Диагностика развития общения ребенка 3 года

Диагностика развития общения ребенка 3 года thumbnail

Организация
предметной среды.
Для
проведения диагностики нужна отдельная
комната, где есть детский столик, на
котором находятся следующие
предметы: матрешка, пирамидка, кубики,
машинка, куколка, игрушечное
животное (собачка, мишка, слоник и др.)
и книжка с картинками
(или набор картинок).

Картинки
в книжке (или в наборе) должны содержать
следующие изображения:
4—5 изображений знакомых ребенку животных
(собачка, кошка,
птичка, зайчик и т. д.); 4 изображения
детей, совершающих определенные
действия (например, девочка ест, мальчик
рисует, дети бегут или
играют с игрушками, девочка одевается,
мальчик сидит на стуле и т.
д.); 3 изображения знакомых ребенку
транспортных средств различной величины
(большая и маленькая машины, самолеты,
троллейбусы или трамваи и т.д.); 3
изображения одного персонажа в разных
пространственных положениях (например,
птичка сидит под деревом, на дереве и
летит
высоко над деревом).

Ситуация 1. «Пассивный взрослый»

Цели:
выявление
предпочитаемого ребенком вида деятельности
(общение
со взрослым или индивидуальная предметная
деятельность) и формы общения
(ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное
или ситуативно-личностное); определение
уровня инициативности
ребенка в общении.

Процедура
проведения диагностической пробы.
Взрослый
садится на стульчик
неподалеку от ребенка и в течение 1
минуты наблюдает за поведением
ребенка, не проявляя никакой инициативы.
Если ребенок самостоятельно
начинает игру или вступает в контакт
со взрослым, он поддерживает
детскую инициативу. Если же в течение
1 минуты ребенок
остается выжидающе пассивным, взрослый
переходит к следующей
пробе.

Ситуация 2. «Совместная игра со взрослым»

Цели:
выявление
уровней ситуативно-делового общения
ребенка со взрослым, активной и пассивной
речи ребенка.

Процедура
проведения диагностической пробы.

Проба
1.
Взрослый подводит ребенка к столику и
предлагает рассмотреть,
что на нем находится. Он показывает
ребенку различные предметы
и каждый раз спрашивает: «Это что?» Если
ребенок не отвечает,
взрослый называет предмет сам и просит
повторить его название.
Здесь проверяется уровень активной
речи ребенка и его словарный
запас.

Проба
2.
Взрослый просит ребенка дать ему сначала
2—3 предмета
поочередно, а потом по 2 предмета сразу.
Например: «Дай мне, пожалуйста,
матрешку и мишку». Затем он предлагает
ребенку поса­дить
куклу (или мишку) на
стульчик,
а потом спрятать ее под
стульчик.
Если
ребенок не понимает этой просьбы и не
выполняет действий, взрослый проделывает
их сам, комментируя свои действия, после
чего предлагает
ребенку повторить их. Потом взрослый
просит выбрать какой-либо
определенный предмет из тех, что имеются
на столе в нескольких экземплярах.
Например: «Дай мне, пожалуйста, красный
кубик». Таким образом, проверяется
уровень понимания речи и выполнение
простых инструкций взрослого.

Проба
3.
Взрослый предлагает ребенку поиграть
с этими игрушками
и спрашивает, какая из них ему больше
всего нравится. В случае если
ребенок называет или выбирает какую-нибудь
игрушку, взрослый начинает
совместную игру с ней. Если ребенок не
может сделать выбор,
взрослый предлагает совместное действие,
предполагающее участие двух партнеров
(например, катание машинки от одного к
другому или совместное собирание
пирамидки). Так выявляются стремление
и способность ребенка к ситуативно-деловому
общению.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Ольга Ахремова
Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста, необходимо иметь полное представление об уровне их сформированности у детей.

Диагностикой уровней развития общения дошкольников с взрослыми и сверстниками, выявлением коммуникативных умений занимались такие педагоги, как О. В. Дыбина, Г. А. Урунтаева, Е. И. Щербакова, Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина, Ю. В. Филиппова и другие.

Однако в представленных исследованиях не в полной степени разработаны методики диагностирования коммуникативных умений у младших дошкольников.

В связи с этим перед нами встала проблема подбора диагностического инструментария,удовлетворяющего следующим условиям:

1. доступность,

2. надежность,

3. однозначность,

4. валидность

В качестве критериев оценки уровня форсированности коммуникативных умений мы использовали:

1. желание вступать в контакт;

2. умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

3. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Каждый критерий оценивался по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые определяются баллами.

Диагностика проводилась во второй младшей группе МАДОУ № 239 «Колокольчики». Количество детей – 20 человек, в возрасте 3-4 года.

В теоретических исследованиях и на практике используются различные методы изучения коммуникативных умений детей: наблюдение, беседа, эксперимент. Мы использовали метод наблюдения, который является наиболее распространенным для изучения детей младшего дошкольного возраста, и дает возможность получить результат в естественных для них условиях.

В качестве ситуаций наблюдения мы выбрали:

1. Сюжетно-ролевую игру «День рождения у зайчика». Эта игра не имеет четко заданной ситуации и позволяет включить в сюжет различные роли. Для более полного представления об уровне развития коммуникативных умений детей игру организовывает взрослый, который осуществляет наблюдение. Таким образом, мы выявим коммуникативные умения в общении и со сверстниками и с взрослыми.

2. Задания и поручения, которые позволят нам выявить умения детей выполнять коллективную работу слажено, не вступая в конфликт.

3. Целевую прогулку с целью выявления умений выполнять знакомые правила общения с взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»).

4. Совместные игры детей на прогулке.

Однако метод наблюдения дает представление большей частью о поведении детей, поэтому мы решили использовать так же метод беседы, для получения более точных данных о знаниях и умениях детей, необходимых для коммуникативной деятельности.

Мы составили список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детейв общении со сверстниками и взрослыми:

1. Нужно ли делиться игрушками с детьми?

2. Ты всегда стараешься так поступать?

3. Почему?

4. Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился?

5. Почему?

6. Назови ласково маму, папу и других членов семьи.

7. Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы)

8. Как нужно попросить взрослого о помощи?

9. Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?

Анализ результатов, полученных по обеим методикам,проводился по следующим критериям:

1.Желание вступать в контакт:

Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

2. Умениеорганизовать общение:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.

Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.

Низкий уровень (1 балл) –ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

3. Знание норм и правил,которым необходимо следовать при общении с окружающими:

Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.

Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.

Низкий уровень (1 балл) — не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».

Общий балл:

Высокий уровень –15 — 18 баллов

Средний уровень – 10 — 14 баллов

Низкий уровень – 6 — 9 баллов

Результаты определения уровня коммуникативных умений у детей заносились в разработанную нами диагностический рисунок, в которой наглядно представлена как общая картина сформированности коммуникативных умений в группе, так и результаты каждого ребенка (Приложение 1).

Результаты общего уровня развития коммуникативных умений у детей второй младшей группы №4 представлены на рис. 1.

Рис. 1. Результаты общего уровня развития коммуникативных умений у детей второй младшей группы №4

Как мы видим из рис. 1, у детей преобладает низкий уровень сформированности коммуникативных умений (55%) и средний уровень (45%). Высокий уровень отсутствует.

В ходе наблюдения у детей отмечалось желание вступать в контакт со сверстниками. Однако наблюдался низкий уровень умения организовать общение, то есть умение слушать собеседника, сопереживать друг другу, различать эмоциональное состояние сверстника, слабо развито так же знание норм и правил поведения при общении. Все это проявлялось в частых конфликтах между детьми.

В общении с взрослыми дети легко шли на контакт. Здесь проявлялись навыки умения организовать общение — это наблюдалось в частых обращениях к взрослому, например, за помощью или с целью получить какую-либо информацию. Однако,отсутствовали знания норм и правил поведения при общении: дети часто обращаются к взрослому на «ты», перебивают, не дослушав до конца, не знают, как правильно здороваться и прощаться с взрослыми.

Таким образом, можно сделать вывод, что у детей присутствовало желание вступать в контакт, как со сверстниками, так и с взрослыми, что характерно для детей данного возраста, но наблюдался низкий уровень развития умения организовать это общение, а так же знание норм и правил, которых следует придерживаться при общении.

Источник

наталья огнева
Сборник диагностических методик по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников

Раздел 1 Диагностические методики изучения осведомленности норм и ценностей, принятых в обществе

1.1 Название методики,автор: Методика «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс)

Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.

Диагностические показатели: осведомленность норм и ценностей принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 3-7 лет

Источник информации: ребенок

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Инструкция:Ребенку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». В каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

Ситуации:

1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие.К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила. Что ответила Оля? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть.Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила. Что ответила Катя? Почему?

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответила. Что ответила Саша? Почему?

4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку.Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила. Что ответила Маша? Почему?

5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя. Что сделал Петя? Почему?

6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера. Что сделала Вера? Почему?

7. Таня и Оля играли в «дочки-матери».К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть. Мы тебя не возьмем, ты еще маленький» — ответила Оля. А Таня сказала. Что сказала Таня? Почему?

8. Коля играл в «лошадки».Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала.Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть» Коля ей ответил. Что ответил Коля? Почему?

9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша. Что сделал Саша? Почему?

Обработка результатов: В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка — об осознании этой нормы.

Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.

Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.

Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.

1.2 Название методики,автор: Методика «Изучение осознания нравственных норм» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)

Цель: определение уровня нравственных норм у дошкольников.

Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 3-7 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Воспитатель предлагает ребёнку с перерывом в несколько дней выполнить два задания: сначала ответить на вопросы по стихотворениям и затем закончить рассказы. Малыша просят отвечать полно, развёрнуто, подробно.

Мы поссорились с подругой и уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала, только мишку подержала,

только с мишкой убежала и сказала: «Не отдам».

После чтения стихотворения детям можно задать вопросы: «Почему поссорились девочки? Кто из них был виноват? Почему? Почему героиня решила помириться с подругой? Как она хочет это сделать? Есть ли у тебя друзья? Назови их. Ссоришься ты с ними или нет? Почему? Если ты вдруг поссорился с другом (подругой, то, как можно с ними помириться?»

Полезно попросить ребёнка придумать окончание к незаконченному рассказу-ситуации, описывающему нравственную проблемную ситуацию.Например:

Дети играли в песочнице. У Маши было две лопатки. Одной она копала, а другая валялась рядом.Подошла Оля и попросила: «Маша, дай мне, пожалуйста, твою лопатку поиграть, а то моя сломалась». Тогда Маша ответила… Что ответила Маша и почему?

Мама стирала.Витя играл: он строил мост из кубиков. «Витя, помоги мне развесить бельё. Я очень устала», — сказала мама. Тогда Витя ответил… Что ответил Витя и почему?

Вова строил из кубиков башню, высокую-превысокую. Наташа подошла, чтобы посмотреть, как он играет, и нечаянно толкнула башню. Кубики рассыпались. И тут Вова… Что сделал Вова и почему?

Обработка результатов:

Какой способ поведения предлагает ребёнок, соответствует ли он социально одобряемому образцу, описанной ситуации?

Мотивирует ли малышам и как предполагаемый поступок?При правильном ответе ссылается на:

• требования взрослого, выполняя норму только под его контролем («Мама всегда говорит, что надо делиться»);

• предполагаемые нежелательные последствия, стремясь избежать общественных санкций, мер воздействия («Надо правду говорить, а то накажут», «Я с ним поделюсь, а то он не будет со мной играть»);

• свои утилитарные потребности, желания, не понимая смысл общественной нормы, выполняя её в целях личной выгоды («Я ей дам куклу, а потом она мне что-нибудь даст»);

• описанную в рассказе ситуацию, но не понимает общественного содержания нормы («Дала лопатку, потому что она валялась рядом»);

• эмоциональное состояние, желание другого, умея вставать на его позицию, понять, но оставаясь в плену конкретной ситуации («Нужно помочь, потому что больно», «Дать куклу, потому что девочка хочет поиграть»);

• нравственное качество или норму, которые превратились в мотив поведения («Жадничать нельзя, надо делиться», «Даст куклу, потому что она не жадная»). Здесь можно говорить о формировании сознательной, а не стихийной нравственности, ведь ребёнок выполняет общественную норму, потому что иначе поступить не может, т. е. исходит из своей внутренней потребности.

При неправильном ответе ссылается на:

— авторитет взрослого («Не дала куклу, мне мама не разрешает»);

— свои интересы и желания («Не даст игрушку, она же одна», «Я тоже хочу играть»);

1.3. Название методики,автор: Методика «Закончи историю» (Р. Р. Калинина)

Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм,как: доброта — злость; щедрость — жадность; трудолюбие — лень; правдивость — лживость

Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 4-7 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Исследование проводится индивидуально.Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

1. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал… Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть.К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила… Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

3. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие.К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку.Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов. Если ребенок не может оценить поступки детей, то это говорит о несформированности понятий нравственных норм.

Низкий — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

Средний — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

Высокий — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

1.4. Название методики,автор: Методика «Сюжетные картинки» (Р. Р. Калинина)

Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм,как: доброта — злость; щедрость — жадность; трудолюбие — лень; правдивость – лживость.

Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 4-7 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Исследование проводится индивидуально.Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).

Стимулирующий материал приложение №1

Обработка результатов: Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют, интерпретируется как несформированность понятия нравственных норм.

Низкий(2балла) — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

Средний (3 балла) — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

Высокий (4 балла) — ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Следует учитывать, что оценивается не каждый ответ испытуемого, а его ответы в целом. Возрастной нормой считается результат в 3 балла, указывающий на то, что эмоциональные реакции ребёнка адекватны, а нравственные ориентиры сформированы в достаточной степени. Результат в 2 балла также считается удовлетворительным. Если ребёнок справляется с заданиями плохо, набрал 0–1 баллов, рекомендуется индивидуальная беседа с психологом, занимающимся вопросами развития.

Раздел 2 Диагностические методики изучения общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми

2.1. Название методики,автор: «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И. А., Холмогорова В. М.)

Цель: выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей раннего возраста со сверстниками.

Диагностические показатели: коммуникативная деятельность со сверстниками.

Возрастной диапазон: 2-4 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: диагностика общения предполагает регистрацию интереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения. Для определения уровня развитияобщения со сверстниками предполагается использовать:

• параметры общения со сверстниками;

• шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками.

Показателями общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как:

Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру).

Инициативность (стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия).

Чувствительность (активность) — стремление ребенка к взаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника.

Просоциальные действия (способность ребенка учитывать желания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе).

Средства общения (действия, посредством которых ребенок стремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместные действия и участвует в них).Показателями данного параметра являются:

Экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий детей, раскованность сверстников);

Активная речь (предречевые вокализации, лепет, отдельные слова, фразы).

Обработка результатов:

Интерес к сверстнику:

0 баллов — ребенок не смотрит на сверстника, не замечает его;

1 балл — ребенок иногда поглядывает на сверстника, внимание не устойчиво, быстро переключается на другой предмет, не проявляет интерес к деятельности сверстника;

2 балла — ребенок обращает внимание на сверстника, с любопытством наблюдает за его действиями, но издалека, не решается приблизиться, сократить дистанцию (пассивная позиция);

3 балла — ребенок сразу же замечает сверстника, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождает свои действия вокализациями, речью, не теряет интереса к сверстнику на протяжении длительного времени, не отвлекается.

Инициативность:

0 баллов — ребенок не обращается к сверстнику, не стремится привлечь его внимание;

1 балл — ребенок первым не вступает во взаимодействие, начинает проявлять инициативу только после того, как сверстник проявил активность или с участием взрослого, чаще всего ждет инициативы сверстника (изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться);

2 балла — ребенок проявляет инициативу, но не всегда, действует неуверенно, инициативные обращения к сверстнику не отличаются настойчивостью, смотрит в глаза сверстнику, улыбается;

3 балла — ребенок постоянно проявляет инициативу в общении, часто смотрит в глаза сверстнику, адресует ему улыбки, демонстрирует свои возможности, пытается вовлечь сверстника в совместные действия, проявляет ярко выраженную настойчивость в общении.

Чувствительность:

0 баллов — ребенок не отвечает на инициативу сверстника;

1 балл — ребенок реагирует на воздействия сверстника, но лишь изредка отвечает на них, не проявляет желания действовать совместно, не подстраивается под действия сверстника;

2 балла — ребенок откликается на инициативу сверстника, стремится к взаимодействию, отвечает на воздействия сверстника, иногда стремится подстроиться по действия сверстника;

3 балла — ребенок охотно откликается на все инициативные действия сверстника, активно подхватывает их, согласовывает свои действия с действиями сверстника, подражает его действиям.

Про социальные действия:

0 баллов — ребенок не обращается к сверстнику, не желает действовать с ним совместно, не реагирует на просьбы и предложения сверстника, не хочет ему помогать, отнимает игрушки, капризничает, сердится, не желает делиться;

1 балл — ребенок сам не проявляет инициативы, но иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками, но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест;

2 балла — ребенок согласен играть со сверстником, иногда сам проявляет инициативу, но не во всех случаях, иногда делится игрушками, уступает их, откликается на предложение делать что-то совместно, не мешает сверстнику;

3 балла — ребенок проявляет желание действовать совместно, сам предлагает сверстнику игрушки, учитывает его желания, помогает в чем-либо, стремится избегать конфликтов.

Средства общения:

Экспрессивно-мимические

0 баллов — ребенок не смотрит на сверстника, не выражает мимикой своих чувств, равнодушен ко всем обращениям сверстника;

1 балл — ребенок иногда смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится, мимика преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника, если и использует жесты, то не для выражения собственных эмоций, а в ответ на обращения сверстника;

2 балла — ребенок часто смотрит на сверстника, его действия, адресованные сверстнику эмоционально окрашены, ведет себя очень раскованно, заражает сверстника своими действиям (дети вместе прыгают, визжат, кривляются, мимика оживленная, яркая, очень эмоционально выражает и отрицательные эмоции, постоянно привлекает к себе внимание сверстника.

Активная речь

0 баллов — ребенок не произносит слов, не «лепечет», не издает выразительных звуков (ни по собственной инициативе, ни в ответ на обращения сверстника или взрослого);

1 балл — лепет;

2 балла — автономная речь;

3 балла — отдельные слова;

4 балла — фразы.

Протокол регистрации параметров общения со сверстником

Ф. И. ребёнка ___ Возраст ___

Интерес

Непосредственное общение 0 1 2 3

Общение с участием взрослого 0 1 2 3

Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3

Один предмет на двоих 0 1 2 3

Инициативность

Непосредственное общение 0 1 2 3

Общение с участием взрослого 0 1 2 3

Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3

Один предмет на двоих 0 1 2 3

Чувствительность

Непосредственное общение 0 1 2 3

Общение с участием взрослого 0 1 2 3

Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3

Один предмет на двоих 0 1 2 3

Просоциальные действия

Непосредственное общение» не фиксируется 0 1 2 3

Общение с участием взрослого» не фиксируется 0 1 2 3

Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3

Один предмет на двоих 0 1 2 3

Средства общения:

экспрессивно-мимические

Непосредственное общение 0 1 2

Общение с участием взрослого 0 1 2

Совместная деятельность с предметами 0 1 2

Один предмет на двоих 0 1 2

активная речь

Непосредственное общение 0 1 2 3 4

Общение с участием взрослого 0 1 2 3 4

Совместная деятельность с предметами 0 1 2 3 4

Один предмет на двоих 0 1 2 3 4

Результаты диагностических исследований заносятся в специальные протоколы.

Для оценки степени развитияобщения со сверстниками используются три уровня: низкий (3 балла, средний (2 балла) и высокий (1 балл).

Низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров. Уровень развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения. Если выраженность разных показателей существенно различается. Ребенок обладает высоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы.Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и про социальные действия.

Источник