Диагностика развития личности ребенка раннего возраста

Диагностика развития личности ребенка раннего возраста thumbnail

Татьяна Красникова
Диагностика детей раннего возраста

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА)

Диагностика развития познавательного уровня

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)

Нормативы:

различение от 1,5—2 лет;

выбор по названию — в 2—3 года;

самостоятельность названия — в 2,5—3 года.

Стимульный материал: цветные наборы дидактических игр «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.

Пример инструкций:

1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;

2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек».

• Аналогично предъявляются другие задания.

Форма

Нормативы:

сличение — от 1,5—2 лет;

выбор по названию — в 2 года;

самостоятельность названия — в 3 года.

Стимульный материал: круг (шарик, квадрат (кубик, прямоугольник (кирпичик, треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов.

Пример инструкции:

1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают);

2) «покажи, где кубик»;

3)»назови форму».

Предметный гнозис

Стимульный материал: 10—12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).

Инструкция:

1) «покажи, где нарисован. «;

2) «что нарисовано?» или «что это?»

Нормативы:

В 1,5—2 года называют 4—5 картинок.

В 2,5 года называют многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.

В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.

Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)

Стимулъный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок.

Нормативы:

выбор из двух карт инок — в 2 года;

выбор из четырех картинок — в 3 года.

Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

Конструктивный праксис (методика «Разрезные картинки»)

Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.

Нормативы:

разрезная картинка из двух фрагментов — в 2,5—3 года;

разрезная картинка из трех фрагментов — в 3 — 3,5 года.

Анализ результатов:

1) совершает целенаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами;

4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5— З лет)

Стимульный материал: кубики, прямоугольные бруски (кирпичики, треугольные призмы (крыша, полусферы разных цветов.

Анализ результатов:

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является неадекватным);

2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

Пространственный гнозис

Стимулъный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Пример инструкций:

«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)«, «Иди вперед (назад)«.

Нормативы:

2,5—3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1—2 заданиях, легко корректируются;

3,5—4 года — выполняют все задания.

Диагностика способов деятельности.

Складывание пирамидки. Складывание матрешки

Стимульный материал: пирамидка из четырех и шести колец с колпачком.

Нормативы:

снимают кольца с пирамидки — в 1 год;

собирают пирамидку без учета диаметра колец — в 1,5—2,5 года;

собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания — в 3—3,5 года; работа зрительным соотношением.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными;

2) простое манипулирование (специфическая манипуляция);

3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и наоборот, при этом использует силу (вдавливает, не учитывая свойств предмета);

4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);

5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);

6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).

Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.

Методика «Вкладыши» («Мисочки»)

Стимульный материал: семь цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипуляции (использование вкладыша не по назначению; неадекватные действия);

2) специфические манипуляции (познавательные);

3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша);

4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);

5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);

6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к друг у;

7) зрительное соотнесение (правильное решение на основании только

зрительного анализа);

До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3 годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5—3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.

Читайте также:  Физиологическое развитие ребенка в разные периоды

Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка. Если ребенок достигает результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту, следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического развития. Высокая обучаемость, т. е. быстрый переход от низкого способа к более высокому, свидетельствует в пользу ребенка. Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также установки на результат могут быть связаны с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.

Методика «Почтовый ящик» («Коробочка форм») (Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард)

Стимульный материал: деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.

Анализ результатов:

до 3 лет допускается силовая проба;

в 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.

Ребенок действует силой, т. е. толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру. Пробы:

ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру; примеривание: ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладывают к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг — к треугольнику, и наоборот. При этом способе бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга. Зрительное соотнесение: ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.

Задания с предметами быта (по О. В. Баженовой)

Стимульный материал и исследование: ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие.

Нормативы:

15 месяцев — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может

вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;

18 месяцев — снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая

одновременно 2—3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит

игрушку на новом месте;

2 года — запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу — каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных

действий;

2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы;

3 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.

Диагностика развития игры.

Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками.

Анализ уровня развития игры:

1) неадекватные действия с игрушкой;

2) манипуляция с предметами — до 2 лет;

3) процессуальные игровые действия — с 2 лет (например, возит, машину, одевает и раздевает куклу и т. п.);

4) процессуальная игра с элементами замысла — от 2—3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т. п.);

5) сюжетная игра — к 3 годам.

Диагностика развития двигательной сферы.

Общая моторика.

Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам:

1 год — самостоятельная ходьба;

1,5—2 года — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;

2,5 года — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;

3 года — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12—15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами.

Одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 руб. по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.

Отчетливость движений: ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие) синкенезий.

Тонкие движения пальцев рук

Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами.

Нормативы:

2 года — повторяют штрихи, рисуют круги;

2,5—3 года — рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека — «головонога».

Оральный праксис:

губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку);

Читайте также:  Ребенок с аномальным развитием это

щек (надуть и втянуть щеки);

языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка «горку»).

Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые, объем (доводятся ли движения до конца, переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.

Исследование памяти

Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.

Нормативы:

1,5 года — выполняют 3 действия;

2 года — выполняют 3—4 действия;

3 года — выполняют 5 действий.

Игра «Что изменилось — чего не стало»

Ребенку предъявляют четыре картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.

Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.

Исследование внимания

Методика «Зрительный диктант»

Стимульный материал: три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).

Нормативы:

для детей 2—2,5 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 3—4 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 5 лет — отыскивание картинок в таблице.

Инструкция: «Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики). Как можно быстрее. Но не ошибайся».

Анализ результатов:

скорость выполнения одной таблицы — 1,5 минуты.

Нарушения внимания:

1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);

2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий);

3) «застреваемость» внимания (нарушение переключаемости, слабая способность переходить с одного объекта на другой;

4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации).

При изучении эмоционально-волевой сферы и поведения учитываются: контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакция на поощрение и порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности.

1. Контактность:

а) легкий, быстрый контакт;

б) поверхностный;

в) контакт устанавливает с трудом;

г) уходит от контакта;

д) протестная реакция.

2. Внимание:

а) взгляд фиксирует (не фиксирует);

б) устойчивое (неустойчивое);

в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой;

г) «застревание»;

д) с явлениями генерализации.

3. Фон настроения:

а) нормальный;

б) несколько повышен (снижен);

в) эйфорический;

г) депрессивный;

д) контрастирующий.

4. Реакция на поощрение и порицание:

а)адекватная;

б) индифферентная;

в) с повышением (понижением) результативности работы;

г) корректировка деятельности;

д) отсутствие реакции;

е) отказ от деятельности при порицании;

ж) агрессивная реакция на порицание;

з) дезорганизация деятельности.

Результаты исследования заносятся в карту цифровыми обозначениями в соответствии с диагностическим уровнем и возрастом испытуемого. Перед началом психологического исследования собираются полные анамнестические сведения, социальная характеристика семьи. При составлении заключения трактовка состояния отклоняющегося развития на основе качественного анализа результатов систематизируется только по нозологическому принципу. Соответственно даются рекомендации о направлении ребенка в тот или иной тип детского воспитательного учреждения.

Источник

3.1. Показатели развития ребенка и параметры диагностики.

Ранний возраст
включает в себя период от одного года
до трех лет. Ведущей в этом возрасте
становится предметная деятельность,
которая вместе с общением, стимулирующим
развитие речи, определяет весь ход
социально-личностного и познавательного
развития ребенка. Диагностика речевого
развития не проводится отдельно, так
как в этом возрасте речь включена в
общение и является его средством.
Определение уровня познавательной
активности происходит при диагностике
предметной деятельности.

На втором году
жизни ребенок переходит от
предметно-манипулятивной деятельности
к собственно предметной деятельности,
в процессе которой происходит овладение
ребенком действиями с предметами.

В основе развития
предметной деятельности лежит развитие
двигательных навыков (см. таблицу 6).

Таблица
6

Двигательные
навыки в раннем детстве [18].

Возраст

Тонкая
моторика

Грубая
моторика

12-13 месяцев

15-18 месяцев

18-21 месяц

21-24 месяца

24-30
месяцев

Чертит по бумаге
цветными мелками. Вставляет предмет
в отверстие, например, прищепку в
бутылку. Держит ложку, подносит ее ко
рту. Сам надевает шапку и обувь.

Переворачивает
страницы книги (по 2-3 сразу).

Выводит каракули,
росчерки.

Открывает дверь,
поворачивая ручку. Нанизывает три и
более бусинок. Переворачивает страницы
книги по одной за раз.

Держит
пальцами мелок или карандаш: большой
палец с одной стороны, остальные – с
другой.

Ходит самостоятельно.
Заползает вверх по лестнице. Неуклюже
бросает предмет. Берет и бросает
большие игрушки.

Ходит босиком и
задом наперед. Взбирается и спускается
по лестнице с помощью взрослых. Бросает
мяч на 1-1,5 метра.

Сам поднимается
и спускается по лестнице, держась за
перила, наступая на ступеньки одной
и той же ногой, затем приставляет
другую.

Пинает ногой
большой мяч. Легко наклоняется, чтобы
поднять предмет.

Недолго
стоит и балансирует на одной ноге без
посторонней помощи. Стоит на цыпочках.
Чередует ноги, поднимаясь по лестнице.
Ездит на маленьком трехколесном
велосипеде, крутя педали.

В качестве параметров
предметной деятельности выступают:

— виды действий,

— познавательная
активность,

— включенность
деятельности в общение со взрослым
[5].

Выделяют насколько
видов действий
с предметами
:

  1. Ориентировочные
    и манипулятивные действия. К ним
    относятся действия, с помощью которых
    ребенок знакомится с предметами
    (трогает, рассматривает и др.), предметные
    манипуляции (стучит, бросает и др.),
    физические действия, определяемые
    спецификой предмета (катает мяч,
    растягивает резинку и др.)

  2. Предметные и
    игровые. Эти действия осуществляются
    с учетом назначения предметов (ест
    ложкой, строит дом из кубиков и др.).

Читайте также:  Исследование развития мышления ребенка дошкольного возраста

Познавательная
активность

включает следующие показатели:

— интерес к действиям
с предметами;

— настойчивость в
предметной деятельности;

— эмоциональная
вовлеченность в действия с предметами;

— стремление к
самостоятельности в деятельности.

Включенность
предметной деятельности в общение

отражается в следующих параметрах:

— стремление ребенка
действовать по образцу;

— ориентация на
оценку взрослого;

— речевое сопровождение
действий.

Общение со взрослым
наравне с развитием предметной
деятельности является определяющим в
развитии ребенка раннего возраста.
Основной формой общения в раннем возрасте
является ситуативно-деловое общение.
Кроме ситуативно-делового общения у
ребенка сохраняется потребность в
эмоциональных контактах со взрослым,
а также зарождаются элементы
внеситуативно-познавательного общения
(проявляется в интересе к совместному
чтению и рассматриванию книг).

Параметрами
ситуативно-делового общения являются
инициативность ребенка в общении,
чувствительность к воздействиям
взрослого и средства общения.

Инициативность
в общении

отражает стремление ребенка привлечь
внимание взрослого к своим действиям,
приглашение к совместной деятельности
(демонстрация умений, просьбы о помощи,
поиск оценки своих действий и др.).

На третьем году
жизни интенсивно развивается процессуальная
игра – действия с игрушками, имитирующие
людей, животных, реальные предметы.
Развитие процессуальной игры также
может рассматриваться как диагностический
параметр. Наличие у ребенка потребности
в игре выявляется на основании следующих
показателей:

— инициативность
в игре (вариативность игровых действий,
речевая активность ребенка в игре,
использование ребенком предметов-заместителей);

— длительность
игры;

— эмоциональное
состояние в ходе игры.

Чувствительность
к воздействиям
взрослого отражает желание и готовность
ребенка принять предлагаемую взрослым
форму сотрудничества.

Средства общения
включают в себя действия, посредством
которых ребенок стремится привлечь
внимание взрослого. Показателями данного
параметра являются:

— понимание речи
взрослого;

— экспрессивно-мимические
средства;

— предметные
действия;

— активная речь
(лепет, отдельные слова, фразы).

Ранний возраст
является периодом интенсивного речевого
развития. Поэтому диагностика речи в
данном возрасте является наиболее
важной.

При диагностике
развития речи выделяют три главных
параметра:

— степень развития
активной речи – любые речевые обращения,
просьбы, требования, названия предметов
и др. в репертуаре коммуникативных
средств ребенка;

— степень развития
пассивной речи – понимание значения
слов, предложений, различных частей
речи;

— способность
выполнять речевые инструкции взрослого
[5].

Наиболее наглядны
возрастные изменения в сфере активного
словаря.
Количество
слов в речи ребенка (и понимаемых, и
активно используемых) стремительно
увеличивается: в 2 года — около 250 слов,
в 2 г. 6 мес. — 450, в 3 года — 800 (по некоторым
данным — до 1500). При
этом считается, что так называемый
«пассивный словарный запас» (найти
и показать по просьбе, или принести) у
ребенка примерно в полтора раза больше
«активного» (то есть способности
правильно назвать). Существенно меняется
не только количество слов, но и их состав.

К 2,5 годам к уже освоенным
вопросам «кто», «что» добавляются новые:
«где», «куда», «какой».

Можно сказать,
что, начиная с этого возраста, содержание
речи, ее словарный состав — сопровождает
и отражает познавательное развитие
ребенка: например, способность различать
и объединять примеры по величине
проявляется в правильном употреблении
слов «маленькие» и «большие».
В этом периоде появляется и способность
воспринимать (и соответственно обозначать
словом эстетические и этические
категории, половую принадлежность
людей).

Часто можно
наблюдать, что появление в разговоре
какого-то слова вызывает другие на эту
тему; они могут быть связаны ассоциацией
по смежности («у зайчика уши длинные, а
хвост маленький»).

К тремгодам уже
появляются почти все части речи (кроме
причастий и деепричастий). Часто
наблюдается словотворчество (и как
необычные изменения знакомых слов, и
как изобретение собственных). В
обозначениях людей уже практически
всегда отражается пол
и возраст.
Ребенок может
по просьбе назвать части тела и определить
их назначение.

Появление
числительных
отражает представление о числе и размере,
хотя это еще нельзя рассматривать как
умение считать.

Формирование
грамматической системы речи (изменений
слов, синтаксической структуры
предложения) требует определенного
уровня познавательных способностей
ребенка: чтобы правильно использовать,
например, форму множественного числа,
или рода, нужно понимать, что эти формы
означают. В психолого-педагогических
схемах развития период от двух до двух
с половиной лет в плане развития речи
обычно характеризуется довольно кратко:
«появляются сложные предложения, не
всегда правильные грамматически».

В
качестве диагностического критерия
нормального возрастного развития в
плане усвоения грамматики на третьем
году жизни следует рассматривать не
столько правильность используемых
изменений окончаний слов, сколько сами
попытки их изменять.

В
речи ребенка становится все больше
сложносочиненных и сложноподчиненных
предложений, используются многие
служебные слова.

Примерно
с двух лет ребенок начинает устойчиво
использовать разные интонации в случаях,
когда он произносит фразу-требование,
фразу-сообщение и фразу-вопрос; к трем
годам значительно увеличивается
разнообразие эмоций, передаваемых
интонациями речи [20].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник