Диагностика развития ребенка в норме и патологии

Диагностика развития ребенка в норме и патологии thumbnail

24 Февраля 2014 г.

Жане Тар

Олигофрения
появилась к концу 19 века. Три степени
умственной отсталости. Крепелин:
имбицилы, дебилы, идиоты.

Тест Бине
и Шуберта. Тест Тормена стенфард-Бине.
Коэффициент интеллекта.

Исправлял
Векслер мера-инструмент для разного
возраста детей и для взрослых. Меньше
нареканий.

Предложены
задания на разные факторы интеллекта
и арзные сложности задания.

Тест Джона
Равена – культурно-независимый –
результаты не зависят от этноса.

Проективные
тесты – более глубокое диагностирование.
Но нет норм в тесте Розенцвейга. Дают
только дополнительную информацию –
проективные тесты.

Дополнение
к к описанию теста Векслера.

Векслер на
основе большого статистического
материала выделил уровни интеллекта:

IQ
– уровень интеллектуального развития
– процент в популяции

130 и выше –
очень высокий — %

120-129 –
высокий – 6.7%

110-119 –
хорошая норма – 16.1%

90-109 –
средний – 50%

80-89 – низкая
норма – 16.1%

70-79 –
пограничная зона – 6.7%

69 и ниже –
умственный дефект – 2.2%

Недостатки:
погрешности теста, научаемость.

История становления дпр в России

Возникновение
методов ДПР в России, также как и за
рубежом, связано с необходимостью
выявлять и отправлять в специальные
школы и классы уо детей.

В 19 веке
начинали появляться методы вообще
психологической диагностики: ассоциативный
эксперимент в психоанализе, пятна
Росшиха – для клинициста, который опр
нозологию и структуру заболевания и
оценка эффективности психотерапии и
медикаментозного лечения.

Группа
ученых занималась обследованием
неуспевающих учащихся московских школы
среди них был русский психиатр Григорий
Иванович Россолимо. Предложил метод
«психологические профили», который
позволял выявить умственную отсталость
и оценить степень ее тяжести. Это первый
тест интеллекта в России.

Метод имел
следующие плюсы:

Задания
подбирались не случайным образом –в
основе выбора лежало четкое представление
о структуре психики.: три сферы психики:
а) психический тонус (воля и внимание
здесь давались задания на концентрацию,
объем и распределение внимания, а также
на преодоление автоматизмов и внушаемости;
; б) память (задания на объем, прочность
запоминания слухо-речевых стимулов,
зрительных);в) высшие псих процессы/мышление
задания на составление целого из частей,
последовательности событий, задание
найти недостающие детали картинки,
механические головоломки, наблюдательность;

2 всего было
выделено 11 показателей психики =
интеллекта, по каждому получался
количественный показатель, что дало
возможность строить профиль психики:
разные показатели сравнивались друг с
другом. Были предложены возрастные
нормы, которые позволяли вывлять уо и
оценить степень тяжести.

Недостатки:

  1. Структура
    психики была представлена неполной:
    не хватало заданий на словесно-логическое
    мышление, такие задания дают, начиная
    со старшего дошкольного возраста.
    (Например, сорок картинок разделить на
    группы или слов). На непроизвольное
    запоминание ; нет заданий на обучаемость.

  2. Проведение
    методики требовало более трех часов,
    в отличие от теста Бине, который требовал
    от 15 до 40 минут.

Это привело
к тому, что профили Россалимо не получили
широкого распространения, в СССР стали
повально использовать тест Бине, при
этом часто его применяли не специалисты
что привело к тому, что уо детьми
признавались дети с нормальным
интеллектом. В то время умственная
отсталость вычитывалась около 7-8% от
общего кол-ва. Были обвинения в сторону
педологии – науке о развитии ребенка,
вышло постановление ЦКВКПБ 2о
педологических извращениях в системе
наркомпросов» 1936 год, после которого
изменились принципы отбора во
вспомогательные школы, но при этом
затормозилось развитие диагностики пр
(тестология) и всей советской психологии.

Важной
заслугой в отечественной психологии
для ДПР следует считать предложение
ученых (Г Я Трошин – ребенок с нарушеным
развитием развивается по тем же законам,
что и обычный) и Андрей Балон – «вы
здорового ребенка изучаете через
больного». Предложение русских ученых
использовать при оценке развития детей
наблюдение. А. Ф Лазурский предлагает
метод естественного эксперимента,
который включает в себя элементы
целенаправленного наблюдения и
специальные задания.

Такие
параметры психики как эмоциональное
состояние, качество общения, игровой
учебной деятельности изучают именно в
наблюдении и в естественном эксперименте.
Они не заменимы при изучении детей
младенческого и раннего возраста, а
также детей контакт с экспериментатором
которых очень ограничен.

Лазурский:
в е э создаются условия, в которых
отпадают смущение и преднамеренность
ответов ребенка. В е э следует использовать
и в других методах диагностики псих
развития, например, рекомендуют при
изучении детей дошкольного возраста
вводить его в игровую ситуацию, используя
задания конкретных методик.

В отечественной
психодиагностике широко используется
различные карты наблюдений. Которые
впервые предложены за рубежом. Например,
шкала Бейли, которая представляет собой
описание показателей, снимаемый в
наблюдении и при специальных заданиях.

Особая роль
в разработке научных основ диагностики
психического развития принадлежит
Выготскому, а именно следующим его
идеям:

  1. В ДПР
    важен динамический подход – не достаточно
    лишь констатировать уровень развития
    ребенка в данный момент, нужно оценить
    его развитие за некоторый период , а
    также оценить его потенциальные
    ближайшие возможности.

  2. Положение
    о двух зонах развития: зона актуального
    развития – то, что может ребенок сейчас
    без помощи взрослого, зона ближайшего
    развития – то, что не может ребенок
    сам, но может с помощью взрослого.

Хронологический
возраст зона актуального развития (тест
интеллекта)

7 хронологич,
7.5 – зар.

Зона
ближайшего развития (психолог дает
обучающие эксперименты) – первый ребенок
8, а второй – 12, до этого показатели
совпадали.

Два ребенка
имеют одинаковый возраст и зар, но разные
ЗБР, если педагогические воздействия
ориентированы только на первого ребенка,
то второй ребенок будет развиваться в
темпе в более медленном, чем он может.
Если обучение направлено только на
второго, то первый будет отставать.

Читайте также:  Таблица психомоторное развитие недоношенного ребенка

Итак, в
обучении необходим индивидуальный
подход относительно как зар, так и ЗБР.

  1. Положение
    о сложном строении нарушенного развития.
    Первичные и вторичные нарушения. В
    ДПР это требование учитывается, когда
    диагност определяет, что является
    первичным и вторичным нарушением,
    оценивают тяжесть или отвечает на
    вопрос: являются ли нарушения мышления
    и речи первичными или они вторичны по
    отношению к другим первичным нарушениям.

3 марта 2014
г.

В СССР в
системе отбора детей в спецшколы до 70
годов не было должности психолога. Этот
факт а также гонения на педологию
существенно затормозили развитие ДПР.
С 70 гидов такая должность появилась,, и
это побудило и теоретиков и практиков
разрабатывать собственные методы
диагностики и адаптировать зарубежные.
Особое значение для ДПР имели работы
Ивановой А. Я. По обучающему эксперимент.
Это метод оценки психического развития,
который имеет разные модификации , но
всегда одну и ту же схему. Объективно
сложное задание для обследуемого, второй
этап – система подсказок, и эти подсказки
в обуч эксперименте называются «уроки».
Третий этап – это аналогичное задание,
которое позволяет оценить способность
к переносу, усвоенного навыка, в других
условиях. Современный диагност
комбинирует тесты интеллекта и обучающие
эксперименты.

Для
дошкольника дают разрезанную картинку
из 4-6 частей. Картинка должна содержать
тот предмет, который точно ребенок
знает. Дети с ЗПР и умственной отсталостью
не смогут собрать. Но ребенок с ЗПР с
подсказкой сможет справиться, а с уо
нет. Самая минимальная подсказка –
инициация внимания. Аналогичная картинка
– инициация внимания, положить элементы
рядом. Предложить образец, тогда ребенок
с ЗПР соберет.

А также
работы Лебединского Б. В., который
предложил классификацию вариантов
нарушенного развития. Ретордация:
задержанное и недоразвитие (чаще всего),
асинхрония развития аутистические
расстройства, дисгармоничное развитие
– психопатии, поврежденное – поврежденное
и дефицитарное. . Работы К. С. Лебединской.
По психологии и клинике детского аутизма,
ЗПР и нарушений поведения.

Работы по
дифференциальной диагностике Лубовского
В. И. дифференциальная диагностика при
нарушенном развитии – это система
методов, которая позволяет отделить
данный тип дезонтогенеза, от состояний
сходных по внешним признакам, но различных
по содержанию. Чаще всего вопрос стоит
о различении ЗПР, ОНР, легкой степени
умственной отсталости; сенсорная
алалия, аутизм, нарушения слуха. СДВГ.

При ЗПР
ставят в МКБ – трудности формирования
школьных навыков: чтение и письмо.

Чтобы
различить группу последнюю, то по
Лебединской

С 70х годов
в России начинают переводить и адаптировать
зарубежные методики психологического
исследования, так в 73 году опубликован
адаптированный вариант теста Векслера,
автор адаптации Панасюк А. Ю., детский
вариант от 5 до 16 лет, векслероваская
шкала интеллекта для детей, в 91 году
выходит редакция Филимоненко и Тимофеева
и М. Н. Ильиной был адаптирован тест
Векслера для детей дошкольного возраста.
В. И. Лубовский описал достоинства и
недостатки тесто интеллекта, уже
используя опыт использования теста, и
главной проблемой именно дифференциальной
диагностики при дезонтогенезе видел в
количественной оценке результатов
теста, обосновывал требования качественной
ориентации при оценке психического
развития

Вторая
проблема использования теста интеллекта
в нашей стране связана с тем, что оценка
развития по уму может быть лишь
приблизительной, так нашими исследователями
обнаружено, что результаты наших детей
бывают обычно на 10 баллов завышенными,
впервые это сказал Шванцаре.

Уровни
интеллектуального развития по данным
отечественных авторов

IQ
– уровень

126 и выше –
интеллектуальная одаренность

110-125 –
высокая возрастная норма

95-109 –
возрастная норма

80-94 –
пограничная норма (используют
клинико-педагогический диагноз ЗПР)

65-79 – легкая
умственная отсталость

64-50 –
умеренная умственная отсталость

Более
низкие коэффициенты невозможно
высчитатьь.

По данным
понасюка и других исследователей,
успешно обучаться в массовой современной
школе в нашей странемогут дети, которые
имеют IQ не ниже 95.

Показатели
IQ на уровне 80-94 расцениваются
как ЗПР.

Теоретические
основы диагностики психического развития

Теоретическими
основами современной ДПР являются
представления о нормальном и нарушенном
развитии.

  1. Современное
    представление о норме развития. Это
    данные психологии развития о факторах
    и закономерностях психического развития
    в нормальном онтогенезе. Факторы:
    биологические – наследственность
    конституция, пол, возраст, тип нервной
    системы, состояние здоровья; социальные:
    социальная ситуация развития микро и
    макро – семья и родители, педагоги,
    окружение. Третий фактор – активность
    самого человека в различного рода
    деятельностях. Игра, учении, общение,
    труд). Закономерности нормального
    психического развития: диагност должен
    опираться на знание этих законов, среди
    них выделяют: стадиальность,
    неравномерность, цикличность и др.
    стадиальность – приписывание к
    возрастным рамках каких-то функций –
    охватывает психическое развитие на
    протяжении всей жизни, она означает.
    Что каждая психическая функция проходит
    определенную последовательность стадий
    развития. Как в нормальном, так и в
    нарушенном онтогенезе. Главные
    функции, которые следует диагностировать
    – мышление и речь.
    Так мышление
    проходит три стадии своего становления:
    1 наглядно-действенное мышление (является
    ведущим в возрасте от 0 до трех лет),
    наглядно-образное мышление (3-11), 3
    словесно-логическое от 11 лет. Нельзя
    с одной стадии перепрыгнуть на другую.
    В диагностике следует учитывать, что
    нужно изучать все эти виды мышления,
    при этом учитывать ведущий характер
    конкретного вида на разных этапах.
    Неравномерность развитии разные
    психические функции в разные возрастные
    периоды развиваются с разной скоростью.
    Тот период, в который функция развивается
    легко и быстро, называют сензитивным.
    Эти периоды следует выделять и при
    нормальном и при нарушенном развитии.
    В последнем случае они сдвинуты во
    времени.

Читайте также:  Написание характеристики речевого развития ребенка

В Качестве
основы для ДПР служит также представления
о нормативах развития, существут разные
определения такого норматива, и вопрос
какой является верным до сих пор остается
открытым.

17 марта
2014 год

Доклад по
реферату и участие на семинаре

Распечатки

1 учитывать
общее и специфически общее развитие.
факт наличия сензитивного периода,
Закономерность стадиальность.

Учитывать
стадии.

Нормативы
при оценке развития.

Варианты
нормативов

1) Среднестатистическая норма – ‘то
уровень психического развития, Который
соответствует средним, В основном,
Количественным (реже качественным)
показателям, Которые выявлены на
представительной группе данной популяции
людей. представительная – кол-во
обследуемых. можно оценить на каком
уровне находится псих функция и психика,
В целом.

“тот норматив имеет ограничение, Так
как для его определения требуются
масштабные исследования, Которые не
всегда возможны. нормы, Найденные в
одной местности, Могут не соответствовать
нормама в другой. (см разницу в уровнях
интеллекта за рубежом и в России).

Психологи пытались найти более мягкое
толкование норматива, Группа ученых
под руководством Гуревича К. М. предлагает
понятия социально-психологического
норматива — это система требований,
Которые общество предъявляет к
психическому развитию Его членов, эти
требования присутствуют в образовательных
программах, В проф характеристиках в
общественном мнении педагогов и
родителей. СПН историчен и меняется со
временем. например, Известно, Что за
несколько десятилетий изменились
показатели зрительного восприятия и
зрительной памяти детей, Изменились в
высокую Сторону, Произошло за три
десятилетия (данные Пылаева и Охутиной)
измеряли в течение долгого времени у
детей.

  1. Социально-психологический
    норматив. Предлагают также ориентироваться
    на функциональную норму – это уровень
    развития психики своего рода индивидуальная
    норма развития психики, которая служит
    отправной точкой и одновременно целью
    развития и коррекции с человеком
    независимо от характера, имеющихся у
    него особенностей. Для скринининговых
    не годится

  2. Идеальная
    норма – это Уровень психического
    развития, который демонстрирует
    идеальные показатели в идеальных
    социальных условиях. Эта норма не
    существует в реальности, а имеет лишь
    теоретическую ценность. Сущность на
    страницах Выготского.

  3. Типологический
    норматив – это уровень психического
    развития или развитие отдельной
    психической функции, который соотносится
    со специфическими особенностями данного
    типа нарушенного развития. Ориентация
    на этот норматив предполагает, что
    диагност владеет знаниями о данном
    типе дезонтогенеза и оценивает характер
    и степень выраженности нарушений в
    рамках этого типа. Например, фраза
    диагноста: «охотно подражает действиям
    взрослого» — не имеет большого значения
    при описании восьмилетнего ребенка с
    ЗПР, в то же время она имеет ценность
    для описания восьмилетнего ребенка с
    умственной отсталостью. Здесь в рамках
    УО психолог подчеркнул хорошую
    компенсаторную возможность ребенка.

В реальной
практике психолог призван соотносить
все эти нормативы развития.

Оптимальный
путь: оценивать уровень развития в
соответствии со среднестатистическим
нормативом, при этом сочетать его с
типологическим.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В статье рассматриваются особенности понятий «норма» и «патология» применительно к психофизиологическому развитию ребенка. Описаны особенности выявления критериев диагностики и особенности коррекционной работы с детьми, имеющими умственную отсталость. Даны рекомендации по работе c детьми данной категории.

Ключевые слова: норма, патология развития, умственная отсталость, аномальные дети.

На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. Не являются исключением в данной ситуации и проблемы детей с проблемами в психофизическом развитии. Диагностика психических заболеваний невозможна без методологического определения понятий, которые будут рассмотрены далее.

Различают целый ряд понятий в общем подходе к диагностике психофизиологических заболеваний, но нами будет рассмотрены «норма» и «патология». С точки зрения некоторых ученых, понятия «нормы» и «аномального» обусловлены всей совокупностью психического, мировосприятием, в котором неразрывно слиты как субъективные, так и объективные моменты [3].

Наиболее сложным и противоречивым является понятие «норма». Чаще всего под нормой рассматривают эталон либо установленный стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. Однако, в данном случае целесообразнее говорить о патологии и болезни, чем пытаться сформулировать четкое определение понятия «норма» (лат. norma — требование, правило, образец). Понятие «норма» уже, чем понятие «здоровье», и подразумевает всего лишь идеальное состояние оптимального функционирования. Наиболее распространенная сфера применения нормы — диагноз (распознание) как познавательный прием. Благодаря поставленному диагнозу, возможно установить находится ли реальный эмпирический объект в границах нормы. Наличие «патологии» далеко не всегда является «болезнью», так как здоровье не исключает наличие патологии, не достигающей степени заболевания.

Детей, у которых в результате физиологического или психического отклонения произошло нарушение общего развития, относят к категории аномальных. В соответствии со сложившейся исторически системой образования, детей с отклонениями в развитии, в науке традиционно принято классифицировать исходя из характера нарушений. Таким образом, в исследованиях обычно выделяют детей с нарушениями [4]:

—        зрения;

—        слуха;

—        опорно-двигательного аппарата;

—        интеллектуального развития;

—        тяжелыми нарушениями речевого развития;

—        комплексными нарушениями психо-физиологического развития.

В науке также выделяют группы детей:

—        с психопатоподобными формами поведения,

—        с трудностями адаптации в школе,

—        одаренных детей, страдающих школьными неврозами.

Кроме того, существует обобщенная классификация, в основу которой положена группировка перечисленных выше категорий нарушений исходя из локализации нарушений в конкретной системе организма. В соответствии с этим выделяют:

1)      соматические нарушения (например, нарушения опорно-двигательного аппарата, хронические заболевания и др.);

2)      сенсорные нарушения (например, нарушения зрения и слуха);

3)      нарушения деятельности мозга (например, нарушения движения, психические и речевые нарушения, умственная отсталость).

Читайте также:  Развитие одаренности ребенка в начальной школе

Несмотря на все теоретические и практические трудности, возникающие у исследователей в процессе определения сущности психической патологии, все же выделяется одна закономерность, которую можно обозначить как первый научный критерий психической патологии. При наличии патологии в психике больного начинают доминировать внутренние, собственно патологические законы, заслоняющие нормальную функцию регуляции действий человека по отношению к внешнему миру [3].

Особый интерес для нашего исследования представляет умственная отсталость, относящаяся к болезням развития — дизонтогениям. Данная патология возникает только при поражении мозга во время внутриутробного развития, при родах, в раннем и младшем (до трёх лет) возрасте. У большинства детей с умственной отсталостью степень их недоразвития соответствует степени интеллектуального дефекта, т. е. дефект характеризуется тотальностью и относительной равномерностью недоразвития ЦНС.

Исследования В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой показали, что у детей с умственной отсталостью в результате органических изменений в центральной нервной системе имеются нарушения всех анализаторов, наблюдается патологическая инертность и чрезмерно широкая иррадиация нервных процессов, что затрудняет образование новых условных связей, и, следовательно, отрицательно сказывается на формировании обобщений, тормозит переход от одной деятельности к другой. В исследованиях авторов (В. Г. Петрова, Б. И. Пинский) показано недоразвитие у детей с умственной отсталостью таких психических функций, как память, речь, мышление, что отражается на их учебной деятельности и др.

На сегодняшний день уже выявлено большое количество патологий интеллектуального развития, которые, к сожалению, имеют весьма широкое распространение в мире. В среднем каждый десятый ребенок страдает какой-либо формой нарушения интеллекта, в том числе, проблемы с речью, умственную отсталость и неспособность к обучению [1]. Умственная отсталость или, как ее называют в науке, интеллектуальная недостаточность, обычно диагностируется, если ребенок характеризуется «интеллектуальным функционированием, последовательно не достигающим нижнего предела нормы». Это нижний предел соответствует показателям IQ 70–75. В этом случае у ребенка наблюдаются серьезные нарушения адаптивного поведения. В частности, ребенок конфликтует с окружающими, не может приспособиться к школьным требованиям. Иными словами, низкий уровень IQ является необходимым, хотя и недостаточным условием для диагностики интеллектуальной недостаточности. В современной науке получила распространение классификация низких значений IQ по группам, каждая из которых получила свое название. Количество детей в каждой категории прямо пропорционально значению IQ по шкале интеллекта — чем меньше это значение, тем меньше количество детей в данной группе. В результате, легкую степень умственной отсталости имеют около 80 % детей, умеренную степень умственной отсталости — около 18 % детей, а к группе с глубокой умственной отсталостью относятся лишь 2 %.

Некоторые ученые предпринимали попытки изучения процессов обработки информации на основе рассмотрения различий в мышлении и решении проблем между здоровыми детьми и детьми с умственной отсталостью. Полученные ими результаты позволили сделать некоторые выводы, например, то, что при решении простых, конкретных задач дети с интеллектуальной недостаточностью достигают некоторого успеха и по некоторым параметрам соответствуют детям младшего возраста с нормальным IQ [3]. Что же касается более серьезной информации, то ее обработка таким детям практически недоступна. Дети с умственной отсталостью могут учиться, однако делают они это медленнее, и для их обучения необходима разработка более подробных и конкретных инструкций.

В своих работах ученые проводят диагностические исследования, учитывая критерии для дифференциации по клиническим проявлениям, а также конституциональные особенности высшей нервной деятельности ребенка. В науке принято все формы умственной отсталости по глубине интеллектуального дефекта делить на четыре степени [2]:

1)      легкая степень умственной отсталости;

2)      умеренная степень умственной отсталости;

3)      тяжелая степень умственной отсталости;

4)      глубокая степень умственной отсталости.

Накопленный в последнее время опыт исследований значительно расширил потенциал диагностики и классификации различных уровней и форм интеллектуальной недостаточности. Очевидно, что в случае, когда речь идет об умственной отсталости, наиболее эффективным является показатель интеллектуального развития ребенка, определяемый объективными инструментальными методами и зафиксированный в поддающихся измерению единицах. Своевременная диагностика является важной составной частью всей коррекционной работы с детьми, имеющими патологии развития.

В целях создания оптимальных условий для обучения ребенка с умственной отсталостью необходимо в первую очередь рекомендовать родителям (опекунам, законным представителям) провести обследование ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии. Основная задача комиссии — определение образовательного маршрута. Затем является необходимым получение от родителей или законных представителей заявления об обучении ребенка. На основании вышеназванных документов директор учебного заведения издает приказ об обучении школьника по специальной (коррекционной) общеобразовательной программе для учреждений VIII вида.

Кроме этого, используя возможности дифференцированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, необходимо: привлечение родителей или законных представителей к участию в коррекционно-развивающем процессе; создание соответствующего методического обеспечения коррекционно-развивающей работы.

В основу организации индивидуального образовательного маршрута учащегося должно лечь тщательное изучение работы каждого ребенка на основе систематического и своевременного выявления уровня усвоения каждого раздела программы, результаты диагностики способностей учащихся специалистом, его рекомендации в отношении ребенка.

Оптимальным вариантом в настоящее время выявляется сохранение и совершенствование существующей в России сети коррекционных образовательных учреждений и поэтапное развитие инклюзивного образования. В данном случае коррекционные образовательные учреждения могут выполнять функции учебно-методических центров, которые обеспечивают оказание методической помощи педагогическим работникам образовательных учреждений общего типа, консультативной и психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям или законным представителям.

Литература:

1.    Иванова Н. Н. Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья: содержание, формы, методы: метод. реком. / сост. Иванова Н. Н., Можейко А. В., Монастырский В. А. // Федеральное агентство по образованию Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. — Тамбов, 2006. — 51с.

2.    Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. — СПб., 2003.

3.    Носачёв Г. Н., Баранов В. С. Семиотика психических заболеваний (общая психопатология) Учебное пособие. — Самара: 2002. — 89 с.

4.    Шипицына Л. М.«Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.

Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, ребенок, интеллектуальная недостаточность, нарушение, психическая патология, опорно-двигательный аппарат, коррекционная работа, интеллектуальный дефект, интеллектуальное развитие, VIII.

Источник