Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе начальной школы
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Ключевые понятия: проверка и оценка знаний, функции проверки и оценки, диагностика развития личности.
Тема 1.8. Проверка и оценка усвоения знаний, умений и навыков младшими школьниками
Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе.
Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшими школьниками. Влияние организационных качеств личности педагога на результативность педагогического процесса.
Цель:Показать роль диагностирования в педагогическом процессе. Рассмотреть разные виды, формы и методы контроля результатов обучения. Познакомить с методами диагностирования обучаемости.
Диагностика – это прояснение всех обстоятельств протекания учебного процесса, определение его результатов.
Различают диагностирование обученности и обучаемости. Обученность рассматривается как достигнутый на момент диагностирования уровень знаний и умений. Цель диагностирования – своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса.
Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, выявление динамики тенденций, прогнозирование дальнейшего развития учебного процесса.
Контролирование, оценивание знаний и умений учащихся включается в диагностирование как необходимые составные части. Это очень древние компоненты педагогического процесса, однако, и на сегодняшний день идут споры о смысле оценивания.
Противоречивый характер школьной оценки отмечал Я.А.Коменский. Он обращал внимание педагогов на необходимость разумного и взвешенного пользования своим правом на оценку.
Критикуя недостатки существующих форм контроля, К.Д.Ушинский отмечал, что они подавляют умственную деятельность, любознательность, инициативу ребенка.
История развития нашей школы помнит безуспешные попытки изменить подходы к школьному контролю. Так, в мае 1918 года Постановлением Народного Комиссариата «Об отмене оценок» вместе с оценками были ликвидированы и экзамены. Их заменили особые тетради учета, фамилии лучших и худших учащихся записывались на так называемых «красных» и «черных» досках, внедрялось «социалистическое соревнование»…. Но обучение без оценок (фактически без контроля) не дало положительных результатов.
Заслуживает внимания система оценки на содержательно-оценочной основе, разработанная Ш.А.Амонашвили. Эта система позволяет управлять обучением и всей школьной жизнью с позиции интересов школьников, постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого школьника, сотрудничать со школьниками в процессе обучения, быть этичным по отношению к школьнику, уважать и поддерживать его достоинство. Но для этого необходимо сформировать умение содержательной оценки у школьников.
Ш.А.Амонашвили выделяет три основные линии в процессе формирования умения содержательной оценки: оценочную деятельность педагога,суть которой заключается в коррекции и стимулировании учебно-познавательной деятельности школьников, в выражении положительного отношения к ним и веры в их возможности; деятельность, направленная на формирование умения содержательной оценки у школьников в условиях коллективной учебно-познавательной деятельности, суть которой заключается в образовании общественных эталонов, общественного мнения, в установлении и выражении положительно-критических отношений в детском коллективе; деятельность, направленная на формирование оценочного компонента в самостоятельной учебно-познавательной деятельности;тут главное – самооценка, внутренняя (рефлекторная) оценка, регулирование учебно-познавательной деятельности на основе содержательной самооценки.
Функции контроля.Будучи составной частью процесса обучения, контроль выполняет социальную, образовательную, воспитательную, эмоциональную, информационную, управленческую функции.
Социальная функция предполагает установление требований к уровню развития, воспитания, осведомленности школьников, их познавательной, эмоциональной и волевой сфер. Реализация этой функции позволяет установить степень и качество соответствия стандарту. Отметка становится инструментом оповещения общественности (учеников, родителей, учителей) и государства о состоянии и проблемах образования на данном этапе развития общества.
Образовательная функция предполагает сравнение достигнутого результата в усвоении знаний, умений и навыков с ожидаемым эффектом обучения. Учитель констатирует качество усвоения учебного материала по следующим критериям:
— полнота и осознанность знаний;
— умение применять знания в нестандартных ситуациях;
— умение выбирать лучший способ решения учебной задачи. При этом устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), помогает выявить проблемные области в процессе обучения, определить конкретные результаты своей деятельности.
Воспитательная функция способствует формированию положительной учебной мотивации и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки. Но это происходит только при объективной, гласной оценке достижений школьников.
Но главная функция контроля диагностическая.
Различают текущий, периодический и итоговый контроль.
Текущий контроль – это систематическая проверка усвоенных знаний, умений и навыков. Она проводится, как правило, на каждом уроке. Учитель при этом использует разнообразные формы, методы и средства контроля.
Периодический контроль осуществляется после крупных разделов программы, большого периода обучения.
Итоговый контроль проводиться накануне перевода в следующий класс или на следующую ступень обучения. Его задача – зафиксировать тот уровень знаний и умений, который обеспечит дальнейшее обучение.
В целом, функция контроля состоит в установления уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного процесса. Эта функция конкретизируется в следующих задачах:
— определение пробелов в знаниях,
— коррекция процессов обучения,
— планирование последующего обучения,
— рекомендации по предупреждению неуспеваемости.
Важно для науки и практики содержание контроля. В отечественной педагогике принято считать, что проверке подлежат знания, умения и навыки. Они описываются как общедидактические и на предметном уровне. В западной педагогике проверяемые результаты обучения описываются как когнитивные, социальные и эмоциональные цели обучения. К этому в настоящее время направлены усилия отечественной дидактики. Проблема состоит в том, чтобы цели обучения, они же результаты, подлежащие проверке, формулировать в терминах поведения, в наблюдаемых действиях учеников.
Поскольку, школа не только формирует знания, но воспитывает и развивает, необходима проверка школьных достижений и в этих направлениях. Имеется в виду развитие речи, мышления, памяти, умение использовать знания в нестандартной, новой ситуации, решать проблемы, выполнять практические работы.
Содержанием школьного контроля является также сформированность мотивов учебной деятельности и таких социальных качеств, как чувство ответственности, моральных норм и поведения. Однако эти качества трудно поддаются измерению и потому контроль за их сформированностью для дидактики пока остается проблемой.
Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность).
Методы контроля – это способы диагностической деятельности, позволяющие осуществить обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.
Если понимать контроль как педагогическую диагностику, то и методы контроля надо рассматривать как методы научного исследования педагогического процесса. В этом случае они будут более разнообразными и всеобъемлющими. Однако большинство дидактов уделяет преимущественное внимание методам школьного контроля, т.е. способам проверки, которые используют учителя. К ним относятся: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение.
Отдельные ученые выделяют методы графического контроля (Г.И.Щукина), методы программированного и лабораторного контроля (Ю.К.Бабанский), пользование книгой, проблемные ситуации (В.Окунь).
К методам устного контроля относятся беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологические карты, схемы, сообщения об опыте и пр. Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося или беседа учителя с учеником, когда учитель задает вопрос и ждет на него ответа. Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более точные представления о знаниях школьников, однако он оставляет пассивными других учеников класса. Фронтальный опрос занимает всех учеников класса, но дает поверхностные представления об усвоении.
Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант и пр.) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, так как он требует комплекса знаний и умений учащихся.
Выполнение практических работ можно считать эффективным, но мало применяемым способом проверки результатов обучения, часто из-за отсутствия необходимого оборудования.
При текущем контроле знаний в школе учитель часто использует наблюдение,систематическое изучение учащихся в процессе обучения.
Методы текущего и периодического контроля позволяет учителю получить достаточно полные данные об ученике: об уровне его знаний и умений по предмету, об отношении к учебе, уровне его познавательной активности, сознательности, умении мыслить, решать самостоятельно различного рода задачи.
Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм контроля и его организация — это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить — все это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система контроля, она должна включать разнообразные средства и приемы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.
Формы контроля не должны сводиться только к организации воспроизводящей, репродуктивной деятельности учащихся, чем традиционно страдает процесс обучения в нашей отечественной школе. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе форм контроля.
Особые требования должны предъявляться к итоговым письменным работам, которые необходимо проводить лишь тогда, когда учитель уверен, что большинство учащихся усвоило соответствующий учебный материал. Такие работы должны быть посильными для учащихся, способствующими формированию уверенности в их силах, в противном случае интерес к процессу обучения снижается.
Если говорить о письменных и устных формах проверки знаний, то каждая из них имеет свои специфические стороны и свое значение. Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся. Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах.
Одним из сравнительно новых методов проверки результатов обучения являются дидактические тесты.
Дидактический тест (тест достижения) – это набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Самые первые образцы тестов появились в конце 19 века. Широкое распространение они получили в англоязычных странах с 20-х годов нынешнего столетия. Преимущество тестов в их объективности, т.е. независимости проверки и оценки знаний от учителя.
Как устроен тест? В школьной практике чаще используются тесты, в которых задание требует ответа на вопрос. При этом в одних случаях необходимо заполнить промежуток в тексте, в других необходимо выбрать один из предложенных ответов (обычно их 3-5).
Тесты, с помощью которых можно определить обученность школьников, должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:
— краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени;
— однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования задания;
— правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;
— относительно краткими, требующими сжатых ответов;
— стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования.
Тесты различают по видам целей обучения. Имеется четыре таксономических категории целей образования и соответствующие им тесты. Первый тип тестов проверяет знания фактов, понятий, законов, теорий – всех сведений, которые подлежат запоминанию и воспроизведению. Второй тип тестов проверяет умение выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. В основном – это решение типовых задач. Третий тип заданий предполагает проверку умения давать самостоятельную критическую оценку изучаемого. Четвертая категория целей выделяет задания, проверяющие умения использовать знания в новых ситуациях.
Существуют различные методики обработки результатов тестовых исследований. Чаще разработчик теста присваивает каждому ответу определенный «вес», выраженный баллом или процентом. Различают два подхода к анализу результатов тестирования. В одних случаях результаты тестов сравнивают со средним результатом, который принимается за норму. Это так называемые тесты, ориентированные на норму. Существуют тесты, ориентированные на критерии. В этом случае важно правильно определить критерии. Они должны строиться на анализе учебного материала и определять, что должны знать и уметь учащиеся к концу изучения конкретного курса.
В отечественной дидактике тестирование до недавнего времени считалось вредным, так как на его основе происходит селекция учащихся и ограничение возможностей их развития. Это отчасти верно по отношению к тесту интеллекта. Тесты же школьной успеваемости проверяют только усвоенные знания и потому являются эффективным средством контроля наряду с другими методами.
Как правило, результаты контроля выражаются отметкой. В отечественной педагогике принята 4-х бальная система отметок:
«5» – владеет в полной мере (отлично);
«4» – владеет достаточно (хорошо);
«3» — владеет недостаточно (удовлетворительно);
«2» — не владеет (неудовлетворительно).
Однако отметка не может показать объективные результаты учебной деятельности без оцениваемых показателей владения знаниями, умениями и навыками.
В последние годы в дидактике формируется надпредметный, общедидактический уровень осмысления показателей обученности школьников. Пидкасистый П.И. (66) представляет показатели сформированности знаний, умений и навыков следующим образом:
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4953; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Диагностика личностного развития младшего школьника
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №10 г. Павлово
Грачева Тамара Викторовна
Диагностика – анализ развития личности ребёнка, выявление положительных его сторон, недостатков и их причин, направленный на решение практических задач – гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса.
Цели диагностики:
- раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей, качеств и свойств личности
- выявление путей и способов коррекции
- прогнозирование дальнейшего развития ребёнка.
Рассмотрим алгоритм планирования психологически обоснованных воспитательных задач:
- Изучение развития личности, уровня воспитанности и воспитуемости учащихся
- Постановка воспитательных задач с учётом индивидуальных особенностей ученика
- Выбор и реализация приёмов воспитания
- Оценка успешности мероприятий с точки зрения позитивных сдвигов в личностном развитии детей.
Таким образом, планирование учителем воспитательной работы начинается с изучения индивидуальных особенностей учащихся.
Дети, поступающие в первый класс, такие разные, но все они хотят учиться, учиться хорошо, быть успешными. Задача учителя помочь им в этом, опираясь на
ресурсы учебного успеха и саморазвития ребёнка:
«знаю» (обученность)
«могу» (внимание, память, модальность, доминирование полушарий)
«умею» (организационные, коммуникативные, информационные, мыслительные ) навыки
«хочу» (уровень развития мотивационно — потребностной сферы.
Память, внимание, модальность и функциональное доминирование полушарий, наряду с мотивацией и волей, — это практически основные «инструменты», обеспечивающие успех учебно-познавательной деятельности ученика начальной школы, особенно, в начале обучения, пока не сформированы на достаточном уровне общеучебные навыки.
Методы и приёмы диагностики разные: тесты, опросники, анкеты, беседы, наблюдения, социометрия. Существует много авторских методик. Мы, учителя, выбираем те из них, которые являются наиболее информационными и простыми в применении и обработке.
Например, зачем учителю важно выделить таких учеников, у которых доминирование правого или левого полушария ярко выражено? Учащиеся с явным доминированием правого полушария предпочитают левую полусферу доски, тёмный цвет мела на светлой доске, а «левополушарники» с точностью наоборот. Очень важно уже то, на какой вариант мы посадим этих детей. Предпочтения у «левополушарников» и «правополушарников» разные и в условиях, необходимых для возникновения стабильной учебной мотивации, и в восприятии и переработке информации. Доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации.
Информацию об индивидуальных особенностях учащихся можно получить и в процессе наблюдений за учащимися.
Например, о развитии познавательной активности можно получить информацию на основе наблюдений за начинающим учеником в ходе выполнения им заданий.
Критерии следующие:
- Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы учителю, прилагает усилия к преодолению трудностей, просит дополнительные задания , желает продолжить контакт
- Средний уровень: ребенок активно включается в работу, но при первых же трудностях интерес угасает, инициатива отсутствует, вопросов задает немного, при помощи учителя способен к преодолению трудностей
- Низкий уровень: к выполнению заданий приступает только после дополнительных побуждений, часто отвлекается, отказывается от работы.
Информация об уровне познавательной активности помогает учителю выбрать тактику обучения. Дети с низким уровнем требуют организации увлекательного учения, преобладания игровых технологий. Дети со средним уровнем нуждаются в постоянной помощи, им необходимо переживание успеха. Высокий уровень познавательной активности требует обучения на высоком уровне трудности, возможности показать себя и самоутвердиться, занять позицию учителя.
Параметры для изучения | Что даёт полученная информация учителю |
Обучаемость | Основание для определения дозы педагогической помощи |
Внимание | Информация для проектирования способов подачи материала, форм самостоятельной деятельности учащегося |
Память | Основание для выбора комфортных приёмов освоения нового материала ( в форме, удобной для запоминания именно этому ученику) |
Модальность | Основание для выбора способа подачи материала и форм самостоятельной работы ученика |
Функциональная ассиметрия полушарий головного мозга | Понимание, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для её быстрого осмысления, какие формы подачи информации будут развивать «западающее» полушарие |
Мыслительные умения | Целенаправленный выбор формы заданий и вопросов, компенсирующий недостатки мыслительных навыков |
Уровень развития мотивационно-потребностной сферы | Основа для подбора содержания и форм работы, мотивирующих детей и развивающих их волю |
Организационные умения | Эти данные являются исходными для организации самостоятельной деятельности учащегося |
Коммуникативные умения | Важные параметры при планировании и организации форм и видов работы |
Познавательная активность | Выбор тактики обучения |
Статус ребёнка в классе, характер его общения со сверстниками отражает социометрия.
Если школьник имеет статус «принятого» или «изолированного», следует узнать, свойственна ли ребёнку малая общительность постоянно или она проявляется только в классе. Это позволит выбрать направление помощи ему. Особенную тревогу вызывают «отвергаемые» дети, являющиеся как бы «козлами отпущения» в классе. Необходима трудная и долгая работа по включению их в классный коллектив.
Одно из заданий, которое используется для определения статуса ребёнка в коллективе, называется «3 конфетки». Детям предлагается написать, кого из класса они бы угостили, если бы у них было 3 конфеты. После тестирования полезно детям дать задуматься, что чувствовал бы каждый из них, если бы не получил ни одной «конфетки», поразмышлять над тем, почему одни дети получают много «конфет» от своих товарищей, а другие – мало или вообще не получают, поговорить о том, что такое дружба в классе, как она должна проявляться. Цель беседы – пробудить в детях чувство сострадания, подчеркнуть важность терпимости к другим, внимательного отношения к окружающим. Таким образом, диагностическое задание является ещё и развивающим.
Показателен УБВ (уровень благополучности взаимоотношений) в классе.
Сравнивают количество детей, имеющих статус «лидеров» и «предпочитаемых», с количеством детей, имеющим статус «принятых», «изолированных» и «отвергаемых».
Если первое больше, то УБВ – высокий, если эти количества примерно равны, то средний, если первое меньше, то УБВ – низкий.
Изучение уровня сформированности детского коллектива ведётся и через мини-сочинения детей на темы:
— «Какой Я?»
— «Если бы у меня была волшебная палочка…»
— «Мои друзья»
— «Какой я друг?»
— «Каким я стал?»
— «Кому я хочу сказать спасибо?»
— «Какой он, наш 4Б?»
Содержательны и показательны для меня, как классного руководителя, синквейны, которые сочиняют дети в группах, на тему «Одноклассники»
Одноклассники Одноклассники
Дружные, хорошие Весёлые, добрые
Учатся, спорят, веселятся Думают, играют, помогают
Уважают друг друга, помогают Вместе учатся, отдыхают
Друзья Друзья
Изучение нравственных ценностей и направленности личности детей и подростков ведётся через методику «Фантастический выбор». Предлагаются примерно такие задания:
- «Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там очень долго, может быть, всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначается пятью словами. Так что же ты возьмешь с собой?»
- «Если бы ты стал всего на 60 минут волшебником, что бы ты сделал?»
- «Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Ответь ей».
- «У тебя в руках аленький цветочек, как бы ты с ним поступил?»
- «Отрывая мысленно лепестки цветика-семицветика, реши, что ты попросишь «.
На темы ответов ребят можно выпустить газету с текстами и рисунками. Детям такой вид общения интересен: они могут сравнить свои ответы с ответами друзей. Математический обсчет, который проводит педагог, может позволить продиагностировать тенденции нравственных ориентиров детей, а общение детей по результатам работы позволит им почерпнуть положительный опыт поведения в различных ситуациях.
Проведя в первом классе социометрическое исследование по методике «Цветик-семицветик», я обнаружила, что почти все желания детей связаны с самим собой, любимым. Лишь 16 % пожеланий детей предполагаются для близких, 8 % — для одноклассников и 4 % — для всех людей.
Данные результаты, естественно, нацеливают учителя на решение следующих задач:
- Организация всех видов и использование многообразия всех форм индивидуальной, коллективной деятельности с опорой на общечеловеческие ценности и, как следствие, развитие коммуникативной культуры.
- Создание классного коллектива, способствующего оптимальному росту и развитию личности каждого, условий для реализации индивидуальных творческих потенций.
- Коррекция индивидуального развития учащихся, предупреждение дезадаптации.
Перед учителем, проводящим педагогическую диагностику, стоит задача не только выявить у ребёнка какое-либо нарушение, но, главное проанализировать характер этого нарушения и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения. Поэтому после проведения диагностики необходима коррекционная работа, которая вкрапляется в содержание уроков и внеклассных мероприятий.
Например, виды работы, направленные на:
- снятие конфликтности
— Коррекция поведения с помощью ролевых игр
-Формирование адекватных форм поведения в коллективе
-Снятие напряжения у детей (релаксация)
- Коррекцию тревожности
-Рисование спиралевидными линиями
-Пластилиновая живопись
-Изображение своего настроения
-Формирование умелости и уверенности руки
Вся информация, получаемая в ходе диагностики, позволяет учителю отслеживать развивающий эффект и своей деятельности, видеть достоинства и недостатки образовательного процесса, выявлять проблемы в развитии каждого ребёнка и оказывать своевременную и необходимую помощь. Диагностика необходима учителю, чтобы понять, какие учебные действия и у каких детей необходимо формировать уже в первые недели обучения, предвидеть, кто не умеет принять инструкцию и кому её надо повторять несколько раз, кто должен постоянно вслух проговаривать свои действия, кто нуждается в постоянной пошаговой помощи со стороны учителя.
Информация, полученная учителем в ходе диагностики, способствует лучшему пониманию учителем своих учеников, помогает ему построить урок и общение более эффективно, создать атмосферу принятия и доверия, что стимулирует активность учеников. Проявляя внимание к личности каждого ребёнка, учитель осуществляет личностно-ориентированный подход в обучении, что в конечном счёте позволяет ребёнку полнее раскрыть и реализовать свой потенциал.
Знание индивидуальных особенностей учащихся помогает учителю не только создать открытое уникально неповторимое общение, но и быть готовым получить в этом общении обратную связь; в том числе в форме оценок личностных проявлений учителя со стороны ученика, а это способствует профессиональному росту, развитию собственной индивидуальности.
Источник