Диагностика уровня развития ребенка с дцп

Магнитно-резонансная томография.
Магнитно-резонансная томография.
Метод компьютерной томографии основан на трех основных идеях: последовательное сканирующее просвечивание объекта узким пучком рентгеновских лучей, цифровое преобразование и дальнейшее представление результатов измерения степени ослабления сканирующего луча, компьютерная математическая реконструкция изображения объекта исследования. Эти технические особенности определяют преимущества данного метода: изображение не имеет теней других слоев, и не зависит от чередования тканей различной плотности, метод позволяет различать ткани незначительно различающиеся по плотности. Данный способ был назван динамическим сканированием. Он позволяет исследовать движущиеся органы (сердце, легкие), а при использовании ряда контрастных соединений дает возможность производить оценку некоторых параметров кровотока. При этом возможна синхронизация сканирования с определенной фазой физиологического циклического процесса.
Компьютерная томография (КТ) и ядерно-магнитный резонанс (ЯМР)
Компьютерная томография (КТ) и ядерно-магнитный резонанс (ЯМР)
Самые информативные на сегодняшний день методы. КТ — метод лучевой диагностики, позволяющей получать серию поперечных изображений практически любой части тела человека. ЯМР — метод, основанный на резонансном поглощении радиоволн. Он позволяет получить двухмерные изображения исследуемого органа в любом сечении и преобразовывать их в объемные изображения. КТ и ЯМР показывают дефекты развития головного мозга, уточняя картину имеющихся нарушений.
Довольно распространенный метод, изучающий электрическую активность мышц. Следует признать, что он малоинформативен с точки зрения постановки диагноза ДЦП и проводится в более поздние периоды жизни ребенка.
Электроэнцефалография (ЭЭГ)
Электроэнцефалография (ЭЭГ)
(от греческого enсephalos — мозг и grapho — пишу). ЭЭГ — это метод исследования биоэлектрической активности головного мозга, возникающей в процессе его деятельности, с компьютерной обработкой данных и полным анализом электроэнцефалографии. Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод основанный на регистрации биоэлектрической активности отдельных зон, областей, долей мозга. В некоторых специализированных клиниках это исследование проводится с 6-7 месяцев жизни, а при необходимости и ранее. При ДЦП выявляется выраженная возрастная незрелость головного мозга и некоторые другие состояния.
оценивает функциональное (рабочее) состояние головного мозга в целом, а также отдельных его областей. КЭЭГ применяется для выявления объёмных процессов (опухоли, кисты и т.д.), воспалительных (энцефалиты, менингиты и т. д.), сосудистых (дисциркуляторная энцефалопатия) и травматических заболеваний головного мозга (перенесённые черепно-мозговые травмы).
При помощи КЭЭГ производится уточнение и выявление эпилептических очагов с их локализацией и просмотром интенсивности патологического очага, а также уточнением его траектории по областям головного мозга. ЭЭГ — это запись активности нейронов коры головного мозга. Каждый нейрон (нервная клетка) заключён в мембрану (оболочку).
метод трёхмерной локализации патологических очагов головного мозга. Данным методом можно узнать и увидеть локализацию в структурах головного мозга выявленные при записи компьютерной электроэнцефалографии очаги патологической активности при эпилепсии, опухолях, травмах, инсультах и т.д. Данный метод позволяет врачу максимально точно поставить диагноз, назначить эффективное лечение, а при необходимости помочь специалистам другого профиля (нейрохирургам, онкологам) в уточнении диагноза и проведении лучевой терапии и оперативного вмешательства. В отличии от ранее применяемых методов (компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии) программа Brainloc позволяет выявить патологическую активность участков головного мозга в начальной стадии, которые не выявляются на КТ и МРТ, т.к. при этих обследованиях выявляются очаги разрушения группы клеток.
Метод УЗ-диагностики, основанный на принципе эхолокации. Это исследование может проводиться с рождения. При целом ряде заболеваний ЦНС оно помогает выявить расширение желудочков головного мозга, несимметричность его полушарий.
Может проводиться, пока позволяет размер большого родничка. Этот метод УЗ-диагностики позволяет уточнить строение головного мозга и определить размер его желудочков.
Методы Вызванных потенциалов (ВП):
Методы Вызванных потенциалов (ВП):
Методика вызванных потенциалов мозга (ВП)
Методика вызванных потенциалов мозга (ВП)
Заключается в выделении и усреднении слабых и сверхслабых потенциалов биоэлектрической активности мозга в ответ на различные афферентные стимулы. Виды подаваемых стимулов могут быть как экзогенные — зрительные, слуховые, чувствительные, так и эндогенные — когнитивные.
Зрительные Вызванные потенциалы(ЗВП).
Зрительные Вызванные потенциалы(ЗВП).
Метод объективизации состояний зрительных функций у детей раннего возраста и взрослых.
Различные модификации методами позволяют изучить синдромы поражения зрительного анализатора на различных уровнях: сетчатка глаза, зрительный нерв, зрительный тракт с перекрёстом, затылочные доли головного мозга.
Этот метод позволяет объективно оценить состояние зрительного нерва и определить уровень его поражения.
Слуховые Вызванные потенциалы (СВП).
Слуховые Вызванные потенциалы (СВП).
Этот метод позволяет максимально точно определить поражение слухового нерва у новорожденных (исключить врождённую глухоту), у детей с ДЦП (детский церебральный паралич), позволяет проследить в динамике функции восстановления нерва у глухонемых и слабослышащих, после оперативного вмешательства на органах слуха, помогает максимально точно подобрать слуховой аппарат.
Соматосенсорные Вызванные потенциалы (ССВП).
Соматосенсорные Вызванные потенциалы (ССВП).
ССВП — это электрические ответы нервных проводников и центров на стимуляцию нервных стволов.
Можно зарегистрировать ВП афферентных (восходящих) волокон периферических нервов, проводящих путей серого вещества спинного мозга, мозгового ствола и больших полушарий головного мозга.
ССВП очень информативны у детей и взрослых, пациентов с неадекватным поведением, при оценке степени травматического повреждения нервов, сплетений, спинного мозга, диагностика комы.
ССВП применяются для оценки восстановления проводимости нерва парализованной конечности.
Когнитивные Вызванные потенциалы (КВП).
Когнитивные Вызванные потенциалы (КВП).
Классические методики выделения и анализа ВП, служащие для диагностики уровня и степени поражения анализаторов (органов чувств), могут быть использованы для анализа высших корковых функций (мышление, память и т.д.). Процессы узнавания и запоминания информации, а также принятия ответного решения, сопровождаются более или менее закономерными нейродинамическими измерениями, которые можно объективно зафиксировать. Этот метод применяется для определения объема оперативной памяти, для проф.отбора при приеме на работу, для диагностики самых ранних стадий деменции (деградации личности), для контроля результатов лечения расстройств психики у взрослых и детей и выявления побочного действия лекарственных препаратов.
Электронейромиография (ЭНМГ).
Электронейромиография (ЭНМГ).
Метод основанный на регистрации и анализе электрической активности мышечных и периферических нервных волокон. Различают спонтанную и вызванную ЭНМГ. При спонтанной ЭНМГ получают характеристики, отражающие состояние периферических нервов и мышц, находящихся в покое или в состоянии мышечного напряжения. При вызванной ЭНМГ получают ответы, возникающие в ответ на стимуляцию периферического нерва или мышцы электрическим током.
Изучение функционального состояния мышцы, степени ее вовлеченности в патологический процесс, сохранности иннервации или определение объема реиннервации, являются основными вопросами, решаемыми при проведении электромиографического исследования. ЭНМГ широко используется для проведения дифференциальной диагностики между неврогенными и первично-мышечными заболеваниями, способствует их ранней диагностике, позволяет решать вопросы, касающиеся патогенеза отдельных форм нервно-мышечных заболеваний, судить о ходе денервационно-реиннервационного процесса в мышцах в условиях формирования компенсаторной иннервации, позволяет очень точно проследить все этапы развития и степень выраженности денервационного синдрома в мышце.
Электрокардиография (ЭКГ).
Электрокардиография (ЭКГ).
Методики, позволяющие по биоэлектрической активности сердца оценить состояние не только сердечно-сосудистой системы (ССС), но и организма в целом. Последние достижения, в области регистрации и обработки данных, позволяют выводить результаты исследования в очень удобной форме, вплоть до готового диагноза. Установление зависимости между электрической активностью сердца и его функциональным состоянием, открыло новые возможности для диагностики заболеваний ССС. Анализируя направление и скорость распространения волн поляризации в сердце, оказалось возможным определять не только его функциональное состояние, но выявлять очаги повреждений миокарда.
Нейроиммунологическое исследование крови.
Нейроиммунологическое исследование крови.
Метод исследования крови на инфекции TORCH- комплекса методами полимеразной цепной реакции и иммуноферментного анализа с определением иммуноглобулинов G и M. Высокоточное вирусологическое исследование крови на TORCH – синдром проводится в соответствии с правилами GCP и GLP, с оценкой клеточного, гуморального иммунитета для исключения аутоиммунного демиелинизирующего процесса с %-м определением деструкции белого вещества мозга , и прогнозированием клинического исхода перинатальной гипоксии.
Источник
личность.
Психологическое обследование семьи
особенно актуально
на ранних этапах онтогенеза ребенка с
ДЦП, так кя к проведение
психологической реабилитации с детьми
до 3 5
лет без активного участия их родителей
организационно затруднено.
Кроме того, позиция родителей
предопределяет возможность
адекватного и активного «включения»
ребенка
в реабилитацию. И наконец, родители
тяжелобольного ребенка
сами нуждаются в психологической помощи
в силу дистресса,
вызванного болезнью ребенка.
§ 2. Психодиагностика в системе реабилитации больных
— невротизации,
которая может проявляться в
различных
формах,
в преимущественном доминировании
астениче
ской
или депрессивно-ипохондрической
симптоматики
(невротическая
симптоматика может быть крайне
разно
образной);
снижении
толерантности к фрустрациям, склонности
к
агрессивным реакциям или аутизму;психопатоподобном
развитии личности и тенденциях
к
асоциальному поведению.
166
У
детей, страдающих церебральным параличом,
могут
наблюдаться многообразные нарушения
психического
развития. Тем не менее можно выделить
типичные
феноменологические особенности
развития детей, страдаю щих
ДЦП. Они
выражаются в:
нарушениях
психомоторных функций, когда страдают
как
крупная, так и мелкая моторика;нарушениях
речевых функций, когда страдают как
экс
прессивная,
так и импресссивная речь;нарушениях
сенсорно-перцептивных функций, когда
су
щественно
затрудняется пространственная
ориентация;нарушениях
функции памяти и внимания, которые
наи
более
отчетливо проявляется в отношении
произвольной
(активной)
памяти и активного внимания;разнообразных
нарушениях функций вербального и
не
вербального
мышления, когда наиболее ощутимый
де
фект
наблюдается в отношении процессов
обобщения
и
абстрагирования, индуктивного,
концептуального
и
пространственного мышления, практического
матема
тического
мышлений;«заторможенности»
умственной деятельности, повышен
ной
истощаемости, крайне неустойчивой
динамике ее
продуктивности;неустойчивости
эмоционального тонуса, повышенной
(ре
же
пониженной) эмоциональной возбудимости,
частых
перепадах настроения;повышенной
тревожности, чувстве страха;
У
детей с ДЦП также часто наблюдаются
некоторые
психологические особенности, не
относящиеся прямо к патопсихологическим,
которые
могут существенно пр епятст-в
о в а т ъ их успешной социальной
интеграции.
К ним относятся:
низкий
уровень самокритики, неадекватные
(часто завы
шенные)
самооценка и уровень притязаний;недостаточное
усвоение коммуникативных навыков;своеобразное
избирательное принятие социальных
норм
и
правил поведения, отрицание многих из
них;недостаточная
социальная опосредованность
ценностных
ориентации
и ведущих мотивов, общий социальный
ин
фантилизм;
— узость
круга интересов, «размытость» иерархии
структу
ры мотивов.
Как
правило, у детей, страдающих ДЦП,
наблюдается
характерная
динамика проявления расстройств
психического
развития. Так, уже на ранних этапах
онтогенеза (первые недели,
месяцы жизни) у них могут выявляться
психомоторные,
сенсорно-перцептивные и речевые
расстройства, нару-1
шения функций внимания (в виде неадекватной
двигательной
активности, дискоординации моторных
актов, отсутствии поведенческих и
эмоциональных реакций на сенсорные и
речевые стимулы и т. п.). На относительно
ранних этапах развития
могут обнаруживаться различные нарушения
интеллектуальных
функций. В то же время эмоционально-
167
Глава
VIII.
Психологическая диагностика детей с
ДЦП ^^
мотивационные
расстройства, нарушения на уровне
личное-! ти
проявляются обычно к 4—5 году жизни.
При этом в ходи возрастного
развития наблюдается недостаточно
позитивна л динамика
общего состояния «психического здоровья»
детей с
ДЦП. В первую очередь это относится к
эмоционально-мо-| тивационным
расстройствам, нарушениям на уровне
личности и характерологическим
дисгармониям. Это приводит к тому,
что в ряде случаев даже при относительно
успешном восстановлении,
например, интеллектуальных и двигательных
функций,
ребенок оказывается неспособным
усваивать необходимые виды
деятельности, «включаться» в разнообразных!
системы
социальных и межличностных отношений.
Подавляющее
большинство родителей в первые годы
жизни
ребенка, страдающего ДЦП, ориентированы
на обеспечение
максимально полного, интенсивного
лечения, проблема же обеспечения
психического развития оказывается для
них не
столь актуальной.
Осознается
она, как правило, к 5—7 году жизни ребенка,
когда
он оказывается некомпетентным в условиях
детских коллективов
(дошкольных или школьных учреждений),
т.
е. когда правила и нормы социума ставят
перед ребенком условия,
выполнение которых для него затруднительно
во многом в силу психологических причин.
Углубленное
психодиагностическое обследование
ребенка, страдающего ДЦП, должно
обеспечивать:
а) оценку
психомоторного развития (особенно на
относи
тельно ранних этапах развития
ребенка);
б) всестороннюю
оценку интеллектуального развития
(от
оценки состояния отдельных
интеллектуальных функ
ций
до интегральной оценки уровня умственного
разви
тия
и структуры интеллекта);
в) оценку
эмоционально-мотивационной сферы;
г) оценку
характера и особенностей личности в
целом;
д) оценку
поведения и психологических механизмов
его ре
гуляции.
Соседние файлы в папке Семейная психология
- #
- #
- #
12.06.2015773.47 Кб62Semeynyy_diagnoz_i_semeynaya_psikhoterapia.doc
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений нарушений двигательного, психического и речевого развития этих детей. Двигательные нарушение в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий.
Унифицированная система дифференциальной диагностики детей с ДЦП в настоящее время не разработана, попытки ее создания у нас в стране также не имели успеха — слишком велико число факторов, которые необходимо учесть при создании такой системы. Наиболее объективной остается диагностика, опирающаяся на длительное наблюдение в сочетании с экспериментальными исследованиями отдельных психических функций и изучением темпа приобретения новых знаний и навыков. Такой подход к изучению психолого-педагогических особенностей ребенка с ДЦП и его потенциальных возможностей требует, во-первых, больших, затрат времени, а во-вторых, высокой квалификации специалистов, осуществляющих диагностику, глубокого знания клиники заболевания и особенностей психического и речевого разбития детей с церебральным параличом. К сожалению, специалисты, работающие в медико-психолого-педагогических комиссиях и консультациях, осуществляющих комплектование специальных образовательных учреждений, часто недостаточно хорошо знают специфику нарушений развития при ДЦП и не имеют времени на длительное динамическое наблюдение. Результатом является необоснованное признание не обучаемыми части детей, страдающих церебральным параличом, особенно с тяжелыми нарушениями манипулятивных функций, с неразборчивой речью, сопутствующими нарушениями слуха.
Важной задачей диагностики при ДЦП является комплексное изучение особенностей детей с целью разработки индивидуальных программ коррекционной работы с ними. В организации такого исследования важная роль принадлежит знакомству педагога, психолога, логопеда с медицинской документацией. Знание клинической картины динамики изменения состояния ребенка под влиянием лечения, формы ДЦП, сопутствующих синдромов помогает специалисту правильно определить стратегию обследования, подобрать наиболее подходящие методики и материалы для предъявления ребенку, учесть клинические характеристики при качественном анализе результатов психолого-педагогического обследования.
Кроме того, задачей психолого-педагогической диагностики детей с церебральным параличом являются этапные исследования, позволяющие оценить изменения в состоянии ребенка под воздействием лечебных, коррекционных и воспитательных мероприятий. Такие исследования позволяют увидеть не только положительные динамические изменения, но и недостаточный темп формирования новых умений и навыков, отсутствие положительной динамики в развитии психических процессов. Это даст возможность своевременно внести изменения в программу коррекционной работы с ребенком.
Существуют некоторые специфические задачи изучения детей, страдающих церебральным параличом, в зависимости от возраста. В раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте особое внимание следует обращать на особенности формирования познавательной деятельности, для того чтобы учесть их при организации коррекционной работы на данных этапах развития. Оценка психического развития ребенка раннего возрастах церебральным параличом до настоящего времени остается сложной проблемой. Основным методом изучения является педагогическое наблюдение, в ходе которого ребенку могут быть даны различные задания. Желательно проводить обследование в присутствии матери, так как многие дети с этим заболеванием боятся новых людей и новой обстановки. Рекомендации к обследованию детей первых лет жизни представлены в работах Стребелевой Е.А., Мастюковой Е.М., Баженовой О.В. Большинство заданий, представленных в соответствующих пособиях по психодиагностике раннего возраста, могут быть использованы для обследования детей с ДЦП, но при анализе результатов выполнения заданий необходимо учитывать наличие нарушений мышечного тонуса, гиперкинезов и двигательные ограничения. Анализируя проявления психической жизни ребенка, необходимо в первую очередь выделить те факторы, которые могут оказывать тормозящее влияние на развитие познавательной деятельности (тяжесть двигательного поражения, патологию артикуляционного аппарата, нарушения зрения и слуха), и определить, что в структуре интеллектуального дефекта обусловлено поражением мозга, а что связано с нарушением моторики и анализаторов.
При проведении психолого-педагогического изучения детей, страдающих церебральным параличом, необходимо учитывать:
— соответствие уровня выполняемых ребенком заданий его возрасту, двигательным возможностям и степени сохранности анализаторов.
— возможности обучения ребенка, показателями которых являются темп приобретения навыков и количество упражнений, необходимое в процессе обучения.
— характер помощи взрослого и возможность ее использования.
— способность к самостоятельному выполнению заданий.
— отношение больного ребенка к заданию, его активность.
— возможность частично приспособиться к двигательному дефекту.
— использование неречевых средств коммуникации (движений глаз, мимики, жестов).
— устойчивость внимания.
Следует подчеркнуть, что обследование ребенка для определения уровня развития его познавательной деятельности необходимо проводить в удобном для него положении, максимально устраняющем влияние патологических рефлексов на мышцы конечностей, туловища, глаз.
Исследование предметной деятельности ребенка с церебральным параличом должно включать следующие направления:
— участие ребенке в совместной деятельности (оцениваются интерес ребенка к деятельности и активность включения в игру в соответствии с двигательными возможностями, понимание функционального назначения предметов и игрушек, попытки использовать их по назначению, умение обратиться за помощью к взрослому и использовать ее);
— подражательная деятельность (может быть исследована у детей способных к захвату и манипулированию с предметами), в процессе которой выявляются способность ребенка подражать способам действия с предметами, осмысленность подражательных действий;
— самостоятельная деятельность (оценивается понимание назначения предметов-игрушек, адекватность производимых с ними действий, настойчивость в достижении результатов, способность обращаться за помощью и использовать ее).
Сопоставляя результаты психолого-педагогического исследования детей, страдающих церебральным параличом, с клиническим особенностями заболевания, можно выделить прогностически благоприятные и неблагоприятные признаки развития познавательной деятельности. К прогностически благоприятным признакам относятся:
— достаточно отчетливая динамика в развитии двигательных, речевых, сенсорных функций; способность ребенка накапливать опыт путем самостоятельных действий и действий, совместных со взрослыми; использовать этот опыт в доступных по двигательным возможностям практических и игровых действиях;
— активность и избирательность внимания, целенаправленность и произвольность деятельности; наличие познавательного интереса; стремление к самостоятельным действиям;
— настойчивость в овладении доступными двигательными и речевыми навыками.
Как прогностические неблагоприятные могут рассматриваться следующие особенности психического развития:
— количественное накопление сведений об окружающем и неспособность использовать эти сведения при самостоятельных действиях;
— наличие общей психической вялости или повышенной возбудимости; не критичность;
— отсутствие качественного улучшения возможности познания (не только к 3-4 годам, но и по достижении школьного возраста), несмотря на способность детей с улучшением двигательных возможностей адаптироваться к окружающей обстановке и овладеть бытовыми навыками.
При обследовании детей старше 3-4 лет наряду с наблюдением широко используются другие экспериментально-психологические методики, направленные на выявление нарушений в формировании восприятия, пространственных и временных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Эти методики описаны в работах по психодиагностике нарушенного развития (Забрамная С.Д., Стребелева Е.А. и др.). Для подбора методических приемов и правильной интерпретации результатов специалист должен хорошо знать и учитывать клинические особенности детей и структуру речевых и интеллектуальных нарушений при разных формах церебрального паралича.
В схему обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих церебральным параличом, необходимо включать задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков.
В настоящее время за рубежом, где широко используются тесты для обследования детей с ДЦП и другими тяжелыми нарушениями моторики, все более широко используют адаптированные варианты стандартизированных шкал в которых экспериментатор сам действует с тестовым материалом, а испытуемый дает ответ устно, указательным жестом или кивком. Плодотворен этот подход и в тех случаях, когда необходимо обследовать ребенка с двигательными нарушениями и сниженным слухом. Проводя обследование больного, который сам может действовать с тестовым материалом, но имеет выраженные нарушения речи и слуха, желательно инструкции и ответы для выбора предъявить ему напечатанными на карточках, а исследование насытить заданиями, не требующими речевой активности.
Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка или подростка с церебральным параличом имеет некоторые особенности. В этих документах необходимо отразить не только уровень интеллектуального и речевого развития, но и такие важные для организации коррекционной работы показатели, как способ передвижения, уровень развития, манипулятивной функции и навыков самообслуживания, наличие сопутствующих нарушений. В систематизации этих данных целесообразно придерживаться следующей схемы:
1. Нарушений двигательной сферы.
Удерживает вертикальное положение (сидя; стоя). Передвигается (в коляске; с костылями; с опорой на трость; самостоятельно в пределах помещения; самостоятельно на значительные расстояний). Ведущая рука (правая; левая).
Развитие манипулятивной функции (резко ограничена; частично ограничена; ограничена).
Участие порченной руки в игре и процессах самообслуживания (функций пораженной руки отсутствует; пораженная рука выполняет поддерживающую роль; пораженная рука принимает участие в выполнении простых двигательных актов; пораженная рука принимает участие в выполнении сложных двигательных актов) .
2. Уровень развития навыков самообслуживания.
Навыки личной гигиены: умывание, чистка зубов, расчесывание волос (не владеет; частично владеет; полностью владеет). Самообслуживание в одевании и раздевании:
а) раздевание (не владеет; частично владеет; полностью владеет);
б) одевание (не одевается; одевается с помощью; одевается сам,
кроме застегивания пуговиц и шнуровки обуви; одевается полностью).
Самообслуживание при приеме пищи (не ест сам; сам ест твердую пищу (хлеб, пряник); сам пьет из кружки; сам ест ложкой; полностью пользуется столовыми приборами).
3. Нарушения зрения (близорукость, аномалии рефракции, косоглазие, нистагм, ограничение взора вверх, ограничение полей зрения).
4. Нарушения слуха (степени снижения слуха).
Данные о нарушениях зрения и слуха специалист может получить из медицинской документации.
В помощь специалисту, занимающемуся психолого-педагогической диагностикой детей с церебральным параличом, в приложении представлены схемы обследования детей разного возраста, разработанные авторами и хорошо зарекомендовавшие себя на практике. Эти схемы позволяют правильно подобрать материалы для обследования и содержат некоторые нормативные показатели развития психических функций.
На основе теста «Оценка основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна»5 и методики «Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни»6 мы предлагаем бланк для обследования уровня двигательного развития детей с детским церебральным параличом. Ниже перечисленные параметры двигательного развития детей, которые можно оценить по четырех бальной шкале:
0 баллов — ребенок не выполняет задание;
1 балл — ребенок выполняет с помощью взрослого;
2 балла — ребенок выполняет частично самостоятельно;
балла — ребенок выполняет самостоятельно.
Источник