Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте
Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
Предназначена для определения уровня развития О. со взрослым у детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Методика разработана в контексте концепции генезиса О. ребенка со взрослыми М. И. Лисиной. На втором-третьем году жизни происходит развитие как самого О., так и ведущей — предметной деятельности, в к-рую оно вплетено. В ходе ситуативноделового О. ребенок усваивает новые для него смыслы человеческой деятельности и овладевает способами культурного обращения с предметами окружающего мира. Осн. содержанием коммуникативной потребности остается потребность в сотрудничестве со взрослым, к-рая объединяет в себе 2 компонента: деловое О. — объектом для ребенка является взрослый и само предметное взаимодействие, в к-ром внимание ребенка направлено на предмет. По-прежнему сохраняет свое значение потребность в доброжелательном внимании взрослого, выражающаяся в стремлении ребенка получить поддержку и поощрение в действиях с предметами. Центральным мотивом О. также остается деловой мотив. В связи с изменением отношения к своей деятельности — усилением стремления к достижению правильного результата, все большее значение для ребенка приобретает взрослый как образец для подражания и эксперт по оценке его знаний и умений. Диагностика ситуативно-делового О. ребенка раннего возраста со взрослым подразделяется на 2 части: диагностику О. от 1 года до 2 лет и от 2 до 3 лет. Для обоих возрастных периодов осн. параметрами, характеризующими уровень развития ситуативно-делового О., выступают: 1) Уровень инициативности в О.; 2) Уровень чувствительности к воздействиям партнера; 3) Уровень владения средствами О. Показателями инициативности в О. являются разнообразные обращения ребенка к взрослому: демонстрация своих умений, просьбы о помощи, вовлечение в совместные действия, поиск оценки действий. Показатели чувствительности к воздействиям взрослого отражают степень готовности ребенка принять инициативу старшего партнера по поводу действий с предметами, его помощь, замечания, а также умение согласовывать свои действия с действиями взрослого. Показателями параметра «средства О.» являются: экспрессивно-мимические средства, предметные действия, уровень развития пассивной речи (понимание речи взрослого), активная речь. С учетом возрастной специфики развития для каждого возраста разработаны соответствующие шкалы оценки показателей и параметров О., основанные на качественных и количественных особенностях поведения ребенка в разных ситуациях. На втором году жизни ребенка выделенные параметры диагностируются в 4 ситуациях: «Пассивный взрослый», «Индивидуальная предметная деятельность», «Ситуативно-деловое общение», «Незнакомый предмет». Диагностические ситуации для определения уровня развития ситуативно-делового О. со взрослыми детей третьего года жизни дополняются новыми пробами. Это объясняется тем, что О. со взрослыми в этом возрасте становится не только предметно-действенным, но и речевым. Развитие пассивной и активной речи на третьем году жизни является важным показателем психич. развития. Поэтому в методику диагностики ситуативно-делового О. включены дополнительные пробы, направленные на более углубленный анализ показателей развития речи как средства О. На третьем году жизни зарождается новая форма О. ребенка со взрослым — внеситуативно-познавательное О. Эта форма начинает складываться в период, когда ребенок овладевает активной речью и начинает задавать вопросы об окружающем его мире, обсуждать увиденное на картинках, прочитанное взрослым в книжках. В ходе такого О. реализуется познавательный мотив: взрослый выступает для ребенка как источник знаний о внеситуативных объектах и их свойствах, скрытых от непосредственного наблюдения в ходе практических действий. Уровень развития ситуативно-делового и внеситуативно-познавательного О. на третьем году жизни определяется в 3 диагностических ситуациях: «Пассивный взрослый», «Совместная игра со взрослым», «Совместное разглядывание картинок». Методика позволяет выявить 3 уровня развития О.: высокий, средний и низкий. Лит.: Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. СПб., 2005. Л. Н. Галигузова
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. — М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г
Источник
Параметры общения
Параметры развития общения:
Инициативность ребёнка в общении,
Чувствительность к воздействиям взрослого,
Эмоциональная вовлечённость в общение,
Предпочитаемая форма общения
1. Инициативность отражает желание ребёнка привлечь к себе внимание взрослого, продемонстрировать ему свои умения, побудить к помощи, совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение и т.д.
Инициативность проявляется в обращениях ко взрослому по следующим поводам:
Достать недосягаемый предмет;
Повторить интересное действие с игрушкой;
Побудить его к желаемому взаимодействию;
Оказать помощь при затруднении;
В поисках сопереживания, защиты и поддержки;
С целью получения оценки своих действий.
При этом использует разнообразные средства общения:
Экспрессивно – мимические (положительные и отрицательные эмоции, голосовые проявления)
Предметно – действенные (жесты, локомоции, действия с предметами и «изображения» действий).
Предречевые – лепет, первые слова.
Если взрослые недостаточно общаются с ребёнком (не дают образцов коммуникативных средств и не проявляют чуткости к ребёнку), его коммуникативные средства бедны, однообразны и примитивны.
2. Чувствительность отражает желание и готовность ребёнка воспринять воздействия взрослого и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных действиях ребёнка на обращения взрослого (берёт предложенный предмет, принимает помощь, пытается подражать или подражает действиям взрослого, реагирует на похвалу и порицание), в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями взрослого.
3. Эмоциональная вовлечённость отражает степень его интереса к взаимодействию со взрослым, удовольствия от общения, желания его продлить. Проявляется в эмоциональной окраске коммуникативных актов ребёнка, количестве отвлечений от общения.
Предпочитаемая форма общения отражает:
Уровень развития коммуникативной потребности
Степень её напряжённости и удовлетворённости
Характер предыдущего коммуникативного опыта.
Младенец, у которого сформирована, но недостаточно удовлетворяется потребность во внимании и доброжелательности взрослого, преимущественно стремится к ситуативно – личностному общению так же, как и ребёнок, у которого ещё не сформирована потребность в сотрудничестве со взрослым.
Младенец, у которого потребность во внимании и доброжелательности сформирована и удовлетворяется достаточно, который начал приобретать опыт сотрудничества со взрослым, обычно стремится к ситуативно – деловому общению.
Младенец, имеющий недостаточный опыт общения и слабовыраженную коммуникативную потребность, чаще предпочитает одиночную деятельность с предметами.
Младенец, имеющий богатый опыт ситуативно – личностного и ситуативно – делового общения, легко соглашается на любую форму общения, обычно инициирует ситуативно – деловое общение, с удовольствием играет самостоятельно.
Условия проведения диагностики
Предоставить ребёнку возможность освоиться в новой обстановке, познакомиться с незнакомым взрослым. Во втором полугодии страх перед незнакомцем является характерной особенностью большинства детей, налаживание контакта с ребёнком требует особого внимания и времени. В момент знакомства ребёнку лучше находиться на руках у матери. Выразить доброжелательное отношение к младенцу (поздороваться с улыбкой, ласково назвать его по имени), не демонстрировать чрезмерной активности, подождать инициативы со стороны ребёнка. Если ребёнок проявляет настороженность, не следует на прямую обращаться к нему, лучше попытаться привлечь его внимание действиями с игрушками, сопровождая их комментариями. Например, психолог достаёт из мешочка разные предметы и говорит, не глядя на ребёнка: «А что там у нас в мешочке? Ой, это погремушка! Как она гремит?» или: «А вот какая у меня машинка, сейчас мы её покатаем!» — катает машинку, постепенно придвигая её к ребёнку. Демонстрируя игрушки, время от времени предлагать их малышу, но не будьте настойчивы. Постепенно ребёнок проявит интерес, начнёт брать игрушки, перестанет бояться. Тогда можно приступить к диагностике.
Цель: выявление предпочитаемого вида деятельности и формы общения (предоставляется возможность инициировать ситуативно – личностное, ситуативно – деловое общение со взрослым или играть в игрушки самостоятельно).
Организация предметной среды. На столик выкладывается несколько игрушек – погремушки, два кубика, маленький мячик, машинка, небольшая куколка, ложечка, чашечка.
Проведение: ребёнок находится на высоком стульчике перед столом, на котором лежат игрушки. Взрослый сидит рядом, повернувшись к ребёнку лицом, но не обращаясь к нему. Если младенец начинает манипулировать игрушками, взрослый наблюдает за его действиями в течении 3 минут, не вмешиваясь в деятельность ребёнка и регистрирует его поведение в протоколе (приложение 1). Затем проводится следующая проба – «Ситуативно – деловое общение».
Если младенец обращается ко взрослому, тот отвечает ему, но не предпринимает активных действий. В течении 1 минуты регистрируются коммуникативные проявления ребёнка. Если младенец начинает проявлять недовольство, следует сразу же перейти к очередной пробе. Порядок проведения последующих проб зависит от того, какое общение инициировал ребёнок. Если он протягивает предмет, показывает на него взрослому или обращается за помощью, проводится проба «Ситуативно – деловое общение». Если ребёнок просится на руки, улыбается, прижимается ко взрослому, то проводится проба «Ситуативно – личностное общение». Если младенец предпочитает одиночную игру, применяется диагностика предметно – манипулятивной деятельности.
Ситуация 2. «Ситуативно – деловое общение»
Цель: определение уровня развития параметров общения.
Организация предметной среды. На столик выкладываются несколько игрушек – кубик, мячик, кукла.
Проведение. Взрослый демонстрирует простое действие с предметами: двигает кубик по столу, изображая звук мотора и сигнал «би-би», катает мячик или баюкает куколку, предлагая ребёнку поиграть вместе, повторить показанное действие.
Если младенец выхватывает игрушку и начинает играть с ней в одиночку, взрослый старается присоединиться к ребёнку: просит дать ему игрушку, предлагает действовать поочерёдно, показывает другое действие с ней. На случай быстрой потери интереса ребёнка к игрушке следует иметь наготове несколько запасных предметов и предложить малышу выбрать то, что ему интересно.
Если ребёнок не берёт игрушку, взрослый сам вкладывает её в руку младенца и поощрять его действия.
Если младенец включается в совместную деятельность, взрослый подбирает моменты для похвалы и порицания действий ребёнка, предлагая образцы новых действий. При этом порицание должно быть выражено со спокойной интонацией: «Не так – и сопровождаться последующим показом правильного действия из наличного репертуара ребёнка (ребёнок начал стучать кубиком по столу, бросать его на пол или грызть, ему предлагают подвигать им по поверхности стола). Поощрений должно быть больше, чем порицаний (достаточно одного порицания, если ребёнок реагирует на него, если не реагирует, то можно через какое – то время повторить его); за порицанием обязательно должно следовать поощрение. Проба длится 3 минуты. Поведение ребёнка регистрируется в протоколе.
Ситуация 3. «Ситуативно – личностное общение»
Цель: установление наличия желания и возможностей ребёнка вступать в ситуативно – личностное общение. (Это необходимо для тех детей, которые предпочитают одиночную предметно – манипулятивную деятельность, а также для детей, инициирующих ситуативно – личностное общение.)
Организация предметной среды. Никаких игрушек или предметов, отвлекающих внимание ребёнка. Знакомая ребёнку обстановка.
Проведение. Ребёнок находится на детском стульчике за столом или сидит на ковре, на диване рядом со взрослым. Взрослый обращается к ребёнку с улыбкой и ласковыми словами, называя малыша по имени, поглаживает его, глядя в глаза, приглашает сесть к себе на колени, взять на руки, обнимает, прижимает к себе.
Если ребёнок охотно идёт на эмоциональное общение, ему предоставляется инициатива, а взрослый подстраивается под обращения ребёнка.
Если младенец не отвечает взрослому в течении 3 минут, следует возобновлять воздействия, варьируя их. Можно предложить поиграть в «Ку – ку», «Ладушки», «Сороку» и вновь попытаться приласкать ребёнка.
Если малыш уклоняется от общения, отталкивает взрослого, отползает, хнычет, пробу следует завершить и переключить внимание малыша на игрушки. Поведение ребёнка фиксируется в протоколе.
Шкалы оценки параметров общения во втором полугодии жизни ребёнка
Ребёнок изредка поглядывает на взрослого, смущается, не осмеливаясь обратиться, робко дотрагивается до него, протягивая игрушку, не решается вложить её в руку взрослого; ребёнок начинает эпизодически проявлять инициативу только после обращения взрослого
1
Средняя:
Ребёнок обращается ко взрослому не во всех пробах; обращения не охватывают всего спектра возможностей, в основном обращается за помощью для поддержания самостоятельной деятельности (просит подать предмет) или время от времени в поисках ласки прижимается ко взрослому.
2
Высокая:
Ребёнок постоянно проявляет инициативу в общении; проявляет настойчивость, максимально используя средства воздействия на взрослого (заглядывает в глаза, улыбается, прижимается, пытается забраться на руки, вскрикивает, тянет за рукав, отбирает тетрадь, подаёт игрушки, сердится, хнычет, обиженно смотрит и т.д.); обращается ко взрослому по разным поводам (чтобы привлечь к совместной деятельности, продемонстрировать желаемое действие с предметом, получить оценку своих действий, в поисках ласки, сопереживания, поддержки и т.д.).
3
Чувствительность к воздействиям взрослого
Отсутствует:
Ребёнок не отвечает на инициативу взрослого
Слабая:
Ребёнок изредка отвечает на инициативу взрослого (подаёт по его просьбе игрушку, протягивает ручки, делает «ладушки», улыбается в ответ на улыбку взрослого), большинство обращений взрослого игнорирует (не смотрит на взрослого, продолжая одиночную манипулятивную деятельность, или смотрит по сторонам).
1
Средняя:
Ребёнок откликается на большинство обращений взрослого, но некоторые из них игнорирует.
2
Высокая:
Ребёнок охотно откликается на любое обращение взрослого, постоянно посматривает на него, следя за выражением лица, смотрит в глаза, пытается подражать действиям взрослого, повторяет поощряемое действие, радуется похвале, огорчается при порицании.
3
Вовлечённость в общение
Отсутствует:
Ребёнок отвлекается от общения и не обращает внимания на взрослого; безразлично выполняет просьбы взрослого.
Слабая:
Ребёнок проявляет слабый интерес ко взрослому и его действиям, часто отвлекается от общения.
1
Средняя:
Ребёнок проявляет интерес ко взрослому и его действиям, но не выражает удовольствия, радости, редко отвлекается
2
Высокая:
Ребёнок проявляет интерес, радость и удовольствие от общения (смотрит, улыбается, смеётся, вскрикивает, лепечет), не отвлекается от общения.
3
Средства общения
Экспрессивно – мимические (Э): ребёнок не использует – не обращается ко взрослому взглядом, не выражает голосом и мимикой своих переживаний;
Ребёнок использует мимику, обращается взглядом за оценкой, помощью, в поисках сопереживания.
1
Предметно – действенные (Д):
Ребёнок не использует – не протягивает предмет, не изображает жестами желаемое действие;
Ребёнок использует жесты, изображающие действия, протягивает предмет, вкладывает предмет в руку взрослого.
1
Предречевые (П):
Отсутствуют – не обнаруживает понимания речи взрослого;
Ребёнок понимает речь взрослого, лепечет.
1
Предпочитаемая форма общения
Ребёнок предпочитает ситуативно – личностное общение (СЛО):
В ситуации пассивности взрослого и в ситуации ситуативно – делового общения (СДО) игнорирует игрушки, при этом либо инициирует СЛО (заглядывает в глаза, прижимается ко взрослому, привлекает его внимание к себе вскриками, оживлёнными движениями или выражает недовольство), либо пассивно сидит, выжидая обращения взрослого; в ситуации СЛО охотно отвечает на инициативу взрослого; все показатели общения в СЛО выше показателей общения в СДО.
СЛО
Ребёнок предпочитает ситуативно — деловое общение (СДО):
В ситуации пассивности взрослого инициирует СДО либо играет один; в ситуации СДО охотно откликается на инициативу взрослого; в ситуации СЛО уклоняется от общения со взрослым; все показатели общения в СДО выше, чем в СЛО.
СДО
Ребёнок не обнаруживает предпочтения формы общения: не проявляет инициативы в ситуации пассивности взрослого, все показатели общения в СДО равны показателям общения В СЛО.
СДО СЛО
Проводится анализ каждого параметра общения и делается общее заключение.
Инициативность оценивается по совокупности всех трёх проб.
Отсутствие констатируется, если ребёнок ни в одной из проб не проявил инициативы в общении, демонстрируя только ответное поведение.
Низкий уровень отмечается, если ребёнок не проявил инициативности в первой ситуации, но в других пробах (или в одной из них)после обращения взрослого начал сам инициировать общение. Отсутствие инициативности или её низкий уровень могут свидетельствовать о задержке развития общения вследствие педагогической запущенности, уходящей корнями в первое полугодие жизни ребёнка.
Средний уровень отмечается, когда ребёнок не проявляет её в первой пробе, но в других после обращения взрослого сам начинает инициировать общение. Это свидетельствует о том, что ребёнок испытывает смущение перед посторонним взрослым. При высокой или средней чувствительности ребёнка к воздействиям взрослого развитие считается нормальным.
Высокий уровень отмечается, если ребёнок проявил настойчивость в привлечении взрослого к общению в первой ситуации и при ситуативно – деловом общении (СДО). Высокий уровень свидетельствует о нормальном развитии ребёнка.
Чувствительность оценивается во второй и третьей ситуациях.
Отсутствие отмечается, если ни в одной из проб ребёнок не проявил чувствительности к воздействиям взрослого. Отсутствие инициативности и чувствительности может служить признаком задержки психического развития и показанием для обращения к другим специалистам (невропатологу, психиатру). Если отсутствует чувствительность при наличии инициативности, следует проанализировать характер инициативности ребёнка. Это может свидетельствовать о задержке ребёнка на этапе ситуативно – личностного общения (СЛО) и отсутствии опыта СДО со взрослыми.
Низкий уровень в СЛОсчитается нормальным, если ребёнок проявил среднюю и высокую чувствительность к воздействиям взрослого в СДО. Низкая чувствительность к воздействиям в СДО до 8 месяцев считается нормой и может свидетельствовать о начале становления СДО, а после 10 месяцев – о задержке в развитии общения.
Средний уровень является нормальным на этапе перехода от СЛО к СДО для ребёнка до 9 месяцев. После 11 месяцев средний уровень в СДО свидетельствует о недостаточном опыте совместной деятельности со взрослыми.
Высокий уровень в обеих ситуациях свидетельствует о нормальном развитии ребёнка и общем эмоциональном благополучии.
Вовлечённость в общение оценивается по всем ситуациям в совокупности.
Отсутствие или низкая вовлечённость во всех ситуациях свидетельствует о сниженном эмоциональном тонусе у ребёнка, ощущении дискомфорта и сопровождаются отсутствием инициативности в общении. Это показатель эмоционального неблагополучия ребёнка, которое связано с заболеванием или отсутствием теплоты во взаимоотношениях с близкими взрослыми.
Низкая вовлечённость в СДО при высокой вовлечённости в СЛО после 8 месяцев свидетельствует о задержке в развитии общения на ситуативно – личностном этапе. Низкая вовлечённость в СЛО при высокой вовлечённости в СДО считается нормальной.
Высокая вовлечённость в общение свидетельствует о нормальном развитии и эмоциональном благополучии ребёнка.
Средства общения. Владение средствами общения оценивается по всем ситуациям. Отсутствие предметно – действенных средств общения, понимание речи взрослого и лепета у ребёнка после 8 месяцев свидетельствуют о задержке в развитии. Она может быть вызвана органическими нарушениями ЦНС, нарушениями слуха, педагогической запущенностью. При наличии экспрессивно – мимических средств общения и понимание речи взрослого отсутствие предметно – действенных средств общения после 9 месяцев свидетельствует о задержке в развитии СДО вследствие педагогической запущенности.
Предпочитаемая форма общения. Предпочтение той или иной формы общения определяется по совокупности всех проб. Если в первой пробе ребёнок инициирует СДО, оно считается предпочитаемым. Если в первой ситуации ребёнок разворачивает индивидуальную предметно – манипулятивную деятельность, то производится сопоставление характеристик СД и СЛО. Если ребёнок инициирует СЛО и не проявляет чувствительности к СДО, то предпочитаемой формой является СЛО.
До 7 месяцев предпочтение ребёнком СЛО считается нормальным, если он при этом обнаруживает интерес и к СДО. С 7 до 9 месяцев нормальным считается предпочтение СДО или переходная форма (достаточный уровень развития СЛО сочетается с наличием отдельных характеристик СДО). После 9 месяцев в норме ребёнок предпочитает СДО, хотя охотно включается и в СЛО, особенно с близкими взрослыми.
Высокий уровень развития общения констатируется при высоких показателях всех или большинства параметров.
Средний уровень отмечается при преобладании средних показателей значений всех или большинства параметров.
Низкий уровень отмечается при преобладании низких показателей параметров или отсутствии какого – либо параметра. Свидетельствует о задержке в развитии ребёнка.
В заключении даётся качественная характеристика каждого параметра (форма в приложении).
Приложение
Протокол регистрации параметров общения
во втором полугодии жизни ребёнка
Ф.и. ребёнка ________________________ возраст__________ дата обследования_________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Средства общения (экспрессивно – мимические, предметно – действенные, предречевые – использует, не использует) ____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предпочитаемая форма общения ( СЛО; СДО; СЛО, СДО) _________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень развития общения (нормальный, задержка, глубокая задержка) ____________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись __________________
Источник