Диагностика развития психических процессов ребенка раннего возраста

детей раннего возраста. Часть 8 Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень и актуальную зону его развития. Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития. Для малышей 1-го года жизни их авторами являются Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов; а для ребят 2—3-го и 4-го года жизни Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора. Диагностирование отдельных сторон и уровня психического развития занимает важное место в современной педагогической практике, так как дети до 3 лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирование является составляющей педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности самоуправляемой, активной, самостоятельной и творческой. Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности). Диагностика психического развития дает возможность определить ту сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Это понятие использовал Л.С. Выготский, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом. Об отклонениях в поведении детей и методы коррекции см. приложение 3. Ниже представлены начальные показатели нервно-психического развития детей как раннего, так и дошкольного возраста, различные методы диагностики, некоторые игры и занятия с детьми табл. 7 – 14. В следующей статье расскажем, в какие развивающие игры надо играть с детьми разных возрастов. Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 1 года 3 мес. до 4 лет Разработано Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой Таблица 7
Таблица 8 Оценка НПР детей 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 9 Диагностика сенсорного развития детей 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 10 Игра-занятие для сенсорного развития детей от года 1года 3мес до 3лет
Таблица 11 Диагностика игровых навыков и действий с предметами детей от 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 12 Диагностика речевого развития детей от 1 года 3 мес до 3 лет
Таблица 13 Психолого-педагогическое обследование детей 4-6 лет в поликлинике и дошкольном учреждении (Составлено К.Л. Печорой) Таблица 14
Переход на другие статьи методического пособия: Развиваем детей раннего возраста. Часть 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: 22.09.2013 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник
Марина Вагнер
Диагностика психических процессов детей раннего дошкольного возраста
А эту публикацию я бы хотела посвятить диагностикам. Я пока молодой специалист, и у меня нет авторских диагностик, проверенных опытным путем, поэтому я воспользовалась диагностиками, которые нашла в интернете. Я взяла ранний возраст, и прежде чем пользоваться этими методами в работе провела их дома, со своим ребенком, моему сыну на момент диагностики было 2 года. Мы опробовали все диагностики,которые были запланированы, поделюсь самыми удачными и наиболее запомнившимися ребенку.
Диагностика восприятия ребенка 1 — 3 года.
Цветовое восприятие:(4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)
Стимултный материал: цветные наборы дидактических игр «Бабочки и цветочки», «Цветочек и лепесточек»
Пример инструкций:
«положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;
«покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»;
«назови, какого цвета этот цветочек». Аналогично предъявляются другие задания.
Нормативы:
от 1,5-2 лет — сличение;
в’ 2-3— года выбор по названию;
в 2,5~3 года —самостоятельность названия.
Анализ результатов:
(В) Высокий уровень: ребенок понимает задание, все выполняет по инструкции, без ошибок
(С) Средний уровень: допущено несколько ошибок
(Н) Низкий уровень : ребенок не понимает задания, не выполнят ни одного упражнения.
Диагностика внимания ребенка 1 — 3 года.
Стимулъный материал: три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).
Инструкция: «Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и найди все одинаковые (например, лягушки)».
Нормативы:
для детей 2-2,5 лет — найти две повторяющиеся картинки;
для детей 3-4 лет — найти две повторяющиеся картинки;
для детей 5 лет — отыскивание картинок в таблице.
Анализ результатов:
(В) Высокий уровень: ребенок понимает задание,без ошибок сопоставляет все картинки;
(С) Средний уровень: допущено несколько ошибок;
(Н) Низкий уровень : ребенок не понимает задания, не может найти похожие картинки.
Диагностика памяти ребенка 1 — 3 года.
Тест на запоминание «Кто где живет?»
Стимульный материал: детское лото «Кто где живет?», состоящее из карточек и фишек.
Инструкция: Взрослый показывает ребенку фишку животного и показывает на клетку с изображением где это животное живет, после просит его повторить, показывает ему фишку и ребенок должен ее положить на соответствующую клетку.
Анализ результатов
(В)Высокий уровень –ребенок понимает задание, точно следует инструкции, все фишки раскладывает в соответствии клеткам;
(С)Средний уровень — допущены незначительные отклонения от инструкции, совершено 2 ошибки;
(Н)Низкий уровень — задание выполнено неверно, ребенок не может сопоставить картинки.
Диагностика мышления ребенка 1 — 3 года.
Методика «Почтовый ящик»
Направлена выявить у ребенка уровень сформированности восприятия формы, умения выделять плоскостную форму из объемной и соотносить её с прорезью; способность производить анализ расположения фигур в пространстве.
Стимульный_материал: различные варианты «Почтового ящика».
Инструкция: перед ребенком ставят коробку с фигурами; фигуры вынимают. Консультант берет одну из фигур, показывает её основание, обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в неё фигуру. Жестом предлагает продолжить работу. Может быть дана и устная инструкция: «Опусти все фигурки в коробку». Начинать показ нужно с простых по форме фигур.
Анализ_результатов:
Дети с нормальным умственным развитием с интересом воспринимают задание. Однако до 3,5 лет они могут действовать способом проталкивания фигуры силой (без учета формы прорезей). После 4 лет дети выполняют задание способом примеривания, а после 5 лет переходят к зрительном_соотнесению.
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к самому заданию. У них реже, чем у умственно отсталых детей случаются неадекватные действия, работа более качественная. Используют помощь, учитывают свои ошибки и при повторном выполнении не допускают их.
Дети умственно отсталые часто самостоятельно не выполняют это задание. Действия их нецеленаправленны, используется силовое заталкивание фигуры в прорезь, в лучшем случае – метод проб. Порой задание подменяется манипулированием с фигурами. Помощь малоэффективна. При повторном выполнении допускаются те же ошибки.
(В)Высокий уровень –ребенок понимает задание, точно следует инструкции,все фигурки запихивает в правильные, предназначенные для них отверстия;
(С)Средний уровень — допущены незначительные отклонения от инструкции, совершено несколько ошибок;
(Н)Низкий уровень — задание выполнено неверно, ребенок не понимает что от него требуется и использует фигурки не по назночению.
Так же для этого можно использовать Доски «Сегена»,Методика»Вкладыши(«Мисочки»)
Источник