Диагностика уровня развития словаря ребенка

Диагностика уровня развития словаря ребенка thumbnail
  1. Цель и задачи
    диагностики словаря дошкольников.

  2. Методика обследования
    уровня развития словаря дошкольников
    в разных возрастных группах.

1. Свободное
овладение словом, понимание его значения,
точность словоупотребления являются
необходимыми условиями освоения всех
сторон речи (грамматического строя
языка, звуковой стороны речи, связной
речи). Исследования последних лет
показали необходимость включения в
работу по развитию словаря детей таких
задач, как ознакомление с многозначными
словами, с синонимами и антонимами,
формирование умения точно использовать
лексические средства родного языка.
Раскрытие смыслового богатства
многозначных слов, синонимов и антонимов
способствует не количественному
увеличению, а качественному преобразованию
словаря за счет углубления понимания
смысла уже известных слов.

Особенностью
работы по обогащению и активизации
словаря является ее связь со всеми
видами деятельности дошкольников.
Познавая окружающий мир, они усваивают
точные названия предметов и явлений,
их качества и взаимосвязи, углубляют и
уточняют знания и представления. У детей
дошкольного возраста очень развита
ориентировка на смысловое содержание.
Ф.А.Сохин отмечал, что слово для ребенка
выступает, прежде всего, как носитель
смысла, значения.

2. В обследовании
уровня развития словаря дошкольников
особенно важно выявить степень понимания
детьми смысла (значения) слова. Для этого
предлагается ряд заданий.

I.
Составление
предложений с многозначными словами.

Цель: выявить уровень сформированности
у детей умения точно употреблять слово
и строить предложения и словосочетания
с данным словом по законам грамматики.

Словесный материал:
изолированные слова (существительные,
прилагательные и глаголы). Особенность
этого задания состоит в том, что часто
при правильном понимании значения слова
у детей наблюдается неумение строить
словосочетания с ним. По характеру
сочетания слова с исходным можно судить
о том, какие значения этого слова детям
уже известны. Например, составляя
предложение со словом «ручка», дети
ориентируются на значение «письменная
принадлежность» («Ручкой пишут», «Я
пишу ручкой»). Но встречаются ответы,
построенные и на других значениях этого
слова: «У двери есть ручка», «Ручка у
маленького ребенка». Слово «пушистый»
может быть известно детям и в прямом
смысле (пушистый хвост у лисы) и в
переносном (пушистый снег). Наибольшей
многозначностью обладают глаголы
(лежит, идет).

Характеристика
ответов детей в соответствии с разными
уровнями:

1. Высокий уровень.
Ребенок составляет предложение из трех
(или более) слов. Например, «Листик упал
с дерева», «Я нарисую на листике дом»,
«На листьях ползает гусеница».

2. Средний
уровень. Ребенок составляет предложение
или словосочетание из двух слов. Например,
«легкая пушинка», «легкая задача».

3. Низкий уровень.
Ребенок только повторяет названное
слово.

II.
Составление
предложения со словами-синонимами.

Цель: выявить умение правильно по смыслу
соединять слова и умение дифференцировать
значения синонимов. На основе этого
определяется, насколько у детей
сформирована точность словоупотребления,
чуткость к смысловым оттенкам близких
по значению слов. Например, маленький
ребенок, крошечный жучок, малюсенькая
капелька. Соединение слов в предложении
раскрывает умение ребенка осмысленно
употреблять слова в различных
грамматических формах и значениях.
Например, «легкий ветер», «Дул легкий
ветерок».

Детям предлагают
слова из синонимического ряда, например:
большой – огромный – громадный; тайна
– секрет – загадка.

Характеристика
ответов детей, в соответствии с разными
уровнями:

    1. Высокий уровень.
      Ребенок объединяет данные слова в одно
      предложение с пояснением их значений.
      Например, «Вот у нас собака большая, а
      у дяди Толи – огромная».

    2. Средний уровень.
      Дети составляют словосочетания или
      предложения с разными словами. Например,
      «Смелый моряк, храбрый солдат».

    3. Низкий уровень.
      Ребенок составляет словосочетания с
      одним и тем же словом: большой дом,
      огромный дом.

III.
Подбор
синонимов.

Цель: выявить умение выбирать наиболее
подходящее слово к заданному, вдумываться
в смысл употребляемых слов и правильно
их сочетать. Многие дошкольники
употребляют для обозначения разных
признаков одно и то же слово, например,
«хороший» (хороший суп, хорошее платье,
хороший рисунок и т.д.). Поэтому понимание
и употребление синонимов необходимо
для того, чтобы выразить свои мысли
точнее.

Подбор синонимов
предлагается в различных вариантах:

— в словосочетаниях,
где исходным словом является многозначный
глагол или прилагательное (идет поезд,
идет весна, чистая посуда, чистая вода,
чистая совесть);

— в речевых ситуациях,
способствующих активизации лексики,
поиску и выбору наиболее точного в
смысловом отношении слова;

— в изолированных
словах, когда дети самостоятельно
подбирают слова, отвечая на вопрос: как
сказать по-другому? (смелый – храбрый,
отважный, мужественный; бросать –
кидать, метать).

Характеристика
ответов детей в соответствии с разными
уровнями:

1. Высокий уровень.
Ребенок правильно подбирает слова-синонимы
на представленные (свежий хлеб – мягкий).

2. Средний уровень.
Ребенок объясняет смысл словосочетания
в целом (Свежий хлеб только что испекли).

3. Низкий уровень.
Ребенок просто заменяет существительное
в предложенном словосочетании (идет
весна – идет гроза).

IV.
Подбор
антонимов.
Цель:
выявить умение сопоставлять предметы
и явления по временным и пространственным
отношениям, по цвету, величине, весу и
т.д.

Материал: картинки
с предметами, различными по признакам
(большой и маленький дом, длинный и
короткий карандаш).

Педагог показывает
картинку и предлагает начало фразы,
которую ребенок должен закончить.
Например, «Посмотри: этот карандаш
длинный, а другой…».

Варианты заданий:

— подбор антонимов
к изолированным словам;

— подбор соответствующих
слов к словосочетаниям (свежий хлеб –
…, свежий ветер – …);

— подбор сопоставлений
(Что бывает узким, а что широким?)

Характеристика
ответов детей в соответствии с разными
уровнями:

1. Высокий уровень.
Ответы правильные по смыслу и грамматической
форме (длинный – короткий, высоко –
низко).

2. Средний уровень.
Правильно подобраны антонимы по смыслу,
но есть ошибки в грамматической форме
(плакать – смех, добрый – зло).

3. Низкий уровень.
Ответы с частицей «не», неправильные
по смыслу ответы (высоко – невысоко,
длинный – маленький).

V.
Речевые
ситуации.

Цель: выявить умение подбирать синонимы
и антонимы к определенным речевым
ситуациям, выбирать точное по смыслу
слово из синонимического ряда.

Пример речевой
ситуации для детей: «Пошли два медвежонка
гулять и нашли пчелиный улей. Одного
медвежонка пчела ужалила, и вернулся
он к маме грустный. Как еще про него
можно сказать? Какой он был? Если
медвежонок был грустный, то он не просто
шел, а … (брел, плелся). А второй медвежонок
наелся меда и был … Раз он был веселый,
он к маме … (бежал, скакал вприпрыжку)».

Характеристика
ответов детей в соответствии с разными
уровнями:

1. Высокий уровень.
Дети подбирают по два-три слова разных
частей речи к данной речевой ситуации.

2. Средний уровень.
Дети называют по одному слову.

3. Низкий уровень.
Дети называют слово с частицей «не» или
подбирают неточные по смыслу слова.

VI.
Оценка
словосочетаний и высказываний по смыслу.

Цель: выявить сформированность точности
словоупотребления, уровень осознания
смысловых отношений между словами.

Сознательное
отношение к смыслу слов и выражений
сказывается на улавливании разного
рода бессмыслицы в речи чужой и своей.
Особенно ярко это выражается в том, как
дети реагируют на оговорки: они весело
хохочут, ясно давая понять, что смешит
их именно получившаяся нелепость
(А.Н. Гвоздев).

Варианты заданий
для детей:

— объяснить смысл
словосочетаний (легкий чемодан, тяжелый
чемодан, трудный чемодан или легкая
задача, тяжелая задача, трудная задача);

— оценить детские
высказывания типа «Мамочка, я тебя
громко-громко люблю», «Папа, иди шепотом»,
«Мы польем цветы, и они отвянут».

Характеристика
ответов детей в соответствии с разными
уровнями:

  1. Высокий уровень.
    Ребенок замечает и объясняет неточности
    (Иди шепотом – это неправильно, шепотом
    можно говорить).

  2. Средний уровень.
    Ребенок дает свой правильный вариант
    («Папа иди шепотом» – «Папа иди тихо»).

  3. Низкий уровень.
    Ребенок не замечает смысловых ошибок.

VII.
Определение
значения слова

(ответ на вопросы «Что такое?», «Что
значит?»).

Цель: выявить, в
какой степени ребенок понимает значение
тех или иных слов, включая многозначные
слова.

В качестве словесного
материала используют разные слова.
Например, отвечая на вопрос «Что такое
лес?», дети часто дают словарное
определение «Это где много деревьев. В
лесу растут деревья всякие».

Объяснение
многозначных слов раскрывает глубину
понимания детьми смысла. Например, «Сад
— это где растут яблоки, груши. А еще есть
детский сад, куда ходят дети».

Обобщающие слова
дети часто объясняют через перечисление
объектов, входящих в данную группу.
Например, «Посуда – это кастрюля, чашка,
тарелка».

Характеристика
ответов детей в соответствии с разными
уровнями:

  1. Высокий уровень.
    Дети определяют значение слова по
    функциям предмета (мячом играют в
    футбол) или по родовым понятиям (мяч –
    это такая игрушка для детей).

  2. Средний уровень.
    Ребенок дает описание предмета, указывает
    на отдельные признаки (мяч круглый, у
    меня есть мяч).

  3. Низкий уровень.
    Дети не могут определить значение
    слова.

VIII.
Придумывание рассказов с использованием
слов близких или противоположных по
смыслу.
Цель:
выявить сформированность умений точно
отбирать и правильно сочетать слова.

Детям предлагают
разные пары слов с одним общим, например
«холодный – теплый», «свежий – теплый».
Дети могут придумать разные рассказы:
«Осенью идет холодный дождь. Птицы
улетают в теплые края. А когда приходит
весна, дует теплый ветерок, светит
солнце, и птицы возвращаются», «Однажды
мама купила в магазине свежие булочки.
Они были такие теплые и пахли вкусно.
Мне очень нравится кушать такие».

Для построения
связного высказывания большое значение
имеют произвольность, преднамеренность
использования средств языка, умение
избирательно пользоваться языковыми
средствами, употреблять слова,
словосочетания, синтаксические
конструкции, которые наиболее точно
передают замысел говорящего.

Характеристика
ответов детей в соответствии с разными
уровнями:

  1. Высокий уровень.
    Дети включают в рассказ оба слова из
    предложенной пары, ориентируясь на
    значение (пример выше).

  2. Средний уровень.
    Дети используют только одно из
    предложенных педагогом слов.

  3. Низкий уровень.
    Дети придумывают только одно
    словосочетание.

Все результаты
обследования уровня развития словаря
детей педагог заносит в протоколы для
каждого ребенка. На их основе составляется
общая характеристика развития словаря
детей данной возрастной группы, которая
позволяет скорректировать основные
задачи развития речи детей на определенный
промежуток времени (на учебный год).

Литература

    1. Анищенко, О.А.
      Развиваем в игре / О.А. Анищенко, Л.А.
      Вяткина, М.В. Мащенко – Минск: Нар.
      асвета, 2002. – 145 с.

    2. Любина, Г.А. Детская
      речь: пособие для педагогов дошк.
      учреждений / Г.А. Любина. – Минск:
      Научно-методич. центр учеб. кн. и средств
      обучения, 2002. – 224 с.

    3. Ушакова, О.С.
      Развитие речи дошкольников / О.С.
      Ушакова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии,
      2001. – 240 с.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Яна Ермишкина
Речь дошкольников. Диагностика словаря детей подготовительной группы

Речь дошкольников.

Диагностика словаря детей подготовительной группы.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для развития речи детей. В этот период дети хорошо усваивают родной язык, подражают речи окружающих.

Словарный запас увеличивается до 3500 слов, присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания. Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

К сожалению, занятые родители современных детей мало уделяют внимания развивающим занятиям. Дети часто предоставлены сами себе, их друзья – телефон, планшет, интернет, телевизор. Как может развиваться и совершенствоваться речь при таких условиях? Поэтому, к 7 годам у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена нелитературными словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развернутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т. д.

Возьмите на заметку несколько несложных заданий по выявлению разнообразия и достаточности словаря вашего ребенка. Данные диагностические материалы направлены на проверку того, как ребенок употребляет, осмысливает основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы и наречия.

А. Существительные.

1. Назови предметы, которые ты видишь вокруг.

2. Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

3. Подбери подходящее слово:

* густой, дремучий…

*ласковая, пушистая…

*светит, греет…

4. Назови одним словом:

* Тополь, ива, рябина…

* Катя, Оля, Аня…

* Врач, кондитер, полицейский…

Б. Прилагательные.

1. «Скажи, какое»

Послушай отрывок из стихотворения М. Щеловановой «Утро»:

1. Какое сегодня утро?

Сегодня не будет солнца,

Сегодня плохое утро,

Сегодня скучное утро

И, кажется, будет дождь.

Серый, пасмурный день.

2. Сегодня хорошее утро,

Наверное, будет солнце

Сегодня веселое утро.

Обязательно будет солнце.

— О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как можно сказать другими словами про этот день? (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? (веселое, радостное, голубое, безоблачное).

А человек может быть хмурым? Да. Как еще можно назвать хмурого человека, какой он? (Сердитый, угрюмый, неприветливый).

2. Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный. (еще какой). Моя мама красивая, ласковая (еще какая). Сегодня у меня настроение хорошее, приподнятое (еще какое). Лес дремучий, темный…

3. Посмотри на картинки, скажи одним словом, что здесь нарисовано? Перечисли эти фрукты и скажи, какие соки из них делают (на листе бумаги изображены фрукты: яблоко, груша, персик, апельсин, слива).

4. «Что из чего?».

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть предметы на картинках, все эти предметы сделаны из разных материалов.

Вопросы:

— Что это? Какой он?

На картинках изображены: бумажный кораблик, стеклянная ваза, резиновые сапоги, фарфоровая посуда, пластмассовые игрушки, металлическая кастрюля и т. д.

В. Глаголы.

1. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.).

2. Вспомни, кто из животных как передвигается. Ласточка. (летает, кит. (плавает, кенгуру. (прыгает, кузнечик (стрекочет, змея. (ползает…

3. Кто из животных как голос подает? Петух что делает? (кукарекает, тигр. (рычит, мышь. (пищит, корова. (мычит)..

4. Рассмотри картинки, расскажи, кто что делает? (На картинках: кондитер печет торт, солдат стреляет из автомата, девочка играет в мяч, капитан стоит за штурвалом, мама гладит белье, доктор дает лекарство, пожарный тушит пожар).

Г. Наречия.

*Корова жует сено как?

-медленно.

*Голодная собака ест мясо как?

-Быстро, жадно.

* Рысь бегает как?

-Быстро, стремительно.

*Маму любишь как?

-Сильно.

*Ты поранился, тебе как?

-Больно.

*Черепаха ползает как?

-Медленно.

Для экспресс-диагностики можно все упростить, используя одно задание для проверки использования ребенком всех частей речи.

Игра «Опиши предмет».

Материал: различные предметные картинки с изображением игрушек, животных…

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает по одной картинке, например: мишка, машина, мяч, зайка, юла, кукла; животные….

Просит ответить на вопросы:

— Что это? (Мяч.)

— Какой он? (Красно-бело-синий, цветной, полосатый, резиновый.)

— Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.)

-После игры с ним, тебе становится как?

-Весело…

-Это животное (тигр) передвигается как?

-Быстро, стремительно, иногда тихо, осторожно…

В следующий раз поговорим о пополнении словаря детей.

Источник

Анастасия Князева
Диагностические задания на выявление сформированности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

Диагностические задания на выявление сформированности словарного запаса детей

(составленные на основе методики выявления уровня развития речи дошкольников Ушаковой О. С, Струниной Е. М)

Оценка предметного словаря (части предмета, слова – обобщения); глагольного словаря (глаголы с пространственными приставками); словаря признаков (относительные прилагательные; антонимы, обозначающие цвет, величину, время, пространственные признаки).

I серия заданий

Цель: выявление сформированности словарного запаса детей.

Ход обследования. 1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

1)называет все признаки;

2) называет отдельные признаки, действия;

3)не называет признаков

2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

3. Что называют словом ручка?

1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);

2) называет два значения этого слова;

3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).

2ая серия

1. Методика «Предметный словарь»

Цель: выявление умения в назывании частей предметов.

Ход обследования:

Педагог выкладывает перед ребенком предметные картинки с изображением машины (легковой, дома и просит назвать предметы и его части. Педагог может указкой показать некоторые части изображенного предмета, что поможет ребенку вычленить часть из целого и назвать ее. В старшем дошкольном возрасте желательно, чтобы дети указывали части и детали, которые не видны на картинке. Если ребенок не называет невидимые части, то воспитатель задает вопрос: «Что еще есть у машины? Что есть в доме?». Например: машина — колеса, руль, бензобак, дверь (передняя, задняя, ветровое стекло, зеркало, мотор, тормоз, ремень безопасности, салон, сиденье и пр. ; дом — стены, крыша, дверь, крыльцо, окно, труба, ступеньки, комнаты, потолок и пр.

1) ребенок выделяет и называет все части предмета;

2) ребенок выделяет и называет части предмета с помощью взрослого;

3) ребенок не выделяет и не называет части предмета даже с помощью взрослого, или затрудняется в ответах

2. Методика «Слова-обобщения»

Цель: выявление овладения обобщающими словами.

Ход обследования:

Педагог предлагает детям четыре картинки. Просит назвать их одним словом («Каким, одним словом можно назвать эти предметы?»).

Выясняет, владеют ли дети следующими обобщающими понятиями: инструменты, транспорт, деревья, ягоды.

Примерный перечень картинок:

инструменты — дрель, рубанок, пила, молоток;

транспорт — машина (легковая, автобус, троллейбус, трамвай;

деревья — береза, дуб, ель, рябина;

ягоды — малина, клубника, черная смородина, крыжовник.

1) ребенок подбирает и называет обобщающие слова по всем предложенным категориям;

2) ребенок подбирает и называет обобщающие слова по всем предложенным категориям с небольшой помощью взрослого, или называет, но не все;

3) ребенок даже с помощью взрослого не подбирает и не называет обобщающие слова по всем предложенным категориям, затрудняется с ответом

3. Методика «Словарь глаголов»

Цель: выявление наличия глаголов в словаре ребенка.

Ход обследования:

Ребенку предлагается на столе условный макет городской улицы, на которой стоит гараж (это может быть, например, кубик или коробочка, проложены дороги (например, полоски бумаги или ленточки, стоят мост, дома (например, кубики). В гараж ставится машина (игрушка). Педагог говорит и действует с игрушкой: Я расскажу тебе, что делала машина на улице города, а ты мне помогай. Подбирай необходимые слова, похожие на Педагог везет машину по макету и говорит: «Машина из гаража. (выехала) и по дороге. (поехала); на мост машина… (въехала); через дорогу. (переехала); к светофору. (подъехала); за дом. (заехала); далеко. (уехала)».

Далее педагог предлагает ребенку взять машинку, показать и рассказать, что делала машина на улице города. При этом особое внимание уделяется не только умению ребенка использовать пространственные приставки, но и правильному соотнесению действия и слова.

1) ребенок активно употребляет глаголы в своей речи, правильно подбирает их по смыслу, изменяет форму;

2) ребенок, употребляет глаголы, но иногда подбирает их не точно к слову или употребляет неправильную форму;

3) ребенок, даже с помощью взрослого не употребляет глаголы, или подбирает их не точно к слову, употребляет неправильную форму;

4. Методика «словарь признаков»

Относительные прилагательные.

Цель: выявление понимания ребенком признаков предмета.

Ход обследования:

Проводится в виде игрового упражнения «Скажи по-другому». Сначала педагог говорит, из чего сделан предмет (ваза из стекла, а затем ребенок (стеклянная).

Примеры: ваза из стекла — стеклянная;

стол из дерева — деревянный;

сумка из кожи — кожаная;

коробка из картона — картонная;

игрушка из пластмассы — пластмассовая;

ключ из металла металлический.

1) ребенок подбирает относительные прилагательные ко всем предложенным словам;

2) ребенок с помощью взрослого подбирает относительные прилагательные ко всем предложенным словам;

3) ребенок, даже с помощью взрослого не подбирает относительные прилагательные к предложенным словам;

2. Антонимы. Педагог называет слова, ребенок подбирает противоположную пару:

светлый — темный;

белый — черный;

высокий — низкий;

правый — левый;

зимний — летний;

легкий — тяжелый;

верхний — нижний и т. д.

При затруднении педагог может добавить существительное, которое поможет ребенку ответить верно:

светлый костюм — темный костюм;

белый воротник — черный воротник;

высокий человек — низкий человек;

зимний день — летний день; легкий

камень — тяжелый камень;

верхний этаж — нижний этаж;

правый глаз — левый глаз и т. д.

Полученные при обследовании словаря ребенка данные педагог заносит в таблицу.

1) ребенок подбирает противоположную пару слова без существительного или с существительным;

2) ребенок подбирает противоположную пару слова без существительного или с существительным с помощью взрослого;

3) ребенок даже с помощью взрослого затрудняется подобрать противоположную пару слова без существительного или с существительным;

Высокий уровень (20-24 балла)

Ребенок широко пользуется словарным запасом, быстро находит нужное слово; называет все признаки предмета; выделяет и называет все части предмета Употребляет в речи существительные с обобщающим значением, слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Подбирает противоположную пару слова без существительного или с существительным. Выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога.

Средний уровень (16-20 баллов)

Ребенок пользуется словарным запасом, но нужное слово находит с небольшими затруднениями. Употребляет в речи существительные с обобщающим словом, но не может подобрать в соответствующей ситуации. В основном употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Затрудняется в подборе антонимов, либо подбирает противоположную пару слова только с существительным и не ко всем словам. При выполнении заданий требует небольшой подсказки педагогом.

Низкий уровень (менее 16 баллов).

У ребенка недостаточный словарный запас из основного словарного фонда. Нужное слово находит с трудом. В своей речи редко использует существительные с обобщающим значением, слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Плохо ориентируется в поборе противоположного слова. При выполнении заданий требуется неоднократное повторение заданий.

Источник