Диагностика ребенка в группе развития
НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА ПЕТРОВА
Диагностические методики для обследования детей разных дошкольных возрастных групп
Диагностические методики, используемые при обследовании детей разных дошкольных возрастных групп
Первая задача данного обследования, которое может проводиться как психологом, так и самим воспитателем – определение умственного развития как показателя интеллектуального здоровья. Наиболее эффективные, по мнению психологов, являются следующие методики.
1. Методика «коробка форм» включает задачи на размещение в ящике с прорезями объемных фигур-вкладышей, основания которых представляют собой простейшие геометрические фигуры, соответствующие по форме прорезям ящика. Задание требует от ребенка не только точности восприятия формы, но и правильного поворота фигуры в пространстве (учета ракурса). Методика направлена на оценку восприятия формы и пространственных отношений. При плохом выполнении задания ребенку дополнительно предлагаются задачи на выбор формы по образцу.
2. 2. Методики «пирамидка» (предметные действия) содержат задачи на выполнение действий с большим количеством элементов разной величины. Методики выявляют уровень восприятия отношений предметов по величине и особенности организации деятельности ребенка. При плохом выполнении заданий ребенку на том же материале предлагается выбор большего элемента из двух, а затем из трех. Материалом методик служат разноцветные элементы одинаковой формы, которые могут быть упорядочены по величине как элементы сериационного ряда. Тот же материал может быть использован для оценки восприятия цвета на основе выбора по образцу, а также для выяснения знания цветов (их названия).
3. 3. Методика «разрезные картинки» содержит задания на складывание картинок из нескольких частей (от 2 до б). Методика выявляет степень овладения зрительным синтезом — объединением элементов в целостный образ.
4. 4. Методика «конструирование по образцу» включает задачи на воспроизведение нескольких вариантов размещения трех строительных деталей разной формы по образцу, предложенному взрослым. Методика выявляет уровень развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве.
5. 5. Методика «рисунок человека». Ребенка просят нарисовать человека. По особенностям рисунка (какие части тела изображены, как расположены в пространстве, имеются ли дополнительные детали и др.) судят об уровне развития образного мышления, особенностях эмоциональноличностной сферы и общения ребенка с окружающими.
6. 6. Методика «свободная игра». Ребенку предлагают набор игрушек и различных предметов (неоформленный игровой материал). Ведется наблюдение за его игрой. Методика позволяет по уровню развития игровой деятельности (использование заместителей, возможности построения последовательных игровых действий и сюжета, принятие роли) судить о развитии мышления и воображения ребенка.
7. 7. Методика «дорисовывание фигур» включает задачи на свободное дорисовывание незаконченных изображений. Материал методики состоит из карточек с нарисованными на них фигурками неопределенной формы. Ребенку дается задание дорисовать каждую из фигурок, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Методика оценивает уровень развития творческого воображения (способность создавать оригинальные образы) и абстрактного мышления.
8. 8. Методика «повторение слов и предложений» фиксирует возможности детей запомнить и воспроизвести предложенный словесный материал. В качестве такого материала предлагается детям 3 лет 3-4 знакомых слова, детям 4 лет — 5-7 и простая фраза. Методика используется для проверки памяти.
9. 9. Методика «вопросы но картинкам». Детям предъявляют простые картинки, например, с изображением девочки, и задают вопросы: «что здесь нарисовано?», «кто это?», «что он (она) делает?». Выясняется уровень развития активной речи ребенка.
10. 11. Методика «мисочки» (включение в ряд) проводится на том же материале, что и методика «мисочки», и содержит задачи на поиск места пропущенного элемента в сериационном ряду величин, выложенном взрослым. Методика выявляет способность детей устанавливать простейшие логические взаимосвязи.
11. 12. Методика «рыбка» содержит задачи на конструирование предмета по цветной расчлененной схеме. Проверяется умение детей точно ориентироваться на схему, а также умение спланировать свои действия как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее конструкции, что является важным показателем развития образного мышления и организации деятельности.
12. 13. Методика «классификация по заданному принципу». Ребенку дается набор картинок. На некоторых изображен один предмет, на других — по нескольку. Задание состоит в том, чтобы разделить их на две группы по принципу количества, который в случае необходимости демонстрируется ребенку взрослым. Методика направлена на выявление элементов логического мышления.
13. 14. Методика «свободная классификация». Ребенку предъявляется ряд картинок, которые он должен разделить на группы, самостоятельно выделив основание группировки. Методика направлена на выявление элементов логического мышления.
14. 15. Методика «самое непохожее». Перед ребенком в случайном порядке выкладывается в ряд 8 фигур, различающихся тремя признаками: круги и квадраты красного и синего цветов, большие и маленькие. Затем предъявляется одна из этих фигур, и ребенка просят выбрать из оставшихся самую непохожую на нее. Методика направлена на оценку развития логического мышления.
15. 16. Методика «рассказ по картинкам» содержит задачи на установление причинно-следственных отношений. Ребенку дается набор карточек (например, «зерно», «росток», «цветок», «бутон», которые он должен разложить в порядке происходящих изменений, а затем объяснить, почему он положит их так, а не иначе. Методика направлена на выяснение способности ребенка устанавливать логическую последовательность событий и отражать ее в речевой форме.
16. 17. Методика «несуществующее животное». Ребенка просят нарисовать «несуществующее животное», назвать его и описать его образ жизни. Методика используется как проективная для изучения личностных качеств и особенностей творческого воображения и абстрактного мышления ребенка.
17. 18. Стандартизованная диагностическая методика «перцептивное моделирование» требует построения в умственном плане геометрических фигур (кругов и квадратов) из нескольких частей. Ребенок, не имея возможности выполнять практические пробы, должен найти такое сочетание этих частей-фигурок различной геометрической формы, которое привело бы к получению круга или квадрата (для этого нужно выбрать и использовать от 2 до 4 фигурок). Методика выявляет степень овладения зрительным синтезом — объединением элементов в целостный образ — и характеризует уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления.
18. 19. Стандартизованная диагностическая методика «эталоны» содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить в таблице изображения предметов, соответствующих каждому эталону. Методика направлена на оценку уровня развития восприятия.
19. 20. Стандартизованная диагностическая методика «схематизация» содержит задачи на использование схематических и условных изображений при ориентировке в пространственной ситуации. Ребенку предлагают отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи линейной схемы и условного изображения в виде системы ориентиров. Методика направлена на выявление уровня развития высших форм образного мышления.
20. 21. Методика «10 слов». Ребенку дается задание запомнить и воспроизвести 10 слов. Предъявление повторяется 3-5 раз. Выясняется динамика запоминания. Методика применяется для оценки механического запоминания и имеет особое значение при проверке подозрений на органическое поражение ЦНС.
21. 22. Стандартизованная диагностическая методика «систематизация» содержит задачи на размещение элементов в матрице, составленной по двум признакам. Детям предлагается задание – обозначить места отдельных элементов в матрице, представляющей собой логическое «умножение» классификации геометрических фигур по форме на их вариацию по величине. Методика направлена на оценку овладения логическим мышлением.
Вторая задача обследования – выявление уровня развития мелкой и крупной моторики ребнка-дошкольника.
1. Методика «бирюльки». Ребенку предлагают уложить мелкие предметы (бирюльки, спички, бусинки) в коробок или баночку с узким горлышком. Дается указание: класть по одному предмету. Методика проверяет уровень развития мелкой моторики.
2. 2. Методики «повторяй за мной» и «игра в мяч» содержат задания на повторение простых движений (движения рук и ног, поз и действий с мячом по показу взрослого. Методики выявляют уровень развития крупной моторики.
3. 3. Методика «свободный рисунок». Ребенка просят нарисовать человека. По особенностям рисунка (какие части тела изображены, как расположены в пространстве, имеются ли дополнительные детали и др.) судят об уровне развития образного мышления, особенностях эмоциональноличностной сферы и общения ребенка с окружающими.
Третья задача психологического обследования – изучение эмоционально-личностной сферы ребнка, особенностей его общения и взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми (с педагогами, родителями, эмоционально-личностных трудностях как показатели психического его здоровья.
1. Методика «КАТ» включает задания на составление рассказов по картинкам, обладающим особой стимулирующей силой для проявления особенностей личности и общения ребенка. Ребенку последовательно предъявляют 10 рисунков с изображениями животных, выполняющих человеческие действия, и просят сказать, кто нарисован на картинке, что происходит в данный момент, о чем думают, что чувствуют действующие лица и чем ситуация закончится. Картинки допускают неоднозначную интерпретацию событий. Методика используется как проективная для выявления эмоционально-личностной сферы ребенка и особенностей его общения (тревожности, демонстративности, агрессивности, страхов, конфликтности в общении и др.).
2. 2. Методика «дополнение фраз» содержит задачи на дополнение предложений указанием последовательности событий во времени, причин и следствий. Ребенку последовательно предъявляется ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать конец. Используются предложения типа: «Девочка взяла кубик и.», «Мальчик весело смеялся, потому что.», «Если пойдет дождь, то.». Методика выявляет способность детей последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, позволяет оценить уровень речевого развития, а также может быть использована для выяснения особенностей личности и общения ребенка.
3. 3. Методика «рисунок семьи». Ребенка просят нарисовать свою семью. По величине фигур, их расположению на рисунке, особенностям изображения отдельных членов семьи, уменьшению или увеличению ее состава и другим показателям судят о взаимоотношениях в семье, эмоционально-личностных трудностях самого ребенка.
4. 4. Методика «два дома» специально предназначена для диагностики сферы общения. Для проведения методики применяется тот же материал, что и в методике, предназначенной для анализа взаимоотношений ребенка в группе детского сада. Отличие состоит в том, что в данном случае анализу подвергается в первую очередь ближайшее семейное окружение ребенка. Методика дает возможность судить о системе интимных избирательных отношений в семье.
5. 5. Методика «пиктограмма» содержит задачи на запоминание слов с помощью рисунков. Ребенку предлагается запомнить ряд из 11 слов и словосочетаний, используя собственные свободные зарисовки. Методика направлена на исследование особенностей мышления и опосредствованного запоминания ребенка. Кроме того, в ней могут обнаруживаться особенности личностной сферы и уровень организации деятельности.
6. 6. Методика «три желания» и «шапка-невидимка». Ребенка просят назвать три желания, которые он хотел бы высказать волшебнику, а затем ответить, хотел бы он, чтобы волшебник подарил ему шапку-невидимку, и что бы он с ней делал дома, на улице, в детском саду. По ответам ребенка судят о его воображении, ценностных ориентациях, потребностной сфере, а также о его взаимоотношениях с детьми и взрослыми.
7. 7. Методика «игровая комната». Ребенка просят представить себе, что он пришел в волшебную комнату, где есть любимые игрушки и можно играть в любые игры. Далее ему предлагается взять с собой двух знакомых ребят и придумать игру, в которую дети могли бы с ним поиграть. При этом ребенку задается ряд вопросов типа: «Как играть в такую игру?», «А если дети не захотят в это играть, что ты будешь делать?» и др. По рассказу ребенка и ответам на вопросы можно судить о его ценностных ориентациях, об уровне развития общения со сверстниками, способности выходить из конфликтных ситуаций.
8. 8. Методика «лестница» включает задачи на осуществление выбора по оценочным шкалам. Ребенку дается рисунок лестницы и говорится, что на ее верхних ступеньках — самые хорошие дети, а внизу — самые плохие. Ребенок должен показать свое место, а также место других детей (друзей, братьев, сестер) на этой лестнице. Применяются шкалы с различными характеристиками, например: «хороший — плохой», «умный — глупый» и др. Методика направлена на выявление уровня самоприятия и самооценки ребенка.
9. 9. Методика «выбор карточки». Перед ребенком раскладывается ряд карточек, на обороте которых написаны разные задания. Карточки расположены в порядке возрастания номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. Ребенку предлагается самому выбрать задание, которое он хочет выполнять. Методика направлена на оценку уровня притязания ребенка.
10. 10. Стандартизованная диагностическая методика «учебная деятельность» выявляет уровень овладения элементами учения, доступными дошкольникам: умениям подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого. От ребенка требуется составить узор под диктовку взрослого путем соединения собой расположенных рядами фигурок. Фигурки должны соединяться с соблюдением заранее заданных правил.
Источник
Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника
Диагностика развития дошкольника.
В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.
Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).
Виды диагностики:
психологическая — психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;
педагогическая — освоение ребёнком образовательной программы;
Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.
Принципы организации диагностической работы:
1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.
2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.
3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.
4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.
Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.
Виды диагностики
В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:
1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.
2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.
3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.
Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.
Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.
Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе — в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.
Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.
Диагностика развития познавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: — начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; — конец года (апрель, май) — отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.
Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.
После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.
Источник