Диагностика уровня музыкального развития ребенка
Ирина Минасова
Организация и проведение диагностики выявления уровня музыкальной образованности дошкольников
Среди многообразных человеческих дарований музыкальные способности принято считать наиболее изученными как теоретически, так и в отношении опыта их диагностики. Наличие особых данных для занятий музыкой (пением) признавалось всегда. Практика диагностики музыкальных способностей имеет свои традиции. Широкое распространение в ней получило положение о решающей роли музыкального слуха и чувства ритма, а также музыкальной памяти для успехов в музыкальной деятельности. Признание человека способным или неспособным всецело зависело от наличия или отсутствия этих качеств.
Однако музыкальные способности у всех детей выявляются по-
разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.
Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно
ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Эти музыкальные впечатления ребенок должен получать не только в детском саду, но и дома.
Чтобы работа по музыкальному воспитанию была более эффективной, в нашем ДОО систематически проводятся диагностические срезы развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один — два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка, группы в целом и соответственно корректировать содержание занятий.
Для анализа знаний и умений детей используется диагностика по И. Каплуновой и И. Новоскольцевой. Проводится она в виде наблюдений, индивидуальных занятий, специальных игр-заданий (ПРИЛОЖЕНИЕ Д). Для этого применяются игры и многочисленные предметные пособия, детские музыкальные инструменты. По итогам мониторинга составляются новые цели и задачи в музыкальном воспитании детей.
Уровень музыкального развития дошкольников определяется в следующих видах деятельности:
1. Восприятие музыки
2. Пение
3. Музыкально – ритмические движения
4. Игра на детских музыкальных инструментах.
Музыкальное развитие в каждом виде деятельности определяется тремя уровнями:
Уровень показателя Параметры
Высокий Задание ребенок выполнил правильно после оказания словесной помощи
Средний Задание ребенок выполнил с незначительными ошибками после оказания словесной помощи в сочетании с действиями предметов
Низкий Ребенок выполнил задание со значительными ошибками после оказания помощи
В работе представлены критерии уровневой оценки основных видов музыкальной деятельности и результаты диагностики музыкального развития детей, которые проводились в средней и подготовительной группах ДОО.
Критерии уровневой оценки по основным видам музыкальной деятельности
Средняя группа
Виды деятельности Уровень
Восприятие музыки Высокий уровень. Ребенок знает и различает малые жанры в музыке и некоторые их виды: песню (колыбельную, плясовую, марш, танец (хоровод, пляска). Различает выразительные особенности музыки: характер, слышит смену характера в двухчастной форме; воспринимает и понимает изобразительные особенности музыки: музыкальный образ в развитии, средства музыкальной выразительности: темп, динамику, тембр (металлофон, дудочка, бубен, барабан, различает звуки.
Средний уровень. Ребенок знает и различает жанры в музыке и некоторые их виды при словесной помощи взрослого. При небольшой словесной подсказке взрослого различает выразительные особенности музыки; воспринимает и понимает изобразительные особенности музыки: динамику, темп, тембр, различает звуки по высоте.
Низкий уровень. Ребенок не умеет внимательно слушать музыкальные произведения, отвлекается во время их слушания, путает малые жанры музыки при любой помощи взрослого. Затрудняется различать характер музыки, смену частей, почти не различает отношения музыкальных звуков.
Пение Высокий уровень. Ребенок всегда проявляет устойчивый интерес и потребность в освоении новых песен. Освоил певческие умения и навыки — выразительно передает в пении изменения в характере, интонации, чисто интонирует отдельные фразы, иногда всю мелодию песни, правильно пропевает ритм песни, четко пропевает слова, умеет петь напевно и отрывисто, уверенно поет один, в хоре, с сопровождением и без него.
Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к пению, но недостаточно выразительно передает характер песни. Певческие навыки и умения в основном освоены, но неправильно интонирует мелодию и неверно передает ритм песни.
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к певческой деятельности, не проявляет интереса к освоению новой песни, не умеет чисто интонировать, не всегда передает точно ритм песни.
Музыкально – ритмические
движения Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движениям, понимает композицию танца, понимает необходимость изменения движений в зависимости от их смены. Качественно выполняет движения танца.
Средний уровень. Ребенок различает характер музыки и движений, понимает композицию танца при небольшой словесной помощи взрослого.
Низкий уровень. Затрудняется различать характер музыки и движений, при оказании любой помощи трудно осознает изменения движений.
Игра на детских музыкальных инструментах Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он самостоятельно различает длительности и умеет передать их в игре на металлофоне.
Средний уровень. Ребенок с интересом играет на металлофоне, но требуется небольшая помощь взрослого.
Низкий уровень. Ребенок затрудняется исполнять простейшей попевки даже при оказании помощи взрослого.
Подготовительная группа
Виды деятельности Уровень
Восприятие музыки Высокий уровень. У ребенка сформирован опыт целостного восприятия музыкальных произведений, самостоятельно различает жанры произведений и оттенки настроений в музыке. Различает комплекс выразительных средств.
Средний уровень. Ребенок может с помощью взрослого выразить свои музыкальные впечатления и различает средства музыкальной выразительности после небольшой подсказки.
Низкий уровень. Даже после любой помощи взрослого ребенок не может дать образную характеристику музыкальных произведений и не различает средств музыкальной выразительности.
Пение Высокий уровень. Ребенок проявляет стойкий интерес к пению и освоению новых песен. Освоил певческие умения и навыки – чисто интонирует мелодию песен, правильно передает ритмический рисунок, дикция внятная, правильная. Умеет дать правильную оценку своему пению и пению другого ребенка. Исполняет песни выразительно, эмоционально.
Средний уровень. У ребенка сформирован интерес к пению и освоению новых песен. Правильно исполняет знакомые песни, но при исполнении более сложных оборотов требуется помощь взрослого. Без сопровождения поет только простые песни.
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к певческой деятельности, не проявляет интереса к освоению новой песни. Слабо развиты певческие умения и навыки.
Музыкально – ритмические
движения Высокий уровень. Ребенок выразительно передает композицию танца, понимая его эмоционально – образное содержание, выделяет средства выразительности и их различные изменения, самостоятельно исполняет танец.
Средний уровень. Ребенок достаточно выразительно передает композицию танца, понимая его эмоционально – образное содержание, но немного затрудняется в самостоятельном исполнении танца.
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к исполнению танца, движения выполняет не качественно и не выразительно даже при оказании помощи взрослого.
Игра на детских музыкальных инструментах Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он самостоятельно играет простую попевку, правильно передает ритмический рисунок.
Средний уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он с небольшими погрешностями играет простую попевку, но исправляет ошибки при небольшой помощи взрослого.
Низкий уровень. Ребенок не может правильно исполнить простейшую мелодию на металлофоне
даже после оказания любой помощи.
Источник
Татьяна Стрелкова
Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей.
Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей.
Подготовила: Стрелкова Татьяна Васильевна, учитель музыки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №14 им. И. М. Смоктуновского г. Красноярска.
Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей.
Диагностика уровня музыкальности детей включает определение комплекса способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности.
Определить степень развитости определенных элементов общей музыкальности – отдельных музыкальных задатков и способностей можно, исходя из следующих параметров:
• музыкальный слух;
• ладовое чувство;
• чувство ритма;
• гармонический слух.
Традиционная проверка музыкальных способностей предельно проста: все сводится к проверке у ребенка слуха, ритма и музыкальной памяти, то есть ребенок должен спеть какую-нибудь песню на слух, повторить голосом сыгранный на фортепиано мелодический отрывок (память) и простучать вслед за взрослым ритмический рисунок.
Сегодня при проверке слуха ребенок, кроме пения какой-либо песни, должен узнать несколько общеизвестных песен, сыгранных или спетых учителем музыки; найти на фортепиано сыгранный звук; указать, сколько звуков в прозвучавшем аккорде; попытаться подобрать знакомую мелодию (если он занимался подобной деятельностью раньше).
При проверке памяти испытуемый должен повторить голосом сыгранный или спетый мелодический отрывок; спеть звуки аккорда; начать петь мелодию про себя, а затем продолжить вслух.
При проверке ритма предлагается не выстукивать карандашом предложенный ритмический рисунок, а дается задание простучать или прохлопать акценты и доли, а также ритмические фигурации мелодии, исполняемой на инструменте.
К сожалению, следует заметить, подобные приемы музыкальной диагностики не отличаются точностью оценки. В самом деле, как отличить действительно музыкально- способных детей от «натасканных» на пение, подбирание на инструменте и выстукивание? У таких детей практически оцениваются не столько музыкальные способности, сколько определенные знания.
Таким образом, очень часто в практике школ и детских садов проверяются и оцениваются не музыкальные способности, как думают взрослые, а определенные навыки воспроизведения голосом мелодии; не музыкальная память, которая у ребенка еще не может быть полноценно сформирована, а непроизвольные слуховые представления; и что бывает не столь уж редко, не музыкально-ритмическое чувство, а чувство метра.
В этом и состоит главный недостаток традиционной методики выявления музыкальных способностей, чреватой весьма частыми ошибками.
Однако, нам известен и положительный опыт проведения диагностики музыкальных способностей детей, который в достаточной мере накоплен в воспитательных и образовательных учреждениях России. В детских садах и школах делаются благотворные попытки расширить временные рамки диагностики при помощи предварительных пробных музыкальных занятий, проверок в группе, пробных уроков.
Так, используется так называемый экзамен-процесс, когда на приемных испытаниях в музыкальную школу вызывается не один ребенок, а сразу группа детей и, предложив умеющему исполнить выученную пьесу, педагог наблюдает за поведением остальных; или же приемные испытания проводят в виде коллективного урока, на котором стремятся выявить инициативность, общее развитие, сообразительность и интересы детей. После самого испытания проводится еще несколько проверочных занятий, уточняющих полученные данные. Конечно, такой экзамен-процесс организационно осуществить не очень просто, но зато музыкальный руководитель, учитель музыки получат достаточные основания для того, чтобы судить о динамике развития способностей, как музыкальных, так даже и общих.
Ниже приведем описание приемов диагностики музыкальных способностей, имеющих форму тестов.
Методику тестирования рекомендуется дополнить педагогическими наблюдениями за музыкальной деятельностью ребенка. Это является залогом того, что подобная разносторонняя проверка будет содержать в себе необходимый запас объективности.
Тесты для диагностики уровня развития музыкальных способностей:
1. Ощущение музыкальной высоты. Ответить, какой из предложенных на фортепиано звуков выше, ниже?
2. Узнавание мелодии. Где, на каком слове изменилась мелодия, дважды проигранная взрослым? Различить песенки «Василек» и «Петушок» при звучании в разных тональностях.
3. Различение ладовых функций звуков мелодии. Отличить мажор от минора (если была проведена предварительная работа); какие слова относятся к какому варианту мелодии, которая играется в миноре, а затем в мажоре и наоборот.
4. Непроизвольные слуховые представления. Повторить спетую или сыгранную мелодию.
5. Гармоническое восприятие музыкальной высоты. Прослушать каждый из голосов двухголосной песни по отдельности, а затем и оба вместе; указать, где неточность. Проверка проводится на простом материале и лишь с теми ребятами, которые уже ознакомлены с предлагаемой методикой проверки.
6. Ощущение верной гармонизации. Отметить фальшивый аккомпанемент. Взрослый играет фрагмент мелодии, время от времени изменяя верную гармонию на фальшивую.
7. Интонирование голосом. Проинтонировать максимально точно фрагмент мелодии.
8. Произвольное оперирование музыкально-слуховыми представлениями. Допеть до конца несколько мелодий.
9. Воспроизведение временного хода музыкального движения. Прохлопать или простучать ритмическую основу предложенных ребенку мелодий.
Поиски рациональных методик диагностики музыкальных данных детей продолжаются.
Список использованной литературы:
1. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997.
2. Тарасов Г. С. О коммуникативной природе музыкальных способностей // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. – М., 1982.
Источник
Татьяна Евина
Диагностика уровня музыкального развития детей дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Методическое обеспечение диагностики музыкального образования условно можно разделить на несколько этапов.
1-й этап. Выбор основных направлений диагностики музыкальных способностей, которые поддаются проверке и являются наиболее значительными:
— развитие музыкальных способностей,
— проявление музыкальной -памяти,
— эстетическое отношение к музыкальному произведению.
2-й этап. Создание условий для спонтанного музицирования (самостоятельная музыкальная деятельность) и запланированного музицирования (с помощью взрослых).
3-й этап. Уточнение показателей и разработка диагностических заданий.
4-й этап. Осмысление и обработка информации.
5-й этап. Определение перспективы дальнейшей музыкально-образовательной работы.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
I. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
1. Мелодический слух.
Определяется в процессе пения, игры на музыкальных инструментах, слушания музыки, музыкально-дидактических игр, а также при анализе графического изображения мелодий, в различных поисковых ситуациях.
СРЕДНЯЯ ГРУППА:
выше нормы — самостоятельное воспроизведение без сопровождения простейшей
мелодии,
норма — воспроизведения с сопровождением,
ниже нормы — отсутствие навыков воспроизведения мелодии.
СТАРШАЯ ГРУША:
выше нормы — определение и воспроизведение вариантов движения мелодии,
норма — точное воспроизведение мелодии без сопровождения,
ниже нормы — воспроизведение с сопровождением.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУША:
выше нормы — умение транспонировать мелодию,
норма — определение и воспроизведение вариантов движения мелодии,
ниже нормы — точное воспроизведение мелодии без сопровождения.
2. Гармонический слух.
Определяется вертикальное звучание в процессе слушания музыки (хоровое пение, 2-х, 3-х, 4-х голосие, игры на музыкальных инструментах, самостоятельной музыкальной деятельности, музыкально-дидактических игр.
СРЕДНЯЯ ГРУППА:
выше нормы — самостоятельное определение 2-х-3-х голосия,
норма — с частичной помощью взрослых определение 2-х-3-х голосия,
ниже нормы — отсутствие самостоятельных навыков.
СТАРШАЯ ГРУППА:
выше нормы — определение минорных и мажорных аккордов,
норма — самостоятельное определение 2-х-З-х голосия,
ниже нормы — определение 2-х-З-х голосия с частичной помощью взрослого.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУША:,
выше нормы — определение многоголосия, консонанс, диссонанс,
норма — определение минорных и мажорных аккордов,
ниже нормы — самостоятельное определение 2-х-З-х голосия.
3. Динамический слух.
Определяется во всех видах музыкальной деятельности.
выше нормы — самостоятельно определять форте и пиано,
норма — определение с частичной помощью взрослых форте и пиано,
ниже нормы — отсутствие самостоятельных навыков.
СТАРШАЯ ГРУППА:
выше нормы — самостоятельное определение f,p,ff,pp,
норма — определение f,p,ff,pp с частичной помощью взрослых,
ниже нормы — отсутствие самостоятельных навыков.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА:
выше нормы — самостоятельное определение f,p,ff,pp,cresh.dim,
норма — определение f,p,ff,pp,cresh,dim с частичной помощью взрослых,
ниже нормы — отсутствие самостоятельных навыков.
4. Тембровый слух.
Определяется в процессе прослушивания звучания русских народных инструментов, в музыкально-дидактических играх.
СРЕДНЯЯ ГРУППА:
выше нормы — самостоятельное определение звучания наиболее контрастных по тембру инструментов,
норма — определение звучания наиболее контрастных инструментов с частичной
помощью взрослых,
ниже нормы — отсутствие навыков самостоятельного анализа.
СТАРШАЯ ГРУППА:
выше нормы — самостоятельное определение звучания похожих по тембру инструментов,
норма — определение звучания инструментов похожих по тембру с частичной помощью взрослых,
ниже нормы — самостоятельное определение звучания инструментов контрастных по тембру.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА:
выше нормы — самостоятельное определение звучания инструментов симфонического оркестра, оркестра народных инструментов,
норма — самостоятельное определение звучания инструментов похожих по тембру,
ниже нормы — определение звучания инструментов похожих по
5. Ритмический слух.
Различение и воспроизведение ритмического рисунка музыкального произведения в пении, игре на инструментах, хороводах, музыкально-дидактических играх, слушании музыки.
СРЕДНЯЯ ГРУППА:
выше нормы: самостоятельное воспроизведение
норма: воспроизведение с частичной помощью взрослого
ниже нормы: отсутствие самостоятельных навыков
СТАРШАЯ ГРУППА:
выше нормы: самостоятельное воспроизведение
норма: воспроизведение с частичной помощью взрослого
ниже нормы: отсутствие самостоятельных навыков
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА:
выше нормы: самостоятельное воспроизведение
норма: воспроизведение с частичной помощью взрослого
ниже нормы: отсутствие самостоятельных навыков
П. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ.
Определяется в процессе основных видов музыкальной деятельности.
СРЕДНЯЯ ГРУППА:
выше нормы: самостоятельное узнавание ранее звучащих произведений по запеву или
припеву
норма: узнавание с частичной помощью взрослого
ниже нормы: отсутствие самостоятельных навыков
СТАРШАЯ ГРУППА:
выше нормы: самостоятельное узнавание ранее звучащих произведений по запеву или
припеву
норма: узнавание с частичной помощью взрослого
ниже нормы: отсутствие самостоятельных навыков
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА:
выше нормы: самостоятельное узнавание ранее звучащих произведений по запеву или
припеву
норма: узнавание с частичной помощью взрослого
ниже нормы: отсутствие самостоятельных навыков
III. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К МУЗЫКЕ (средняя, старшая, подготовительная группа)
1. Устойчивый интерес к музыкальному произведению.
Определяется в различных видах музыкальной деятельности на основе пройденного музыкального репертуара, соответствующего возрастным особенностям ребенка.
выше нормы — самостоятельное музицирование,
норма — музицирование с частичным участием взрослых,
ниже нормы — музицирование с участием взрослых.
2. Избирательное отношение к музыкальному искусству на основе оценочной деятельности.
Определяется в музыкальной деятельности (пении, движении, игре на инструментах,восприятии музыки, самостоятельной музыкальной деятельности в соответствии с возрастными особенностями.
выше нормы — наличие нескольких любимых музыкальных жанров,
норма — наличие одного любимого музыкального жанра,
ниже нормы — отсутствие избирательного отношения.
Параметрическая таблица педагогических наблюдений
ПАРАМЕТРЫ ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА НИЖЕ
НОРМЫ НОРМА ВЫШЕ
НОРМЫ
1. Мелодический слух Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
2. Гармонический слух Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
3. Динамический слух Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
4. Тембровый слух Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
5. Ритмический слух Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
6. Музыкальная память Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
7. Устойчивый интерес
к музыке Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
8. Избирательное отношение
к музыке Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
9. Слушание Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
10. Пение Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
11. Музыцирование Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
12. Мимика Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
13. Пальчиковая гимнастика Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
14. Релаксация Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
15. Шаг Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
16. Пружинки Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
17. Боковой галоп Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
18. Прямой галоп Средняя группа
Старшая группа
Старшая группа
19. Прыжки Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
20. Махи Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
21. Танцевальные шаги Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Источник