Диагностика уровня развития ребенка фомичева

Диагностика уровня развития ребенка фомичева thumbnail

Глава 2. Экспериментальное изучение звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

Изучив теоретический аспект выбранной темы, мы перешли к экспериментальной части исследования.

Апробация данной системы проходила на базе Хорошевского детского сада Ржевского района с сентября 2012 по март 2013 года, в исследовании  принимало  участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

        Количество человек: 10 воспитанников (из них 6 мальчиков и 4 девочек).

Список детей подготовительной группы

Имя ребенка

Дата рождения

Диагноз

1.

Антон Б.

01.10.2006

ФФНР

2.

Илья С.

28.04.2006

ФФНР

3.

Вова К.

30.09.2006

ФФНР

4.

Маша Г.

19.06.2006

ФФНР

5.

Даша Д.

13.03.2006

ФФНР

6.

Соня П.

12.03.2006

ФФНР

7.

Саша И.

27.03.2006

ФФНР

8.

Карина М.

16.06.2006

ФФНР

9.

Альберт М.

18.08.2006

ФФНР

10.

Рома А.

30.05.2006

ФФНР

Характеристика детей:

—  внимание – нестабильно, неустойчиво, произвольное внимание слабо сформировано, т.е. детям трудно сконцентрироваться на одном предмете и переключиться на другой по специальному заданию

—  детям необходимо потратить больше времени и требуются повторы для запоминания определенного материала, так как объем памяти у детей  сужен по сравнению с нормой;

— в протекании мыслительных операций существуют свои особенности: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления детям трудно воспринимать абстрактные отношения и понятия. Скорость протекания мыслительных операций замедленна, поэтому происходит замедленное  восприятие учебного материала и заданий.

—  нестабильность поведения, частая смена настроения;
—   быстро утомляются и  для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;

— трудности в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих последовательного и поэтапного выполнения;

— так же проявляются особенности дисциплинарного характера.

Исследование проводилось в форме педагогического эксперимента и состояло из 3-х этапов:

— констатирующего (начало сентября 2012 года);

— формирующего (сентябрь2012 – март 2013 года);

— контрольного (конец марта 2013 года).

Цель экспериментального этапа исследования: провести исследовательскую работу по активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2.1  Констатирующий эксперимент. Анализ результатов исследования звукопроизношения у старших дошкольников с ФФНР

Цель констатирующего этапа: провести диагностическое обследование звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Для обследовании детей применялась «методика речевого обследования» М.Ф.Фомичевой, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой, «Логопедический альбом» О.Б.Иншаковой. Также схема обследования ребенка с ФФНР, которую предложила Л.В.Лопатина:

I. Анкетные данные

II. Анамнез

III. Логопедическое обследование:

1. Психологические особенности ребенка

2. Состояние слуховой функции

3. Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса.

4. Состояние моторной сферы

5. Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата

6. Состояние звукопроизношения

7. Состояние дыхательной и голосовой функции

8. Состояние просодических компонентов речи

9. Состояние фонематических функция:

а) способность к фонематическому анализу

б) дифференциация звуков

в) фонематические представления

10. Состояние лексики

11. Состояние грамматического строя речи, особенности связной речи.

В результате проведенного обследования было выявлено:

Из 10 испытуемых детей 2 детей с ФФНР (мономорфная дислалия) и 8 детей с ФФНР (полиморфная дислалия).

I. Мономорфные нарушения речи.

1. Карина М. — ротацизм

2. Антон Б. — параламбдацизм

II. Полиморфные нарушения речи

1. Нарушение свистящих и шипящих групп звуков.

1. Илья С. — межзубный сигматизм свистящих и шипящих

2. Маша Г. — сигматизм шипящих и свистящих

3. Даша Д. — боковой сигматизм шипящих и свистящих

2. Нарушение сонорных и свистящих групп звуков

1. Вова К. — ламбдацизм, межзубный сигматизм

2. Саша И. — ротацизм, парасигматизм свистящих

3. Нарушение сонорных и шипящих групп звуков

1. Альберт М. — сигматизм шипящих, ротацизм

2. Рома А. — ротацизм, парасигматизм шипящих

3. Соня П. — сигматизм шипящих, ламбдацизм

Таблица 1

С

С,

З

З,

Ц

Ш

Ж

Щ

Р

Р,

Л

Л,

Диф-ия свистящих и шипящих

Диф-ия сонорных

Речевое заключение

1.Антон Б.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

ФФНР мономорфная дислалия

2. Илья С.

+

+

+

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

3. ВоваК.

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

4. Маша Г.

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

5. Даша Д.

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

6. СоняП.

+

+

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

7. Саша И.

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

8.Карина М.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

ФФНР мономорфная дислалия

9.АльбертМ.

+

+

+

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

10. РомаА.

+

+

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

Также у детей экспериментальной группы было отмечено:

— замены звуков более простыми по артикуляции;

— вместо двух или несколько артикуляционно близких звуков дети произносят какой-то средний, неотчетливый, например: мягкий звук ш вместо ш и с;

— в речи не употребляют или заменяют, но по специальному заданию — произносят.

Оценка результатов теста:

  1. балла — ребенок чисто произносит звуки в слогах, правильно выполняет задание, выделяет слоги.

1 балл — ребенок искажает и испытывает затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками.

0 баллов  — ребенок не выполняет задание.

Результаты исследования экспериментальной группы на констатирующем этапе представлены в таблице 1 (Приложение 1).

Итак, в результате исследования звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи экспериментальной группы, мы получили следующие данные:

  • С  высоким уровнем развития звукопроизношения в группе детей нет.
  • Со средним уровнем развития звукопроизношения в подгруппе 4 ребенка: Антон, Альберт, Вова, Карина.
  • С низким развитием звукопроизношения в подгруппе 6детей: Илья, Саша, Маша, Соня, Даша, Рома.

Следовательно, в группе преобладают дети со средним  и низким  уровнем развития звукопроизношения. (Приложение 2).

Приложение 1

Таблица 1 — Результаты исследования экспериментальной группы на констатирующем этапе

Имя ребенка

1-е  задание

2-е  задание

3-е  задание

4-е  задание

5-е  задание

6-е  задание

7-е задание

Общее кол-во баллов

Уровень развития

1

Антон Б.

2

2

1

1

2

1

1

10

Средний уровень

2

Илья С.

1

1

1

1

1

1

1

7

Низкий уровень

3

ВоваК.

1

2

1

1

1

1

1

8

Средный уровень

4

Маша Г.

1

2

1

1

1

1

7

Низкий уровень

5

Даша Д.

1

1

1

1

1

1

6

Низкий уровень

6

СоняП.

1

1

1

1

1

1

6

Низкий уровень

7

Саша И.

1

1

1

1

1

5

Низкий уровень

8

Карина М.

2

2

1

2

1

1

1

10

Средний уровень

9

АльбертМ.

2

2

1

1

1

1

1

9

Средний уровень

10

РомаА.

1

1

1

1

1

1

6

Низкий уровень

Приложение 2

Рисунок 1 – Результаты исследования экспериментальной группы на констатирующем этапе.

2.2 Формирующий эксперимент. Содержание коррекционной работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с ФФНР

Цель формирующего исследования является: проведение коррекционной работу по активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Данный этап исследования проводился в течение шести месяцев.

Результаты констатирующего этапа  исследования показали, что  у детей существуют трудности, когда предлагается им внимательно послушать и поднимать руку в момент произнесения какого-либо звука или слога. Другие затруднения — при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: ба-па), при самостоятельном подборе слов на заданный звук, при выделении звука, с которого начинается слово.

По мнению Г.А.Каше, Т.Б.Филичева, система обучения дошкольников с ФФНР  включает  коррекцию звукопроизношения, формирование  фонематического  восприятия,  подготовку  к обучению грамоте.

Система обучения детей правильному произношению и элементам грамоты предусматривает три последовательных периода.(Приложение 3).

Основными задачами коррекционного обучения  являются:

— формирование звукопроизношения;

— развитие фонематического восприятия;

— подготовка к обучению грамоте и усвоение грамоты в объёме, который предусмотрен программой для первого класса массовой школы.

В основу коррекционного обучения заложено развитие познавательной деятельности через активное наблюдение, с помощью специальных приёмов логопед исправляет произношение звуков или уточняет их артикуляцию. Происходит усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетается с развитием фонематического восприятия, то есть с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти. Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь, способствует осознанному овладению произношением звуков речи. Таким образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают решить две задачи – нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

Речевой материал для занятий подбирается с учётом перечисленных задач, то есть в процессе развития звукопроизношения одновременно и на том же звуковом материале планируются упражнения в анализе и синтезе звукового состава слов, а на более поздних этапах обучения – в письме и чтении.(Приложение 4).

Таким образом, использование данных рекомендаций с детьми с ФФНР позволит исправить недостатки звукопроизношения, которые были выявлены в ходе нашего обследования.

Для получения хороших результатов необходимо взаимодействие всего коллектива педагогов и постоянные занятия родителей с детьми.

На этом формирующий этап эксперимента был закончен.

2.3 Контрольный эксперимент и его анализ

На контрольном этапе исследования была поставлена цель: изучить  активизацию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР,  после проведения специально организованной коррекционной работы.

Для реализации цели,  дети  старшего дошкольного возраста с ФФНР, после проведения занятий, были протестированы при помощи  той же методики, включающей 7 заданий, предложенной М.Ф.Фомичевой, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой[13]. Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования представлены в таблице 2 (Приложение 5).

Итак, в результате исследования звукопроизношения детей экспериментальной группы, мы получили следующие данные:

  • С  высоким уровнем развития звукопроизношения в группе 3 ребенка: Антон, Карина и Альберт.
  • Со средним уровнем развития звукопроизношения в подгруппе 6детей: Вова, Соня, Илья, Маша, Рома, Даша.        
  • С низким уровнем развития в подгруппе 1 ребенок: Саша.

Следовательно, в группе после проведенной коррекционной работы по активизации звукопроизношения преобладают дети со средним  уровнем.

По данным таблицы 2  был построен рисунок 2 (Приложение 6), где мы видим, что показатель активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи экспериментальной группы на контрольном этапе исследования  улучшился.

          Далее нами была составлена сравнительная таблица 3 (Приложение 7) по результатам активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР  на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Изменения экспериментальной   группы рассмотрим в соответствии с рисунком 3 (Приложение 8).

Рассматривая рисунок 3, мы видим, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения в развитии и активизации звукопроизношения у всех детей.

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР у детей коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:

1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

2. Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;

3. Закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;

4. Закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;

5. Закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;

6. Формирование диалогической и монологической форм связной речи;

7. Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;

8. Закрепление навыка чтения;

9. Подготовка детей к письму, формирование графических навыков;

10. Развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

— организовывать и поддерживать речевое общение детей;

— создавать ситуацию общения;

— формировать навыки самоконтроля;

— организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;

— привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;

— проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти.

Таким образом, основываясь, на данных, полученных, в ходе экспериментального исследования мы сделали, выводы:

  • методика, М.Ф.Фомичевой, Т.В.Волосовец и Е.Н.Кутеповой,  включающая 7 заданий, предложенная нами для проведения диагностики удовлетворяет старшему дошкольному возрасту детей и в полной мере отражает уровень развития звукопроизношения;
  • комплекс упражнений и игр, разработанный нами, для исправления звукопроизношения и формирования фонематического слуха, позволяет целенаправленно и эффективно привести к положительному результату;
  • диагностика уровня звукопроизношения детей после проведения формирующего исследования показала положительную динамику звукопроизношения и формирования фонематического слуха.
  • гипотеза о том, что если в работе с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи систематически и целенаправленно использовать игры, упражнения и проводить занятия по формированию правильного звукопроизношения, то это позволит:
  1. формированию правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитию фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
  2. формированию навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
  3. развитию коммуникативности, успешности в общении.

Приложение 5

Таблица 2 – Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования

Имя ребенка

1-е  задание

2-е  задание

3-е  задание

4-е  задание

5-е  задание

6-е  задание

7-е задание

Общее кол-во баллов

Уровень развития

1

Антон Б.

2

2

2

2

2

2

2

14

Высокий уровень

2

Илья С.

2

2

1

1

1

1

1

9

Средний уровень

3

ВоваК.

2

2

1

1

1

2

1

10

Средный уровень

4

Маша Г.

1

2

1

1

2

1

1

9

Средний уровень

5

Даша Д.

1

1

1

2

1

1

1

8

Средний уровень

6

СоняП.

2

1

1

1

1

2

1

9

Средний уровень

7

Саша И.

1

1

1

1

1

1

6

Низкий уровень

8

Карина М.

2

2

2

2

2

2

1

13

Высокий уровень

9

АльбертМ.

2

2

2

2

1

2

2

12

Высокий уровень

10

РомаА.

2

1

1

1

1

1

1

8

Средний уровень

Рисунок 2 – Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования

Источник

В настоящем альбоме представлен наглядный материал для логопедического обследования навыков импрессивной и экспрессивной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый дидактический материал позволяет выявить нарушения со стороны звукопроизношения, нарушения слоговой структуры слов, недостаточность фонематического анализа и синтеза, бедность словаря и ошибки грамматического строя речи у детей.
Пособие адресовано логопедам специальных коррекционных и массовых школ, логопедам и воспитателям речевых дошкольных учреждений, студентам дефектологических факультетов для теоретического изучения приемов диагностики и практического применения. Альбом для обследования содержит богатый иллюстративный материал соответствующий восприятию данной возрастной категории детей. Применение качественной наглядности способствует эффективности не только процесса обучения, но и диагностики.

Сборник составлен ведущими специалистами факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А,И, Герцена и логопедами –практиками Санкт-Петербурга. Представлены критерии логопедической диагностики. Предложены схемы логопедической диагностики детей разных возрастных групп с различной речевой патологией, примерное планирование работы логопеда в дошкольном учреждении. Рекомендовано комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга.

Стребелева Е.А. (ред.) и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Методическое пособие: с приложением альбома Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др., 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2005. — 164 с. + Прил. (268 с.)

Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.
Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.
Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей.

Красочное пособие по логопедическому обследованию с инструкцией и методическими рекомендациями. Приложение: возможные варианты логопедических заключений и речевая карта.

Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Настоящее пособие предназначено для проведения обследования зву-ковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефект-ного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использо-ванием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обсле-дования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Для логопедов, воспитателей и методистов дошкольных образователь-ных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, родителей.

—————————————————————————————————————

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет

Издательство: Сфера. 2006 год. 48 страниц.
Стимульный материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста. Яркие, наполненные интересным и запоминающимся сюжетным материалом картинки подготовлены с учетом специфики формирования начального детского лексикона и физиологических особенностей становления звуковой стороны речи у маленького ребенка, который начинает овладевать родным (русским) языком. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста

Под ред. Н. В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с. — (серия «Коррекционная педагогика»).

Данное методическое пособие может стать настольной книгой как для специалистов детских образовательных учреждений, специалистов центров сопровождения семьи, так и для самых заинтересованных читателей — родителей, бабушек и дедушек малышей.

Обследование психомоторного развития детей от 1 года до 4 лет.
Карта обследования психомоторного развития ребенка (5 мес. -1 год 10 мес. ).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (1 год 10 мес. — 3 года).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (3 года-4 года).
Перечень стимульного материала для диагностического обследования.
Описание стимульного материала для диагностического обследования.
Речевая карта обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет).
Карта обследования детей с задержкой психомоторного и речевого развития (от 2,5 до 4 лет).
Приложение.

Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

В логопедическом пособии профессора Галины Анатольевны Волковой представлен дидактический и речевой материал, подобранный с учетом онтогенетического принципа формирования звуков. Этот принцип реализован не только на материале слогов и слов, но также фраз и стихотворного текста. В речевом материале имеются звуки раннего и данного онтогенеза и отсутствуют звуки, формирующиеся позже. Наглядный материал — рисунки — соответствует восприятию детей среднего, старшего дошкольного, а также младшего школьного возраста.
Для логопедов, студентов педагогических вузов и колледжей, обучающихся по специальности «Логопедия».

Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста

В работе изложена концепция междисциплинарного подхода к диагностике речи, а также представлены разработанные на ее основе тестовые задания для определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста: 4-5 лет.
Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.

Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики

Смирнова И.А. — «Логопедическая диагностика , коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП»

Р.А. Кирьянова «Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей» 5-7 лет

Очень хороший материал.Спасибо огромное

спасибо ????

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте (2,5-3 года) (Методическое пособие + Материалы для диагностики и коррекции)
Комплект предназначен для диагностической и коррекционной работы с детьми в возрасте от 2,5 до 3 лет и включает в себя:

1. Материалы, необходимые для проведения:
— диагностики — цветные картинки многоразового использования к субтестам (11 листов); бланк диагностической карты ребенка; лист с текстом сказки, в структуру которой включены субтесты.
— коррекционно-развивающей работы — цветные картинки многоразового использования к играм (27 листов).

2. Методическое пособие, в котором описаны возрастные особенности детей, процедура проведения диагностики, критерии оценки результатов, а также приведена подборка коррекционно-развивающих игр.

Диагностика построена на основе сказки про животных, что позволяет заинтересовать ребенка и легко вовлечь его в диагностический процесс. В структуру сказки включены 8 субтестов на выявление уровня понимания речи, сенсорного развития, общей осведомлённости, умения распределять предметы по принадлежности к группе, развитие мелкой моторики.

По результатам обследования подбираются материалы для коррекционно-развивающей работы (на каждый субтест приводится свой набор развивающих игр).

Источник