Диагностика развития технических умений ребенка в рисовании
Ольга Самойлова
Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества (по программе Т. С. Комаровой)
Критерии оценки уровня овладения изобразительной деятельностью и развитии творчества
Для оценки художественного творчества детей большее значение имеют как количественные показатели, так и эмоционально-эстетические и интеллектуальные качественные критерии.
Поэтому мы выделяем в диагностическом исследовании два этапа – первый из которых заключается в анализе продукта деятельности детей, а второй содержит в себе анализ процесса деятельности. Эти показатели выводятся в количественную оценку на основе выделенных показателей и их числовых значений.
Анализ продукта деятельности
Подразделив качественные показатели по видам рисования (предметное, сюжетное и декоративное)мы выделили ряд критериев:
1. Предметное рисование
Передача формы
А) форма передана точно – 3 балла
Б) есть незначительные искажения – 2 балла
В) искажения значительные, форма не удалась – 1 балл
Строение предмета
А)правильно нарисованы все части предмета– 3 балла
Б) есть незначительные искажения – 2 балла
В)строение передано не точно– 1 балл
Пропорции
А) пропорции переданы точно – 3 балла
Б) есть незначительные искажения в передаче соотношения частей – 2 балла
В) пропорции не верны (значительные искажения)– 1 балл
Решение в цвете
А) ребенок использует сложную цветовую палитру, смешивая краски и красиво подбирает нужные оттенки – 3 балла
Б) цвета переданы правильно но не точно (цвет не смешан на палитре, а взят из баночки) – 2 балла
В) цвета не соответствуют предметам,ребенок использует лишь 1-2 краски, а не все имеющиеся – 1 балл
2. Сюжетное рисование
Расположение на листе
А) предметы расположены с применением простейшей перспективы (загораживание) – 3 балла
Б) предметы расположены на полосе листа без применения загораживания – 2 балла
В) предметы расположены на листе хаотично – 1 балл
Композиционный замысел
А) замысел подчерпнут из реальной жизни ребенка и вызывает яркое эмоциональное отношение – 3 балла
Б) ребенок срисовывает или рисует заученный сюжет – 2 балла
В) ребенок не имеет замысла, задача вызывает у него трудность – 1 балл
Передача движения
А) движение передано достаточно четко – 3 балла
Б) движение передано неопределенно – 2 балла
В) изображение статичное – 1 балл
Соотношение предметов по величине
А) Предметы нарисованы с учетом из пропорциональных связей – 3 балла
Б) Соотношение верно лишь отчасти (некоторые предметы переданы верно, а то что ребенку кажется значимым – крупнее) – 2 балла
В)Предметы не имеют связей– 1 балл
Цветовая гармония
А) ребенок использует сложные цвета (смешанные на палитре)с верным их расположением – 3 балла
Б) цвета не смешанные, ребенок рисует чистой краской– 2 балла
В) ребенок использует 1-2 краски, палитрой не пользуется – 1 балл
3. Декоративное рисование
Композиция в составлении узора
А) композиция равновесна и гармонична – 3 балла
Б)Есть недочеты в композиции узора– 2 балла
В) композиция не верна – 1 балл
Владение кистью
А) ребенок свободно владеет кистью – 3 балла
Б) часто забывает как работать кистью, изображение имеет недочеты – 2 балла
В) не владеет кистью – 1 балл
Правильность исполнения элементов
А) все элементы росписи изображены в целом верно – 3 балла
Б) некоторые элементы не удались – 2 балла
В) элементы изображены не верно, рисунок не удался – 1 балл
Решение в цвете
А) ребенок использует цвета, приближенные к цветам промысла; различимы оттенки – 3 балла
Б) оттенки не различимы, палитрой не пользуется (почти не пользуется)– 2 балла
В) цвет не соответствует действительному – 1 балл
Все баллы суммируются по каждому ребенку. Соответственно максимальное количество баллов — 39, минимальное – 13.
Анализ процесса деятельности
1. Характер линии
Этот критерий включает в себя четыре группы показателей:
А) характер линии
1)слитная – 3 балла
2) прерывистая – 2 балла
3) дрожащая (жесткая, грубая)-1 балл
Б) Нажим
1) средний-3 балла
2) сильный, энергичный, иногда продавливающий бумагу-2балла
3) слабый (иногда еле видный)-1балл
В) Раскрашивание (размах)
1) мелкими штрихами, не6 выходящими за предел контура – 3 балла
2) крупными, размашистыми движениями, иногда входящими за предел контура-2 балла
3) беспорядочными линиями (мазками, не уменьшающимися в пределах контура-1 балла
Г) регуляция силы нажима
1) регулируется сила нажима – 3 балла
2) не всегда регулируется сила нажима и размах -2 балла
3) не регулируется сила нажима, выход за пределы контура – 1балл
2. Регуляция деятельности
А) Отношение к оценке взрослого
1) адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности – 3 балла
2) эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается)-2 балла
3) безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется)— 1 балл
Б) Оценка ребенком созданного им изображения
1)адекватна – 3 балла
2) неадекватна – 2 балла
3) отсутствует – 1балл
3. Эмоциональное отношение к деятельности (насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относиться
А) к предложенному заданию
1) сильно
2)средне
3) безразлично
Б) к процессу деятельности
1) сильно
2)средне
3) безразлично
В) к продукту собственной деятельности
1) сильно
2)средне
3) безразлично
3. Уровень самостоятельности
1) Выполняет задание самостоятельно без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами
2) Требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко
3) Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается
4. Творчество
1) самостоятельность замысла
2) Оригинальность изображения
3) Стремление к наиболее полному раскрытию замысла
Оценка детских работ по критерию «Творчество» дается педагогом в описательной форме носит качественный а не количественный характер и дается в описательной форме.
Источник
Диагностика изодеятельности детей 6 – 7 лет.
Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка, степени его подготовленности к школе. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.
Для выявления степени овладения ребёнком навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей перед поступлением в первый класс.
Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.
Выделенные критерии объединены в две группы:
- первая применяется при анализе продуктов деятельности;
- вторая – при анализе процесса деятельности.
Анализ продуктов изобразительной деятельности.
1.Содержание изображения (полнота изображения образа )
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.
2.Передача формы:
- форма передана точно;
- есть незначительные искажения;
- искажения значительные, форма не удалась.
3.Строение предмета:
- части расположены верно;
- есть незначительные искажения;
- части предмета расположены неверно.
4.Передача пропорции предмета в изображении:
- пропорции предмета соблюдаются;
- есть незначительные искажения;
- пропорции предмета переданы неверно.
5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):
а)расположение изображений на листе;
- по всему листу;
- на полосе листа;
- не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
- есть незначительные искажения;
- пропорциональность разных предметов передана неверно.
6.Передача движения:
- движение передано достаточно чётко;
- движение передано неопределённо, неумело;
- изображение статичное.
7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):
а)цветовое решение изображения:
- передан реальный цвет предметов;
- есть отступления от реальной окраски;
- цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
- многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;
- преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Анализ процесса изобразительной деятельности.
1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):
а) характер линии:
- слитная;
- линия прерывистая;
- дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
- средний;
- сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
- слабый (иногда еле видный);
в) раскрашивание (размах):
- мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
- крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
- беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
- ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
- ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;
- ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):
а) отношение к оценке взрослого:
- адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;
- эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребёнком созданного им изображения:
- адекватна;
- неадекватна (завышенная, заниженная);
- отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:
- к предложенному заданию;
- к процессу деятельности;
- к продукту собственной деятельности.
3.Уровень самостоятельности:
- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
- требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
- необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
4.Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.
По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, — 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6 – 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов).
Следующее диагностическое обследование, проведённое после целенаправленных занятий с детьми, должно изменить количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения дошкольников в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне, что будет свидетельствовать об эффективности работы воспитателя.
Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с дорисовыванием кругов.
Можно составить сводную таблицу, в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Возьмём за основу данные показателей анализа продукта деятельности (их восемь).
Сводная таблица оценок, полученных детьми
по каждому критерию и показателю.
№ | Ф.И. ребёнка | фор- ма | строе ние | пропо рции | Компози ция | передача движения | цвет | Общее кол-во баллов |
Итого бал- лов по кри- тери-ям | ||||||||
возмо жное выс- шее число |
Ранговый ряд, построенный на основе полученной детьми суммы баллов
(от высшего числа к низшему).
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Общее число баллов |
1. | Петров Иван | 18 |
20. | Иванов Коля | 10 |
Наивысшее число баллов | 21 | |
Низшее число баллов | 7 |
С целью выявления результатов опытно – экспериментальной работы и уровня развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в конце учебного года можно провести следующее диагностическое обследование.
Всем детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов: детям выдаётся стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда ( по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их.
Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» — количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляется количество баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы оформляются все шесть кругов, по выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и т.д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы.
Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка «2» – средний уровень – ставится детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускают практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.). Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.
Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делиться на количество детей в ней).
(Т.С.Комарова — доктор педагогический наук. Журнал «Обруч» №1 2007 год)
Источник
Программа диагностики изобразительных умений и навыков детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период.
В связи с этим важны показатели и критерии оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью
Параметры развития детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Параметры развития | Высокий уровень развития | Средний уровень развития | Низкий уровень развития |
Овладение техническими навыками и умениями. | Полностью владеет техническими навыками и умениями. | Испытывает затруднения в применении технических навыков и умений. | Пользуется помощью педагога. |
Развитие цветового восприятия. | Использует всю цветовую гамму. Самостоятельно работает с оттенками. | Использует всю цветовую гамму. | Использует не более 2-3 цветов. |
Развитие композиционных умений | Самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел. | Испытывает затруднения в композиционном решении. | Изображает предметы не объединяя их единым содержанием. |
Развитие эмоционально – художественного восприятии, творческого воображения. | Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно — прикладного творчества, отражает свое эмоциональное состояние в работе. Увлечен выполнением работы, создает образы самостоятельно, использует в полной мере приобретенные навыки. | Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно — прикладного творчества. Испытывает затруднения в передаче своего эмоционального состояния через образы. | Чувствует красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно — прикладного творчества. Но не может самостоятельно выразить свое эмоциональное состояние через образ, цвет. |
Подготовка исследования
Приготовить листы бумаги, набор из 6 цветных карандашей.
Подобрать тему для рисования в соответствии с возрастом детей.
Первая серия.
Ребенка просят нарисовать картинку на заданную тему.
Вторая серия.
Ребенку предлагают поиграть в «художника» и нарисовать картину.
Третья серия.
Детям предлагают посоревноваться кто лучше нарисует картинку.
Обработка данных.
Выявляют низкий, средний, высокий уровень у каждого ребенка по каждому пункту схемы.
Контрольное обследование проводится 2 раза в год. Это позволяет оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков.
Литература:
1. Комарова Т.С. « Изобразительная деятельность в детском саду» . М.:
Педагогика, 1990.
2. Комарова Т.С. «Изобразительное творчество дошкольников в детском
саду» – М.: Педагогика, 1990.
3. Программа «Детство» /под редакцией В.К. Логиновой, Т.К. Бабаевой, Н.А. Ноткиной- М.: Издательство «Детство- Пресс», 2006.
4. Психолого-педагогическое обследование детей 5-7 лет // Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М.: Полиграф-сервис, 1998.
Источник