Диагностика развития ребенка раннего возраста с овз

Диагностика развития ребенка раннего возраста с овз thumbnail

Роль ранней диагностики отклонений в развитии детей и оказания комплексной помощи детям с ОВЗ.

В настоящее время есть тенденция роста детей с трудностями обучения. По данным различных исследований затруднения в обучении по разным причинам испытывают от 15 до 40 процентов обучающихся начальных классов общеобразовательной школы; причём для более 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития.

Специалисты считают, что очень важно своевременно выявить отклонения в развитии, ещё в дошкольном возрасте. Значение раннего выявления отклонений в психофизическом развитии детей заключается в том, что дошкольный возраст – наиболее сенситивный период оказания помощи и предотвращения появления вторичных нарушений. Поэтому специалисты нашей школы в составе педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя дефектолога проводят собеседование, раннюю диагностику за год до школы. Это помогает выявить уровень развития ребёнка на данном этапе, вовремя дать рекомендации родителям по готовности детей к обучению в школе. Если у ребёнка выявляются какие-либо нарушения, обратиться к медицинским специалистам, затем в ПМПК.

Но вот пришёл ребёнок, у которого есть статус ребёнка с ОВЗ в школу. К примеру, у ребёнка трудности в обучении в связи с нарушением интеллекта. Какую мы должны оказать помощь? Во-первых, помощь должна быть комплексной, что мы и стараемся делать. В нашей школе осуществляется совместная работа специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя дефектолога. Основными направлениями оказания ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии в нашей работе являются:

— сенсорное развитие

— физическое развитие

— эмоциональное развитие

— речевое развитие

-социальное развитие (включая приобщение к предметной, игровой деятельности и самообслуживанию).

При организации комплексной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, следует помнить, что в своем развитии они проходят те же этапы, что и дети с нормой развития. Однако прохождение каждого этапа затрудняются в связи с особенностями психологического и социального развития детей при различных нарушениях. Составляя программу коррекционных занятий, необходимо учитывать, какие познавательные процессы характерны для детей с ОВЗ с нарушением интеллекта.

Внимание детей с ОВЗ:

  •  недостаточная или низкая концентрация; 

  • неустойчивость; 

  • узкий объем; 

  • трудности сосредоточения и удержания внимания вследствие повышенной отвлекаемости или истощаемости; 

  • нарушение переключаемости; 

  • возможно патологическое застревание на эмоционально значимых для ребенка объектах. 

Память детей с ОВЗ: 

  • механическое, непроизвольное запоминание; 

  • нарушения кратковременной памяти: недостаточный объем; запоминания, повышенная тормозимость следов памяти, замедленное запоминание; 

  • снижение скорости запоминания; 

  • преобладание наглядной памяти над словесной; 

  • снижение произвольной памяти; 

  • нарушение механической памяти. 

Мышление детей с ОВЗ: 

  • несформированность познавательной, поисковой мотивации; 

  • низкая мыслительная активность; 

  • стереотипность мышления, его шаблонность; 

  • нарушения операций анализа. 

Развитие коммуникативной сферы детей с ОВЗ:

  • низкий уровень социальной зрелости; 

  • не сформированы все виды речевой деятельности и её компоненты; 

  • снижение потребности в общении как со сверстниками, так и с взрослыми;

  • общение со сверстниками в основном носит эпизодический характер.

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ: 

  • недоразвитие сложных эмоций; 

  • некритичность к себе и окружающим; 

  • неспособность фиксировать свое внимание и выполнять действия, результат которых не является очевидным, моментально достижимым вследствие слабого осознания целей и отсутствия необходимых побуждений к их достижению; 

  • слабая выраженность, однообразность эмоциональных реакций; 

  • может наблюдаться неадекватность эмоций; 

  • позднее начало формирования личности (самосознания и т.п.). 

Если у ребёнка задержка речевого развития, то это значительно влияет на развитие мышления, в особенности, на регулирующую функцию речи, что затрудняет последовательное выполнение интеллектуальных операций. Отставание в формировании высших психических функций не позволяет нормально переносить интеллектуальные нагрузки.

Раннее выявление отклонений в развитии ребёнка, коррекция, психопрофилактика дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Источник

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Т. А. Бохач, педагог-психолог высшей категории

Сочинский реабилитационный центр для детей с ОВЗ, г. Сочи

Bohash54@ mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема ранней диагностики детей

с ментальными нарушениями, о необходимости проведения диагностики и

овладения современными методами диагностики в раннем возрасте. Диагностика

детей в раннем возрасте позволяет психологам составлять индивидуальную

программу реабилитации ребенка и позволяет корректировать неблагоприятные

варианты его развития, что будет способствовать успешной социализации

ребенка.

Ключевые слова: ранняя диагностика, социализация ребенка с

ограниченными возможностями здоровья.

Часто сталкиваешься в своей работе педагога-психолога реабилитационного

центра с проблемой поздней диагностики психического развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Возможность

проведения ранней психолого-педагогической диагностики этих детей в младенческом возрасте, сказались бы на результатах реабилитации в коррекционно-развивающей работе с этими детьми и их дальнейшей

социализации. Поэтому мы говорим о необходимости диагностирования детей в раннем младенческом возрасте.

Психолого-педагогическая диагностика детей в раннем возрасте

способствует выявлению отклонений в психическом развитии ребенка. Чем

раньше у ребенка будут выявлены симптомы отклонений в психике, тем

успешнее будет проходить его коррекция, реабилитация. Реабилитация ребенка

по индивидуальной программе может способствовать лучшей приспособляемости ребенка к социальному окружению, социализации его в

обществе. Большое внимание уделяется методам ранней диагностики детей от 0

до 3 лет по выявлению симптомов психического отклонения.

Ранняя диагностика умственных нарушений сложна, но она необходима. Лаврова Г.Н. [1] своей работе указывает, что своевременная квалифицированная

диагностика детей в младенческом возрасте дает возможность выявить

симптомы неблагоприятного развития ребенка и эффективно решать проблемы.

На основе полученных данных диагностики при использовании современных

методов психологу позволит разработать индивидуальные коррекционно-развивающие программы работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.

В настоящее время в отечественной психолого-педагогической практике

получило распространение новый подход к диагностике психического развития

детей от рождения до трех лет, разработанный Е.О.Смирновой [ 8],Л.Н.Галигузовой [ 2], Т.В.Ермоловой [ 6], С.Ю.Мещеряковой [5]. Авторы предлагают изучать наиболее важные в раннем возрасте сферы, определяющие развитие личности ребенка: ведущая деятельность и общение со взрослым. Мы знаем, что в первые три года жизни ребенка закладывается фундаментальные личностные образования, такие, как самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.

Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом

поддается коррекции в более поздние периоды, поэтому, необходимо своевременное выявление возможных отклонений в развитии ребенка. Русская

пословица гласит «воспитывай дитя, пока оно лежит поперек лавки». Данные

методики направлены на диагностику развития не отдельных психических

ункций, а целостных форм психической активности, в которой реализуется и

развивается личность ребенка. Так как в настоящее время большое внимание

уделяется личностно-ориентированной педагогике.

В основу разработки методик положены теоретические позиции «Культурно-исторической концепции психического развития Л.С.Выготского; «Теория ведущей деятельности А.Н.Леонтьева; «Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина [10]; «Концепция генезиса общения ребенка со взрослыми» М.И.Лисиной [4]. В соответствии с этими позициями определяющими факторами развития ребенка являются общение со взрослыми и ведущая деятельность ребенка.

Рассмотрим другой подход к диагностике психического развития ребенка

раннего возраста методику диагностики умственного развития детей раннего

возраста Е.А.Стребелевой [8]. В основу данного метода положены теоретические положения: а) И.П.Павлова о том, что чем моложе организм, тем

нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействие извне; б)

«Культурно-исторической концепции психического развития Л.С.Выготского. В

развитии ребенка есть возрастные периоды, в которых определенный процесс,

конкретная функция формируется более быстро. Положение о закономерностях психического развития человека, рассматривающего его как процесс в системе категорий источника, движущих сил и условий развития. Эта положение отражает специфику психического развития человека как существа, по своей природе социального и активного. Психика ребенка формируется в процессе активной деятельности и присвоения общественного опыта в процессе деятельности ребенка.

Как указывает Е.А. Стребелева [9] у ребенка раннего возраста ведущей

деятельностью является предметная, в процессе которой происходит развитие

моторики, восприятия, мышления, речи. Основным способом усвоения

общественного опыта является подражание действиям взрослого. В

противоречиях, порождаемой собственной деятельностью ребенка и заключены

подлинные движущие силы его развития. В соответствии с этими позициями Е.А. Стребелева [9] считает, что основными направлениями психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста являются: изучение особенностей умственного развития ребенка, восприятие (отдельные признаки предмета: величина, цвет), узнавание, наглядно-действенное мышление, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование).

Параметрами умственного развития ребенка являются: принятие задания, адекватность его решения, обучаемость во время диагностического обследования, отношение ребенка к результату своей деятельности. По мнению

Е.А. Стребелева [10] разносторонность диагностики умственного развития

ребенка позволяет обнаружить отклонения и определить пути его коррекционного обучения.

Методики являются невербальными. Поэтому могут применяться для детей с любым уровнем речевого развития. При анализе результатов обследования используется количественный и качественный анализ полученных данных, которые выступают во взаимосвязи и основное внимание уделяется оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, обучаемости.

Количественная оценка в баллах производится следующим образом:

  • 1 балл- ребенок сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по

отношению к заданию, не понимает его цели;

  • 2 балла — ребенок принимает задания, начинает сотрудничать со взрослым, стремиться достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнения задания;

  • 3 балла – ребенок начал сотрудничать с взрослым, принимает и понимает

цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания;

  • 4 балла – ребенок сразу начал сотрудничать с взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

Диагностический набор содержит по 10 методик на возрасты с 1 до 2-х лет и с 2-х лет до 3-х лет. Их содержание и подведение итогов работы ребенка

основывается на закономерностях психического развития нормально развивающегося и особенностях психического развития умственно отсталого

ребенка. Суммарное количество баллов, полученных при выполнении 10 заданий. Является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34-40).

Заключение психолога должно содержать вывод об уровне развития общения ребенка, а именно, — нормальный. Задержка в развитии общения, глубокая задержка в развитии общения с указанием отсутствующих или слабо выраженных параметров и указание возможных причин задержки.

По мнению Е.А. Стребелевой [8] такой подход к оценке действий ребенка

позволяет определить не только «актуальный» уровень развития, но и

потенциальный, т.е. «зону ближайшего развития» [7]. Это в свою очередь дает

возможность составить индивидуальную программу коррекционного обучения

для каждого ребенка. Индивидуальная программа коррекции детей раннего развития будет сопутствовать успешной социализации детей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л.С.Мышление и речь. Изд.5, — Издательство «Лабиринт», М.,1999. – 352 с.

  2. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М.: Школа-Пресс,1997.– 384 с.

  3. Стребелева Е.А. Подходы к созданию единой системы ранненго выявления и коррекции в развитии детей // Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2000.-№2 –С. 23-24

  4. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 312 с.

  5. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И.Фельдштейна. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 416 с.

  6. Лисина М.И. Общение и речь:развитие речи у детей в общении с взрослым — М.: Педагогика, 1985. – 336 с

Источник