Диагностика развития личности ребенка младшего дошкольного возраста
Определение
развития мотивационной сферы (Н.Л.
Белопольская, в модификации A.M. Прихожан).
Цель: определить
доминирование учебных или игровых
мотивов.
Материал: два листа
бумаги, карандаш или ручка.
Ход выполнения:
инструкция детям: “Сейчас мы будем
учиться красиво писать букву О. Если
хочешь получить за свою работу самую
высокую оценку — 5, то надо красиво
написать как можно больше (не менее
одной строчки)”.
Затем перед ребенком
ставят фигурки (изображения) зайца и
волка. Предлагают поиграть в игру, в
которой зайцу надо спрятаться от волка,
чтобы тот его не съел. Ребенок может
помочь зайцу, если нарисует для него
большое поле с ровными рядами капусты.
Поле — лист бумаги, а капуста — кружочки.
Сравнивается
выполнение двух вариантов заданий и
делается вывод о доминировании
учебных или игровых мотивов.
Методика “Три
желания”.
Цель:
изучить ценностные ориентации ребенка,
потребностную сферу, воображение.
Ход
исследования:
ребенку предлагают назвать три желания,
которые бы он хотел высказать
волшебнику.
Оценка результатов.
Качественный анализ ответов ребенка
позволяет сделать выводы об особенностях
мотивационно-потребностной сферы.
Методика
“Шапка-невидимка”.
Цель:
изучить потребностную сферу ребенка,
воображение, а также особенности его
взаимоотношений с детьми и взрослыми.
Ход
исследования:
ребенка просят ответить, хотел бы он,
чтобы у него была шапка-невидимка, и что
он с ней делал бы в детском саду, дома,
на улице.
Выводы делаются
на основании качественного анализа
содержания ответов ребенка. Обращается
внимание на степень соответствия
воображаемого поведения ребенка
социальным нормам.
Изучение общей
Я-концепции и самооценки (модифицированный
вариант методики
Дембо—Рубинштейн,
разработанный Е.З. Басиной для детей 6
лет).
Цель:
выявить особенности Я-концепции ребенка
старшего дошкольного возраста и
самооценки по различным индивидуальным
характеристикам, содержательно связанным
между собой.
Материал:
шкалы Дембо.
Ход
исследования:
первая часть: беседа по типу клинической,
цель которой — выявить наличие и характер
содержательных вербализованных
представлений ребенка о себе, его
ценностные суждения.
Вопросы:
1. Что ты больше
всего на свете любишь? Что вообще ты
любишь? Что тебе нравится?
2. Что ты больше
всего на свете не любишь? Чего ты не
любишь, что тебе не нравится?
3. Представь себе
человека, который бы тебе так нравился,
что ты хотел бы быть таким, как он, хотел
бы быть похожим на него. Какой это
человек? Каким бы ты хотел быть? На кого
бы ты хотел быть похожим?
4. Представь себе
человека, который бы тебе так не нравился,
что ты ни за что не хотел бы быть таким,
как он, не хотел бы быть на него похожим.
Какой это человек? Каким бы ты не хотел
быть? На кого бы ты не хотел быть похожим?
5. Что ты можешь
рассказать о себе? Какой ты сам?
Вторая часть: после
беседы предъявляются шкалы Дембо с
характеристиками, названными детьми в
ответах на вопросы 3,4, 5, и стандартный
набор (хороший — плохой, добрый — злой,
умный — глупый, сильный — слабый, смелый
— трусливый, самый старательный — самый
небрежный).
Инструкция:
“Здесь расположены все люди на свете
— от самых умных до самых глупых
(сопровождается движением руки вдоль
отрезка, сверху вниз), от самых глупых
до самых умных (движение вдоль отрезка
снизу вверх). На самом верху находятся
все самые умные люди на свете, в самом
низу — самые глупые, посередине —
средние. Где ты среди всех этих людей?
Пометь свое место”.
После того, как
ребенок сделал пометку, его спрашивают:
“Ты такой на самом деле или хотел бы
быть таким? Пометь, какой ты на самом
деле и каким хотел бы быть”.
По ответам детей
судят о дифференцированности самооценки
(если по разным характеристикам дети
оценивают себя неодинаково), наличии
или отсутствии деления самооценки на
реальную и идеальную, о возможности
самокритичной самооценки.
Методика «Лесенка»
(Щур В.Г.)
Цель:
определение самооценки ребенка,
восприятие ребенком отношения к нему
взрослых.
Стимульный
материал:
Рисунок лесенки, состоящей из 7 ступенек.
По середине необходимо расположить
фигурку ребенка. Для удобства может
быть вырезана из бумаги фигурка девочки
или мальчика (в зависимости от пола
диагностируемого ребенка), которую
можно поставить на лесенку.
Инструкция:
«Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут
стоит мальчик (девочка) На ступеньку
выше ставят хороших детей, чем выше –
тем лучше, а на самой верхней ступеньке
– самые хорошие ребята. На ступеньку
ниже ставят не очень хороших детей
(показывают), еще ниже – еще хуже, а на
самой нижней ступеньке – самые плохие
ребята. На какую ступеньку ты сам себя
поставишь? А на какую ступеньку тебя
поставят мама? Папа? Воспитательница?
Можно таким же
образом предложить оценить себя по
разным качествам (сильные – слабые,
умные – глупые, добрые – жадные и т.д.)
Анализ
результатов:
Прежде всего, обращают внимание на какую
ступеньку ребенок сам себя поставил.
Считается нормой, если дети 4-6 лет ставят
себя на ступеньку «очень хорошие» и
даже «самые хорошие дети». В любом случае
это должны быть верхние ступеньки, т.к.
положение на любой из нижних ступенек
(а тем более на самой нижней) говорит не
об адекватной оценке себя, а об
отрицательном отношении к себе,
неуверенности в собственных силах. Это
очень серьезное нарушение структуры
личности, которое может привести к
депрессиям, неврозу, асоциальности у
детей. Как правило, это связано с холодным
отношением к детям, отвержением или
суровым, авторитарным воспитанием.
Конкретно об
отношении родителей к ребенку говорят
ответы на вопрос о том, куда его поставят
взрослые. Для нормального, комфортного
самоощущения, которое связано с появлением
чувства защищенности, важно, чтобы
кто-то из взрослых поставил ребенка на
самую высокую ступеньку. В идеале, сам
ребенок может поставить себя на вторую
ступеньку, а мама (или кто-то другой из
родных) ставит его на самую высокую
ступеньку.
Признаком
неблагополучия, как в структуре личности
ребенка, так и в его отношениях с близкими
взрослыми, являются ответы, в которых
все родные ставят его на нижние ступеньки.
Однако, при на
вопрос »куда тебя поставит воспитательница?»
помещение на одну из нижних ступенек
нормально и может служить доказательством
адекватной, правильной самооценки,
особенно в тех случаях, если ребенок
действительно себя плохо ведет и часто
получает замечания.
Исследование
эмоциональной сферы (Н.Л. Белопольская).
Цель:
определить способность воспринимать
и понимать эмоциональное состояние
другого человека.
Материал:
36 карточек с изображением персонажей
(люди, звери), которые находятся в
различном эмоциональном состоянии:
радость, горе, самодовольство, испуг,
агрессия, недовольство (см. приложение
10).
Ход
исследования:
перед ребенком раскладываются карточки
с изображением одного персонажа, например
кошки. Инструкция ребенку: “Посмотри,
здесь кошечка, она очень веселая. Положи
рядом с ней веселого попугая, мишку,
дяденьку и т.д.”.
Ребенок раскладывает
все карточки с одинаковым эмоциональным
состоянием по группам.
Подсчитывается
число правильных и неверных ответов
(из 36).
Проективное
интервью “Три желания”.
Цель:
исследовать эмоциональную деятельность
детей (4 года и старше).
Ход
выполнения:
ребенку предлагаются три ситуации:
—представить
себя волшебником (феей), производящим
три чуда для всех,
—вообразить
себя всемогущим и выразить три своих
заветных желания,
—представить
себя в качестве всемогущего другого
(близкого взрослого) и высказать три
его заветных желания.
Качественный
анализ высказываний детей, наличие или
отсутствие эмоциональной децентрации.
Изучение
эмоционально-нравственного развития.
Цель:
выявить особенности мотивационно-смысловой
ориентации ребенка, нравственные
критерии оценки поступков.
Ребенку предлагают
прослушать несколько коротких рассказов,
участниками которых являются дети. В
качестве обязательных компонентов
рассказы включают: предметные действия
героев, проявление определенного
отношения одного героя к другому,
указание на плохое настроение одного
из героев как следствие такого отношения.
Раскрыть эмоционально-нравственный
смысл рассказа можно лишь при сопоставлении
всех компонентов: действий, отношений
и переживаний героев.
Пример.
Дима — художник. Дима любит рисовать
зверей и часто показывает свои рисунки
брату Саше.
Вечером дети сидели
за столом. Дима нарисовал большого слона
с хоботом, ушами. “Смотри, какой у меня
слон!” — похвалился Дима. “Научи меня
рисовать такого слона”, — попросил его
Саша. “Ты же не умеешь зверей рисовать,
подрасти сначала”, — ответил тот. К
детям подошла мама: “Какой у Димы
красивый слон, как настоящий! А ты,
Саша, что нарисовал?” Но Саша молчал,
низко опустив голову…
Вопросы к ребенку:
— Что ты запомнил?
Расскажи.
— Почему замолчал
Саша?
— Кто тебе понравился,
почему?
— Кто не понравился,
почему?
— Кого похвалили
взрослые, справедливо ли?
— Как бы ты поступил
на месте Димы?
В ответах детей
отражается:
-что является для
них значительным, существенным в оценке
ситуации: ориентация на эмоционально-нравственный
смысл описанного события или на
описание предметных действий героев;
-может ли ребенок
вскрыть причину отрицательных переживаний
героев.
Диагностика
страхов у ребенка (опросник А.И.Захарова).
Цель:
выявить наличие и направленность страхов
у ребенка, Ход выполнения: инструкция
ребенку: “Скажи, пожалуйста, ты боишься
или не боишься:
когда остаешься
один?заболеть?
умереть?
того, что умрут
твои родители?каких-то людей?
маму или папу?
того, что они тебя
накажут?Бабу Ягу, Кощея
Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча?опоздать в детский
сад?страшных снов?
темноты?
волков, медведя,
собак, пауков, змей?машин, поездов,
самолетов?бури, грозы,
урагана, наводнения?когда очень высоко?
маленькой тесной
комнаты, туалета?воды?
огня, пожара?
войны?
врачей (кроме
зубных)?крови?
уколов?
боли?
неожиданных резких
звуков (когда внезапно что-то упадет,
стукнет)?”
На основе полученных
ответов делается вывод о наличии у детей
страхов и их направленности (Захаров
А.Л.) (16).
Исследование
эмпатии.
Цель:
исследование проявлений эмпатии.
Материал:
листы бумаги, цветные карандаши или
строительный материал, конструктор,
пластилин.
Ход
выполнения:
двое детей работают рядом, выполняя
разные по трудности задания в продуктивной
деятельности, внешне разная степень
трудности детям незаметна.
После выполнения
заданий детям разрешается здесь же в
комнате поиграть с привлекательными,
но знакомыми игрушками. Экспериментатор
проводит наблюдение за поведением и
эмоциональным состоянием детей, в
котором нужно получить ответы на вопросы:
заметит ли ребенок, которому досталось
более легкое задание, без подсказки
взрослого, что другому трудно? Как он к
этому отнесется? Что скажет сверстнику?
Что сделает? Сможет ли второй сохранить
свое поведение доброжелательным или
же сразу бросит работу и начнет обвинять
сверстника в своих неудачах?
Определяется
уровень эмпатии: высокий — ребенок сразу
обращает внимание на отрицательные
переживания сверстника и, вопреки
своим интересам, помогает ему; средний
— проявляется неустойчивая
эмоциональная отзывчивость — неоднократный
переход от содействия к безразличию и,
наоборот, борьба разнонаправленных,
одинаковых по силе мотивов; низкий
— ребенок не помогает сверстнику
даже тогда, когда взрослый побуждает
его, активно сопротивляется оказанию
помощи, выстраивая аргументы защитного
характера.
Исследование
произвольности.
Методика “„Да»
и „нет» не говорите” (Е.Е. Кравцова,
для детей старшего дошкольного
возраста).
Цель:
изучить возможности произвольного
регулирования общения ребенка со
взрослым.
Ход
исследования:
инструкция: “Мы с тобой поиграем в игру
“Да и нет не говорите”. Я буду задавать
вопросы” а ты на них отвечай, не называя
запрещенных слов. Запрещенные слова
“да” и “нет”, “не”.
Ребенку задают 25
вопросов, из них 20 вопросов провоцируют
запрещенные ответы, 5 -— нейтральные.
После окончания
игры спрашивают: “Верно ли ты отвечал?
Не употреблял ли запрещенные слова?”
В протоколе
фиксируется время игры, записываются
ответы ребенка, отмечаются особенности
его поведения.
Примерные вопросы:
Сколько тебе лет?
Ты сейчас спишь?
Ночью солнышко
светит?Ты любишь мороженое?
Когда ты идешь в
детский сад?Ты любишь ходить
в детский сад?Какого цвета халат
у доктора?Ты любишь ходить
к врачу?Доктор стрижет
детей?Тебя зовут (назвать
неверное имя)?Коровы умеют
летать?Зимой бывает
жарко?Ты ходишь на
работу?Кто тебе покупает
конфеты?Конфеты бывают
горькими?Трава белого
цвета?Собаки умеют
разговаривать?Машины плавают
по воде?Парикмахер лечит
детей?Ты ходишь в детский
сад?Летом бывает снег?
Ты живешь рядом
с детским садом?В детском саду
много игрушек?На снегу растут
цветы?Овощи растут на
грядке?
Для оценки уровня
развития (высокий, средний, низкий),
произвольности в общении со взрослым
подсчитывается процент верных ответов.
Методика “Домик”
(Н.И. Гуткина, для детей 6—7 лет).
Цель:
определить развитие произвольного
внимания ребенка,
Материал:
картинка, изображающая домик, отдельные
детали которого построены из элементов
прописных букв, лист бумаги, карандаш.
Ход
выполнения:
инструкция ребенку: “Перед тобой лежат
лист бумаги и карандаш. Я прошу нарисовать
точно такую картинку, какую ты видишь
на этом рисунке. Не торопись, постарайся,
чтобы твой рисунок был точно такой же,
как на образце. Если ты что-то не так
нарисуешь, то стирать резинкой нельзя,
а надо поверх неправильного или рядом
нарисовать правильно”.
Безошибочное
копирование рисунка — 0 баллов. Чем хуже
выполнено задание, тем выше суммарная
оценка. В качестве ошибок рассматриваются:
а) неправильно
изображенный элемент (1 балл). Если этот
элемент неправильно изображен во
всех деталях рисунка, то 1 балл начисляется
за все неправильные детали (колечки
дыма, деталь забора). Правая и левая
часть забора оцениваются отдельно.
Неверно воспроизведенное количество
элементов (например, колечек дыма) не
считается за ошибку;
б) замена одного
элемента другими (1 балл);
в) отсутствие
элемента (1 балл);
г) разрывы между
линиями в тех местах, где они должны
быть соединены (1 балл).
Хорошо развитая
произвольность — 0 баллов,
Среднее развитие
произвольности — 1—2 балла.
Слабое развитие
произвольности — больше четырех баллов.
Методика “Образец
и правило” (А.Л.Венгер).
Цель:
выявить умение руководствоваться
системой условий задачи, преодолевая
отвлекающее влияние посторонних
факторов. Определить уровень развития
наглядно-образного мышления 6-летних
детей.
Материал:
книжечки с заданиями (приложение 11). На
первой странице книжечки записываются
данные о ребенке и дата проведения
обследования.
Ход
исследования:
инструкция: “У всех вас такие же книжечки,
как у меня. Видите, здесь были точки
(показать на вершины треугольника).
Их соединили так, что получился рисунок
(провести пальцем по сторонам
треугольника). Рядом тоже есть точки
(указать точки справа от треугольника-образца).
Вы соедините их так, чтобы получился
рисунок, как тут (показать на образец).
Здесь есть лишние точки, их соединять
не надо. А теперь посмотрите — точки
все одинаковые или разные?
Правильно, они
разные. Одни точки — как маленькие
крестики, другие — как маленькие кружочки.
Вам нужно запомнить правило: нельзя
проводить линию между одинаковыми
точками, нельзя проводить линию между
двумя кружками, двумя крестиками или
между двумя треугольниками. Линию
можно проводить только между двумя
разными точками. Если какую-то линию вы
проведете неправильно, обязательно
скажите мне, мы сотрем ее резинкой. Когда
нарисуете одну фигуру, переверните
страницу и рисуйте следующую. Правило
остается таким же: нельзя проводить
линию между двумя одинаковыми точками
”.
Затем детям
предлагают приступить к выполнению
задания. Проверяющий и ассистент следят
за тем, чтобы не была пропущена какая-либо
задача, чтобы, закончив решение очередной
задачи, каждый ребенок переходил к
следующей. По просьбе детей стирают
указанные ими линии. Никакие
дополнительные разъяснения детям не
даются, все их действия поощряются (даже
в случае неверного решения). По просьбе
ребенка ему может быть индивидуально
повторена инструкция, может быть
разъяснено, что наличие в изображенной
фигуре двух одинаковых точек не запрещено
правилом. Единственное требование
состоит в том, чтобы такие точки не были
соединены отрезком, т.е. линией. Пассивных
детей нужно ободрять, стимулировать,
объясняя, что лучше решить задачу с
ошибкой, чем вовсе не решить.
Оценка результатов:
за каждую из шести задач ставится оценка
(от 0 до 2 баллов). Если в задаче нарушено
правило и неправильно воспроизведен
образец, ставится 0 баллов. Нарушено
правило, но правильно воспроизведен
образец; не нарушено правило, но
неправильно воспроизведен образец — 1
балл. Не нарушено правило и правильно
воспроизведен образец — 2 балла.
Если при выполнении
какой-либо задачи ребенок провел хотя
бы одну линию между заданными точками,
ставится 0 баллов (за исключением тех
случаев, когда имеется лишь небольшая
неточность, вызванная моторными или
сенсорными трудностями). В случае, когда
ребенок сам ставит дополнительные
точки, а затем проводит между ними линию,
выполнение задания также оценивается
0 баллов. Погрешности в проведении
линий (кривые, дрожащие и т.п.) не снижают
оценки.
Подсчитывается
общее количество баллов. Оно может
колебаться в пределах от 0 до 12 баллов.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
детей младшего возраста 1
Стимульный материал.
Пример инструкций. Проведение обследования.
Воз
раст.
Нормативы. Анализ результатов.
1
ЦВЕТОВОЙ ГНОЗИС.
Цветные наборы дидактических игр («Лепестки и цветок», «Бабочки и крылья», «Кастрюли и крышки».)
-Положи к каждому цветочку(4) подходящий по цвету лепесток
-Покажи где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек.
-Назови, какого цвета этот цветок.
1,5 – 2
2 – 3
2,5 – 3
сличение (1 уровень)
выбор названия (2 уровень)
самостоятельное название ( 3 уровень)
2
ФОРМА.
Круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по 2 набора из четырех основных цветов.
-Дай такую же (форма и цвет совпадают).
Покажи, где кубик.
-Назови форму.
1,5 – 2
2
3
сличение (1 уровень)
выбор названия (2 уровень)
самостоятельное название (3 уровень)
3
ПРЕДМЕТНЫЙ ГНОЗИС.
10 – 12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).
-Покажи, где нарисован ….
-Что нарисовано? Что это?
1,5 – 2
2,5
3
называет 4 – 5 картинок (1 уровень).
называет многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель (2 уровень).
— знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия (3 уровень).
4
МЕТОДИКА «ВЫБОР ПО ОБРАЗЦУ»
парные картинки
6 пар одинаковых предметных картинок
1,5
2
3
4
Методика предъявляется (0 уровень).
выбор из 2 картинок (1 уровень).
выбор из 4 картинок (2 уровень).
— методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией (3 уровень).
5
КОНСТРУК
ТИВНЫЙ ПРАКСИС
.разрезныекартинки
Картинки, разрезанные на 2 и 3 части с разной конфигурацией разреза.
Предварительный показ.
Соедини, чтобы получилась целая.
2,5-3
3-3,5
— 2 фрагмента.
— 3 фрагмента.
Совершает целенаправленные действия (0 уровень).
Соединяет части без анализа полученного целого (1 уровень).
Прикладывание с разворотами (2 уровень).
Зрительное соотношение частей (3 уровень).
6
КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ПОДРАЖАНИЮ.
Кубики, прямоугольные бруски (кирпичики), треугольные призмы (крыша), полусферы разных цветов.
У ребенка все фигуры разного цвета, у экспериментатора только одного цвета. Все фигуры становятся друг против друга и соотносятся. Далее эксп-р произвольно меняет расположение кубиков относительно друг друга и предлагает ребенку сделать то же самое со своими фигурами (по подражению).
Экспериментатор меняет расположение фигур за экраном и просит воспроизвести.
2,5-3
4
Методика предлагается.
Подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины, пространственных отношений (что до 3 лет является неадекватным ) (0 уровень).
Подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, величины, пространственных отношений (1 уровень).
Сопоставление и исправление ошибок (2 уровень).
Точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений (3 уровень).
Самостоятельный анализ образца и воспроизведения (4 уровень).
7
ПРОСТ
РАНСТ
ВЕННЫЙ ГНОЗИС.
Мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.
Посади мишку возле коробки. (Положи в, посади на, спрячь под, достань из-под )
Покажи, где верх (низ).Иди вперед (назад).
2,5-3
3,5-4
– понимает предложно-падежные конструкции, ошибается в 1-2 заданиях, легко исправляется (3 уровень).
выполняет все задания (3 уровень).
Большое количество ошибок, которые исправляются с помощью взрослого (2)
Не справляется с заданием (1)
8
ДИАГНОСТИКА СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1
Складывание пирамидки.
Пирамидка из 4 и 6 колец с колпачком.
Экспериментатор предлагает самостоятельно разобрать и собрать пирамидку. Возможен показ.
«Выбирая самое большое кольцо и надевая его на стержень…»
1
1,5-2,5
3-3,5
— Снимает кольца с пирамидки (1 уровень).
— Собирает пирамидку без учета величины (2 уровень).
— Собирает пирамидку с учетом величины и установки на результат без проб и примеривания, работая зрительным соотношением(3 уровень).
Неадекватным считается закрывание стержня колпачком до нанизывания колец. Фиксируется также обучаемость и эффективность принятия помощи со стороны экспериментатора (0 уровень).
2
Разбор и складывание матрешки.
Двусоставная, трех- и четырехсоставная матрешка.
Раскрой, разбери и собери сначала 2-х, затем 3-х, 4-х.
Возможен показ.
2,5
3-3,5
– двухсоставная.
– трех-четырехсоставная.
1-Неспецифические манипулятивные действия ( стучит об стол, подносит к уху и гремит, берет в рот и др.) (0 уровень).
2-Простое манипулирование предметом (специфическое) (1 уровень).
3-Силовая проба (вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой или наоборот, при этом использует силу (вдавливание), не учитывая свойств предмета) (1).
4-Целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения) (2 уровень).
5-Примеривание (еще не может соотнести на расстоянии и подносит предметы друг к другу, заметив несоответствие, меняет их) (3 уровень).
6-Зрительное соотношение(сразу решает задачу, зрительно соотнося элементы) (4).
Дети 3-х лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о нарушении психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.
3
Вкладыши.
7 цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера 4-х основных цветов.
2,5
3
— возможна силовая проба.
-зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание.
Неспецифические манипуляции к 2,5-3 свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.
Неспецифические манипулятивные действия (стучит об стол, подносит к уху и гремит, берет в рот и др.). Использование вкладышей не по назначению, неадекватные действия (0 уровень).
Простое познавательное манипулирование предметом (специфическое) (1 уровень).
Силовая проба (использует силу (вдавливание), не учитывая свойств и величины предмета) (2 уровень).
Хаотическая проба (совмещаются пробные и силовые действия) (2 уровень).
Целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения) (2 уровень).
Примеривание (еще не может соотнести на расстоянии и подносит предметы друг к другу, заметив несоответствие, меняет их)
(3 уровень).
Зрительное соотношение ( ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы) (4 уровень).
Высокая обучаемость – быстрый переход от более низкого способа к более высокому(3 уровень). Отсутствие обучаемости может быть связано с нарушением со стороны эмоционально-волевой и познавательной сферы (0 уровень).
4
Почтовый ящик.(А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард)
Деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями – полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.
Экспериментатор берет одну фигуру и бросает в соответствующую прорезь. Предлагает ребенку бросить остальные. Допускается оказание помощи.
До 3
После 3
Допускается силовая проба.
Появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.
-Ребенок действует силой, т.е. толкает фигуры в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру (1 уровень).
-Пробы: ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру (2 уровень).
-Примеривание: ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотнести формы зрительно на расстоянии и прикладывает фигуру к похожей, на его взгляд, прорези (шестиугольник часто прикладывается к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг – к треугольнику, и наоборот).
Бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга (3 уровень).
-Зрительное соотнесение: ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь. Разворот при этом производятся заранее, воздухе. (4 уровень)
5
С предметами быта (по О.В.Баженовой).
Ребенку предъявляется соответствующий предмет быта.
Просят выполнить с ним определенное действие.
15 мес.
18 мес.
2
2,5
3
— подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге. (0)
– снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивает одновременно 2-3 страницы, указывает на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой, умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия. Если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из предметов, а затем поменять их местами, он находит игрушку на новом месте.(1)
– запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу: каждую страницу отдельно. Сам надевает носки, туфли, штанишки. В игре воспроизводит ряд логически связанных действий.(2)
— подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.(3)
– подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре играет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.(4)
9
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ИГРЫ.
Детям предлагается поиграть со знакомыми игрушками.
Детям предлагается поиграть со знакомыми игрушками.
До 2
2
2-3
к 3
-Неадекватные действия с игрушкой.(0)
-Манипуляции с предметами. (1)
-Процессуальные игровые действия (возит машину, одевает и раздевает куклу и т.п.). (2)
-Процессуальная игра с элементами замысла (нагружает машину кубиками, катает куклу). (3)
-Сюжетная игра. (4)
10
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ.
1
Общая моторика. Статическая и динамическая координация.
1
1,5-2
2,5
3
– самостоятельная ходьба; (0)
– поднимается и спускается по лестнице, держась за поручень; (1) перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;
– подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом; (2)
– поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой12-15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 сек с открытыми глазами. (3)
2
Одновременность движений.
По бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты по 3 с каждой стороны.
По сигналу ребенок двумя руками должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременных движениях рук.
3
Отчетливость движений.
Предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу.
3
–Отмечается наличие (отсутствие) синкинезий.
4
Тонкие движения пальцев рук.
2
2,5-3
Оценивается степень дифференцированности движений и возможность движений с мелкими предметами.
– повторить штрихи; рисует круги;
– рисует прямые линии, круги по показу; может нарисовать человека «головонога».
5
Оральный праксис.
Губ: вытянуть трубочкой, растянуть в улыбку;
Щек: надуть и втянуть;
Языка: положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка горку.
Наличие девиаций языка, ассиметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые), объем (доводит ли движения до конца), переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.
11
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ.
3 – возрастная норма
2 – норма предыдущего возрастного уровня, ошибки, помощь взрослого
1 – начатки формирования, многократная помощь взрослого и повторение задания
0 – отсутствие реакции
1
По слуху.
Встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.
Выполнить по памяти серию инструкций:
1,5
2
3
– выполняет 3 действия.
– 3-4 действия.
– 5 действий.
2
Зритель
ная. Чего не стало.
Ребенку предъявляются 4 картинки, которые он называет.
Ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой, либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.
Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.
12
ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ.
Зрительный диктант.
5 таблиц в 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).
2-2,5 – две повторяющиеся картинки.
2,5-3 – три повторяющиеся картинки.
Вот здесь, на таблице, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики) как можно быстрее, не ошибайся.
Скорость выполнения одной таблицы 1,5 мин.
Повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации).
Генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий).
Застреваемость внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить от одного объекта к другому.
Ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации).
3 – возрастная норма
2 – норма предыдущего возрастного уровня, ошибки, помощь взрослого, нарушение по времени, объему
1 – начатки формирования, многократная помощь взрослого и повторение задания, значительные нарушения по времени и объему
0 – отсутствие реакции, непонимание задания
13
ЭМОЦИО
НАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА И ПОВЕДЕНИЕ.
Контактность.
По наблюдению.
Легкий, быстрый контакт. (4)
Поверхностный. (3)
Контакт устанавливается с трудом. (2)
Уходит от контакта. (1)
Протестная реакция. (0)
1
Внимание.
Взгляд фиксирует (не фиксирует).
Внимание устойчивое (не устойчивое).
С хорошей переключаемостью с одного предмета на другой.
Застревание.
С явлениями генерализации.
2
Фон настроения.
Нормальный.(3)
Несколько повышен (снижен). (2)
Эйфоричный (Депрессивный). (1)
5) Контрастирующий. (0)
3
Реакция на поощрение и порицание.
Адекватная. Корректировка деятельности. (4)
Индифферентная., с повышением (снижением) результативности работы. (3)
Отсутствие реакции. Отказ от деятельности при порицании. (2)
Агрессивная реакция на порицание. (1)
Дезорганизация деятельности. (0)
Источник