Диагностика зоны актуального развития ребенка
Диагностика уровня актуального развития включает в себя:
§ Общая осведомленность ребенка. Направлена на выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы. Общая осведомленность входит в число факторов, определяющих уровень интеллекта, и представляет собой совокупность знаний и представлений об окружающем мире, его основных закономерностях, которые человек получает в течение всей жизни из различных источников. Общую осведомленность еще называют эрудицией, кругозором;
§ Темп работы и работоспособность. Диагностика работоспособности и темпа деятельности ребенка — это возможность узнать насколько они готовы к предстоящим школьным нагрузкам и смогут ли справляться с заданным темпом учебы без вреда для здоровья и психики;
§ Характеристика моторики. Моторика (лат. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Различают крупную и мелкую моторику. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.Навыки мелкой моторики используются для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее;
§ Характеристика внимания. Внимание – это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой. Внимание активизирует нужные в данный момент психологические процессы человека и тормозит ненужные; способствует отбору информации, которая представляет интерес на данный момент; обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность на одном и той же информации или виде деятельности; для памяти процесс внимания выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной памяти; для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач.
§ Характеристика мышления. Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.
§ Особенности запоминания (памяти). Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память — основа важнейших проявлений психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. И поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Основные процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.
§ Особенности речевого развития. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи — чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.
§ Сформированность пространственных представлений. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней. Как показывают исследования, недостаточность сформированности пространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального развития. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности при чтении, письме, в овладении математическими операциями.
§ Характеристика интеллектуального развития. Интеллект – это способность к обучению; интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе.
§ Характеристика мотивационно-волевой сферы. Мотивационно-волевая сфера – это мотивы, интересы потребности субъекта, ориентирующие его в познавательной деятельности, а также воля, представляющая собой способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее достижения. Воля связывает познавательную и эмоциональные сферы выделяет активный характер познания, направляет его на приобретение новых знаний.
§ Эмоционально-личностные особенности. Личностные особенности – это те самые внутренние и глубинные особенности людей, которые и делают каждого из нас индивидуальным, отличным от остальных представителей нашего вида. В эту сферу относят все то, что является глубинным, стабильным, и влияющим на остальные особенности человека. Сюда можно отнести и темперамент, и мотивы поведения, и психологический характер, и стремления, и личностная идентичность. Личностные особенности человека позволяют оказывать влияние на психологические особенности: при стремлении и воле для человека не составит труда развить в себе те способности, которые ему нужны.
§ Характер межличностных отношений. Межличностные отношения — это отношения с близкими нам людьми; это отношения между родителями и детьми, мужем и женой, братом и сестрой. Конечно, близкие личные отношения не ограничиваются кругом семьи, в таких отношениях часто находятся люди, живущие вместе под влиянием различных обстоятельств. Общий фактор в этих отношениях — это различного рода чувства привязанности, любви и преданности, а также желание сохранить эти отношения.
Источник
Обучаемость — 1) способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности; 2) индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную О. как способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая — специальной одаренности индивида. Обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может быть полностью оценена одними показателями его развития. Максимальный уровень развития О. определяется возможностями самостоятельного познания.
Диагностика зоны актуального и ближайшего развития.
(моментальная, поурочная, диагностика)
Должны определить зону ближайшего развития ученика. Ученику дается самостоятельная работа базисного уровня на 8-10 минут.
*если он с ней справился, он находится в зоне актуального развития.
Если у него есть затруднения, и он затрудняется – он находится в зоне ближайшего развития.
Правила организации разноуровневой обученности для учителя
— Не сравнивать детей друг с другом в отношении успехов в учебе.
— Сравнивать успехи самого ребенка с собой.
— Поощрять даже незначительные успехи, т.к. успех рождает успех, добро рождает добро, а зло рождает озлобленность.
— Каждый ребенок должен учиться только в зоне своего ближайшего развития, а посему учитель должен знать четко свои задачи обучения для каждого уровня развития.
Развитие устойчивого вниманя — начальая школа . нужна постоянная смена видов деятельности.
Развитие любознательности, создавая поисковые, проблемные ситуации – среднее звено.
Развитие творческого мышления – старшее звено. Конструирование, моделирование сочинения — творческое напряжение.
Уровень обучаемости ( способность к учению)
(3 раза в год)
ОБУЧАЕМОСТЬ — это восприимчивость к обучению.
Обучаемость 1 класса определяют 3-4 учителя ( в т.ч. обязателен математик).
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОБУЧАЕМОСТИ.
а) Учитель выбирает небольшой по объему новый материал на 7-8 минут (делаетя это попредметно)
б) Повторяет все, что нужно для успешного усвоения новой информации.
в) Объясняет.
г) Показывает образец применения.
д) Предлагает самостоятельную работу
Алгоритм задания ученику:
Повторите то, что вы услышали.
Ответьте на вопросы по этому содержанию.
Выполнить задание по образцу
Осуществить перенос этого знания в новую ситуацию.
Алгоритм обработки материала:
1) Когда 3-4 человека выполнят задание, собрать листочки у всех.
Если ученик выполнил все 4 задания — это 3 ( высокий) уровень обучаемости; 3 задания – 2 ( хороший) уровень; 2 задания 1 (удовлетворительный) уровень
Составляется дифферненцированный список учащихся по предмету. Но эти группы подвижны , их состав может изменяться.
Уровень обученности ( результат)
ОБУЧЕННОСТЬ — это реально усвоенный уровень знаний, умений и навыков.
Он ( уровень) определяется тестовыми заданиями ( в них проявляются и педагогические , и психологические особенности личности)
Тесты включают в себя 4 уровня ( 1+2) 1 и 2 уровни — воспроизведения.
1 уровень обученности: — различение.
Он характеризует низшую степень, когда учащийся отличает объект от его аналогов только по ярко выраженным признакам.
2 уровень обученности — запоминание.
Учащийся может пересказать содержание текста, правила, но это не служит доказательством понимания.
3 уровень обученности — понимание.
Он предполагае нахождение существенных признаков и связей явлений, предметов на основе анализа и синтеза.
4 уровень — простейшие умения и навыки.
Показатель высокой степени обученности.
Умения – это закрепленные способы применения знаний в практической деятельности.
Навыки – это умения, доведенные до автоматизма
5 уровень – перенос:
Учащиеся умеют бобщать, применять полученные знания в новой ситуации. Это самый высокий уровень.
уровень качества знаний ( комплексность, системность, перенос, прочность) – это не количество
“4” и “5” – допустим.
Уровень обученности ( положительные оценки)
Результаты уровня обученности
№ | ФИО уч-ся | Различение | запоминание | Понимание | Умения, навыки | Перенос | % | Уровень | |
1 | Иванов | 2 | 2 | 2 | 1 | 70 | |||
Ключ к обработке:
А) полностью – 2 балла
Б) частично – 1 балл
В) отсутствует — 0 баллов
Работа из 5 вопросов на каждый уровень. Вопросы должны быть составлены очень правильно. Баллы в строке должны идти по убыванию.
К = 7 /(5*2)* 100 % = 70
Обучаемость выше обученности – работать с ребенком
Обучаемость = обученности – идеально
Обучаемость ниже обученности – ребенок очень старается
Подходы к диагнозу: если:
К 40 % — критический уровень
К=40-60 % — низкий уровень
К=60-80% — допустимый
К= 80-100 % — оптимальный
/Диагностики “б” и “в” желательно проводить 1 раз в полгода одновременно/
Уровень познавательного интереса
стадии познавательного интереса
любопытство
любознательность ( сост.вопроса)
ситуативный интерес
познавательный интерес ( интерес к определ.области знаний)
метод наблюдения
№ | ФИО уч-ся | 5 класс | 6 класс | ||||||
1 четв | 2 четв | 3 четв | 4 четв | 1 четв | 2 четв | 3 четв | 4 четв | ||
1 | Иванов | + |
Ключ к обработке:
К = К (+) * 100 % — уровень
К
( по списку)
К + К + К + К * 100 %
………
Целесообразно провести встречное анкетирование детей.
(Определение результата, как в диагностике 3 – “Уровень обученности”)
Уровень сформированности ОУУН
В школе нужно разложить по классам и учителям все навыки и составить план-сетку разработки.
В качестве диагностики предлагается задание, направленное на выявление того умения, которое отрабатывается в течение года.
Уровень самостоятельной творческой деятельности
( уровень познавательной самостоятельности)
( Метод независимых экспертов)
Инструкция к диагностике:
Работа проводится на два варианта и в режиме модульной технологии.
прочитай текст – 2 вар.
Составь по тексту три вопроса:
а) репродуктивный
б) конструктивный
в) творческий
запиши их в своей тетради и ответь на них.
Перепиши вопросы на листочек и передай их соседу.
Ответь на вопросы соседа на листочке и передай его соседу.
Умение составл. воспросы | Умение отвеч.на свои вопросы | Умение отвеч. на вопросы других | ||||||||||||||||
№ | Фио уч-ся | Реп | Кон | Твр | Реп | Кон | Твр | Реп | Кон | Твр | Оценка | % | ||||||
1 | Иванов | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 95 % | Оптим. | |||||
Оцени ответ соседа, посавь ему отметку:
1 вопрос – 3
2 вопроса – 4
3 вопроса – 5
Источник
Диагностика уровня актуального развития ребенка с отнесением его к определенной категории (группе) детей и выбор соответствующего выявленным возможностям ребенка вида образовательной программы является наиболее сложной диагностической задачей.
Цель комплексного обследования – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, определение путей развивающей и коррекционной работы, вида и формы обучения, адекватных возможностям ребенка. Задача: определение уровня деформации различных качеств и свойств личности ребенка. Последовательность индивидуальных обследований ребенка не является жестко закрепленной, а определяется возрастными и индивидуально-типологическими особенностями ребенка, состоянием его соматического и нервно-психического здоровья и гипотезой обследования.
№ п/пПараметры обследования Возрастные категории
Младший дошкольный возраст (2-4 года) Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Методическое обеспечение психологического обследования
1 Общие представления об окружающем, кругозор ребенка:
Цель: — установить контакт с ребенком;
— выявить общий уровень представлений об окружающем мире
Диагностическая беседа
2 Восприятие
Цель: — определить особенности восприятия: целостность, активность, объем, осмысленность;
— выявить преобладающий тип восприятия Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий
-методика «Заштрихованные картинки»;
— рисование по образцу;
— методика «Разрезные фигуры» Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий
-методика «Заштрихованные картинки»
— графические пробы;
— методика «Разрезные фигуры»
3 Внимание
Цель: — определить особенности внимания: концентрация, объем, устойчивость, распределение, переключение;
— выявить уровень развития внимания Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий;
— методика Пьерона -Рузера4 Память
Цель: — определить особенности памяти;
— выявить преобладающий тип памяти — методика «Повтори предложение»;
— выполнение простых речевых инструкций;
-методика исследования зрительной памяти -методика опосредованного запоминания по А. Леонтьеву;
— методика «Найди отличия»;
-методика исследования зрительной памяти
5 Мышление
Цель: — определить тип мышления;
— выявить сформированность основных интеллектуальных операций:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, установление аналогий. Методика «Доски Сегена»;
— методика «Классификация предметов»;
— методика «Раз-резные картинки»;
— соотнесение предметов по цвету, форме, количеству — методика «Классификация предметов»;
-цветные прогрессивные матрицы Раве-на;
-установление последовательности событий;
-методика «Исключение предметов»;
— методика « Кубики Кооса;
-методика «Классификация предметов»;
— методика «4-й лишний»
6 Эмоционально-личностные особенности
Цель: — выявить преобладающее настроение;
— установить степень контактности, критичности, уровень адекватности эмоционального реагирования; Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий;
— методика «Эмоциональные лица» Наблюдение за ребенком во время выполнения экспериментальных заданий
— методика «Цветовой тест отношений»;
— методика «Рука»
Проективные методики: «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Рисунок семьи в образах живот-ных», «Рисунок семьи в образах цветов» и т.п.
Приложенные файлы
- diagnostika 2.doc
Диагностика уровня актуального развития
Размер файла: 15 kB Загрузок: 37
Источник
(начиная с 2-летнего возраста)
Диагностическое занятие проводится специалистом логопедом-дефектологом. При необходимости к процессу подключаются нейропсихолог или психолог.
По результатам проведенного обследования, определяется уровень актуальных возможностей ребенка в данный момент. И разрабатывается план занятий для необходимой помощи.
Что такое «Зона актуального развития»?
Это то, что есть на данный момент; то, что ребёнок может выполнить сегодня.
Что такое «Уровень актуального развития ребенка»?
Это задачи, которые ребёнок может решать самостоятельно.
Диагностика уровня актуального развития включает в себя оценку по следующим характеристикам:
- Общая осведомленность ребёнка, его эрудиция, кругозор
То, что ребёнок знает о себе, семье, окружающем его мире. Умение рассуждать и делать собственные выводы, умозаключения. - Темп работы и работоспособность
Возможность узнать, насколько ребёнок готов к нагрузкам, в том числе и школьным (без ущерба для здоровья и психики). - Характеристика моторики
Различают крупную и мелкую моторику.
Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, бег, прыжки и т.п.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами, передавать предметы из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. - Характеристика внимания
Внимание – это умение сосредотачиваться на информации, поступающей через органы чувств. Для памяти внимание помогает удерживать информацию в кратковременной памяти. Для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач. - Характеристика мышления
Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека. - Особенности запоминания (памяти)
Основные процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. - Особенности речевого развития
Благодаря речи люди получают возможность общения друг с другом. Однако, на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения, письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка. - Сформированность пространственных представлений
Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой. Несформированность пространственных представлений проявляется в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями. - Характеристика интеллектуального развития
Интеллект – это способность к обучению. Интеллектуальное развитие – это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. - Характеристика эмоционально-волевой сферы
Воля связывает познавательную и эмоциональную сферы, выделяет активный характер познания, направляет его на приобретение новых знаний. - Эмоционально-личностные особенности
- Характер межличностных отношений
Для посещения диагностики необходимо предварительно записаться по телефону.
Источник