Диагностика умственного развития ребенка стребелева

Источник: Е.А.Стребелева.
Психолого-педагогическая диагностика
развития детей дошкольного возраста.
М.-1998.
Методика «Разрезная
картинка «Клоун»»
Цель: выявление уровня развития у
ребенка интереса к познавательным
задачам, установление сотрудничества
с новым взрослым в новой обстановке,
выявление уровня развития целостного
восприятия предметного изображения.
Методика
«Представления об окружающем (Беседа)»
Цель: выявление уровня ориентировки
в окружающем мире, запаса знаний о себе
и о своей семье.
Диапазон применения: 6-7 лет.
Оборудования нет.
Рекомендуемые вопросы:
Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Когда
твой день рождения? Назови свой домашний
адрес. Расскажи о своем доме. Сколько в
нем этажей? На каком этаже ваша квартира?
Расскажи о своей семье. Как твоя
фамилия? Как зовут твоих родителей? Кто
еще с вами живет? Хочешь ли ты Идти в
школу? Как ты думаешь, что интересного
будет в школе. В какой класс ты сразу
поступишь? При затруднениях можно
задавать уточняющие вопросы.
Оценка в баллах:
1 балл — не вступает в речевое общение,
контакт и сотрудничество с новым
взрослым устанавливается на эмоциональном
и «деловом» уровне; «
2 балла — принимает задание, вступает в
речевой контакт, однако ответы не
соответствуют поставленным вопросам;
3 балла — принимает и понимает задание,
отвечает с помощью
дополнительных, уточняющих вопросов —
недостаточный уровень представлений
об окружающем;
4 балла — принимает и понимает задание,
с интересом отвечает на поставленные
вопросы — сформирован уровень представлений
об окружающем.
Методика
«Представления о временах года»
Цель: выявление уровня сформированное
представлений о временах года, их
последовательности.
Диапазон применения: 6-7 лет.
Материал: четыре сюжетных картинки,
с изображением специфических явлений
природы для каждого времени года.
Ход обследования:
Взрослый спрашивает ребенка: «Как ты
думаешь, какое сейчас время года?».
Затем расставляет перед ребенком все
четыре картинки с изображением времен
года и просит: «Найди картинку, где
изображено это (зима, весна, лето, осень)
время года. А после этого какое время
года наступит? А какое время года потом
наступит? Найди картинку. Сколько
всего времен года? Какое время года
наступает после осени? Какое время года
наступает после весны? В какое время
года ты пойдешь в школу? Как называется
первый осенний месяц?»
В случаях затруднения проводится
обучение: взрослый помогает ребенку
соотнести настоящее время года с
изображением на картинке, а потом задает
ребенку уточняющие вопросы: «Когда
зима закончится, какое время года
наступит? В это время ярко светит солнце,
снег тает, появляется зеленая трава,
почки на деревьях и т.д. Найди это время
года на картинке. А потом какое время
года наступит? Найди его на картинке.
Сколько всего времен года?»
Оценка:
— уровень сформированности представлений
о временах года;
— умение самостоятельно определять и
объяснять последовательность времен
года;
обучаемость;
-соотнесение описаний времён года с их
изображением на картинках.
Оценка в баллах:
1балл — не понимает задание, в условиях
обучения действует
2 балла — принимает задание, но не понимает
его условий, раскладывает картинки без
учета последовательности времен года;
3 балла — принимает и понимает задание,
но самостоятельно вы полнить сразу не
может, после обучения задание выполняет;
4 балла — принимает и понимает задание,
выполняет задание самостоятельно,
сформированы представления о временах
года и их последовательности.
Методика
«Количественные представления и счёт».
Цель: выявление уровня сформированности
представлений о количестве, умения
выполнять счетные операции в умственном
плане, т.е. уровня развития наглядно-образного
и элементов логического мышления.
Диапазон применения: 6-7 лет.
Материал: счетные палочки, экран.
Ход обследования:
Первый вариант — ребенку предлагают
посчитать до десяти и обратно.. Затем
задают вопросы: «Какое число больше: 5
или 6? Какое число меньше: 6 или 7? Какое
число стоит после пяти? Какое число
стоит между тремя и пятью?» Если ребенок
испытывает затруднения в этих
заданиях, то обучение не проводится.
Второй вариант — ребенку говорят: «Сейчас
поиграем. Ты возьмешь 6 палочек, а я буду
к ним прибавлять или отнимать. А ты
скажешь, что я сделала, прибавила или
отняла. А потом скажешь, сколько я
прибавила или сколько отняла?» Предлагают
взять шесть палочек из 15. Раскладывают
их в ряд и просят ребенка пересчитать
и запомнить, сколько у него палочек.
Закрывают эти палочки экраном и
отнимают 2 палочки. Затем открывают
экран и спрашивают: «Что я сделала,
прибавила или отняла? Сколько отняла?»
Далее палочки кладут на место, просят
ребенка запомнить их количество и
закрывают снова экраном. За экраном
прибавляют 2 палочки, открывают экран
и просят снова ответить на вопросы: «Что
я сделала, прибавила или отняла? Сколько
я прибавила?» и т.д. Если ребенок
затрудняется в определении операции и
количества, то предлагают решить такого
же рода задачу в пределах 5, при затруднении
— в пределах 4. Если ребенок не решает
задачи в пределах 4, предлагают выполнить
счетные операции в пределах 3 с открытым
результатом.
Третий вариант (решение устных задач)
предлагается, если ребенок отвечает
верно в первых двух вариантах. Условия
задач: «Во дворе гуляло шестеро детей:
два мальчика, а остальные — девочки.
Сколько гуляло во дворе девочек?» «На
лужайке стоял пенек, а из-за пенька
торчали ушки зайчиков, всего шесть ушей.
Как ты думаешь, сколько зайчиков сидело
за пенечком?» В случаях затруднения
проводится обучение: ребенку предлагают
воспользоваться палочками и решать
задачи с опорой на палочки. Затем
предлагают решить аналогичные задачи
устно: «На лужайке сидело 6 зайчиков, 2
убежало. Сколько осталось?» «За забором
стояло несколько птичек. Видны были
только лапки. Я посчитала, там было всего
6 лапок. Сколько стояло птичек за
забором?».
Критерии оценки:
— принятие и понимание условий задачи;
— умение выполнять счетные операции по
представлению;
— умение решать устные задачи в пределах
4-х, 5-ти, 6-ти;
— обучаемость — умение переносить способы
решения задач на аналогичные;
— результат.
Оценка в баллах:
1 балл — не понимает цель, в условиях
обучения действует неадекватно;
2 балла — принимает задание, количественные
представления в пределах 3-х, решение
устных задач недоступно;
3 балла — принимает и понимает задание,
количественные представления только
в пределах 5-и, устные задачи выполняет
только в пределах 3-х;
4 балла — принимает и понимает задание,
все виды заданий выполняет правильно.
Методика «Серия
сюжетных картинок «Зимой»»
Цель: выявление умений определять
временную последовательность событий,
объединять последовательные действия
в единый сюжет.
Диапазон применения: 6-7 лет.
Материал: сюжетные картинки с
изображением знакомых детям жизненных
ситуаций, всего четыре: на первой картинке
— идет снег, дети одеты в зимнюю одежду,
стоят с санками и ловят снежинки; на
второй картинке — дети катают снежный
ком; па третьей –ребенок катает третий
ком, а два кома стоят рядом; на четвертой
картинке — дети слепили снеговика, вместо
шапки надевают ведро.
Ход обследования:
ребенку предлагают рассмотреть картинки
и говорят: «Подумай, как составить
рассказ по этим картинкам?» При
затруднениях ребенка взрослый уточняет:
«Разложи картинки так, чтобы получился
рассказ: его начало, продолжение и
окончание».
Когда ребенок разложит картинки,
независимо от того, соблюдена ли
правильная последовательность событий
или нет, оценка его действиям не дается,
ему предлагают составить рассказ по
серии сюжетных картинок. В процессе
рассказывания ребенок может менять
картинки местами.
Критерии оценки:
— понимает ли ребенок, что серии картинок
объединены единым сюжетом;
— учитывает ли ребенок, что это событие
происходит во временной, логической
последовательности;
— может ли ребенок отразить это событие
и его последовательность в своем
рассказе.
Оценка в баллах:
1 балл — не принимает задание, в условиях
обучения действует неадекватно;
2 балла — принимает задание, раскладывает
картинки без учета ориентировки на
последовательность событий, после
оказания помощи не объединяет события
в единый сюжет;
3 балла — задание принимает, раскладывает
картинки с учетом последовательности
событий, в некоторых случаях требуется
только первый вид помощи, но
самостоятельно рассказать о действиях
не может;
4 балла — задание принимает, сам раскладывает
картинки с учетом последовательности
событий и составляет рассказ.
Методика «Дорисуй».
Цель: выявление уровня развития
продуктивного воображения; уровня
развития графических навыков.
Диапазон применения: 6-7 лет.
Материал: на листе бумаги изображение
шести полукругов, цветные фломастеры
(или цветные карандаши).
Ход обследования: ребенку предлагают
рассмотреть полукруги и дорисовать
их так, чтобы получились шесть разных
предметов.
Критерии оценки:
— принятие и понимание условий задачи;
— умение самостоятельно выполнить
задание;
— анализ рисунков.
D
D
D
D
Оценка в баллах:
1 балл — не принимает и не понимает условия
задания, после обучения действует
неадекватно;
2 балла — принимает задание, но условия
задания не понимает;
3 балла — принимает и понимает цель
задания, может нарисовать три или четыре
предмета;
4 балла — принимает и понимает цель
задания, рисует шесть предметов.
Методика «Рассказ
по сюжетной картинке»
Цель: выявление уровня развития
элементов логического мышления,
умение воспринять целостную ситуацию,
изображенную на картинке, умение
устанавливать причинно- следственные
связи между изображенными объектами и
явлениями. Диапазон применения: 5-7 лет.
Материал:
сюжетная картинка с явным смыслом. Для
детей 6-7 лет предлагаются более
сложные варианты — картинки со скрытым
смыслом, незавершённым действием..
Ход обследования:
ребенку предлагают рассмотреть сюжетную
картинку, а затем составить рассказ. В
случаях затруднения ребенку предлагают
ответить на ряд последовательных
вопросов: «Что сначала делала девочка?
А что потом?» Уточняющие вопросы позволяют
ребенку рассмотреть объекты и ситуацию,
понять причинно-следственную зависимость.
Критерии оценки:
— принятие и понимание задания;
— умение самостоятельно понять сюжет и
составить рассказ;
— умение устанавливать причинно-следственные
зависимости;
— умение использовать помощь взрослого;
— результат.
Оценка в баллах:
1 балл — не понимает цель задания, в
условиях обучения действует
неадекватно;
2 балла — принимает задание, перечисляет
предметы и объекты, изображенные на
картинке, однако не понимает динамики
события, на уточняющие вопросы
отвечает неадекватно, основной сюжет
изображенного события не понимает;
3 балла — принимает задание, но самостоятельно
не может воспринять целостную ситуацию,
изображенную на картинке, после
уточняющих вопросов отвечает правильно,
самостоятельно составить рассказ
не может;
4 балла — принимает задание, самостоятельно
может понять целостность ситуации,
изображенной на картинке, и может
самостоятельно составить рассказ.
Методика «Звуковой
анализ слова»
Цель: проверка умения анализировать
звуковой состав слова, уровень развития
предпосылок к обучению грамоте.
Диапазон применения: 6-7 лет.
Материал: счетные палочки.
Ход обследования: взрослый говорит:
«Я сейчас назову слово, а ты должен
ответить, сколько звуков в этом слове».
Взрослый называет слово «дом» и
спрашивает, сколько звуков в этом слове.
«Назови первый звук, третий звук, второй».
Далее предлагается ребенку
проанализировать следующие слова: «кот,
стол, мост, хвост» и т.д. Если ребенок не
может проанализировать слово «дом»,
взрослый сам называет звуки по очереди
и выкладывает соответствующее
количество палочек. Затем вместе с
ребенком проводится анализ слова «кот».
В тех случаях, когда ребенок понял, как
анализируется слово, ему можно
предложить анализ слова «стол, куст и
т.п.».
Критерии оценки:
— принятие и понимание задания;
— способы выполнения — самостоятельно
или после обучения;
— интерес к заданию.
Оценка в баллах:
1 балл — не принимает и не понимает
условия задания;
2 балла — принимает задание, но условия
задания не понимает, ответы носят
неадекватный характер, в условиях
обучения отвечает адекватно, но после
обучения самостоятельно с заданием не
справляется;
3 балла — принимает и понимает условия
задачи, самостоятельно задание выполнить
не может, после обучения с заданием
справляется;
4 балла — принимает и понимает условие
задания, самостоятельно справляется с
его выполнением.
Методика «Продолжи
ряд»
.Цель: проверка уровня развития
готовности ребенка к письму, умения
принять задание, связанное с учебной
деятельностью, умения анализировать
образец; работать по образцу.
Диапазон применения: 6-7 лет.
Материал: ручка, лист бумаги, на
котором представлены три образца
письменных заданий: на первой строчке
4 палочки, на второй строчке палочки
и крючочки, а на третьей — треугольники.
Ход обследования: ребенка просят
написать на листе бумаги элементы,
которые даны в образце, ему говорят:
«Продолжи писать в строчку, как здесь».
Критерии оценки:
— принятие и понимание задания
-анализ образца;
-умение писать по образцу, соблюдая
строчку и принцип чередования
элементов букв;
-результат.
Оценка в баллах:
1 балл — не принимает задание, в условиях
обучения действует неадекватно;
2 балла — принимает задание, однако, не
может написать по образцу, пишет только
некоторые элементы образцов, не учитывая
их последовательности, не соблюдая
строчки;
3 балла — принимает и понимает условие
задания, может написать некоторые
образцы, однако, принцип чередования
элементов образца при написании не
учитывает;
4 балла — принимает и понимает условие
задания, справляется с заданием без
ошибок.
┴Τ┴Τ
║∟║∟║∟║∟
▲▼▲▼
Методика «Узнавание
фигур» (Тест Бернштейна)
Цель: проверка уровня развития
памяти.
Диапазон применения: 6-7 лет.
Материал: 2 таблицы с геометрическими
фигурами.
Ход обследования: ребенку предлагают
таблицу с геометрическими фигурами,
время показа 10 сек. Ему говорят: «Запомни
эти фигуры».
После показа первой таблицы ребенку
предъявляют другую таблицу, где
фигуры-эталоны разбросаны среди 25 разных
фигур. Ребенка просят найти среди них
те геометрические фигуры, которые
он видел на первой таблице.
Оценка:
— очень высокий уровень — 9 фигур узнаны
верно;
— норма — 7-8 фигур;
— низкая норма — 6 фигур, низкий результат
— меньше 6 фигур.
Оценка в баллах:
1балл — не принимает задание;
2 балла — принимает задание, однако, может
опознать в другой таблице не более
двух — трех фигур;
3 балла — принимает и понимает задание,
может опознать четыре — пять фигур;
4 балла — принимает и понимает задание,
узнает 7-9 фигур в другой таблице.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Автор популярных книг по психолого-педагогической диагностике детей Стребелева Е.А. окончила МГПИ им. Ленина. Получив специальность на дефектологическом факультете, она много лет проработала воспитателем и методистом специализированного детского сада, затем преподавала на кафедре олигофренопедагогики в МГПИ.
Она внесла бесценный вклад в развитие методики по работе с умственно отсталыми детьми, по диагностике отклонений в развитии дошкольников.
В 1999 году ей вручили Президентскую премию за вклад в области образования. По психолого-педагогической диагностике Е. А. Стребелева написала более 50 трудов, многие из которых пользуются большой популярностью, являются настольными книгами логопедов, психологов и врачей.
Диагностика по тестам
Простые упражнения и тесты разработаны на основе многолетних исследований и наблюдений, которые позволили создать метод Е.А. Стребелевой по психолого-педагогической диагностике развития детей, не имеющей аналогов. Именно ввиду его результативности данный способ работы с детьми получил такое одобрение в отзывах многих родителей о результатах работы по принципам этой методики.
Упражнения включают разнообразные тесты, объяснения о том, как их проводить, таблицы, в которые заносятся результаты для анализа. Эти таблицы впоследствии исследуются. На их основании делается вывод, есть ли у ребенка отклонения в развитии. Ранняя диагностика по Стребелевой Е.А. помогает вовремя выявить отставание, заняться обследованием, скорректировать состояние малыша с помощью лечения и дополнительных занятий.
В книге «Дети-сироты» по психолого-педагогической диагностике учителя, дефектологи, невропатологи, воспитатели учреждений найдут методику, которой можно воспользоваться для определения уровня развития детей, оставшихся без родителей.
Диагностика по Стребелевой Е.А. маленьких детей особенно актуальна: чем меньше ребенок, тем быстрее можно поправить проблемы развития, предупредить появление отклонений или уменьшить их. Ни в каком другом возрасте нельзя так эффективно скорректировать проблемы развития.
Данным вопросом также занимались выдающиеся дефектологи Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная и другие.
Влияние взрослых на развитие детей
За основу принято положение о том, что ребенок развивается в процессе деятельности, усваивая общественный опыт. В дошкольном возрасте это игры, они способствуют развитию моторики, речи, мышления и восприятия, подражанию действиям взрослых.
Способность перенимать навыки и опыт от взрослых является критерием успешного развития, и может учитываться при диагностике Стребелевой Е.А. с целью выявления задержки психического развития. Поэтому так важна обстановка, в которой развивается ребенок, когда формируется его личность и отношения к миру, социальное поведение.
Говоря о психотерапии, автор отмечает, что повышенная конфликтность, невротическая агрессивность часто связаны с неблагополучной обстановкой, в которой растет малыш. Групповая и индивидуальная работа с родителями имеет важное значение для корректировки развития детей. Психолого-педагогическая диагностика по Е.А. Стребелевой помогает разобраться не только с проблемами в развитии ребенка, но и с тем, что нужно изменить взрослым, которые его окружают, в своей жизни. Только комплексный подход поможет максимально развить ребенка с учетом его здоровья и потенциала.
Задачи диагностики
Психолого-педагогическая диагностика Стребелевой Е.А. ставит целью выявление отклонений, своевременную профилактику и корректировку. Она помогает выявить причины их появления и степень тяжести нарушений, сделать прогноз, определить индивидуальную программу работы, давать рекомендации по изменению условий воспитания родителям.
При этом учитываются биологические и социальные факторы становления личности, а также то, что в каждом возрасте их баланс различается. То есть важно здоровье ребенка, полноценная деятельность нейро-анатомических и физиологических структур, обеспечивающих работу мозга и его развитие с помощью социальных взаимодействий, активного развития в процессе игр, обучения, подражания взрослым, особенностями характера и нервной системы.
На первом этапе для малышей важнее взаимодействие со взрослыми. А уже по мере роста — способность к подражанию, она является одним из важных критериев, который учитывается при диагностике по Стребелевой в раннем возрасте. На смену подражанию и в его процессе проявляются возможности в реализации самостоятельных идей в творчестве. Поэтому в самом раннем возрасте так важен эмоционально-физический контакт для малыша, вызывающий «комплекс оживления», который постепенно заменяется предметным и речевым общением. Но каждый шаг организовать невозможно.
Другим важным фактором развития является стихийное восприятие окружающего мира, событий, людей, которые влияют на его представления и выводы, формирование психики. Важно помнить, что в дошкольном возрасте развиваются все психические функции, закладывается фундамент познавательных способностей, элементы воли, самооценка, складываются устойчивые схемы личного реагирования на различные ситуации, формируется система ценностей. В процессе становления их можно корректировать, а с возрастом это сделать значительно труднее, и часто — невозможно.
Принципы диагностики
Диагностика детей раннего возраста по Стребелевой Е.А. основана на ряде принципов, которые позволяют получить объективную оценку состояния ребенка и дать правильные рекомендации для его развития.
- Принцип комплексного подхода означает, что ребенок должен быть всесторонне обследован для выяснения особенностей развития и поведения, состояния эмоциональной сферы, интереса к познавательному процессу. То есть диагностика развития должна являться частью комплексного обследования. Если есть основания предполагать, что проявляются нарушения в психическом развитии, должны быть применены также методы изучения истории развития ребенка, наблюдения за его поведением, играми, а также делается упор на патопсихологическое, нейрофизиологическое исследование и другие.
- Принцип целостно-системного обучения предполагает исследование связей между психическими нарушениями и причинами, их вызывающими, установление самых главных и менее значимых.
- Принцип динамического изучения предполагает рассмотрение состояния ребенка в настоящем, а также в динамике, с учетом влияния развития при использовании специальной корректирующей программы.
- Принцип качественного анализа особенно важен. Все полученные данные должны учитываться во взаимодействии психического развития ребенка и особенностей его личности. В нем отмечается его личное отношение к заданиям, к результатам выполненных работ, характеру ошибок. Чтобы получить объективную картину, в диагностике важно сочетать количественный и качественный подходы.
Для оценки принятия задания учитывают согласие ребенка его выполнять, а также интерес малыша к самому тесту и общение со взрослыми во время его выполнения. Притом ребенок может пытаться сделать его самостоятельно, путем проб и ошибок, с помощью зрительной ориентировки, подражания или бессистемных действий, не отвечающих свойствам предметов. Если он может действовать по инструкции, учитывать свойства материалов, соизмерять свои усилия с учетом их хрупкости можно говорить об адекватных действиях.
При выполнении задания можно учесть обучаемость ребенка, если он выполняет его по подражанию с помощью вспомогательных жестов взрослого или речевых советов.
Однако и здесь для получения объективной оценки нужно соблюсти ряд условий. Показывать для повторения, как выполнять задание, можно не более трех раз, а речью можно оценивать ход событий и обозначать цели.
Если ребенок переходит в результате обучения от неадекватных действий к адекватным, можно говорить о его развитии, в то время как отсутствие способности выполнения задания говорит о нарушении эмоционально-волевой сферы, сниженном интеллекте. Нормальный ребенок заинтересован в результатах, он расстраивается, если ничего не получается, радуется успехам.
Для того чтобы сделать правильный вывод о его состоянии, нужно учесть, были ли у него возможности для развития, соответствовал ли микроклимат в семье и были ли нормальными условия жизни. На основе ранней диагностики Стребелевой можно составить индивидуальную коррекционную программу развития ребенка, дать родителям советы по воспитанию, сделать педагогический прогноз.
Оценка выполнения задания
Если после выполнения заданий ребенок набирает 34-40 баллов, считается, что у него нет отклонений.
Четыре балла ставится за тест, который ребенок сразу начинает выполнять самостоятельно или сотрудничая со взрослыми.
Три балла ребенок получает, если он контактирует со взрослым, выполняет задание только после обучения, действует адекватно.
Два балла ставят, когда ребенок стремится достичь цели, действует адекватно, но самостоятельно справиться не может и после обучения.
Один балл ребенок получает за неадекватные действия, непонимание цели задания.
Особенности развития до 3 лет
Жизнь малыша полна приключений и удивительных открытий. Как только он начинает ходить, зависимость от взрослого уменьшается, он принимается рьяно осваивать окружающее пространств, изучать предметы. Он получает с каждым днем все больше навыков, с помощью которых учится пользоваться вещами, и уже на третьем году жизни у него определяется ведущая рука и согласованность действий обеих рук. Видя новый предмет, он интересуется, что с ним можно сделать. Занимаясь разными игрушками, он узнает цвета, формы, вес, развивает тактильные ощущения.
Если ему предложить выбор по образцу, то вначале он учитывает форму, величину, а затем цвет. На втором-третьем году жизни интенсивно развивается речь в процессе общения и специальных занятий. В раннем возрасте ребенок интенсивно учится общаться и проявлять эмоции, говорить, воспринимать информацию, делать выводы, двигаться.
Как учитываются результаты исследований
Чтобы получить результаты исследования ребенка, ему предлагается выполнить разнообразные задания, которые оцениваются по четырехбалльной системе. Разработаны таблицы по системе диагностики развития Стребелевой Е.А., в которых указаны тесты, имя и возраст ребенка, в них удобно заносить оценки и подводить итоги. В родительских отзывах отмечается, что данная система очень удобна и практична в использовании и дома, при дополнительных занятиях родителей с малышами.
Как проявляется отставание
Если у ребенка есть проблемы и отставание в развитии, то это проявляется в движениях и играх. Действия такого малыша часто нецеленаправленны, отсутствует интерес к игрушкам. Вместо того, чтобы поинтересоваться, что это и для чего это, он может взять игрушку, чтобы бросить ее, не исследуя. Походка и движения часто не скоординированы. Также наблюдается отсутствие интереса к результатам, которое может проявиться на уроках рисования, в играх.
Иногда наблюдается слабое развитие навыков опрятности и самостоятельности, плохо работает артикуляция, различение звуков. Начинают разговаривать такие дети только в три года, зачастую это происходит по той причине, что нет интереса к окружающему миру, отсутствует достаточная эмоциональность, что заметно даже по лицу.
Оценка с помощью таблиц
Именно для выявления реальной картины была разработана система упражнений для диагностики раннего развития по Стребелевой Е.А. у детей в возрасте 2-3 лет. По этой системе предусматривается заполнение таблицы, в которой есть колонки 2-2,5 и 2,5-3 года. Также в ней предлагаются различные простые задания. Например, собрать и разобрать матрешку из 2-3 куколок, сложить пирамидку из трех колец, сложить пазлы из 2-3 деталей, выбрать кубики по цвету. Некоторые занятия дублируются по типу, чтобы исключить влияние субъективных факторов
Предлагается найти парные картинки, нарисовать дорожку или домик. Ребенок может нарисовать каракули, черкать что-то с определенной целью, нарисовать линии, напоминающие картинку, или выполнить задание.
Для каждого задания есть инструкция, помогающая поставить оценку. Например, ребенок может разобрать и сложить матрешку, сделать это, подражая взрослому, пытаться самостоятельно справиться, но не может сопоставить размеры, тянет матрешку в рот или использует для стучания и бросания. Это считается относительной нормой.
Отзывы многих родителей убеждают в том, что проведение по методике Е.А. Стребелевой диагностики развития детей поможет вовремя обнаружить недостатки в формировании конкретных навыков, оценить их, дать им характеристики, а далее выбрать или составить правильно программы для корректировки состояния, дать рекомендации по обращению к специалистам. Задания даются по принципу от простого к сложному, поэтому проводить их надо именно в том порядке, в каком они указаны в таблицах.
Набравшие по итогам выполнения заданий 10-12 баллов относятся к первой группе, 13-23 — ко второй, 23-33 — к третьей, 34-40 — к четвертой.
Рекомендации по развитию по итогам тестирования
Детям первой и второй группы рекомендуется увеличить физические нагрузки, включающие разнообразные движения для общего развития, укрепления мышц спины, координации и равновесия. Им требуется большее количество занятий со взрослыми, эмоциональное общение и контакт. Также им нужно научится работать по образцу и словесной инструкции, больше заниматься упражнениями и играми, развивающими моторику, ведущую руку, согласованность движений, стимуляцию речи.
Другие таблицы и задания по ранней диагностике Стребелевой Е.А. предлагаются для детей в возрасте от 3 до 5 лет. В это время ребенок получает новый толчок в развитии, буквально перегружен открывающейся ему информацией, знаниями, желанием поделиться ею с окружающим миром, но испытывает при этом еще определенные трудности, связанные с ограничениями со стороны родителей, недостаточно развитыми движениями и речью. Дошкольники в возрасте от трех до пяти постепенно осваивают способность мыслить, сопоставлять события, поступки, обдумывать действия в уме, а не только наглядно-предметным образом.
Именно в этом возрасте предметы и связанные с ними действия меньше интересуют ребенка, чем предметы и связанные ними человеческие взаимоотношения. Появляются соответствующие игры, которые требуют несколько участников.
Это время для развития наглядно-образного мышления, памяти, формирования социальных установок. Ребенок может действовать не по образцу, а по словесной инструкции, речь становится из сопровождающей события в планирующую.
Для диагностики по Стребелевой Е.А. предлагаются соответствующие таблицы для детей 3-4 лет, 4-5 лет, многие тесты похожи на те, которые были рассмотрены выше, но предложены в более сложном варианте. Их выполнение поможет дать правильные советы по развитию ребенка и вовремя принять меры по его корректировке.
Использование тестов позволяет не упустить бесценное время, когда даже детей, отстающих в развитии по разным причинам, можно с помощью упражнений и создания теплой атмосферы доверия подтянуть, и других таких периодов в жизни человека нет. Диагностика Стребелевой Е.А. вызывает положительные отзывы воспитателей, врачей, педагогов.
Источник