Диагностика речевого развития ребенка по ушаковой

Пояснительная записка

Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут). Для проверки речевого развития детей младшего возраста необходимо использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Все ответы ребенка заносятся в протокол (дословно). Форма протокола прилагается.

Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1); 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже- низкий уровень)

При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.

Критерии речевого обследования детей  по методике О.С. Ушаковой

средняя группа

Словарь. Выявить умения:

  1. Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
  2. Понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
  3. Подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;

4.Сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.

Грамматика. Выявить умения:

1.Соотносить названия животных и их детенышей (лиса – лисенок; корова — теленок);

2.Употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);

3.Правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);

4.Составлять предложения разных типов.

Фонетика. Выявить умения:

1.Правильно произносить звуки родного языка;

2.Находить слова, сходные и различные по звучанию;

3.Правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.

Связная речь.

1.Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;

2.Составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;

3.Выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;

4.Выявить умение пользоваться разнообразными формами речи.

Материал для обследования

1.Кукла, которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти.

2.Картинки:

— собака со щенятами;

— посуда (чашки, стаканы, нож, вилка, блюдо, тарелка, сковорода, хлебница, масленка, сахарница, солонка);

— санки, шишка, лыжи, юбка, корова, вагон, мак, хлеб, зима, осень, солнце, чайник, щётка, малина.

Ход обследования

1 Серия заданий. Кукла.

Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.

1.Скажи, что такое кукла?

1) Ребенок дает определение (кукла – это игрушка, с куклой играют);

2)называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит);

3)не выполняет задание, повторяет слово кукла.

2.Какая на кукле одежда?

1)Ребенок называет более четырех слов;

2)называет более двух вещей;

3)показывает не называя.

3. Дай кукле задание, чтобы она побегала, помахала рукой.

1)Ребенок употребляет правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста (помаши рукой);

2)говорит только глаголы – побегай, помаши;

3)употребляет неправильные формы.

4. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?

1) Ребенок называет обобщающее слово (посуда, угощение);

2)перечисляет отдельные предметы;

3)называет один предмет.

5.Какую посуду ты знаешь?

1)Ребенок называет более четырех предметов;

2)называет два предмета;

3)называет один предмет.

6.Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу),масло(в масленку), соль (в солонку)?

1)Правильно отвечает на все вопросы;

2)ответил на три вопроса;

3)выполнил только одно задание.

7.Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?» (показать картинку с разной посудой).

1)Называет по цвету (или форме или величине);

2)перечисляет отдельные признаки (эта чашка зеленая, эта – красная, эта — высокая);

3)называет одно отличие.

8.Назови, что это? Стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза? Металлическая, блестящая – это вилка или нож? Глиняное, расписное – это тарелка или блюдо?

1)Выполняет все задания;

2)выполняет два задания;

3)выполняет одно задание.

9. Подскажи (подбери) слово. Одна тарелка глубокая, а другая… (мелкая); один стакан высокий, а другой…(низкий); эта чашка полная, а эта…(пустая).

1)Правильно подобрал все слова;

2)выполнил два задания;

3)выполнил одно задание.

10.У чашки есть ручка. Какие еще ручки ты знаешь?

1)Называет ручку у трех – четырех предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика);

2)называет две ручки (у кастрюли, сковородки.);

3)показывает руку у чашки.

2.Картина «Собака со щенятами»

1.Воспитатель спрашивает: «Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?»

1)Ребенок обобщает: «Собака – это животное. Собака лает. Она пушистая.»;

2)называет: «Это собака. Она черная»;

3)повторяет за взрослым одно слово.

2.Как зовут детеныша собаки? Как назвать его ласково? Собака бегает быстро, а щеночек…(медленно); собака лает громко, а ее детеныш…(тихо).

1)Ребенок называет детеныша, заканчивает предложения;

2)называет детеныша словом собачонок;

3)говорит одно слово.

3.Что умеет делать собака? (лаять, бегать, грызть косточку). Если собака увидит кошку, она…( залает, побежит за ней).

1)Ребенок называет 3 -4 действия;

2)называет два действия;

3)говорит одно слово.

4. Сравни собаку и щенка, найди, чем похожи и чем отличаются. Загадки «большая, лохматая – это собака или щенок?», «Маленький, пушистый – это щенок или собака?»

1)Ребенок отвечает на все вопросы;

2)выполняет только одно задание;

3)называет одно – два слова.

3.ЗКР

1.Проверка звукопроизношения. Отмечаются те звуки, которые ребенок не произносит.

1)Ребенок произносит все звуки;

2) не произносит только сложные звуки – сонорные или шипящие;

3)не произносит свистящие.

2. Выявляется сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность. Ребенку предлагается произнести потешку или скороговорку быстро, медленно, громко, тихо.

1) Ребенок произносит текст отчетливо;

2)нечетко произносит фразу, недостаточно регулирует силу голоса;

3)имеет серьезные недостатки в произнесении текст.

Примечание: полное обследование по ЗКР проводится по отдельной методике.

4.Развитие связной речи.

Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составлять описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.

1.Опиши куклу. Расскажи какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

1)Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла. Она красивая. Ее зовут Катя. С Катей можно играть;

2) рассказывает по вопросам педагога;

3)называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

2. Опиши собаку, какая она, или придумай рассказ про нее.

1) Ребенок составляет описание (рассказ);

2)перечисляет качества и действия;

3)называет два-три слова.

3. Ребенку предлагают составить рассказ на одну из предложены тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

1)Составляет рассказ самостоятельно;

2)рассказывает с помощью взрослого;

3)отвечает на вопросы односложно.

4.Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.

1)Ребенок пересказывает самостоятельно;

2)пересказывает с помощью взрослого;

3)говорит отдельные слова.

Протокол обследования речи детей средней группы

Словарь и грамматика.

1Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.

2К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?

3Какую посуду ты знаешь?

4Куда кладут хлеб, сахар, масло, соль?

5Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?».

6.Назови, что это? Стеклянный, прозрачный – это стакан или ваза? Металлическая, блестящая – это вилка или нож? Глиняное, расписное – это блюдо или тарелка?

Подбери слово. Одна тарелка глубокая, а другая …(мелкая); один стакан высокий, а другой …(низкий); эта чашка полная, а эта … (пустая)

У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?

II.

Картина «Собака со щенятами»

1.Кто такая собака? Какая она?

2.Как зовут детенышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки ….

3.Собака лает громко, а ее детеныши

4Что умеет делать собака?

5.Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются.

Итог:

Уровень:

Звуковая культура речи.

Скажи чистоговорку: «Са-са-са – прилетела к нам оса» быстро, медленно, громко, тихо

Итог:

Уровень:

Связная речь

1.Опиши собаку. Расскажи, какая она, или придумай про нее рассказ.

2Составь рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

3Педагог читает сказку или рассказ и предлагает пересказать.

Итог:

Уровень:

Старшая- подготовительная группа

Ход обследования

I серия заданий (словарь и грамматика)

1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

1) Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);

2) называет отдельные признаки, действия;

3) называет 1—2 слова.

2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному (глубокая яма,

глубокое море);

2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

3. Что называют словом ручка?

1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери

есть ручка);

2) называет два значения этого слова;

3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).

4. Придумай предложение со словом ручка.

1) Составляет грамматически правильно предложение из трех слов;

2) называет два слова (словосочетания);

3) называет только одно слово (ручка).

5. Ручка нужна, чтобы… (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой

можно… (писать, открывать дверь).

1) Правильно заканчивает разные типы предложений;

2) называет два слова;

3) подбирает только одно слово.

6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у

него веселое. Вернулся он домой такой… (радостный, оживленный, довольный). А если

зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а… (мчался, несся, летел)».

1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

2) называет 2—3 слова;

3) подбирает только одно слово.

Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его

обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный,

печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а… (плелся,

тащился, брел)»,

1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);

2) называет 2—3 слова;

3) подбирает только одно слово.

7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы,

испугался бы.)

1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет только одно слово.

8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.

1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет одно слово.

9. Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много…

(зайчат).

Аналогичные вопросы задаются цро других животных: «У лисы…, волка…, медведя,

ежа…»

1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;

2) называет правильно только одну форму;

3) не выполняет задание.

10. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки,

много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок —

жеребята — много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).

1) Ребенок называет все слова правильно;

2) называет два-три слова;

3) говорит одно слово.

11. Где живут звери? (Влесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной,

лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, ле-совичок.)

1) Называет более двух слов;

2) называет два слова;

3) повторяет заданное слово.

12. Что называют словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?

1) Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;

2) называет только одно значение этого слова;

3) повторяет слово за взрослым.

13. Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?

1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);

2) правильно подбирает два слова;

3) называет одно слово.

14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);

2) называет два действия (накалывать грибы, шить);

3) называет одно действие (шить).

15. Составь предложение со словом игла.

1) Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);

2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);

3) называет одно слово.

16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди

шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли

так сказать? Как сказать правильно?

1) Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя

сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);

2) правильно исправляет два предложения;

3) повторяет предложения без изменения.

II серия заданий (звуковая культура речи).

1. В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка) звук ль?

(Лев, лиса, леопард.)

2. В названии каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь?

(Черепаха, курица.)

3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з?

(Железо.)

1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;

2) называет более двух слов;

3) называет одно слово.

4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко

— шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2) недостаточно четко произносит;

3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.

5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует,

удивляет или ты об этом спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации;

2) передает только вопросительную интонацию;

3) повторяет повествовательную интонацию.

6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я

грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».

1) Ребенок ритмично заканчивает фразу;

2) отвечает, нарушая ритм;

3) говорит одно слово.

III серия заданий (связная речь).

1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало,

середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они

нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах;

2) рассказывает, опуская начало (или конец);

3) перечисляет отдельные качества.

2. Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает

ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет

связный рассказ;

2) рассказывает с помощью взрослого;

3) перечисляет нарисованное на картинках.

3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно

выбранную тему.

1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

2) составляет рассказ с помощью взрослого;

3) не справляется с заданием.

Результаты: низкий уровень 1-балл, средний уровень 2-баллов, высокий

уровень 3баллов.

При диагностическом обследовании детей выявлено, что у дошкольников есть

проблемы со словарным запасом, недостаточный уровень развития связной речи,

несформированность навыков грамматически правильной речи. У 25% (5 человек) детей

группы речь развита на низком уровне, 75% (15 человек) воспитанников имеют средний

уровень развития речи. Высокого уровня развития речи у детей выявлено не было.

 Для наглядности поместим результаты диагностики сводную таблицу развития

детей.

Ф.И ребенка

Словарь

Грамматика

Фонетика

Связная речь

1

2

3

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

4

Критерии оценки

Источник

Обследование развития связной речи детей дошкольного возраста (О.С.Ушакова)

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Если дети хорошо знакомы с взрослым, опрашивающим их, они легко идут на контакт и охотно отвечают на вопросы.

Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком и не должно превышать 15 мин.

Задание нужно давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку. В случае затруднения, не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать самому ответ. Например, ребенок не смог назвать обобщающее слово, и взрослый сам говорит: «Это можно назвать словом «одежда»., Но в протоколе следует отметить невыполнение задания.

Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, картинки, игрушки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь особое значение приобретает точная формулировка вопросов.

Оценка по всем задания дается по баллам:

  • 3 балла – точный и правильный ответ, который ребенок дал самостоятельно
  • 2 балла – ребенок допустил незначительную неточность, отвечал по наводящим вопросам и уточнениям
  • 1 балл – ребенок ответил неточно либо неверно на вопрос, повторяет вопрос, не понимает задание.

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку «3 балла», то это I уровень развития речи (высокий). Если больше половины ответов с оценкой «2 балла», то это II уровень (средний), а с оценкой «1 балл» — уровень III (ниже среднего).

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Характеристика речевого развития

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам. Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Лидирующее место в детском словаре занимают глаголы и имена существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действие и состояние.

У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящие и прошедшие времена глагола, повелительное наклонение.

Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа.

Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности. В этом возрасте дошкольники могут неверно произносить (или совсем не произносить) шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорный (р, рь, л, ль) звуки. Требует совершенствования интонационная стороны речи, необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, темпа, дикции и силы голоса.

Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения.

Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса.

Ход обследования

Задание №1. Картина «Кошка с котятами».

  1. Взрослый спрашивает: «Кто это? (Кошка.) Какая она?»

– Ребенок самостоятельно отвечает

– Отвечает по вопросам взрослого

– Описывает своего кота (из опыта)

  1. Как назвать детеныша кошки?

– Называет правильно (в единственном числе)

– Вместо единственного числа называет множественное число

– Не выполнил задания

  1. Когда много детенышей, как сказать?

– Называет множественное число

– Вместо множественного числа называет единственное число

– Не выполнил задания

  1. Педагог говорит «Сравним кошку и котят. Кошка большая, а котята… (маленькие). У кошки хвост длинный, а у котенка… (короткий). Кошка бегает быстро, а котята… (медленно). Кошка-мама мяукает громко, а котята… (тихо)».

– Ответил на все задания

– Выполнил 2-3 задания

– Ответил на одно

  1. Совместное рассказывание: «Это… (кошка). Она… (большая). У кошки есть… (котята). Кошка любит… (котят, молоко, играть).

– Ребенок заканчивает все предложения

– Заканчивает 2-3 предложения

– Называет одно слово.

Задание №2.

Взрослый предлагает ребенку рассказать сказку: «Ты знаешь сказку про курочку Рябу? Расскажи ее».

— Ребенок пересказывает сказку самостоятельно

— Рассказывает по вопросам воспитателя

— Называет отдельные слова.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Характеристика речевого развития

 Главное направление развития речи на пятом году жизни – это освоение связной монологической речи. Начинается взрыв словотворчества.

Дети получают начальное представление о слове как о звуковом процессе (оно звучит, состоит из звуков, звуки произносятся друг за другом, последовательно).

Дети тянутся к рифме. Подбирают слова, порой лишенные всякого смысла. Это занятие способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.

Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки. Начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова.

Возрастает речевая активность детей.

Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность.

Речь отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако точное употребление слова вызывает затруднение. Большинство детей не владеют умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания.

Ход обследования

Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.

  1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

– Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла. Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть.

– Рассказывает по вопросам взрослого

– Называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

  1. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?

– Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют.

– Перечисляет признаки (красный, резиновый)

– Называет отдельные слова

  1. Опиши собаку, какая она, или придумай про нее рассказ

– Ребенок составляет описание (рассказ)

– Перечисляет качества и действия

– Называет 2-3 слова.

  1. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

– Составляет рассказ самостоятельно

– Рассказывает с помощью взрослого

– Отвечает на вопросы односложно.

  1. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать

– Ребенок пересказывает самостоятельно

– Пересказывает с подсказыванием слов взрослым

– Говорит отдельные слова.

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под №1, он получает три балла; если ответы соответствуют №2 – 2 балла; если ответы соответствуют №3, ребенок получает 1 балл.

В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла – это высокий уровень. Если 2/3 ответов детей оцениваются в 2 балла – это хороший уровень. Если 2/3 ответов детей оцениваются в 1 балл – это средний или ниже среднего уровень.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Характеристика речевого развития

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.

К  этому возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение синонимов и антонимов в словарном запасе ребенка, многозначных слов.

У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Дети активно осваивают и могут построить различные типы текста: описание, повествование, рассуждение.

Некоторые дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации.

Основные недостатки в развитии связной речи – это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец), соединять части высказывания.

Ход обследования

  1. Взрослый предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

– Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец.

– Рассказывает, опуская начало (или конец).

– Перечисляет отдельные качества.

  1. Взрослый предлагает серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

– Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ

– Рассказывает с помощью взрослого

– Перечисляет нарисованное на картинках.

  1. Взрослый предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему

– Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название

– Составляет рассказ с помощью взрослого

– Не справляется с заданием

Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Напомним эти показатели:

  1. Содержательность ( в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие маленьких тем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; если идет перечисление признаков – 1 балл.
  2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла.Наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения – 2 балла. Отсутствие начала и конца – 1 балл.
  3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла. Использование только простых предложений – 2 балла. Однотипные конструкции – 1 балл.
  4. Разнообразные способы связей между предложениями – 3 балла. Использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) – 2 балла. Неумение связывать между собой предложения – 1 балл.
  5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла. Некоторое нарушение точности словоупотребления – 2 балла. Однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.
  6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла. Прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы – 2 балла. Монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.

Оценку выполнения все заданий взрослый дает, подсчитав общее количество баллов.

Источник