Диагностика социального развития ребенка дошкольного возраста

Диагностика социального развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Изменяется место ребенка в системе отношений (он уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, появляется интерес к телесной конструкции человека.

Особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия.

Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно, к новой Социальной ситуацией развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями, разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.


Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте определяется активизацией общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение со взрослыми разворачивается на основе значительной самостоятельности дошкольника, расширения его познания окружающей действительности. Благодаря использованию ведущего средства общения — языка и постановке вопросов дети мощно пополняют свои представления о мире.

Дошкольники задают тысячи вопросов. Они хотят выяснить, почему солнце светит, откуда берутся дети, куда исчезает ночь, из чего сделаны звезды и многое другое. Находясь в роли слушателя, ученика, малыш требует отношение взрослого к нему как к партнеру, товарища.

Такое сотрудничество ребенка со взрослым называется познавательное общение. В дошкольном возрасте возникает и сопутствующая форма общения — личностная, которая характеризуется тем, что ребенок пытается обсуждать с взрослыми поведение и поступки других людей.

Формы общения дошкольников со взрослыми:

— Познавательная — постановка ребенком вопросв относительно окружающей действительности.
— Личная — обсуждение поведения и поступков людей.

Взаимоотношения дошкольника со взрослым приобретают познавательно-подражательного содержания — малыш в играх копирует деятельность значимого взрослого и задает ему многочисленные вопросы. Однако подражание ребенком взрослого становится сознательным и выборочным. Также родители остаются организаторами и регуляторами жизни ребенка, влияют на формирование его личности.

Для многих детей этого возраста характерно приобретение нового социального статуса — воспитанника детского сада. В основном привлечение ребенка к этому социальному институту имеет значительное положительное влияние, однако посещение детского сада может повлечь и некоторые негативные психологические последствия.

Психологические последствия посещения дошкольником детского сада:

Позитивные последствия:
— Интеллектуальное и моральное развитие;
— Обогащение коммуникативным опытом;
— Рост волевой регуляции за счет соблюдения режима.

Негативные последствия:
— Формирование стеснительности в следствии негативного опыта общения;
— Эмоциональная травма через резкое снижение общения с родителями;
— Заимствование у сверстников плохих привычек.

Особую привлекательность и значимость приобретают взаимоотношения дошкольника с ровесниками. Стойкий интерес к взаимодействию с другими детьми возникает в связи с усложнением игры и расширением сферы социализации дошкольника.

Общаясь со сверстниками, ребенок строит взаимоотношения не на основе подчинения, как со взрослыми, а с позиций равенства. Для развертывания системы общения дошкольника с ровесниками характерна следующая динамика, которую выделила психолог М. Партените:

Уровень социального взаимодействия дошкольников по Партените:

1. Параллельная игра (3 года)
— Параллельное выполнение игровых действий с одинаковыми игрушками;
— Способы взаимодействия еще отсутствуют.
2. Ассоциативная игра (3,5 — 4,5 года)
— Частичное взаимодействие с распределением игрушек;
— Координация игровых действий еще отсутствует.
3. Совместная игра(с 4,5 лет)
— Подчинение единому сюжету и правилам игры;
— Постоянное взаимодействие и согласованность на протяжении игры.

Социальная изоляция ребенка в среде сверстников имеет склонность усиливаться с возрастом.

Вследствие длительного взаимодействия дошкольников в детской среде появляются первые неустойчивые, преимущественно однополые группировки. Имеют место и проявления дифференцированных, но неустойчивых отношений к ровесникам на основе симпатии. Среди дошкольников выделяются более популярные дети, претендующие на роль лидеров, и малыши, которых избегают ровесники.

Статус ребенка в среде сверстников существенно зависит от характера семейного взаимодействия. Так, авторитарная стратегия родителей дошкольника проецируется на попытки им угнетать и притеснять ровесников. Наличие, заботливых отношений ребенка с родителями, братьями или сестрами предопределяет успешность его адаптации в общении с другими детьми.

Общение дошкольника со сверстниками приводит к ряду психологических последствий:

· формирование навыков социального взаимодействия,

· совершенствование способности поддерживать разговор и делиться информацией,

· выработка коммуникативной гибкости через подчинение и доминирование в ходе игры,

· становления самооценки путем сравнения себя с другими детьми,

· развитие эмпатии, способности к заботе.

Для дошкольного возраста характерны следующие противоречия, стимулирующие психическое развитие ребенка:

Базовые психические противоречия дошкольного периода

— Cтремление к схожести со взрослыми < > отсутствие возможности
— Новые познавательные потребности < > старые способы их удовлетворения

Данные противоречия обусловливают появление и закрепление в дошкольном возрасте новой ведущей деятельности -игровой, зарождение которой наблюдалось еще в предыдущем возрастном периоде.

Показатели благополучного социального развития ребенка:

— эмоционально откликается на переживания другого;

— воспринимает и адекватно понимает основные эмоциональные состояния (гнев, страх, печаль, радость, удивление-интерес);

— проявляет эмпатию;

— обнаруживает (хотя бы иногда) способность к децентрации;

— эмоционально благополучен;

— обнаруживает положительное самопринятие, самоотношение;

— проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен (адекватно индивидуально-типологическим особенностям);

— считает себя любимым родителями, принятым ими;

— владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;

— главным образом положительно оценивает и принимает других;

— принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;

— владеет способами социокультурного поведения и общения;

— достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);

— имеет достаточно развитый (средне-высокий уровень) социальный интеллект;

— социально готов к школе к 6- 7 годам.

1).Беседа «Расскажи о себе» (А.М.Щетинина)

Источник

Анна Яцковская
Диагностика личностно-социального развития дошкольника

Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»

Цель: исследование внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации детей старшего дошкольного возраста.

Материалы: лист бумаги, цветные фломастеры и карандаши.

Организация диагностики: на листе бумаги, разделенном на три части,воспитатель или психолог предлагают ребенку нарисовать себя в разное время жизни: когда он был маленьким, какой он сейчас, каким он будет в будущем, когда вырастет.

Читайте также:  Центр развития ребенка чебоксары нюр

Данная методика может быть использована только в том случае, если ребенок хорошо владеет изобразительными умениями и навыками!

По ходу выполнения ребенком задания воспитатель не вмешивается в этот процесс, а фиксирует детские комментарии, которыми сопровождаются рисование и сами рисунки.

Обработка результатов:в таблицу оформляют пять психологических характеристик:

чувство самоценности, самооценка (рисунок «Я сейчас»);

легкость в установлении общения, контактов (рисунок «Я сейчас»);

наличие эмоционального, психического комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства (рисунок «Я сейчас»);

адекватность половой идентификации (все рисунки);

адекватность возрастной идентификации (все рисунки).

Форма протокола

Ф. И. ребенка Самоценность Контакть Комфорт Пол Возраст Примечания

Максимальное количество баллов по параметрам «Самоценность», «Контакты», «Комфорт» — 5 баллов за каждый признак; за признак, характеризующий неблагополучие ребенка, вычитается 1 балл из 5. В графах «Пол» и «Возраст» ставится максимум 2 балла. За каждый признак неадекватной возрастной или половой идентификации снимается 1 балл.

Таблица

Определение признаков эмоционального неблагополучия ребенка

(при наличии одного такого признака вычитается 1 балл от максимально возможного по данному параметру)

Параметры Признаки неблагополучия

Чувство неполноценности, низкая самооценка Маленькие узкие плечи; вся фигура малого размера; короткие руки, ноги, отсутствие рук, руки за спиной; рисунок у нижнего края листа, в нижней части; карикатурный стиль, изображение клоуна

Трудности общения Выделенное в сравнении с фигурой лицо; отсутствие основных деталей лица, рта; человек нарисован схематично, из отрезков, палочек; человек или голова в профиль; руки, фигура в оборонительной позе

Параметры Признаки неблагополучия

Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта Выделение, подчеркнутое прорисовывание отдельных деталей с нажимом; стирание какой-либо детали; штриховка какой-либо части фигуры;прорисована линия основания: пол, земля, короткие штрихи, двойные или прерывистые линии; темные, серо-черно-коричневые цвета в рисунке

Неадекватная половая идентифика-ция Одежда, атрибуты противоположного пола; фигура, волосы не соответствуют полу ребенка

Неадекватная возрастная иденти-фикация На рисунке «Я в настоящем» человек явно младше своего возраста, сходство с рисунком «Я в прошлом»; на рисунке «Я в настоящем» человек явно старше своего возраста, сходство с рисунком «Я в будущем»

Методика исследования самооценки дошкольника

(В. Г. Щур, С. Г. Якобсон в модификации В. В. Ветровой)

Цель: изучить особенности самооценки ребенка-дошкольника.

1 вариант

Материал: лист бумаги, на котором нарисованы яркие крупные лесенки одинакового размера, состоящие из пяти одинаковых ступенек. Над каждой лесенкой надпись или значок (символ): счастье (радость, здоровье, ум.

Инструкция. «Посмотри пожалуйста, здесь нарисованы лесенка счастья, лесенка здоровья, лесенка ума. На самой верхней ступеньке стоят самые счастливые, здоровые и умные дети, на самой низкой — самые нездоровые, несчастливые, неумные. Отметь, пожалуйста, на каждой лесенке ту ступеньку, на которой стоишь ты. Где ты стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенке здоровья? Куда — на лесенке ума?»

2 вариант (для старших дошкольников)

Материал: лист белой бумаги, карандаш, ластик.

Инструкция. «Нарисуй, пожалуйста, три лесенки из пяти ступенек. Видишь,на доске нарисованы три лесенки: одна — лесенка счастья, другая — здоровья, третья — ума. Ты можешь нарисовать лесенки любого размера. А теперь определи, куда бы ты поставил себя на каждой из них. Где ты стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенке здоровья? Куда — на лесенке ума?»

Возможно использование этого варианта с подгруппой детей. Самостоятельное изображение лесенок дошкольникамипозволяет оценить их величину: чем она больше, тем значимее для ребенка проблема. Учитывается также число стираний и исправлений, как характеристика устойчивости или неустойчивости самооценки.

Анализ результатов производится в баллах: 5-я ступенька — 5 баллов, 4-я — 4 балла, 3-я — 3 балла, 2-я — 2 балла, 1-я — 1 балл.

Если показатели в сумме дают 14-15 баллов — завышенная самооценка, от 9 до 13 баллов — адекватная, от 8 до 3 — заниженная. Результаты рекомендуется соотнести с другими исследованиями самооценки ребенка.

Методика «Краски в подарок на день рождения»

разработана на основе социометрического эксперимента Е. А. Панько и М. Кашляк с целью диагностики структуры детской группы и характера отношений между сверстниками

(Диагностика и коррекция психического развития дошкольника /Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск, 1997. С. 190-195)

Методика проведения.Предварительно заготавливаются 8 разноцветных фломастеров или карандашей: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый. Выявля-ется степень привлекательности каждого из этих цветов для конкретного ребенка, затем с каждым из испытуемых экспериментатор вступает во взаимодействие,в ходе которого говорит: «У каждого человека один раз в год бывает день рождения, его праздник. На него обычно приходят гости, поздравляют, дарят подарки. К кому из детей нашей группы ты хотел бы пойти на такой праздник? Можно выбрать троих. А теперь посмотри на эти фломастеры. Какой из них ты хотел бы подарить каждому из этих детей?»

Все выборы ребенка фиксируются в социометрической таблице-матрице. В данной методике, помимо основного анализа социометрических данных, осуществляется анализ цветовых предпочте-ний на основе цвета «подаренного» фломастера, исходя из того, что каждый цвет обладает определенным эмоциональным значением (К. Изард, М. Люшер, В. Тернер, Г. Хоментаускас).

Радость ассоциируется с красным цветом, удивление — с желтым, утомление — с серым, страх — с черным, гнев — с красным и черным, грусть — с синим и серым, интерес — с синим и зеленым.

Таким образом, кроме традиционных диагностических показателей (KB — коэффициента взаимности; УБВ — уровня благополучия взаимоотношений; ИИ — индекса изолированности) появляется новый цвет предпочитаемого выбора.

Обработка и анализ социометрического исследования. Первичная информация каждого социометрического исследования — социометрический выбор, который фиксируется в ходе самого исследования в таблице.

Имена детей № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Далее заполняются нижние суммирующие графы таблицы — число полученных выборов, число взаимных выборов. Результаты описанных экспериментов можно представить графически в виде социограммы.

Следующий этап работы — определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация.К ним относятся:

социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений;

уровень благополучия взаимоотношений (УБВ);

коэффициент взаимности (KB);

индекс изолированности (ИИ);

«цветная палитра» социометрических выборов.

Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений определяется путем подсчета полученных им выборов.Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех статусных категорий: 1 — «звезды» (5 и более выборов); 2 —«предпочитаемые» (3-4 выбора); 3 — «принятые» (1-2 выбора); 4 —«не принятые» (0 выборов).

Читайте также:  Речь и ее значение в жизни человека роль родного языка в развитии ребенка

Уровень благополучия взаимоотношений.

УБВ определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях (1 и 2, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении — как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом — как низкий.

Низкий УБВ — сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Коэффициент взаимности вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. Это ведущий для нас показатель, так как он выражает сплоченность, привязанность, дружбу между детьми. По величине показателя KBможно отнести группу к одному из четырех уровней взаимности:

1 уровень KB = 15-20% (низкий,

2 уровень KB = 21-30% (средний,

3 уровень KB = 31-40% (высокий,

4 уровень KB = 40% и выше (сверхвысокий).

Цветовая палитра социометрических выборов. Высокий уровень эмоциональной привлекательности, симпатии ассоциируется с предпочитаемым ребенком цветом «подаренной» краски. Так, преобладание красных и черных тонов может являться симптомом напряженных амбивалентных отношений, авторитарности «звезды», желтых, сине-зеленых — показателем интереса к взаимодействию, черно-коричневых ~ показателем стремления избегать контактов.

Источник

Образовательный процесс современного детского сада характеризуется
обращенностью к ребенку, поиском оптимальных условий раскрытия и развития его
личностного потенциала. Все это возможно только при наличии объективной
обратной связи
. Именно обратная связь предоставляет воспитателю
информацию о реальных интересах и актуальном состоянии ребенка в момент
взаимодействия. Объективная обратная связь может быть обеспечена
педагогической диагностикой
.

Умение осуществлять педагогическую диагностику и проектировать на ее основе
задачи и содержание развития и воспитания ребенка входит в компетенцию
грамотного, квалифицированного педагога. Ведь “если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех
отношениях”. Использование педагогической диагностики в практике работы
воспитателей, дает возможность научно обоснованно анализировать образовательный
процесс, что закладывает основы качественного развития, прежде всего
дошкольника.

Педагогическая диагностика призвана помочь в понимании реальной картины
достижений, затруднений, перспектив развития ребенка, педагогического потенциала
имеющихся условий его становления и характера требуемой помощи (содействия)
педагога, которая может проявляться как:

– педагогическое руководство – помощь воспитаннику в преодолении затруднений,
при которой педагог берет на себя инициативу и ответственность в определении
целей, отборе средств и коррекции деятельности воспитанника;

– педагогическая поддержка – совместное с воспитанником определение его
интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей
и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию;

– педагогическое сопровождение – создание и развитие разносторонних условий
для принятия субъектом развития (воспитанником) оптимальных решений в различных
ситуациях жизненного выбора

Диагностика – это деятельность по установлению диагноза или наука о способах
осуществления этой деятельности. Без диагностики трудно представить осознанную и
целенаправленную деятельность педагога. Без нее он будет работать “вслепую”,
растрачивая силы и время и не имея гарантии получения конструктивного
результата.

Авторы программы “Детство” под педагогической диагностикой в дошкольном
образовании – группа задач профессиональной деятельности педагога, направленных
на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов
педагогического процесса, а также прогнозирование тенденций их развития как
основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса.

Диагностика личностно-социального развития дошкольников

Личностно-социальное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и
значимых направлений для проектирования педагогического процесса современного
дошкольного учреждения.

В исследованиях последних лет все большее внимание уделяется педагогической
диагностике как основе конструирования образовательного процесса, в том числе и
в направлении социально-нравственного развития дошкольника. В этом аспекте
педагогическая диагностика авторами программы “Детство” (Бабаева Т.Н., Крулехт
М.В., Полякова М.Н.) рассматривается как комплекс специально разработанных
методик, позволяющих воспитателю в повседневной жизни детского сада
диагностировать реальные особенности развития ребенка, находить пути помощи
ребенку в его развитии.

Предмет диагностики – особенности социально-личностного развития детей
старшего дошкольного возраста как основа проектирования задач педагогического
процесса в группах старшего дошкольного возраста.

Задачи диагностики:

1. Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со
взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие
проблемы каждого ребенка.
2. Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения,
умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.
3. Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых
чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в
повседневном общении и деятельности.

На первом этапе, при первичной диагностике, педагогу удобно воспользоваться
методом наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда воспитатель
в играх, совместных делах разговорах с детьми оценивает:

  • Эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего
    приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны
    такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт
    со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность.
  • Умения общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и
    взрослыми: проявления инициативности, активности в общении, (в т.ч. и
    речевой), застенчивости, робости, нерешительности, с чем обычно связаны
    умения культуры общения – умения вступать в контакт, умения ориентироваться
    при общении на чувства и переживания др.
  • Личностные проявления детей в различных видах деятельности (умения
    самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в
    соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность,
    отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т.д.)

Методика Т.А. Репиной “Изучение особенностей социально-нравственного
развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе
сверстников”.

Анализируя результаты, педагог может опираться на следующие рекомендации.
Рассмотрите полученные результаты таблицы. Вы видите, что почти у всех детей
есть свои достоинства и недостатки. Учитывайте их в своей работе с детьми.

Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых Вы
выделили только достоинства
. Очевидно, это ваша опора в группе, дети,
которые помогут вам заинтересовать, увлечь, организовать других. Но
приглядывайтесь к ним внимательнее – всегда ли мы объективны в нашей оценке?
Каковы задачи социально-эмоционального развития этих детей?

Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили
преимущественно негативные особенности
. Это дети, которым в первую очередь
требуется ваше понимание и помощь. Постарайтесь понять, в чем причины таких
проявлений детей. Для этого можно воспользоваться анкетой для родителей и
вопросником для беседы с ребенком, представленными в параграфе по изучению
особенностей семейного воспитания, методиками диагностики взаимоотношений детей
со сверстниками, используйте и другие знакомые вам методы. Определите
положительные качества, увлечения, интересы таких детей, опирайтесь на них в
ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-нравственного воспитания
могли бы помочь решить проблемы этих детей.

Читайте также:  Особенности развития ребенка в подростковый период

Возьмите список детей группы и выпишите имена и фамилии тех детей, которых
нет в вашей таблице
. Подумайте, почему так получилось – эти дети незаметны,
“забыты” взрослыми, они не проявляют себя или у них нет ярких личностных
особенностей. В процессе педагогического взаимодействия вам надо узнать этих
детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивидуальность и
преодолевать личностные проблемы.

Обобщения результатов наблюдения по данной методике позволит педагогу увидеть
индивидуальные особенности социально-личностного развития детей группы, их
сильные стороны и, и поведенческие проблемы, и учесть их в ходе дальнейшего
взаимодействия с каждым ребенком.

Для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения
к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний с детьми проводиться
индивидуальная беседа. Чтобы получить представления о понимании правил поведения
детьми группы и спланировать дальнейшую работу по социально-нравственному
воспитанию необходимо побеседовать с 6-8 детьми из разных по “благополучию”
групп, выделенных на основе первой методики.

Для детей старшего дошкольного возраста данные диагностики дополняются
результатами методики “Закончи историю” (модифицированный вариант
ситуаций Р.М.Калинина)

Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены
детьми, как они понимают особенности чувств других людей.

Педагогическая технология в программе “Детство” построена на основе
социально-эмоционального развития детей в трех наиболее значимых для дошкольника
сферах: ребенок и взрослые; ребенок и сверстники, ребенок и он сам. Поэтому
последующие этапы диагностики педагог ориентирует на изучение нравственных
представлений, поведенческих и познавательных умений, чувств и отношений
дошкольников по отношению к педагогу, членам семьи, сверстникам и самому
себе.

Изучение особенностей отношения ребенка с педагогом может проводиться
на основе таких методов как анализ рисунков детей на тему “Мой воспитатель”,
методики “А это могло быть с тобой?”, беседы с ребенком о воспитателях группы.

Следует отметить, что названые методики должны проводиться психологом,
методистом или педагогом другой возрастной группы для того, чтобы получить более
объективные результаты об особенностях представлений ребенка о своем воспитателе
и характере отношения к нему.

Методика рисования на тему “Мой воспитатель” и беседы по рисунку может стать
базовой для определения благополучия взаимоотношений педагога с детьми,
адекватного понимания дошкольниками чувств педагога, желания проявить сочувствие
и внимание к нему. Остальные методики необходимы для проектирования
педагогического взаимодействия с “проблемными” (замкнутыми, конфликтными,
нерешительными, агрессивными) дошкольниками и теми детьми, с которыми у
воспитателя не складывается позитивное взаимодействие.

Эта методика позволит увидеть своеобразие проявлений детей по отношению к
воспитателям группы, выявить имеющиеся у них проблемы взаимоотношений, и
выделить ту группу детей, преодоление трудностей в поведении которых необходимо
начинать с оптимизации их взаимоотношений с педагогом.

Изучить особенности представлений дошкольников о своей семье,
характер отношения к близким
помогут беседа с детьми на темы “Моя семья”
и “Моя семья в будущем”, анализ рисунков на тему “Моя семья”.

Данная беседа позволит педагогу увидеть особенности семейных взаимоотношений
в каждой семье ребенка, поскольку дети склонны проецировать особенности
родительской семьи на свою будущую семью. Особое внимание предлагаем обратить на
вопросы о желании ребенка в будущем жить совместно с родителями, запретах и
наказаниях, которые наиболее показательны для определения его эмоционального
благополучия в семье.

Второй значимой для старших дошкольников сферой взаимоотношений являются
отношения со сверстниками. Знание особенностей общения ребенка в
коллективе сверстников, развитие умений взаимодействия с другими детьми важный
аспект их социального развития лежащий в основе проектирования педагогического
процесса по данному направлению.

Автор программы Т.Н. Бабаева. отмечает, что в качестве базовых методик
могут выступать: наблюдение за общением детей в повседневной жизни,
одна из социометрических методик
(“Секрет”, “Подари открытку”, “Новоселье”),
рисование на тему “Я в детском саду”, одна из диагностических ситуаций,
выявляющие особенности взаимодействия дошкольника в совместной деятельности
(“Обложка для книги”, “Рукавички”, “Сапожки в подарок”, “Сделаем вместе”).

Одной из наиболее сложных для педагогической диагностики сфер является сфера
представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе. Для
ее изучения могут быть использованы такие методики как: наблюдения за
проявлениями детей в повседневной жизни, диагностическая ситуация (рассказ
ребенка о себе), беседа с ребенком “Что ты любишь”, экспериментальная методика
“Лесенка”, методика изучения образа “Я” дошкольника, диагностические ситуации
“Что я лучше всего умею”, “Мои лучшие качества”.

В ходе наблюдения за общением и деятельностью детей педагог отмечает:

  • Проявления самостоятельности и уверенности ребенка в деятельности:
    умения самостоятельно выдвинуть идею, действовать в соответствии с планом,
    оценивать свою деятельность, отношения к советам и замечаниям взрослых,
    сверстников
  • Позиция, которую ребенок занимает в общении – лидер, партнер,
    подчиненный, уверенность в общении
  • Проявление интереса к своему прошлому и будущему, умение устанавливать
    связь между прошлым и настоящим, настоящим и будущим.

Для изучения особенностей представлений дошкольников о себе предлагается:

Во-первых, воспитателю важно выделить особенности социально-нравственного
развития всех детей группы
– освоения ими представлений о правилах и нормах
поведения, умения следовать им в повседневной жизни, понимания ими чувств и
переживаний окружающих, умения ориентироваться на них в своем поведении,
характер детских взаимоотношений в коллективе сверстников, проявления детьми
интереса к другим людям, их внутреннему миру, инициативность и самостоятельность
дошкольников.

Постепенно в течение года воспитатель собирает информацию о
социально-личностном развитии ребенка по следующей схеме:

  • Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада, преобладающее
    настроение, активность в общении со взрослыми и сверстниками.
  • Понимание ребенком основных норм и правил поведения (какие не понимает),
    умение видеть ситуации неправильного поведения, давать нравственную оценку
    поведению других и своим собственным поступкам.
  • Основные черты общения и взаимодействия со взрослыми – активность,
    инициативность в общении, умение понять эмоциональные и физические состояния
    взрослого и проявить сочувствие, внимание, умения культуры общения (какими
    не владеет).
  • Положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе,
    типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный), проблемы
    взаимоотношений со сверстниками (если есть).
  • Знание ребенком своих индивидуальных особенностей, умение выражать свои
    чувства, желания, потребности, интерес к своему прошлому, настоящему и
    будущему. Проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер
    самооценки.
  • Наиболее яркие личностные качества и черты поведения.
  • Основные проблемы поведения и общения (если есть), их предполагаемые
    причины.

Приложение.

Источник