Диагностика развития умственно отсталого ребенка
Государственное казённое учреждение
Детский дом-интернат для умственно-отсталых детей «Южное Бутово» Департамента социальной защиты населения города Москвы
«Педагогическая диагностика уровня развития детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении»
Составитель
Учитель – дефектолог ГКУ ДДИ
«Южное Бутово»
Щербакова Е.И.
г. Москва 2012
Педагогическая диагностика уровня развития детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении.
Методы педагогической диагностики:
1.Изучение документации:
а) медицинской: заключение городской ПМПК при направлении в интернат, основной диагноз и анамнез развития, заключение отоларинголога, офтальмолога, педиатра, невролога. Историю развития. Обратить внимание на снижение слуха или зрения, так как это поможет дефектологу заранее подобрать соответствующий для обследования материал. (н-р: при сниженном слухе, речевых нарушениях детям предлагаются задания наглядного характера, не требующих речевых инструкций).
б) педагогической: характеристики, тетради, рисунки.
2.Наблюдение за поведением детей в естественных условиях.
3.Наблюдение за игровой деятельностью:
а)характер эмоциональной реакции при виде игрушки,
б)способность самостоятельно выбрать игрушку,
в)разумность производимых действий,
г)стойкость интереса.
4.Беседа с воспитателем
5.Беседа с ребёнком. Выявляет запас сведений и точность представлений:
а)о себе,
б)об окружающем,
в)о времени, явлениях природы, ориентировки в пространстве,
г)особенности речи.
6.Специальные задания диагностического характера, направленных на получение сведений о ребёнке и затем на основе их составления индивидуальной программы обучения и развития.
В обследование важно включить:
1.Элементы обучения,(задания на выявление спос к обуч)
2.Варианты помощи,
3.Задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребёнка к переносу показанных приёмов деятельности.
Задания:
1.вербальные,
2.невербальные.
При обследовании необходимо учитывать следующие показатели:
1.Эмоциональную реакцию ребёнка на сам факт обследования (волнение, чрезмерную весёлость, фамильярность, неадекватность).
2.Принятие заданий: понимание инструкций и цели задания (слушать инструкцию до конца, какого типа инструкция понятна: устная или устная с наглядным показом, удержание инструкции, следование инструкции).
3.Характер деятельности при выполнении (наличие и стойкость интереса к заданиям, целенаправленность деятельности, умение доводить дело до конца). Общая работоспособность, возможность использовать помощь (учесть меру и характер оказываемой помощи). Перенос на аналогичное задание.
4.Уровень самостоятельности: совместно со взрослым, по подражанию, по образцу, самостоятельно.
5.Реакция на результат работы (радость при успехе, огорчение при неудаче, безразличие, неадекватные реакции).
Эти параметры составляют качественную оценку результатов обследования детей. Количественная оценка выражается в балльной оценке познавательного развития ребёнка. Такой подход к оценке действий ребёнка позволяет определить не только актуальный уровень развития ребёнка, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития, что даёт возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения для каждого ребёнка.
Педагогическая диагностика уровня развития детей с выраженной умственной отсталостью дошкольного возраста, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении.
Представления о себе и окружающем мире. Развитие речи.
Сенсорное развитие и формирование элементарных математических представлений
Знает времена года, их последователь-ность, характерные признаки
29.Части суток
Не ориентируется
Различает утро, ночь
Знает части суток нестойко, соотносит с режимом дня
Соотносит части суток с режимом дня, деятельностью детей, движением ночного и дневного светил
30.Выделение предметов из множества
Не принимает инструкцию, не может выделить единичного предмета из множества
Может выделить предметы из множества по одному заданному признаку
Может выделить одинаковые предметы из множества по 2 признакам с помощью педагога
Может выделить группу предметов по цвету, форме
31.Восприятие количества: ни одного, один, мног
Не принимает задачу
Может практически выполнить задание «Дай один»
Может показать «один», «много»
Может высказать «ни одного», «один», «много»
Предметно — практическая деятельность
Владеет формообразующими движениями лепки: раскатыванием прямыми и круговыми движениями, между ладонями, вдавливает углубления на поверхности шара, делит на части, соединяет части. Использует в лепке знания о цвете, форме, величине
7.Работа с бумагой
Не умеет
Выполняет действия сопряжено со взрослым
Владеет некоторыми умениями: мять, разглаживать, разрывать по подражанию
Изготавливает аппликацию из 2-3 деталей по образцу
Графо — моторные навыки и ориентировка в пространстве
Специальные задания диагностического характера, направленных на получение сведений о ребёнке.
Название методики / оборудования
Цель
1.Пирамида
Понимание инструкции, состояние моторики, различение цветов, способ собирания, различение величины
2.Предметные и геометрические вкладки
Понимание инструкции, способ деятельности, состояние моторики, запас сведений об окружающем, знание г/ф
3.Коробка форм
Уровень развития ориентировки на форму, понимание задания, способ выполнения, состояние моторики
4.Разбери и сложи матрёшку
Проверка развития ориентировки на величину, сформированность понятий «большой – маленький», «один – много», обучаемость
5.Найди такую же
Картинки половинки
Соотносит слово с изображением, сформированность понятия тождества, процессы сравнения, понимание названий предметов и действий с ними
6.Группировка игрушек
Уровень развития восприятия форм, умение использовать геометрические эталоны при определении общей формы конкретных предметов, способ выполнения
7.Поиграй
Наличие и стойкость интереса к игрушке, характер действия с ней
8.Разрезные картинки
Понимание инструкции и цели задания, умение видеть целое на основе составляющих частей, сформированность наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, способ деятельности, реакция на результат, состояние моторики, перенос на аналогичное задание
9.Поймай рыбку
Уровень развития наглядно – действенного мышления, способ выполнения, отношение к результату, моторные навыки
10.Найди пару
Умение анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие.
11.Построй из кубиков
Умение работать по показу, подражанию, действовать целенаправленно; уровень развития зрительного анализа и воспроизведения заданных конструкций
12.Нарисуй
Уровень развития предметного рисунка, умение держать карандаш, интерес к рисованию, зрительное восприятие, раскрашивание
13.Построй из палочек
Особенности деятельности (действует осознанно или механически), уровень развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости, зрительного анализа и воспроизведение заданных конструкций, работоспособность, стойкость интереса к выполнению задания, отношение к своим успехам и неудачам
14.Работа с картинкой (дети, выполняющие различные действия: держит мяч, надевает сапог и т.д.)
Исследовать умение различать правую и левую стороны в изображении на картинке, у собеседника. Уровень сформированности представлений о частях тела
15.ГМН: обводка по пунктиру, штриховка, умение самостоятельно проводить линию.
Уровень сформированности графо – моторных навыков, состояние мелкой моторики, умение держать карандаш, зрительно – двигательная координация
17. Дорисуй (круги, треугольники)
Выявить наглядно – образные представления, целостность восприятия, зрительно – двигательную координацию, графические навыки, знание г/ф
18.Времена года
Оценить степень развитости у ребёнка представлений о временах года. Словарный запас. Звукопроизношение.
19.Дни недели. Части суток
Оценить степень развитости у ребёнка представлений о днях недели, частей суток
20.Шумовые коробочки
Знание цвета, понимание инструкции, зрительное, слуховое восприятие, сформированность понятия «одинаковые»
21.Чудесный мешочек
Уровень развития тактильного восприятия: мягкий — твёрдый, гладкий – колючий; тактильное восприятие формы, величины
22.Задания на определение «холодный – тёплый, гладкий – колючий, мокрый – сухой»
Уровень сформированности понятий: не определяет, определяет при тактильном контакте, по картинке
23.Работа с мозаикой
Способы деятельности: по подражанию, по образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики
24.Работа с пластилином
Способы деятельности: по подражанию, по образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики
25. Работа с бумагой
Способы деятельности: по подражанию, по образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики
Протокол обследования уровня развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений (Пример).
Ф.И. ________________________ Возраст _______________________
Количество баллов
Уровень усвоения знаний в %
Список литературы
1.Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. М.: Просвещение, 1988.
2.Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию. Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей. М.: Владос, 1999.
3.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: бук – мастер, 1993.
4.Программы коррекционно – развивающего обучения и воспитания детей – инвалидов дошкольного возраста (4-8 лет) для детских домов – интернатов для умственно
отсталых детей под редакцией Худенко Е.Д. М.:АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007.
Источник
Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы
Программа профессиональной переподготовки
Олигофренопедагогика. Методы и технологии обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (512)
Дисциплина: Диагностика развития лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Практическое задание 2, Модуль 2. Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с умственной отсталостью
Выполнил:
слушатель Шальнова Олеся Владимировна
Преподаватель:
Корнеева Светлана Анатольевна
г. Волгоград – 2017
Цель: уточнение представлений об организации клинического и психолого-педагогического диагностического обследования детей с нарушением интеллекта; знакомство с основными психодиагностическими моделями в изучении детей с нарушенным интеллектом; формирование умения организовывать и проводить психолого-педагогическое обследование умственно отсталых детей.
Задание 1. На основе анализа лекционного материала по теме 4 и рекомендуемой литературы (см. раздел «Библиотека») составьте схему клинико-психопатологического обследования ребенка с нарушением интеллекта.
Клинико-психопатологическогое обследование
Рентгенологические и электрофизиологические обследования
Психиатрическое обследование и патопсихологическая диагностика
Соматическое и неврологическое обследование
Рентгенография
Пневмоэнцефалография
Компьютерная томография (КТ)
Оценка развития ребенка
Общий осмотр и неврологическое обследование
Оценка состояния новорожденного
Магнитно-резонансная томография
Реоэнцефалография
Эхоэнцефалография
Электрофизиологические методы
Задание 2. На основе анализа лекционного материала по теме 5 и рекомендуемой литературы (см. раздел «Библиотека») сформулируйте требования к проведению психодиагностического обследования ребенка с умственной отсталостью. В ответе отразите следующие пункты:
1) Организационные аспекты обследования;
2) Задачи психолого-педагогической диагностики ребенка с нарушением интеллекта;
3) Показатели, которые необходимо учитывать при проведении обследования;
4) Последовательность предъявления заданий.
Обследование детей в ПМПК, как правило, начинается с изучения их документации (медицинской карты, характеристики) и продуктов деятельности (тетрадей, рисунков
и т. п.).
Врач-невропатолог знакомит членов консультации с имеющейся медицинской документацией: анамнезом, заключениями отоларинголога, офтальмолога, педиатра, лабораторными данными и др.; обращает внимание на имеющееся у ребенка снижение слуха или зрения и т. п. В этих случаях дефектолог заранее может подобрать соответствующий для обследования материал.
В свою очередь дефектолог, познакомившись с педагогической документацией, сообщает членам консультации существенные особенности, которые следует учитывать и при налаживании контакта, и в процессе обследования. Только после тщательного изучения всех материалов документации начинают непосредственное обследование ребенка.
Задача дефектологов — провести психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с использованием соответствующих методов.
Следует помнить, что положения общей психологии об индивидуально-типологическом, личностно-деятельностном, системно-структурном подходах, качественно количественной оценке работы ребенка являются обязательными и в олигофренопсихологии при изучении детей с различными отклонениями в развитии. Выбор и последовательность применения тех или иных методов зависят от возраста и индивидуальных особенностей обследуемого
В обследование важно включить элементы обучения, варианты помощи, задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребенка к переносу показанных приемов деятельности. Необходимо чередовать задания вербального и невербального характера. Задания должны быть направлены на исследование разных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического).
Изучая детей с отклонениями в развитии, необходимо помнить, что главным является отграничение первичных дефектов, обусловленных биологическими причинами, от
вторичных, третичных и т. д. дефектов, являющихся следствием первичного дефекта, и
воздействующих на ребенка социальных факторов.
При проведении обследования ребенка необходимо учитывать следующие показатели:
-Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. ( Волнение — естественная реакция на новую обстановку, на незнакомых людей. При этом должна настораживать чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с членами консультации, неадекватность поведения.)
-Понимание инструкции и цели задания. (Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?)
-Характер деятельности. (Необходимо обратить внимание на наличие и стойкость, интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы. Учитывается общая работоспособность ребенка.) -Реакция на результат работы. (Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.)
Задание 3. На основе анализа лекционного материала и рекомендуемой литературы составьте перечень психодиагностических методик для изучения особенностей психического развития детей с нарушением интеллекта (с легкой или умеренной умственной отсталостью — по выбору). Укажите выбранную категорию детей. Ответ представьте в виде таблицы:
(название, автор)
Цель методики
Познавательная сфера
Скрининг-диагностика психического развития ребенка 1 года жизни Э. Фрухт
Тест «Прогрессивные матрицы
Равена»
Психическое развитие детей
Уровень невербального
интеллектуального развития
Эмоционально-волевая сфера
Карта наблюдения Д. Стотта
Методика изучения понима-
нияэмоциональных состояний
людей, изображенных на
картинке Г. А. Урунтаева,
Ю .А. Афонькина
Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
Изучение эмоциональной и поведенческой сферы
Изучение понимания эмоцио
нальных состояний людей, изоб
раженных на картинке
Определение уровня состояния
агрессии и враждебности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность,
вербальная агрессия, чувство вины (угрызения совести
Мотивационно-потребностная сфера
Психодинамические и характерологические особенности
Источник
Глава 4
Диагностика лиц с умственной отсталостью. Общие принципы диагностики умственной отсталости
В ходе становления и развития специальной психологии были разработаны основные теоретико-методологические положения современной диагностики и изучения отклоняющегося развития.
Итогом диагностики является установление психолого-педагогического диагноза, в котором указываются:
• педагогическая категория нарушенного развития;
• степень выраженности нарушения;
• недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения;
• индивидуальные особенности ребенка и рекомендации в разработке индивидуальной программы коррекционной работы.
Процесс анализа и интерпретации данных психолого-педагогического обследования должен опираться на конкретно-методологические, объяснительные принципы различных феноменов отклоняющегося развития. В специальной психологии наиболее четко они сформулированы И. И. Мамайчук.
1. Онтогенетический принцип: главные закономерности психического развития остаются принципиально общими как для нормы развития, так и для случаев патологии. Следовательно, выявленное нарушение не может рассматриваться изолированно, его анализ и качественная оценка (квалификация) должны осуществляться в контексте конкретного этапа возрастного развития со свойственной ему структурой психики, типичными межфункциональными связями, особенностями социальной ситуации развития, психологическими новообразованиями и ведущим видом деятельности. Иными словами, нарушение представляет собой одно из свойств самого процесса развития, без учета которого нельзя адекватно понять его особенности, в том числе негативные.
2. Принцип системно-структурного подхода: отклонение в развитии тех или иных психических функций должно рассматриваться как следствие неадекватных связей и отношений этой функции с другими, т. е. как нарушение целостности всей системы. Простая констатация факта нарушения любого элемента психики без предварительного изучения его свойств и указания на то, какой компонент этой структуры нарушен, лишает психологический анализ и заключение всякого содержания.
3. Принцип уровневого анализа: формирование психики осуществляется в единстве процессов дифференциации, интеграции и иерархизации (последовательного соподчинения) функций, поэтому при анализе нарушения в развитии следует учитывать характер нарушения иерархических, уровневых связей. (Например, при расстройстве более молодой и сложной функции, как правило, происходит «высвобождение» более элементарной, подчиненной ей, что может проявляться в снижении уровня произвольности ее регуляции.)
Принципы обследования детей с отклонениями в развитии были заложены еще в официальном документе «Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения» от 26 октября 1926 г. Последующая работа дефектологов по созданию методов исследования отклоняющегося развития и формулированию принципов отбора в специальные образовательные учреждения основывалась на задаче обеспечения каждому ребенку образовательных условий, наиболее адекватных его возможностям и способностям. Эти принципы, а также материалы Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеи ООН легли в основу нового положения о деятельности психолого-медико-педагогическая комиссия 1992 г.
Основной принцип – принцип гуманности – провозглашает необходимость своевременного создания каждому ребенку необходимых условий, при которых он смог бы максимально развивать свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства преодоления его трудностей. Только в том случае, если все необходимые и возможные средства и меры помощи, предоставленные ребенку в общеобразовательном учреждении, не дали положительных результатов, должен ставиться вопрос о направлении его в специальное образовательное учреждение. При затруднении в постановке диагноза ребенок может быть направлен в стационар для подробного и тщательного изучения. Направление в стационар может осуществляться только при согласии родителей ребенка или лиц, их замещающих.
Принцип комплексного изучения детей обязывает учитывать при коллегиальном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми необходимыми специалистами – врачами, психологами, специальными педагогами. При расхождении мнений назначается повторное обследование. В любом случае при вынесении заключения на первое место ставится учет интересов ребенка.
Принцип комплексности принят самыми разными – отечественными и зарубежными – диагностическими концепция ми. Комплексная, или мультимодальная, диагностика – это интеграция информации, полученной разными методами. Главное требование к диагносту – хорошее знание отдельных методов, умение интегрировать их результаты в диагностическое заключение, а также представлять разные аспекты комплексной диагностической ситуации (одновременное использование теста в наблюдении за поведением).
Комплексность (мультимодальность) – это общее понятие, которое не определяет до мельчайших деталей выбор методов исследования в каждом конкретном случае. При выборе методов психолог должен руководствоваться гипотезами и теорией и ясно представлять, в каких отношениях состоят методы исследования и исследуемый им феномен.
Принцип всестороннего, системного и целостного изучения ребенка предусматривает исследование его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения. Учитывается физическое состояние, так как оно может существенно влиять на формирование умственных способностей. Требование целостности изучения основывается на том положении, что психическое развитие не складывается из простой суммы отдельных изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение только на основании исследования состояния восприятия, памяти, других психических функций ребенка. Согласно данному принципу, необходимо установление взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными проявлениями нарушений развития и первичными нарушениями; иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в развитии; соотношения первичных и вторичных отклонений.
Принцип динамического изучения, самый специфический в отечественной специальной психологии и педагогике, опирается на концепцию Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка – актуальном и потенциальном. Он обусловливает требование учета в процессе обследования и при оценке результатов выполнения заданий не только того, что ребенок знает и может выполнить в момент исследования, но и его возможностей в обучении, т. е. «зоны ближайшего развития».
Принцип качественно-количественного подхода предусматривает при оценке выполненного задания учет не только и не столько конечного результата, но и способа действий, рациональности выбранных решений, логической последовательности операций, настойчивости ребенка в достижении цели и т. д. Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных, но дополняет, уточняет и обогащает их.
Принцип индивидуального подхода к ребенку в процессе обследования требует, во-первых, максимальной индивидуализации используемых методов и материалов с учетом возрастных и характерологических особенностей детей; во-вторых, специальной организации позитивной направленности ребенка на контакт со специалистом.
Общие принципы диагностики умственной отсталости
Перспективы развития диагностической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, реализуются в создании новых оригинальных технологий обследования, основанных на знаниях из детской клинической психологии, нейропсихологии детского возраста, психосоматики в ее психологической составляющей. Цель диагностики – не только признание факта психического недоразвития, но и формулирование исчерпывающего диагноза, отражающего: а) оценку выраженности интеллектуального дефекта и его особенностей; б) клиническую и психологическую характеристику структуры дефекта, т. е. степень сохранности отдельных когнитивных функций (восприятия, памяти, внимания, мышления), а также эмоционально-волевых проявлений; в) наличие или отсутствие коморбидных расстройств; г) этиологические факторы; д) степень адаптации к среде; е) социально-психологические факторы, участвующие в формировании клинической картины и абилитации ребенка или подростка. Без такого диагноза невозможно построить эффективный план лечебно-педагогического вмешательства, направленного на создание оптимальных условий для абилитации, т. е. мобилизации имеющихся способностей с целью наилучшей адаптации ребенка в обществе, оценить успешность педагогической коррекции, абилитации, прогноз, а также осуществить судебную, военную или трудовую экспертизу.
С целью формулирования детального диагностического заключения и лучшего понимания болезненного состояния, а также для создания наиболее эффективного плана лечебно-коррекционных мер можно воспользоваться международной многоосевой классификацией детских психических расстройств, состоящей из 5 осей:
1. Клинические расстройства (адаптационные реакции, поведенческие расстройства, невротические расстройства, психозы).
2. Нарушения развития (легкой, умеренной, тяжелой или глубокой отсталости), расстройства личности.
3. Биологические (соматические) факторы (инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, опухоли и сосудистые заболевания, нарушения обмена веществ и другие заболевания внутренних органов, хромосомные аномалии, врожденные пороки ЦНС, наследственные и неврологические заболевания).
4. Психосоциальные трудности (нарушенные внутрисемейные отношения, неблагоприятные жизненные события, межперсональные трудности, связанные со школой или работой, стрессогенные ситуации, вызванные инвалидностью или расстройствами, имеющимися у ребенка).
5. Общая оценка функционирования (суждение психолога об уровне адаптации к жизни). Это суждение может быть произведено с помощью специальной Шкалы общей оценки функционирования (ШООФ, GAF).
Диагностика умственной отсталости должна быть многосторонней, т. е. мультидисциплинарной. Во избежание ошибок и злоупотреблений в ее осуществлении участвуют разные специалисты. Клинические методы используют врачи. Психологические шкалы и методики применяют психологи. Педагогические средства находятся в руках воспитателей и учителей. Оценкой социальной компетентности помимо социальных работников фактически занимаются все, кто общается с ребенком или воспитывает его.
Сбор анамнеза
Основой правильного диагноза отставания психического развития является анамнез. Для того чтобы не пропустить важных обстоятельств в истории развития ребенка, можно использовать специальные анкеты или опросники. Крайне полезно помимо родителей расспросить о развитии ребенка близких родственников, воспитателей и педагогов. Члены семьи, будучи более объективными и не боящимися осуждения за свои якобы неправильные действия в отношении ребенка, могут вспомнить о существовании того, что родители боятся, стесняются рассказать или намеренно скрывают.
Чтобы получить из анамнеза наиболее существенные для диагностики умственной отсталости сведения, с его родными обсуждают следующие основные темы:
1) семейная генеалогия (наследственность), охватывающая не менее трех поколений родственников. Следует попытаться выявить родственников с трудностями в обучении, нервно-психическими расстройствами, психическим недоразвитием, наследственными болезнями, алкоголизмом и наркоманией;
2) особенности протекания беременности у матери ребенка (пренатальные факторы) с целью выявления возможного действия физических (радиация, чрезмерная инсоляция и др.), химических (злоупотребление алкоголем, прием лекарств и др.), биологических вредностей (инфекционные, соматические болезни), психогенных стрессов (переживания потери, разочарования и т. д.);
3) роды (перинатальные факторы). Необходимо выявить факторы, способные осложнить течение родов, – характер предлежания плода, длительность родов, гипоксию и т. д.;
4) постнатальное (особенно до 3 лет) развитие ребенка. Необходимо выяснить, как ребенок развивался психически и соматически, какие перенес заболевания, черепно-мозговые травмы, какие были у него потрясения. При обнаружении тех или иных факторов необходимо оценить степень их тяжести и значение для последующего развития обследуемого ребенка.
Диагностическая беседа с ребенком
В ходе обследования ребенка должна быть получена необходимая информация для оценки психического статуса. Способы получения этих данных зависят от возраста и особенностей ребенка, а также от условий, в которых происходит изучение ребенка. Полное патопсихологическое исследование требует достаточного времени и обычно продолжается в течение нескольких встреч, пока не будет достаточно материала.
Диагностическая беседа должна состоять из сочетания игры и беседы. Директивное управление игрой с целью получения нужных для диагностики сведений, вероятно, подавит спонтанность ребенка и затруднит общение. Однако только пассивное наблюдение за игрой ребенка без оценки словесных ассоциаций не позволит психологу понять значение детской активности в конкретной игровой ситуации.
Конец ознакомительного фрагмента.
Источник