Диагностика развития личности ребенка с овз

Диагностика развития личности ребенка с овз thumbnail

Тест различения и выбора фонем.

Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики. Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое — состояния фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое – фонематического анализа и восьмое — фонематического синтеза. Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания. К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.

Задание 1.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку.

Слушай:

Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш».

После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: «А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3′ (зъ). Слушай:

С’, Ц’, 3′, Т ‘, 3’ «.

И, наконец, учитель говорит: «Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:

С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ».

Примечание: Звуки Ш, 3′, Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.

Задание для углубленной диагностики.

«Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА». После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: «А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:

ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ».

Задание 2.

Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: «Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках». Далее учитель называет следующие пары:

трава — дрова, уточка — удочка,

крыша — крыса, мишка — мышка,

бочки — почки.

Задание 3.

Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее учитель спрашивает: «Все ли предметы тебе известны?» Ребенок обычно отвечает утвердительно. Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй — черный. Учитель вновь обращается к ученику: «Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т, а возле черного домика — со звуком Д».

Задание 4.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце».

Задание 5.

Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово

«сковородка».

Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: «Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем — второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные». Затем учитель по очереди называет слова:

нос, паук, школа, палатка, сковородка.

Задание для углубленной диагностики.

«Назови первый и последний звук в слове  СЛОН».

Задание 6.

Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: «Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове «ласточка».

Задание для углубленной диагностики.

«Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В».

Задание 7.

Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:

Ч Ш Ц Т

Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: «Сейчас я произнесу одно слово — это слово «чашка». А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова».

Задание для углубленной диагностики.

«Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ».

О У А М

Задание 8.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков». (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)

Задание для углубленной диагностики.

«Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу». (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)

«Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках».

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 Психодиагностика детей с ОВЗ подготовила: Семенова Т.С. МБУДО ДТДиМ

Описание слайда:

Психодиагностика детей с ОВЗ подготовила: Семенова Т.С. МБУДО ДТДиМ

2 слайд

ПСИХОДИАГНОСТИКА- от греч. –душа+распознавание. это теория и практика оценки

Описание слайда:

ПСИХОДИАГНОСТИКА- от греч. –душа+распознавание. это теория и практика оценки психологических свойств, процессов и состояний человека при помощи научно проведенных методов позволяющих получать достоверную информацию о них. это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения идивидуально-психологических особенностей личности, а также переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности. это процесс постановки диагноза о выраженности того или иного качества.

3 слайд

Цель психодиагностики Основной целью применения психологической диагностики я

Описание слайда:

Цель психодиагностики Основной целью применения психологической диагностики является : определение уровня умственного развития состояния интеллекта детей познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы личностного развития

4 слайд

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Дифференциальная психологическая диагностика с целью в

Описание слайда:

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Дифференциальная психологическая диагностика с целью выявления психологической структуры нарушения и выбора в соответствии с этим оптимальной стратегии корригирующего воздействия; Диагностика индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивидуального подхода ; Диагностика сохранных аспектов психики ребенка и терапевтического потенциала микро- и макросреды; Диагностика динамики изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного реабилитационного процесса.

5 слайд

ВИДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 1.Тесты достижения 1.1. Тесты развития 1.2. Тесты интел

Описание слайда:

ВИДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 1.Тесты достижения 1.1. Тесты развития 1.2. Тесты интеллекта 1.3. Общие тесты достижений 1.4. Школьные тесты достижений 1.5. Спец. Тесты проверки психических функций и способностей 2. Личностные метрические тесты 2.1. Тесты структуры личности 2.2. Тесты установок и интересов 2.3. Клинические тесты 3. Личностные неметрические (проективные) тесты 3.1. Тесты толкований 3.2. Вербально тематические тесты 3.3. Рисуночные и формосоздающие тесты

6 слайд

СТРУКТУРА ПСИХОДИАГНОСТИКИ Заголовок тип методики 1. Концепция теста (то, что

Описание слайда:

СТРУКТУРА ПСИХОДИАГНОСТИКИ Заголовок тип методики 1. Концепция теста (то, что измеряется) 1.1. Теоретическое обоснование 1.2. Структура теста (тестовые батареи, субтесты) 2. Конструкция теста (источник формулировок, пробы) 3. Статистические критерии 3.1. Объективность(обработка и интерпретация) 3.2. Надежность ( стабильность) 3.3. Валидность (соответствие) 3.4.Нормы

7 слайд

4. Проведение 4.1. Форма (индивид., груп.) 4.2. Референтная выборка (возраст,

Описание слайда:

4. Проведение 4.1. Форма (индивид., груп.) 4.2. Референтная выборка (возраст, пол…) 4.3. Время проведения 4.4.Материал (бумага, какранд.,) 4.5. Инструкция 4.6.Условие (квалификация тестолога, тренинг тестирующихся) 5. Обработка и интерпритация 5.1. Средства обработки 5.2. Время обработки 6. Возможности применения 7. Заключение 8. Литература

8 слайд

Качественный анализ Выделяют следующие качественные показатели, характеризующ

Описание слайда:

Качественный анализ Выделяют следующие качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка: • особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи; • особенности моторной функции. Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка: • особенности контакта ребенка; • эмоциональная реакция на ситуацию обследования; •реакция на одобрение; • реакция на неудачи; •эмоциональное состояние во время выполнения заданий; • эмоциональная подвижность; • особенности общения; • реакция на результат. Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка: • наличие и стойкость интереса к заданию; • понимание инструкции; • самостоятельность выполнения задания; •характер деятельности (целенаправленность и активность); •темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности; • работоспособность; • организация помощи.

9 слайд

пмпк В работе с детьми с ОВЗ психодиагностическая деятельность начинается с р

Описание слайда:

пмпк В работе с детьми с ОВЗ психодиагностическая деятельность начинается с работы на консилиуме позволяющей: • своевременно выявить детей с ограниченными возможностями • выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ • определить оптимальный педагогический маршрут; • обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ • спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы • оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы • определить условия воспитания и обучения ребенка; • консультировать родителей ребенка.

10 слайд

Психологическое диагностирование включает в себя Изучение общих сведений о ре

Описание слайда:

Психологическое диагностирование включает в себя Изучение общих сведений о ребёнке. Исследование психического, индивидуально-личностного развития ребёнка в структуре ведущей деятельности. Особенности развития мышления. Состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления. Индивидуальные качества мышления: логичность, критичность, доказательность, избирательность, активность. Затруднения в мыслительных операциях, в умозаключениях, в построении выводов, суждений.

11 слайд

Особенности развития памяти. Развитие произвольной и непроизвольной памяти. О

Описание слайда:

Особенности развития памяти. Развитие произвольной и непроизвольной памяти. Особенности запоминания, сохранения и воспроизведения, соотношение образной и словесной памяти. Затруднения в кратковременном запоминании, сохранении и воспроизведении. Особенности развития внимания. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключаемость, врабатываемость, истощаемость, отвлекаемость, рассеянность. Особенности развития мотивации. Ведущий мотив учения. Осознанность, обоснованность, устойчивость мотивов. Отсутствие устойчивого мотива учения.

12 слайд

Особенности развития межличностных отношений. Индивидуальная потребность личн

Описание слайда:

Особенности развития межличностных отношений. Индивидуальная потребность личности в общении, степень популярности в межличностных отношениях в учебной и внеурочной деятельности. Сложности общения с одноклассниками, отсутствие потребности в общении. Особенности развития системы отношений личности. Отношение ребёнка к семье, к друзьям, к себе, окружающим. Затруднения, неопределённость отношений. Проблемные зоны в системе отношений личности. Особенности развития речи. Связность, логичность, развёрнутость, эмоциональность речевых высказываний, бедность, разбросанность, затруднения в речевой деятельности. Общее недоразвитие речи.

13 слайд

Состояние успеваемости и поведения. Успеваемость школьника по основным предме

Описание слайда:

Состояние успеваемости и поведения. Успеваемость школьника по основным предметам, избирательное отношение к учебным дисциплинам, неуспеваемость, затруднения в овладении учебным материалом, соответствие поведения ребёнка требованиям детского учреждения. Заключение об индивидуальных особенностях психического развития ребёнка. В заключении необходимо выделить: актуальный и потенциальный уровень психического развития, проблемные зоны в системе отношений личности, отклонения в развитии познавательной деятельности, поведении, трудности в овладении учебным материалом, индивидуальные особенности школьника. Также определяются ведущие коррекционно-оздоровительные условия для развития познавательных функций, возможностей индивидуального коррекционно-развивающего обучения ученика, перспективные психолого-педагогические возможности социальной коррекции и интеграции ребёнка.

14 слайд

Диагностический инструментарий качестве источников диагностического инструмен

Описание слайда:

Диагностический инструментарий качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и др.

15 слайд

Пирамидка?

Описание слайда:

Пирамидка?

16 слайд

Диагностика развития личности ребенка с овз

17 слайд

Диагностика развития личности ребенка с овз

18 слайд

Диагностика развития личности ребенка с овз

19 слайд

Диагностика развития личности ребенка с овз

20 слайд

Диагностика развития личности ребенка с овз

21 слайд

Диагностика развития личности ребенка с овз

22 слайд

Диагностика развития личности ребенка с овз

23 слайд

Диагностика развития личности ребенка с овз

24 слайд

Диагностика развития личности ребенка с овз

25 слайд

Спасибо за внимание

Описание слайда:

Спасибо за внимание

Курс профессиональной переподготовки

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Методист образовательной организации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-865319

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Юлия Габитова
Тактика проведения психолого — педагогического обследования ребёнка с ОВЗ

Тактика проведения психолого – педагогического обследования ребёнка с ОВЗ.

Для успешности психологического обследования Т. Д. Марцинковская предлагает запомнить несколько основных правил:

1. Для составления психологической характеристики ребенка необходимо использовать не менее 10—15 разных тестов, поскольку каждая отдельная методика направлена на «измерение» очень го, специального качества — какого—то одного вида внимания, памяти, мышления ребенка. Не существует универсальной методики, с помощью которой можно сразу все «измерить» и понять в ребенке, исчерпывающую характеристику его личных качеств, способностей, особенностей общения, его познавательных процессов.

2. Строго следуйте инструкции, которая приведена в каждой методике. В противном случае суть задания может полностью измениться, а, следовательно, полученный вами результат будет ошибочным.

3. Не забывайте о том, что каждая методика рассчитана на и определенного возраста. Существуют методики, которые но использовать в разных возрастных группах. В таких случаях обращайте внимание на инструкцию и особенности подачи риала для каждого возраста.

4. Результаты, полученные вами, также не могут быть одинаково значимы для разного возраста. Поэтому будьте внимательны при интерпретации: обязательно сверяйте их с результатами, типичными особенностей конкретного возраста. Помните о том, что по данным конкретной одной методики нельзя сделать вывод о «глупости» или алое, так же как и об одаренности. Такой вывод может быть ан только в том случае, если результаты всех тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.

5. Для работы по многим методикам необходим специальный «стимульный материал», то есть карточки, тексты, картинки, которые предлагают ребенку. Не забывайте, что все инструкции о порядке предъявления и способе подачи этого материала обязательны и совершенно иной результат.

6. Существуют так называемые субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни из них имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, другие требуют не количественной, а качественной интерпретации, хотя работать с ними труднее, эти методы часто дают более полные данные о психическом состоянии ребенка. Однако при работе с ними надо быть особенно внимательными и сверять их результаты с показателями, полученными с помощью других тестов.

7. Никогда не пытайтесь работать с ребенком через силу, без его добровольного желания — вы получите неверные результаты. Старайтесь также не упоминать, что вы проверяете ребенка, как бы экзаменуете его. Это приведет к напряженности, скованности и также может исказить объективность полученных данных. Лучше включить обследование в процесс любой совместной деятельности, можно даже игровой, но только при условии, что ребенок сумеет в процессе этой игры сосредоточиться, «принять» задание, а не бросить его на полпути, если оно ему покажется скучным или трудным. Словом, вы должны заинтересовать ребенка и добиться его внимания.

Выготский Л. С. рассматривал личность ребенка в развитии и отстаивал динамический подход к изучению развития. Особо он подчеркивал необходимость установления качественных особенностей протекания психических процессов, выявления перспектив развития личности, а также изучения интеллектуального и эмоционально-волевого развития детей в их взаимосвязи. Эти положения стали основой для разработки специальной схемы педологического исследования ребенка, включающей строго определенные этапы.

1. Анализ тщательно собранных жалоб родителей, самого ребенка, работников воспитательного учреждения. При анализе внешних жалоб следует избегать не только субъективных оценок, но и всяких обобщений, принимаемых на веру и не проверяемых в течение исследования.

2. Анализ истории развития ребенка, включающей его утробное и внеутробное развитие в главных чертах, выяснение наследственных особенностей, и особенно историю воспитания личности, важнейшие влияния среды, непосредственно формирующие личность ребенка.

Важно, чтобы вся история развития и воспитания была причинным жизнеописанием, т. е. центр тяжести должен быть перенесен с внешних событий (когда ребенок начал садиться, говорить и т. д.) на изучение и установление внутренних связей процесса развития. Обязательным моментом на этом этапе исследования является характерологическое изучение семьи, позволяющее выявить факты наследственности в их динамике. Наследственные влияния должны изучаться в единстве со средовыми как структурное целое. Всякий новый этап в развитии ребенка должен быть понят как вытекающий с логической необходимостью из предшествующего этапа.

3. Симптоматология развития — научное констатирование, описание и определение симптомов, позволяющие определить уровень и характер развития, достигнутого ребенком на настоящий момент. Самое важное — выяснение степени выраженности и характера связи данного симптома с остальными и его мотивированности, т. е. места данного симптома внутри целого синдрома. Еще более важно отойти в квалификации фактов и явлений нарушения от житейских наблюдений, случайных названий и обобщений.

4. Педологический диагноз представляет собой вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса. Окончательная оценка состояния развития делается на основе тщательного анализа числа и характера положительных и отрицательных данных, сравнения всей картины поведения ребенка с той или иной возрастной схемой развития.

5. Прогноз — предсказание на основе всех предыдущих этапов исследования пути и характера детского развития. Содержанием прогноза должна быть вся полнота процесса развития, как она отражена в диагнозе, со всей сложностью структуры и динамики личности ребенка.

6. Педагогическое или лечебно- педагогическое назначение, во имя которого и строится педологическое исследование. Педагогическое назначение должно быть конкретным, содержательным, давать совершенно определенные и ясные указания относительно мероприятий, применяемых к ребенку, и явлений, которые должны быть устранены с помощью этих мероприятий.

Получив назначение, педагог должен знать, с чем именно в развитии ребенка ему нужно бороться, какие для этого привлекаются средства, какой от них ожидается эффект. Такие стереотипные формулировки назначений, как индивидуальный подход или вовлечение в коллектив, неэффективны, поскольку не имеют конкретного содержания и не указывают на способ их осуществления.

Основываясь на выше сказанном можно составить тактику проведении психологического обследования ребёнка с ОВЗ (по О. Н. Усановой):

1. Предварительный этап — сбор и анализ всестороннего анамнеза. (При анализе этих данных учитываются следующие парметры развития:

• сроки — время начала и завершения различных этапов развития;

• темпы — скорость, интенсивность накопления определенных навыков и умений;

• спонтанность — степень самостоятельности ребенка в овладении разными видами деятельности;

• результативность — уровень развития, достигнутый ребенком к моменту обследования.)

2. Первый этап — наблюдение за поведением и деятельностью ребенка. Его задача — отметить состояние отдельных сторон его психической деятельности в целях получения общей характеристики развития. Фиксируются: внешний вид ребенка, его контактность, реакция на ситуацию обследования, направленность интересов и действий, организация внимания и деятельности, осмысленность работы, адекватность оценки своих действий (концентрация, переключаемость, распределение внимания, сопровождение деятельности речью, двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость).

3. Второй этап — углубленное изучение психических процессов с помощью психодиагностических и нейропсихологических методик (анализ уровня развития мышления и речи, сенсорно — перцептивных и мнестических процессов, изучение письменной речи, математических умений и навыков.)

4. Третий этап – составление заключения по результатам обследования.

Психологическое заключение должно строиться на основе сравнительного анализа полученных результатов по всем разделам обследования. Стандарта в написании заключения нет, но можно говорить о некоторой условной схеме заключения. О. Н. Усанова предлагает составление психологического заключения из трех частей:

Первая часть – постановка вопроса исследования (гипотеза).

Вторая часть – описательная характеристика результатов исследования в русле выбранного направления. В этой части анализируется организационная и исполнительская сторона психической деятельности ребенка, а также формулируются выводы, полученные в процессе обследования. Должны быть даны ответы на вопросы: 1) соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастным нормам; 2) какова структура дефекта развития: какой дефект является первичным, какие вторичные нарушения закономерно возникли и развились как следствие первичного дефекта; 3) какова взаимосвязь высших психических функций ребенка, особенно мышления и речи; 4) каково взаимодействие дефекта развития ребенка и формирование его личности;5) каков уровень его знаний и практических навыков к моменту обследования; 6) какова обучаемость ребенка? (необходимо привести конкретные примеры, подтверждающие выводы)

Третья часть – резюме наиболее важных данных, которые в дальнейшем могут быть положены в формулировку диагноза.

Ниже представлена схема психологического заключения, предложенная М. М. и Н. Я. Семаго.

А. Общая часть заключения ‘

1. Основные паспортные данные ребенка.

2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию.

3. Наиболее важные анамнестические данные.

4. Специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе его эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность).

5. Сформированность регуляторных функций.

6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности в различные моменты обследования (в том числе и ее динамический аспект).

7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.

8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.

Б. Специальная часть

1. Психологический диагноз.

2. Вероятностный прогноз развития.

3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Используемая литература:

1. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей.

2. ЗабрамнаяС. Д., Левченко И. Ю. Психолого- педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций).

3. Шаповал И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития.

4. Усанова О. Н. Специальная психология как наука.

Источник