увлечения, интересы таких детей, опирайтесь на них в
ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-нравственного воспитания
могли бы помочь решить проблемы этих детей.

Возьмите список детей группы и выпишите имена и фамилии тех детей, которых
нет в вашей таблице
. Подумайте, почему так получилось – эти дети незаметны,
“забыты” взрослыми, они не проявляют себя или у них нет ярких личностных
особенностей. В процессе педагогического взаимодействия вам надо узнать этих
детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивидуальность и
преодолевать личностные проблемы.

Обобщения результатов наблюдения по данной методике позволит педагогу увидеть
индивидуальные особенности социально-личностного развития детей группы, их
сильные стороны и, и поведенческие проблемы, и учесть их в ходе дальнейшего
взаимодействия с каждым ребенком.

Для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения
к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний с детьми проводиться
индивидуальная беседа. Чтобы получить представления о понимании правил поведения
детьми группы и спланировать дальнейшую работу по социально-нравственному
воспитанию необходимо побеседовать с 6-8 детьми из разных по “благополучию”
групп, выделенных на основе первой методики.

Для детей старшего дошкольного возраста данные диагностики дополняются
результатами методики “Закончи историю” (модифицированный вариант
ситуаций Р.М.Калинина)

Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены
детьми, как они понимают особенности чувств других людей.

Педагогическая технология в программе “Детство” построена на основе
социально-эмоционального развития детей в трех наиболее значимых для дошкольника
сферах: ребенок и взрослые; ребенок и сверстники, ребенок и он сам. Поэтому
последующие этапы диагностики педагог ориентирует на изучение нравственных
представлений, поведенческих и познавательных умений, чувств и отношений
дошкольников по отношению к педагогу, членам семьи, сверстникам и самому
себе.

Изучение особенностей отношения ребенка с педагогом может проводиться
на основе таких методов как анализ рисунков детей на тему “Мой воспитатель”,
методики “А это могло быть с тобой?”, беседы с ребенком о воспитателях группы.

Следует отметить, что названые методики должны проводиться психологом,
методистом или педагогом другой возрастной группы для того, чтобы получить более
объективные результаты об особенностях представлений ребенка о своем воспитателе
и характере отношения к нему.

Методика рисования на тему “Мой воспитатель” и беседы по рисунку может стать
базовой для определения благополучия взаимоотношений педагога с детьми,
адекватного понимания дошкольниками чувств педагога, желания проявить сочувствие
и внимание к нему. Остальные методики необходимы для проектирования
педагогического взаимодействия с “проблемными” (замкнутыми, конфликтными,
нерешительными, агрессивными) дошкольниками и теми детьми, с которыми у
воспитателя не складывается позитивное взаимодействие.

Эта методика позволит увидеть своеобразие проявлений детей по отношению к
воспитателям группы, выявить имеющиеся у них проблемы взаимоотношений, и
выделить ту группу детей, преодоление трудностей в поведении которых необходимо
начинать с оптимизации их взаимоотношений с педагогом.

Изучить особенности представлений дошкольников о своей семье,
характер отношения к близким
помогут беседа с детьми на темы “Моя семья”
и “Моя семья в будущем”, анализ рисунков на тему “Моя семья”.

Данная беседа позволит педагогу увидеть особенности семейных взаимоотношений
в каждой семье ребенка, поскольку дети склонны проецировать особенности
родительской семьи на свою будущую семью. Особое внимание предлагаем обратить на
вопросы о желании ребенка в будущем жить совместно с родителями, запретах и
наказаниях, которые наиболее показательны для определения его эмоционального
благополучия в семье.

Второй значимой для старших дошкольников сферой взаимоотношений являются
отношения со сверстниками. Знание особенностей общения ребенка в
коллективе сверстников, развитие умений взаимодействия с другими детьми важный
аспект их социального развития лежащий в основе проектирования педагогического
процесса по данному направлению.

Автор программы Т.Н. Бабаева. отмечает, что в качестве базовых методик
могут выступать: наблюдение за общением детей в повседневной жизни,
одна из социометрических методик
(“Секрет”, “Подари открытку”, “Новоселье”),
рисование на тему “Я в детском саду”, одна из диагностических ситуаций,
выявляющие особенности взаимодействия дошкольника в совместной деятельности
(“Обложка для книги”, “Рукавички”, “Сапожки в подарок”, “Сделаем вместе”).

Одной из наиболее сложных для педагогической диагностики сфер является сфера
представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе. Для
ее изучения могут быть использованы такие методики как: наблюдения за
проявлениями детей в повседневной жизни, диагностическая ситуация (рассказ
ребенка о себе), беседа с ребенком “Что ты любишь”, экспериментальная методика
“Лесенка”, методика изучения образа “Я” дошкольника, диагностические ситуации
“Что я лучше всего умею”, “Мои лучшие качества”.

В ходе наблюдения за общением и деятельностью детей педагог отмечает:

  • Проявления самостоятельности и уверенности ребенка в деятельности:
    умения самостоятельно выдвинуть идею, действовать в соответствии с планом,
    оценивать свою деятельность, отношения к советам и замечаниям взрослых,
    сверстников
  • Позиция, которую ребенок занимает в общении – лидер, партнер,
    подчиненный, уверенность в общении
  • Проявление интереса к своему прошлому и будущему, умение устанавливать
    связь между прошлым и настоящим, настоящим и будущим.

Для изучения особенностей представлений дошкольников о себе предлагается:

Во-первых, воспитателю важно выделить особенности социально-нравственного
развития всех детей группы
– освоения ими представлений о правилах и нормах
поведения, умения следовать им в повседневной жизни, понимания ими чувств и
переживаний окружающих, умения ориентироваться на них в своем поведении,
характер детских взаимоотношений в коллективе сверстников, проявления детьми
интереса к другим людям, их внутреннему миру, инициативность и самостоятельность
дошкольников.

Постепенно в течение года воспитатель собирает информацию о
социально-личностном развитии ребенка по следующей схеме:

  • Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада, преобладающее
    настроение, активность в общении со взрослыми и сверстниками.
  • Понимание ребенком основных норм и правил поведения (какие не понимает),
    умение видеть ситуации неправильного поведения, давать нравственную оценку
    поведению других и своим собственным поступкам.
  • Основные черты общения и взаимодействия со взрослыми – активность,
    инициативность в общении, умение понять эмоциональные и физические состояния
    взрослого и проявить сочувствие, внимание, умения культуры общения (какими
    не владеет).
  • Положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе,
    типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный), проблемы
    взаимоотношений со сверстниками (если есть).
  • Знание ребенком своих индивидуальных особенностей, умение выражать свои
    чувства, желания, потребности, интерес к своему прошлому, настоящему и
    будущему. Проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер
    самооценки.
  • Наиболее яркие личностные качества и черты поведения.
  • Основные проблемы поведения и общения (если есть), их предполагаемые
    причины.

Приложение.

Источник