Диагностика уровня развития ребенка общение
Диагностику
психического развития ребенка второго
полугодия проводят по следующим
направлениям: уровень развития
ситуативно-делового общения и уровень
развития предметно-манипулятивной
деятельности.
Рассмотрим
содержание параметров и показателей
данных направлений, предложенных Е.О.
Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой,
С.Ю. Мещеряковой [2].
Первое
направление – уровень развития
ситуативно-делового общения. Основными
параметрами развития общения во втором
полугодии жизни являются:
инициативность
ребенка в общении,чувствительность
к воздействиям взрослого,средства
общения,эмоциональная
вовлеченность в общение,предпочитаемая
форма общения.
Описание
содержания каждого параметра представлено
с позиций вышеуказанных ученых.
1.
Инициативность.
Это желание ребенка привлечь к себе
внимание взрослого, продемонстрировать
ему свои умения, побудить к помощи,
совместной деятельности, выражению
отношения к себе и своим действиям,
разделить радость и огорчение и т.д.
Инициативность
ребенка может проявляться в обращениях
ко взрослому по разнообразным поводам:
– достать
недосягаемый предмет (например, упавшую
или находящуюся в отдалении игрушку);
– повторить
интересное действие с игрушкой (например,
завести юлу, машинку, подбросить мячик
и т.д.);
– побудить
его к желаемому взаимодействию (например,
доставать из коробки игрушки и отдавать
их ребенку, затем брать их у него и
складывать обратно);
– оказать
помощь при затруднении (например, открыть
дверцу машинки, снять с куклы фартучек);
– в
поисках сопереживания, защиты и поддержки
(адресует взрослому свою радость и
огорчения);
– с
целью получить оценку своих действий
(например, сняв кольцо пирамидки,
посматривает выжидающе, заглядывает в
глаза).
При
этом ребенок использует разнообразные
средства общения, что является следующим
параметром общения.
2.
Средства общения:
– экспрессивно-мимические
(положительные и отрицательные эмоции,
голосовые проявления);
– предметно-действенные
(жесты, локомоции, действия с предметами
и «изображения» действий). Например,
ребенок подползает к взрослому, указывает
на волчок, протягивает или вручает его
взрослому, двигает рукой, изображая
действия взрослого, заводящего игрушку;
– предречевые
средства общения – лепет, первые слова.
Известно,
что владение средствами общения отражает
коммуникативный опыт ребенка. «Если
взрослые недостаточно общаются с
младенцем (не дают образцов коммуникативных
средств и не проявляют чуткости к
ребенку), его коммуникативные средства
бедны, однообразны и примитивны».
3.
Чувствительность к воздействиям
взрослого.
Это желание и готовность ребенка
воспринять его воздействия и откликнуться
на предложения. Чувствительность
проявляется в ответных действиях ребенка
на обращения взрослого:
– берет
предложенный предмет, принимает помощь,
пытается подражать или подражает
действиям взрослого;
– реагирует
на похвалу и порицание;
– согласовывает
собственные действия с действиями
взрослого.
4.
Эмоциональная вовлеченность в общение.
Это есть степень интереса ребенка к
взаимодействию со взрослым, удовольствия
от общения, желания его продлить. Этот
параметр проявляется в эмоциональной
окраске коммуникативных актов ребенка,
количестве отвлечений от общения.
5.
Предпочитаемая форма общения
отражает уровень развития коммуникативной
потребности, степень ее напряженности
и удовлетворенности и характер предыдущего
коммуникативного опыта.
Следует
запомнить предпочитаемые ребенком виды
общения:
1.
Если у малыша сформирована потребность
во внимании и доброжелательности
взрослого, но недостаточно удовлетворяется,
то он преимущественно стремится к
ситуативно-личностному общению (СЛО),
так же как и ребенок, у которого еще не
сформирована потребность в сотрудничестве
со взрослым.
2.
Если малыш у которого потребность во
внимании и доброжелательности сформирована
и удовлетворяется достаточно, который
начал приобретать опыт сотрудничества
со взрослым, обычно стремится к
ситуативно-деловому общению (СДО).
3.
Если ребенок, имеет недостаточный опыт
общения и слабовыраженную коммуникативную
потребность, то он чаще предпочитает
одиночную деятельность с предметами.
4.
Если ребенок, имеет богатый опыт
ситуативно-личностного и ситуативно-делового
общения, то он легко соглашается на
любую форму общения, обычно инициирует
ситуативно-деловое общение, с удовольствием
играет самостоятельно.
Диагностика
развития общения ребенка со взрослым
включает описание диагностических
ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой,
Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю.
Мещеряковой.
Ребенок
после 6 месяцев испытывает «страх перед
незнакомцем», поэтому необходимо
выполнять следующие условия:
– перед
тем как проводить диагностику,
предоставить ребенку возможность
освоиться в новой обстановке, познакомиться
с незнакомым взрослым. В момент знакомства
ребенку лучше находиться на руках у
матери;– выразить
доброжелательное отношение к младенцу
(поздороваться с улыбкой, ласково
назвать по имени), но не демонстрировать
чрезмерной активности, а подождать
инициативы со стороны ребенка;– если
ребенок проявляет настороженность, не
следует непосредственно обращаться к
нему, лучше попытаться привлечь его
внимание действиями с игрушками,
сопровождая их соответствующими
комментариями;– демонстрируя
игрушки, время от времени предлагайте
их младенцу, но не следует быть слишком
настойчивым. Рано или поздно ребенок
проявит интерес, начнет брать игрушки,
перестанет бояться присутствующих,
тогда можно приступать к диагностике.
Ситуация
1. «Пассивный взрослый» [2]
Цель:
выявить предпочитаемый вид деятельности
и формы общения.
Оборудование:
на столик выкладываются несколько
игрушек погремушка, два кубика, маленький
мячик, машинка, небольшая куколка,
ложечка, чашечка.
Методика
выполнения.
В этой ситуации ребенку предоставляется
возможность инициировать
ситуативно-личностное, ситуативно-деловое
общение со взрослым или играть в игрушки
самостоятельно. Ребенок находится на
высоком стульчике перед столом, на
котором лежат игрушки. Взрослый сидит
рядом, повернувшись к младенцу лицом,
но, не обращается к нему.
1.
Если младенец начинает манипулировать
игрушками, взрослый наблюдает за его
действиями в течение 3 минут, не вмешиваясь
в деятельность ребенка и регистрируя
его поведение в протоколе.
Затем
проводится следующая проба –
«Ситуативно-деловое общение».
2.
Если младенец обращается к взрослому,
следует ответить ему, но инициативных
действий не совершать. В течение 1 минуты
регистрируются коммуникативные
проявления ребенка.
3.
Если младенец начинает выражать
недовольство, следует сразу же перейти
к очередной пробе.
Порядок
проведения последующих проб зависит
от того, какое общение инициировал
ребенок.
1.
Если он протягивает предмет, показывает
на него взрослому или обращается за
помощью, проводится проба «Ситуативно-деловое
общение».
2.
Если ребенок просится на руки, улыбается,
прижимается ко взрослому, то проводится
проба «Ситуативно-личностное общение».
3.
Если младенец предпочитает одиночную
игру, применяется диагностика
предметно-манипулятивной деятельности.
Ситуация
2. «Ситуативно-деловое общение» [2]
Цель:
определить уровень развития параметров
общения.
Методика
выполнения.
Взрослый демонстрирует простое действие
с предметами: двигает кубик по столу,
изображая звук мотора и сигнал «би-би»,
катает мячик или баюкает куколку,
предлагая ребенку поиграть вместе,
повторить показанное действие. Проба
длится 3 минуты. Поведение ребенка
регистрируется в протоколе (приложение
1).
Нужно
обратить внимание:
Если
младенец выхватывает игрушку и начинает
играть с ней в одиночку, взрослый
старается присоединиться к ребенку:
просит дать ему игрушку, предлагает
действовать поочередно, показывает
другое действие с ней. На случай быстрой
потери интереса ребенка к игрушке
следует иметь наготове несколько
запасных предметов и предложить малышу
выбрать то, что ему интересно.Если
ребенок не берет игрушку, взрослый сам
вкладывает ее в руку младенца и поощряет
его действия.Если
ребенок включается в совместную
деятельность, взрослый подбирает
моменты для похвалы и порицания действий
ребенка, предлагает образцы новых
действий. При этом порицание должно
быть со спокойной интонацией: «Не так»
– и сопровождаться последующим показом
правильного действия из наличного
репертуара ребенка. (ребенок начал
стучать кубиком по столу, бросать его
на пол или грызть, ему предлагают
подвигать им по поверхности стола).
Важно
запомнить:
Поощрений
должно быть больше, чем порицаний
(достаточно одного порицания, если
ребенок реагирует на него; если – не
реагирует, то можно через какое-то время
повторить его); за порицанием обязательно
должно следовать поощрение.
Ситуация
3. «Ситуативно-личностное общение» [2]
Цель:
установить наличие желания и возможностей
ребенка вступать в ситуативно-личностное
общение.
Методика
выполнения.
Данная ситуация необходима для тех
детей, которые предпочитают одиночную
предметно-манипулятивную деятельность,
а также для детей, инициирующих
ситуативно-личностное общение.
Ребенок
находится на детском стульчике за столом
или сидит на ковре, на диване рядом со
взрослым. Взрослый обращается к ребенку
с улыбкой и ласковыми словами, называя
малыша по имени, поглаживает его, глядя
в глаза, приглашает сесть на колени,
взять на руки, обнимает, прижимает к
себе. Поведение ребенка фиксируется в
протоколе (приложение 1).
Обращаем
внимание:
Если
ребенок охотно идет на эмоциональное
общение, ему предоставляется инициатива,
а взрослый подстраивается под обращения
ребенка.Если
младенец не отвечает взрослому в течение
3 минут, следует возобновлять воздействия,
варьируя их. Можно предложить поиграть
в «ку-ку», «ладушки», «сороку» и вновь
попытаться приласкать ребенка.Если
малыш уклоняется от общения, отталкивает
взрослого, отползает, хнычет, пробу
следует завершить и переключить внимание
малыша на игрушки.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Инна Смирнова
Диагностическая программа исследования навыков общения детей старшего дошкольного возраста
Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка, этапы, которого характеризуются конкретной социальной системой отношений ребенка с другими людьми, в которую он попадает с момента рождения. Под влиянием общения происходит качественная перестройка психики ребенка, в результате чего изменяются его взаимоотношения с людьми и окружающей действительностью в целом. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности.
Описание диагностической программы исследования навыков общения детей старшего дошкольного возраста
Цель: выявить уровень развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
• Подобрать комплекс методик для диагностики уровня развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
• Разработать критерии оценки и уровни сформированности навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
Характеристика диагностической программы исследования.
№ Изучаемые свойства Методика
1 уровень навыков общения схема наблюдения (по М. Я. Басову)
2 поведение ребенка в ситуации морального выбора методика «Подели игрушки»
3 коммуникативные умения детей методика «Раскрась рукавички»
4 особенности навыков общения детей беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…»
5 коммуникативная компетентность в общении со сверстниками методика «Картинка»
6 уровень сформированности личных взаимоотношений Игра «Секрет» (социометрия)
Описание методик.
1. Схема наблюдения (по М. Я. Басову)
Цель наблюдения: выявить уровень межличностного общения детей дошкольного возраста.
Схема наблюдения включает в себя единицы наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления. Исходя из этого, выделили единицы (критерии) нашего наблюдения:
1. Владение пластикой (мимика, жесты, пантомимика)
2. Чувствительность к воздействию сверстника
3. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника
4. Характер участия в действиях сверстника
5. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику
6. Наличие потребности в общении
7. Продолжительность общения
Критерии уровня развития навыков общения.
Высокий уровень. Характер движений плавный; жесты естественные, выразительные; лицевые мышцы без напряжения, открытый взгляд. Высокая чувствительность к воздействию сверстника: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, подхватывая их идеи. Пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника. Позитивные оценки действий сверстника (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает). Радостное принятие положительной оценки действий сверстника со стороны взрослого и несогласие с отрицательной оценкой. Нуждается в общении: первый пытается начать разговор и предлагает нужные атрибуты. На протяжении дня сохраняет длительную готовность и способность общаться со сверстниками.
Средний уровень. Характер движений импульсивный; жесты выразительны, порывисты; мышечный тонус повышен, преобладающее выражение лица – улыбка. Средняя чувствительность к воздействию сверстника: ребенок в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру. Ребенок не всегда отвечает на предложения сверстника. Периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника. Негативные оценки действий сверстника (ругает, насмехается). Согласие, как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. В общении нуждается, но участвует в общении по инициативе других. Наблюдает за детьми со стороны, но первый не подходит. Быстро устает и через некоторое время прекращает общение со сверстниками.
Низкий уровень. Движения резкие; жесты хаотичные, не обладают выразительностью; преобладает «жесткое выражение лица»; «взгляд исподлобья», отсутствует «глазной контакт». Чувствительность к воздействию сверстника отсутствует: ребенок не отвечает на предложения. Полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами). Нет оценки действий сверстника. Безусловная поддержка порицания и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение. Проявляет безразличие к другим детям, ко всему окружающему, а в некоторых случаях агрессию или слабо выраженная потребность, проявляет пассивную заинтересованность. Ребенок избегает даже кратковременного ситуативного общения с детьми в быту.
2. Методика «Подели игрушки»
Цель: исследование навыков общения ребенка в ситуации морального выбора.
Ход работы. Ребенку предлагают поделить одежду для кукол (если это девочки) или военную технику (если это мальчики) между собой и еще двумя партнерами по игре, с которыми он незнаком и которых он не видит.
Для трех участников игры экспериментатор предлагает всего пять предметов.
Оценка результатов теста:
• если ребенок делит игрушки в свою пользу, оставляя себе больше (себе три, другим по одной, считается, что моральный выбор он делает неправильно – низкий уровень навыков общения;
• если оставляет себе две игрушки, а остальные делит между другими участниками – средний уровень навыков общения;
• если оставляет себе только одну игрушку, а остальные делит между другими участниками, считается, что моральный выбор сделан им правильно – высокий уровень навыков общения.
3. Методика «Раскрась рукавички».
Цель: изучение коммуникативных навыков детей.
Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.
Ход работы.
I. Двум детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.
II. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Далее проводится эксперимент; важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.
Оценка результатов теста
Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:
• умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т. д. ;
• как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
• как относятся к результату деятельности, своему и партнера;
• осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;
• умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии).
4. Беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…»
Цель: выяснить особенности взаимоотношений детей.
Ход работы. Проводилась беседа с неоконченными ответами.
Вопросы:
1. Дети играли в группе, им было очень весело, а один мальчик сидел очень грустный. Что бы ты сделал?
2. Если бы ты играл (а) в «Строителей» с другими детьми, и кому-то не хватило бы кубиков на постройку, чтобы ты сделал? А если бы тебе нужны были кубики?
3. Если бы ты гулял на участке детского сада вместе с другими детьми и вдруг кто-нибудь из ребят упал около тебя и сильно ушибся. Что бы ты сделал? Как поступил бы?
5. Методика «Картинка»
Цель: выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.
Оборудование: картинка с изображением конфликтной ситуации — изображена группа детей, не принимающих девочку в игру.
Ход работы. По этой методике дети должны были описать конфликтную ситуацию, изображенную на картинке, и предложить свое решение коммуникативной проблемы.
6. Экспериментальная игра «Секрет» (социометрия)
Цель: выявление уровня сформированности личных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками.
Ход работы. Эта игра состоит в том, чтобы каждый ребенок выбрал двух детей из группы по 3-м критериям и обосновал свой выбор. Для проведения игры «Секрет» приглашаем детей по одному в отдельную комнату и проводим индивидуальную беседу по следующим вопросам:
1. С кем ты хочешь играть и почему?
2. С кем ты хочешь дружить и почему?
3. Кого ты желаешь пригласить к себе на день рожденья и почему?
Чтобы вызвать интерес у детей к игре – в задание вносился характер таинственности: ответить «по секрету». Перед началом эксперимента: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру, которая называется «Секрет». Я буду задавать тебе вопросы, а ты, «по секрету» будешь мне отвечать. «Любишь ли ты играть? А с кем ты очень хочешь играть? Назови одного ребенка. Назови еще одного». Затем: «Скажи, пожалуйста, почему ты хочешь играть с ним?» (Называется имя ребенка, которому испытуемый отдавал свой выбор). Исследование проводилось во второй половине дня, поэтому после беседы ребенок уходил домой. Это делалось для предупреждения возможности сговора, т. к. детям дошкольного возраста трудно хранить свои секреты.
Источник