Диагностика уровня развития ребенка в год
Младенчество — период, длящийся до конца первого года жизни ребенка. Будучи даже биологически беспомощным существом, зависящим от ухаживающего за ним взрослого, ребенок является максимально социальным существом. Но будучи вплетенным в социальное, он лишен основного средства общения — речи. В противоречии между максимальной социальностью ребенка и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития в младенческом возрасте.
Первая специфическая форма реагирования именно, на человека получила название «комплекса оживления». Он включает в себя улыбку, вокализации и двигательную активность младенца навстречу взрослому. Развитие моторики
младенца подчинено определенной схеме: движения совершенствуются от грубых, крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала совершенствуются движения рук и верхней половины тела, затем — ног и нижней части тела. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя обе они связаны. В младенчестве появляются первые формы подражания, первые применения орудий и употребление слов, выражающих желание.
Основное новообразование младенческого возраста — первоначальное сознание психической общности со взрослым, с матерью, предшествующее выделению собственного «Я».
Общение, формирующееся в первом полугодии жизни ребенка, М. И. Лисина назвала ситуативно-личностным.
Во втором полугодии интенсивно развивается понимание ребенком речи окружающих взрослых, появляется автономная речь. В качестве критерия психического развития на этом этапе выступают четыре показателя: сенсорная деятельность, эмоциональное общение, моторика и речь.
Обследование ребенка в возрасте до одного года требует от исследователя повышенного внимания и соблюдения ряда требований. Исследование можно проводить, если:
а) ребенок здоров;
б) находится в спокойном состоянии и ничем не раздражен, не недоволен и не слишком весел;
в) не хочет спать или не сразу после сна;
г) сыт и не проголодается в ближайшее время;
д) вблизи него должен находиться кто-нибудь из лиц, к которым он привык;
е) в комнате должно быть как можно меньше людей и они не должны попадать в поле зрения ребенка;
ж) обстановка должна быть привычной для ребенка — своя комната, кроватка и т. д.;
з) исследование в один раз должно продолжаться не более 10 минут и повторное исследование должно производиться не
Если исследователь сам по себе вызывает у ребенка неблагоприятную реакцию (ребенок пугается, плачет, выражает недоверие и т. п.), то исследование нужно отложить до тех пор, пока ребенок не перестанет реагировать.
Все исследования должен проводить специалист: врач, медицинская сестра, психолог и т. п. Результаты исследования оказываются менее объективными, когда исследование проводят близкие родственники, даже если они имеют психологическое образование.
Периоды возрастного развития и формирование Ф А П.
Периоды развития | ||||
I | II | III | IV | |
Период | Младенческий | Ранний детский | Дошкольный | Школьный |
Ведущая деятельность | Эмоциональное общение | Предметная деятельность | Игровая деятельность | Учебная деятельность |
Психодинамическая периодизация психического развития | ||||
З.Фрейд | Оральный | Анальный | Фаллический | Генитальный |
Э. Эриксон | Доверие против закрытости | Автономность против зависимости | Инициатива против чувства вины | Трудолюбие против чувства неполноценности |
Берн/Литвак | Ты +/- | Я +/- | Они +/- | Труд +/- |
В. Шутс | Присоединение | Контроль | Открытость | |
Периодизация когнитивного развития | ||||
Стадия развития по Пиаже | Сенсомоторная | Предоперациональная | Конкретных операций | Формальных операций |
Вид мышления | Предметно-действенное | Наглядно-образное | Теоретическое и абстрактное | |
Тип отражения | Конкретно-чувственный | Абстрактно-обобщенный | ||
Компоненты ментальной стратегии | Экстраверсия / интроверсия | Рациональность / иррациональность | Этика / логика F/T | |
Периодизация развития межполушарного взаимодействия | ||||
Ведущий тип полушарной организации | Правополушарный | Левополушарный | Баланс лево- и правополушарного. Формирование индивидуальной стратегии | |
Развитие функциональной асимметрии | Дифференциация функций между левым и правым полушарием | Дифференциация между ассоциативными (передними) и проекционными (задними) областями |
Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка — то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу Габышевой Виктории Анатольевне
Источник
От автора: По материалам: «Играть с ребёнком. Как?» Ю.Титова, О.Фролова, Л.Винникова
Я предлагаю уникальную возможность в домашних условиях провести экспресс-диагностику уровня развития ребёнка на основе приведённых ниже показателей.
Показатели развития психических функций детей от года до шести лет
Крупная моторика:
1год – 1 год. 3 мес. – Ходит самостоятельно без опоры; ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается и т.д)
1 год 4 мес. – 1 год 6 мес. – Перешагивает через препятствия приставным шагом
1 год 7 мес. – 1 год 9 мес. – Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом
1 год 10 мес. – 2 года – Перешагивает через препятствия чередующимся шагом; поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила.
2 -3 года – Перешагивает через палку или верёвку, горизонтально приподнятую от пола на 20-35 см. Бегает, самостоятельно приседает и встаёт, наклоняется и поднимает предметы с пола. Стоит на одной ноге без поддержки.
К 2,5 годам поднимается и спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой), может ездить на трёхколесном велосипеде.
К 3 годам прыгает на двух ногах.
4 года – Ходит и бегает со свободными движениями рук. Работа рук иногда координирована. При ходьбе не шаркает ногами. Умеет бросать мяч двумя руками. При прыжках в высоту опускается на полусогнутые ноги, при подскоках отрывает ноги от пола, умеет сдерживать движение по сигналу. Умеет делать кувырок вперед и прыгать на одной ноге.
5 лет – Выполняет одновременно два вида движений. Движения рук и ног хорошо координированы. Ребёнок самостоятельно бегает по кругу, при ходьбе держит голову прямо. Может ходить по доске или скамейке (высота 30 см, ширина 20 см), прыгает с высоты без боязни.
6 лет – Движения становятся более энергичными и точными, приобретают легкость и изящество. Ребёнок увлеченно прыгает с разбега в высоту и длину. При метании предметов размахивается. Легко ловит одной рукой мяч, умеет ходить боком по скамейке, подпрыгивать на месте, чередуя ноги.
Мелкая моторика:
1 год – 1 год 2 мес. – Может перелистывать страницы картонной книжки, опускает мелкие предметы в узкое отверстие. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.). Переносит действия, освоенные в обращении с другим предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу и др.). Переворачивает одновременно 2 – 3 страницы.
1 год 5 мес.–1 год 8 мес. — Рисует каракули, росчерки. Разрывает бумагу. Переворачивает по одной странице.
2 – 3 года – У ребёнка формируется предпочтение руки. По показу он повторяет вертикальные и круговые линии. «Правильно» держит карандаш.
3 – 4 года – Копирует круг. Расстёгивает пуговицы.
4 — 5 лет – Копирует квадрат (нечётко, с загнутыми углами). Режет ножницами бумагу. Копирует треугольник. Верно рисует квадрат.
Зрительное восприятие:
1 год – Показывает отдельные предметы в быту. Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову). Узнаёт на фотографии мать, знакомого взрослого.
1год 1 мес. – 1 год 3 мес. – Узнаёт несколько простых картинок (около 5). Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа куба) разницей в три сантиметра.
1,8 – 2 года — Дифференцирует форму и величину объемной игрушки. Дифференцирует количество предметов. Подбирает парные игрушки и картинки. Подбирает по образцу и слову взрослого три контрастных цвета.
2 – 3 года – Узнаёт знакомые предметы по ТВ. Знает много картинок (10-15). Понимает смысл простых картинок с действием. Узнаёт контурные, чёрно – белые изображения. Начинает видеть разницу в величине и количистве на плоскостной картинке. Зрительно дифференцирует протяжённость и местоположение предмета. Подбирает по образцу и называет разнообразные предметы четырёх основных цветов (синий, зелёный, красный, жёлтый).
3 – 4 года – Узнаёт перечёркнутые и наложенные изображения. Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы.
4 – 5 лет – Может сам составить рассказ по сюжетной картинке. Понимает смысл последовательных картинок. Может разложить последовательные картинки по порядку в соответствии с сюжетом.
Слуховое восприятие:
1 год – Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определённой интонацией и ритмом.
1 год 3 мес. – Повторяет услышанные короткие слова.
1 год 5 мес. – Вставляет слова в знакомые стихи.
1 год 8 мес. – Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит их звук.
3 года – Может отстукивать простые ритмы по образцу.
5 лет – Может отстукивать акцентированные ритмы.
6 лет – Может отстукивать ритмы по устной инструкции.
Импрессивная речь:
1 год – Выполняет много команд по просьбе. Понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей. Выполняет отдельные поручения ( «найди», «принеси», «положи на место», «отдай тёте» и др.).
1 год 3 мес. – Показывает несколько частей тела.
1 год 6 мес. – Показывает все части тела. Обобщает предметы (в понимаемой речи) по существенным признакам.
1 год 8 мес. – Показывает все объекты в быту. Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на простые вопросы взрослого.
2 – 3 года – Показывает много картинок. Понимает содержательную речь, несложные рассказы без показа. Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке. Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия.
3 — 4 года – Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте.
4 — 5 лет – Может ответить на отвлечённые вопросы, например, «Светит ли ночью солнце?»
5 — 6 лет – Демонстрирует понимание таких абстрактных понятий, как «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх», и т.п.
Экспрессивная речь:
1 год – Говорит около 5 облегчённых слов («мама», «дада»), легко подражает новым слогам.
1 год 2 мес. – 1 год 4 мес. – Соотносит слоги с определённым предметом. Выражает желания с помощью речи (появление глаголов). Пользуется лепетом и отдельными облегчёнными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.
1 год 6 мес. – 1 год 9 мес. – Говорит около 10 слов (в основном названия). «Телеграфная речь». Двухсловные предложения.
2 – 3 года – Составляет предложения из 3 – 4 слов.Задаёт вопросы со словами «кто?», «где?», «куда?» (порядок слов не всегда правильный). Легко повторяет фразы.
3 — 4 года – Пытается использовать множественное число, прошедшее время. Использует отрицательные частицы не – ни. Использует прилагательные и местоимения. Задаёт вопросы «Когда?», «Что внутри?», «Почему?» Способен вести диалог со взрослым. Использует сложные предложения. Начинает употреблять сложные придаточные предложения.
4 – 5 лет – Использует вежливые просьбы. Использует будущее время. Использует определения пространства: «на», «под», «за». Читает стихи.
5 – 6 лет – Появляется соединение простых предложений в сложные. Появление разделительных вопросов. Может описать свои чувства. Начинает употреблять абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь».
Интеллект:
1 год – Узнаёт значение слов, коротких фраз. Различает несколько предметов по названиям. Ищет спрятанную игрушку.
1 год 5 мес. – 1 год 7 мес. – Тянет в рот только съедобное. Узнаёт простые картинки в книге. Может выполнить поручения из одного действия.
2 года – Различает «один» и «много». Различает «большой» и «маленький». Частично заполняет доску Сегена (деревянная доска с вкладышами, это могут быть фрукты, овощи, вариации мозайки и т.д.) путём проб и ошибок.
2 года 6 мес. – Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне). Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника. Подбирает цвета по образцу (синий к синему)
3 – 4 года – Умеет классифицировать на две группы (по цвету, форме) и на три-четыре группы (по геометрической форме по цвету).
4 – 5 лет – Легко заполняет доску Сегена. Выполняет простую классификацию картинок (4-5 групп), с помощью и самостоятельно. Овладевает понятиями «больше», «выше», «шире», «длиннее», «равные», «одинаковые».
5 — 6 лет – Демонстрирует способность исключения предметов (тест «4-лишний»-исключение одного предмета, отличающегося от трёх оставшихся по ведущему признаку), объяснить затрудняется. Отгадывает загадки, используя накопленный опыт.
Эмоции, коммуникации:
1 год – Обнимает родителей по их просьбе. Протягивает или отдаёт игрушку, сопровождая смехом или лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком.
1 год 2 мес. – Появляется сопереживание, утешение.
1 год 3 мес. – Использует «нет» (слово, звук, жест), выражает несогласие.
1 год 4 мес. – Использует «да» (слово, звук, жест), выражает согласие.
1 год 7 мес. – Помогает в простейших работах по инструкции.
1 год 8 мес. – Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами.
1 год 10 мес. — Активно пользуется жестами. Острая реакция на отсутствие матери.
3 года – Появляется понимание и использование в речи местоимений: «я» — «моё», «ты» — «твоё». Знает свой пол.
4 года – Развитие разного стиля общения с детьми и взрослыми.
4 года 6 мес. – Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы.
5 – 6 лет – Обращение к взрослым на «Вы», по имени и отчеству.
Конструирование:
1 год – Использует рот или одну из рук для сохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватывает третью игрушку.
1 год 9 мес. – Строит простые сооружения из кубиков.
2 года – Частично заполняет доску Сегена методом проб и ошибок.
3 – 4 года – Строит по показу мост. Дорисовывает недостающие ножки, ручки человечку. Самостоятельно рисует человека (примитивно). Строит сложные сюжетные конструкции. Собирает кубики Линка (набор из 27 кубиков с длиной ребра 4 см; грани кубиков окрашены вкрасный, зелёный и желтый цвета) по образцу.
4 — 5 лет – Складывает картинки из кубиков. Рисует человека в одежде. Сюжетные рисунки. Рисует человечка с туловищем.
Самообслуживание:
1 год – Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье. Самостоятельно пьёт из чашки (держит руками).
1 год 2 мес. – С помощью подносит ложку ко рту.
1 год 3 мес. –Пьёт из чашки, не проливая. Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку).
1 год 4 мес. – Моет руки с небольшой помощью. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
1 год 6 мес. – Зачерпывает пищу ложкой. Полностью прожевывает пищу.
1 год 9 мес. – Снимает расстёгнутое пальто, куртку.
1 год 10 мес. – Ест и пьёт самостоятельно.
2 года – Ест твёрдую пищу самостоятельно (хлеб, печенье). Просится на горшок в дневное время. Самостоятельно моет и вытирает руки. Застёгивает и расстёгивает молнию, с помощью.
2 года 6 мес. – Ест ложкой, вилкой самостоятельно (аккуратно). Надевает простые предметы одежды (варежки, шапку).
3 года – Наливает в чашку воду (не аккуратно). Расстёгивает пуговицы. Полностью одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки. Ест аккуратно, пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
4 года – Застёгивает пуговицы, кнопки, молнии. Одевается без посторонней помощи. Отличает переднюю часть одежды от задней.
5 – 6 лет – Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках.
Игра:
1 год – Играет с мячом. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, кормит, водит и др.) Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу и др.) Строит простые структуры из блоков.
1 год 1 мес. – 1 год 3 мес. –Играет с песком, водой, набивными игрушками, кубиками. Наблюдает за игрой других детей. Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на пирамидку и т.д.).
1 год 4 мес. – 1 год 6 мес. – Играет самостоятельно, если рядом взрослый. Начало функциональной игры. Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.
1 год 7 мес. – 1 год 9 мес. – Любит катать, перетаскивать игрушки. Толкает «поезд», сделанный из нескольких кубиков. Воспроизводит несложные сюжетные постройки-перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома».
1 год 10 мес. – 2 года – Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.п.). Делает «куличики». Собирает закручивающиеся игрушки. Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).
2 – 2,6 года –Собирает пирамидку по порядку. Элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу, возит, нагружает машину, говорит по телефону). Игра носит сюжетный характер, отражающий взаимосвязь и последовательность действий из жизни окружающих).
2,6 – 3 года – Способен на совместную сюжетную игру с другим ребёнком. Появляются элементы ролевой игры.
3 — 4 года – Наблюдается игра с воображаемой действительностью. Элементы ролевой игры (может назвать свою роль).
4 – 5 лет – Сопровождает игру речью (озвучивает куклу). В сюжете игры появляются разные типы отношений (управление, подчинение, равноправие). Длительная совместная игра 4 – 5 детей с поочерёдной сменой ролей. «Драматическая игра»: отражает в сюжете сцены из повседневной жизни.
5 – 6 лет – Наблюдается усвоение способов построения сюжета – опора на игрушки, в соответствии с которыми определяется тема игры: придумывание сюжета с взаимосвязанными событиями, ролями, опора на имеющиеся знания и их комбинации, фантазирование; нереальные персонажи (космос, пираты, перевоплощение в животных и др.)
Источник
Второй год жизни — преобладает предметная деятельность, в процессе которой ребенок осваивает способы обращения с предметами окружающего мира. У Ребенка второго года ярко выраженная познавательная активность, которая проявляется в любознательности, неуемном стремлении исследовать все, что он видит, в сосредоточенности на действиях с предметами. Предметная деятельность протекает в форме как самостоятельных действий с предметами, так и совместной деятельности, сотрудничества со взрослыми. Неотъемлемой частью такого сотрудничества является ситуативно-деловое общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка.
Предметная деятельность и общение определяют весь ход социально-личностного и познавательного развития ребенка. В процессе ситуативно-делового общения он начинает овладевать особым классом действий с предметами — культурно-фиксированными действиями, что позволяет ему постепенно входить в мир культуры, направляет его познавательную активность в русло человеческой деятельности. В контактах со взрослыми ребенок усваивает назначение различных предметов, их свойства и способы обращения с ними. Так, в процессе ежедневных режимных процедур малыш учится пользоваться предметами утилитарного назначения (ложкой, чашкой, расческой и т. д.), в повседневных совместных занятиях и играх с дидактическими игрушками (пирамидками, вкладышами) он с помощью взрослого знакомится с некоторыми сенсорными эталонами (формой, цветом, соотношением предметов по величине и др.) и простейшими правилами их использования. В играх с сюжетными игрушками он начинает действовать в условном плане, отражая доступными для себя способами часто наблюдаемые им действия взрослых.
Постепенное овладение культурно-фиксированными действиями способствует развитию всех психических процессов — восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.
В общении со взрослыми ребенок приобретает опыт практического взаимодействия с разными людьми. Он чрезвычайно чувствителен к обращениям взрослых, охотно откликается на их инициативу. В то же время малыш и сам проявляет ярко выраженную инициативность, вовлекая взрослых в свои занятия, стремится продлить деловые контакты. В этом возрасте ребенок доверчиво относится не только к близким, но и к посторонним взрослым, с удовольствием предлагает им свои игрушки, охотно выполняет просьбы, способен налаживать совместную деятельность с ними.
Любознательность, инициативность, настойчивость, открытость социальному и предметному миру свидетельствуют о благополучном развитии самосознания ребенка, его уверенности в себе.
На втором году жизни взрослый выступает для ребенка в самых разных качествах. Малышу по-прежнему необходимы внимание и ласка взрослого, но на первый план выдвигается потребность во взрослом как помощнике и доброжелательном соучастнике в действиях с предметами. Ребенок постоянно обращается к взрослому с просьбами дать какой-то предмет, помочь собрать или разобрать игрушку, завести машинку, вместе поиграть в мячик и т. д.
Все больше усиливается и роль взрослого как образца действий. На втором году жизни ребенок активно стремится подражать всему, что делают взрослые. Основным объектом подражания становятся действия, в которых взрослый «читает книжку», «разговаривает по телефону» и т. д. Однако в этом возрасте ребенок чаще всего копирует внешнюю картину поведения взрослого, не обращая внимания на результативность того или иного действия. Например, собираясь на прогулку, ребенок начинает одеваться сам, но делает это следующим образом, берет колготки, кофточку, носки и кладет их себе на шею и на ноги, не предпринимая дальнейших попыток одеться по-настоящему. Аналогичных примеров очень много, они свидетельствуют о том, что ребенок уже освоил назначение знакомых ему предметов, но еще не овладел способами действий с ними, приводящими к получению необходимого результата. Таким образом, взрослый еще не в полной мере является образцом того, что и как нужно делать.
Маленький ребенок очень чувствителен к оценке взрослого. Он хорошо различает положительную и отрицательную оценки своих действий. Похвала вызывает радость, стимулирует активность малыша, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребенка, иногда даже ведет к прекращению деятельности, с другой — усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.
На втором году жизни ребенок использует достаточно богатый репертуар коммуникативных средств. К ним относятся экспрессивно-мимические средства, в том числе выразительные жесты (ребенок смотрит взрослому в глаза, улыбается, смеется или сердится, принимает позу, выражающую просьбу взять его на руки, показывает на предметы); предметные действия, такие, как вкладывание игрушки в руку взрослого, обмен игрушками, совместные действия; предречевые вокализации, среди которых основное место занимает лепет. Некоторые дети уже в начале второго года жизни произносят свои первые слова, которые существенно отличаются от слов взрослого и по звучанию, и по значению (так называемые «детские слова», или автономная детская речь). В этот период появляется повышенный интерес ребенка к речи взрослого. Он пристально наблюдает за движением губ говорящего человека, иногда беззвучно или шепотом пытается повторить сказанное слово, оставшись один, подолгу лепечет. И все же основной характеристикой речи на этом этапе остается понимание ребенком речи взрослых. Если малыш адекватно откликается на инициативу взрослого, выполняет его просьбы и инструкции, лепечет, можно с уверенностью ожидать скорого появления активной речи.
Активная речь, как правило, появляется в 1,5 года, хотя некоторые нормально развивающиеся дети начинают говорить позже. Дети, произносившие до того отдельные слова и предпочитавшие общаться с окружающими с помощью мимики, жестов и лепета, пробуют по собственной инициативе пользоваться речью. Наступает период стремительного обогащения словаря и усложнения грамматического строя речи: на смену отдельным словам, имеющим смысл целого предложения, приходят фразы из двух, трех и более слов. Произношение звуков и слов пока еще несовершенно и часто непонятно не только посторонним, но и близким людям. Однако на протяжении второго года артикуляционная сторона речи достаточно быстро совершенствуется.
Общение ребенка со взрослым все больше начинает опосредствоваться словом. К 2 годам малыш может называть многие предметы из своего окружения, людей, животных, известные ему явления природы, которые наблюдает или видит на картинках в книжках; он обращается с просьбами, рассказывает о чем-либо, задает вопросы. Речь обогащает опыт совместной деятельности с предметами. Ребенок понимает назначение и основные качества употребляемых им предметов, знает свои вещи и с удовольствием демонстрирует их взрослым. Он становится более внимательным при выполнении действий по образцам.
Под влиянием взрослого ребенок все чаще отражает элементы своего жизненного опыта в игре с сюжетными игрушками. На втором году жизни начинает развиваться особая форма деятельности ребенка — процессуальная игра. В этот же период складывается его общение со сверстниками.
Таким образом, сфера жизнедеятельности малыша обогащается все новыми видами активности. На протяжении всего раннего возраста решающее значение для развития ребенка имеют его общение со взрослыми и предметная деятельность. Именно эти линии психического развития в первую очередь должны стать предметом диагностики.
Диагностика речевого развития не проводится отдельно, так как речь ребенка в этом возрасте включена в общение и является его средством. Определение уровня познавательной активности происходит при диагностике предметной деятельности.
Во второй половине раннего возраста ведущая форма общения ребенка со взрослым остается прежней — ситуативно-деловой. Это общение, как и на предыдущем этапе, протекает на фоне предметной или игровой деятельности и побуждается потребностью в сотрудничестве со взрослым. Поэтому диагностическая ситуация, в которой выявляется уровень развития общения ребенка третьего года жизни, во многом совпадает с той, что была описана выше. В то же время на этом этапе возрастного развития в общении ребенка со взрослым происходят существенные изменения, которые связаны с появлением речи.
Интенсивное развитие активной и пассивной речи в этот период приводит к тому, что это общение все более становится не только предметно-действенным, но и речевым. Дети все чаще обращаются ко взрослому, пользуясь словами, и лучше понимают речь взрослого. Развитие активной и пассивной речи на третьем году жизни является важным показателем психического развития ребенка. Речь в этом возрасте включена в общение; она формируется и развивается прежде всего как средство общения со взрослым. Поэтому в методике, приведенной ниже, диагностика речевого развития и уровня развития общения производится в единой ситуации. Вместе с тем ввиду исключительной важности речи на данном возрастном этапе показатели речевого развития и характеристики общения ребенка со взрослым следует анализировать отдельно, в соответствии с приведенными ниже критериями оценки.
На третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. Ребенок становится все более самостоятельным и умелым. Он уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и др.) и хорошо умеет пользоваться ими.
Во второй половине раннего возраста существенно возрастает познавательная активность ребенка. Познавательная активность и предметная деятельность тесно связаны между собой и представляют собой две стороны одного процесса. Познавательная активность проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий, интересе к разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач. Ее отличительной чертой на третьем году жизни является настойчивое стремление к достижению результата, что побуждает ребенка обращаться за помощью к взрослому и более внимательно, чем раньше, следовать его инструкциям и пояснениям. Все это позволяет судить об ориентации детей на новые источники знания о предметном мире, интересе к предмету, об их готовности воспринимать и усваивать информацию о скрытых свойствах предметов и стремиться к ее получению из всех возможных источников. Поскольку уровень познавательной активности всегда взаимосвязан с уровнем развития предметной деятельности ребенка, в предлагаемой методике познавательная активность выступает как важнейший параметр предметной деятельности.
К концу раннего детства для ребенка становится значимым не только процесс действия, но и его результат. Например, важно подмести пол, а не просто изобразить движение руки с веником. Появление у ребенка целеполагания, которое предшествует конкретному действию, становится важной вехой в развитии не только его предметно-практической деятельности, но и личности ребенка в целом. С середины третьего года жизни ребенок ставит цели, достижение которых соответствует значимому, общепринятому результату, например правильно сложить пирамидку, сделать домик из кубиков в соответствии с образцом и пр. Важным компонентом в структуре предметной деятельности становится появление способности самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходном замыслом. С возникновением этой способности ребенок обретает такое важное личностное качество, как самостоятельность, т. е. способность без внешних побудителей инициировать, исполнять и оценивать свои действия. Поэтому целенаправленность предметной деятельности на данном этапе становится важнейшим ее параметром.
Самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребенку огромное удовольствие, дает чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить известную фразу «я сам» и ограничивать участие взрослых в своих делах. Однако, несмотря на относительную самостоятельность, ребенок испытывает потребность в одобрении собственных действий, в подтверждении их правильности и успешности со стороны взрослого. Все большее значение в развитии предметной деятельности начинает приобретать речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается ко взрослому с вопросами и просьбами, что помогает ему лучше регулировать свою деятельность. Поэтому включенность в общение со взрослым остается важнейшим параметром предметной деятельности ребенка.
На третьем году жизни углубляется дифференциация предметно-познавательной и игровой деятельностей, которая лишь намечалась на предыдущем этапе. Если предметно-познавательная деятельность осуществляется как познание и усвоение определенных, культурно-нормированных действий со знакомыми и малознакомыми предметами, то игровая — предполагает элементы творчества и становление игровых замещений. Поэтому диагностика познавательной и игровой деятельности проводится отдельно.
Таким образом, диагностика психического развития ребенка в возрасте от 2 до 3 лет направлена на выявление:
1) развития общения и речи;
2) предметной деятельности;
3) игровой деятельности.
Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка — то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу Габышевой Виктории Анатольевне
Подстраницы:
Возрастная шкала оценки психического развития детей
Диагностика восприятия ребенка 1 — 3 года.
Диагностика зрения ребёнка 1 — 3 года
Диагностика игровой (процессуальной) деятельности ребенка трех лет
Диагностика мышления ребёнка 1 — 3 лет
Диагностика предметной деятельности детей 2 лет
Диагностика предметной деятельности детей 3 лет
Диагностика развития двигательной сферы детей 1-3 лет. Общая моторика
Диагностика развития ребенка 1 — 2 года «движения рук» (по А. М. Казьмину)
Диагностика слуха ребенка 1 — 3 лет
Диагностика эмоционально-волевой сферы и поведения детей 1-3 лет
Исследование внимания детей 1-3 лет. Методика «Зрительный диктант»
Исследование памяти ребенка 1,5 — 3 года. Нормативы
Комплексная диагностика развития ребенка от 1,5 до 3 лет, познавательного уровня
Методика «Вкладыши» («Мисочки»)
Методика обследования познавательного развития детей 2 — 3 лет
Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 2-3 лет
Методика определения типа темперамента (стандартизованное наблюдение) Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко для детей от 1 до 3 лет
Методика «Почтовый ящик» («Коробочка форм») (Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард)
Мюнхенская функциональная диагностика развития ребёнка 1 — 3 лет
Общение ребенка в 3 года со взрослым
Общение ребенка второго года жизни со взрослым
Психологические нормативы развития детей 1 — 3 лет «Действия с предметами быта»
Родительская анкета «Готовность ребенка к поступлению в детский сад»
Тест на внимание. «Разрезные картинки»
Тест на память для детей 2 — 2,5 лет. «Парные картинки»
Источник