Диагностика развития ребенка раннего возраста с овз
Роль ранней диагностики отклонений в развитии детей и оказания комплексной помощи детям с ОВЗ.
В настоящее время есть тенденция роста детей с трудностями обучения. По данным различных исследований затруднения в обучении по разным причинам испытывают от 15 до 40 процентов обучающихся начальных классов общеобразовательной школы; причём для более 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития.
Специалисты считают, что очень важно своевременно выявить отклонения в развитии, ещё в дошкольном возрасте. Значение раннего выявления отклонений в психофизическом развитии детей заключается в том, что дошкольный возраст – наиболее сенситивный период оказания помощи и предотвращения появления вторичных нарушений. Поэтому специалисты нашей школы в составе педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя дефектолога проводят собеседование, раннюю диагностику за год до школы. Это помогает выявить уровень развития ребёнка на данном этапе, вовремя дать рекомендации родителям по готовности детей к обучению в школе. Если у ребёнка выявляются какие-либо нарушения, обратиться к медицинским специалистам, затем в ПМПК.
Но вот пришёл ребёнок, у которого есть статус ребёнка с ОВЗ в школу. К примеру, у ребёнка трудности в обучении в связи с нарушением интеллекта. Какую мы должны оказать помощь? Во-первых, помощь должна быть комплексной, что мы и стараемся делать. В нашей школе осуществляется совместная работа специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя дефектолога. Основными направлениями оказания ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии в нашей работе являются:
— сенсорное развитие
— физическое развитие
— эмоциональное развитие
— речевое развитие
-социальное развитие (включая приобщение к предметной, игровой деятельности и самообслуживанию).
При организации комплексной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, следует помнить, что в своем развитии они проходят те же этапы, что и дети с нормой развития. Однако прохождение каждого этапа затрудняются в связи с особенностями психологического и социального развития детей при различных нарушениях. Составляя программу коррекционных занятий, необходимо учитывать, какие познавательные процессы характерны для детей с ОВЗ с нарушением интеллекта.
Внимание детей с ОВЗ:
недостаточная или низкая концентрация;
неустойчивость;
узкий объем;
трудности сосредоточения и удержания внимания вследствие повышенной отвлекаемости или истощаемости;
нарушение переключаемости;
возможно патологическое застревание на эмоционально значимых для ребенка объектах.
Память детей с ОВЗ:
механическое, непроизвольное запоминание;
нарушения кратковременной памяти: недостаточный объем; запоминания, повышенная тормозимость следов памяти, замедленное запоминание;
снижение скорости запоминания;
преобладание наглядной памяти над словесной;
снижение произвольной памяти;
нарушение механической памяти.
Мышление детей с ОВЗ:
несформированность познавательной, поисковой мотивации;
низкая мыслительная активность;
стереотипность мышления, его шаблонность;
нарушения операций анализа.
Развитие коммуникативной сферы детей с ОВЗ:
низкий уровень социальной зрелости;
не сформированы все виды речевой деятельности и её компоненты;
снижение потребности в общении как со сверстниками, так и с взрослыми;
общение со сверстниками в основном носит эпизодический характер.
Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ:
недоразвитие сложных эмоций;
некритичность к себе и окружающим;
неспособность фиксировать свое внимание и выполнять действия, результат которых не является очевидным, моментально достижимым вследствие слабого осознания целей и отсутствия необходимых побуждений к их достижению;
слабая выраженность, однообразность эмоциональных реакций;
может наблюдаться неадекватность эмоций;
позднее начало формирования личности (самосознания и т.п.).
Если у ребёнка задержка речевого развития, то это значительно влияет на развитие мышления, в особенности, на регулирующую функцию речи, что затрудняет последовательное выполнение интеллектуальных операций. Отставание в формировании высших психических функций не позволяет нормально переносить интеллектуальные нагрузки.
Раннее выявление отклонений в развитии ребёнка, коррекция, психопрофилактика дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.
Источник
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Т. А. Бохач, педагог-психолог высшей категории
Сочинский реабилитационный центр для детей с ОВЗ, г. Сочи
Bohash54@ mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается проблема ранней диагностики детей
с ментальными нарушениями, о необходимости проведения диагностики и
овладения современными методами диагностики в раннем возрасте. Диагностика
детей в раннем возрасте позволяет психологам составлять индивидуальную
программу реабилитации ребенка и позволяет корректировать неблагоприятные
варианты его развития, что будет способствовать успешной социализации
ребенка.
Ключевые слова: ранняя диагностика, социализация ребенка с
ограниченными возможностями здоровья.
Часто сталкиваешься в своей работе педагога-психолога реабилитационного
центра с проблемой поздней диагностики психического развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Возможность
проведения ранней психолого-педагогической диагностики этих детей в младенческом возрасте, сказались бы на результатах реабилитации в коррекционно-развивающей работе с этими детьми и их дальнейшей
социализации. Поэтому мы говорим о необходимости диагностирования детей в раннем младенческом возрасте.
Психолого-педагогическая диагностика детей в раннем возрасте
способствует выявлению отклонений в психическом развитии ребенка. Чем
раньше у ребенка будут выявлены симптомы отклонений в психике, тем
успешнее будет проходить его коррекция, реабилитация. Реабилитация ребенка
по индивидуальной программе может способствовать лучшей приспособляемости ребенка к социальному окружению, социализации его в
обществе. Большое внимание уделяется методам ранней диагностики детей от 0
до 3 лет по выявлению симптомов психического отклонения.
Ранняя диагностика умственных нарушений сложна, но она необходима. Лаврова Г.Н. [1] своей работе указывает, что своевременная квалифицированная
диагностика детей в младенческом возрасте дает возможность выявить
симптомы неблагоприятного развития ребенка и эффективно решать проблемы.
На основе полученных данных диагностики при использовании современных
методов психологу позволит разработать индивидуальные коррекционно-развивающие программы работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.
В настоящее время в отечественной психолого-педагогической практике
получило распространение новый подход к диагностике психического развития
детей от рождения до трех лет, разработанный Е.О.Смирновой [ 8],Л.Н.Галигузовой [ 2], Т.В.Ермоловой [ 6], С.Ю.Мещеряковой [5]. Авторы предлагают изучать наиболее важные в раннем возрасте сферы, определяющие развитие личности ребенка: ведущая деятельность и общение со взрослым. Мы знаем, что в первые три года жизни ребенка закладывается фундаментальные личностные образования, такие, как самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.
Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом
поддается коррекции в более поздние периоды, поэтому, необходимо своевременное выявление возможных отклонений в развитии ребенка. Русская
пословица гласит «воспитывай дитя, пока оно лежит поперек лавки». Данные
методики направлены на диагностику развития не отдельных психических
ункций, а целостных форм психической активности, в которой реализуется и
развивается личность ребенка. Так как в настоящее время большое внимание
уделяется личностно-ориентированной педагогике.
В основу разработки методик положены теоретические позиции «Культурно-исторической концепции психического развития Л.С.Выготского; «Теория ведущей деятельности А.Н.Леонтьева; «Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина [10]; «Концепция генезиса общения ребенка со взрослыми» М.И.Лисиной [4]. В соответствии с этими позициями определяющими факторами развития ребенка являются общение со взрослыми и ведущая деятельность ребенка.
Рассмотрим другой подход к диагностике психического развития ребенка
раннего возраста методику диагностики умственного развития детей раннего
возраста Е.А.Стребелевой [8]. В основу данного метода положены теоретические положения: а) И.П.Павлова о том, что чем моложе организм, тем
нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействие извне; б)
«Культурно-исторической концепции психического развития Л.С.Выготского. В
развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс,
конкретная функция формируется более быстро. Положение о закономерностях психического развития человека, рассматривающего его как процесс в системе категорий источника, движущих сил и условий развития. Эта положение отражает специфику психического развития человека как существа, по своей природе социального и активного. Психика ребенка формируется в процессе активной деятельности и присвоения общественного опыта в процессе деятельности ребенка.
Как указывает Е.А. Стребелева [9] у ребенка раннего возраста ведущей
деятельностью является предметная, в процессе которой происходит развитие
моторики, восприятия, мышления, речи. Основным способом усвоения
общественного опыта является подражание действиям взрослого. В
противоречиях, порождаемой собственной деятельностью ребенка и заключены
подлинные движущие силы его развития. В соответствии с этими позициями Е.А. Стребелева [9] считает, что основными направлениями психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста являются: изучение особенностей умственного развития ребенка, восприятие (отдельные признаки предмета: величина, цвет), узнавание, наглядно-действенное мышление, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование).
Параметрами умственного развития ребенка являются: принятие задания, адекватность его решения, обучаемость во время диагностического обследования, отношение ребенка к результату своей деятельности. По мнению
Е.А. Стребелева [10] разносторонность диагностики умственного развития
ребенка позволяет обнаружить отклонения и определить пути его коррекционного обучения.
Методики являются невербальными. Поэтому могут применяться для детей с любым уровнем речевого развития. При анализе результатов обследования используется количественный и качественный анализ полученных данных, которые выступают во взаимосвязи и основное внимание уделяется оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, обучаемости.
Количественная оценка в баллах производится следующим образом:
1 балл- ребенок сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по
отношению к заданию, не понимает его цели;
2 балла — ребенок принимает задания, начинает сотрудничать со взрослым, стремиться достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнения задания;
3 балла – ребенок начал сотрудничать с взрослым, принимает и понимает
цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания;
4 балла – ребенок сразу начал сотрудничать с взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
Диагностический набор содержит по 10 методик на возрасты с 1 до 2-х лет и с 2-х лет до 3-х лет. Их содержание и подведение итогов работы ребенка
основывается на закономерностях психического развития нормально развивающегося и особенностях психического развития умственно отсталого
ребенка. Суммарное количество баллов, полученных при выполнении 10 заданий. Является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34-40).
Заключение психолога должно содержать вывод об уровне развития общения ребенка, а именно, — нормальный. Задержка в развитии общения, глубокая задержка в развитии общения с указанием отсутствующих или слабо выраженных параметров и указание возможных причин задержки.
По мнению Е.А. Стребелевой [8] такой подход к оценке действий ребенка
позволяет определить не только «актуальный» уровень развития, но и
потенциальный, т.е. «зону ближайшего развития» [7]. Это в свою очередь дает
возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения
для каждого ребенка. Индивидуальная программа коррекции детей раннего развития будет сопутствовать успешной социализации детей.
ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л.С.Мышление и речь. Изд.5, — Издательство «Лабиринт», М.,1999. – 352 с.
Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М.: Школа-Пресс,1997.– 384 с.
Стребелева Е.А. Подходы к созданию единой системы ранненго выявления и коррекции в развитии детей // Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2000.-№2 –С. 23-24
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 312 с.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И.Фельдштейна. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 416 с.
Лисина М.И. Общение и речь:развитие речи у детей в общении с взрослым — М.: Педагогика, 1985. – 336 с
Источник