Диагностика речевого развития ребенка с дцп
Логопедическое
обследование детей, страдающих
церебральным параличом, строится на
общем системном подходе, который
опирается на представление о речи
как о сложной функциональной системе,
структурные компоненты которой находятся
в тесном взаимодействии. В связи с этим
изучение речевого развития при ДЦП
охватывает все стороны речи. Важно
учитывать соотношение, речевых и
неречевых нарушений (неврологической
симптоматики) в структуре дефекта и
определить сохранные механизмы речи.
Комплексное
всестороннее обследование особенностей
развития речевых, психических функций,
двигательной сферы, деятельности
различных анализаторных систем позволит
дать объективную оценку имеющихся
недостатков речевого развития и наметить
оптимальные пути их коррекции. Важным
условием обследования и постановки
диагноза является согласованность
действий логопеда-дефектолога,
невропатолога, врача ЛФК.
В ходе логопедического
обследования детей с ДЦП используют
следующие методы:
изучение медицинской
и биографической документации (сбор и
анализ анамнестических данных);
наблюдение за
ребенком (в обычной и специально
организованной ситуации);
беседа с родителями
и ребенком;
визуальный и
тактильный контроль (ощупывание
артикуляционной мускулатуры в покое
и в процессе речи);
использование
компьютерных игр при обследовании
звукопроизношения, дыхательной и
голосовой функций.
Прежде чем начинать
обследование ребенка, важно всесторонне
изучить медицинскую документацию
(данные анамнеза) и проанализировать
результаты обследования и заключение
невропатолога (неврологический
статус), эти данные желательно обсудить
с врачом. Особенностью логопедического
обследования и анализа структуры
речевого дефекта детей с церебральным
параличом является принцип соотнесения
расстройств артикуляционной моторики
с общими двигательными нарушениями.
При ДЦП артикуляционная моторика,
особенности дыхания и голосообразования
оцениваются в соответствии с общими
моторными возможностями ребенка
(стараются даже незначительные
двигательные расстройства).
Совместно с
невропатологом логопед изучает
особенности общей моторики ребенка
(удержание головы, свободные повороты
ее в стороны, сидение, вертикальное
положение стоя, самостоятельная
ходьба) и функциональные возможности
кистей и пальцев рук (опорная функция,
ладонный и пальцевой захват, манипуляции
с предметами, выделение ведущей руки,
согласованность действий рук, тонкие
дифференцированные движения пальцев).
При определении
ведущего неврологического синдрома и
степени его проявления в артикуляционной
мускулатуре и моторике (речедвигательного
синдрома) логопед опирается на заключение
невропатолога. При этом необходимо
отметить отсутствие патологических
тонических рефлексов или их наличие и
влияние на дыхание, голосообразование
и артикуляцию.
Важно, чтобы при
логопедическом обследовании ребенок
был совершенно спокоен, не плакал, не
был испуганным. Если ребенок плачет,
кричит, вырывается из рук, это может
отразиться на изменении (повышении)
тонуса мышц, и представление о двигательных
и речевых возможностях, которое получит
логопед, будет ложным. В ходе обследования
проводится тщательный анализ тех
положений и движений, которые могут
облегчать или, наоборот, утяжелять
речевую деятельность. Ребёнка с тяжелыми
двигательными нарушениями желательно
уложить на удобную кушетку или ковер,
проверив разные положения: на спине, на
боку, на животе. В более легких случаях
обследование проводится в положении
сидя или стоя.
Как и при всяком
комплексном обследовании, важно оценить
особенности развития познавательной
деятельности (внимания, памяти, мышления),
сенсорных функций (зрительного, слухового
и кинестетического восприятия), проявления
эмоционально-волевой сферы.
Логопедическое
обследование включает в себя сбор данных
об особенностях доречевого, раннего
речевого и психического развития
ребенка до момента обследования. Опираясь
на данные медицинской документации
и беседы с родителями, выясняется время
появления и характер крика, гуления,
лепета, а затем первых слов и простых
фраз.
Обследование
артикуляционного аппарата начинается
с проверки строения его органов: губ,
языка, зубов, твердого и мягкого нёба,
челюстей. При этом логопед определяет,
насколько их строение соответствует
норме.
Необходимо оценить
состояние тонуса мышц артикуляционного
аппарата в покое, при попытках к речевой
деятельности, в процессе речи, при
мимических, общих и артикуляционных
движениях. Состояние мышечного тонуса
в органах артикуляции (лицевой, губной
и язычной мускулатуре) оценивается
совместном осмотре логопеда и
невропатолога. У детей с церебральным
параличом нарушения тонуса
артикуляционных мышц характеризуются
спастичностью, гипотонией или дистонией.
Нередко имеет место смешанный характер
и вариабельность нарушений мышечного
тонуса в артикуляционном аппарате
(например, в лицевой и губной мускулатуре
может быть выражена гипотония, а в
язычной —спастичность). Отмечается
наличие или отсутствие гипомимии,
асимметрии лица, сглаженности носргубных
складок, синкинезий, гиперкинезов
лицевой и язычной мускулатуры, тремора
языка, девиации (отклонения) языка в
сторону, гиперсаливации.
Логопед оценивает
непроизвольные движения артикуляционного
аппарата во время еды (сосание, снятие
пищи с ложки, питье из чашки, откусывание,
жевание, глотание). Выясняются особенности
нарушения акта приема пищи у ребенка:
отсутствие или затруднение жевания
твердой пищи и откусывания от куска;
поперхивание и захлебывание при глотании.
Особое внимание
обращается на состояние произвольной
артикуляционной моторики. При проверке
подвижности органов артикуляции
ребенку предлагают различные задания
по подражанию. Анализируя состояние
подвижности речевых мышц, обращают
внимание на возможность выполнения
артикуляционных позиций, их удержания
и переключения. При этом отмечаются не
только основные характеристики
артикуляционных движений (объем,
амплитуда, темп, плавность и скорость
переключения), но и точность, соразмерность
выполнения движений, их истощаемость.
Особенно подробно логопед оценивает
объем артикуляционных движений языка
(строго ограничен, неполный, полный);
отмечается даже незначительное снижение
амплитуды артикуляционных движений
языка. У некоторых детей с ярко выраженными
речедвигательными синдромами не удается
даже пассивно вывести язык из полости
рта. Проверяется возможность произвольного
высовывания языка, боковых отведений,
облизывания губ, удержания широким,
распластанным, а затем узким, а также
верхнего подъема, пощелкиваний и
т.д. Оценивается степень и граница
глоточного рефлекса (повышение или
понижение). Логопед анализирует
особенности движений губ (малоподвижные
или достаточно подвижные) и нижней
челюсти (открывание и закрывание рта,
умение удерживать рот закрытым).
Оценка понимания
обращенной (импрессивной) речи является
важным этапом логопедического
обследования. Логопед выявляет
уровень понимания обращенной речи
(различение интонации, ситуативное
понимание, понимание речи на бытовом
уровне, в полном объеме). Пассивный
словарь проверяется на реальных
предметах и игрушках, предметных и
сюжетных картинках. При этом определяется,
как ребенок понимает значение слова,
смысл действия, простого и сложного
сюжета, лексико-грамматических
конструкций, последовательности событий.
При обследовании
собственной (экспрессивной) речи ребенка
выявляется уровень его речевого развития.
Важно отметить возрастную сформированное
лексической и грамматической сторон
речи, усвоение различных частей речи,
особенности слоговой структуры слов.
У безречевых детей отмечается возможность
использования ими различных невербальных
средств общения: выразительной
мимики, жестов, интонации.
При изучении
произносительной стороны речи выявляется
степень нарушения ее разборчивости
(речь невнятная, малопонятная для
окружающих; разборчивость речи несколько
снижена, речь нечеткая, смазанная). Далее
отмечаются особенности нарушений
дыхания (поверхностное, учащенное,
неритмичное), голоса (недостаточность
силы и отклонения тембра голоса) и
просодической организации речевого
потока.
Подробно проверяется
фонетико-фонематический строй речи.
При обследовании звукопроизношения
необходимо выявить умение ребенка
произносить звуки изолированно, в
слогах, в словах, в предложениях и
особенно в речевом потоке. Следует
отметить недостатки звукопроизношения:
искажения, замены, пропуски звуков.
Нарушения звукопроизношения сопоставляются
с особенностями фонематического
восприятия и звукового анализа. Важно
отметить, определяет ли ребенок нарушения
звукопроизношения в чужой и собственной
речи; как он дифференцирует на слух
нормально и дефектно произносимые
им звуки.
Качество звукового
расстройства у детей с дизартрией может
быть различным. И. И. Панченко предложила
выделять следующие формы звукового
расстройства речи:
1-я форма
— фонетическое расстройство, проявляющееся
в искажении звуков, но с сохранностью
всех дифференциальных фонематических
признаков звуков;
2-я форма
— фонетико-апраксическое расстройство,
включающее как фонетические нарушения
(искажения звуков), так и артикуляционную
апраксию, выражающуюся в замене и
пропусках звуков;
3-я форма
— фонетико-фонематическое расстройство
с явлениями артикуляционной апраксии
(кроме искажений звуков имеются
множественные замены, пропуски звуков,
нарушения слоговой структуры слов,
неправильное грамматическое употребление
фонем в конце слова).
Итак, в ходе
логопедического обследования детей с
церебральным параличом логопед
должен выявить структуру речевого
дефекта (соотношение речевых и
неречевых нарушений), сопоставив его
с тяжестью поражения артикуляционной
и общей моторики, а также уровнем
психического развития ребенка,
В настоящее время
разработаны приемы ранней диагностики
дизартрических расстройств на основе
оценки неречевых нарушений. Чем
младше ребенок и чем ниже уровень его
речевого развития, тем большее
значение имеет анализ неречевых
нарушений. Наиболее частым первым
проявлением дизартрических расстройств
является наличие псевдобульбарного
(спастико-паретического) синдрома,
первые признаки которого можно обнаружить
уже у новорожденного. Прежде всего это
отсутствие крика (афония) или его
слабость, однообразие, непродолжительность.
Крик может быть сдавленным или
пронзительным, иногда имеют место
отдельные всхлипывания или вместо крика
— гримаса на лице. Почти у всех детей с
церебральным параличом отмечается
раннее проявление неврологической
симптоматики в мускулатуре и моторике
речевого аппарата. Наиболее характерными
являются следующие нарушения.
Патологические
изменения в строении и функционировании
артикуляционного аппарата. Нарушение
тонуса и подвижности артикуляционных
мышц:
в лицевой мускулатуре:
наличие асимметрии, сглаженность
носогубных складок, опущение одного из
углов рта, перекос рта в сторону при
улыбке и плаче; гипомимия; нарушение
тонуса лицевой мускулатуры по типу
спастичности, гипотонии или дистонии;
гиперкинезы лица;
в губной мускулатуре:
нарушение мышечного тонуса, резкое или
незначительное ограничение подвижности
губ; недостаточность смыкания губ,
затруднение удержания рта закрытым,
отвисание нижней губы, препятствующее
плотному захвату соски или соска и
вызывающее вытекание молока изо рта;
в язычной мускулатуре:
нарушение мышечного тонуса; патология
строения языка (при спастичности — язык
массивный, оттянут комом назад или
вытянут «жалом» вперед; при гипотонии
— тонкий, вялый, распластанный в полости
рта; раздвоенность языка, невыраженность
кончика языка, укорочение уздечки);
патология положения языка (девиация
в сторону, высовывание языка изо рта);
гиперкинезы, тремор, фибриллярные
подергивания языка; ограничение
подвижности язычной мускулатуры (от
полной невозможности до снижения объема
артикуляционных движений); повышение
или понижение глоточного (рвотного)
рефлекса;
в мускулатуре
мягкого нёба: провисание нёбной занавески
(при гипотонии); отклонение увуля от
средней линии;
в твердом нёбе:
нёбо высокое, готическое, узкое,
уплощенное, наличие в нем расщелины;
аномалии зубного
ряда и прикуса.
Нарушения дыхания:
инфантильные схемы дыхания (преобладание
брюшного типа дыхания после 6 мес.),
учащенное, неглубокое дыхание;
дискоординация вдоха и выдоха
(поверхностный вдох, укороченный, слабый
выдох); стридор.
Нарушения
голосообразования: недостаточная сила
голоса (тихий, слабый, иссякающий),
отклонения тембра (назализованный,
глухой, хриплый, сдавленный, напряженный,
прерывистый, дрожащий); нарушение
голосовых модуляций, интонационной
выразительности, голоса. Иногда
отмечается асинхронность дыхания,
голосообразования и артикуляции.
Нарушение акта
приема пищи:
сосания (слабость, вялость, неактивность,
неритмичность сосательных движений;
вытекание, молока из носа), глотания
(поперхивание, захлебывание), жевания
(отсутствие или затруднение жевания
твердой пищи), откусывания от куска и
питья из чашки.
Гиперсаливация
(постоянная или усиливающаяся при
определенных условиях).
Оральные синкинезии
(ребенок широко открывает рот при
пассивных и активных движениях рук и
даже при попытке их выполнения).
Отсутствие или
ослабление рефлексов орального
автоматизма (до 3 мес., наличие патологических
рефлексов орального автоматизма (после
3—4 мес.).
С возрастом у
ребенка с церебральным параличом все
больше
выявляется
недостаточность голосовых реакций —
крика, гуления, лепета. Длительное время
крик остается тихим, мало модулированным,
монотонным, без интонационной
выразительности (не изменяется в
зависимости от состояния ребенка). Часто
крик имеет носовой оттенок. Звуки гуления
и лепета отличаются однообразием,
бедностью звукового состава, малой
активностью, фрагментарностью.
На более поздних
этапах развития в диагностике
дизартрических расстройств все большее
значение начинают приобретать речевые
симптомы: качественная недостаточность
голосовых реакций, стойкие нарушения
звукопроизношения, речевого дыхания,
голосообразования, просодики.
Проанализировав
результаты обследования, логопед дает
заключение, позволяющее судить о
состоянии речевого развития ребенка
на момент обследования. Логопедическое
заключение (диагноз) ставится совместно
логопедом и невропатологом.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Совершенствование методов диагностики нарушений речи у детей с церебральныи параличом.
В последние годы остро встает вопрос об интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями, а среди заболеваний ведущих к инвалидности одно из 1-х мест занимает ДЦП. У детей с данным заболеванием одной из значимых проблем является освоение речи.
Детский церебральный паралич — тяжелое заболевание центральной нервной системы. При этом заболевании имеет место раннее (обычно в период внутриутробного развития) поражение головного мозга. Особенно страдают те мозговые структуры, при помощи которых осуществляются произвольные движения. Поражение этих структур не может не сказаться самым отрицательным образом на формировании речи. В основе имеющих место при детском церебральном параличе нарушений речи лежит задержанное или искаженное развитие речедвигательных механизмов, связанное с патологией подкорково-стволовых отделов мозга. Патологическая активность стволовых отделов мозга обусловливает длительное сохранение патологических тонических рефлексов, влияющих как на мышцы головы, туловища и конечностей, так нередко и на глазные мышцы, артикуляционную, фонаторную и дыхательную мускулатуру. Это приводит к тому, что ребенок ограничен в произвольной моторной активности, что способствует вторичным сенсорным нарушениям, задерживает формирование интегративной деятельности мозга. Это в свою очередь препятствует развитию корковых уровней речевой и двигательной функциональных систем. Все это задерживает развитие произвольной артикуляторной моторики и препятствует развитию речи.
Также проявлением взаимосвязи речевых и двигательных нарушений у детей с церебральным параличом является зависимость характера поражения артикуляционного аппарата от локализации и уровня поражения двигательной функциональной системы. Так, различная картина недостаточности артикуляционного аппарата наблюдается при поражении ствола мозга, подкорковых узлов, мозжечка, пирамидных и ядерных путей, корковых речевых зон. При этом характерна общность нарушений в скелетной и артикуляционной мускулатуре.
В клинических проявлениях двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом большое место занимают симптомы ЗРР и ЗПР.
Логопед не должен быть заинтересован в том, чтобы найти речевую патологию там, где ее нет, но в любом случае с ДЦП нуждается в логопедическом сопровождении.
Целью логопедического обследования является составление максимально объективной подробной картины развития речи ребенка и определение факторов, оказывающих отрицательное или положительное влияние на эту картину.
Для логопеда, безусловно, важными являются анамнестические сведения о ходе раннего психомоторного и речевого развития ребенка, и эти сведения нужно постараться собрать максимально тщательно.
Также необходимо получить последние данные врачей-специалистов о форме ДЦП, состоянии интеллекта, состоянии слуха, состоянии носоглоточной и ротоглоточной областей, состоянии зрения, состоянии опорно-двигательного аппарата ребенка.
В беседе с родителями следует уточнить и дополнить сведения, полученные из документации. Важно определить, как родители оценивают состояние и прогноз развития ребенка, какие ожидания они связывают с логопедической работой, в какой степени они намерены сами принимать участие в этой работе.
В процессе актуального обследованиянеобходимо выявить уровень развития общения ребенка: доминирующую форму общения, его мотивы, потребность в общении и средства общения. Важно сопоставить реальный уровень развития общения ребенка с представлениями родителей о его коммуникативных возможностях.
Ребенок может плохо вступать в контакт с окружающими и при обследовании не показать полностью свои возможности. В связи с этим необходимо не только применять стандартные приемы обследования, но и выяснять у родителей наличие тех или иных речевых способностей ребенка, а также при каких условиях эти способности проявляются.
Важным звеном в обследовании является изучение орального праксиса. У детей с неврологической патологией оральной области артикуляционный праксис всегда формируется специфически. Для исследования состояния фонетической системы речи нужно проверить состояние звукопроизношения, состояние звукослоговой структуры слов, наличие разных видов интонации. Об условиях формирования фонетико-фонематической системы у ребенка вывод можно сделать после обследования состояния дыхательного, голосового, артикуляционного отделов речевого аппарата.
Способность к пониманию и воспроизведению речи ребенком определяется в беседе. Беседу нужно строить таким образом, чтобы можно было сделать вывод о наличии ситуативной и контекстной речи, а также об уровне развития речи. Для определения уровня развития ситуативной речи проводится беседа об окружающих предметах, по картинкам. Так, чтобы выявить наличие и характер контекстной речи, нужно спросить ребенка о его доме, увлечениях и т. п.
В зависимости от развернутости ответов можно сделать предварительный вывод об уровне развития и состоянии лексической, грамматической, фонетической, фонематической сторон речи в импрессивном и экспрессивном планах.
Ранее выявление несформированности создает благоприятные предпосылки для проведения профилактической работы по предупреждению у детей с ДЦП нарушений письма. Это играет большую роль в процессе социальной адаптации ребенка, создает основу для успешного овладения учебной деятельностью. Поэтому выявление особенностей развития данных функций является важным моментом для дальнейшей логопедической работы по профилактике и коррекции патологий в речевом развитии детей с ДЦП. Это особенно важно это для детей с данным диагнозом т. к. многие за счет тяжелых двигательных нарушений многие прикованы к инвалидной коляске и владение грамотным письмом может быть в дальнейшем большой перспективой их будущего.
Источник