Диагностика развития ребенка 2 лет жизни

Лилия Беденко
Всеобуч для родителей «Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка 2–3 лет»

Уважаемые родители! Ранний возраст человека является уникальным и определяющим для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Это период становления функциональных систем, формирования высших корковых функций в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, что особенно интенсивно происходит в первые три года жизни.

В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития. Поэтому отклонения в моторном, психическом, речевом и эмоциональном развитии, которые проявляются уже в раннем возрасте, отрицательно влияющих на дальнейшее развитие ребенка, вызывая трудности в овладении чтением, письмом и счетом, является причиной появления вторичных психологических наслоений и школьной дезадаптации.

Контроль за нервно-психическим развитием детей необходим, чтобы определить уровень развития каждого ребенка. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития каждого ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, а главное, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определив для него индивидуальные психолога – педагогические воздействия.

Система контроля, за развитием ребенка разработанная в нашей стране в 30- е годы в клинике профессора Н. М. Щелованова, затем усовершенствованная Н. М, Аксариной, К. Л. Печорой и другими, имеет методологическую основу, которая отличает ее от тестовых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.

Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому, чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле за НПР. А это, в свою очередь, служит основанием для создания необходимых условий – «социальных ситуации», которые обеспечивают «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условии», необходимых для формирования новых качественных достижении в психическом развитии детей.

Контроль за НПР ребенканосит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, что, зная «зону ближайшего развития», он должен своевременно и правильно определять задачи для дальнейшего его хода.

На третьем году жизни оценка уровня развития ребенкаидет по следующим линиям: развитие активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; формирование изобразительной и конструктивной деятельности; развитие общих движении; воспитание навыков самостоятельности.

Диагностика психического развития ребенка 3 года жизни.

1. АКТИВНАЯ РЕЧЬ.

Начинает употреблять сложные придаточные предложения.Появляются вопросы: почему, когда?

Задание 1. Методика. Взрослый не принужденно беседует с ребенком на любую, близкую ему тему. Важно, чтобы ребенок хотя бы раз употребил в своей речи придаточное предложение.

Задание 2. Методика. Взрослый наблюдает за проявлением речевых реакций у ребенка во время кормления, одевания, самостоятельной деятельности. Необходимо, чтобы ребенокхотя бы раз употребил вопрос: «почему?» или «когда?».

2. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Подбирает к образцу плоскостные геометрические формы и воспроизводит предмет. Называет основных четыре цвета.

Задание 1. Материал. Плоскостная геометрическая мозаика, к ней карточки с изображением несложных предметов (дом, пароход, дом с забором, в основе которых лежат основные геометрические формы одного цвета.

Методика. Взрослый дает ребенку геометрическую мозаику, карточку-образец и предлагает составить соответствующий предмет, накладывая мозаику на образец.

Задание 2. Материал. Восемь разнообразных предметов, по два одного цвета (например, красный кубик, красная чашка, желтый цыпленок, желтый шар и др.).

Методика. Взрослый показывает ребенкупоочередно один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета шар?» Малыш должен правильно назвать четыре основных цвета.

3. ИГРА. (Появляются элементы ролевой игры.)

Задание 1. Материал. Разнообразные сюжетные игрушки.

Методика. В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый в течение 20-30 мин наблюдает за игрой ребенка. Он отражает какой-либо сюжет, выполняет роль и определяет её словом.

Задание 2. Методика. Взрослый наблюдает за игрой ребенка,спрашивает его: «Кто ты?». Ребенок должен назвать свою роль в игре в соответствии с выполняемым действием.

4. КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Появляются сложные сюжетные постройки.

Материал. Строительный материал (10-14 шт.) по два предмета каждой формы. Величина материала зависит от места игры ребенка (за столом или на полу). Можно дополнительно дать машину, мелкие игрушки.

Методика. Ребенку дают строительный материал и предлагают построить, что он хочет. Малыш делает сюжетную постройку (например, гараж, дорогу к нему, играет с ней.

5. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

С помощью пластилина, карандаша, красок изображает простые предметы и называет их.

Задание 1. Материал. Кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см., диаметром 1,5-2 см.

Методика. Ребенку дают кусок пластилина в виде цилиндра и предлагают что-нибудь слепить. Он лепит предмет и обязательно называет, что слепил. При этом работа должна иметь сходство с названным предметом.

Задание 2. Материал. Лист бумаги (размером с тетрадь, карандаш или краски (гуашь, разведенная до густой сметаны).

Методика. Взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать. Малыш рисует предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с предметом.

6. ДВИЖЕНИЯ.

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см.

Материал. Палка или веревка длиной 1,5-2м., поднятая на высоте 30-35 см.

Методика. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку.

7. НАВЫКИ.

Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. Пользуется салфеткой по мере необходимости без напоминания.

Проверка осуществляется в естественных для ребенка условиях (во время выполнения режимных процессов).

По материалам сайта intellportal.ru, ejeweek.ru, nsportal.ru

Источник

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.

Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.

В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)

Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.

Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)

Опираясь на материалы об особенностях психического развития  детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:

  1. Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
  2. У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
  3. Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:

1г. 1мес. – 1г. 6мес.;

1г. 4мес. – 1г. 6мес.;

1г. 7мес. – 1г. 9мес.;

1г. 10мес. – 2г.

На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:

                         2г. 1мес. – 2г. 6мес.;

                         2г. 7мес. – 3г.

В каждом из них контролируется:

  1. Понимание речи.
  2. Активная речь.
  3. Сенсорное развитие.
  4. Игры и действия с предметами.
  5. Изобразительная деятельность.
  6. Конструктивная деятельность.
  7. Степень развития общих движений.
  8. Формирование навыков самостоятельности.
  9. Поведение.

Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.

 Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.

В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:

1) Беседа с матерью.

2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его

    поведения).

3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).

(См. таблицу 2)

От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.

Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.

Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.

Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.

Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).

(См.таблицу 3)

В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.

В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием  ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).

Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.

В графе «Заключение» проставляется группа развития.

В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.

I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.

Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.

Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.

Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.

Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.

II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.

Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.

Характер сна  — глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.

Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.

III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.

IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.

V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:

Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.

Познавательные способности – проявляет интерес к  занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.

Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.

Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.

ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

I. Факторы медико-биологического риска:

  1. наличие наследственных заболеваний в семье;
  2. пороки развития системы организма, врожденные

     и раноприобретённые:

—  снижение слуха;

—  снижение зрения;

—  нарушения в строении и развитии опорно-двигательного  

   аппарата (мышечной системы и скелета);

—  аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-

   мозговые грыжи и др.);

  1. органическое поражение ЦНС и периферической НС:

—   ДЦП, церебральные и спинальные параличи;

—   гидроцефалия;

—   энцефалопатия перинатальная;

  1. психические заболевания (ранние проявления):

—   РДА;

—   эпилепсия;

  1. выраженная соматическая патология различной этиологии:

—   пороки развития основных систем организма (порок сердца)

    и хронические соматические заболевания;

—   частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета

    (в том числе врождённый иммунодефицит);

            II. Факторы биологического риска:

                   —   недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой

                       тела менее 1500 г;

                   —   дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;

                   —   дети, перенёсшие асфиксию во время родов;

                   —   дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.

   III. Факторы социального риска:

  1. наркомания и алкоголизм родителей;
  2. малолетние родители (моложе 17 лет);
  3. дети беженцев;
  4. стресс, пережитый ребёнком;
  5. длительная разлука с матерью;
  6. социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.

ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.

Возраст

Факторы психического развития

1г. 3 мес.

  1. Произносит 20 и более слов.
  2. Выполняет 2 поручения.
  3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге.
  4. Держит ложку во время еды.
  5. Ставит 5 кубиков один на другой.
  6. Ходит сам, но часто падает.

1г. 6 мес.

  1. Стремится связать 2 слова в предложение.
  2. Хочет всё делать самостоятельно.
  3. Чиркает карандашом целенаправленно и старательно.
  4. Пробует самостоятельно есть.
  5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой.
  6. Ходит стабильно, редко падает.

1г. 9 мес.

  1. Называет пять изображений на рисунке.
  2. Ищет помощи у взрослых.
  3. Чиркает карандашом в рамках листа.
  4. Самостоятельно ест.
  5. Бросает мяч в ящик (корзину).
  6. Пробует бегать.

2года

  1. Задаёт первые вопросы.
  2. Общается с детьми.
  3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии.
  4. Регулирует отправление физиологических потребностей.
  5. Пробует ловить брошенный мяч.
  6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой.

2г. 6мес.

  1. Задаёт различные вопросы.
  2. Может связно рассказывать.
  3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию.
  4. Расстёгивает 3 пуговицы.
  5. Бегает значительно лучше.

3 года

  1. Может связно рассказывать.
  2. В игре входит в роль.
  3. Рисует шар, яблоко и другие предметы.
  4. Сам раздевается и одевается.
  5. Ставит 10 кубиков один на другой.
  6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.

Источник