Диагностика уровней ребенка дошкольного возраста по развитию речи

На чтение 11 мин.

Малыш запоминает то, что услышал, поэтому неправильное произношение, сюсюканье, диалекты, слова-паразиты очень быстро запоминаются. А как известно переучивать сложнее, чем научить. Ребёнок дошкольного возраста заговорит правильно тогда, когда будет слышать правильную литературную речь.

[dropcap]М[/dropcap]алыш запоминает то, что услышал, поэтому неправильное произношение, сюсюканье, диалекты, слова-паразиты очень быстро запоминаются. А как известно переучивать сложнее, чем научить. Ребёнок дошкольного возраста заговорит правильно тогда, когда будет слышать правильную литературную речь. Каковы компоненты речи? В таблице это выражено так:

Развитие речи это
Формирование словаряГрамматический стройЗвуковая культураСвязная речь

Выявление уровня речевого развития происходит посредством диагностического обследования дошкольников.

Диагностика речевого развития детей 2-4 лет.

Формирование словаря.

Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо заинтересовать, а потому все задания предлагаются в игровой форме.

Дошкольники должны ориентироваться в следующих лексических темах: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы личной гигиены», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела».

Для закрепления имён существительных можно предложить варианты заданий.

  • Вариант. 1. В таблице разные предметные картинки взрослый показывает любое изображение, а ребёнок должен сказать, что это.
  • Вариант 2. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен найти его изображение.
  • Вариант 3. Взрослый предлагает выбрать все картинке по заданной тематике. Например, «Покажи игрушки». «Собери овощи». «Где домашние животные?».

Использование глаголов в речи можно проверить, предложив дошкольнику этого возраста сюжетные картинки, с изображением трудовых действий, способов передвижения, эмоциональных состояний людей. Ребёнок рассматривая картинку, должен отвечать на предложенные вопросы. Например, «Как передвигается червяк? Бабочка?» и т.д.

Можно предложить игру «Кто как голос подаёт?» – взрослый спрашивает «Как поёт петух? Утка? Воробей? Кошка? и т.д.

Прилагательные. Взрослый показывает или изображение, или какой-то предмет и просит определить его цвет, размер, какой на вкус. Например, лимон (жёлтый, кислый).

Для дошкольников 3-4 лет предложить игру «Скажи наоборот». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает:

  • Слон большой, а мышь …. (маленькая).
  • У мамы волосы длинные, а у папы …. (короткие).
  • Волк смелый, а заяц … (трусливый).

Для проверки наречий (высоко-низко, далеко-близко, тепло-холодно) также понадобятся сюжетные картинки.

Грамматический строй речи

Чтобы проверить умения детей ставить существительные в форму множественного числа, ему предлагается рассмотреть парные предметные картинки (стул-стулья, тарелка – тарелки и т.д.) и ответить «Что изображено на одной картинке? (один предмет)  на другой? (несколько предметов).

Проверка сформированности умений образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных происходит при помощи предметных картинок. Ребёнку можно предложить назвать изображённые предметы ласково, например, кукла – куколка, стол – столик, яблоко – яблочко и т.д.

Умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами лучше при помощи сюжетных картинок или игрушек и наводящих вопросов. Например, кукла спит, а куклы? Мяч лежит, а мячи?

Употребление глаголов в разном времени можно закрепить с помощью вопросов типа, «Что делаешь сейчас? Чем занималась вчера мама? Что ты будешь делать завтра?»

Правильное использование предлогов также проверяется с помощью вопросов по сюжетным картинкам или расположению предметов в пространстве. Например, перед малышом стоит коробка, в ней лежит красный кубик, а на нём зелёный, перед коробкой сидит кукла, за ней – матрёшка. Ребёнку можно задать вопросы: «Где находится кукла? Кубики? Зелёный кубик? Красный? и т.д.

Звуковая культура речи

Это чёткое произношение всех звуков. Ошибки взрослый может услышать в повседневной речи дошкольников. Также можно попросить ребёнка повторить за родителем слова для проверки какого-то конкретного звука, например, твёрдый и мягкий звук «м» – мышь, мяч, Маша, мишка.

Связная речь

Дошкольники должны уметь:

  • внятно выражать свою мысль;
  • рассказывать знакомую сказку, событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке? и т.п.;
  • составлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов и по сюжетной картинке «Кукла обедает», «Мальчик играет в игрушки».

В таблице приведены примерные требования к рассказыванию знакомой сказки (для высокого уровня речевого развития младших дошкольников).

2-3 года

3-4 года

  • Рассказывает самостоятельно
  • Называет всех героев сказки
  • Знает последовательность действий
  • Рассказывает самостоятельно
  • Знает героев и их характерные признаки, например, волчок-серый бочок, мишка косолапый.
  • Знает последовательность событий
  • Начинает и заканчивает сказку теми же словами, что и в книге.

Диагностика речевого развития детей 4 – 5 лет

Формирование словаря

Дошкольники этого возраста должны иметь элементарные знания по лексическим темам: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «инструменты, бытовая техника», «Предметы личной гигиены», «Деревья и кустарники», «Ягоды», «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела», «Профессии». Для их закрепления используются игры:

  • «Узнай по описанию»: взрослый загадывает какой-то предмет и называет его характеристики, ребёнок должен отгадать задуманное, например, жёлтый, овальный, кислый (лимон), зелёный, круглый, сладкий, большой (арбуз);
  • «Кто у кого?» –  в таблице два окошка, в одном изображение взрослого животного, во второе – ребёнок должен положить изображение детёныша, у зайчихи кто? (зайчата), У волчицы? У курицы и т.д.
  • «Назови ласково»  – лиса – лисичка, утка – уточка, воробей – воробышек и т.д.
  • «Один-много» – один лимон – много лимонов; один мяч – много мячей, одна берёза – много берёз и т.д.
  • «Мяч давай, части тела называй» или «Мяч бросай, мебель быстро называй». Взрослый говорит обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Тот, возвращая мяч, должен перечислить соответствующие слова. Игра будет интересней, если участие будут принимать несколько детей.

Для выявления понимания дошкольником назначения предметов используется игра «Что для чего?»:

  • Чем рисует художник?
  • С помощью чего пришивают пуговицу?
  • Какой предмет понадобиться для игры в футбол?
  • В какой посуде готовят первые блюда? И т.д.

Диагностика грамматического строя речи проводится с помощью аналогичных заданий, что и при обследовании дошкольников 3 лет.

Для проверки употребления предлогов можно предложить такое задание. В карточке-таблице разложить геометрические фигуры по заданию, например, квадрат над треугольником, круг под треугольником, овал на квадрат.

Звуковая культура речи

В этом возрасте дошкольники должны произносить чётко все звуки. В звуковой таблице отмечаются красным цветом гласные звуки, синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные.

Для выявления развития умений детей этого возраста дифференцировать слова, близкие по звучанию предлагается назвать изображения на картинках или повторить за взрослым: точка – дочка, коза – коса, жар – шар, уточка – удочка и т.д.

Проверить умение слышать определённый звук из звукового ряда можно следующим образом. Родитель произносит несколько звуков «т, п, а, л, и, д, и», ребёнку нужно хлопнуть тогда, когда услышит, например, звук «и».

С помощью игры «Эхо» проверяется слуховое внимание. Взрослый произносит слоги и просит их повторить: пи-би; да-та;  зо-со; жа-ша.

Связная речь

Для этого возраста важно уметь:

  • придумывать простые предложения из 3-4 слов;
  • составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта объёмом до 5 предложений;
  • пересказывать тексты объёмом 3-5 предложений;
  • выразительно читать стихи.

Для продуктивного речевого развития полезно использовать наглядные пособия, разработанные самостоятельно. Так, чтобы ребёнок быстрее запоминал стихи, их можно представить в таблице, например:

Диагностика речевого развития детей 5–6 лет

Формирование словаря

Лексические темы дополняются «Праздники», «Музыкальные инструменты», «Животные севера и юга». Используются игры, что и при обследовании дошкольников 4-5 лет.

Понимание ребёнком смысловой стороны слова можно проверить, предложив ребёнку придумать окончание предложений:

  • Осенью часто идёт моросящий…
  • Весной с юга возвращаются перелётные…
  • Символ России – белоствольная…

Грамматический строй речи

Развитие слухового внимания проверяется при помощи следующего задания. Взрослый называет слова, а ребёнку нужно хлопнуть, когда услышит звук «ш», в словах домик, волчок, шапка, кора, лиса, шишка, ручка, машина.

Звуковая культура речи

Взрослый называет слова, ребёнок определяет, на какой слог падает ударение и сколько слогов: удочка, машина, клубок, коробка, лошадь.

Игра «Найди звук» – ребёнок должен определить положение заданного звука в слове, например, звука «с» – сова, роса, сор, рысь, коса.

Игра «Твёрдый-мягкий» – ребёнку нужно определить, в какой позиции находится заданный звук. Новый звук отмечается в звуковой таблице цветовым сигналом.

Определять количество звуков и букв в слове.

Связная речь

Дошкольники этого возраста должны уметь:

  • составлять простые и сложные предложения. Например, из заданных слов: с гор, весна, ручьи, наступила, побежали.
  • из предложенных словосочетаний образовывать новые: платье из шерсти – шерстяное платье, деревянные ящик – ящик из дерева, яблоко покраснело – покрасневшее яблоко и т.д.
  • составлять рассказы по картинке, серии картинок, из личного опыта (5-6 предложений);
  • пересказывать текст в объёме до 5 предложений;
  • знать и объяснять значение пословиц и поговорок;
  • выразительно читать стихи, загадки.

Диагностика речевого развития детей 6-7 лет

Формирование словаря

Лексические темы те же.  Дидактически игры также используются аналогичные, что и при обследовании детей шестилетнего возраста. Можно использовать дополнительные задания:

«Часть – целое» – ребёнку нужно назвать части или детали целого. Например, лицо (глаза, рот, нос, лоб, щёки, подбородок, брови), чайник (носик, ручка, дно, крышка) и т.д.

«Назови одним словом»: грач, журавль, аист – это, пальто, куртка, плащ – это, кресло, кровать, диван – это и т.д.

«Профессии»:

  • Кто водит автомобиль?
  • Кто разносит почту?
  • Кто тушит пожар?
  • Кто лечит людей? И т.д.

Для выявления у детей уровня использования в речи прилагательных предлагаются такие варианты заданий:

Ребёнку предлагаются предметы или предметные картинки, ему нужно назвать их признаки: Мяч какой? Груша какая? Кресло какое? Цветы какие?

Дошкольник этого возраста должен образовать прилагательные от существительных: стол из дерева какой? (деревянный), Стакан из стекла какой? (стеклянный), Котлеты из курицы какие? (куриные), Платье из шёлка какое? (шёлковое) и т.д.

Употребление антонимов: чистый – (грязный), добрый – (злой), толстый – (тонкий), весёлый – (грустный), тепло – (холодно), далеко – (близко), друг – (враг) и т.д.

Глаголы. «Кто как передвигается?» птица – (летает), змея – (ползает), человек – (ходит, бегает);

«Кто что делает?» повар – (готовит), врач – (лечит), художник – (рисует).

Грамматический строй речи

Образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах: кукла – куклы – кукол, яблоко – яблоки – яблок и т.д.

«Назови ласково»: воробей – (воробышек), стол – (столик), диван – (диванчик), цветок – (цветочек) и т.д.

Сочетание существительных с числительными: карандаш – (2 карандаша, 7 карандашей), яблоко – (2 яблока, 5 яблок), матрёшка – (2 матрёшки, 6 матрёшек) и т.д.

Образование глаголов с помощью приставок: лететь – (улететь, долететь, слететь, подлететь, влететь, полететь) и т.д.

Результаты в таблице

Существительные мн. числа

Существительные мн. числа родительного падежа

Уменьшительно-ласкательные формы

Согласование существительных и прилагательных

Согласование существительных с числительными

Диагностика предполагает конечный результат, я именно, выявление уровня развития:  + высокий – все задания выполняются самостоятельно, правильно; – + средний –  большая часть выполнена правильно или все с подсказками; – низкий – большая часть не выполнена. В таблице можно отражать все компоненты речи по всем ступеням возраста дошкольников.

Звуковая культура речи

Дошкольник должен чётко произносить все звуки. Ребёнок либо произносит слова на заданный звук, либо повторяет предложения, например, Шла Саша по шоссе и сосала сушку; Зина закрыла замок; Рома рад Рите.

Ребёнку предлагаются задания на звуковой анализ слова:

  • выделить ударный гласный: удочка, пачка, игра.
  • назвать первый и последний согласный: дочка, сом, ком, лимон, стол.
  • выбрать картинки с изображением предметов, в которых встречается звук «Н»: рыба, нож, лопата, носки, стакан, шарф.
  • определить количество слогов в слове: комар, улитка, совок, армия, рубашка.
  • назвать звук, с которого начинается слово на картинке, в таблице, приведённой ниже. В пустую ячейку ребёнок должен положить соответствующую цветную карточку. (красная – гласный, синяя – твёрдый согласный, зелёная – мягкий согласный)

Ребёнок должен произнести слоги, которые можно представить в таблице:

Связная речь

Задания аналогичны, что и при обследовании дошкольников шестилетнего возраста, только составляемые рассказы должны объёмом до 8 предложений. В таблице опорные картинки, с помощью которых ребёнок составляет рассказ «Зима».

Источник

Светлана Грачева
Диагностика уровня речевого развития детей старшей группы

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

ТЕМА: Исследование грамматического строя языка.

Цель: Определить уровень сформированности речевых умений и навыков у детей старшей группы.

Материалы:Картинки: Мяч, зонт. шарф. Ваза, машинка, ручка, книга. Яблоко. платье, солнце, ведро. Сапоги, карандаши. игрушки.

1. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

Игра «Волшебные очки»

Представь себе. у нас есть волшебные очки. Когда их надевают,то все становится красным, Посмотри в волшебные очки какого цвета все стало?

Скажи: Мяч –какой? Зонт, шарф, мяч. Красный

Ваза – какая? Машинка. ручка,книга.

Яблоко – какое? Солнце, платье, ведро.

Сапоги- какие? Карандаши. игрушки,сапоги.

2. Согласование существительных с числительными.

Я называю один предмет, а ты отвечаешь как будет звучать 1,2, 5 предметов.

Один мяч, 2 …. 5 …

Одна кукла, 2….5….

Одно облако, 2….5….

3. Образование существительных множественного числа в И. п. и Р падеже.

Один- дом. а если их много – чего? – много домов.

Один- стул. а если их много, ….

Один карандаш, а если их много….

Один – пень. а если их много, то это….

Одна – звезда. а если их много, то это….

Одна – кровать. а если их много. то это….

Одно- окно, а если их много. то это….

Одно – ухо. а если их много. то это ….

4. Исследование навыков словообразования.

У кошки- котята.

а у лося,

гуся,.

белки….

медведя….,

собаки….

лошади…

коровы?

5 Кто как кричит.

Игра «Доскажи словечко»

Ворона каркает. а воробей….

Корова мычит,а лошадь…

Свинья хрюкает. а овца….

Овца блеет, а коза….

Курица кудахчет, а утка….

Утка крякает. а гусь…

Медведь рычит, а волк….

6. Образование существительных в уменьшительной и увеличительной форме.

Игра «Продолжи.»

В одном домике живет гномик,у него все маленькое:

У него не глаза. а глазки.

Не рот,а ….

Не нос, а ….

Не лоб, а ….

Не ухо, а …

Не усы…. а

Не рука, а ….

Не нога, а….

В другом домике живет великан,у него все большое :

Не глаза, а ….

Не рот. а….

Не усы. а ….

Не нос. а….

Не рука, а ….

Не нога. а ….

7. Умение правильно образовывать слова- действия при помощи приставок

Рассмотри картинки и ответь на вопросы:

Что делает мальчик?

В дом входит….

К дому ….

Из дома….

От дома…

Через дорогу….

Что делает птица?

К клетке ….

В клетку …

Из клетки…

8 Образование относительных прилагательных от существительных.

Этот стакан сделан из стекла, он какой?

Аквариум из стекла – стеклянный.

Стол из дерева…

Сапоги из кожи….

Шуба из меха….

Шарф из шерсти…

Одеяло из ваты…

9. Образование притяжательных прилагательных.

Посмотри на картинку

У вороны голова- воронья, а чья голова у коровы….

у оленя….

у рыси…

у рыбы….

у собаки…

у кошки….

у сороки….

у верблюда…

у лошади…

у курицы….

10. Образование качественных прилагательных.

Зайца за трусость…., а льва за смелость….

Медведя за силу…., а ягненка за слабость….

Ворона за глупость, а лисицу за ум…. (Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»)

Стрекозу за лень…. ., а Муравья за трудолюбие (Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»)

Лису за хитрость называют хитрой, а волка за простодушие (Сказка «Лиса и Волк»)

11. К каким словам- предметам поставим вопрос кто? А к каким словам – предметам поставим вопрос что?

Кто спит и что спит?

Ленивое солнце еще спит.

Ранним утром Аня еще спит.

Кто идет и что идет?

Мальчик идет, часы идут.

Кто бежит и что бежит?

Собака бежит, вода бежит (из — под крана)

Река бежит, время бежит

Дополнительный материал

«Объясни» А. Шибаев

И солнце играет (лучами на речке)

И кошка играет (клубком на крылечке)

И Женя играет (есть кукла у Жени)

И мама играет (в театре на сцене)

И папа играет (на медной трубе)

И дедушка с внуком (играет в избе).

Источник

      

       Учебно — методический комплект  диагностических методик речевого развития детей 4 — 5 лет создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.

       Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям,  логопедам, дефектологам), а также  родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

       Назначение: тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей. Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.
 

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ. (О.А.Безруковой, О.Н. Каленковой)

        

       Технология определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста

       Тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей.

       Однако необходимо помнить, что речевая продукция, возникающая в результате выполнения того или иного задания, предоставляет материал для анализа по многим параметрам, например: количественный состав словаря и объем вербальной памяти; уровень сформированности системных связей в лексиконе и словообразовательных процессов; концентрация и распределение внимания, словесно-логическое мышление и словоизменительные навыки. Кроме того, при обследовании необходимо дифференцировать виды речевой деятельности: продуктивные (говорение) и репродуктивные (аудирование, восприятие).

       Оценить речевую продукцию ребенка во время проведения диагностической процедуры, учитывая сразу все параметры в комплексе, очень сложно. Поэтому каждое тестовое задание предполагает оценку речи ребенка не более чем по двум-трем определенным параметрам.

       Наиболее четкому структурированию в практическом применении поддаются задания, позволяющие оценить речь по таким параметрам, как:

сформированность лексической системности;

сформированность грамматической компетенции;

сформированность фонологической компетенции. Психологическая база речи (оперативная и

долговременная память, способность концентрировать и распределять внимание, когнитивные процессы), а также смысловая адекватность высказывания оцениваются по результатам выполнения всех диагностических заданий в целом.

       Инновационная сущность предлагаемой методики заключается прежде всего в том, что определение уровня речевого развития не сводится собственно к его квалификационной оценке (уровень А; Б; С … или уровень 1; 2; 3… и т.п.), так как она малоинформативна с точки зрения прогнозирования перспектив дальнейшего речевого развития ребенка. Не говоря уже о том, что оценка речи в «чистом виде», т.е. безотносительно к конкретным ситуациям (уровень притязаний, бытовые условия жизни, социальная среда, соматическое состояние и др.), не представляется эффективной.

       Оценка речевой продукции проводится на основе качественных характеристик. Параметры, выведенные в сводных таблицах для каждого возраста, легко комбинируются в модульные ряды в зависимости от интересующего аспекта речи. Таким образом, результаты тестирования могут дать и общую оценку речевого развития ребенка в баллах относительно максимально возможного, и детальную описательную характеристику отдельных звеньев речеязыкового механизма, которые порой развиты у детей весьма неравномерно. В подобных ситуациях одинаковое общее количество баллов у детей вовсе не отражает истинную картину их речевого развития и тем более не определяет единый маршрут их логопедического сопровождения.

       Использование этих тестов позволяет проанализировать динамику речевого развития по определенным параметрам.

       Особенно хотелось бы подчеркнуть, что результаты данного тестирования следует рассматривать в описательном плане как развернутую характеристику речевого развития ребенка.

       В итоге проведения диагностической процедуры должна сложиться целостная картина речевого развития ребенка, позволяющая спрогнозировать и оценить дальнейшую перспективу формирования его коммуникативной компетенции.

       Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.

       Возраст: дети дошкольного возраста — 4-5 лет.

       Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?

        Давай поговорим, как ты проводишь день.

  1. Когда ты завтракаешь? (Утром.)
  2. Когда ты обедаешь? (Днём.)
  3. Когда ты ужинаешь? (Вечером.)
  4. Для чего нужен светофор?
  5. Что нужно делать, если горит красный свет?
  6. Что нужно делать, если горит зелёный свет?
  7. Какое сейчас время года?Когда дети катаются на лыжах, санках и коньках?
  8. Когда птицы вьют гнезда и выводят птенцов?
  9. Кто поздравляет детей с Новым годом и дарит им
    подарки?

        ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 12.

        1 блок

       Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

Задание 1

       Назови то, что ты видишь на рисунках.
А. Рисунки: санки, цыпленок, полотенце, бусы, замок, автобус, апельсин, земляника, скамейка / лавочка.
Б. Рисунки: шапка, жук, ежик, ножницы, лягушка, душ, шляпа, вишня, шкаф.
В. Рисунки: чашка, очки, чемодан, щетка, котенок,
утенок, щенок, велосипед, щука.
Г. Рисунки: майка, юбка, елка, яблоко, лимон, платье, лестница, самолет.
Д. Рисунки: сковорода, кастрюля, крокодил, верблюд, воробей, дятел, трамвай, вертолет, светофор.

       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 44.

Задание 2

       Рассмотри рисунки. Назови все предметы, изображенные в каждой рамке, одним словом.
Рисунки: земляника, малина, вишня, туфли, сапоги, ботинки, яблоко, груша, лимон роза, ромашки, тюльпаны.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 3

       Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.
Рисунки: веник, удочка, топор, ножницы, половник, сачок, иголка швейная, лопата, карандаш.
       ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 9.

 Задание 4

       Рассмотри рисунки и скажи, что на них изображено.
Рисунки: стул — табурет; варежки — перчатки; кофта—свитер; гнездо — скворечник, автобус — трамвай.
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Задание 5

       Рассмотри рисунки и скажи, что общего между парами предметов, изображенных на них, и чем они различаются.
Рисунки: стул — табурет; варежки — перчатки; кофта—    свитер; гнездо — скворечник, автобус — трамвай.
       ОЦЕНКА: правильно указано только общее — 1 балл, правилно указано общее и различия — 2 балла, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

 Задание 6

       Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает.
Рисунки: бабушка вяжет носок, мальчик ловит рыбу, девочки подметают пол, мальчик умывается, тетя поливает цветы.
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 7

       Рассмотри рисунки и покажи: письменный стол, мужские сапоги, железную лопату, женский зонт.
Рисунки: письменный стол, обеденный стол, мужские сапоги, женские сапоги, железная лопата, деревянная лопата, зонт мужской, зонт женский.
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 8

Какие цветы называют комнатными? Какую куртку называют детской? Какой мяч называют футбольным? Какую лампу называют настольной? Какую обувь называют уличной?
       ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

       2 блок

       Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.

 Задание 9

       Послушай предложения и ответь на вопросы:
Если бочку сделали из дуба, какая это бочка, как ее можно назвать?
Если дом построили из кирпича, какой это дом, как его можно назвать?
Если кораблик сделали из бумаги, какой это кораблик, как его можно назвать?
Если варенье сварили из малины, какое это варенье, как его можно назвать?
Если ложку сделали из серебра, какая это ложка, как ее можно назвать?

       ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

 Задание 10

       Внимательно послушай пары слов, которые я буду произносить, и объясни, почему я их произношу вместе. Пары слов: хлеб — хлебница, сахар — сахарница, корм — кормушка, велосипед — велосипедист, фокус — фокусник.
       ОЦЕНКА: адекватный ответ (правильная смысловая связь) — 1 балл, неадекватный (не удалось установить адекватную смысловую связь) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 11

       Закончи предложение: Хлеб хранят в хлебнице, а масло в … Свиньи живут в свинарнике, а куры живут в . Двор убирает дворник, а за садом ухаживает . Сапожник чинит сапоги, а часовщик — … Суп из рыбы — рыбный суп, а суп из мяса — …
       ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 12

       Рассмотри рисунки и скажи, как называются детеныши этих животных. Рисунки: курица, медведь, белка, тигр, корова, собака.
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 13

       Рассмотри рисунки и покажи, где: А. куклы, мяч, молотки, ведра, дом. Рисунки: кукла — куклы, мяч — мячи, ведро — ведра, молоток — молотки, дом — дома; Б. чайки над водой, кошка под деревом, птица на клетке.
Рисунки: чайки над водой, чайки на воде, кошка под деревом, кошка на дереве, птица в клетке, птица на клетке.
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Задание 14

       Найди нужную картинку и ответь на вопрос: Чем забивают гвозди? Чем пилят доски? Чем вытирают посуду? На чем дети любят кататься зимой? Из чего делают яблочный сок? В чем люди ходят в холодную погоду? Рисунки: молоток, пила, полотенце, санки, коньки, яблоки, варежки, сапоги.
       ОЦЕНКА: правильно (нужная грамматическая форма) — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Задание 15

       Рассмотри рисунки и скажи, чем они различаются. Рисунки:
Собака залезает (влезает, забирается …) в конуру — собака вылезает (выбегает, выползает …) из конуры.
Кошка сидит (находится …) на стуле — кошка сидит (прячется …) под стулом.
Птица сидит (живет, находится …) в клетке — птица сидит (находится, поет …) на клетке.
Кошка сидит (прячется, находится …) на дереве — кошка сидит (прячется, находится …) за деревом.
       ОЦЕНКА: адекватный ответ (грамматически правильное употребление предлога и соответствующего окончания существительного) — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Задание 16

       Послушай предложения и ответь на вопросы. Бабушка читает книгу своим внукам. Кому бабушка читает? Что бабушка читает? Осенью птицы улетают на юг. Когда улетают птицы? Куда улетают птицы? Лена и Катя подарили маме букет васильков. Какие цветы подарили Лена и Катя? Кому подарили цветы?
       ОЦЕНКА: правильный ответ на первый вопрос — 1 балл, правильный ответ на второй вопрос — 1 балл. Максимальное количество баллов — 6.

        3 блок

       Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического и просодического оформления речи.

Задание 17
       Повтори слова (по одному). Бульдозер, аквариум, мотоциклист, чертежник, баобаб, милиционер.
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов (неправильным ответом считаются пропуски, искажения, перестановки). Максимальное количество баллов — 6.

Задание 18

       Повтори слоги: та –да -та; сы – сы — ши; ка –га -ка, жо – зо — жо, ма — мя- ма.
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 19

А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [Ш]. (5 баллов)
Слова: шуба, санки, самокат, подушка, шкаф, бусы, душ, карандаш.
Б. Послушай слова и скажи, какие из них начинаются со звука [С]. (2 балла)
Слова: шуба, санки, самокат, подушка, шкаф, бусы, душ, карандаш.
В. Послушай слова и скажи, какие из них оканчиваются на звук [Ш]. (2 балла)
Слова: шуба, санки, самокат, подушка, шкаф, бусы, душ, карандаш.
Рисунки: шуба, санки, самокат, подушка, шкаф, бусы, душ, карандаш.
Г. Сколько звуков в слове «душ»?

      ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов.
Максимальное количество баллов — 10.

Задание 20

       Повтори слоги с различным ударением: Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та; Ля — ля-ля, Ля-ля-ля, Ля-ля- ля.
       ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 21

       Повтори это предложение за мной с разной интонацией.
Миша / купил цветы? Миша / купил / цветы? Миша купил / цветы?

       ОЦЕНКА: правильное воспроизведение интонации — 1балл, неправильное — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Задание 22

Дай утвердительные ответы на вопросы.
Миша / купил цветы? (Да, Миша или Цветы купил Миша.)
Папа / ходил / в магазин? (Да, ходил.)
Бабушка сварила / суп? (Да, суп.)
       ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

     Литература. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М.: Каисса, 2008. — 95 с.

Диагностика уровней ребенка дошкольного возраста по развитию речи   «Помощь по сайту» — нажмите на изображение —  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу — «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

                                                                                                                                                                                      Диагностика уровней ребенка дошкольного возраста по развитию речи