Диагностика уровня развития ребенка фомичева
Глава 2. Экспериментальное изучение звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФН
Изучив теоретический аспект выбранной темы, мы перешли к экспериментальной части исследования.
Апробация данной системы проходила на базе Хорошевского детского сада Ржевского района с сентября 2012 по март 2013 года, в исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Количество человек: 10 воспитанников (из них 6 мальчиков и 4 девочек).
Список детей подготовительной группы
№ | Имя ребенка | Дата рождения | Диагноз |
1. | Антон Б. | 01.10.2006 | ФФНР |
2. | Илья С. | 28.04.2006 | ФФНР |
3. | Вова К. | 30.09.2006 | ФФНР |
4. | Маша Г. | 19.06.2006 | ФФНР |
5. | Даша Д. | 13.03.2006 | ФФНР |
6. | Соня П. | 12.03.2006 | ФФНР |
7. | Саша И. | 27.03.2006 | ФФНР |
8. | Карина М. | 16.06.2006 | ФФНР |
9. | Альберт М. | 18.08.2006 | ФФНР |
10. | Рома А. | 30.05.2006 | ФФНР |
Характеристика детей:
— внимание – нестабильно, неустойчиво, произвольное внимание слабо сформировано, т.е. детям трудно сконцентрироваться на одном предмете и переключиться на другой по специальному заданию
— детям необходимо потратить больше времени и требуются повторы для запоминания определенного материала, так как объем памяти у детей сужен по сравнению с нормой;
— в протекании мыслительных операций существуют свои особенности: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления детям трудно воспринимать абстрактные отношения и понятия. Скорость протекания мыслительных операций замедленна, поэтому происходит замедленное восприятие учебного материала и заданий.
— нестабильность поведения, частая смена настроения;
— быстро утомляются и для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
— трудности в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих последовательного и поэтапного выполнения;
— так же проявляются особенности дисциплинарного характера.
Исследование проводилось в форме педагогического эксперимента и состояло из 3-х этапов:
— констатирующего (начало сентября 2012 года);
— формирующего (сентябрь2012 – март 2013 года);
— контрольного (конец марта 2013 года).
Цель экспериментального этапа исследования: провести исследовательскую работу по активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
2.1 Констатирующий эксперимент. Анализ результатов исследования звукопроизношения у старших дошкольников с ФФНР
Цель констатирующего этапа: провести диагностическое обследование звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Для обследовании детей применялась «методика речевого обследования» М.Ф.Фомичевой, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой, «Логопедический альбом» О.Б.Иншаковой. Также схема обследования ребенка с ФФНР, которую предложила Л.В.Лопатина:
I. Анкетные данные
II. Анамнез
III. Логопедическое обследование:
1. Психологические особенности ребенка
2. Состояние слуховой функции
3. Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса.
4. Состояние моторной сферы
5. Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата
6. Состояние звукопроизношения
7. Состояние дыхательной и голосовой функции
8. Состояние просодических компонентов речи
9. Состояние фонематических функция:
а) способность к фонематическому анализу
б) дифференциация звуков
в) фонематические представления
10. Состояние лексики
11. Состояние грамматического строя речи, особенности связной речи.
В результате проведенного обследования было выявлено:
Из 10 испытуемых детей 2 детей с ФФНР (мономорфная дислалия) и 8 детей с ФФНР (полиморфная дислалия).
I. Мономорфные нарушения речи.
1. Карина М. — ротацизм
2. Антон Б. — параламбдацизм
II. Полиморфные нарушения речи
1. Нарушение свистящих и шипящих групп звуков.
1. Илья С. — межзубный сигматизм свистящих и шипящих
2. Маша Г. — сигматизм шипящих и свистящих
3. Даша Д. — боковой сигматизм шипящих и свистящих
2. Нарушение сонорных и свистящих групп звуков
1. Вова К. — ламбдацизм, межзубный сигматизм
2. Саша И. — ротацизм, парасигматизм свистящих
3. Нарушение сонорных и шипящих групп звуков
1. Альберт М. — сигматизм шипящих, ротацизм
2. Рома А. — ротацизм, парасигматизм шипящих
3. Соня П. — сигматизм шипящих, ламбдацизм
Таблица 1
С | С, | З | З, | Ц | Ш | Ж | Щ | Р | Р, | Л | Л, | Диф-ия свистящих и шипящих | Диф-ия сонорных | Речевое заключение | |
1.Антон Б. | + | + | + | + | + | + | + | + | — | — | + | + | + | — | ФФНР мономорфная дислалия |
2. Илья С. | — | — | — | — | — | + | + | + | + | + | + | + | — | + | ФФНР полиморфная дислалия |
3. ВоваК. | — | — | — | — | — | + | + | + | + | + | — | — | — | — | ФФНР полиморфная дислалия |
4. Маша Г. | — | — | — | — | — | — | — | — | + | + | + | + | — | + | ФФНР полиморфная дислалия |
5. Даша Д. | — | — | — | — | — | — | — | — | + | + | + | + | — | + | ФФНР полиморфная дислалия |
6. СоняП. | + | + | + | + | + | — | — | — | + | + | — | — | — | — | ФФНР полиморфная дислалия |
7. Саша И. | — | — | — | — | — | + | + | + | — | — | + | + | — | — | ФФНР полиморфная дислалия |
8.Карина М. | + | + | + | + | + | + | + | + | — | — | + | + | + | — | ФФНР мономорфная дислалия |
9.АльбертМ. | + | + | + | + | + | — | — | — | + | + | — | — | + | — | ФФНР полиморфная дислалия |
10. РомаА. | + | + | + | + | + | — | — | — | — | — | + | + | — | — | ФФНР полиморфная дислалия |
Также у детей экспериментальной группы было отмечено:
— замены звуков более простыми по артикуляции;
— вместо двух или несколько артикуляционно близких звуков дети произносят какой-то средний, неотчетливый, например: мягкий звук ш вместо ш и с;
— в речи не употребляют или заменяют, но по специальному заданию — произносят.
Оценка результатов теста:
- балла — ребенок чисто произносит звуки в слогах, правильно выполняет задание, выделяет слоги.
1 балл — ребенок искажает и испытывает затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками.
0 баллов — ребенок не выполняет задание.
Результаты исследования экспериментальной группы на констатирующем этапе представлены в таблице 1 (Приложение 1).
Итак, в результате исследования звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи экспериментальной группы, мы получили следующие данные:
- С высоким уровнем развития звукопроизношения в группе детей нет.
- Со средним уровнем развития звукопроизношения в подгруппе 4 ребенка: Антон, Альберт, Вова, Карина.
- С низким развитием звукопроизношения в подгруппе 6детей: Илья, Саша, Маша, Соня, Даша, Рома.
Следовательно, в группе преобладают дети со средним и низким уровнем развития звукопроизношения. (Приложение 2).
Приложение 1
Таблица 1 — Результаты исследования экспериментальной группы на констатирующем этапе
№ | Имя ребенка | 1-е задание | 2-е задание | 3-е задание | 4-е задание | 5-е задание | 6-е задание | 7-е задание | Общее кол-во баллов | Уровень развития |
1 | Антон Б. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 10 | Средний уровень |
2 | Илья С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | Низкий уровень |
3 | ВоваК. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 | Средный уровень |
4 | Маша Г. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | Низкий уровень | |
5 | Даша Д. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | Низкий уровень | |
6 | СоняП. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | Низкий уровень | |
7 | Саша И. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | Низкий уровень | ||
8 | Карина М. | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 10 | Средний уровень |
9 | АльбертМ. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | Средний уровень |
10 | РомаА. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | Низкий уровень |
Приложение 2
Рисунок 1 – Результаты исследования экспериментальной группы на констатирующем этапе.
2.2 Формирующий эксперимент. Содержание коррекционной работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с ФФНР
Цель формирующего исследования является: проведение коррекционной работу по активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Данный этап исследования проводился в течение шести месяцев.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что у детей существуют трудности, когда предлагается им внимательно послушать и поднимать руку в момент произнесения какого-либо звука или слога. Другие затруднения — при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: ба-па), при самостоятельном подборе слов на заданный звук, при выделении звука, с которого начинается слово.
По мнению Г.А.Каше, Т.Б.Филичева, система обучения дошкольников с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте.
Система обучения детей правильному произношению и элементам грамоты предусматривает три последовательных периода.(Приложение 3).
Основными задачами коррекционного обучения являются:
— формирование звукопроизношения;
— развитие фонематического восприятия;
— подготовка к обучению грамоте и усвоение грамоты в объёме, который предусмотрен программой для первого класса массовой школы.
В основу коррекционного обучения заложено развитие познавательной деятельности через активное наблюдение, с помощью специальных приёмов логопед исправляет произношение звуков или уточняет их артикуляцию. Происходит усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетается с развитием фонематического восприятия, то есть с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти. Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь, способствует осознанному овладению произношением звуков речи. Таким образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают решить две задачи – нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.
Речевой материал для занятий подбирается с учётом перечисленных задач, то есть в процессе развития звукопроизношения одновременно и на том же звуковом материале планируются упражнения в анализе и синтезе звукового состава слов, а на более поздних этапах обучения – в письме и чтении.(Приложение 4).
Таким образом, использование данных рекомендаций с детьми с ФФНР позволит исправить недостатки звукопроизношения, которые были выявлены в ходе нашего обследования.
Для получения хороших результатов необходимо взаимодействие всего коллектива педагогов и постоянные занятия родителей с детьми.
На этом формирующий этап эксперимента был закончен.
2.3 Контрольный эксперимент и его анализ
На контрольном этапе исследования была поставлена цель: изучить активизацию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, после проведения специально организованной коррекционной работы.
Для реализации цели, дети старшего дошкольного возраста с ФФНР, после проведения занятий, были протестированы при помощи той же методики, включающей 7 заданий, предложенной М.Ф.Фомичевой, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой[13]. Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования представлены в таблице 2 (Приложение 5).
Итак, в результате исследования звукопроизношения детей экспериментальной группы, мы получили следующие данные:
- С высоким уровнем развития звукопроизношения в группе 3 ребенка: Антон, Карина и Альберт.
- Со средним уровнем развития звукопроизношения в подгруппе 6детей: Вова, Соня, Илья, Маша, Рома, Даша.
- С низким уровнем развития в подгруппе 1 ребенок: Саша.
Следовательно, в группе после проведенной коррекционной работы по активизации звукопроизношения преобладают дети со средним уровнем.
По данным таблицы 2 был построен рисунок 2 (Приложение 6), где мы видим, что показатель активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи экспериментальной группы на контрольном этапе исследования улучшился.
Далее нами была составлена сравнительная таблица 3 (Приложение 7) по результатам активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Изменения экспериментальной группы рассмотрим в соответствии с рисунком 3 (Приложение 8).
Рассматривая рисунок 3, мы видим, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения в развитии и активизации звукопроизношения у всех детей.
При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР у детей коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:
1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
2. Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;
3. Закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;
4. Закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;
5. Закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;
6. Формирование диалогической и монологической форм связной речи;
7. Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;
8. Закрепление навыка чтения;
9. Подготовка детей к письму, формирование графических навыков;
10. Развитие памяти, внимания, мышления.
Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:
— организовывать и поддерживать речевое общение детей;
— создавать ситуацию общения;
— формировать навыки самоконтроля;
— организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
— привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;
— проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти.
Таким образом, основываясь, на данных, полученных, в ходе экспериментального исследования мы сделали, выводы:
- методика, М.Ф.Фомичевой, Т.В.Волосовец и Е.Н.Кутеповой, включающая 7 заданий, предложенная нами для проведения диагностики удовлетворяет старшему дошкольному возрасту детей и в полной мере отражает уровень развития звукопроизношения;
- комплекс упражнений и игр, разработанный нами, для исправления звукопроизношения и формирования фонематического слуха, позволяет целенаправленно и эффективно привести к положительному результату;
- диагностика уровня звукопроизношения детей после проведения формирующего исследования показала положительную динамику звукопроизношения и формирования фонематического слуха.
- гипотеза о том, что если в работе с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи систематически и целенаправленно использовать игры, упражнения и проводить занятия по формированию правильного звукопроизношения, то это позволит:
- формированию правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитию фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- формированию навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
- развитию коммуникативности, успешности в общении.
Приложение 5
Таблица 2 – Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования
№ | Имя ребенка | 1-е задание | 2-е задание | 3-е задание | 4-е задание | 5-е задание | 6-е задание | 7-е задание | Общее кол-во баллов | Уровень развития |
1 | Антон Б. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | Высокий уровень |
2 | Илья С. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | Средний уровень |
3 | ВоваК. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 10 | Средный уровень |
4 | Маша Г. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 | Средний уровень |
5 | Даша Д. | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 8 | Средний уровень |
6 | СоняП. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 9 | Средний уровень |
7 | Саша И. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | Низкий уровень | |
8 | Карина М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 13 | Высокий уровень |
9 | АльбертМ. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 12 | Высокий уровень |
10 | РомаА. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 | Средний уровень |
Рисунок 2 – Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования
Источник
В настоящем альбоме представлен наглядный материал для логопедического обследования навыков импрессивной и экспрессивной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый дидактический материал позволяет выявить нарушения со стороны звукопроизношения, нарушения слоговой структуры слов, недостаточность фонематического анализа и синтеза, бедность словаря и ошибки грамматического строя речи у детей.
Пособие адресовано логопедам специальных коррекционных и массовых школ, логопедам и воспитателям речевых дошкольных учреждений, студентам дефектологических факультетов для теоретического изучения приемов диагностики и практического применения. Альбом для обследования содержит богатый иллюстративный материал соответствующий восприятию данной возрастной категории детей. Применение качественной наглядности способствует эффективности не только процесса обучения, но и диагностики.
Сборник составлен ведущими специалистами факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А,И, Герцена и логопедами –практиками Санкт-Петербурга. Представлены критерии логопедической диагностики. Предложены схемы логопедической диагностики детей разных возрастных групп с различной речевой патологией, примерное планирование работы логопеда в дошкольном учреждении. Рекомендовано комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга.
Стребелева Е.А. (ред.) и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Методическое пособие: с приложением альбома Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др., 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2005. — 164 с. + Прил. (268 с.)
Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.
Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.
Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей.
Красочное пособие по логопедическому обследованию с инструкцией и методическими рекомендациями. Приложение: возможные варианты логопедических заключений и речевая карта.
Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.
Настоящее пособие предназначено для проведения обследования зву-ковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефект-ного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использо-ванием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обсле-дования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Для логопедов, воспитателей и методистов дошкольных образователь-ных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, родителей.
—————————————————————————————————————
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет
Издательство: Сфера. 2006 год. 48 страниц.
Стимульный материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста. Яркие, наполненные интересным и запоминающимся сюжетным материалом картинки подготовлены с учетом специфики формирования начального детского лексикона и физиологических особенностей становления звуковой стороны речи у маленького ребенка, который начинает овладевать родным (русским) языком. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста
Под ред. Н. В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с. — (серия «Коррекционная педагогика»).
Данное методическое пособие может стать настольной книгой как для специалистов детских образовательных учреждений, специалистов центров сопровождения семьи, так и для самых заинтересованных читателей — родителей, бабушек и дедушек малышей.
Обследование психомоторного развития детей от 1 года до 4 лет.
Карта обследования психомоторного развития ребенка (5 мес. -1 год 10 мес. ).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (1 год 10 мес. — 3 года).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (3 года-4 года).
Перечень стимульного материала для диагностического обследования.
Описание стимульного материала для диагностического обследования.
Речевая карта обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет).
Карта обследования детей с задержкой психомоторного и речевого развития (от 2,5 до 4 лет).
Приложение.
Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
В логопедическом пособии профессора Галины Анатольевны Волковой представлен дидактический и речевой материал, подобранный с учетом онтогенетического принципа формирования звуков. Этот принцип реализован не только на материале слогов и слов, но также фраз и стихотворного текста. В речевом материале имеются звуки раннего и данного онтогенеза и отсутствуют звуки, формирующиеся позже. Наглядный материал — рисунки — соответствует восприятию детей среднего, старшего дошкольного, а также младшего школьного возраста.
Для логопедов, студентов педагогических вузов и колледжей, обучающихся по специальности «Логопедия».
Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста
В работе изложена концепция междисциплинарного подхода к диагностике речи, а также представлены разработанные на ее основе тестовые задания для определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста: 4-5 лет.
Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики
Смирнова И.А. — «Логопедическая диагностика , коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП»
Р.А. Кирьянова «Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей» 5-7 лет
Очень хороший материал.Спасибо огромное
спасибо
Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте (2,5-3 года) (Методическое пособие + Материалы для диагностики и коррекции)
Комплект предназначен для диагностической и коррекционной работы с детьми в возрасте от 2,5 до 3 лет и включает в себя:
1. Материалы, необходимые для проведения:
— диагностики — цветные картинки многоразового использования к субтестам (11 листов); бланк диагностической карты ребенка; лист с текстом сказки, в структуру которой включены субтесты.
— коррекционно-развивающей работы — цветные картинки многоразового использования к играм (27 листов).
2. Методическое пособие, в котором описаны возрастные особенности детей, процедура проведения диагностики, критерии оценки результатов, а также приведена подборка коррекционно-развивающих игр.
Диагностика построена на основе сказки про животных, что позволяет заинтересовать ребенка и легко вовлечь его в диагностический процесс. В структуру сказки включены 8 субтестов на выявление уровня понимания речи, сенсорного развития, общей осведомлённости, умения распределять предметы по принадлежности к группе, развитие мелкой моторики.
По результатам обследования подбираются материалы для коррекционно-развивающей работы (на каждый субтест приводится свой набор развивающих игр).
Источник